<< Пред. стр.

стр. 48
(общее количество: 64)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


Вопросы для повторения
1. Что такое «инфляция» и как ее можно измерить?
2. Каковы причины инфляции?
3. Как вы представляете механизм развития инфляционного процесса?
4. Чем характеризуются инфляция спроса и инфляция предложения?
5. В условиях СССР существовала «подавленная» инфляция. В чем
смысл этого термина? Чем характеризуется «подавленная» инфляция?
Каким образом она проявляется?
6. В чем заключаются различия между умеренной, галопирующей и
гиперинфляцией? Каковы критерии их разграничения?
7. Возможна ли инфляция в условиях натурального, т. е. бартерно-
го, обмена? Что означало бы высказывание, что «в таком обществе все
цены поднялись на 20% »?
8. Что чему предшествует при развертывании инфляции:
а) рост денежной массы росту цен;
б) рост цен росту денежной массы?
9. Если индекс цен был 220 в прошлом году и 245 в нынешнем году,
каков будет уровень инфляции в нынешнем году?
10. Если цены в стране возросли в 20 раз, каков темп инфляции и как
изменилась покупательная способность денег?
11. Как на каждого из перечисленных людей будет воздействовать
неожиданная инфляция в 10%:
а) служащий госучреждения;
б) фермер, имеющий задолженность;
в) независимый владелец магазина;
г) рабочий на пенсии?
12. Кто из нижеперечисленных выгадает при внезапной инфляции:
а) пенсионеры;
б) служащий, получивший беспроцентную ссуду;
в) студент, имеющий вклад в банке;
г) держатель облигаций?
13. В чем состоит различие между адаптивными и рациональными
ожиданиями?
14. Как отразится на изменении цен увеличение выплат по безрабо-
тице?
15. В чем состоят особенности российской инфляции?


Примерный план лекции
1. Сущность и содержание инфляции. Причины инфляции и пробле-
мы ее измерения.
2. Виды инфляции. Инфляция спроса и инфляция издержек.

439
Раздел III. Макроэкономика
3. Социально-экономические последствия инфляции.
4. Антиинфляционная политика: стратегия и тактика.


Вопросы для обсуждения
на семинарском занятии
1. Инфляция как проявление макроэкономического несоответствия
совокупного спроса и совокупного предложения.
2. Факторы развития инфляции. Влияние денежно-кредитной и фис-
кальной политики на развертывание инфляции.
3. Измерение уровня инфляции. Индексы цен и дефлятор ВНП.
4. Основные средства борьбы с инфляцией.
5. Особенности инфляционных процессов в России.


Литература
Абрамова МА., Александрова Л.C. Финансы, денежное обращение и
кредит. — М., 1996.
Антиинфляционная политика / Под ред. Красавиной Л.Н. — М.,
1999.
Введение в рыночную экономику. Учебное пособие / Под ред. Лив-
шица А.Я., Никулиной И.Н. — М., 1994.
Гришин И.В. Под бременем инфляции. — М., 1996.
Гурова Т. Инфляция тает // Эксперт. 2002. № 14.
Долэн Э., Линдсей П. Макроэкономика / Пер. с англ. — СПб., 1994.
Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика / Пер. с англ. — М., 1999.
Илларионов А. Природа российской инфляции // Вопросы экономи-
ки. 1995. № 3 .
КейнсДж. М. Общая теория занятости, процента и денег / Пер. с англ. —
М., 1978.
Корнай Я. Дефицит / Пер. с венгерск. — М., 1990.
Корнай Я. Путь к свободной экономике: 10 лет спустя // Вопросы
экономики. 2000. № 12.
Курс экономической теории / Под ред. Сидоровича А.В. — М., 1999.
Мэнкью Н.Г. Макроэкономика / Пер. с англ. — М., 1994.
Пугачев В., Пителин А. Анализ вариантов антиинфляционной по-
литики // Экономист. 1996. № 5.
Сакс Д., Ларрен Ф. Макроэкономика. Глобальный подход / Пер. с
англ. — М., 1998.
Шенаев В. К вопросу о преодолении инфляции в России // Деньги и
кредит. 1998. № 11.




440
Глава 18. Несовершенства рынка и необходимость его регулироваия
Глава 18. НЕСОВЕРШЕНСТВА РЫНКА
И НЕОБХОДИМОСТЬ ЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ



§1. Рынок и его провалы

Во всех учебниках по экономической теории есть специаль-
ная глава (или главы) в которых подробно описываются досто-
инства рыночной системы. Более того, в весьма интересной
1
книге Мельянцева на основе анализа многочисленных статис-
тических материалов и исторических фактов, подробно дока-
зывается, что рыночная система послужила важнейшим фак-
тором экономической победы стран Запада, более тысячи лет
тому назад сумевших перейти к рынку, над странами Востока,
избравших иную форму организации хозяйства и посему суще-
ственно задержавшихся в своем экономическом и политичес-
ком развитии.
Достоинства рыночной системы несомненны, по пути ры-
ночной организации хозяйства идут в настоящее время почти
все страны мира. Но из этого не следует, что у нее отсутствуют
недостатки. Как известно, в окружающем нас мире все его со-
ставляющие окрашены с позиций интересов общества в различ-
ные цвета, Мир многоцветен. Так и у рыночной системы (для
сокращения — рынка) все компоненты по-разному соотносят-
ся с интересами общества. У рынка есть свои недостатки. При-
нято называть их провалами рынка. Впрочем в различных кни-
гах можно встретить и другие термины.
Обратимся к рассмотрению основных факторов, обусловли-
вающих необходимость функционирования государства, как
решающей силы, как субъекта, могущего свести к минимуму
провалы рынка и в ряде случаев усиливающего его положитель-
ные моменты. Во-первых, вспомним, что в функционировании
рынка, как экономической системы, часты ситуации, когда ры-
нок не в состоянии обеспечить эффективное распределение ре-
сурсов, от чего непосредственно зависит эффективность распре-
деления ресурсов между их собственниками-производителями
и между покупателями капитальных и потребительских това-
ров. Решающую роль здесь конечно, играют цены, но последние
1
ВЛ. Мельянцев. Восток и Запад во втором тысячелетии: экономика,
история, современность — М.: Изд. МГУ, 1996.
441
Раздел III. Макроэкономика

действуют через конкуренцию. Вспомним, что конкуренция
бывает двух видов: совершенная и несовершенная. Несовершен-
ная конкуренция обычно вызывается наличием монополии и
проявляется в нарушении эффективного распределения ресур-
сов, свободы выбора для рыночных субъектов и, в конечном сче-
те, в недостаточно высокой, сравнительно с возможностями про-
изводства, уровнем эффективности. Здесь уместно вспомнить
кривую производственных возможностей, нарушение которой
означает ее перемещение вниз направо, что приводит к умень-
шению объема возможностей национального производства.
Таким образом, несовершенная конкуренция имеет своим
следствием уменьшение объема выпуска и следовательно,
уменьшение прибыли и эффективности производства.
Динамика эффективности в значительной степени опреде-
ляется так называемыми внешними эффектами, т.е. результа-
тами взаимодействия между субъектами рынка, когда фирмы
или отдельные граждане получают возможность за пределами
рынка навязывать другим членам общества дополнительные
выгоды или, что бывает значительно чаще дополнительные зат-
раты. Например, использование метеорологических спутников
позволяет предсказывать погоду и соответственно приносит
выгоду производителям аграрной продукции... Нередко вне-
шние эффекты приносят отрицательный результат. Так, соору-
жение линий электропередач связано с вырубкой просек в лесу,
с отрицательным воздействием электромагнитного поля на
людей, живущих в непосредственной близости от этих линий.
И в том, и в другом случае нарушается нормальное течение ры-
ночных связей, нарушается свобода выбора действий произво-
дителей и потребителей.
Существенным фактором, нарушающим рыночное равнове-
сие и конкуренцию, являются общественные блага. Обществен-
ные блага — это такие товары, затраты на которые их исполь-
зование, получение пользы отдельному гражданину равны
нулю или крайне малы, но общество не в состоянии запретить
пользоваться ими. Нередко члены общества не могут отказать-
ся от производства таких товаров. Наиболее распространенным
общественным благом является система обеспечения обще-
ственного порядка, т. е. милиции или полиции. Общество вы-
нуждено затрачивать большие средства на содержание органов
правопорядка и отказаться от них невозможно. Более того, по
мнению большинства населения России оплату труда работни-
ков этих органов необходимо увеличивать, но не уменьшать.
442
Глава 18. Несовершенства рынка и необходимость его регулироваия
Можно привести и отрицательные примеры общественных
благ. В качестве отрицательного примера укажем на осушение
болот в Белоруссии, когда их осушение, осуществленное с бла-
гими целями вызвало большие дополнительные затраты обще-
ства на восстановление нарушенного равновесия в природе.
Но сказанным не исчерпывается перечень факторов, опре-
деляющих необходимость государственного вмешательства в
экономическую жизнь. Нобелевская премия за 2001 г. была
присуждена Вернону Смиту за вклад в анализ рынков с асим-
метричной информацией, что несомненно свидетельствует о
значимости этого фактора. При рассмотрении рыночного рав-
новесия мы обращали внимание читателя на то, что рынок с
совершенной конкуренцией характеризуется в частности, сво-
бодным и доступом к различной экономической и технологи-
ческой информации и соответственно, другие агенты рынка
такой информацией не располагают и не могут в силу ряда при-
чин располагать. Это называется асимметрией информации.
Одновременно следствием этого явления является неопределен-
ность функционирования рыночной системы как ее характер-
ная черта. Явления эти настолько важны для понимания дея-
тельности агентов рынка, что их исследователю была
присуждена Нобелевская премия. Преодоление этого безуслов-
но негативного явления, искажающего рыночную организацию
хозяйства, под силу только государству. Другого решения не
существует.
К числу негативных факторов следует также отнести нера-
венство в доходах граждан, которое не может быть преодолено
действием законов рынка и, прежде всего, рыночной конкурен-
цией. Графическую форму распределения доходов в рыночном
хозяйстве мы рассмотрели при анализе кривой Лоренца. При
этом не следует забывать, что кривая Лоренца предполагает
разные условия хозяйствования предпринимателей, т. е. несо-
вершенную конкуренцию.

• Роль государства в регулировании экономики
Сказанное выше в главе 16 и в предыдущих главах книги
позволяет сформулировать следующие важные выводы, позво-
ляющие усвоить необходимость использования обществом го-
сударства для регулирования экономической жизни.
Во-первых, нормой экономической жизни следует полагать
не свободную, совершенную конкуренцию, а монополию как
443
Раздел III. Макроэкономика

важнейший, а зачастую решающий фактор экономического
развития страны. Более того, наличие монополии представля-
ет собой как в России, так и во всех странах с рыночной эконо-
микой, не отклонение от естественного, нормального хода эко-
номических процессов, закономерность функционирования
рыночной системы. Отсюда следует, что безработица, инфля-
ция, неравномерное распределение богатства, появление оли-
гархии и тому подобное являются ее закономерными явления-
ми. Отсюда следует, что полагаться только на то, что их пре-
одоление может быть осуществлено в результате естественного
хода экономического развития по меньшей мере наивно и сви-
детельствует о недостаточном понимании сущности эконо-
мики, ее законов и закономерностей.
Во-вторых, если сама природа рыночной системы порож-
дает негативные явления и процессы, то негативными они яв-
ляются с позиций человеческого общества, его стремления под-
чинить развитие производства своим интересам.
В-третьих, не все отношения между людьми находятся в
пределах рынка. Так, освоение дальнего космоса требует боль-
ших затрат, но они находятся за пределами рынка и регулиру-
ются нерыночными отношениями. Здесь решающее слово за
государством.
В-четвертых, поскольку сам рынок не в состоянии преодо-
леть рассмотренные выше негативные тенденции, а это необ-
ходимо для обеспечения общественных интересов, то общество
должно создать общественную силу способную преодолеть «про-
валы» рынка для решения этой задачи, решение которой для
него жизненно необходимо.
В-пятых, создание государства, его постоянное развитие —
актуальнейшая задача общественных наук, среди которых в
рассматриваемом аспекте особое место принадлежит юриспру-
денции, которая в форме издаваемых государством законов и
формулирует правила, нормы поведения участников рынка
определяет средства реализации этих правил или как их часто
называют, «правилами игры».
В современных условиях России государство играет особую
роль в функционировании экономики. Здесь выделим несколь-
ко существенных моментов.
Во-первых, государство, осуществляя разгосударствление и
приватизацию, создало значительный частный сектор, послу-
живший началом формирования рыночной экономики. В соот-
ветствии с Федеральным законом «О приватизации государ-
444
Глава 18. Несовершенства рынка и необходимость его регулироваия
ственного имущества и об основах приватизации муниципаль-
ного имущества» приватизация — это возмездное отчуждение
имущества, находящегося в собственности, субъектов Россий-
ской Федерации, или муниципальных образований, имущества
(объекты приватизации), в собственности физических и юри-
дических лиц, которое осуществляется в целях повышения
эффективности экономики, а также в целях ее социальной ори-
ентации, улучшения платежного баланса РФ, осуществления
протекционизма по отношению к российским товаропроизво-
дителям», приватизация, продолжающаяся в условиях пере-
ходного периода, явилась значительным финансовым источни-
ком, позволившим решить ряд производственных задач,
частично сдержать падение жизненного уровня населения,
выплатить часть внешних заимствований и обеспечить своев-
ременную выплату процентов по ним. Однако надо иметь в виду,
что по сравнению с многими зарубежными странами, привати-
зация в России была осуществлена с множеством серьезных
ошибок. Если в странах Западной Европы приватизация позво-
лила повысить эффективность приватизируемых предприятий,
привлекла в них инвестиции и, что чрезвычайно важно, спо-
собствовала созданию в этих странах конкурентоспособной сре-
ды. В значительной мере увеличилась численность среднего
класса. К сожалению, в России эти проблемы при проведении
приватизации решить не удалось. Не удалось повысить эффек-
тивность предприятий в результате приватизации, не удалось
привлечь иностранные и отечественные инвестиции, до сих пор
в российской экономике в должной степени не создана конку-
рентоспособная среда. К 2000 г. доходы от приватизации в Рос-
сии составили примерно 1 трлн рублей, что в 2 раза меньше со-
ответствующего показателя для Венгрии. Средний класс до сих
пор присутствует. Приватизация в России была начата без тео-
ретической и практической подготовки: до последнего момен-
та отсутствовала программа приватизация. Помимо чисто
субъективных причин ошибок в приватизации имеются объек-
тивные причины. Население России в финансовом отношении
не было готово к приватизации: у него не было средств для по-
купки акции новых акционерных предприятий и при отсут-
ствии необходимого государственного регулирования этого
положения социально-экономического процесса в ходе прива-
тизации произошло ничем не обоснованное перераспределение
богатства. Возникли так называемые олигархии, сосредоточив-
шие зачастую незаконным путем в своих руках огромные бо-

445
Раздел III. Макроэкономика

гатства. Резкая дифференциация богатства в частных руках,
конечно, свойственно рыночной экономике, но не в такой сте-
пени, как это имело в нашей стране. Отметим, что приватиза-
ция в России осуществлялась исключительно высокими тем-
пами, несопоставимыми с другими странами. Достаточно
отметить, что в 1992 г. было приватизировано 46 тыс. предпри-
ятий, к концу 1993 г. их число превысило 43 тыс. В1994 г. было
приватизировано еще около 22 тыс. предприятий, а к концу
1996 г. приватизацией было охвачено почти 126 тыс. предпри-
ятий. По логике приватизации она должна была охватить преж-
де всего предприятия основополагающие для экономики, од-
нако вследствие нарушения правил приватизации и других
факторов в сферу приватизации попали в первую очередь
предприятия общественного питания и бытового обслужива-
ния. В целом приватизация в России не решила поставлен-
ных задач, эффективность общественного производства не
повысилась, средний класс создать не удалось. И наконец,
не только не удалось консолидировать общество, но не воз-
росло доверие к государству.
Во-вторых, важнейшей функцией современного государ-
ства является обеспечение научно-технического прогресса. Эта
функция означает, что государство должно взять на себя раз-
работку научно-технических программ в важнейших сферах на-
циональной экономики, и их финансирование. Это функция
приобрела особо важное значение в связи с тем, что глобализа-
ция мировой экономики включает в себя как главный элемент
переход к новому типу производства, к новой экономике. Важ-
нейшая отличительная черта нового типа производства состо-
ит в том, что ее стержнем выступают создание и обработка ин-
формации, внедрение телекоммуникационных технологий.
В новой экономике информация — это не только новый эле-
мент системы машин исследованной Марксом в «Капитале», а
принципиально новый способ соединения всех элементов сис-
темы машин, что открывает невиданные ранее возможности по-
вышения ее эффективности.
В-третьих, функцией государства можно считать регули-
рование производства в государственном секторе, а также про-
гресса в науке и технике.
Здесь необходимо выделить несколько составных моментов.
Прежде всего, это управление федеральными целевыми про-
граммами и их финансирование. В России финансирование
этих программ предусматривается бюджетом на соответствую-
446
Глава 18. Несовершенства рынка и необходимость его регулироваия

щий год. В России в бюджете приводится перечень важнейших
народнохозяйственных программ. Так, в бюджете 2003 г. пре-
дусмотрено финансирование таких, например, программ, как
фундаментальные исследования содействия научно-техничес-
кому прогрессу, промышленность. Энергетика и строительство
и много других целевых программ. Целевые научно-техничес-
кие программы имеются в большинства промышленно разви-
тых стран.
Исключительно большая значимость научно-технических
программ, регулируемых государством, определяется прежде
всего тем, что переход к экономике, производству нового типа
или, как принято говорить, новой экономике происходит на
основе глобализации — стратегического направления развития
мировой экономики. Это определяет необходимость для госу-
дарства рассматривать управление научно-техническим про-
грессом как важнейшее направление всей деятельности госу-
дарства.
В-четвертых, функция государства — это регулирование
валютно-финансовой сферы национального хозяйства.

Здесь следует прежде всего выделить обеспечение надежности на-
циональной валюты. Обеспечение стабильности национальной валюты
решающее условие устойчивости внутренних цен, экспортных цен и в
конечном счете, это обеспечение повышения жизненного уровня насе-
ления. После Второй мировой войны правительствам многих стран дли-
тельное время не удавалось обеспечивать ее стабильность. Это имело
место в Германии, во Франции, практически почти во всех странах Ев-
ропы. Нашей стране удалось избежать роста цен во время Великой Оте-
чественной войны в значительной степени за счет использования кар-
точной системы. Здесь сказалось сосредоточение в руках государства
товарных ресурсов и отсутствие рыночной системы в СССР. Надо пони-
мать, что использование принудительного распределения потребитель-
ских продуктов населению и капитальных товаров предприятиям было
вынуждено объективными обстоятельствами. Затем, в переходный пе-
риод формирование рыночной экономики коренным образом изменило
содержание этой функции государства. В это тяжелое для нашего об-
щества время отечественное государство пошло на беспрецедентную
меру — прекратило выплату вкладов населения в сберегательных кас-
сах. Лишь в конце девяностых годов началась выплата вкладов населе-
нию. Правда, в ограниченных размерах и не единовременно, а в тече-
ние определенного срока. Аналогичные меры были проведены в Западной
Германии.
Во внешнеэкономической области государство призвано обеспечивать
эффективность отечественной валюты обменного курса, выгодность кур-
са для экспорта или импорта. Вместе с тем, государство, используя право-
охранительные органы, должно всячески пресекать попытки криминаль-

<< Пред. стр.

стр. 48
(общее количество: 64)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>