<< Пред. стр.

стр. 5
(общее количество: 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ризма» в самом здоровом и конструктивном смысле этого слова), но
и от организации.
Выше уже отмечалось, что многие современные бизнес-организа-
ции являются «плохими» с точки зрения карьерной перспективы.
В подобных организациях, с одной стороны, недостаточно хорошо
«сконструирована» организационная структура. Например, в органи-
зации может быть ряд «тупиковых» подразделений, где карьерный рост
сотрудника (вертикальная карьера) ограничен 1—2 ступенями, а го-
ризонтальная или диагональная карьеры в принципе недоступны.
С другой стороны, в организациях с плохой карьерной перспекти-
вой даже при наличии сложной и «высокой» иерархии может отсут-
ствовать какое-либо планирование карьерного роста сотрудников. Это
неизбежно приводит к тому, что на одних уровнях организационной
иерархии наблюдается страшная текучесть кадров, а на других уров-
нях — «непоколебимые» сотрудники, сидящие на своих должностях
не одно десятилетие. Плохие карьерные перспективы в организации
являются чаще всего либо результатом отсутствия внятной кадровой
политики со стороны руководства организации, либо следствием не-
эффективной работы кадровой службы.
Для более детального понимания связи субъективных (по вине
сотрудника) и объективных (по вине организации) причин медлен-
ной карьеры предлагается следующая таблица (табл. 9).
Субъективные и объективные причины медленной карьеры объ-
единены в таблице попарно не случайно, так как между ними суще-
ствует определенный синергизм. Например, медлительному в силу
своего темперамента или в силу привычного стиля работы сотрудни-
ку незачем торопиться, если в организации скорость выполнения даже
крайне важных задач не контролируется и не связана с системой мо-
тивации. Можно никуда не торопиться, так как за быстрое выполне-
ние задачи никто не похвалит, а за медленное выполнение, скорее
всего, не накажут. Подобная система расхолаживает людей, поощряя
медлительность, и значительно снижает темп карьерного роста у мно-
гих сотрудников.
И наоборот, если даже медлительный сотрудник попадает в условия
«потогонной» организации труда, где ценится и оценивается каждая
секунда работы, то он вольно или невольно мобилизуется и начинает
внимательнее относиться к скорости собственной работы. Исполне-
ние поставленных задач ускоряется, и, как гласит восточная мудрость,
«где много дел — много и свершений», и в целом карьера становится
более динамичной и «быстрой».
Если «копать глубоко», то в ходе личностно-ориентированного
карьерного консультирования можно обнаружить четыре главные
причины, которые губят карьеру, «замораживая» ее. В своей совокуп-
ности эти четыре причины могут образовывать своеобразный «синд-
ром неудачника», преодоление которого требует вмешательства и по-
мощи со стороны психолога-профессионала:
1. «Защищенность» на собственных недостатках, неумение исполь-
зовать свои сильные стороны. В данном пункте речь идет о занижен-
ной самооценке и искаженной Я-концепции. Часто в самосознании
человека существует весьма странная конструкция под названием
«Я как профессионал», в которой он делает ставку отнюдь не на са-
мые сильные свои способности. Когда данная конструкция не про-
ходит «проверку реальностью», человек начинает обвинять во всем
либо окружение, либо себя самого. Проблема решается внутренней
переориентацией личности на собственные сильные стороны, кото-
рые нужно понять, переоценить и принять, по-новому «перекроив»
собственную Я-концепцию.
2. Чрезмерная тщательность и ответственность, что ведет к посто-
янным «пробуксовкам». Если в структуре личности доминируют та-
кие черты, как излишняя ригидность и педантичность, это также в
значительной мере снижает скорость карьерного роста.
3. Пессимизм, неверие в свое дело, в свои силы, вообще в то, что в
жизни возможны успех и удача. В данном пункте речь идет о разно-
образных эмоциональных проблемах — повышенной тревожности,
ранимости и обидчивости, неумении переживать радость успеха, не-
умении получать удовольствие от работы и т. п. Как правило, песси-
мизм основывается в первую очередь на своеобразной «трудовой ан-
гедонии» (неспособности находить в своей работе привлекательные
стороны и переживать связанные с ними положительные эмоции).
Неизбежным следствие ангедонии является то, что место положитель-
ных эмоций занимают «хронические» отрицательные переживания.
Пессимизм на срединных и конечных этапах карьеры может быть свя-
зан с феноменом эмоционального выгорания.
4. «Синдром отшельника» — проблемы в общении, одиночество,
неспособность и неумение сотрудничать, работать в команде. При-
чины «синдрома отшельника» могут быть самыми разными, начиная
с легко корректируемой неразвитости отдельных коммуникативных
навыков и заканчивая неприятием коммуникативной культуры орга-
низации, например, по этическим соображениям, что приводит к со-
знательной самоизоляции. «Синдром отшельника» также может быть
связан с акцентуациями характера, невротическими проблемами и
тому подобными внутриличностными особенностями.
Используя приведенную таблицу причин медленной карьеры, выбе-
рите 2—4 пары взаимосвязанных объективных и субъективных причин,
которые наиболее характерны для вашей организации.
Предложите свои «рецепты» преодоления таких причин неудачной ка-
рьеры, как чрезмерная тщательность, пессимизм, «синдром отшельника».



1.13. ВИДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ
Изучение психологических аспектов восприятия и переживания
времени ведется чуть ли не с первых дней существования науки пси-
хологии. Уже в начале XX века психологи довольно подробно изучи-
ли временные свойства ощущений и образов восприятия (так назы-
ваемое «чувство времени»). С середины XX века исследовательские
интересы сместились на изучение более «глобальных» временных ас-
пектов психики, например, стали активно исследовать «психологи-
ческое время» личности и ее отдельных подструктур.
Автор, рискуя навлечь на себя немилость коллег-психологов, вы-
делил три основных вида психологического времени: восприятие, пред-
ставление и концепция времени (табл. 10). Разумеется, выделенные
виды ни в коей мере не являются строгой научной систематизацией.
Виды времени и их описания, представленные в таблице, предназна-
чены скорее для того, чтобы охватить наиболее известные феномены
«психологического времени», изучаемые современной психологией,
в удобной для всех изучающих ТМ форме.
Вообще-то говоря, по каждому виду психологического времени,
вынесенному в отдельные пункты данной таблицы, написано доволь-
но много серьезных книг и научных статей. Подробное рассмотрение
каждого из пунктов таблицы заняло слишком бы много времени.
Например, такая сторона личностного времени, как внутренняя
концепция «событий — обыденности», весьма подробно рассматри-
вается в экзистенциальной философии и в экзистенциально-ориен-
тированной психологии и психотерапии. «Событие» — личностно
значимая для человека «часть мира», имеющая собственные уникаль-
ные пространственно-временные характеристики. Причем границы
и особенности динамики пространственно-временных характеристик
события зависят в первую очередь от характера индивидуального пе-
реживания и понимания происходящего. Очевидно, что проживание
внутри событийного времени и последующее его понимание будут
сильно различаться у разных людей, даже если они объективно нахо-
дились в одной и той же ситуации.
Обобщить временные характеристики «событий» и построить фор-
мальную модель «событийного времени» невозможно, но можно «по-
стичь» временные характеристики чужого события, «соприкоснуться»
с ним посредством качественно выстроенной коммуникации. Каче-
ственно выстроенная коммуникация («подлинный диалог») эмпатий-
но вовлекает нас в переживание события, делает его соучастником, и
тогда нам становится доступным понимание временных характерис-
тик события («так, как если бы на месте этого человека был я»). «Со-
бытия» составляют историю личности и определяют содержание и
временные характеристики его судьбы в целом.
«Обыденность», которая противопоставляется «событиям», вообще
не наделяется временными характеристиками. По своей сущности обы-
денность является отрезком жизни, в котором событий не происходит.
Обыденность — это период ожидания событий (во время которого мы
испытываем разного рода экзистенциальные эмоции — скуку, тревогу,
тоску и т. п.) или создания их посредством своей активности. Этот от-
резокжизни может быть измерен часами, но с субъективной точки зре-
ния он является авременным, «пустым», «неподвижным». Недаром в
экзистенциальной философии обыденность любят сравнивать со сном
или смертью, когда человек «как бы не существует».
Вспомните каких-либо ярких представителей своей профессии, с ко-
торыми вы лично знакомы. У кого из них более точное представление о
времени в процессе работы: у молодых или пожилых; у начинающих или
у имеющих большой трудовой стаж; у мужчин или у женщин?
Какие еще личностные особенности, характерные именно для вашей
профессиональной деятельности, имеют большое значение для точного
представления времени в различных трудовых ситуациях?
Что именно в вашей работе является «событием» (неважно, хорошим
или плохим)? А что в вашей работе является «обыденностью»? Каким
образом вы можете превратить «обыденность» в «события»?




1.14. ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА
И ВРЕМЕННАЯ ТРАНССПЕКТИВА

Для более четкого понимания видов психологического времени
можно предложить схему, иллюстрирующую субъективное время че-
ловека в целом.




В каждый момент времени человек находится в том самом време-
ни, которое субъективно ощущается им как «настоящее» (см. табл.
10, столбец «Восприятие времени»). Однако по своей природе «на-
стоящее» является крайне неуловимым временным интервалом (или
ощущением этого интервала) и постоянно «ускользает» от четкого
осознавания. Реально же человеку гораздо удобнее (и для него это
более естественно) осознавать время, связанное с какой-либо конк-
ретной ситуацией его жизнедеятельности. Это актуальное осознава-
ние включает в себя не только постоянно исчезающее «настоящее»,
но и оценку этого самого настоящего в связи с актуальным (субъек-
тивно близким, непосредственно связанным с настоящим) прошлым
и актуальным будущим. Данная целостная оценка времени, «привя-
занная» к ситуации жизнедеятельности, в нашей терминологии есть
не что иное, как представление о времени (столбец «Представление о
времени» в табл. 10).
Восприятие времени и представление о времени неразрывно свя-
заны между собой (на рисунке изображены в виде сферы, внутри ко-
торой бегущий человечек) и вместе составляют ситуативную времен-
ную перспективу личности. При желании человек может полностью,
ясно и четко осознать свою временную перспективу в любой ситуа-
ции жизнедеятельности, ему достаточно лишь сосредоточить внима-
ние на ощущении настоящего и рационально оценить (проанализи-
ровать) временные аспекты того, что недавно было, и то, что сейчас
произойдет.
В течение своей жизни человек движется от одной ситуации к дру-
гой (цепочка стрелок в верхней части рисунка), и здесь уже в силу
вступают временные законы и правила, содержащиеся в «концепции
времени» человека (столбец «Концепция времени» в табл. 10). Имен-
но на основе этих законов человек выстраивает трансспективу соб-
ственной жизни, отличая события от не-событий (обыденности) и
выстраивая их в осмысленную (взаимосвязанную) цепочку: из про-
шлого — через настоящее — в будущее. Прошлое во многом предо-
пределяет поведение человека в настоящем (от одних событий про-
шлого он бежит, другие старается повторить или удержать и т. п.), а
будущее (как мотивационно заряженные «образы целей») как бы при-
тягивает настоящее к себе, также во многом определяя его времен-
ные свойства.
Трансспектива — это невидимая линия, направляющая поступки
человека от событий прошлого (воспоминаний о них) к мечтам и це-
лям будущего через понимание и оценку настоящих событий. В кон-
тексте трансспективы события настоящего не просто воспринимаются
или переживаются — они наделяются смыслом.
«Концепция времени» задает вектор субъективного времени че-
ловека, а также формирует саму субъективную «систему отсчета» ин-
дивидуального личностного времени, определяя его «масштаб».
«Концепция времени» выражается в жизненной стратегии лично-
сти и может быть частично осознана и частично изменена. Напри-
мер, человек может пересмотреть свое понимание «событий» и зано-
во выстроить трансспективу собственной жизни таким образом, что
его жизненные планы по достижению рационально поставленных
целей станут более реалистичными и достижимыми.
Пожалуй, я несколько увлекся теоретическими построениями ка-
сательно психологического времени... Коллег-психологов я прошу рас-
сматривать данные построения как своего рода «научную провокацию»
(автор вполне сознательно использует традиционные термины, вроде
предложенной еще К. Левиным «временной перспективы», но напол-
няет их собственным содержанием) и пищу для размышлений.
Неискушенному в психологии читателю важно лишь понимать, что
для успешного решения задач стратегического ТМ необходимо ра-
зобраться (самостоятельно или с помощью психолога) с собственной
временной трансспективой. Чтобы успешно управлять временем сво-
ей жизни, неплохо было бы знать, «от чего я бегу, к чему стремлюсь, и
вообще, по каким законам течет время моей жизни».
Для эффективного решения задач повседневного, «оперативного»
ТМ достаточно как следует разобраться в своей временной перспек-
тиве. Дело в том, что у каждого человека существует как бы собствен-
ный (зачастую не очень хорошо осознаваемый) способ восприятия и
представления времени. У кого-то переживание («чувство») настоя-
щего момента длится секунды, а у кого-то — минуты. Кто-то лучше
помнит свое «актуальное прошлое» (и ориентируется на него в насто-
ящем), кто-то в большей степени руководствуется в своем настоящем
интуитивными догадками об «актуальном будущем». Точное знание
всех этих стилевых особенностей, того, как вы привыкли обращаться
со временем, позволит вам более эффективно освоить и применять
методы ТМ.
Представьте или вспомните такую ситуацию, когда вы были максималь-
но погружены в настоящее (при этом «актуальное прошлое» и «актуаль-
ное будущее» как бы пропадают). Приведите примеры таких ситуаций.
Вспомните ситуации своей жизни, когда «актуальное прошлое» пре-
обладало во временной перспективе (когда вы были полностью погруже-
ны в воспоминания о недавнем событии, а настоящее и будущее как бы
не существовали). Приведите примеры.
Вспомните ситуации, когда «актуальное будущее» преобладало во вре-
менной перспективе (когда вы так сильно ожидали чего-либо или стреми-
лись к чему-либо, что прошлое и настоящее исчезали). Приведите примеры.
Как вы считаете, как должны быть распределены компоненты времен-
ной перспективы в различных ситуациях вашей профессиональной дея-
тельности, чтобы она была успешной?
Можно ли управлять временной перспективой таким образом, чтобы
она наиболее соответствовала характеру работы? Если можно, то каким
образом?




1.15. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ
ВНУТРЕННИХ КОНЦЕПЦИЙ ВРЕМЕНИ

На основе моего опыта проведения ТМ-тренингов, я сделал вы-
вод, что такие виды психологического времени, как «восприятие вре-
мени» и «представление времени» обычно не вызывают сложностей в
понимании, а вот «концепция времени» вызывает много вопросов и
уточнений. Конечно, можно сделать глубокомысленный вид и отпра-
вить всех интересующихся изучать труды классиков психоанализа,
экзистенциальных философов и др., но лучше преподнести им «вкус-
ненький» пример.
В качестве примера, поясняющего идею внутренней философии
времени, хорошо подойдут три основных типа концепции времени,
выделенных Н. Ю. Григоровской (ИПРАН, 1998). В «шапке» табли-
цы в форме краткой характеристики субъективного времени указаны
три типа «концепций времени», соответствующие трем различным
типам личности (табл. 11).
Обратите внимание на полученное исследователями в реальном
эксперименте процентное соотношение людей с разным типом от-
ношения ко времени и на те социально-психологические роли, в ко-
торых они наиболее эффективны. Если хороших «креативщиков» и
«аналитиков» в организации обычно всегда не хватает (35%), то хоро-
шие «прогнозисты» вообще на вес золота (5%)!
Можно попробовать взглянуть на эту ситуацию с другой стороны.
Что произойдет, если человеку удастся глубоко осознать свое отно-
шение к времени и изменить его? Может быть, он сумеет обнаружить
в себе талант «аналитика» или «прогнозиста»?
Просмотрите таблицу. Если судить по предложенным описаниям, то к
какому личностному типу с характерной внутренней концепцией вы от-
несли бы себя? Почему?
Внимательно прочитайте строку таблицы «Проявления в повседнев-
ной жизни». Не узнаете ли вы в этих описаниях кого-нибудь из своих
знакомых, друзей, коллег?
Глава 2
ВРЕМЯ КАК РЕСУРС
И ЦЕЛЬ




2 . 1 . ВРЕМЯ - СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕСУРС
ОРГАНИЗАЦИИ И ЧЕЛОВЕКА

В главе 1 мы постарались проникнуть в природу времени, чтобы
хотя бы немного лучше понять сущность управляемого объекта. Те-
перь настало время ответить на вопрос: «А что вообще можно сделать
со своим временем?» Это вопрос об основных стратегиях управления
временем.
При этом важно понимать, что само время является ключевым, то
есть стратегическим, ресурсом организации или человека, необходи-
мым для достижения успеха в чем-то конкретно или для устойчивого
процветания в целом. Время как стратегический ресурс находится в
одном ряду с такими ресурсами, как деньги, информация, техноло-
гии, люди (персонал) и др.
В бизнес-среде известен расхожий афоризм: «В будущем будут два
типа компаний — быстрые и мертвые». Организации, недооценива-
ющие «фактор времени» и не способные эффективно управлять вре-
менем, просто обречены на утрату важнейшего стратегического пре-
имущества, потерю конкурентоспособности и на скоропостижное
вымирание. Существует несколько стратегий, позволяющих повысить
и индивидуальную, и корпоративную эффективность управления вре-
менем.
Названия стратегий управления временем не случайно заключены
в кавычки — они носят условный, метафорический характер. Понят-
но, что в буквальном смысле слова «ускорить» объективное течение
времени невозможно, но вот сократить время выполнения каких-либо
действий и ранее намеченного (типового) срока достигать каких-либо
промежуточных целей — вполне возможно. Далее приведены приме-
ры использования стратегий оптимизации временного ресурса в орга-
низации (табл. 12).
Т а б л и ц а 12
Стратегии управления временем в организации




Рассмотрим некоторые примеры использования временных страте-
гий подробнее. Как уже было отмечено, стратегия «ускорения» време-
ни заключается в сокращении времени выполнения каких-либо дей-
ствий и в достижении ранее намеченного (типового) срока каких-либо
промежуточных целей.
Самым простым способом «ускорения» времени, который восхо-
дит еще к тейлоризму, является изменение (оптимизация) трудовых
операций и алгоритмов деятельности в целом, что неизбежно влечет
за собой изменение (сокращение) нормативов временных затрат на кон-
кретные трудовые операции. Трудовые операции должны стать про-
ще, время их выполнения — короче, а вся система деятельности «в
идеале» должна напоминать конвейер.
Подобный реинжиниринг до определенной степени может быть
весьма эффективен, однако в его реализации существует некоторая
незаметная морально-психологическая граница. Преодоление этой
границы будет означать, что люди еще будут физически справляться
с установленными временными нормативами, но работать они будут
на пределе своих возможностей, а сама система труда обретет крайне
«потогонный» и бесчеловечный характер.
Эффективное прогнозирование представляет собой неявный способ
ускорения времени, но любое эффективное предвосхищение собы-
тий позволяет заранее подготовиться к ним, отреагировать на них
вовремя и вообще «работать на опережение». Эффективное прогно-
зирование (или хотя бы предвидение) необходимо как воздух для биз-
нес-организаций, например, в маркетинге. Тот, кто лучше «угадал»
тенденции спроса, имеет все шансы «ускориться» и обогнать конку-
рентов.
Эффективная система принятия решений подразумевает не просто
быстрое, но и качественное принятие решений. Несмотря на то что
многие руководители продолжают принимать решения «по старин-
ке», то есть интуитивно, здесь существует ряд технологий, позволяю-
щих значительно повысить эффективность принимаемых решений
(см. Главу 5).
Эффективная система коммуникаций как способ «ускорения» вре-
мени связана, прежде всего, с максимально быстрым прохождением
необходимой информации от адресата к получателю без потери ее
качества. (Информатизация технологических, финансовых и управ-
ленческих процессов — отдельная большая тема, которая частично
будет затронута в Главе 6.)
Повышение личной эффективности каждого сотрудника предпола-
гает «скользкий путь» внедрения в организацию индивидуального
ТМ. Примером здесь может быть обучение каждого сотрудника на-
выкам скорочтения, скоростного печатания «слепым методом» и т. п.
Я не случайно назвал это «скользким путем», так как подобный способ
«ускорения времени» для организации будет достаточно затратным,
а эффект его внедрения может оказаться непредсказуем. Сотрудники
могут быть просто незаинтересованы в подобном обучении, рассмат-
ривая эти навыки как ненужные, а само обучение — как «блажь» ру-
ководства.
Очевидно, что работа на опережение конкурентов является важ-
ной ценностью в деятельности любой бизнес-организации. Но на
практике существуют весьма значительные различия в конкурентной
мотивации и своего рода «конкурентной атмосфере», царящей среди
сотрудников организации. Есть организации, где конкурентов как бы
не замечают, а есть организации, напоминающие по своей атмосфере
военный лагерь, где только и говорят, что о «разгроме» конкурентов.
До определенной степени подобный «образ врага» может быть эф-
фективным «ускорителем времени», мотивируя сотрудников, чтобы
«догнать и перегнать», но после победы (справедливости ради доба-
вим, что любая победа в конкурентной борьбе носит временный
характер) в конкурентной гонке у организации могут возникнуть про-
блемы социально-психологического характера: когда не остается вне-
шних «врагов», их обычно заменяют «враги» внутренние.
Стратегия «замедления» времени по своей сути обратна стратегии
«ускорения» и заключается в том, чтобы увеличить время выполне-
ния каких-либо процессов, удлинить срок существования каких-либо
объектов, структур и т. п. По сути дела, речь идет об увеличении сро-
ков по сравнению с типовыми или нормативными.
Самый прямолинейный пример здесь — это увеличение сроков экс-
плуатации оборудования, материальной базы и т. п. Понятно, что уве-
личение сроков эксплуатации также должно иметь некоторые разум-
ные пределы, связанные с моральным и техническим устареванием

<< Пред. стр.

стр. 5
(общее количество: 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>