<< Пред. стр.

стр. 40
(общее количество: 64)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

личение процентной ставки с г2 до г3. Рост цен сдвигает кри-
вую LM2 вверх до положения LM3 (рис. 15.26), точка равнове-
сия в модели IS-LM устанавливается в Ег Реальные плановые
инвестиции (рис. 15.2 в), которые увеличиваются, когда про-
центная ставка падала, уменьшаются вновь при росте процен-
тной ставки с г2 до г3 и возвращаются к начальному уровню.
При новом положении равновесия на денежном рынке в
моделях IS-LM и ADAS и на инвестиционном рынке в долго-
срочном периоде реальный объем производства и процентная
ставка вернулись к исходному уровню.
Этот результат известен в экономике как «нейтральность
денег в долгосрочном периоде ».
Деньги нейтральны в том смысле, что однократное необра-
тимое изменение количества денег в обращении вызывает в дол-
госрочном периоде лишь пропорциональноеизменение уровня
цен, не оказывая воздействия на реальный объем производства,
реальные плановые инвестиции и процентную ставку.
Вышеописанное показывает, что кейнсианское представле-
ние механизма воздействия денежно-кредитной политики го-
сударства на национальное производство предполагает доста-
точно сложные взаимосвязи.
• Монетаристский подход

Монетаристский подход предполагает прямую связь между
денежным предложением и объемом национального производ-
ства. Функция контроля за денежным предложением возлагает-
ся на Центральный банк. Если Центральный банк успешно ее
выполняет, то он имеет реальную возможность контролировать
и темпы роста ВНП, и темпы инфляции в стране.
365
Раздел III. Макроэкономика
Сегодня трудно сказать, какая теоретическая концепция
лежит в основе денежно-кредитной политики России.
В начале периода перехода к рынку несколько раз в нашей
стране принималась программа преодоления кризисных явле-
ний и формирования рыночной экономики, разработанная под
руководством Е.Т. Гайдара, взгляды которого во многом совпа-
дают с монетаристским подходом регулирования экономики.
Основными целями «российских монетаристов» являлись
снижение инфляции и создание рыночной экономики с мини-
мальным вмешательством государства. Механизм решения этих
проблем ориентирован на финансирование бюджета за счет неин-
фляционных источников, сокращение льгот, проведение платной
приватизации, отказ от немедленного денежного союза с государ-
ствами СНГ. Но положения монетаристской концепции были ре-
ализованы лишь частично. И связано этом все-таки со специфи-
кой российской экономики в переходный к рынку период
(например, катастрофический рост неплатежей при ужесточе-
нии моцетарной политики, отсутствие развитого финансового
рынка). Однако в теории монетаризма, несомненно, есть поло-
жения, которые соответствуют некоторым явлениям, наблюда-
ющимся в нашей экономике. Поэтому рецепты монетаристов
являются для России полезными, как, впрочем, и отдельные
положения кейнсианства (например, заложение в, современном
кейнсианстве основы социально ориентирной экономики или
активная роль государства в регулировании национальной эко-
номики).
Необходимо искать компромиссные решения, увязывать
противоречивые тенденции, использовать любые разумные и
эффективные меры для решения сложных для российской эко-
номики проблем.
• Макроэкономические цели денежно-кредитной политики
В соответствии с Федеральным законом «О Центральном
банке Российской Федерации (Банке России)» (ст. 4) основные
направления современной единой денежно-кредитной полити-
ки России разрабатывает Банк России во взаимодействии с
Правительством Российской Федерации.
В основе формирования денежно-кредитной политики Рос-
сии 90-х годов лежала задача достижения следующих макро-
экономических целей:
- финансовая стабилизация и закрепление достигнутых
результатов в этом направлении;
- снижение темпов инфляции;
366
Глава 15. Денежно-кредитная политика государства
- создание условий для адаптации экономических агентов
к складывающейся ситуации в экономике;
- снижение реальных процентных ставок в экономике;
- укрепление курса национальной валюты;
- обеспечение устойчивости платежного баланса страны;
- достижение и закрепление тенденции неинфляционного
экономического роста;
- отказ от использования механизма эмиссионной поддер-
жки отдельных предприятий и отраслей.
• Политика Банка России в области денежно-кредитного
урегулирования
Основная задача денежно-кредитной политики Банка Рос-
сии — удержание достигнутой внутренней и внешней стабиль-
ности рубля как необходимого условия для восстановления не-
инфляционного роста экономики.
Необходимыми условиями выполнения данной задачи яв-
ляются:
- жесткий контроль за темпами денежной эмиссии и струк-
турой денежной массы;
- проведение политики контроля за колебаниями валютно-
го курса;
- дальнейшее развитие и совершенствование действия ры-
ночных механизмов рефинансирования банков;
- активное использование таких инструментов денежно-
кредитной политики, как процентные ставки по операциям
Банка России и механизм формирования обязательных резер-
вов кредитными организациями;
- реализация мер со стороны Банка России, направленных
на повышение надежности российской банковской системы.
Первостепенным условием является контроль за темпа-
ми денежной экспансии, поскольку именно они в значитель-
ной степени определяют движение цен в среднесрочной пер-
спективе.
Для выполнения поставленных задач Банк России исполь-
зует традиционные рыночные методы денежно-кредитного ре-
гулирования.
• Рефинансирование банков
Банк России осуществляет кредитование банков на рыноч-
ных принципах. Банк России предоставляет кредиты банкам в
пределах общего объема выдаваемых кредитов, определенного
367
Раздел III. Макроэкономика

в соответствии с принятыми ориентирами единой государствен-
ной денежно-кредитной политики.
До середины июня 1998 года Банк России предоставлял бан-
кам, выполняющим его требования, два вида кредитов: лом-
бардные кредиты под залог государственных ценных бумаг и
однодневные расчетные кредиты «овернайт». После событий
17 августа 1998 года Совет директоров Банка России оператив-
но принимал решения о внесении изменений в действующий
механизм кредитования банков с целью сокращения рефинан-
сирования банков.
В течение 2000-2002 гг. Банк России для поддержания лик-
видности, повышения финансовой устойчивости, проведения ме-
роприятий по финансовому оздоровлению принимал решения о
предоставлении кредитов банкам регионов России, а также от-
дельным социально значимым банкам. Процедура рефинансиро-
вания была восстановлена. Центробанк России осуществляет пре-
доставление кредитов «овернайт», ломбардных кредитов под залог
государственных облигаций. Кроме того, возобновлены операции
РЕПО с государственными облигациями.
Рефинансирование банков в 2002 г. являлось основным ин-
струментом предоставления дополнительной ликвидности бан-
ковской системе. По мере нормализации ситуации в банковском
секторе Банк России предполагает прекратить предоставление
указанных кредитов.
В 2001-2002 гг. наиболее остро стала проблема избыточно-
сти ликвидности в банковском секторе. При этом основная
задача состоит не в изъятии временно свободных денежных
средств, а их использование в реальном секторе экономики.
Расширение кредитования реального сектора препятствуют в
первую очередь высокие риски (в конце года ставки по креди-
там конечным заемщикам в среднем были в 2-3 раза выше ста-
вок на межбанковском кредитном рынке, определяющем сто-
имость ресурсов для самих банков).
• Депозитные операции
В целях оперативного регулирования ликвидности банков-
ской системы, нейтрализации излишней ликвидности и сниже-
ния тем самым давления на валютный рынок в 1998—2001 гг.
Банк России активно проводил депозитные операции через сис-
тему «Рейтерс-Дилинг»
Банк России будет и в дальнейшем использовать депозит-
ные операции как инструмент оперативного изъятия ликвид-
368
Глава 15. Денежно-кредитная политика государства
ности банковской системы, в случае возникновения ее избыт-
ка, для повышения сбалансированного спроса и предложения
в различных секторах финансового рынка.
Процентная политика по операциям Банка России. Среди
методов регулирования денежно-кредитного рынка, применя-
емых Центральным банком, особое место принадлежит учет-
ной ставке (ставке рефинансирования). Исходя из учетной
ставки, определяются ставки, взимаемые коммерческими бан-
ками по ссудам, предоставляемым клиентам, и размеры про-
центов, выплачиваемых вкладчикам по депозитам и другим
счетам. Повышение учетного процента, с целью снижения ин-
фляции проведение, так называемой политики «дорогих де-
нег» , затрудняет для коммерческих банков возможность полу-
чить ссуду в Центральном банке и одновременно повышает цену
денег, предоставляемых в кредит коммерческими банками.
В результате стимулируется сокращение кредитных вложений
в экономику, и, следовательно, тормозится дальнейший рост
производства. Снижение учётной ставки, т. е. политика «деше-
вых денег», наоборот, стимулирует расширение кредитных опе-
раций и ускорение темпов экономического развития.
На период 2000-2002 гг. ЦБ РФ четко наметил курс на сни-
жение учетной ставки, стимулируя тем самым проведение по-
литики «дешевых денег». Это согласуется со среднесрочной
концепцией социально-экономического развития страны, где
ясно представлены ориентиры, стимулирующие экономичес-
кий рост. Задача снижения темпов инфляции до уровня «нор-
мального» значения ниже 10% в год является наиболее важ-
ным приоритетом. Ставка ЦБ РФ снизилась с 55% в январе
2000 г. до 22% в марте 2003 г. Сам механизм определения про-
центных ставок по разным видам операций приближается к
тому, что имеет место в развитых странах. Однако, величина
ставок не создает пока благоприятной общедоступности кредит-
ных ресурсов для развития производства. Достижение указан-
ной цели возможно только на путях эффективного регулирова-
ния денежно-кредитных процессов со стороны государства.
В 1997-1998 годах Банк России определил, в качестве за-
дачи в области процентной политики, постепенное снижение
процентных ставок в экономике до уровня, стимулирующего
неинфляционный рост спроса на заемные ресурсы. В то же вре-
мя, с октября 1997 года по август 1998 года процентная поли-
тика Банка России испытывала на себе влияние внешних ус-
ловий. Приоритетным направлением процентной политики
369
Раздел III. Макроэкономика

Банка России стало поддержание стабильного курса националь-
ной валюты и недопущение системного банковского кризиса.
В течение всех последующих лет эта линия денежно-кредит-
ной политики развивалась постоянно.
Минимальные, или обязательные, резервные требования
Центрального банка — важный инструмент регулирования
макроэкономических пропорций путем воздействия на объем
свободных ресурсов банков.
Проблема резервирования средств всегда была одной из са-
мых острых в дискуссиях на финансовые темы. Банки резко
протестовали против того, чтобы значительная часть привле-
каемых ими денег оседала в ЦБ, приводя следующие аргумен-
ты: высокие нормативы обязательных резервов снижают дохо-
ды кредитных учреждений, а значит и их ликвидность.
В свою очередь, Банк России неоднократно заявлял, что при
высоком уровне инфляции и других проявлениях нестабильнос-
ти финансового рынка, когда деньги выгоднее использовать на
спекулятивных операциях, резервные требования всегда будут
высокими. И снизят их только при появлении предпосылок для
кредитования предприятий реального сектора экономики. К об-
щим методам денежно-кредитного регулирования, активно ис-
пользуемым в зарубежной банковской практике, относятся и опе-
рации Центрального банка на открытом рынке. Операции на
открытом рынке являются одним из главных инструментов, ис-
пользуемых ФРС США в осуществлении национальной денежно-
кредитной политики. В операциях на открытом рынке ФРС США
широко используются перекупочные соглашения как метод га-
рантированного финансирования. Заключая с коммерческими
банками перекупочные соглашения, ФРС обязуется купить у них
ценные бумаги с условием, чтобы через определенное время они
совершили обратную сделку, т.е. выкупили ценные бумаги с фик-
сированной или плавающей скидкой к цене.
В России после кризиса 1998 г. в целом восстановлен меха-
низм фондового рынка и система государственного долга. Опе-
рации с ценными бумагами на «открытом рынке» заняли свое
подобающее место в системе мер денежно-кредитного регули-
рования. В течение 2001-2003 гг. деятельность Банка России
направлена на регулирование ликвидности с целью прямого
воздействия на объем и структуру денежной массы. Банк РФ
пытается расширить набор применяемых инструментов, вклю-
чая в перечень государственных облигаций и облигации Банка
России (« бобры »).
370
Глава 15. Денежно-кредитная политика государства
Большое внимание будет уделяться операциям абсорбции
(поглощения) излишней валютной массы. Возрастающие ва-
лютные доходы экспортеров «давят» на рублевую массу через
механизм торгов ММВБ. В этой связи государство будет пред-
лагать облигации, номинированные в инвалюте.
Операции на открытом рынке еще не нашли широкого
применения. Кроме того, в условиях, когда источником фи-
нансирования бюджетного дефицита являются кредиты Банка
России и государственный долг не оформлен ценными бумага-
ми, операции на открытом рынке неэффективны.
Несмотря на временный кризис рынка государственных
ценных бумаг (ГКО-ОФЗ), Банк России не исключает из круга
используемых инструментов денежно-кредитной политики такой
инструмент регулирования ликвидности банковской системы, как
операции на открытом рынке. В условиях сжатия финансовых
рынков и обострения проблемы ликвидности банков, Банк Рос-
сии в сентябре 1998 года разработал положение о введении в обра-
щение облигаций Банка России (ОБР) и начал операции с ними, в
том числе Банк России предоставил банкам возможность исполь-
зования указанных ценных бумаг в качестве залога под ломбард-
ные, внутридневные кредиты и кредиты «овернайт», а также воз-
можность проведения с ними сделок РЕПО.

ВЗГЛЯДЫ М. ФРИДМЕНА, Ф. ХАЙЕКА, П. САМУЭЛЬСОНА
Развитие неоклассического направления в XX в. (М. Фридмен,
Ф. Хайек). Господство идей государственного регулирования рыночной эко-
номики в середине XX в. сменилось в 70-е годы возрождением традиций нео-
классического направления, связанным с появлением теории монетаризма.
Специфика монетаризма по сравнению с традиционными неоклассическими
идеями состоит в том, что монетаризм особое значение придает сфере денеж-
ного обращения: деньги - главная движущая сила рыночной экономики.
Наиболее известный теоретик монетаризма — М. Фридмен.
Милтон Фридмен (1912) — американский экономист Миннесотского
и Чикагского университетов, советник президента Р. Никсона по эконо-
мическим вопросам. Основные работы: «Капитализм и свобода» (1962),
«Доллар и дефицит» (1968), «Деньги и экономическое равновесие» (1973),
«Становление денежной системы в США, 1867-1968». В этих работах из-
лагаются основные положения теории монетаризма. Основывается на
теоретическом положении о рынке как саморегулирующейся системе и
количественной теории денег. Отстаивает положение об ограниченном
прямом воздействии государства на макроэкономические процессы, от-
водя первостепенную роль денежно-кредитной политике. Для стимули-
рования деловой активности необходимо поддерживать устойчивый (но
низкий, не вызывающий инфляцию) темп роста массы денег в обраще-
нии. Предлагается поддерживать темп прироста денежной массы на уров-
371
Раздел III. Макроэкономика
не 3-5 % в год. В противном случае нарушается механизм частного пред-
принимательства, нарастает инфляция. Таким образом, приоритет отда-
ется регулируемому росту денежной массы и стимулированию экономи-
ческого роста и занятости.
Фридрих Август фон Хайек (1899-1992) — австрийский экономист,
возглавлял Австрийский институт экономических исследований, профес-
сор Чикагского университета. К важнейшим открытиям Ф. Хайека мож-
но отнести: определение границ познания и принципиальных возможнос-
тей целенаправленного воздействия на общественные явления, выяснение
природы товарно-денежных отношений, форм и масштабов государствен-
ного регулирования экономики, исследования проблем взаимодействия хо-
зяйственных, социальных и политических институтов. В отличие от мно-
гих современных экономистов, он пытался решать конкретные вопросы в
контексте более общих теоретических, методологических и нравственных
проблем, проявляя большую эрудицию и склонность к философскому обо-
снованию своих идей.
Неоклассический синтез (50-60-е гг.). Пол Аитони Самуэльсон (1915) —
американский экономист, профессор экономики Массачусетского техно-
логического института. В разное время совмещал преподавательскую де-
ятельность с работой в различных государственных учреждениях
(в 1961-1968 гг. — советник Белого дома по вопросам экономики), член
Американской академии искусств, Американской экономической ассо-
циации, Международной экономической ассоциации, Американского эко-
нометрического общества. Автор одного из наиболее распространенных учеб-
ников «Экономикс». Теоретические взгляды П. Самуэльсона базируются на
соединении различных школ и направлений экономической мысли на осно-
ве так называемого «неоклассического синтеза». Стержневая концепция
неоклассического синтеза — синтез микроэкономических идей класси-
ков и макроэкономического анализа кейнсианства. Исходит из того, что
в современных экономических традиционных теориях господствуют два
течения: неоклассическое и кейнсианское направление. У каждого есть
слабые и сильные стороны. С точки зрения теории неоклассического син-
теза, основная задача экономической теории — поиск оптимального со-
четания рыночного регулирования с государственным воздействием на
экономику, использование в период глубокого спада бюджетных рыча-
гов, в условиях подъема — кредитно-денежных.

Вопросы для повторения
1. «Долларизация» российской экономики: причины и последствия
для экономического развития страны.
2. Назовите основные цели денежно-кредитной политики государ-
ства.
3. Чем определяется спрос на деньги?
4. Какие процессы происходят в реальной экономике, если наруша-
ется равновесие на денежном рынке?
5. Как норма процента влияет на уровень инвестиционного спроса?
6. Опишите цепочку причинно-следственных связей между измене-
ниями в денежно-кредитной политике и изменением номинального объ-
ема ВНП:
372
Глава 15. Денежно-кредитная политика государства
а) с точки зрения кейнсианского подхода к данному вопросу;
б) с точки зрения монетаризма.
7. Сформулируйте «монетарное правило» М. Фридмена.
8. Чем обусловлена специфика денежно-кредитной политики госу-
дарства в России?

Примерный план лекции
1. Современные теории денег и денежно-кредитная политика госу-
дарства.
2. Денежно-кредитная политика государства: концептуальный ас-
пект.
3. Инструменты денежно-кредитного регулирования экономики и
особенности их использования в России.
4. Специфика современной денежно-кредитной политики России.

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
1. Кейнсианство и монетаризм: истоки противоречий.
2. Уравнение обмена и спрос на деньги.
3. Графическое отображение денежного рынка и определение равно-
весной «цены денег» при изменении спроса на деньги и их предложения
под влиянием денежно-кредитной политики государства.
4. Факторы, влияющие на спрос и предложение денег.
5. Механизм денежно-кредитной политики государства. Инструмен-
ты и специфика их использования в различных странах.

Литература
Абрамова М.А., Александрова Л.С. Финансы и кредит. Учебное посо-
бие. — М., 2002.
Агапова ТА., Серегина С.Ф. Макроэкономика. Учебник. - М., 2001.
Банки и банковские операции/Под ред. Жукова Е.Ф. - М., 2002.
Банковское дело/Под ред. Колесникова В.И.,Кроливецкой Л.П. -М., 2001.
Банковское дело/Под ред. Лаврушина О.И. - М., 2000.
Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С.
Макроэкономика. - СПб., 1999.
Деньги, кредит и банки/Под ред. Лаврушина О.И. - М., 1999.
Долэн Э.,Кэмпбелл К., Кэмпбелл Р. Деньги, банковское дело и де-
нежно-кредитная политика. Пер. с англ. - СПб., 1994.
Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. Пер. с англ. - М., 1999.
Ивасенко А.Г. Межбанковский кредит: сущность, проблемы и перс-
пектива развития. — М., 1998.
Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег/Пер, с англ. -
М., 1978.
Курс экономической теории. Учебное пособие/Под ред. Сидорови-
чаА.В.-М., 1999.
Международные валютно-кредитные и финансовые отношения/Под
ред. Красавиной Л.Н. - Изд. 2-е. - М., 2000.
Мехряков В Д. История кредитных учреждений и современное состо-
яние банковской системы в России. - М., «Владос» 1995.

373
Раздел III. Макроэкономика
Экономическая теория. Под ред. В.Д. Камаева. — М., 2002.
Миллер Р.Л., Ван-Хуз ДД. Современные деньги и банковское дело.
Пер. с англ. - М., 2001.
Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. Пер. с англ. - М., 1994.
Hypeeв P.M. Деньги, банки и денежно-кредитная политика. - М., 1995.
ОлыианыйА.И. Банковское кредитование: российский и зарубежный
опыт. - М . , 1997.
Основные направления единой государственной денежно-кредитной
политики на 2003 год//Деньги и кредит. 2002, № 12.
Основы банковской деятельности. Учебное пособие//Под ред. Тагир-
бекова К.Р. —М., 2001.

<< Пред. стр.

стр. 40
(общее количество: 64)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>