<< Пред. стр.

стр. 36
(общее количество: 64)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

- осуществление контроля за финансово-хозяйственной
деятельностью предприятия;
- экономия издержек обращения;
- ускорение концентрации капитала;
- обслуживание товарооборота;
- ускорение НТП.
Подводя итог, можно сказать, что большинством современ-
ных российских экономистов признаются перераспределитель-
ная и эмиссионная функции кредита.
Перераспределительная функция проявляется как при
аккумуляции временно свободных средств, так и при их раз-
мещении, при котором хозяйствующие субъекты обеспечива-
ются необходимым оборотным капиталом и ресурсами для ин-
вестиций.
Финансовый рынок является своеобразным насосом, пере-
качивающим временно свободные финансовые ресурсы из од-
них сфер хозяйственной деятельности в другие. Кредит, таким
образом, выступает в роли одного из регуляторов экономики,
в значительной степени используемого государством. Однако
в некоторых случаях кредит может стимулировать углубление
диспропорций в структуре рынка. Например с помощью кре-
дита может происходить перелив средств из сферы производ-
ства в сферу обращения. Этому способствует развитие кредит-
ных организаций.
Вторая функция, которую признают практически все эко-
номисты, — функция замещения действительных денег кре-
дитными деньгами и кредитными операциями. Здесь деньги
выполняют функцию платежного средства. Суть кредитной опе-
рации в том, что мы получаем ссуду на определенное время, а
затем ее гасим (возвращаем).
Зачастую в качестве функции кредита называется конт-
рольная функция, которая реализуется в процессе наблюдения
328
Глава 14. Деньги и денежный рынок. Кредит и банки
за деятельностью заемщиков и кредиторов, оценивающих
кредитоспособность и платежеспособность хозяйствующих
субъектов, контролирующих соблюдение принципов кредито-
вания. Любой кредитор - банк, предприниматель или частное
лицо - своеобразно, через ссуду, контролирует состояние дел
заемщика, стремясь предотвратить невозврат долга и процентов
по нему (предотвратить кредитный или процентный риск). Весь
процесс кредитования построен на гражданском законодатель-
стве, где, например, в Гражданском кодексе РФ (ГК РФ), дается
характеристика договору займа, его форме, проценту по займу,
а также кредиту, кредитному договору, его форме, вопросам
отказа от предоставления или получения кредита. Форма кре-
дита - внешнее конкретное проявление кредитных отношений.
Классификацию форм кредита проводят по нескольким базо-
вым признакам:
- по ссуженной стоимости (товарный или коммерческий
кредит, денежный, смешанный);
- по виду кредитора и заемщика;
- иные признаки.
По характеру кредитора и заемщика реализуются в основ-
ном следующие формы кредита: коммерческий, банковский,
потребительский, ипотечный, государственный, междуна-
родный. Они отличаются друг от друга составом участников,
объектом ссуд, динамикой, величиной процента и сферой
функционирования. Всем им свойственны специфические фор-
мы отношений и методы кредитования.
Виды кредита — конкретное приложение кредита на прак-
тике, характеристика особых организационно-экономических
признаков кредита. Классификация видов кредита выглядит
следующим образом.
По экономическому характеру объектов кредитования:
- на формирование оборотных средств предприятия;
- на реконструкцию, модернизацию;
- на неотложные нужды;
- под товарно-материальные ценности (сырье и основные
материалы, запасы, незавершенное производство), а также на
временные нужды под сверхплановые запасы;
- под затраты (сезонное производство, подготовка новых
производств);
- расчетные (в связи с отгрузкой готовой продукции, откры-
тие аккредитива);
- платежные кредиты (несвоевременное поступление
средств за отгруженный товар);
329
Раздел III. Макроэкономика
- на распределительные операции (под покрытие времен-
ных разовых потребностей при отсутствии свободных денеж-
ных средств).
Виды кредита по срокам возврата.
По сроку возвратности кредит подразделяется на долгосроч-
ный и краткосрочный. Долгосрочный кредит предоставляется
на срок более 1 года и обслуживает движение основных фон-
дов, главным образом их расширенное воспроизводство и ка-
питальное строительство. Краткосрочный кредит в основном
предоставляется на срок до 1 года включительно и обслужива-
ет кругооборот оборотных средств, а также на нужды поддер-
жания текущей ликвидности компаний или банков.
• Кредитная система государства
Сущность и функции кредита в его различных формах реа-
лизуются через кредитную систему. Традиционно кредитная
система рассматривается в двух аспектах: функциональном и
институциональном.
С точки зрения функционального аспекта, под «кредитной
системой» понимается совокупность кредитных отношений,
форм и методов кредитования, т. е. кредитная система пред-
ставлена банковским, коммерческим, потребительским, го-
сударственным и международным кредитом.
С точки зрения институционального аспекта, кредитная
система представляет собой совокупность кредитных институ-
тов, создающих аккумулирующих и предоставляющих денеж-
ные средства в ссуду фирмам, компаниям, отдельным лицам.
Кредитный институт (банк) представляет собой юридичес-
кое лицо, которое для извлечения прибыли может осуществ-
лять все или часть из следующих банковских операций:
- привлечение денежных средств физических и юридичес-
ких лиц во вклады;
- размещение этих средств от своего имени и за свой счет;
- предоставление юридическим и физическим лицам кре-
дитов;
- открытие и ведение банковских счетов физических и
юридических лиц;
- осуществление расчетов по поручению владельцев счетов;
- инкассация денежных документов, средств и кассовое об-
служивание;
- операции банков с ценными бумагами;
- привлечение и размещение драгоценных металлов;
- выдача гарантий.
330
Глава 14'. Деньги и денежный рынок. Кредит и банки

Банковское законодательство России1 различает банки как
классические кредитные организации, которые, прежде всего,
имеют право осуществлять операции по привлечению средств на
депозиты и предоставлять денежные средства в кредит. Банки
отличаются от небанковских кредитных организаций тем, что они
вправе осуществлять классические банковские операции: пассив-
ные (по привлечению средств) и активные (по выдаче кредитов).
Небанковские кредитные организации имеют права только на
отдельные банковские операции. Кредитные организации мо-
гут также осуществлять различные виды сделок: факторинго-
вые, трастовые и лизинговые операции2, выдавать поручитель-
ства, сдавать в аренду сейфы, консультировать и заниматься
иной деятельностью, кроме производственной, торговой, стра-
ховой.
Для решения совместных задач, не преследующих цели из-
влечения прибыли, кредитные организации могут образовы-
вать союзы и ассоциации, а для совместного осуществления
банковских операций — группы и холдинги. Кредитные орга-
низации осуществляют свою деятельность на основании дей-
ствующего законодательства, своего устава и полученной
лицензии, формируют свой уставной капитал не ниже опреде-
ленного уровня.
Кредитные системы отдельных стран при всем их разнооб-
разии имеют общие черты. Они складываются из банковской
системы и совокупности так называемых «небанковских бан-
ков», т. е. небанковских кредитно-финансовых институтов, спо-
собных аккумулировать временно свободные средства и разме-
щать их на условиях срочности, платности и возвратности.
В мировой практике небанковские кредитно-финансовые уч-
реждения представлены инвестиционными фондами, инвести-
ционными и страховыми компаниями, негосударственными
пенсионными фондами, сберегательными кассами, ломбарда-
ми. Эти институты, формально не являясь банками, выполня-
ют многие банковские операции и конкурируют с банками. Од-

х
См. закон РФ «О банках и банковской деятельности», редакция 1999 г.
2
Факторинговые операции - скупка векселей у поставщиков товаров на
вешнем рынке фирмой-посредником.
Трастовые операции - доверительное управление средствами какого-
либо лица или фирмы со стороны фирмы-посредника.
Лизинговые операции -долгосрочная аренда элементов основного капи-
тала при посредничестве лизинговой компании, которая приобретает какой-
либо товар и сдает его в аренду.
331
Раздел III. Макроэкономика
нако, несмотря на общие функции, выполняемые банками и
другими финансовыми институтами, ядром кредитной систе-
мы государства остается банковская система.
• Виды банковских систем
В истории развития банковских систем различных стран
известно несколько их видов:
- двухуровневая банковская система (Центральный банк и
система коммерческих банков), что принято в РФ;
- централизованная монобанковская система;
- уникальная банковская система, представленная опытом
развития банков в США1.
В большинстве стран с рыночной экономикой существует
двухуровневая структура банковской системы.
Первый уровень банковской системы образует Центральный
банк страны. В России он выполняет следующие функции2:
- осуществляет эмиссию национальных денежных знаков,
организует их обращение и изъятие из обращения, определяет
стандарты и порядок ведения расчетов и платежей;
- проводит общий надзор за деятельностью кредитно-финан-
совых учреждений страны и исполнение финансового законо-
дательства;
- предоставляет кредиты коммерческим банкам;
- управляет счетами правительства, осуществляет зарубеж-
ные финансовые операции;
- от имени правительства осуществляет регулирование бан-
ковской деятельности с помощью экономических нормативов,
определяющих параметры ликвидности, рентабельности, при-
быльности, надежности коммерческих банков.
В большинстве стран с рыночной экономикой и двухуров-
невой банковской системой функции Центральных банков в
основном совпадают, но есть, естественно, и отличия. Так, на-
пример, во главе банковской системы Франции, которая, ха-
рактеризуется жестким банковским надзором и кредитным
контролем, а также преобладанием государственных кредит-
ных институтов, стоит Министерство финансов Франции. Цен-
тральный банк Франции — Банк Франции, наряду, с двумя
другими институтами (Национальный кредитный Совет и Ко-
1
Уникальность банковской системы США определяется тем, что роль
Центробанка выполняет 12 федеральных банков, образовавшие Федеральную
резервную систему (ФРС).
2
См. Закон РФ «О центральном банке России», редакция 2002 г.
332
Глава 14. Деньги и денежный рынок. Кредит и банки
миссия по банковскому контролю), которые осуществляют кон-
троль за деятельностью коммерческих банков, также находит-
ся под руководством Министерства финансов.
В США, в отличие от других стран, действует своеобразная
двухуровневая банковская система. Центральный банк представ-
ляет децентрализованная Федеральная Резервная Система (ФРС
США). Ее возглавляют 12 федеральных резервных банков в раз-
личных регионах страны, задачей которых является контроль
за деятельностью банков - членов ФРС и определение кардиналь-
ных направлений денежно-кредитной политики США. Члена-
ми ФРС являются 40% всех коммерческих банков. Остальные
коммерческие банки работают «на свой страх и риск».
История развития банковского дела знает и такой тип бан-
ковской системы, как централизованная монобанковская. По
этому типу была построена банковская система СССР и других
социалистических стран.
Курс на развитие рыночных отношений потребовал создания
качественно новой системы банков. Первый шаг к этому был сде-
лан еще в середине 80-х годов, когда началось проведение бан-
ковской реформы, в результате которой были организованы
крупные отраслевые специализированные банки: Госбанк СССР,
Промстройбанк, Агропромбанк, Жилсоцбанк, Сбербанк и Внеш-
экономбанк. Однако реально такая реформа привела к тому, что
монополия трех государственных банков была заменена мо-
нополией реорганизованных специализированных банков.
Первые коммерческие банки были созданы в августе 1988 г.
После принятия закона СССР «О кооперации» в 1988 г. объедине-
ниям кооперативов предоставлялось право создавать кооператив-
ные банки. В конце 1988 г. было создано 25 кооперативных бан-
ков. В апреле 1989 г. было разрешено создание акционерных
коммерческих банков и коммерческих банков на паевых началах.
Основными преимуществами создаваемых коммерческих
банков по сравнению с государственными специализированны-
ми банками являлись предоставленная свобода в выборе мето-
дов ведения банковских операций и возможность привлечения
клиентов на договорной основе.
В конце 1990 г. были приняты федеральные законы «О Цент-
ральном банке Российской Федерации (Банке России)»
и «О банках и банковской деятельности». С принятием этих за-
конов начался более интенсивный процесс организации новых
коммерческих банков.

333
Раздел III. Макроэкономика
Перестройка банковской системы путем создания второго
уровня в виде самостоятельных коммерческих банков была
названа «реформой банковской системы начала 90-х годов».
И если на начало 1990 г. было около 200 коммерческих бан-
ков, то к началу 1995 г. — уже 2,5 тысячи коммерческих бан-
ков. Для сравнения: в США, чтобы создать 1 тысячу банков,
потребовалось около 80 лет (1781-1860 гг.).
• Современная банковская система РФ и ее структура *
Современная банковская система России представлена дву-
мя уровнями. В юридическом плане она базируется на Феде-
ральном законе от 2 декабря 1990 г. «О Центральном банке Рос-
сийской Федерации (Банке России)» (в редакции от 26.04.95 г.
с последующими изменениями и дополнениями) и Федераль-
ном законе от 3.02.96 г. «О внесении изменений и дополнений
в закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР»
(с последующими изменениями и дополнениями).
Эти российские законы кардинально преобразили существо-
вавшую тогда кредитно-банковскую систему страны. Они со-
здали твердую правовую основу для функционирования двуху-
ровневой банковской системы рыночного типа.
Согласно законодательству, в России стало возможным со-
здание банка на основе любой формы собственности, что и обес-
печило ликвидацию государственной монополии на банков-
скую деятельность.
В соответствии с данными законами, кредитная организа-
ция - это юридическое лицо, которое имеет целью извлечение при-
были и на основе лицензии Банка России имеет право осуществ-
лять банковские операции. Состав банковских операций также
предусмотрен в Законе «О банках и банковской деятельности».
Кредитные организации делятся на банки и небанковские
кредитные организации.
Банк — это кредитная организация, которая имеет исклю-
чительное право осуществлять в совокупности следующие бан-
ковские операции:
- привлечение во вклады денежных средств юридических
и физических лиц;
- кредитование юридических и физических лиц от своего
имени и за свой счет на условиях возвратности, срочности и
платности;
- открытие и ведение банковских счетов физических и юри-
дических лиц;
334
Глава 14. Деньги и денежный рынок. Кредит и банки
- покупка у юридических и физических лиц и продажа им
иностранной валюты (наличной и на счетах);
- привлечение и размещение драгоценных металлов во вкла-
ды;
- финансирование капитальных вложений по поручению
владельцев или распорядителей депозитов.
Четкое определение банка прежде всего характеризуется
тем, что банк в совокупности осуществляет 3 типа важнейших
операций: депозитная, кредитная, расчетные.
Небанковская кредитная организация — это кредитная орга-
низация, имеющая право осуществлять отдельные банковские
операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Допустимое сочетание банковских операций для небанковских
кредитных организаций устанавливается Банком России.
Кредитные организации небанковского типа составляют важ-
ную часть денежно-кредитной инфраструктуры. Они имеют соб-
ственные цели и задачи функционирования. В макроэкономичес-
ком смысле небанковские организации, наряду с банками,
призваны способствовать перетеканию финансовых средств из
сбережений граждан и юридических лиц в инвестиции. Отметим
следующие формы небанковских кредитных организаций:
1) банковские союзы, консорциумы, кредитные союзы, об-
щества взаимного кредита. Задачами указанных организаций
являются концентрация денежных ресурсов на какие-либо оп-
ределенные цели, размещение полученных ресурсов среди кон-
кретного круга пайщиков, участников. Если банки кредитуют
практически любого платежеспособного клиента, то небанков-
ские организации кредитуют только участников данного союза
или пула. В этом состоит основное различие их деятельности
по сравнению с деятельностью банка;
2) инвестиционные фонды, пенсионные фонды, кредитно-
потребительские кооперативы. Эти организации призваны ак-
кумулировать свободные денежные средства граждан и инвес-
тировать их в развитие экономики. К сожалению, опыт России
в части создания инвестиционных фондов и негосударственных
пенсионных фондов, в основном, негативный. Однако, это не
значит, что указанные учреждения неэффективны. Опыт раз-
витых стран, особенно опыт США, показывает сколь эффектив-
но и надежно могут функционировать инвестиционные и пен-
сионные фонды. В США именно эти организации являются
основными аккумуляторами денежных ресурсов, предназна-
ченных на цели инвестирования;
335
Раздел III. Макроэкономика

3) расчетно-клиринговые центры, трастовые компании, ли-
зинговые фирмы и др. Речь здесь идет об узко профессиональ-
ной специализации в осуществлении одной-двух операций. Их
деятельность в полной мере отвечает задачам деятельности оп-
ределенных элементов денежно-кредитной инфраструктуры.
Особую роль в двухуровневой банковской системе занима-
ют Центральный банк. Он занимает верхний уровень системы
и призван осуществлять регулирование и надзор за всеми уча-
стниками национальной банковской системы. Эти функции вы-
полняются ими от имени государства. Но сам Центральный
банк является независимым учреждением от деятельности го-
сударственных органов власти. Законодательство Российской
Федерации гарантирует независимость Банка России.
Сам Банк России, по закону, независим от распорядитель-
ных и исполнительных органов государственной власти, подот-
четен законодательной власти. В своей деятельности он руко-
водствуется лишь Законами Российской Федерации и своим
Уставом, является юридическим лицом, осуществляющим свои
расходы за счет собственных доходов, и не отвечает по обяза-
тельствам Правительства, как и Правительство по обязатель-
ствам Банка России.
Он является не структурным подразделением Правитель-
ства Российской Федерации, а банковским учреждением, на-
деленным специальной компетенцией, поскольку осуществляе-
мое Банком России управление кредитно-банковской системой
представляет собой форму выражения самоуправления, само-
регуляции этой системы. Таким образом, в кредитно-банковс-
кой системе Центральный банк есть тот элемент, который кон-
тролирует и регулирует деятельность остальных элементов, а
регулирование посредством контроля и надзора есть одна из
форм и методов управления.
Что же касается коммерческих банков и кредитных учреж-
дений, то они формируют низший уровень банковской систе-
мы, являясь сердцевиной самой системы.
По видам собственности выделяются государственные, час-
тные и смешанные банки.
В зависимости от организационно-правовой формы деятель-
ности коммерческие банки бывают акционерными общества-
ми, обществами с ограниченной ответственностью, коммандит-
ными обществами, обществами со смешанным (иностранным)
капиталом.

336
Глава 14. Деньги и денежный рынок. Кредит и банки

По территории деятельности банки делятся на республи-
канские и региональные, межрегиональные, местные, нацио-
нальные, заграничные.
По степени независимости различают самостоятельные,
дочерние, сателлиты (полностью зависимые), банки-агенты,
связанные (участвующие в капитале друг друга) банки, бан-
ки-консорциумы.
По наличию филиалов: с филиалами и бесфилиальные.
По степени диверсификации капитала: однопрофильные
(занимающиеся только банковскими операциями) и многопро-
фильные (участвующие в капиталах небанковских предприя-
тий и организаций).
По видам осуществляемых операций различаются:
- собственно депозитные банки, занимающиеся приемом
депозитов и выдачей краткосрочных кредитов;
- инвестиционные банки — кроме депозитных операций,
они занимаются размещением собственных и заемных средств

<< Пред. стр.

стр. 36
(общее количество: 64)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>