<< Пред. стр.

стр. 29
(общее количество: 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

как они могут использовать поточную карту для изучения эффектив-
ности деятельности своей организации (или подразделения).
В качестве практического задания для участников корпоративных
ТМ-тренингов предлагается подробно проанализировать какую-ни-
будь (выбранную для анализа самими участниками тренинга) трудо-
вую операцию с использованием двусторонней «Аналитической по-
точной карты» (бланк см. в Приложении).
Данное задание рекомендуется выполнять совместно в единой ко-
манде топ-менеджерам (при оценке основных функций организации
в целом) или руководителям подразделений вместе с ведущими ме-
неджерами среднего звена (для оценки функций отдельного подраз-
деления).
Работа над картой проводится в режиме мозгового штурма, при
заполнении карты учитываются и отмечаются идеи и мнения каждо-
го из участников обсуждения.
Если есть потребность в полном, комплексном анализе деятель-
ности подразделения (или организации), то заполняется несколько
поточных карт; каждая отдельная трудовая функция подразделения
(организации) описывается на отдельной поточной карте. Кроме того,
для описания даже одной трудовой функции рекомендуется запол-
нять две поточные карты — одну для описания сложившегося поло-
жения дел, вторую — для описания нового, усовершенствованного
метода работы. В принципе, можно работать и с одной картой, если
использовать пропуски места, выделение цветом и т. п.
При заполнении «Аналитической поточной карты» следует при-
держиваться следующей процедуры:
1. Функция подразделения описывается как процесс, реально су-
ществующая последовательность действий, операций (поле «Описа-
ние процесса»).
2. Каждое действие оценивается как вид типовой операции (опе-
рация, транспортировка, контроль, задержка, хранение; типовые опе-
рации описаны в разделе 3.3). Для этого в поле «Символ карты» требу-
ется обвести соответствующий значок.
3. Далее заполняются поля «Время», «Путь», «Количество» (в лю-
бых удобных единицах измерения). Возможно, для заполнения дан-
ных полей потребуется дополнительная информация (хронометраж,
измерение расстояний и т. п.).
4. Далее в графе «Анализ» любым значком (например, крестиком)
отмечаются любые неудовлетворительные моменты каких-либо (не
обязательно всех) описанных трудовых операций (поля «Что?», «Где?»,
«Когда?», «Кто?», «Как?»). Более детально отмеченные неудовлетво-
рительные моменты описываются в п. 1 на второй стороне аналити-
ческой карты.
5. В графе «Изменение» необходимо любым значком (например,
крестиком) отметить возможный способ улучшения трудовой опе-
рации («Устранить», «Совместить», «Послед-сть», «Рабоч. место», «Ис-
полнитель», «Улучшить»). Более подробно идеи по оптимизации
трудовых операций расписываются в п. 2 на второй стороне аналити-
ческой карты.
6. В поле «Вопросы, предложения, комментарии» заносятся любые
оригинальные замечания и дополнения участников обсуждения.
7. В поле «Итог» на второй стороне карты оценивается потен-
циальная эффективность предложенной участниками оптимизации
работы.
Примечание для ведущего ТМ-тренинга. Тренер активно участвует в
работе группы, помогая заполнять «Аналитическую поточную карту».
В некоторых случаях заполнение «Аналитической поточной карты» мо-
жет быть для участников тренинга «домашним заданием» (если для за-
полнения карты требуется дополнительная информация), выполнение
которого, впрочем, обязательно должно быть проверено непосредствен-
но на тренинге.
Эффективность работы по выполнению этого упражнения значитель-
но повышается, если добавить к заданию «элемент соревновательности»,
поручив заполнение одной и той же карты двум рабочим группам.
ПРАКТИКУМ К ГЛАВЕ 4


ЗАДАНИЕ 1. Жизненные ценности личности
Этот тест полезен на старте процедуры целеполагания (разделы
4.4—4.6, 4.10), он позволяет выявить основные жизненные ценности
личности, которые выступают в роли мета-целей и «ценностной рам-
ки», задающей основные принципы и направления формулируемых
в дальнейшем целей.
Инструкция к тесту: «Из предложенного списка ценностей выбе-
рите 5—7 из них. Выбранные ценности отметьте любым удобным для
вас способом (подчеркните, обведите и т. п.).
Сначала внимательно ознакомьтесь со всем списком, и только пос-
ле этого выбирайте действительно значимые в вашей жизни ценности».
Список ценностей:
1. Твердая воля 21. Вера в Бога
2. Целеустремленность 22. Смекалка
3. Верность принципам 23. Терпение
4. Прямота, откровенность 24. Удовольствия
5. Искренность 25. Развлечения
6. Жертвенность 26. Понимание людей
7. Терпимость 27. Дети
8. Мудрость 28. Любовь
9. Доброта 29. Семья
10. Щедрость 30. Практичность
11. Честность 31. Спокойствие
12. Порядочность 32. Спорт
13. Смелость 33. Бережливость
14. Жизнерадостность 34. Широта взглядов
15. Чувство юмора 35. Сочувствие
16. Духовность 36. Художественные интересы
17. Дружелюбие 37. Досуг, хобби
18. Альтруизм 38. Деньги
19. Оптимизм 39. Общение
20. Уважение к людям 40. Работоспособность
41. Тактичность 45. Хорошее настроение
42. Патриотизм 46. Профессионализм
43. Самоконтроль 47. Другое:
44. Домашний уют

Проанализируйте выбранные вами ценности. Можно ли составить
иерархию ваших ценностей (какая из них наиболее важная, оказав-
шаяся на первом месте; в каком порядке по степени убывания значи-
мости можно расположить другие ценности)? Не существует ли про-
тиворечий между вашими ценностями? Если противоречия между
ценностями существуют, то как вы разрешаете их в жизни?
Примечание для ведущего ТМ-тренинга. Предлагаемый тест является
сокращенным вариантом методики Е. Б. Фанталовой «Свободный вы-
бор ценностей» (см. Фанталова Е. Б. Диагностика и психотерапия внут-
реннего конфликта. Самара, 2001, с. 66—71). В зависимости от целей и
особенностей участников ТМ-тренинга можно использовать различные
по объёму и глубине получаемой информации тесты, направленные на
изучение ценностной сферы личности, например, тест ценностных ори-
ентации (ЦО) М. Рокича, опросник И. Шварца для изучения ценнос-
тей (см. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей
личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004)
и др.


ЗАДАНИЕ 2. Целеполагание: постановка
долгосрочных целей
Опираясь на знания о природе целей (см. разделы 4.4—4.6) и ис-
пользуя методы поиска целей (раздел 4.7), сформулируйте и запиши-
те 7±2 индивидуальные долгосрочные жизненные цели.
Для того чтобы не потерять существующую между жизненными
целями преемственность, предварительно составьте полную «карти-
ну» ваших жизненных целей в их трансспективе (то есть включая про-
шлое, настоящее и будущее). Для этого заполните бланк методики
«Стрела времени» (см. Приложение), указав в верхней его половине
личные цели, а в нижней — карьерные и профессиональные. Коли-
чество указанных целей может быть любым. Назначение методики
«Стрела времени» — выявить долгосрочные цели, которые «тянутся»
из прошлого в будущее, но актуальны и в настоящее время.
Наиболее актуальные в вашей сегодняшней жизнедеятельности
долгосрочные цели запишите в приведенной ниже таблице. После того
как вы выписали цели, проранжируйте их, расставьте приоритеты,
например, по методу АБВ (см. раздел 4.15).




Примечание для ведущего ТМ-тренинга. Выполнение методики «Стре-
ла времени» требует сравнительно больших затрат времени на воспоми-
нания о прошлых целях, обобщение и уточнение представлений о сегод-
няшних и будущих целях. Именно поэтому методику «Стрела времени»
выполнять лучше не на самом тренинге, а как домашнее задание. На тре-
нинге может быть получена обратная связь по процессу и результатам
выполнения методики. Также результаты выполнения методики исполь-
зуются для заполнения таблицы с долгосрочными целями, которая час-
тично может стать предметом групповой работы.

ЗАДАНИЕ 3. Целеполагание: анализ взаимосвязей
между целями
В приведенной ниже квадратной рамке в любой удобной для вас
форме отобразите и подпишите сформулированные вами долгосроч-
ные жизненные цели (см. Задание 2 данного Практикума). Проана-
лизируйте и отобразите взаимосвязи между целями по принципу «до-
стижение цели А будет способствовать, поможет достижению цели Б»
(см. раздел 4.10, п. 4). При желании на схеме также можно отобразить
(например, другим цветом или линиями другого типа) негативные
взаимосвязи между целями: «Достижение цели В будет мешать, пре-
пятствовать, подавлять достижение цели Г».
Проанализируйте изображенную вами систему взаимосвязей меж-
ду жизненными целями. Существуют ли цели, от которых зависит
выполнение большого числа других целей (от них обычно отходит
больше всего «исходящих» стрелок)? Существуют ли цели, выполне-
ние которых во многом зависит от выполнения других целей (к ним
обычно подходит больше всего «входящих» стрелок)? Существуют ли
в вашей системе целей «цели-аутсайдеры» (не связанные или слабо
связанные с другими целями)? Как вы оцениваете синергизм (согла-
сованность, позитивное взаимовлияние) вашей системы целей?

ЗАДАНИЕ 4. Целеполагание:
анализ «цели — ценности»
Используя выбранные вами жизненные ценности (см. Задание 1
данного Практикума) и сформулированные вами долгосрочные жиз-
ненные цели (см. Задание 2 данного Практикума), проведите анализ
«цели — ценности» (см. раздел 4.10, п. 5). Для этого заполните следу-
ющую таблицу, оценивая (0 — не важно, 1 — важно, 2 — очень важ-
но) вклад каждой цели в каждую из ценностей:
П р и м е ч а н и е . В столбцах 1-7 перечисляются жизненные ценности, в стро-
ках 1-9 — долгосрочные жизненные цели.
Проанализируйте результаты заполнения таблицы. Достижение
каких жизненных целей вносит наибольший вклад в ваши жизнен-
ные ценности, а достижение каких — наименьший? Сопоставьте ре-
зультаты заполнения таблицы с результатами анализа взаимосвязей
между целями (см. Задание 3 данного Практикума). Действительно
ли наиболее важные (с точки зрения ценностей) цели являются зна-
чимыми для достижения всех остальных жизненных целей?
Примечание для ведущего ТМ-тренинга. Можно предложить участни-
кам разработать и использовать собственную систему оценивания вкла-
да целей в ценности.
Также в некоторых случаях требуется активное вмешательство тренера
в процесс анализа «цели — ценности», чтобы сделать его более точным и
содержательным. Например, иногда участники «высчитывают» равный
итоговый вклад каждой цели в ценности, что фактически указывает на
отсутствие реальных приоритетов и размытость системы целей. В подоб-
ных случаях необходимо групповое обсуждение и уточнение результатов
проведенного анализа.


ЗАДАНИЕ 5. Целеполагание: ситуационный анализ
Выберите какую-либо одну из сформулированных вами жизнен-
ных целей (см. Задание 2). Проанализируйте имеющиеся у вас для
достижения данной конкретной цели на настоящий момент времени
личностные возможности и ресурсы («сильные стороны») и ограни-
чения («слабые стороны»). Для этого используйте таблицу ситуаци-
онного SWOT-анализа, приведенную в Приложении. Проведение
ситуационного анализа описано в разделе 4.11.
ЗАДАНИЕ 6. Целеполагание:
анализ «цель — средства»
Выберите какую-либо одну из сформулированных вами жизнен-
ных целей (см. Задание 2). Проведите анализ имеющихся у вас для
достижения данной цели средств и ресурсов (см. раздел 4.10, п. 8).
Бланк для проведения анализа «цель — средство» приводится в При-
ложении.


ЗАДАНИЕ 7. Целеполагание:
анализ «цель — задачи»
Выберите какую-либо одну из сформулированных вами жизнен-
ных целей (см. Задание 2). Проведите декомпозицию выбранной цели,
«разложив» ее на частные оперативные задачи, к выполнению кото-
рых вы можете приступить уже сейчас. Проведение анализа «цель —
задачи» описано в разделе 4.10, п. 9, бланк для проведения анализа
приводится в Приложении.


ЗАДАНИЕ 8. Планирование рабочего дня
по методу «Альпы»
С использованием метода «Альпы» (см. раздел 4.17) и органайзера
(бланк см. в Приложении) спланируйте свой ближайший рабочий
день, который состоится после проведения тренинга.
Особое внимание уделите постановке задач: какой способ поста-
новки ежедневных задач для вас наиболее эффективен (речь идет об
использовании «золотых» пропорций; см. раздел 4.15)?
Примечание для ведущего ТМ-тренинга. Результаты планирования ра-
бочего дня по методу «Альпы» крайне важно обсудить в микрогруппах
так, чтобы каждый «планировщик» получил подробную обратную связь
о слабых и сильных сторонах разработанного им плана. Если позволяет
формат тренинга, то для экспертизы качества постановки задач на день
можно использовать (полностью или частично) систему SMART (см. раз-
дел 4.8).
ПРАКТИКУМ К ГЛАВЕ 6


ЗАДАНИЕ 1. Оценка индивидуальных
суточных ритмов
На приведенном ниже типовом графике суточных биоритмов (см.
раздел 6.18) изобразите в виде отдельных графиков ваши собствен-
ные биоритмы:
1) физические (связанные с работоспособностью, с периодами
мобилизации и спада физических сил);
2) эмоциональные (связанные с перепадами настроения, когда оно
хорошее, повышенное, а когда, наоборот, плохое, пониженное);
3) интеллектуальные (связанные с умственной работоспособнос-
тью, с периодами, когда легко концентрировать внимание на
решении сложных задач, либо, напротив, с периодами снижен-
ного функционирования познавательных процессов);
4) связанные с общением (периоды, когда вам хочется побыть в
одиночестве, никого не видеть и не слышать, и периоды, когда
хочется много общаться с разными людьми).




Какие из ваших биоритмов совпадают со «стандартным» суточным
ритмом работоспособности, отображенном на графике (а какие от-
личаются)? Как вы думаете, существует ли какая-нибудь взаимосвязь
(взаимовлияние) между изменениями ваших биоритмов? С учетом
специфики ваших индивидуальных биоритмов предложите несколь-
ко собственных «Правил хорошего рабочего дня» (см. раздел 6.19).
Примечание для ведущего ТМ-тренинга. Желательно заранее заготовить
бланки (по количеству участников) формата А4 с изображением «стан-
дартного» суточного графика работоспособности. При рисовании участ-
никами графиков собственных индивидуальных биоритмов удобнее всего
использовать фломастеры различных цветов. Нарисованные участника-
ми графики могут послужить основанием для разного рода психогимна-
стических разминочных упражнений, вроде «Соберитесь в одну команду
все те, у кого подъем интеллектуальных функций приходится на вторую
половину дня».


ЗАДАНИЕ 2. Анализ индивидуальной системы
коммуникаций
В качестве первого шага по проектированию и построению эф-
фективной персональной системы коммуникаций, проведите реви-
зию своего круга общения (см. раздел 6.13). С кем и на какие темы вы
обычно общаетесь?
1. Сначала определите 2—3 жизненно важные сферы вашего об-
щения (например, работа или учеба, семья, друзья и др.). Впишите в
таблицу Ф. И. О. или инициалы всех людей, с которыми вы общае-
тесь регулярно более 1 2 часов хотя бы 1 2 раза в неделю.
— —
2. Решите, с кем вы хотите общаться больше, а с кем меньше?
Можно отметить ваши идеи по изменению объема общения прямо в
таблице, написав рядом с инициалами, например, математические
символы:
«общаться меньше» ( < );
«общаться больше» ( > );
«оставить без изменений» ( = );
«совсем отказаться от общения» ( 0 ).
3. Решите, с кем вы хотите изменить характер общения, и укажите
с помощью стрелок направление этих изменений (пример см. в раз-
деле 6.13).
4. Решите, какие изменения в индивидуальной системе коммуни-
каций следует произвести в первую очередь? То есть какие измене-
ния вашего круга общения являются наиболее приоритетными с точ-
ки зрения оптимизации затрат времени на общение.
Выберите 3—5 приоритетных действий по изменению системы ком-
муникаций и прямо в таблице (рядом с инициалами людей, с кото-
рыми необходимо изменить характер общения) проставьте цифры,
указывающие приоритетность действий («1» — «изменить в первую
очередь» и т. д.).
Сергей Иванович Калинин

ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ
Практикум по управлению временем

Директор Л. Янковский
Г л а в н ы й редактор И. Авидон
Технический редактор О. Колесниченко
Художественный редактор П. Борозенец


Подписано в печать 25.12.2005. Формат 60x90'/16. Усл. печ. л. 23,2.
Тираж 3000 экз. Заказ № 4488

ООО «Издательство „Речь"»
199178, Санкт-Петербург, ул. Шевченко, д. 3 (лит. «М»), пом. 1
тел. (812) 323-76-70, 323-90-63, sales@rech.spb.ru, www.rech.spb.ru
Отпечатано с готовых диапозитивов в ГУП «Типография "Наука"»
199034, Санкт-Петербург, 9 линия, д. 12

ocr:Jansal

<< Пред. стр.

стр. 29
(общее количество: 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ