<< Пред. стр.

стр. 28
(общее количество: 64)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ством предложения на рынок одного или нескольких товаров
и услуг.
Б. Фирма - это хозяйственная единица коллективного характе-
ра, обладающая всей полнотой прав для заключения контрактов,
обеспечивающих все стороны ее деятельности.
B. Фирма - это организационно-экономическая система, с помо-
щью которой осуществляются производственные процессы по
созданию товаров и услуг с целью дальнейшей их продажи.
2. Какая из приведенных целей деятельности фирмы является наи-
более важной: получение прибыли; максимизация продаж; повышение
качества продукции; увеличение заработной платы работников; расши-
рение рынка сбыта товаров и услуг?
3. При какой форме организации предпринимательской деятельнос-
ти легче осуществить производство сложной техники: индивидуальное
предприятие; хозяйственное товарищество; хозяйственное общество;
акционерное общество; государственное унитарное предприятие?
254
Глава 11. Предпринимательство. Предприятие. Типы предприятий
4. Найдите наиболее подходящий вариант ответа.
А. Одно из преимуществ товарищества состоит в том, что:
а) объединение партнеров позволяет привлечь дополнительные
средства;
б) каждый из партнеров несет полную имущественную ответ-
ственность;
в) партнеры, объединив усилия, получают большую прибыль;
г) его деятельность продолжается, даже если один из партне-
ров выбывает.
Б. В акционерном обществе:
а) управление находится в руках акционеров;
б) единственным собственником является совет директоров;
в) владение и управление раздельны;
г) нет необходимости публиковать результаты хозяйственной
деятельности.
5. Может ли фирма, выпускающая персональные компьютеры,
одновременно заниматься строительством коттеджей?
6. Назовите форму организации предпринимательской деятельности,
при участии в которой гражданин (физическое лицо) рискует своим иму-
ществом в наименьшей степени.
7. Каковы основные отличия между открытым акционерным обще-
ством и другими организационно-правовыми формами предприниматель-
ской деятельности?
8. Перечислите социальные функции предприятия.
9. Перечислите основные цели и содержание планирования
на фирме.

Примерный план лекции
1. Понятие предпринимательства. Предприятие - организационная
форма предпринимательства.
2. Сравнительный анализ форм предпринимательства.
3. Природа возникновения предприятий. Организационно-правовые
формы предприятий.
4. Эффект масштаба предприятия (фирмы) и эффект от расширения
ассортимента.
5. Цели деятельности фирмы в рыночной экономике.
6. Оценка функционирования фирмы.
7. Взаимодействие государства и фирмы.

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
1. Почему фирма является основным организационно-экономичес-
ким элементом рыночной экономики?
2. Организационно-правовые формы предпринимательской деятель-
ности в Российской Федерации.
3. Экономические и социальные мотивы возникновения фирм. Объяс-
нение природы фирмы.
4. Система показателей эффективности работы фирмы. Роль отдель-
ных показателей при анализе хозяйственной деятельности фирмы.

255
Раздел II. Микроэкономика

Литература
Гражданский кодекс Российской Федерации. - М., 2003.
Автономов B.C. Человек в зеркале экономической теории. - М., 1993.
Акофф Р. Планирование будущего корпорации / Пер. с англ.; Общ.
ред. и автор предисл. В.И. Данилов-Данильян. - М., 1985.
Ансофф И. Стратегическое управление / Сокр. пер. с англ.; Науч. ред.
и автор предисл. Л.И. Евенко. - М., 1989.
Бизнес-план: Учебное пособие / Под ред. Н.А. Колесниковой. - М.,
2000.
Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. - М., 1994.
Берл Г. Создать свою фирму. - М., 1994.
Бусыгин А.В. Предпринимательство. - М., 1994.
Грачев М.В. Суперкадры. Управление персоналом в международной
корпорации. - М., 1993.
Голубев Ю.Н. и другие. Предпринимательство: истоки, проблемы,
перспективы. - М., 1994.
Ильчиков М.З. Рыночное предпринимательство. - М., 1994.
Основы предпринимательской деятельности: экономическая теория:
Учебное пособие / Под ред. В.М. Власовой. - М., 2000.
Как работают японские предприятия / Сокр. пер. с англ. - М., 1989.
Скобелева И.П. Эффективность предприятия в конкурентной эконо-
мике. - СПб., 1992.
Оценка бизнеса: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федото-
вой. - М . , 2000.
Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учебное пособие. - М., 2000.
Современная экономическая мысль / Пер. с англ. - М., 1981.
Tameucu Кадаума. Вечный дух предпринимательства. - М., 1990.
Хайман Д. Современная микроэкономика: анализ и применение.
В 2-х т . - М . , 1992.
Шумпетер Й. Теория экономического развития. - М., 1982.
Эйлон С, Голд Б., Сезон Ю. Система показателей эффективности про-
изводства (прикладной анализ) / Пер. с англ. - М., 1980.
Экономика и бизнес. - М., 1993.
Экономика и статистика фирм: Учебное пособие / В.Е. Адамов,
С.Д. Ильенкова, Т.П. Сиротина и др. - М., 2000.
Экономика предпринимательства: изучение с помощью программы
КАРЛ: Учебное пособие / Н.А. Исаева, Е.Г. Лиманова, С Е . Урванцева и
др. - М . , 2000.
Экономика фирмы: Учебник / А.А. Мицкевич и др. - М., 2000.
МАКРОЭКОНОМИКА




Глава 12. СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ -
ИНСТРУМЕНТ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО УЧЕТА
И АНАЛИЗА


§ 1. Система национальных счетов, ее сущность и задачи

Становление в России рыночных отношений потребовало
внедрения системы показателей, способных наиболее полно и
объективно охарактеризовать результаты функционирования
рыночной экономики. В первую очередь, это касалось макро-
экономических показателей, характеризующих важнейшие ре-
зультаты и пропорции национальной экономики. Вступление
России в Международный Валютный фонд (МВФ) и Междуна-
родный банк реконструкции и развития (МБРР), усилили не-
обходимость перехода отечественной статистики на рекомен-
дуемую ООН и другими международными организациями
методологию, основанную на национальном счетоводстве, при-
нятую в международной практике, т.е. систему национальных
счетов (СНС).
Система национальных счетов представляет собой постро-
енный определенным образом набор счетов и балансовых таб-
лиц, на основе которых вычисляются взаимосвязанные мак-
роэкономические показатели, характеризующие результаты
деятельности национальной экономики за период времени (как
правило за год), ее структуру и важнейшие взаимосвязи. На-
бор этот одинаков для всех стран, использующих СНС.
Система национальных счетов дает возможность сопостав-
ления экономических показателей всех стран, использующих
СНС, сводимость макроэкономических показателей на миро-
9. Камаев. Учебн. 257
Раздел III. Макроэкономика

вом уровне, позволяет определить место национальной экономи-
ки в мировой экономике, решает проблему международных со-
поставлений. Это достигается единством методологии расчета
макроэкономических показателей, и тем самым содействует
международной интеграции и экономическому сотрудничеству.
Информация, которую предоставляет СНС, является осно-
вой для формирования и проведения в жизнь государственной
политики, направленной на оптимизацию экономических про-
цессов, т.е. для принятия управленческих решений. Потреби-
телями данных СНС являются также научно-аналитические
центры, занимающиеся изучением и прогнозированием эконо-
мических и политических процессов, представители крупного
бизнеса, участие которых в инвестиционном процессе зависит
от экономической конъюнктуры, различные общественно-по-
литические организации, которым необходимо получить ком-
плексное представление о социально-экономическом положе-
нии страны. Значительный интерес представляют показатели,
рассчитанные на основе СНС, для различных международных
организаций, так как от уровня экономического развития стра-
ны зависят формы международного сотрудничества, размеры
и сроки предоставляемых ей кредитов, величина взносов в меж-
дународные организации и т.д.
Впервые попытка создания системы показателей для харак-
теристики и анализа макроэкономики была предпринята в СССР.
Для этих целей был составлен первый баланс народного хозяй-
ства (БНХ) за 1923/24 г. (опубликован в 1926 г.). В его основу
была положена таблица, являющаяся прообразом межотраслевых
балансов, разработанных впоследствии бывшим нашим соотече-
ственником, лауреатом Нобелевской премии В. Леонтьевым. На
протяжении почти 70-ти лет в нашей стране для проведения мак-
роэкономического анализа и формирования экономической по-
литики использовался, составляемый ежегодно, баланс народ-
ного хозяйства. Он был основан на марксистской концепции
общественного воспроизводства и предназначен для анализа мо-
дели экономики, базирующейся на общественной собственности
на средства производства и централизованном планировании, т. е.
экономической модели, которая впоследствии получила название
командно-административной системы.
Согласно марксистской концепции к сфере экономическо-
го производства относится только материальное производство.
В сфере же нематериальных услуг (управление, оборона, здра-
воохранение, образование и т.д.) происходит лишь перерас-
258
Глава 12. Система национальных счетов
пределение национального дохода и конечное потребление на-
ционального дохода.
СНС основана на концепции рыночной экономики, соглас-
но которой в общий итог экономической деятельности вклю-
чается производство всех товаров и услуг, за исключением ус-
луг, оказываемых домашними хозяйками по приготовлению
пищи, поддержанию жилищ в чистоте, воспитанию детей и т.д.
В отличие от марксистской экономической концепции в СНС
земля и капитал рассматриваются как факторы, участвующие
в создании стоимости наравне с трудом.
Использование концепции рыночной экономики позволяет
СНС дать системное описание процессов воспроизводства наци-
ональной экономики в целом, характеризуя производство, рас-
пределение, перераспределение и использование конечного
продукта и национального дохода.
Первые разработки СНС, выполненные в ряде развитых за-
падных стран, относятся к концу 30-х годов прошлого столе-
тия. После окончания Второй мировой войны СНС в рамках
официальной статистики стала использоваться в Англии, США,
Франции, Германии и ряде скандинавских стран.
В 1953 году экономическими организациями ООН была раз-
работана и предложена к внедрению первая официальная вер-
сия СНС. Вторая версия СНС была предложена в 1968 г. Важ-
ная особенность этой версии состояла в том, что она использовала
принцип двойной записи каждой операции, позаимствованной
из бухгалтерского учета. В1993 г. Статистическая комиссия ООН
предложила новую версию системы национальных счетов, при-
нятую большинством развитых стран мира.
Система национальных счетов Российской Федерации (СНС
РФ) начала создаваться в 1991 г. В настоящее время СНС РФ
адаптируется к новым международным методологическим стан-
дартом по национальным счетам, принятым в 1993 году ООН.
Суть СНС сводится к формированию системы обобщающих
показателей развития экономики на различных стадиях вос-
производства. Каждой стадии воспроизводства (стадия произ-
водства, первичного распределения доходов, вторичного рас-
пределения доходов, использование располагаемого дохода на
конечное потребление и накопление) соответствует специаль-
ный счет или группа счетов. Счета, отражающие экономику
в целом, называются консолидированными счетами.
Счет представляет собой таблицу, отражающую наличие
ресурсов (запасов) и направление их использования. В каждом
9* 259
Раздел III. Макроэкономика
счете соблюдается равенство между объемом ресурсов и их ис-
пользованием. В случае изначального отсутствия этого равен-
ства, для его достижения в счете используются балансирующие
статьи. В табл. 1 приводится за ряд лет консолидированный счет
товаров и услуг Российской Федерации.
Таблица 1
СЧЕТ ТОВАРОВ И УСЛУГ1
( в текущих ценах; миллионов рублей; до 1998 г. — млрд руб.)


1997 2000
1995 1996 1998 1999

Ресурсы

2784495,5 4437043,5 4620507,7 7921986,5 11604414,6
3831830,3
Выпуск в
основных
ценах

Импорт 1761083,5
373592,7 442815,1 518880,3 644187,0 1280930,9
товаров и
услуг

942038,4
184071,2 269095,0 320255,8 338824,5 599036,2
Налоги на
продукты

Субсидии на -63640,2 -104931,5 -109917,9 -127336,0
-86605,6 -99384,5
продукты

5504134,7 9692035,7 14181100,5
3278519,2 457134,8 5171248,1
Всего

Использование
1868664,2 2173773,7 3653871,1 5366624,2
2118896,5 2118896,5
Промежу-
точное
потребление

1891846,7 3303947,9
109820,9 1544658,8 2100663,3
Расходы на 4506256,2
конечное
потребление

528694,9 564244,2 443978,2 729214,5
391588,4
Валовое 1245482,3
накопление

532239,0 592332,8 840596,7 2090687,9
426735,4
Экспорт 3232388,5
товаров и
услуг

Статистичес - -59,2 -17122,1 -50949,3 -85686,7
0,0 -159650,7
кое расхож-
дение

3278519,2 4457134,8 5171248,1 5504134,7 9692035,7
Всего 4181100,5
1
Российский статистический ежегодник: Госкомстат России. М.,2001.
260
Глава 12. Система национальных счетов
Счет товаров и услуг является счетом денежных потоков.
Поток характеризуется величинами (объемами) тех или иных
процессов за период времени, например, производство продук-
ции, покупки товаров, выплаты заработной платы и др. Счета
потоков отражают сквозное движение стоимости продукции и
услуг через все стадии - от производства до конечного потреб-
ления.
Система национальных счетов завершается построением
балансовых таблиц, отражающих итоговое изменение нацио-
нального богатства за отчетный период и межотраслевого ба-
ланса, в котором производство и использование стоимости про-
дуктов и услуг показывается в детальном отраслевом разрезе.


§ 2. Основные понятия, категории и структура системы
национальных счетов

Система национальных счетов представляет экономику
в виде институционных единиц, связанных между собой эко-
номическими операциями.
Институционные единицы — это хозяйствующие субъекты,
обладающие автономией в принятии экономических решений
по всем вопросам хозяйственной деятельности. Существуют два
типа институционных единиц: а) юридические лица — пред-
приятия, корпорации, квазикорпорации, государственные уч-
реждения, банки и страховые компании, общественные орга-
низации и др.; (квазикорпорации — это единицы, сходные
с корпорациями, но формально не имеющие их статуса); и
б) домашние хозяйства. Последние рассматриваются как ин-
ституционные единицы, так как самостоятельно принимают
экономические решения, определяющие их поведение.
Все институционные единицы являются так называемыми
резидентами страны. Это понятие включает в себя те институ-
ционные единицы, которые связаны с экономической террито-
рией страны экономическим интересом в течение относитель-
но длительного периода (обычно год или более).
Экономическая территория — это территория администра-
тивно управляемая правительством страны, в пределах кото-
рой лица, товары и деньги свободно перемещаются.
На практике резидентами данной страны выступают все
юридические лица, функционирующие на ее территории, не-
зависимо от того, контролируются они иностранным капита-

261
Раздел III. Макроэкономика
лом или нет. Понятие резидента не связано с понятием нацио-
нальности или гражданства.
Национальная экономика охватывает деятельность рези-
дентов независимо от их местонахождения: на территории дан-
ной страны или за ее пределами.
Например, строительные бригады, работающие временно
в других странах, рассматриваются как резиденты страны, из
которой они прибыли.
Внутренняя экономика учитывает деятельность на экономи-
ческой территории страны как резидентов, так и нерезидентов.
• Основные классификации СНС
Для расчета обобщающих макроэкономических показате-
лей необходим большой объем информации о различных аспек-
тах экономических процессов, что вызвало необходимость раз-
работки соответствующих классификаций.
В СНС важнейшими являются следующие классификации:
— институционных единиц по секторам экономики;
— отраслей экономики;
— экономических операций;
— активов и пассивов;
— товаров и услуг;
— расходов органов государственного управления по назна-
чению;
— налогов и субсидий.
Институционные сектора экономики представляют собой
группы институционных единиц, однородных с точки зрения
выполняемых ими функций в экономическом процессе и спосо-
ба финансирования затрат. С позиции этих двух критериев
СНС различает следующие секторы:
1) нефинансовые предприятия, корпорации и квазикорпо-
рации, т. е. структуры, занятые производством товаров и ус-
луг, за исключением финансовых услуг;
2) финансовые корпорации и квазикорпорации;
3) органы государственного управления;
4) домашние хозяйства;
5) некоммерческие организации, обслуживающие домаш-
ние хозяйства;
6) внешнеэкономические связи («остальной мир»).
Классификация по секторам характеризует структуру ры-
ночной экономики.
262
Глава 12. Система национальных счетов
В сектор 1 включаются предприятия, корпорации и квази-
корпорации, которые производят нефинансовые товары и ус-
луги. К ним относятся все единицы, входящие в этот сектор,
которые возмещают свои издержки за счет выручки от прода-
жи своих товаров и услуг на рынке.
Сектор 2 включает финансовые учреждения (банки, стра-
ховые компании, инвестиционные фонды), основной функци-
ей которых является финансовое посредничество. Эти едини-
цы финансируют свои издержки за счет разницы между
процентами, получаемыми за предоставленные ресурсы, и про-
центами, уплачиваемыми за привлеченные ресурсы.
Сектор 3 включает бюджетные государственные организа-
ции, функция которых — перераспределение доходов и богат-
ства, предоставление нерыночных услуг обществу в целом и

<< Пред. стр.

стр. 28
(общее количество: 64)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>