<< Пред. стр.

стр. 39
(общее количество: 64)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

счете, это приводит к росту ВНП.
5. Исходя из этого, М. Фридмен выдвинул «денежное пра-
вило» сбалансированной долгосрочной монетарной политики,
а именно: государство должно поддерживать постоянный при-
рост денежной массы в обращении. Величина этого прироста
определяется уравнением М. Фридмена:
AM = AP + AY,
где — AM — среднегодовой темп приращения денег в % за
длительный период; AY — среднегодовой темп прироста ВНП,
12* 355
Раздел III. Макроэкономика

% за длительный период; АР — среднегодовой темп ожидаемой
инфляции, % (при подсчете среднегодового темпа ожидаемой
инфляции из общего уровня инфляции вычитается инфляция,
вызванная государством, профсоюзами и т.п.).
Монетарное правило М. Фридмена предполагает строго
контролируемое увеличение денежной массы в обращении —
в пределах 3-5% в год. Именно такой прирост денежной мас-
сы вызывает деловую активность в экономике. В случае не-
контролируемого увеличения денежного предложения свыше
3-5% в год будет происходить раскручивание инфляции, а
если темп вливаний в экономику будет ниже 3-5% годовых,
то темп прироста ВНП будет падать.
Денежное правило М. Фридмена легло в основу денежно-
кредитной политики в США и Великобритании (рейганомика
и тетчеризм) с конца 70-х годов.
Так называемая «политика таргетирования», т. е. ежегод-
ного ввода определенных ограничений на увеличение денеж-
ной массы в обращении, привела к зримым результатам: на
фоне сокращения уровня инфляции с 10% до 2-3% в год был
достигнут темп роста ВНП на уровне 3-5% в год.
В заключение отметим, что современные теоретические мо-
дели денежно-кредитной политики представляют собой син-
тез кейнсианства и монетаризма, в котором учтены рациональ-
ные моменты каждой из теорий. В долгосрочном периоде в
денежно-кредитной политике сегодня преобладает монетари-
стский подход. Вместе с тем, государство не отказывается в
краткосрочном периоде от воздействия непосредственно на
процентную ставку в целях быстрого экономического манев-
рирования.


§ 2. Основные инструменты денежно-кредитной политики
государства

Денежно-кредитная политика государства традиционно
рассматривается как важнейшее направление государственно-
го регулирования экономики.
Высшая цель денежно-кредитной политики государства,
как было отмечено ранее, заключается в обеспечении стабиль-
ности цен, эффективной занятости и росте реального объема
ВНП. Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках
денежно-кредитной политики, которые осуществляются доволь-

356
Глава 15. Денежно-кредитная политика государства
но медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакци-
ей на изменение рыночной конъюнктуры. В связи с этим теку-
щая денежно-кредитная политика ориентируется на более конк-
ретные и доступные цели, чем указанные выше глобальные
задачи, например, на фиксацию количества денег, находящихся
в обращении, определение уровня обязательных резервов, изме-
нение ставки рефинансирования коммерческих банков и т.п.
Рассмотрим теперь сам механизм регулирования денежной
массы в обращении, т. е. предложения денег.
Инструменты регулирования денежного обращения.
В мировой практике используются следующие инструменты:
- операции на открытом рынке с государственными ценны-
ми бумагами;
- политика учетной ставки (дисконтная политика), т.е. ре-
гулирование процента по ссудам коммерческих банков у Цент-
рального банка;
- изменение норматива обязательных резервов, устанавли-
ваемых Центральным банком для коммерческих банков.
Q Операции на открытом рынке

В настоящее время в мировой экономической практике ос-
новным инструментом являются операции на открытом рынке.
Путем покупки или продажи на открытом рынке государствен-
ных ценных бумаг Центральный банк может осуществлять либо
вливание ресурсов в кредитную систему государства, либо изы-
мать их оттуда.
Операции на открытом рынке проводятся Центральным бан-
ком обычно совместно с группой крупных банков и других фи-
нансово-кредитных учреждений.
Схема проведения этих операций такова.
1. Предположим, что на денежном рынке наблюдается из-
лишек денежной массы в обращении и Центральный банк ста-
вит задачу по ограничению или ликвидации этого излишка.
В этом случае Центральный банк начинает активно предлагать
государственные ценные бумаги на открытом рынке банкам и
иным хозяйственным субъектам, которые покупают правитель-
ственные ценные бумаги через специальных дилеров. Посколь-
ку предложение государственных ценных бумаг увеличивает-
ся, их рыночная цена падает, а процентные ставки по ним
растут, и, соответственно, возрастает их «привлекательность»
для покупателей. Население (через дилеров) и банки начинают
активно скупать правительственные ценные бумаги, что при-
357
Раздел III. Макроэкономика
водит к сокращению банковских резервов. Сокращение банков-
ских резервов, в свою очередь, уменьшает предложение денег в
пропорции, равной банковскому мультипликатору.
2. Предположим теперь, что на денежном рынке недоста-
ток денежных средств в обращении. В этом случае Централь-
ный банк проводит политику, направленную на расширение
денежного предложения, а именно: ЦБ начинает скупать пра-
вительственные ценные бумаги у банков и населения. Тем са-
мым Центральный банк увеличивает спрос на государственные
ценные бумаги. В результате их рыночная цена возрастает, а
процентная ставка по ним падает, что делает казначейские цен-
ные бумаги «непривлекательными» для их владельцев. Насе-
ление и банки начинают активно продавать государственные
ценные бумаги, что приводит к увеличению банковских резер-
вов и (с учетом мультипликативного эффекта) к увеличению
денежного предложения.
• Политика учетной ставки (ставки рефинансирования)
Ставка рефинансирования — это процент, под который Цен-
тральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам,
выступая как кредитор в последней инстанции. Учетная став-
ка — это процент или дисконт, по которому Центральный банк
учитывает (покупает) банковские векселя, что равнозначно
кредитованию коммерческих банков. Центральный банк пре-
доставляет этот кредит не всем желающим коммерческим бан-
кам, а лишь тем, кто имеет прочное финансовое положение, но
терпит временные трудности. Учетную ставку (ставку рефинан-
сирования) устанавливает Центральный банк. Уменьшение ее
делает для коммерческих банков займы дешевыми. Коммерчес-
кие банки стремятся получить кредит. При этом увеличивают-
ся резервы коммерческих банков, вызывая мультипликацион-
ное увеличение количества денег в обращении. И наоборот,
увеличение учетной ставки делает займы невыгодными. Более
того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные резер-
вы, пытаются возвратить их, так как они становятся очень до-
рогими. Сокращение банковских резервов приводит к мульти-
пликационному сокращению денежного предложения. Среди
инструментов монетарной политики - политика учетных ста-
вок занимает второе по значению место после политики Цент-
рального банка на открытом рынке, а в некоторых странах яв-
ляется главным инструментом управления предложением

358
Глава 15. Денежно-кредитная политика государства
денег. Она проводится обычно в сочетании с деятельностью Цен-
трального банка на открытом рынке.
Так, при продаже государственных ценных бумаг на откры-
том рынке в целях уменьшения денежного предложения Цент-
ральный банк устанавливает высокую учетную ставку (выше
доходности ценных бумаг), что ускоряет процесс продажи ком-
мерческими банками правительственных ценных бумаг насе-
лению, так как им становится невыгодно восполнять резервы
займами у Центрального банка, и повышает эффективность
операций на открытом рынке. И наоборот, при покупке Цент-
ральным банком государственных ценных бумаг на открытом
рынке Центральный банк резко понижает учетную ставку
(ниже доходности ценных бумаг). В этой ситуации коммерчес-
ким банкам выгодно занимать резервы у Центрального банка и
направлять имеющиеся средства на покупку более доходных
государственных ценных бумаг у населения, которое заинте-
ресовано в их продаже. Расширительная политика Централь-
ного банка становится более эффективной.
• Изменение нормы обязательных резервов
В основе действия этого инструмента денежно-кредитной
политики лежит механизм влияния банковской системы на
денежное предложение через банковский (денежный) мульти-
пликатор, а именно:
а) если Центральный банк увеличивает норму обязательных
резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов
банков и к мультипликативному уменьшению денежного пред-
ложения;
б) при уменьшении нормы обязательных резервов происхо-
дит мультипликативное расширение предложения денег.
Этот инструмент монетарной политики является, по мнению
специалистов, занимающихся данной проблемой, наиболее дол-
гим по времени, но достаточно сильнодействующим, поскольку
затрагивает основы банковской системы и движения денежной
массы. Самое незначительное изменение нормы обязательных
резервов вызывает сильные изменения в объеме банковских де-
позитов и всей денежной политики.
В современных условиях обязательные резервы выполня-
ют обычно функцию страхования банковских депозитов и всей
системы расширения банковского капитала. Банки хранят не
только обязательные, но и избыточные резервы для целей под-
держания необходимого уровня ликвидности. С помощью ре-
359
Раздел III. Макроэкономика

зервных требований Центральный банк регулирует не только
объем денежной массы, но и процесс осуществления межбанков-
ских расчетов. Норму обязательного резервирования следует рас-
сматривать как инструмент наиболее долговременного действия.
Их влияние на ситуацию на денежном рынке обычно дополняет
рост ставки рефинансирования. Под влиянием роста процентной
ставки снижается уровень избыточных резервов. Сама эта мера,
норма обязательного резервирования, поскольку действует дол-
говременно, используется довольно редко.
Три классических инструмента денежно-кредитной полити-
ки дополняются действием других инструментов. Существуют
инструменты, связанные с прямой формой государственного
регулирования денежного обращения. Это, например, лимиты
кредитования, устанавливаемые Центральным банком. Смысл
таких ограничений двоякий: воздействие на решения банков с
точки зрения поддержания ликвидности; кроме того, норми-
рование кредитной экспансии банков сдерживает нежелатель-
ный рост денежной массы.
Инструментарий денежно-кредитного регулирования предпо-
лагает реализацию не только стратегических целей макроэконо-
мики. Конкретно эти цели реализуются через решение промежу-
точных задач. Такими промежуточными задачами являются
изменение объема и структуры денежной массы, изменение ста-
вок процента на отдельных сегментах финансового рынка, воз-
действие на обменный курс национальной денежной единицы.
Достижение промежуточных целей есть конкретный подход
к реализации коренной макроэкономической цели. Здесь мы ви-
дим столкновения кейнсианских и монетаристских подходов. Им-
ператив монетаризма — денежно-кредитная конституция. Это по-
нятие предполагает, что денежно-кредитная политика должна
осуществляться стихийно, как бы сама, вырабатывая инструмен-
ты своей реализации. Поэтому монетаристы считают, что государ-
ственное регулирование привносит лишь хаос. Многие монетарис-
ты признают, что стихийная денежно-кредитная политика не в
состоянии поддержать необходимый параметр экономического ро-
ста в течение относительно длительного периода времени. Поэто-
му концепция кейнсианцев, направленная на осуществление ак-
тивной макроэкономической политики, представляется более
жизненной. Следует указать хотя бы на два основных, но постоян-
но действующих источника нестабильности - недостаточная гиб-
кость рынка труда и недостаточная степень эластичности цен в
сторону снижения. Вспомним знаменитый «эффект храповика».
360
Глава 15. Денежно-кредитная политика государства
В реальной экономической практике очевидны недостатки и
в осуществлении кейнсианской политики. Поэтому отметим, что
абсолютно эффективной экономической политики не существу-
ет. Она всегда есть синтез различных средств, связывающих сти-
хийные и сознательно осуществляемые экономические формы.
Любые меры экономической политики, в том числе в денеж-
но-кредитной области наталкиваются на некоторые объектив-
ные препятствия. К ним следует отнести фактор времени (вре-
менные лаги), несовершенство (асимметрия) экономической
информации, изменчивость экономических ожиданий.
Здесь фактор времени следует рассматривать как объектив-
ное расхождение между моментом какого-либо экономическо-
го действия и моментом принятия соответствующих мер эко-
номической политики. Например, если увеличилась инфляция,
то для того, чтобы нейтрализовать некоторый рост цен Центро-
банк увеличивает ставку рефинансирования. Такое решение
Центробанком принимается не сразу. Он реагирует на измене-
ние экономической ситуации по прошествии некоторого време-
ни. Это есть внутренний лаг. А внешний лаг — это время между
моментом принятия меры экономической политики и моментом
появления результатов от этой меры. Действие лага времени осо-
бенно ярко проявляется в планировании крупных инвестицион-
ных проектов, рассчитанных на долгий срок реализации. Ведь
такие проекты сами по себе есть форма изменения совокупного
спроса. Изменяя величину процентной ставки или структуру
денежной массы, мы изменяем экономические условия реали-
зации проекта. В связи с этим мы вынуждены корректировать
рентабельность проекта и другие его характеристики.
Огромное воздействие на поведение экономических агентов
имеет полнота и точность экономической информации. Если
экономическая информация искажена и неполна, то это край-
не затрудняет проведение мер стабилизационной политики. Это
можно сравнить с действиями врача, который лечит человека.
Если приборы (например, тонометр) неверно показывает арте-
риальное давление, то в силу этого врач не сможет принять вер-
ных решений по лечению больного и вместо пользы принесет
вред здоровью пациента.
На оценку макроэкономической ситуации влияют ожидания
в экономике. Ожидания складываются как оценка данной ситу-
ации потребителем, производителем и инвестором. Оценка адек-
ватности ожиданий — дело непростое. Ожидания формируются
из той объективной ситуации, которая складывается на рынке.
361
Раздел III. Макроэкономика
Но туда примешиваются последствия мер государственной по-
литики. Особенно важно учесть уровень ожидания при разработ-
ке стратегии антиинфляционной политики.


§ 3. Механизм воздействия денежно-кредитной политики
на национальное производство

Модель двойного равновесия IS-LM1

Предположим, что монетарная политика предполагает рост
денежного предложения.
Рассмотрим сначала кейнсианское описание действия дан-
ного механизма (рис. 15.1 а, б, в, г).




Рис. 15.1. Рост предложения денег
и изменения на денежном рынке:
а - в модели MD-MS;
б - в модели IS-LM;
в - на рынке частных плановых
инвестиций /;
г - в модели AD-AS в краткосрочном
периоде.


Вначале экономика находилась в положении равновесия в
точке Т1 (г), объем производства — на уровне Y, уровень цен —
Р х и стабилен. Денежный рынок находился в равновесии в точ-
ке ех (а) с денежной массой Мх и процентной ставкой г г Равно-
весие в модели IS-LM достигалось в точке Ег {б) с доходом Yx и
х
/ — investment (инвестиции). S —saving (сбережения). L — liquiditi
(ликвидность). М — money (деньги, здесь масса денег).
362
Глава 15. Денежно-кредитная политика государства
процентной ставкой гх. Этой процентной ставке соответствовал
уровень плановых инвестиций 1Х (в). Новое краткосрочное рав-
новесие достигается в модели ADAS в точке Т2 (г), где объем
производства — на уровне Y2, цена Р 2 . Денежный рынок дости-
гает равновесия в точке Е2 (а). Модель IS-LM — в точке Е2 (б).
Уровень плановых инвестиций — 12 (в).

В модели IS-LM кривая LM выражает положительную за-
висимость между ставкой процента и доходом.
В краткосрочном периоде при данном уровне цен на факто-
ры производства рост предложения денег понижает ставку про-
цента (рис. 15.1 а) и увеличивает тем самым уровень дохода.
Кривая LMX в модели IS-LM сдвигается вправо-вниз, что ил-
люстрирует рис. 15.1 б. Номинальный национальный доход
возрастет, ставка процента падает.
Сдвиг кривой LMX вправо-вниз происходит вдоль кривой IS,
отражающей возможные варианты состояния частичного рав-
новесия на инвестиционном рынке. Снижение ставки процен-
та приводит к сдвигу вправо-вниз вдоль кривой плановых ин-
вестиций и вызывает рост инвестиций (рис. 15.1 в).
Увеличение плановых инвестиций, в свою очередь, вызывает
сдвиг кривой совокупного спроса AD вправо-вверх, поскольку
уровень инвестиций «встроен» в кривую совокупного спроса.
В модели IS-LM представлено теоретическое описание кри-
вой совокупного спроса AD, отражающей зависимость между
уровнем цен и доходом. Сдвиг кривой LMX вправо-вниз при дан-
ных ценах отражает сдвиг кривойADX, вправо-вверх (рис. 15.1 г),
вдоль кривой совокупного предложения AS, которая имеет по-
ложительный наклон, поскольку рассматривается в данном
случае краткосрочный период с фиксированными ценами на
факторы производства (затратные цены).
Такое смещение кривой AD1 означает увеличение объема
производства и цен на конечные товары и услуги. Рост номи-
нального дохода (частично рост реальный, а частично обуслов-
ленный ростом цен) смещает кривую спроса на деньги из поло-
жения MDX до MD2 (рис. 15.1 а). Это, конечно, ограничит
падение процентной ставки, но полностью не остановит ее сни-
жения. Денежный рынок приходит в новое равновесие в точке
Е2, где пересекаются кривые MD2 и MS2 (рис. 15.1 а). Точка
равновесия в модели IS-LM перемещается от Ех до Е2 ставка
процента падает от гх до г2 (рис. 15.1 б). Плановые инвестиции
увеличиваются с 1Х до 12 (рис. 15.1 в). В модели AD-AS кривая
363
Раздел III. Макроэкономика

совокупного спроса AD1 перемещается в положение AD2 (рис.
15.1 г). Новое краткосрочное равновесие будет достигнуто в
точке Т2, где реальный национальный продукт У2, и цена Р2.
Денежно-кредитная политика, направленная на расшире-
ние денежного предложения, называется «экспансионистской»
(«расширительной»). Такая политика в краткосрочном перио-
де приводит к понижению учетной ставки; увеличению объема
производства; росту уровня цен.
Денежно-кредитная политика, направленная на уменьше-
ние денежной массы в обращении, приводит соответственно к
противоположному результату: ставка процента повышается;
объем производства снижается; уровень цен падает.
Перейдем теперь к рассмотрению влияния экспансионист-
ской денежно-кредитной политики на национальную экономи-
ку в долгосрочном периоде.
Напомним, что на рис. 15.1 г Т2— точка краткосрочного рав-
новесия экономической системы. Однако экономическая систе-
ма не может оставаться в этом положении неопределенно долго.
Когда экономическое равновесие переместилось из Тх в Т2 уровень
цен на конечные товары и услуги возрос. Спустя некоторое время




Рис. 15.2. Влияние экспансионистской
денежно-кредитной политики
государства на национальную
экономику в долгосрочном периоде:
а — денежный рынок (MD-MS),
б — модель IS-LM,
в — рынок частных плановых
инвестиций (/),
г — модель AD-AS.
PAS-долгоср., AS-краткоср.

364
Глава 15. Денежно-кредитная политика государства
(а мы рассматриваем долгосрочный период) этот рост цен повле-
чет за собой и рост цен на факторы производства (рост затратных
цен). Эти изменения в ценах приведут к смещению кривой сово-
купного предложения AS вверх-влево вдоль кривой AD2, до ее воз-
вращения к естественному уровню объема производства при точ-
ке равновесия Т3, что иллюстрирует рис. 15.2 г.
В точке Т3 (рис. 15.2 г) цены на конечные товары и услуги и
на факторы производства согласованно повышаются пропорци-
онально росту денежной массы в обращении, вызванному экс-
пансионистской денежно-кредитной политикой.
Этот рост цен вызывает дальнейшее смещение кривой спро-
са на деньги MD на денежном рынке (рис. 15.2 а) вдоль кривой
денежного предложения MS2; из положения MDX в положение
MD2. Равновесие устанавливается в точке Е3. Это вызывает уве-

<< Пред. стр.

стр. 39
(общее количество: 64)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>