<< Пред. стр.

стр. 44
(общее количество: 64)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

— налога на операции с ценными бумагами;
— платежей за пользование недрами;
— платежей за пользование лесным фондом;
— платы за пользование водными объектами;
— земельного налога и арендной платы за земли городов,
поселков и земли сельскохозяйственного назначения в частях,
аккумулируемых в федеральном бюджете для финансирования
централизованных мероприятий;
— планы за нормативные и сверхнормативные выбросы и
сбросы вредных веществ;
— таможенных пошлин и таможенных сборов и иных тамо-
женных платежей, доходов от внешнеэкономической деятель-
ности;
— государственной пошлины;
— дивидендов по акциям, находящимся в федеральной соб-
ственности;
— прибыли Центрального Банка РФ;
— консульского сбора, взимаемого на территории РФ;
— прочих налогов, сборов, пошлин и других платежей.
402
Глава 16. Финансовая система и финансовая политика государства
Налоговые доходы составят 84% Федерального бюджета,
неналоговые доходы — 7%, доходы целевых бюджетных фон-
дов — 9%.
Неналоговые доходы складываются из доходов от внешне-
экономической деятельности, а также доходов от имущества,
находящегося в государственной собственности: перечисление
прибыли Центрального банка РФ, дивиденды по акциям, при-
надлежащим государству, доходы от сдачи в аренду имущества,
находящегося в государственной собственности, консульский
сбор, доходы от проведения всероссийских государственных
лотерей.
Расходы бюджета Российской Федерации включают следу-
ющие основные группы затрат:
— государственное управление;
— международная деятельность;
— национальная оборона;
— правоохранительная деятельность и обеспечение безопас-
ности государства;
— Федеральная судебная система;
— фундаментальные исследования;
— промышленность, энергетика, строительство;
— сельское хозяйство и рыболовство;
— образование;
— культура и искусство;
— средства массовой информации;
— здравоохранение и физическая культура;
— социальная политика;
— обслуживание государственного долга;
— финансовая помощь субъектами РФ и закрытым адми-
нистративно-территориальным образованиям;
— другие расходы.
Республиканские (бюджеты субъектов федерации) и мест-
ные бюджеты имеют свои источники средств и направления на
расходования.
За республиканскими и местными бюджетами закрепле-
ны второстепенные налоги (в основном, имущественные).
В этих бюджетах, по сравнению с государственным бюдже-
том, более высокая доля средств направляется на социальные
нужды.
Таким образом, доходы и расходы бюджетов республик в
составе РФ и местных бюджетов не повторяют доходов и расхо-
дов федерального бюджета. Кроме того, бюджеты субъектов
403
Раздел III. Макроэкономика

федерации и местные бюджеты получают необходимые им сред-
ства путем субсидий и кредитов из государственного бюджета
и выпуска местных займов, гарантированных правительством,
а также за счет зачисления в доходную часть этих бюджетов
(на законодательной основе) определенной доли поступлений
от целого ряда федеральных налогов.
Очевидно, что основной проблемой эффективного использо-
вания принципа фискального федерализма при формировании
финансовой системы государства является определение опти-
мального размера финансовых ресурсов, идущих в федераль-
ный бюджет, с одной стороны, и в региональные и местные бюд-
жеты — с другой.
Важную роль в структуре централизованных финансов иг-
рают внебюджетные фонды. В странах с развитой рыночной
экономикой наиболее крупными внебюджетными фондами яв-
ляются фонды национального страхования, образуемые за счет
страховых взносов работников предприятий, предпринимате-
лей и дотаций из государственного бюджета. Средства этих фон-
дов используются на выплату пенсий по возрасту, по инвалид-
ности, в случае потери кормильца, пособий по временной
нетрудоспособности, по безработице.
В рамках финансовой системы России в настоящее время
насчитывается более 30 внебюджетных фондов социального и
производственного назначения. Все внебюджетные фонды име-
ют строго целевое назначение: для расширения социальных
услуг населению, стимулирования развития отсталых отраслей
инфраструктуры, обеспечения дополнительных ресурсов при-
оритетных отраслей экономики.
В соответствии с Указом Президента, в целях усиления
контроля за расходованием государственных финансовых ре-
сурсов в республиканском бюджете РФ должны быть консо-
лидированы все государственные целевые бюджетные фонды,
доходы которых формируются за счет обязательных платежей
фирм, предприятий, учреждений, организаций, за исключе-
нием Пенсионного фонда. Фонда социального страхования
и Фонда обязательного медицинского страхования с сохране-
нием целевой направленности консолидируемых фондов.
К этим фондам относятся: Федеральный дорожный фонд, Фонд
развития таможенной системы РФ, Межведомственный фонд
развития налоговой системы и налоговой службы РФ, Госу-
дарственный фонд борьбы с преступностью, Федеральный эко-
логический фонд РФ.
404
Глава 16. Финансовая система и финансовая политика государства
Одним из звеньев финансовой системы государства являет-
ся государственный кредит. Главная форма экономических от-
ношений в рамках государственного кредита — это ситуация,
когда государство выступает как заемщик средств. Реже оно
выступает как кредитор, предоставляя ссуды юридическим и
физическим лицам. В тех случаях, когда государство берет на
себя ответственность за погашение займов или выполнение дру-
гих обязательств, взятых физическими и юридическими лица-
ми, оно является гарантом.
Государственный кредит находится на стыке двух видов
денежных отношений: финансов и кредита.
В качестве важного звена финансовой (бюджетной) систе-
мы он обслуживает формирование и использование централи-
зованных денежных фондов государства, идущих на цели раз-
вития экономики страны.
Государственный кредит выражает конкретную меру учас-
тия государства в развитии производства материальных благ и
услуг. В макроэкономическом смысле он является важнейшим
источником финансирования бюджетного дефицита. Кроме
того средства государственного кредита необходимо рассматри-
вать как необходимые «инъекции» в экономику, в целях под-
держания уровня макроэкономического равновесия.


§ 5. Бюджетный дефицит и государственный долг

В управлении финансовой системой важную роль играет
проблема бюджетного дефицита. Госбюджет построен на соот-
ношении доходов и расходов. Теоретически наиболее оптималь-
ным будет такой бюджет, который предполагает равенство до-
ходов и расходов. Сальдо такого бюджета, следовательно, равно
нулю. На практике добиться такого положения очень сложно.
В макроэкономическом смысле стремление к бюджету, сальдо
которого равно нулю, является мало перспективным делом. Что
такое бюджет с нулевым сальдо? Это отражение функциониро-
вания самоограничивающей экономики: затраты определяют-
ся исключительно полученными доходами. Однако, если эко-
номика развивается, то она должна решать все большие по
объему задачи и средств на их реализацию хватать не будет.
Здесь мы сталкиваемся с бюджетным неравновесием, когда
расходы превышают доходы (дефицит бюджета) или когда дохо-
ды превышают расходы (профицит бюджета). При этом заметим,

405
Раздел III. Макроэкономика

что в основном такое неравновесие складывается во многих стра-
нах в пользу превышения расходов над доходами. Рост бюджет-
ных дефицитов явление распространенное и даже закономерное.
Причин тому множество (спад общественного производства,
массовый выпуск «пустых» денег, неоправданно возросшие
затраты на финансирование ВПК, значительные социальные
программы, крупномасштабный оборот «теневого» капитала,
огромные непроизводительные расходы (потери, приписки,
хищения и т. п.), но важнейшее значение имеет возрастание
роли государства в различных сферах жизни, расширение его
экономических, социальных функций, увеличение военных
расходов, численности госаппарата.
Бюджетный дефицит, несомненно, относится к так называе-
мым «негативным экономическим категориям» типа инфляции,
кризиса, безработицы, которые являются, однако, неотъемле-
мыми элементами экономической системы, базирующейся на
рыночных отношениях.
Следует заметить, что бездефицитность бюджета еще не оз-
начает «здоровья» экономики. Надо четко представлять, какие
процессы протекают внутри самой финансовой системы, какие
изменения воспроизводственного цикла отражают дефицит бюд-
жета. Вместе с тем, любое государство стремится если не покрыть
полностью, то частично уменьшить дефицит бюджета.
Существует несколько традиционных способов покрытия
бюджетного дефицита — это государственные займы и ужесто-
чение налогообложения. Но есть и третий способ, предусмат-
ривающий увеличение денежной массы в обращении, — это,
собственное производство денег, или «сеньораж». «Сеньораж»
сейчас обычно не принимает форму простого печатания денег,
так как это прямо и непосредственно способствует росту инф-
ляции. В настоящее время «сеньораж» реализуется посред-
ством создания резервов коммерческих банков. Предположим,
что Казначейству США необходимо 100 млн долл. на покрытие
правительственных расходов. Оно печатает на эту сумму каз-
начейские векселя и продает их ФРС, которая покупает их,
расплачиваясь за векселя размещением кредита за счет Казна-
чейства. Казначейство, в свою очередь, выписывает чеки на этот
счет. Получатели чеков вкладывают полученные средства в
коммерческие банки. По окончании процесса клиринга чеков
оказывается, что создано на 100 млн долл. новых банковских
резервов. Они и становятся основой многократного увеличения
количества денег в обращении.
406
Глава 16. Финансовая система и финансовая политика государства
• Государственный долг
Сумма накопленных за несколько лет бюджетных дефици-
тов образует государственный долг. Различают внешний и внут-
ренний государственный долг.
Внешний государственный долг — это долг данного государ-
ства другим государствам, иностранным банкам и компаниям,
международным организациям и отдельным лицам. Внешний
государственный долг обусловлен рядом макроэкономических
факторов, действие которых обуславливает объективную приро-
ду такой задолженности. Назовем факторы циклического дисба-
ланса в экономике, вызванного автоматическим сокращением
налоговых поступлений в бюджет и сокращением государствен-
ных расходов в условиях циклического спада деловой активнос-
ти. Кроме того, следует назвать факторы, обуславливающие
структурный дисбаланс. То есть, решение вопросов, связанных с на-
лаживанием новых видов производства в стране, с техническим
перевооружением имеющейся структуры основного капитала тре-
бует притока дополнительных финансовых ресурсов. Одним из
каналов получения дополнительного капитала являются внешние
займы и кредиты.
Здесь возникает вопрос: какие средства следует причислять
к объему внешнего госдолга? Только те, которые были получе-
ны правительством страны и правительственными учреждени-
ями или сюда следует относить долги отдельных банков и
фирм? Международная практика показывает, что внешний
долг — это совокупная сумма долгов Центробанка, правитель-
ства, и отдельных банков и компаний. Во многих странах мира
действует правило, согласно которого все более-менее значи-
тельные объемы внешних заимствований отдельных рыночных
субъектов данной страны гарантируются в той или иной степе-
ни государством. Следовательно, объем внешнего долга вклю-
чает в себя как суверенные (государственные) долги, так и дол-
ги отдельных рыночных субъектов.
Приток внешних заимствований с одной стороны имеет
субъективные основания в виде решений правительственных
органов о необходимости внешних займов и кредитов. С дру-
гой стороны он имеет и объективные основания, обусловлен-
ные складывающейся макроэкономической ситуацией. При
систематическом наращивании долгового финансирования для
покрытия бюджетного дефицита увеличивается спрос на день-
ги. Если Центробанк ограничивает выпуск денег в обращение,
то это стимулирует быстрый рост процентных ставок.
407
Раздел III. Макроэкономика

Повышение процентных ставок на внутреннем рынке дан-
ной страны увеличивает спрос на валюту этой страны и ее цен-
ные бумаги. Это создает приток «горячих» денег в страну и уве-
личение суммы внешнего долга. Обменный курс национальной
валюты повышается, что стимулирует увеличение импорта и
сокращение экспорта. Здесь мы сталкиваемся с комплексной
формой проявления эффекта вытеснения, когда импорт вытес-
няет собственное производство, иностранные инвестиции вы-
тесняют внутренние инвестиции.
На объем и структуру внешнего долга в большой степени
влияют политические решения государства. Преодолеть тяго-
ты внешнего долга весьма непросто. Но для этого решающее
значение имеет политическая воля руководства. Если оно твер-
до взяло курс на приоритетное развитие национального произ-
водства и полностью отказывается от внешних долгов как фор-
мы покрытия бюджетного дефицита, то прямой путь к выходу
из долговой трясины намечен. Здесь можно упомянуть реше-
ния правительства России в 2000—2002 гг. об отказе от креди-
тов МВФ и о выработке долгосрочного плана погашения внеш-
ней задолженности.
Внутренний государственный долг — это долг государства
своему населению. В соответствии с законодательством РФ,
государственным внутренним долгом РФ являются долговые
обязательства правительства РФ, выраженные в националь-
ной валюте, перед юридическими и физическими лицами.
Долговые обязательства могут иметь форму кредитов, полу-
ченных правительством, государственных займов, осуществ-
ленных посредством выпуска ценных бумаг от имени прави-
тельства, других долговых обязательств, гарантированных
правительством.
Назовем основные государственные долговые обязательства,
которые обеспечиваются Правительством Российской Федера-
ции:
— государственные краткосрочные облигации ГКО (сроком
на 3, 6, 12 месяцев);
— облигации федерального займа (ОФЗ) (сроком на 1—3
года);
— государственные долгосрочные облигации (ГДО) (сро-
ком до 30 лет);
— облигации внутреннего государственного валютного зай-
ма (ОВВЗ);
— казначейские векселя и обязательства.
408
Глава 16. Финансовая система и финансовая политика государства
Нарастание внутреннего долга менее опасно для националь-
ной экономики по сравнению с ростом ее внешнего долга. Утеч-
ки товаров при погашении внутреннего долга не происходит,
но возникают другие сложности в экономической жизни.
Внутренний долг нельзя рассматривать в качестве долговой
«петли» экономики. Более правильно его оценивать как сред-
ство постоянного финансирования экономики государством.
Превышение расходов государства над доходами нельзя рас-
сматривать как базу экономического краха. Если говорить о
бюджетном профиците, то этот феномен нельзя рассматривать
как явление положительное. Бюджетный излишек формирует
дополнительный спрос на деньги. Это увеличивает темпы инф-
ляции. Если бюджетный излишек заморозить, то тем самым
ограничивается избыточное давление совокупного спроса и
сдерживаются темпы инфляции.
Если поставить вопрос: возможно ли полностью погасить
внутренний долг, то ответ будет таков — невозможно. Лучше
говорить об эффективном управлении внутренним долгом. На
практике используют три основных способа финансирования
бюджетного дефицита:
а) кредитно-денежная эмиссия (минетизация бюджета);
б) выпуск облигационных займов;
в) увеличение налоговых поступлений в госбюджет.
Первый способ наиболее легкий и распространенный, свя-
занный с выпуском дополнительного объема денежной массы.
Государство получает дополнительный доход от печатания де-
нег (сеньораж). Все экономические агенты платят государству
своеобразный налог. Монетизация бюджетного дефицита мо-
жет выражаться не только в эмиссии денег, но в кредитах Цен-
тробанка по льготным ставкам.
Если дефицит финансируется с помощью государственных
займов, то увеличивается среднерыночная ставка процента. Это
снижает склонность к инвестированию частного капитала. Го-
сударственные облигации в конечном итоге не снижают инф-
ляционное напряжение.
Увеличение налоговых поступлений в госбюджет выходит
за рамки финансирования бюджетного дефицита, так как оно
реализуется в долгосрочной перспективе в процессе радикаль-
ной налоговой реформы. Данная мера также не является неин-
фляционной.
Следовательно, все три отмеченных способа не являются
неинфляционными, а стало быть, нельзя определить, какой из

409
Раздел III. Макроэкономика
них эффективнее. Процесс управления госдолгом — процесс
сложный, многоплановый. Он предлагает использование целого
набора средств различного свойства.

• Макроэкономические последствия бюджетного дефицита
и государственного долга: различные точки зрения на проблему
В современной экономической науке существуют две раз-
личные точки зрения на проблему бюджетного дефицита, го-
сударственного долга и их макроэкономических последствий.
Большинство экономистов считает, что дефицит бюджета и го-
сударственный долг оказывают существенное влияние на раз-
витие экономической системы, а именно — рост бюджетного
дефицита и государственного долга влекут за собой реальные
негативные последствия.
Во-первых, выплата процентов по государственному долгу
увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная
часть государственных обязательств сконцентрирована в руках
у наиболее состоятельной части населения. Погашение государ-
ственного внутреннего долга приводит к тому, что деньги из
карманов менее обеспеченных слоев населения переходят к бо-
лее обеспеченным, т. е. тот, кто владеет облигациями, стано-
вится еще богаче.
Во-вторых, повышение ставок налогов (как средство вып-
латы государственного внутреннего долга или его уменьшения)
может подорвать действие экономических стимулов развития
производства, снизить интерес к вложениям в новые рискован-
ные программы и т. д., а также усилить социальную напряжен-
ность в обществе.
В-третьих, существование внешнего долга предполагает
передачу (при погашении этого долга) части созданного внут-
ри страны продукта за рубеж.
В-четвертых, рост внешнего долга безусловно снижает
международный авторитет страны.
В-пятых, когда правительство берет заем на рынке капи-
талов для рефинансирования долга или уплаты процентов по
государственному долгу, это неизбежно приводит к увеличе-
нию ставки процента на капитал. Рост процентной ставки,
в свою очередь, влечет за собой снижение капитализирован-
ной стоимости, сокращение частных плановых инвестиций.
В результате этого последующие поколения могут унаследо-
вать экономику с уменьшающимся производственным потен-
410
Глава 16. Финансовая система и финансовая политика государства
циалом и всеми вытекающими отсюда отрицательными по-
следствиями.
В-шестых, можно отметить и чисто психологический эф-
фект: с ростом государственного долга усиливается неуверен-
ность населения страны в завтрашнем дне.
Такая точка зрения на бюджетный дефицит и государствен-
ный долг называется «традиционной» и является, господству-
ющей.
Но есть и другая точка зрения — точка зрения «рикардиан-
ской школы», в соответствии с которой, бюджетный дефицит
и государственный долг могут и не повлиять на рост процент-
ных ставок, уменьшение инвестиций и т. д.
«Нейтральность» бюджетного дефицита и государственно-
го долга является следствием того, что снижение налогов при
неизменном уровне государственных расходов само по себе мо-
жет и не повлиять на рост расходов потребителей.
Это утверждение вытекает из теории поведения потребите-
лей, в соответствии с которой, потребители при выборе линии
поведения учитывает не только текущий интерес, но и интерес
будущего, т. е. будущий доход.
Снижение налогов при неизменных государственных рас-
ходах, с точки зрения потребителя, думающего о будущем, оз-
начает, что правительство финансирует данное снижение за
счет роста государственного долга. В свою очередь, рост госу-
дарственного долга подразумевает, что в будущем для его по-
крытия необходимо будет увеличивать налоги. Таким образом,
фактически налоги не изменяются, а просто перераспределя-
ются во времени.
Ожидания налогоплательщиков относительно будущего ро-
ста налогов и снижения доходов приведут к тому, что сегодняш-
нее потребление не увеличится, увеличатся лишь сбережения
потребителей как защитная мера по поддержанию в будущем
«привычного» уровня жизни. Прирост частных сбережений по-

<< Пред. стр.

стр. 44
(общее количество: 64)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>