<< Пред. стр.

стр. 42
(общее количество: 64)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

резкому сокращению совокупного спроса даже в период эконо-
мического спада. В период подъема выплата различных посо-
бий уменьшается, что сдерживает совокупный спрос. Важно
отметить, что недискреционная политика позволяет гораздо
эффективнее влиять на амплитуду циклических колебаний,
чем при дискреционной политике.
В краткосрочном периоде при увеличении государственных
расходов спрос будет возрастать, способствуя росту номиналь-
ного ВНП. При росте ВНП увеличивается и спрос на деньги.
В свою очередь это будет способствовать росту процентных ста-
вок. Повышение процентной ставки обусловит снижение уров-
ня плановых инвестиций. Таким образом рост государственных
расходов при активной фискальной политике вызывает умень-
шение плановых инвестиций, что способствует сдерживанию
роста производства.
Заметим, что рост ВНП в ответ на увеличение государствен-
ных расходов можно показать и с помощью модели «кейнсиан-
ского креста», и с помощью модели IS-LM. В модели «кейнси-
анского креста» рост государственных расходов приводит к
гораздо большему росту ВНП. Это связано с тем, что модель
«кейнсианского креста» предполагает изменение лишь государ-
ственных расходов при постоянных инвестициях в частном сек-
торе и потреблении. Модель IS-LM учитывает «эффект вытес-
нения» при росте ставки процента в ответ на увеличение
государственных расходов.
Таким образом, фискальная политика, предполагающая рост
государственных расходов, вызывает в краткосрочном периоде:
1) увеличение номинального ВНП (объема производства)
в соответствии с мультипликатором государственных расходов;
2) повышение процентных ставок;
3) появление «эффекта вытеснения» государственными рас-
ходами частных плановых инвестиций.
Рассмотрим теперь влияние расширительный (экспансио-
нистской) фискальной политики на национальную экономику
в долгосрочном периоде.
Расширительная фискальная политика призвана сдвинуть
экономику точки краткосрочного равновесия, в котором дол-
го она находиться не может. По сравнению с начальным рав-
новесием объем товаров и услуг выше естественного уровня
384
Глава 16. Финансовая система и финансовая политика государства
(т. е. максимально возможного для данной экономики при су-
ществующих факторах производства), уровень цен на конеч-
ные товары и услуги также выше. С течением времени уровень
цен конечных товаров и услуг начинает влиять на рост фактор-
ных цен (цены на факторы производства).
При этом уровень цен будет расти, а объем производства па-
дать до естественного уровня (как следствие роста факторных
цен). Экономика характеризуется новой точкой долгосрочного
равновесия — точкой с более высоким уровнем цен. Рост цен
может при этом компенсировать снижение реального объема
производства таким образом, что номинальный объем ВНП про-
должает расти. Спрос на деньги постепенно возрастает. Это вы-
зывает дальнейший рост процентной ставки и дальнейшее «вы-
теснение» частных плановых инвестиций. Таким образом, в
долгосрочном периоде «эффект вытеснения» усиливается по
сравнению с краткосрочным периодом.
Следовательно, в долгосрочном периоде расширительная
фискальная политика приводит:
1) к росту цен;
2) усилению «эффекта вытеснения»;
3) возрасту реального объема производства к естественному
уровню.
Фискальная политика, направленная на сдерживание эко-
номического роста, уменьшает совокупный спрос и приводит к
противоположному результату: номинальный ВНП падает,
спрос на денежном рынке уменьшается и при неизменном де-
нежном предложении приводит к падению процентных ставок.
Реальные частные инвестиции увеличиваются, частично пред-
отвращая действие «сдерживающей» фискальной политики.
«Эффект вытеснения» заменяется «эффектом привлечения»,
увеличения частных инвестиций.
Можно отметить еще одну особенность «эффекта вытесне-
ния», которая показывает, что денежно-кредитная и фискаль-
ная политика тесно взаимосвязаны: степень воздействия «эф-
фекта вытеснения» отражается наклоном кривой LM в модели
IS-LM. В свою очередь, наклон кривой LM зависит от цели выб-
ранной денежно-кредитной политики.
Следовательно, мероприятия в области денежно-кредитной
и фискальной политики государства отнюдь не независимы
друг от друга, более того, их взаимодействие может нейтрали-
зовать влияние той или иной экономической политики на цены,
доход, процентные ставки и т. д.
1 3 . Камаев. Учебн. 385
Раздел III. Макроэкономика

§ 3. Налоги и налоговая политика

01 Сущность налогов
В системе финансовых отношений немаловажную роль, с точ-
ки зрения пополнения доходной части бюджетов различных уров-
ней, и возможности воздействия на национальную экономику
в целом и на отдельные ее сферы, играют налоги. Налоги — обя-
зательные платежи, взимаемые государством с юридических и
физических лиц на основе специального налогового законода-
тельства. Налоги выражают обязанность юридических и физи-
ческих лиц участвовать в формировании финансовых ресурсов
государства. Являясь инструментом перераспределения, нало-
ги призваны также «гасить» возникающие сбои в системе рас-
пределения и стимулировать или сдерживать деятельность тех
или иных экономических субъектов.
В соответствии с этим налогом политика выполняет следу-
ющие функции', регулирующую, стимулирующую, распредели-
тельную и фискальную.
Налоговая система базируется на соответствующем законо-
дательстве, которое устанавливает конкретные методы постро-
ения и взимания налогов, т. е. определяет конкретные элемен-
ты налогов. К элементам налогов относятся:
— субъект налога — лицо, которое по закону обязано пла-
тить налог;
— носитель налога — лицо, которое фактически уплачива-
ет налог;
— объект налога — доход или имущество, с которого начис-
ляется налог (заработная плата, недвижимое имущество и т. д.);
— ставка налога — величина налоговых начислений на еди-
ницу объекта налога (денежная единица доходов, единица зе-
мельной площади, единица измерения товара и т. п.).
Различают твердые ставки (устанавливаются в абсолютной
сумме на единицу отложения, независимо от размеров дохода,
например, на тонну нефти), пропорциональные (действуют в
одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета
дифференциации его величины), прогрессивные (предполага-
ют возрастание ставки по мере роста дохода), регрессивные
(предполагают снижение величины ставки по мере роста дохо-
да). При прогрессивной шкале налогообложения налогопла-
тельщик платит не только большую абсолютную сумму дохо-
да, но и большую его долю. Прогрессивные налоги — это те
386
Глава 16. Финансовая система и финансовая политика государства
налоги которые сильнее всего «давят» на лиц с большими до-
ходами. Регрессивный налог может и не приводить к росту аб-
солютной суммы поступлений в бюджет при увеличении дохо-
дов налогоплательщиков.
В практике налогообложения используются различные
виды налогов.
1. По способу платежа различают прямые и косвенные налоги.
Прямые налоги платятся субъектами налога непосредствен-
но и прямо пропорциональны платежеспособности. Это подо-
ходный налог с юридических и физических лиц, налог на опе-
рации с ценными бумагами, налог на землю и др.
При косвенном налогообложении субъект налога и его но-
ситель обычно не совпадают. Косвенные налоги взымаются че-
рез надбавку к цене и являются налогами на потребителей. Так
например, акцизы на табачные и алкогольные товары уплачи-
ваются производителем, который включает их в цену реализа-
ции. Соответственно, покупатель этих товаров и становится
фактическим плательщиком налога. К косвенным налогам от-
носятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможен-
ные пошлины, монопольный налог.
2. Налоги по их использованию подразделяются на общие
и специальные (целевые).
Общие налоги поступают в бюджет государства для финан-
сирования общегосударственных мероприятий.
Специальные налоги имеют строго определенное назначе-
ние, например налоги на реализацию горюче-смазочных мате-
риалов поступают в дорожные фонды и предназначены для стро-
ительства, реконструкции и текущего ремонта дорог.
3. В зависимости от того, в распоряжение какого органа по-
ступает налог, различают федеральные налоги, региональные
налоги субъектов Федерации и местные налоги.
Федеральные налоги устанавливаются законодательными ак-
тами, принимаемыми Федеральным собранием. К ним относится
налог на прибыль предприятий и организаций, налог на добав-
ленную стоимость, подоходный налог с физических лиц, налог
на операции с ценными бумагами, таможенные пошлины и др.
К региональным налогам относится налог на имущество
предприятий, налог на добычу природных ресурсов.
К местным налогам относится налог на недвижимое иму-
щество граждан, налог на транспортные средства, регистраци-
онный сбор с физических лиц, занимающихся предпринима-
тельской деятельностью, другие сборы.
13* 387
Раздел III. Макроэкономика
• Принципы налогообложения
Сколько веков существует государство, столько же веков
существуют налоги и столько же государство ищет принципы
и способы оптимального налогообложения, т. е. как организо-
вать сбор налогов таким образом, чтобы налогоплательщики пла-
тили налоги, а казна получала все больше доходов. Шотландс-
кий экономист и философ А. Смит сформулировал четыре
основополагающих (ставших классическими) принципа нало-
гообложения применимых в любой экономической системе.
1. Подданные государства должны участвовать в содержании
правительства соответственно доходу, каким они пользуются под
покровительством и защитой государства. Соблюдение этого
принципа или, наоборот, пренебрежение им приводит к равен-
ству (справедливости) или неравенству в налогообложении.
2. Налог, который обязан уплатить отдельный субъект на-
лога, должен быть точно определен (срок уплаты, способ пла-
тежа, сумма платежа).
3. Каждый налог должен взиматься в то время и тем спосо-
бом, когда и как плательщику удобнее всего оплатить его.
4. Каждый налог должен быть задуман и разработан таким
образом, чтобы он брал и удерживал из кармана народа возмож-
но меньше сверх того, что он приносит казначейству государ-
ства (в противном случае, сбор налога потребует такой большой
армии чиновников, что заработная плата их может поглотить
значительную долю того, что приносит налог).
Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для
восприятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь
защиту от двойного, тройного обложения.
На основе этих принципов к настоящему времени сложи-
лись следующие концепции налогообложения.
1. Субъекты налога должны уплачивать налоги пропорцио-
нально тем выгодам, которые они получают от государства, т. е.
те, кто получил большую выгоду, платят налоги, необходимые
для финансирования создания этой выгоды.
Однако всеобщее применение этой концепции связано с опре-
деленными трудностями: практически невозможно точно опре-
делить, какую личную выгоду и в каком размере получает каж-
дый налогоплательщик от расходов государства на национальную
оборону, бесплатное здравоохранение, просвещение и т. п. Кроме
того, следуя этой концепции, необходимо было бы облагать нало-
гом малоимущих, безработных для финансирования выплаты им
же пособий, что само по себе лишено смысла.
388
Глава 16. Финансовая система и финансовая политика государства
2. Согласно другой концепции, юридические и физические
лица должны уплачивать налоги в прямой зависимости от раз-
мера полученного дохода.
Однако при внедрении и этой концепции на практике воз-
никают определенные проблемы, связанные, прежде всего
с тем, что нет строго научного подхода к измерению возмож-
ности того или иного лица платить налоги. Ясно только, что
средний потребитель действует всегда рационально, т. е. в пер-
вую очередь тратит свои доходы на товары и услуги первой не-
обходимости, лишь затем — на не столь важные блага.
Известно также, что при высокой ставке подоходного нало-
га (выше 50%) резко снижается деловая активность фирм и
населения в целом, что и пытались теоретически доказать аме-
риканские экономисты во главе с профессором А. Лаффером.
Графически так называемый «эффект Лаффера» отобража-
ется кривой, которая показывает зависимость поступаемых
в бюджет сумм налогов от ставок подоходного налога (рис .16.1).

Общая сумма
налоговых
поступлений
в бюджет




100% Ставка налога

Рис. 16.1. Кривая Лаффера


На кривой Лаффера отмечают следующие критические
точки:
— ставка налога равна нулю: поступлений в бюджет нет;
— ставка налога равна 100%: поступлений в бюджет также
нет (в легальной экономике никто не работает, все уходят в «те-
невую экономику»);
— при всех остальных значениях г налогоплательщики бу-
дут платить налоги, а государство их получать;
— г в точке А: при определенном значении га достигается
максимум поступлений налогов в бюджет, а га считается опти-
389
Раздел III. Макроэкономика

мальным уровнем ставки налога, Та — максимальная сумма
налоговых поступлений в бюджет.
Если ставка налога будет увеличиваться по сравнению с га,
то произойдет не увеличение, а уменьшение суммы налоговых
поступлений в бюджет, т. е. при гд > га, Тв < Та, поскольку при
больших ставках налога снижаются стимулы к трудовой и пред-
принимательской деятельности.
Итак, суть «эффекта Лаффера» заключается в следующем:
если экономика находится справа от точки А (например, в точ-
ке В), то уменьшение уровня налогообложения до оптимально-
го (га) в краткосрочный период приведет к временному сокра-
щению налоговых поступлений в бюджет, а в долгосрочном
периоде — к их увеличению, поскольку возрастут стимулы к
трудовой и предпринимательской деятельности, произойдет
переход из «теневой» в легальную экономику.
Разработчики современной российской системы налогооб-
ложения исходили из того, что лучше иметь много источников
пополнения бюджета со средней ставкой налога, чем один-два
источника — с высокой. Этому учит и мировой опыт. Страны
стремятся разнообразить пути пополнения казны, а диверси-
фикация источников позволяет снижать ставки налогов. Что
же реально получилось?
Во-первых, что наибольшая доля налоговых поступлений в
консолидированный бюджет Российской Федерации приходит-
ся на налог на добавленную стоимость (НДС) и налог на при-
быль юридических лиц, в то время как, например, в Австрии,
Великобритании, Германии, США, Японии лидирующее поло-
жение в структуре доходов государственного бюджета занима-
ет подоходный налог с физических лиц, во Франции — соот-
ветственно НДС и подоходный налог с физических лиц.
Во-вторых, сравним сами ставки налогов. Подоходный на-
лог с юридических лиц (корпоративный налог) взимается по
следующим ставкам: в большинстве стран (Дания, Италия,
Испания, Франция, США и др.) основная ставка налога состав-
ляет 34%, в Великобритании — 35%, Бельгии — 50% (ставка
налога на нераспределенную прибыль).
В России ставка налога на прибыль предприятий меняется
в зависимости от сферы деятельности. Фирмы и организации,
занимающиеся производственной деятельностью, платят, на-
чиная с 2000 г., в федеральный бюджет налог на прибыль по
ставке 20% . В регионах органы государственной власти могут
самостоятельно устанавливать ставку налога на прибыль, за-
390
Глава 16. Финансовая система и финансовая политика государства
числяемого в свои бюджеты, но не более 22% для предприятий
и организаций и не более 30% для банков и страховых органи-
заций (всего — 35—42%).
В-третъих, если по размерам ставок налогов российские на-
логи приближены к общемировым, то по количеству самих на-
логов Россия «опережает» многие страны. (В настоящее время
на территории России собирается свыше 50 налогов и сборов.)
Такое количество налогов не всегда соответствует реальной эко-
номической ситуации. Кроме того, растут расходы по их сбо-
ру, появляются условия для уклонения от уплаты налогов.
С учетом того, что далеко не все население России является за-
конопослушными гражданами, это приводит к росту недоимок
по платежам в бюджет. Налоговая система России нуждалась
в коренном улучшении. В связи с этим, по Указу Президента
РФ на протяжении нескольких лет шла и продолжается работа
по изменению бюджетного законодательства. Министерство фи-
нансов РФ ввело в действие Налоговый кодекс — свод единых
правил по налогообложению. С 1 января 1999 г. вступила в дей-
ствие первая часть Налогового кодекса, где изложено законо-
дательство о налогах и сборах, система налогов и сборов в РФ,
определены налогоплательщики и плательщики сборов, пред-
ставительство в налоговых правоотношениях, налоговые орга-
ны РФ, их права и обязанности, органы налоговой полиции и
их полномочия и т. д. В 2001 г. принята вторая часть Кодекса,
где утверждены налоговые ставки, льготы и пр.


• Основные налоги
Остановимся подробнее на анализе основных видов налогов
в РФ.
Подоходные налоги. Практика подоходного налогообложе-
ния различает: валовой доход, вычеты и облагаемый доход.
Валовой доход — это общая сумма доходов, полученных из раз-
личных источников. Законодательство практически во всех
странах разрешает вычесть из валового дохода производствен-
ные, транспортные, командировочные и рекламные расходы.
Кроме того, к вычетам относятся различные налоговые льго-
ты: необлагаемый минимум, суммы пожертвований, льготы,
например, для инвалидов, пенсионеров и т. п. Таким образом,
облагаемый доход = валовой доход минус вычеты.
В подоходном налогообложении различают подоходный на-
лог с физических лиц и подоходный налог с юридических лиц.
391
Раздел III. Макроэкономика

Подоходный налог с физических лиц относится к прямым
налогам с прогрессивной ставкой налогообложения. Прогрес-
сия в личном налогообложении позволяет сглаживать неравен-
ство в доходах в условиях рыночной экономики.
Рис. 16.2 в несколько преувеличенном виде показывает, в
какой мере прогрессивные ставки налога могут повлиять на
уменьшение неравенства в доходах.

ВНП, %
Линия равномерного
распределения налогов
До уплаты налогов
После уплаты налогов




О 100% Население

Рис. 16.2. Влияние прогрессивного налога на неравенство в доходах


Обратите внимание на то, как сужается площадь отобража-
ющая неравенство в доходах: прогрессия в подоходном налого-
обложении перемещает линию неравномерного распределения
доходов влево, ближе к линии равномерного распределения
доходов (линия под углом в 45°).
Плательщики подоходного налога с физических лиц в РФ
являются физические лица, как имеющие, так и не имеющие
постоянного местожительства в РФ (включая граждан иност-
ранных государств).
Объектом налогообложения является совокупный доход,
полученный в календарном году: у физических лиц, имеющих
постоянное местожительство в РФ, от источников в РФ и за ее
пределами, у физических лиц, не имеющих постоянного мес-
тожительства в РФ, от источников только в РФ.
При налогообложении учитывается весь совокупный доход,
полученный как в денежной (в национальной российской или
иностранной валюте), так и в натуральной форме. При этом
доход в натуральной форме учитывается в составе совокупного
дохода исходя из цен, сложившихся на рынке на соответству-
ющие товары. В совокупный годовой доход в целях налогооб-
ложения включаются доходы, полученные по месту основной
392
Глава 16. Финансовая система и финансовая политика государства
работы гражданина, на основе трудовых и приравненных к ним
соглашений, на одном предприятии, включая работы, выпол-
ненные по совместительству, а также по отдельным гражданс-
ко-правовым договорам. При этом учитываются все выплаты:
заработная плата, премии, подарки, вознаграждения, бесплат-
ное питание, льготные проездные билеты, оплата коммуналь-
но-бытовых услуг и т. п.
Подоходный налог с юридических лиц — налог на при-
быль (доход) фирм (предприятий). Уровень ставок по этому
прямому налогу, механизм его функционирования в РФ при-
мерно соответствует аналогичным налогам в других странах.
Вместе с тем, система функционирования этого налога отли-
чается рядом особенностей, связанных с российской специ-
фикой.
Плательщиками налога являются все юридические лица, но

<< Пред. стр.

стр. 42
(общее количество: 64)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>