<< Пред. стр.

стр. 43
(общее количество: 64)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

также и филиалы фирм, предприятий и организаций, имею-
щие отдельный счет и баланс.
Объектом налогообложения является их валовая прибыль,
представляющая собой сумму прибыли от реализации продук-
ции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества и дохо-
дов от внереализационной деятельности, уменьшенных на сум-
му расходов по этим операциям.
Другой по значимости вид налога, применяемый в большин-
стве стран с рыночной экономикой, — это налог на добавлен-
ную стоимость (НДС). В среднем ставки этого налога по отдель-
ным странам не превышает 25%.
НДС охватывает практически все виды товаров и услуг, по-
этому при относительно низких ставках пополняет казну луч-
ше других видов налогов. Кроме того, НДС позволяет гибко
балансировать бюджетные расходы и доходы при инфляцион-
ном росте цен, их либерализации.
НДС имеет преимущества как для государства, так и для на-
логоплательщиков: от него труднее уклониться, с ним связано
меньше экономических нарушений, он повышает заинтересован-
ность в росте доходов, а для налогоплательщиков, кроме того,
предпочтительнее налогообложение расходов, а не доходов.
Для России этот налог является «новым» налогом, так как он
был введен с 1 января 1992 г., хотя более чем в 40 странах, в том
числе и в 17 европейских, он используется уже более 40 лет.
В чем же суть налога на добавленную стоимость?
НДС представляет собой изъятие в бюджет части прироста
стоимости, созданной в процессе производства товаров, работ
393
Раздел III. Макроэкономика

и услуг, и вносится в бюджет по мере их реализации. Налог взи-
мается с разницы между отпускной ценой и издержками про-
изводства до данной стадии движения товаров, т. е. фактичес-
ки на каждой технологической стадии движения товара к
потребителю.
НДС — пример того, как может осуществляться перераспре-
деление налогового бремени: субъект налога и носитель налога
не совпадают. Налогоплательщик по закону (субъект налога)
стремится к тому, чтобы переложить налог либо «вперед» — на
покупателей своих товаров и услуг, повышая цену этих товаров
и услуг в соответствии с размером налога, либо «назад» — на лиц,
у которых он сам покупает товары и услуги, уплачивая им мень-
ше, т.е. только, сколько он заплатил бы, если бы налога не су-
ществовало.
Фактически НДС — это налог на потребителей, поскольку в
условиях свободных цен ничто не мешает продавцам товаров и
услуг компенсировать налоговые потери за счет роста цен. Фир-
мы являются здесь лишь своего рода «сборщиками» налогов.
Еще одной особенностью НДС является то, что это внутрен-
ний налог — при вывозе товаров за границу его величина дол-
жна компенсироваться покупателю.
С 1 января 2000 г. ставки налога были снижены. До 10%
была снижена ставка налога на все продовольственные товары
и отдельные товары детского ассортимента. Некоторые товары
и услуги НДС не облагаются, например услуги городского пас-
сажирского транспорта, товары, экспортируемые за пределы
РФ и т. д. По остальным товарам, а также по выполняемым
работам и услугам действует ставка НДС в размере 20% .
Акцизы. Новым элементом налоговой системы РФ, наряду
с налогом на добавленную стоимость, являются акцизы. Как и
другие косвенные налоги, акцизы включаются в цену товара и
оплачиваются покупателем данного товара. Однако диапазон
действия акцизов невелик — это в основном избранные това-
ры, поэтому у потребителя появляется возможность переори-
ентации на замещающие товары и таким образом «ухода» от
уплаты этих налогов. В России к подакцизным товарам отно-
сятся винно-водочные изделия, пиво, табачные изделия, лег-
ковые автомашины, ювелирные изделия, меха, изделия из на-
туральной кожи и т. д.
С помощью акцизов в государственный бюджет изымается
часть стоимости (цены) товара, которая не отражает ни эффек-
тивности его производства, ни потребительских свойств, а яв-
394
Глава 16. Финансовая система и финансовая политика государства
ляется следствием особых условий его производства и реализа-
ции.
Ставки акцизов устанавливаются в процентах по отноше-
нию к свободным отпускным ценам, включающим издержки
производства, прибыль и сумму акциза. При этом ставки рас-
считаны таким образом, чтобы после изъятия акциза оставша-
яся в цене прибыль обеспечивала нормально работающему пред-
приятию рентабельность 25% и более. С учетом этого ставки
акцизов дифференцированы от 10 до 90%.
Налог на имущество юридических лиц. Плательщиками
налога являются юридические лица, включая банки и кредит-
ные учреждения, филиалы, в том числе с иностранным учас-
тием.
Объектом налогообложения являются основные средства
(включая долгосрочно арендуемые с правом последующего вы-
купа), нематериальные активы, запасы и затраты в стоимост-
ном выражении, находящиеся на балансе.
Российским законодательством установлено множество са-
мых разнообразных льгот для различных категорий населения.
Предусмотрены следующие виды льгот:
— необлагаемый минимум объекта налогообложения (на-
пример, необлагаемый минимум при подоходном налоге с фи-
зических лиц);
— изъятие из обложения отдельных элементов объекта на-
логообложения (например, акцизами не облагаются подакциз-
ные товары, экспортируемые за пределы РФ, кроме экспорта в
страны СНГ; или существует целый ряд доходов, которые не
включаются в совокупный годовой доход);
— освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или ка-
тегорий плательщиков (так, существует определенная законом
категория населения, которая освобождена от уплаты налогов
на имущество физических лиц и земельного налога);
— понижение налоговых ставок (например, ставки налога
на прибыль юридических лиц понижаются на 50%, если из об-
щего числа их работников инвалиды составляют не менее 50%)
либо инвалиды и (или) пенсионеры — не менее 70% ;
— вычет из налогового оклада, т. е. из налоговых платежей
за расчетный период (так, законом установлены граждане, для
которых определено, что их совокупный годовой доход, полу-
ченный в налогооблагаемом периоде, при расчете подоходного
налога уменьшается на сумму дохода, не превышающего за
каждый полный месяц, в течение которого получен доход, трех-
395
Раздел III. Макроэкономика

или пятикратного установленного законом размера минималь-
ной месячной оплаты труда);
— целевые налоговые льготы (обычно в пределах суммы
налоговых поступлений в региональный бюджет) могут предо-
ставляться любому юридическому лицу органами исполнитель-
ной власти субъекта РФ на взаимовыгодной основе;
— налоговый кредит (отсрочки взимания налогов) предостав-
ляется на условиях срочности, платности и возвратности по до-
говору между юридическим лицом и региональным налоговым
органом. Этот кредит носит инвестиционный характер, т. е. при-
зван стимулировать инвестиционные и инновационные затраты;
— прочие налоговые льготы.

§ 4. Бюджетная политика государства

Бюджетная политика — важнейший элемент экономичес-
кой политики государства и включает в себя меры, осуществ-
ляемые государством, направленные на формирование государ-
ственного фонда средств, необходимого для обеспечения
нормальной жизнедеятельности общества. Указанные меры
предполагают формирование и управление доходной и расход-
ной частями государственного бюджета.
В рыночной экономике госбюджета выполняет важные мак-
роэкономические функции.
Во-первых, обеспечивает создание общественных благ.
В этом состоит исходная и основная функция госбюджета.
Во-вторых, создается материальная база для управления ры-
ночными процессами с помощью государственного фонда средств.
В-третъих, формируется основа для решения задач роста
благосостояния населения, для решения насущных соци-
альных вопросов.
Бюджетная политика основывается на нескольких теорети-
ческих концепциях, которые построены на различных макро-
экономических основаниях.
Первая концепция базируется на том, что бюджет должен
быть ежегодно сбалансирован. До недавнего времени ежегод-
но балансируемый бюджет считался целью финансовой поли-
тики, обеспечивающей стабильное экономическое развития
национальной экономики. Однако такое состояние бюджета
исключает или в значительной степени уменьшает возможнос-
ти фискальной политики государства, имеющую антицикли-

396
Глава 16. Финансовая система и финансовая политика государства
ческую, стабилизирующую направленность. Рассмотрим
следующую логическую цепочку: допустим, что экономика стал-
кивается с длительным периодом безработицы. Доходы населе-
ния падают. При таких обстоятельствах налоговые поступления
автоматически сокращаются. Стремясь непременно сбалансиро-
вать бюджет, правительство должно либо повысить ставки нало-
гов, либо сократить государственные расходы, либо использовать
сочетание этих двух мер. Однако следствием этих мероприятий
будет еще большее сокращение совокупного спроса.
Рассмотрим другой пример, показывающий, как стремле-
ние ежегодно балансировать бюджет может стимулировать ин-
фляцию. В условиях инфляции при повышении номинальных
денежных доходов автоматически увеличиваются налоговые
поступления. Для предотвращения возможного профицита пра-
вительство должно принять следующие меры: либо снизить
ставки налогов, либо увеличить правительственные расходы,
либо использовать сочетание этих двух мер. Следствием этого
будет усиление инфляции.
Вторая концепция бюджетной политики базируется на том,
что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономическо-
го цикла, а не ежегодно. Данная концепция предполагает, что
правительство осуществляет антициклическое воздействие и
одновременно стремится сбалансировать бюджет. Логическое
обоснование этой концепции бюджетной политики просто, ра-
зумно и привлекательно. Для того чтобы противостоять спаду
производства, правительство снижает налоги и увеличивает
государственные расходы, т.е. сознательно идет на временный
дефицит бюджета. В ходе последующего подъема правительство
повышает налоги и снижает государственные расходы. Во-
зникающее положительное сальдо бюджета может быть ис-
пользовано на покрытие дефицита, возникшего в период спа-
да. Таким образом, правительство проводит позитивную
антициклическую политику и одновременно балансирует бюд-
жет, но не обязательно ежегодно, а, возможно, за период в не-
сколько лет.
Особая проблема, возникающая при реализации данной
концепции, — это то, что спады и подъемы в экономическом
цикле могут быть неодинаковыми по глубине и продолжитель-
ности. Например, длительный и глубокий спад может сменить-
ся коротким периодом подъема. Появившийся в период спада
дефицит бюджета и, соответственно, государственный долг в
этом случае не покроется небольшим положительным сальдо
397
Раздел III. Макроэкономика

бюджета периода процветания, следовательно, будет иметь ме-
сто циклический дефицит бюджета.
Третья концепция ориентируется на идею так называемых
«функциональных финансов». В соответствии с этой концеп-
цией, целью государственных финансов является обеспечение
сбалансированности экономики, а не бюджета, при этом дос-
тижение макроэкономической стабильности может сопровож-
даться как устойчивым профицитом, так и устойчивым дефи-
цитом бюджета. Иными словами, стабильность и устойчивое
развитие экономики является первоочередной задачей, а сба-
лансированность бюджета является в данной концепции вто-
ростепенной проблемой. Почему?
Во-первых, налоговая система такова, что налоговые
поступления в бюджет автоматически возрастают по мере эко-
номического роста и процветания экономики, макроэкономи-
ческая сбалансированность стимулирует этот рост, следова-
тельно, дефицит бюджета будет автоматически самолик-
видироваться.
Во-вторых, при определенных правах правительства в ус-
тановлении налогов и создании денег его возможности финан-
сировать дефицит бюджета практически безграничны.
В-третьих, считается, что проблемы, порождаемые госу-
дарственным долгом, не столь обременительны для нормально
функционирующей экономики.
Вторая и третья концепция лежат в основе финансовой по-
литики, ориентированной на бюджетны1 дефицит и опираю-
щейся на потенциал денежно-кредитной политики страны. Но
такая политика предполагает наличие четкой программы фи-
нансовых мероприятий по финансовому оздоровлению эконо-
мики, контроль за развитием бюджетного дефицита и поиск
источников его покрытия, выделение бюджетных средств на
мероприятия, дающие значительный экономический эффект.
Однако при всей привлекательности политики бюджетного
дефицита, крупные дефициты все-таки приводят к значитель-
ным отрицательным последствиям даже для «богатых» в эко-
номическом отношении стран. Так, американская экономика
длительные годы функционирует в условиях устойчивого де-
фицита федерального бюджета. Но в последние годы особо круп-
ные масштабы дефицита бюджета заставили правительство
изыскивать действенные средства борьбы с ним.
Что же касается российской бюджетной политики, то она
длительное время базировалась на первой концепции. Требо-
398
Глава 16. Финансовая система и финансовая политика государства
вание бездефицитности бюджета являлось «альфой и омегой»
нашего экономического развития. В настоящее время российс-
кая бюджетная политика в большей степени ориентируется на
положения второй из перечисленных концепций.
• Бюджетная система Российской Федерации
Эффективность бюджетной политики во многом определена
структурой бюджетной системы. В такой большой по террито-
рии страна как Россия, бюджетная система представляет собой
сложную иерархию бюджетов различных территориально-адми-
нистративных образований. Это вытекает из богатого мирового
опыта функционирования бюджетных систем. В нашей стране,
имеющей федеративное устройство, существует трехзвенная си-
стема. Таким же образом построены, например, бюджетные си-
стемы Германии и США. Они представляют собой совокупность
федерального бюджета, бюджетов членов федерации (штаты,
земли, кантоны и др.) и местных бюджетов. Бюджеты органов
самоуправления являются относительно независимыми от фе-
дерального бюджета.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Феде-
рации бюджетная система нашей страны представляет собой
совокупность бюджетов трех уровней — федерального, субъек-
тов Федерации и административно-территориальных образова-
ний. Бюджетная система РФ основывается на экономических
отношениях и принципах единства, полноты, реальности, глас-
ности и самостоятельности бюджетов трех уровней.
В бюджетную систему Российской Федерации (консолиди-
рованный бюджет) в качестве самостоятельных частей вклю-
чаются:
— Федеральный бюджет;
— 21 бюджет субъектов федерации; 55 краевых и областных
бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга;
— 10 окружных бюджетов автономных округов и бюджет
Еврейской автономной области;
— около 29 тысяч местных бюджетов (городских, районных,
сельских).
Все эти бюджеты функционируют автономно, каждый из
них имеет законодательно определенные источники доходов и
направления расходования средств. Так, правительство полно-
стью независимо в целях, касающихся нации в целом: расхо-
дах на оборону, космос. Местные органы власти финансируют
развитие школ, охрану общественного порядка и т. п.
399
Раздел III. Макроэкономика

Ведущим звеном государственной бюджетной системы яв-
ляется государственный (федеральный) бюджет — основной
финансовый план формирования и использования централи-
зованного денежного фонда государства. Именно с его помощью
государство осуществляет территориальное и межотраслевое
распределение и перераспределение валового национального
продукта (до 40% национального дохода).
Основными доходами государственного бюджета выступа-
ют налоги и неналоговые платежи. За государственным бюд-
жетом в РФ (так же, как и в странах с развитой рыночной эко-
номикой) закреплены главные налоги — налог на прибыль
юридических лиц, акцизы, НДС, таможенные пошлины. К на-
логовым доходам государственного бюджета относятся также
штрафы и пени, уплаченные за нарушение налогового законо-
дательства. К неналоговым доходам относятся как обязатель-
ные платежи — доходы от использования имущества, находя-
щегося в федеральной собственности, доходы от продажи
принадлежащего государству имущества, доходы от реализа-
ции государственных запасов, доходы от внешнеэкономичес-
кой деятельности, так и штрафы, взимание которых не связа-
но с налоговым законодательством, доходы от продажи
конфискованных товаров и т. п.
В соответствии с Конституцией и законами РФ доходная
часть территориальных бюджетов должна состоять из закреп-
ленных и регулирующих доходов, дотаций и субвенций, кре-
дитных ресурсов.
Закрепленные доходы поступают полностью в соответству-
ющие бюджеты (налогом субъекта Федерации является налог
на имущество предприятий; местные налоги; налог на имуще-
ство физических лиц; земельный налог и т. п.).
Регулирующие доходы — средства, передаваемые из выше-
стоящего бюджета в нижестоящий, сверх закрепленных дохо-
дов для покрытия его расходов, исходя из размеров процент-
ных отчислений.
Дотации — твердые суммы, передаваемые вышестоящими
бюджетами нижестоящим для пополнения доходов и миними-
зации дефицита бюджета.
Субвенции представляют собой средства строго целевого
назначения, также передаваемые в нижестоящие бюджеты.
Кредитные ресурсы — средства, передаваемые на возмезд-
ной основе под проценты или без них.

400
Глава 16. Финансовая система и финансовая политика государства
Функции по составлению и исполнению бюджетов закреп-
лены за органами исполнительной власти. Рассмотрением и
утверждением бюджета занимаются законодательные органы
власти. В соответствии с законами правительство Российской
Федерации принимает постановление о разработке бюджетной
системы на предстоящий финансовый год (в России это кален-
дарный год). Далее организуется работа по составлению проек-
та бюджета: прогнозируется социально-экономическое разви-
тие, прорабатываются и согласовываются основные показатели
развития.
Главным звеном российской бюджетной системы являет-
ся Федеральный бюджет Российской Федерации. В нем ак-
кумулируется основная часть ресурсов бюджетной системы
страны. Централизация средств в Федеральном бюджете дает
возможность маневрировать ресурсами, направлять их на оп-
ределяющие участки экономического и социального разви-
тия, осуществлять единую социально-экономическую поли-
тику в стране.
Учитывая ситуацию, сложившуюся в настоящее время в
нашей стране, следует отметить задачи, которые выполняет
российский бюджет на данном этапе развития экономики:
— преодоление последствий финансового кризиса, поддер-
жание уровня жизни населения и обеспечение функциониро-
вания реального сектора экономики;
— прекращение спада экономики и обеспечение экономи-
ческого роста;
— стабилизация кредитно-денежной системы и курса рубля;
— снижение налоговой нагрузки, создание льготных усло-
вий для производственного инвестирования, повышения уров-
ня собираемости налогов;
— осуществление реструктуризации государственного дол-
га РФ;
— минимизация государственных заимствований Россий-
ской Федерации на финансовых рынках и сокращение дефи-
цита государственного бюджета;
— снижение неплатежей, сокращение ненадежных форм
расчетов, в том числе с использованием бартера;
— полномасштабный переход на казначейскую систему ис-
полнения федерального бюджета, переход на эту систему ис-
полнения бюджетов субъектов Российской Федерации, мест-
ных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных
фондов;
— полное исполнение государством своих обязательств.
401
Раздел III. Макроэкономика

Бюджет Российской Федерации как основной финансовый
план государства основывается на показателях прогноза соци-
ально-экономического развития страны на очередной год. Об-
щие показатели и структура доходов и расходов связываются с
объемом общественного производства и определяются налого-
вой системой и экономической политикой государства.
Государственный бюджет взаимосвязан с финансовыми пла-
нами предприятий и организаций, денежными доходами и рас-
ходами населения.
Доходы Федерального бюджета формируются за счет:
— налога на прибыль (доход) предприятий и организаций;
— по установленным ставкам в соответствии с законодатель-
ством РФ;
— подоходного налога с физических лиц;
— налога на игорный бизнес;
— НДС на товары, производимые на территории РФ;
— НДС на товары, ввозимые на территорию РФ;
— акцизов на нефть, природный газ, легковые автомобили,
бензин автомобильный, спирт этиловый;
— лицензионных и регистрационных сборов;
— налога на покупку иностранных денежных знаков и пла-
тежных документов, выраженных в иностранной валюте;
— единого налога на вмененный доход для определенных
видов деятельности;

<< Пред. стр.

стр. 43
(общее количество: 64)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>