<< Пред. стр.

стр. 41
(общее количество: 64)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Сакс Дж., Ларрен Ф. Макроэкономика. Глобальный подход. Пер. с
англ. - М., 1998.
Самуэлсон П.Э. Экономика. Пер. с англ. - М., 1993.
Усоскин В.М. Современный коммерческий банк. Изд. 2-е. - М . , 1998.
Финансы, денежное обращение и кредит/Под ред. Дробозиной Л.А. —
М., 1999.
Фридмэн М. Количественная теория денег. Пер. с англ. - М., 1996.
Харрис Л. Денежные теории. Пер. с англ. - М., 1990.
Хикс Д. Стоимость и капитал. Пер. с англ. - М., 1986.




Глава 16. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ФИНАНСОВАЯ
ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА


§ 1. Сущность и функции финансов


• Основные понятия финансов
Финансы — это система экономических отношений, кото-
рые возникают между государством, юридическими и физичес-
кими лицами, между отдельными государствами по поводу
формирования, распределения и использования фондов денеж-
ных средств. Иными словами, денежные отношения, реализа-
ция которых происходит через особые фонды, — это финансо-
вые отношения.
Таким образом, финансы — неотъемлемая часть денежных
отношений. Однако не всякие денежные отношения являются
финансовыми отношениями. Финансы отличаются от денег,
как по содержанию, так и по выполняемым функциям.
Финансы — экономический инструмент распределения и
перераспределения валового внутреннего продукта, орудие кон-
374
Глава 16. Финансовая система и финансовая политика государства
троля за образованием и использованием фондов денежных
средств.
Сущность финансов проявляется в их функциях: распреде-
лительной, контрольной, стимулирующей, фискальной.
Распределительная функция финансов заключается в обес-
печении субъектов хозяйствования необходимыми финансовы-
ми ресурсами, которые используются в форме денежных
фондов целевого назначения. Посредством налогов в государ-
ственном бюджете концентрируются средства, направляемые
затем на решение народно-хозяйственных и иных проблем.
С помощью налогов государство перераспределяет часть
прибыли предприятий, фирм, доходов граждан, направляя ее
на развитие производственной и социальной инфраструктуры,
на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с дли-
тельными сроками окупаемости затрат.
Финансы, связанные с движением стоимости общественно-
го продукта, выраженного в денежной форме, обладают свой-
ством количественно (через финансовые ресурсы и фонды) ото-
бражать воспроизводственный процесс в целом и различные его
фазы. Это позволяет систематически контролировать склады-
вающиеся в обществе экономические пропорции, что отражает
другую функцию финансов — контрольную.
Стимулирующая функция финансов проявляется в следу-
ющем: маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафа-
ми, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя
другие налоги, государство создает условия для ускоренного
развития определенных отраслей и производств, способствует
решению актуальных для общества проблем. С помощью нало-
гов, льгот, санкций государство может стимулировать техни-
ческий прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные
вложения в расширение производства, развитие образования,
здравоохранения, культуры и т. д.
Выполнение финансами фискальной функции связано с тем,
что с помощью налогов достигается изъятие части доходов пред-
приятий и граждан для содержания государственного аппа-
рата, обороны страны и той части непроизводственной сфе-
ры, которая либо вообще не имеет собственных источников
доходов либо обладает недостаточными источниками дохо-
дов для обеспечения должного уровня развития (фундамен-
тальная наука, театры, музеи). Силовое изъятие части дохо-
дов граждан объективно необходимо в интересах этих же
граждан.
375
Раздел III. Макроэкономика
• Финансовая система государства и ее структура
Совокупность финансовых отношений национальной эконо-
мики образует финансовую систему государства. Она состоит
из централизованных, децентрализованных финансов и финан-
сов домохозяйств.
Централизованные финансы — это государственная бюджет-
ная система, государственный кредит, специальные внебюджет-
ные фонды, фонды имущественного и личного страхования. Они
используются в качестве инструмента регулирования нацио-
нальной экономики в целом, решения целого ряда важнейших
экономических и социальных задач.
Децентрализованные финансы — финансы фирм и пред-
приятий различных форм собственности. Это финансовые от-
ношения между юридическими лицами, юридическими лица-
ми и государством, юридическими и физическими лицами.
В своей стимулирующей функции они используются для ре-
гулирования экономических и социальных отношений в рам-
ках отдельных хозяйственных субъектов. Финансы фирм,
предприятий и отраслей народного хозяйства составляют ос-
нову финансов. Здесь формируется подавляющая часть финан-
совых ресурсов. От состояния финансов предприятий различ-
ных форм собственности во многом зависит общее финансовое
положение страны.
Особую роль играют бюджеты регионов (районов) страны,
что можно было именовать муниципальными финансами. Для
России эта часть финансовой системы весьма значимы, так как
наша страна состоит из 89 субъектов.
В условиях рыночных отношений предприятия осуществ-
ляют свою деятельность на основе коммерческого расчета, при
котором доходы должны соответствовать расходам, а главным
источником производственного и социального развития коллек-
тивов является прибыль. За счет прибыли формируются про-
изводственные и социальные фонды, средства для инвестиро-
вания. Используются, в том числе, и ресурсы финансового
рынка.
Финансы домохозяйств — это личные финансы, т. е. фи-
нансовые отношения между физическими лицами, совместно
проживающими и ведущими общее хозяйство. (В отличие от
семьи, домохозяйство может включать, кроме родственников,
также людей, которые полностью или частично вносят свою
долю в бюджет домохозяйства, а также может состоять и из
одного человека, обеспечивающего себя материально.)
376
Глава 16. Финансовая система и финансовая политика государства
Каждый элемент финансовой системы особым образом вли-
яет на производство, имеет свои, присущие ему функции. Так,
с помощью централизованных финансов мобилизуются ресур-
сы в основной централизованный фонд государства, и проис-
ходит их распределение и перераспределение между отрасля-
ми национального хозяйства, экономическими регионами,
отдельными группами населения. Внебюджетные фонды в рам-
ках централизованных финансов имеют строго целевое назна-
чение: крупнейший из них Пенсионный фонд РФ мобилизует
средства на выплату пенсий гражданам страны. Фонды имуще-
ственного и личного страхования предназначены для возмеще-
ния ущерба, нанесенного стихийными бедствиями предприя-
тиям и населению, а также для выплаты застрахованному лицу
или его семье материального обеспечения при наступлении
страхового случая. Государственный кредит как элемент цент-
рализованных финансов представляет собой форму кредитных
отношений между государством и юридическими и физически-
ми лицами, при которых государство выступает, главным об-
разом, в качестве заемщика средств.
Финансы фирм обслуживают производство. При их участии
создается ВНП, распределяемый внутри фирм и отраслей на-
родного хозяйства.
Финансы домохозяйства являются материальной основой
их жизни, так как предполагают контроль за предстоящими
доходами и расходами в рамках отдельной экономической ячей-
ки общества.
Таким образом, каждое звено финансовой системы представ-
ляет собой определенную сферу финансовых отношений, а
финансовая система в целом — совокупность различных сфер
финансовых отношений, в процессе которых образуются и ис-
пользуются фонды денежных средств.
Особое значение имеют государственные финансы. Принци-
пом их построения, характерным для финансовых систем со-
временных развитых стран, является фискальный федерализм,
при котором осуществляется четкое разграничение функций
между различными уровнями системы. В соответствии с дан-
ным принципом в унитарных государствах местные бюджеты
не входят в государственный бюджет, в федеративных государ-
ствах местные бюджеты не входят в бюджеты членов федера-
ции, а последние не включаются в государственный федераль-
ный бюджет.

377
Раздел III. Макроэкономика

§ 2. Фискальная политика государства

Финансовые отношения, сознательно осуществляемые и регу-
лируемые с участием государства, формируют финансовую поли-
тику. Финансовая политика складывается из двух направлений
деятельности государства: в области налоговых изъятий и в облас-
ти государственных расходов, а также процессов перераспределе-
ния денежных ресурсов и создания государственного бюджета.
Исходным теоретическим основанием финансовой полити-
ки выступает фискальная политика, как совокупность мер по
сознательному манипулированию налогами и государственны-
ми расходами. Впервые необходимость мер фискальной поли-
тики обосновал Дж.М. Кейнс. Она строилась на методологичес-
кой посылке кейнсианской теории, предполагающей для
поддержания макроэкономического равновесия сознательные
регулирующие действия государства в виде «изъятия» и «инъ-
екции» . Под изъятием понимались налоги, под инъекциями —
государственные расходы.
В современной экономической теории существуют различ-
ные точки зрения на методы проведения фискальной полити-
ки государства.
Сторонники кейнсианского направления традиционно ори-
ентируются на создание эффективного совокупного спроса
как стимула экономического развития. Поэтому они рассмат-
ривают сокращение налогов как основной фактор роста сово-
купного спроса и, соответственно, роста реального объема про-
изводства. Одновременно в краткосрочном периоде будет
происходить сокращение поступлений в бюджет, следствием
чего является образование или увеличение бюджетного дефи-
цита.
Сторонники теории «экономики предложения» рассматри-
вают уменьшение налоговых ставок как фактор увеличения
совокупного предложения. Они считают, что уменьшение на-
логового бремени приводит к росту доходов:
1) населения, а следовательно, к росту сбережений,
2) бизнеса, а следовательно, к увеличению прибыльности ин-
вестиций.
Таким образом, сокращение налогов вызывает рост нацио-
нального производства и дохода, что, в свою очередь, не только
не уменьшает налоговые поступления в бюджет и не вызывает
бюджетного дефицита, но при более низких ставках налогов
обеспечивает рост налоговых поступлений в бюджет за счет рас-
378
Глава 16. Финансовая система и финансовая политика государства
ширения налоговой базы (в соответствии с «эффектом Лаффера»).
Эти причинно-следственные связи иллюстрирует рис. 16.1.

Уровень
цен




Рис. 16.1. Влияние фискальной политики на совокупное предложение

Первоначально равновесие в рамках национальной эконо-
мики (совокупный спрос — ADV совокупное предложение —
ASJ достигалось при объеме производства Q, и уровне цен Р г
Сокращение налоговых ставок с доходов населения привело
к росту совокупного спроса с AD1 до ADr При том же самом
совокупном предложении это привело к росту равновесного
объема ВНП и увеличению уровня цен (соответственно — Q2 и
Р 2 ). Увеличение совокупного спроса при одновременном сни-
жении налоговых ставок с доходов предпринимателей приве-
ло к росту и совокупного предложения с AS± до AS2. Достигну-
то новое равновесие в рамках национальной экономики
(совокупный спрос — AD2, совокупное предложение — AS2)
при объеме производства Q3 и уровне цен Р 3 . Следует заметить,
что воздействие налогов на спрос осуществляется быстрее.
В краткосрочном периоде снижение налогов однозначно при-
водит к росту совокупного спроса и уменьшению налоговых
поступлений в бюджет, хотя в долгосрочном периоде налого-
вые поступления могут и увеличиться в результате достигну-
того экономического роста. Иными словами, причинно-след-
ственные связи между фискальной политикой и совокупным
предложением рассчитаны на долгосрочный эффект, а сама це-
почка этих связей велика.
379
Раздел III. Макроэкономика
• Кейнсианский подход
Рассмотрим более подробно традиционный (кейнсианский)
подход к макроэкономическим последствиям фискальной по-
литики.
Фискальная политика бывает двух видов: «дискреционная
фискальная политика» и «недискреционная фискальная поли-
тика», т. е. политика автоматических стабилизаторов.
Под «дискреционной фискальной политикой» понимается
сознательное регулирование государством уровня налогообложе-
ния и государственных расходов с целью воздействия на реаль-
ный объем национального производства, занятость, инфляцию.
Для анализа этого воздействия воспользуемся рис. 16.2.

Совокупные расходы




Рис. 16.2. Воздействие государственных расходов на объем национального
производства и изменение макроэкономического равновесия

Примем некоторые допущения, упрощающие анализ воздей-
ствия фискальной политики на совокупный спрос, а именно:
допустим, что фискальная политика влияет только на совокуп-
ный спрос, государственные расходы не влияют на потребление
и инвестиции, чистый экспорт равен нулю.
Начнем с анализа влияния государственных расходов на
совокупный спрос. Вспомним график совокупных расходов (по-
требление + инвестиции, или С + /). Введение в экономичес-
кий анализ государственных расходов (G) сдвигает график со-
вокупных расходов (С + /) вверх и вызывает рост валового
национального продукта. Точка макроэкономического равно-
весия смещается вверх по линии в биссектрисе.
380
Глава 16. Финансовая система и финансовая политика государства
Государственные расходы оказывают на совокупный
спрос влияние, аналогичное инвестициям, и, подобно инвес-
тициям, обладают мультипликативным эффектом. Мульти-
пликатор государственных расходов показывает, как изме-
няется объем ВНП в результате изменения государственных
расходов:




где G — государственные расходы; Kg — мультипликатор госу-
дарственных расходов.
Мультипликатор государственных расходов количественно
можно выразить и через такие экономические категории, как
предельная склонность к сбережению (MPS) и предельная
склонность к потреблению (МРС):




Таким образом, АВНП = AG • Kg.
Рассмотрим теперь влияние налогов на национальное про-
изводство и величину ВНП. Для упрощения анализа предполо-
жим, что государство вводит единовременно выплачиваемый
налог, сумма которого не меняется при любой величине ВНП
(налог постоянной величины). Введение этого налога приведет
к уменьшению располагаемого дохода налогоплательщиков
(дохода после уплаты налога), следовательно, сократятся и их
расходы. Это, в свою очередь, отразится на всей сумме совокуп-
ных расходов: она уменьшится.
При постоянных / и G график совокупных расходов (C + I + G)
сдвинется вниз и вызовет сокращение объема ВНП. Точка мак-
роэкономического равновесия переместится вниз по линии в 45
градусов, что иллюстрирует рис. 16.3.
Противоположная картина будет складываться при сокра-
щении налогов.
Вместе с тем, влияние налогов на объем ВНП имеет специфи-
ку по сравнению с воздействием инвестиций и государственных
расходов. Дело в том, что располагаемый доход используется не
только на потребление, но и на сбережения. Следовательно, сни-
жение располагаемого дохода уменьшает не только потребление,
но и сбережения.
381
Раздел III. Макроэкономика
Совокупные расходы




Рис. 16.4. Влияние налогов на равновесный объем ВНП
Каким будет при этом уменьшение непосредственно потреб-
ления? Это зависит от предельной склонности к потреблению
(МРС). Для определения сокращения потребления в результа-
те введения налога необходимо умножить сумму налогового
приращения (Т) на МРС или С = Т - МРС. (Аналогично этому
умножение суммы налогового приращения на величину MPS
покажет уменьшение сбережения в результате введения допол-
нительного налога, или S = T • MPS.)
Действие налогов, подобно инвестициям и государственным
расходам, обладает мультипликативным эффектом. Но мульти-
пликатор инвестиций меньше мультипликатора государственных
расходов и инвестиций, поскольку, например, при сокращении
налогов потребление увеличивается лишь частично (часть распо-
лагаемого дохода идет на увеличение сбережений), тогда как каж-
дая единица прироста государственных расходов или инвестиций
оказывает прямое воздействие на величину ВНП.
Налоговый мультипликатор равен мультипликатору госу-
дарственных расходов, умноженному на МРС:




Таким образом, влияние государственных расходов на наци-
ональную экономику осуществляется через совокупный спрос.
При увеличении государственных расходов на закупку товаров
и услуг соответственно возрастает величина совокупных расхо-
дов на рынке, стимулируя тем самым совокупный спрос и рост
382
Глава 16. Финансовая система и финансовая политика государства
объема национального производства, валового национального
продукта. Сокращение государственных расходов влечет за со-
бой, следовательно, сокращение валового национального про-
дукта. В свою очередь, введение дополнительных налогов или
увеличение налоговых ставок уже существующих приводит к
уменьшению располагаемого дохода (дохода после уплаты нало-
гов) налогоплательщиков, что отражается на всей сумме сово-
купных расходов (они уменьшаются).
Следовательно, можно использовать дискреционную фис-
кальную политику государства в различные периоды экономи-
ческого цикла.
В период спада стимулирующая фискальная политика скла-
дывается из:
1) увеличения государственных расходов;
2) снижения налогов;
3) сочетания роста государственных расходов со снижени-
ем налогов (с учетом того, что мультипликационный эффект
увеличения государственных расходов больше, чем мультипли-
кационный эффект снижения налогов).
В краткосрочном периоде сдерживающая фискальная поли-
тика снизит инфляцию спроса, но при этом возрастет безрабо-
тица, так как объем производства сократится.
В долгом периоде хозяйственной деятельности, растущие
налоговые изъятия, обусловят падение совокупного предложе-
ния и появление стагфляции.
Другой тип фискальной политики — недискреционная фис-
кальная политика — предполагает использование автоматичес-
ких стабилизаторов, которые без частого вмешательства реа-
гируют на изменения макроэкономической ситуации. Такая
фискальная политика возможна только в условиях сбаланси-
рованной экономики, где основные макроэкономические про-
порции близки к равновесному уровню. В качестве примера
используют обычно экономику США и Японии.
К основным встроенным стабилизаторам относится измене-
ние налоговых поступлений в различные периоды экономичес-
кого цикла. При этом ставки налогов действуют достаточно
долго, не изменяя свою величину. Поэтому в период быстрого
роста ВНП (в период подъема) налоговые поступления автома-
тически возрастают (при прогрессивной ставке налогообложе-
ния, а также за счет расширения налогооблагаемой базы), что
обеспечивает снижение покупательной способности населения
и сдерживание экономического роста.
383
Раздел III. Макроэкономика

К встроенным стабилизаторам относится и система пособий
по безработице, социальные выплаты, программы по поддер-
жанию малоимущих слоев населения и т. п., препятствующие

<< Пред. стр.

стр. 41
(общее количество: 64)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>