<< Пред. стр.

стр. 47
(общее количество: 64)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

влияет на кредит и кредитную систему; вызывает глубокое рас-
429
Раздел III. Макроэкономика

стройство денежной системы. Обесценение денег подрывает
стимулы к денежным накоплениям.
Таким образом, инфляция ведет к нарушению процесса вос-
производства во всех звеньях — как в сфере производства, так
и в сфере обращения.
Вместе с тем инфляция не только подрывает экономичес-
кий рост внутри страны, но и отрицательно воздействует на
международные экономические отношения.
Во-первых, рост цен означает внутреннее обесценение валют,
падение их покупательной способности. Обесценение валют
порождает валютный демпинг, бросовый экспорт по ценам
ниже мировых.
Во-вторых, инфляция повышает уровень мировых цен. Под
воздействием инфляции цены на мировом рынке по темпам
роста не только сравнялись с темпами роста внутренних цен,
но и превзошли их, что эксперты МВФ связывают с ростом эк-
спортных цен на нефть.
В-третьих, рост цен ослабляет конкурентоспособность эк-
спортной продукции. Подрывая конкурентоспособность наци-
онального производства, инфляция тем самым усиливает рост
внешне-торгового дефицита, затрудняет уравновешивание пла-
тежных балансов.
В-четвертых, неравномерность падения покупательной
способности валют, усиливает неэквивалентность валютных
курсов, вызывает несоответствие между официальными и ры-
ночными курсами валют, что чрезвычайно затрудняет стаби-
лизацию валютных курсов, делает необходимым пересмотр
курсовых соотношений. Однако каждое такое изменение (де-
вальвация или ревальвация) не только не устраняло причины
неустойчивости валютных курсов, но наоборот, еще больше
углубляло и обостряло их, порождая множество новых проти-
воречий.
Таким образом, инфляция стала не только внутренней эко-
номической проблемой для отдельных национальных хозяйств,
но и основной разрушительной силой в международных масш-
табах всей мировой экономики.


§ 4. Антиинфляционная политика

Борьба с инфляцией и разработка специальной антиинфля-
ционной программы является необходимым элементом ста-

430
Глава 17. Инфляция как форма макроэкономической нестабильности
билизации экономики. В основе такой программы должен
лежать анализ причин и факторов, определяющих инфля-
цию, набор мер экономической политики, способствующей
устранению или снижению уровня инфляции до разумных
пределов.
Возможны два подхода к управлению хозяйством в услови-
ях инфляции: один заключается в поиске адаптационной по-
литики, т. е. приспособлении к инфляции в коротком периоде
хозяйственной деятельности, другой — в попытке ликвидиро-
вать инфляцию антиинфляционными мерами в долгосрочной
хозяйственной перспективе.
Вся антиинфляционная политика может быть разделена на
две части.
Первая — меры, осуществляемые за короткий период, ко-
торые должны быстро сбить накал инфляционного давления и
вдохнуть оптимизм в участников рыночного процесса. Поэто-
му меры адаптационной политики — это лишь начало четкой
и выверенной на перспективу антиинфляционной политики.
Вторая — меры, обеспечивающие непосредственную борь-
бу с инфляцией с упором на долговременное и систематическое
их осуществление. Первая часть является как бы прелюдией
второй части.

• Адаптационная политика
Эта политика построена на том, что все субъекты рыночной
экономики (домохозяйства, фирмы, государство) в своих дей-
ствиях учитывают инфляцию — прежде всего через учет потерь
от снижения покупательной способности денег. В мировой
практике существуют два метода компенсации потерь от сни-
жения покупательной способности денег. Наиболее распрост-
ранена индексация ставки процента. Как правило, эта опера-
ция сводится к увеличению ставки процента на величину
инфляционной премии. Другой метод компенсации инфляции —
индексация первоначальной суммы инвестиций, которая пери-
одически корректируется, согласно движению определенного,
заранее оговоренного индекса.
Домохозяйства пытаются адаптироваться к инфляции че-
рез поиск дополнительных источников доходов. Работники
пытаются защитить себя от инфляции через введение в кон-
тракт инфляционной корректировки заработной платы. Дру-
гими способами адаптации является перестройка семейного
431
Раздел III. Макроэкономика

бюджета в сторону наиболее неэластичных товаров и услуг,
быстрая материализация денег в товарно-материальные ценно-
сти и т. п.
Фирмы также изменяют свою экономическую политику в
условиях инфляции. Это выражается, например, в том, что они
берутся лишь за реализацию краткосрочных проектов, кото-
рые сулят более быстрое возвращения инвестиций. Недостаток
собственных оборотных средств толкает фирмы на поиск новых
внешних источников финансирования через выпуск акций и
облигаций, лизинг, факторинг. Это приводит к росту доли за-
емных средств относительно собственных, и повышению фи-
нансового риска предприятий, риска неплатежеспособности
(банкротства). В области управления запасами многие фирмы
переходят на формирование спекулятивного запаса. Они ста-
раются иметь превышение кредиторской задолженности над
дебиторской, и лишь незначительное количество денег хранить
на счетах в банке.
В условиях инфляции фирмы вынуждены изменять поли-
тику использования прибыли. С одной стороны, для стиму-
лирования экономического интереса к деятельности фирмы
менеджеры вынуждены увеличивать средства, направляемые
на материальное поощрение. С другой стороны, ввиду того,
что в условиях инфляции поток доходов уменьшается, а по-
ток расходов растет, собственники фирмы, если они не хотят
допустить сворачивания своего капитала, вынуждены все
большую часть чистой прибыли направлять на развитие про-
изводства.
История знает много вариантов адаптационной полити-
ки правительства. В 60—70-х годах XX в. в Англии и в дру-
гих странах внедрялась политика «стоп-вперед», т. е. край-
не осторожное движение вперед. Но эта политика оказалась
неэффективной, так как сдерживание цен оплачивалось сни-
жением производительности труда и жизненного уровня на-
селения.
В основе иной политики лежит контроль за соотношением
цен и заработной платы. Эта политика дает положительный эф-
фект в краткосрочном плане (например, в США в 1951—1952 гг.,
в Финляндии в 1967—1971 гг.), но в долгосрочном периоде эта
политика не прижилась, не стала популярной.
Сторонники кейнсианской трактовки инфляции, предста-
вители теорий «структурной инфляции» и «экономики пред-
ложения» в своей программе предусматривают более активное
432
Глава 17. Инфляция как форма макроэкономической нестабильности

регулирующее воздействие государства, включая временное
замораживание роста цен и заработной платы, налоговое сти-
мулирование предпринимательства, сбережений населения,
поддержку жизненно важных отраслей и производств.
Краткосрочные мероприятия, призванные обуздать всплеск
инфляции должны опираться на возможность проявления бы-
строго эффекта от данного мероприятия. К такого рода мерам
можно отнести проведение денежной реформы конфискацион-
ного типа. Жесткость данной меры очевидна. Введение в обра-
щение новых денег взамен старых по принудительному курсу,
прежде всего, бьет по интересам потребителей. Так было, на-
пример, в 1947 г. в нашей стране, когда денежные знаки старо-
го образца обменивались на новые в пропорции 1:10. Однако
такая радикальная мера весьма эффективна. Она утверждает
новые ценовые соотношения, снимая инфляционные диспро-
порции.
Другой подобного рода мерой может быть импортная интер-
венция. Если налицо острая нехватка товаров, которая резко
гонит цены вверх, то данная мера на короткий срок может спо-
собствовать соответствию предложения товаров растущему
спросу.

• Долгосрочные антиинфляционные меры
Цель антиинфляционной политики — удержать надежный
контроль над инфляцией, обеспечивая невысокий темп роста
уровня цен. В долгосрочном плане эти меры должны быть пос-
ледовательными и выверенными. Острие антиинфляционных
мер должно быть направлено на обеспечение равновесия на
рынках. Меры антиинфляционных действий должны касаться
действия только косвенных регуляторов. Попытки введения
государственного контроля над ценами всегда приводят
к отрицательным результатам. Поэтому минимизация государ-
ственного вмешательства в игру рыночных сил является важ-
ным и необходимым условием реализации эффективной анти-
инфляционной стратегии.
Практика борьбы с инфляцией в развитых странах показы-
вает некоторые общие направления антиинфляционной стра-
тегии.
Фундаментом эффективной антиинфляционной политики
являются меры, обеспечивающие социальное согласие в обще-
стве. Существование правительства, которому доверяет боль-
433
Раздел III. Макроэкономика

шинство граждан — хорошая основа для проведения антиинф-
ляционных мероприятий.
Следует выделить стратегию гашения адаптивных инфля-
ционных ожиданий. Сторонники монетаристского направления
уделяют этому большое внимание. Смысл этих действий —
изменение психологии потребителя, избавление его от страха
постоянного и неуклонного роста цен, обесценения его сбере-
жений. Американский экономист Э. Фелпс теоретически раз-
работал меры по обеспечению так называемого «Эффекта
объявления». Смысл этого эффекта очень прост: правитель-
ство должно регулярно и правдиво информировать граждан
об уровне инфляции, о тех мерах, которые оно принимает для
борьбы с инфляцией. Здесь важно достичь психологического
эффекта веры потребителя в действия государства, вдохнуть
оптимизм в ожидания потребителя.
Другой важной линией антиинфляционной стратегии явля-
ются действия по жесткому ограничению денежной массы.
В инфляционной экономике денежная политика должна
играть основную роль. Режим жестких денежных ограничений
относится к сильнодействующим регуляторам в экономике.
Поэтому эти меры должны использовать с большой осторожно-
стью.
Третья линия антиинфляционной стратегии — сокращение
бюджетного дефицита. Она может достигаться как за счет рос-
та налогов, так и за счет сокращения государственных расхо-
дов. При этом наиболее перспективным является сокращение
государственных расходов. Государство должно дать понять
населению, что необходимо жить по средствам. Тем самым оно
постепенно будет освобождаться от централизованного финан-
сирования целого ряда видов хозяйственной деятельности.
Уменьшение вмешательства государств в инвестиционный про-
цесс создаст основу для более правильного и эффективного рас-
ходования бюджетных средств.


§ 5. Особенности инфляционных процессов в России

Российский тип инфляции отличается от всех других изве-
стных типов, что объясняется условиями ее развития при пе-
реходе от плановой экономики к рыночной.
Ряд исследователей считают, что характер инфляции в Рос-
сии не может быть объяснен только разрушением денежной

434
Глава 17. Инфляция как форма макроэкономической нестабильности

массы вследствие гипертрофированного спроса. Они полагают,
что инфляция имеет немонетарную или, по крайней мере, не
только монетарную природу. В качестве причин, вызывающих
инфляцию, приводятся следующие:
— структурные диспропорции между отраслями экономи-
ки, оставшиеся в наследство от централизованной плановой
системы. Микро- и макроэкономические перекосы не только не
соответствуют стандартам рыночной экономики, но и не позво-
ляют быстро победить инфляцию. Последняя может быть оста-
новлена только после радикальных структурных преобразова-
ний, на которые потребуются десятилетия;
— высокий уровень монополизации экономики, что объяс-
няет монопольный характер поведения производителей на рын-
ке и устанавливаемые ими монопольные цены;
— глобальная милитаризация экономики, большая ар-
мия, гипертрофированный уровень развития ВПК. Эти сек-
тора экономики, по своему определению, являются нерыноч-
ными. Их продукция не ориентируется на свободный рынок
и производится только по государственным заказам, а финан-
сирование осуществляется из государственного бюджета.
Факторы производства не являются достаточно мобильными
и не могут быть легко перемещены в рыночно ориентирован-
ные секторы экономики. Другими словами, разрыв между
спросом на потребительские товары, который предъявляет
население, и рыночным предложением этих товаров не мо-
жет быть легко устранен, что сохраняет базу для роста инф-
ляции;
— огромные масштабы страны и колоссальный экономичес-
кий потенциал. Импорт, который в относительно небольшой
стране может создать конкурентную среду для внутренних про-
изводителей, не может полностью нейтрализовать монополь-
ные тенденции и все существующие перекосы российской эко-
номики.
При определенном высоком уровне инфляции становится
опасной для экономики и социальной стабильности общества.
Отрицательное влияние высокой инфляции для национальной
экономики России состоит в следующем:
— обесцениваются доходы населения, особенно занятого в
бюджетной сфере;
— происходит перераспределение национального богатства
от наиболее бедных к наиболее богатым слоям населения, что

435
Раздел III. Макроэкономика
подрывает социальную стабильность в обществе и усиливает
социальное расслоение;
— разрушается денежная система страны, иностранные де-
нежные знаки постепенно вытесняют национальную валюту,
расцветает бартер;
— денежные накопления предприятий обесцениваются,
невозможные инвестиции, никакие долгосрочные решения не
могут быть приняты, подрывается база для экономического
роста.
Сегодня можно утверждать, что поскольку инфляция порож-
дена диспропорциями общественного воспроизводства в слож-
ных условиях перехода России к рыночной экономике и распа-
да традиционных связей с бывшими союзными республиками,
то доминантой в антиинфляционной стратегии и политике дол-
жен быть воспроизводственный аспект. Поэтому первоочередной
задачей в борьбе с инфляцией является преодоление экономи-
ческого спада, эффективная инвестиционная политика, форми-
рование стабильной макроэкономической структуры рынка с
целью постепенного выравнивания диспропорций общественно-
го воспроизводства.
Экономический кризис, поразивший Россию в первой по-
ловине 90-х годов, по своим масштабам и глубине не имеет ана-
логов в новой истории. Действительно, за пять лет — с 1990
по 1995 гг. — объем ВВП в стране сократился на 51%. Ключе-
вой проблемой преодоления кризиса в экономике на началь-
ном этапе реформ является финансовая стабилизация, сниже-
ние темпов инфляции. Эта проблема остается актуальной и
сегодня.
На первых этапах реформирования российской экономики
были предприняты две попытки стабилизации — в 1992 и
в 1994 гг. Обе они основывались на «жестких» монетарных
взглядах, но обе окончились неудачей. Каждая из них реали-
зовывалась в виде двухактного цикла: за полугодовым перио-
дом жесткой денежной политики следовал поворот к ее смяг-
чению, в результате чего инфляция опять резко возрастала.
В январе—июне 1922 г. проводилась относительно жесткая
денежная политика, что проявилось в замедлении роста денеж-
ной массы и снижении темпов инфляции. Негативным след-
ствием такой политики явился рост взаимной задолженности
предприятий. За полгода задолженность возросла почти в 100
раз. Предприятия оказались не в состоянии ни покрыть свои
расходы, ни получить правительственные кредиты. Кризис
436
Глава 17. Инфляция как форма макроэкономической нестабильности

неплатежей стал причиной отказа от денежной кредитной по-
литики, после чего месячная инфляция превысила уровень
20%. Кредитная политика смягчилась, кредиты стали более
доступными, а накопленные долги предприятий были в основ-
ном погашены за счет денежной эмиссии и выделения новых
кредитов.
Всего за 1992 г. темп роста цен по сравнению с 1991 г. соста-
вил 2860%. То есть налицо гиперинфляция.
Начало второй попытки стабилизации относится к янва-
рю 1994 г. До августа удавалось постепенно уменьшать темпы
инфляции, а в августе инфляция была меньше 5%. Правитель-
ством был сделан вывод, что окончательная финансовая
стабилизация будет скоро достигнута. Проводимое в первом
полугодии 1994 г. ужесточение денежной и кредитной поли-
тики снова обострило проблемы неплатежей. Ситуация
усложнилась тем, что образовавшиеся в 1994 г. неплатежи вклю-
чали в себя задолженности по зарплате и налогам и были ха-
рактерны в основном для убыточных отраслей. Вместе с тем,
правительство не было готово идти на массовое разорение и
банкротство фирм.
Уже в апреле 1994 г. произошло ускорение роста денежной
массы и увеличение кредитования промышленности. Поэтому
было неудивительно, что наступил «черный вторник» (11 ок-
тября 1994 г.) и темпы инфляции во второй половине 1994 г.
снова выросли.
Кризис принял затяжной характер. Главным препятстви-
ем его преодоления выступило свертывание емкости внутрен-
него рынка в связи с сокращением реальных доходов большин-
ства населения с одной стороны, и падением нормы и массы
накопления капитала, с другой. В этот период на кризис сбыта
вместе с платежным кризисом и необеспеченностью материаль-
ного снабжения предприятий приходилось свыше 80% паде-
ния производства.
В результате, если ведущим фактором экономического спа-
да явился распад СССР, то с 1993 г. фактор спроса превратился
в главную причину продолжавшегося экономического упадка.
Нараставшее сокращение емкости внутреннего рынка блоки-
ровало возможности стабилизации положения и выхода из эко-
номического кризиса.
Свертывание процесса капиталосбережений намного сокра-
тило спрос на инвестиционные товары и тем самым обострило
ситуацию. В 1995 г., в соответствии с федеральной программой
437
Раздел III. Макроэкономика

инвестиций, было предусмотрено ввести в строй 207 объектов
производственной сферы, из которых 137 намечалось профи-
нансировать за счет средств федерального бюджета на безвозв-
ратной основе. Однако реально было введено в строй 10 объек-
тов, или 5% от намеченного.
В условиях инфляции усилилась общая разбалансирован-
ность системы цен. Они оторвались от своей основы — товар-
ного производства. Действительно, свободные цены в вы-
сокомонополизированных отраслях превысили издержки
производства и платежеспособный спрос в 2—3 раза, т.е. про-
явились как монопольно спекулятивные. Это, в свою очередь,
привело к инфляционному росту денежной массы и обесце-
нению рубля.
Инфляция подорвала стимулы для долговременных инвес-
тиций в сферу производства. Обесценивая оборотный капитал,
она явилась одной из главных причин кризиса платежей.
Поскольку инфляция дезорганизовала экономику и вела к
опасному обострению социальной напряженности, власти были
вынуждены предпринять антиинфляционные меры. Они вклю-
чали изменение системы финансирования бюджетных дефици-
тов, ограничение кредитов Центрального банка отдельным от-
раслям экономики и др.
В1995 г. была осуществлена третья с начала реформ попыт-
ка достижения макроэкономической стабилизации в России.
Во многом она оказалась успешнее первых двух. Сказалось,
прежде всего, более последовательное осуществление прави-
тельством и ЦБ ограничений бюджетной и кредитно-денежной
политики.
Была свернута практика беспроцентного финансирования
отдельных отраслей и видов производства. Прирост денежной
массы сократился в 1996 г. по сравнению с 1994 г. более чем
в 8,5 раза. Если в 1994 г. месячный прирост цен составлял до
8—10%, то в 1996 г. — 1,5—2% .
Четвертая попытка борьбы с инфляцией была предпринята
после кризиса 1998 г. Это проведение более жестких мер в об-
ласти денежно-кредитной политики (рост ставки рефинанси-
рования, сокращение госрасходов бюджета). Инфляционный
всплеск 1998 г., составивший более 40% в год (отметим, что в
1997 г. прирост составил 14%), был вскоре преодолен. Темпы
роста цен в 1999—2001 гг. составили 18-16%. Пока это еще
недостаточно для того, чтобы обеспечить экономический рост
в полной мере. В ближайшие годы правительство РФ будет ре-
438
Глава 17. Инфляция как форма макроэкономической нестабильности

ализовывать по-прежнему жесткую денежно-кредитную поли-
тику в целях снижения инфляции до 8-10% в год.

<< Пред. стр.

стр. 47
(общее количество: 64)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>