<< Пред. стр.

стр. 49
(общее количество: 64)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

447
Раздел III. Макроэкономика
ных элементов дезорганизовать денежное обращение в целях личного обо-
гащения.
Главным в этой функции является недопущение инфляции как ос-
новного врага стабильного экономического развития.
В условиях промышленного капитализма (XVII—XX столетия) сре-
ди функций государства особое место занимает поддержка государ-
ством бизнеса. Это определяется тем, что, в эпоху промышленного ка-
питализма в ведущих странах Европы мощное развитие получают не
только крупные предприятия, но и крупные и крупнейшие фирмы,
которые нуждаются в постоянной финансовой и институциональной
поддержке государства. В первую очередь, это относится к черной ме-
таллургии, угольной промышленности, машиностроению. Без всесто-
ронней поддержки государства не было бы промышленного переворо-
та, не получила бы мощное развитие промышленность, строительство
и торговля...
Экономическая история Европы и других стран свидетельствует, что
в становлении, последующем экономическом развитии особая роль при-
надлежала крупной тяжелой промышленности, которая выступала ос-
новой становления и утверждения нового общественного строя. В связи с
этим, необходимо отметить, что и в настоящее время в учебной и науч-
ной литературе принято разделять бизнес на крупный и малый бизнес.
Показатели деления бизнеса на эти категории различны в разных стра-
нах и непостоянны... В России в 2003 г. к малому бизнесу относят фирмы
с числом занятых менее 100 человек и годовым оборотом менее 50 млн руб.
По мнению многих исследователей ведущую роль в экономическом раз-
витии призван играть малый бизнес. В качестве аргументов обычно ука-
зывают на его динамичность, быструю приспособляемость к изменени-
ям рыночной ситуации в том числе и изменениям моды особенно в связи
с ростом благосостояния населения и научно-техническим прогрессом.
К достоинствам малого бизнеса, по праву, следует отнести его способность
вовлекать в производство значительную часть среднего слоя населения.
Однако при всех плюсах малого бизнеса не стоит переоценивать его роль
в экономическом развитии и считать, что ему принадлежит ведущая роль.
Анализируя роль различных групп бизнеса, следует отметить, что основ-
ное место в экономическом росте, особенно в современных условиях, при-
надлежит крупному бизнесу. Можно выделить следующие характерные
черты крупных и крупнейших фирм. Во-первых, крупные предприятия
обладают огромными производственными мощностями и производят ве-
сомую часть продукции определенной отрасли, они в меньшей степени,
чем малые фирмы подвержены конъюнктурным колебаниям и кризис-
ным спадам производства. Выпуск продукции этими фирмами существен-
но большей степени, чем на предприятиях малого бизнеса базируется на
долговременных контрактах, что делает их положение существенно ста-
бильнее. Во-вторых, у крупного бизнеса значительно больше финансо-
вые и материальные возможности обеспечения научно-технического про-
гресса, снижения на этой основе издержек производства и следовательно,
возможностей в конкурентной борьбе, привлечения покупательского
спроса. В условиях формирования так называемой новой экономики,
когда двигателем экономического роста во все большей степени высту-
пает принципиально новая техника и информационные технологии, под-

448
Глава 18. Несовершенства рынка и необходимость его регулироваия
держка крупного бизнеса выступает как важный элемент экономичес-
кой политики государства.
Основные направления поддержки крупного бизнеса государством
можно характеризовать следующими моментами. Во-первых, это го-
сударственные закупки продукции военно-промышленного комплек-
са. Практически вся продукция военных предприятий закупается го-
сударственными организациями, армией и флотом, что в огромной
степени освобождает фирмы военно-промышленного комплекса от до-
рогостоящих маркетинговых исследований. Во-вторых, основную
часть затрат, связанных с подготовкой кадров для военных предприя-
тий берет на себя государство, определяя структуру высшего и сред-
него образования. В-третьих, государство финансирует значительную
часть научных исследований в области крупного бизнеса, что также
освобождает его от больших расходов. Речь идет не только об отдель-
ных научных исследованиях, но и о создании за счет государственно-
го бюджета колоссальных научно-исследовательских комплексов типа
кремниевой долины в Калифорнии, наукоградов, академгородов в Рос-
сии и т. п.
Значительную помощь оказывает государство фирмам малого и сред-
него бизнеса. Она проявляется в форме льготного и упрощенного налого-
обложения, государственных закупок.
Было бы неверным полагать, что участие государства в бизнесе, по-
мощь ему имеет место лишь в случаях, когда те или иные функции не в
состоянии выполнить рынок, о чем речь шла выше. Во многих случаях
участие государства направлено на повышение эффективности бизнеса и
следовательно, повышение эффективности всего национального хозяй-
ства. Дело в том, что с развитием рыночного хозяйства происходит его
постоянное усложнение и естественно, усиливается потребность в его го-
сударственном регулировании. Это особенно ярко проявляется в годы
кризисов перепроизводства и других рецессиях экономики. Необходи-
мость государственного вмешательства усиливается в связи с увеличе-
нием объема производства и роста товарооборота. В этом же направле-
нии действует обострение конкурентной борьбы, в обострении которой
постоянно сказывается развитие инфраструктуры национального хозяй-
ства.
Характерной чертой современного развития является соединение
экономического и социального развития, что является логичным для
России и всех развитых стран мира.
И наконец, процессы интеграции, перерастающие в глобализацию,
диктуют необходимость обеспечения макроэкономического равновесия,
что, как свидетельствует практика, требует существенного усиления го-
сударственного регулирования.
Таким образом, исследование всех сторон экономического роста ры-
ночной экономики позволяет утверждать, что государственное регули-
. рование как важнейшая часть государственного вмешательства в эконо-
мическую жизнь, его усиление в процессе глобализации является
объективной закономерностью экономического развития.




1 5 . Камаев. Учебн. 449
Раздел III. Макроэкономика
§ 2. Экономическая политика государства
и регулирование национального хозяйства

Под экономической политикой принято понимать систему
мер по воздействию на национальное хозяйство страны. Впер-
вые теория экономической политики была детально разработана
голландским ученым, лауреатом Нобелевской премии Яном Тин-
бергеном в его произведении «Теория экономической политики»
(1952 г.)1. Я. Тинберген подробно обосновал конкретные шаги раз-
работки оптимальной экономической политики.
Во-первых, соответствующие государственные органы дол-
жны выбрать конечные цели экономической политики, коей
является обеспечение роста общественного благосостояния.
Практически это осуществляется в форме терминов максима-
лизации функции общественного благосостояния. Вслед за
этим, на основе функции общественного благосостояния госу-
дарственные органы (в России — Министерство экономическо-
го развития и торговли) должны рассчитать целевые показате-
ли, т. е. конкретные цифры,характеризующие намеченный
уровень благосостояния населения страны.
Во-вторых, правительственным органам далее необходимо
оценить значимость тех политических инструментов, которы-
ми они реально располагают. Здесь имеется в виду соотноше-
ние сил различных партий в парламенте и другими обществен-
ными организациями. В-третьих, они должны исходить из
выбранной модели национальной экономики, включающей в
себя связанные между собой целевые показатели и инструмен-
ты для их достижения. Одновременно можно определить обще-
ственную силу выбранных политических мер.

• Целевые показатели экономической политики


Во многих странах в качестве целевых показателей выбра-
ны полная занятость и нулевая инфляция. Так как точное оп-
ределение указанных целей отсутствует, то по их определению
длительное врем продолжаются дискуссии. Их величина неред-
ко определяется законодательно. В США, например, безрабо-
тица составляет реально в районе 5% совокупной рабочей силы.
1
Я. Тинберген широко известен своими исследованиями в области эко-
номического цикла, моделирования товарной специализации, выбора специ-
ализации в связи с критерием занятости и т. д.
450
Глава 18. Несовершенства рынка и необходимость его регулироваия

По закону Хамфри-Хоккинса он не должен превышать 4%. Что
касается уровня инфляции, то по теории М. Фридмена, темп
инфляции должен быть отрицательным.
Вслед за установлением макроэкономических целей долж-
ны быть разработаны соответствующие им экономические ин-
струменты, посредством использования которых можно дос-
тичь поставленных целей. В первом приближении принято
выделять две группы инструментов. Во-первых, это фискаль-
ные инструменты и во-вторых, инструменты монетарные. Каж-
дая из этих групп состоит из весьма многочисленного набора
инструментов вторичного уровня. Правительство в целях упо-
рядочения бюджета может прибегнуть к снижению затрат или
к увеличению налогов. Задача Правительства заключается в
том, чтобы найти оптимальное сочетание фискальных и опти-
мальных инструментов.

• Модель Тинбергена


Чтобы исследование Тинбергена было более понятным, об-
ратимся к модели, которую использовал Тинберген. Предло-
женная им модель выглядит достаточно простой и мы исполь-
зуем ее в качестве примера регулирования национальной
экономики. В качестве целевых показателей в данной модели
Тинберген привлек две цели и два инструмента. Цели — вы-
пуск продукции и инфляцию, а инструменты — фискальная
политика и денежная политика. Естественно, что при этом пра-
вительство задается определенным объемом производства и до-
пустимым темпом инфляции. Предположим, что заданный
объем выпуска продукции равен потенциальному, а уровень ин-
фляции в годовом исчислении не превышает 2%. Задача состо-
ит в том, чтобы обеспечить в точке блаженства (так Тинберген
назвал точку, в которой объем выпуска продукции равен по-
тенциальному). Задача состоит в том, чтобы при данном объе-
ме выпуска продукции обеспечить нулевую инфляцию. Не вда-
ваясь в анализ двух уравнений (две цели и соответственно два
инструмента), отметим, что экономический смысл двух урав-
нений, которые составил Тинберген, состоит в том, если денеж-
ная политика и фискальная политика могут воздействовать на
инфляцию через их воздействие на объем выпуска, то невоз-
можно достигнуть цели касающейся одновременно как объема
выпуска, так и темпа инфляции. Если заданный объем выпус-

15* 451
Раздел III. Макроэкономика
ка уже достигнут, то заданный темп инфляции может быть до-
стигнут, так он, в свою очередь, детерминируется объемом вы-
пуска продукции. Таким образом, чтобы достичь определенно-
го объема выпуска продукции нужно использовать в качестве
инструментов денежную и фискальную политику.
Иное решение поставленной задачи предложил Р. Манделл,
который приблизив решение задачи к условиям реальной жиз-
ни, предположил, что денежная политика и фискальная поли-
тика находятся в ведении различных государственных органов,
что имеет место во многих государствах, в том числе и в Рос-
сийской Федерации.

• Регулирование экономики в условиях неопределенности


Выше мы исходили из того, что политическим деятелям (де-
путатам парламента) хорошо известно, как влияет изменение
инструментов на изменение целевых показателей. Но на прак-
тике это не так. Достаточно часто невозможно с необходимой
точностью представить, каковы будут последствия тех или
иных решений. Например, длительное время в нашей стране
ведется дискуссия по поводу грандиозного проекта поворота
течения ряда больших рек с севера на юг. В качестве показате-
лей выдвинутых целей указываются такие, как обводнение
пустынных территорий на юге страны, повышение урожайно-
сти, большая занятость населения и другие важные в социаль-
но-экономическом аспекте показатели. Однако, как выясняет-
ся, не только точно, но и даже приблизительно предвидеть все
возможные негативные последствия, чреватые огромными по-
терями для населения страны и крайне высокими затратами
поворота рек. Подобных примеров их практики неграмотного
руководства народным хозяйством в годы Советской власти, к
сожалению, можно привести не так уж мало.
В итоге мы приходим к выводу, что принятие решений на
государственном уровне исключительно сложно и может быть
осуществлено в условиях многогранной неопределенности.
Не будет преувеличением утверждение, что экономическое
регулирование национальной экономики даже при наличии
значительного числа разработанных экономико-математичес-
ких моделей представляет собой в значительной степени ис-
кусство.

452
Глава 18. Несовершенства рынка и необходимость его регулироваия
• Важнейшие условия разработки целей экономического развития

К важнейшим условиям выработки целей экономического
развития можно отнести следующие. Во-первых, это взаимоза-
меняемость целей. В данном случае надо иметь в виду, что су-
ществуют различные варианты определения целей экономичес-
кого развития. Так, генеральная стратегическая цель
общественного развития — повышение уровня жизни населе-
ния может быть представлена как увеличение продолжитель-
ности жизни или как рост благосостояния, или как большее
удовлетворение культурных потребностей личности. Нетруд-
но видеть, что при выдвижении этих целей, представляющих
собой сложную систему, необходимо учитывать, что их дости-
жение одновременно невозможно, что существует научно обо-
снованная очередность их достижения.
Во-вторых, условием разработки целей является взаимодо-
полняемость целей. В качестве примера можно указать на по-
вышение уровня образования (общего и специального) и рост
эффективности производства. На практике редко встречаются
такие цели, когда достижение одной цели никак не связано с
достижением другой.
Нетрудно видеть, что количество целей составляющих це-
левую функцию достаточно велико. Исторический опыт свиде-
тельствует, что это число элементов целевой функции с тече-
нием времени имеет тенденцию к уменьшению. Так, Тинберген
полагал, что в целевую функцию следует внести 8 элементов:
величина расходов государства;
динамика заработной платы (реальной);
уровень занятости;
индикатор распределения доходов;
размеры инвестиций;
совокупный спрос;
объем выпуска продукции ;
сальдо платежного баланса.
Приведенные целевые показатели достаточно полно охва-
тывают все национальное хозяйство. Сложности разработки
указанных целевых показателей, привели к их резкому со-
кращению. К середине 90-х годов прошлого века правитель-
ства ряда государств перешли к рассмотрению всего двух
показателей: полная занятость и динамика инфляции. В на-
стоящее время, в период завершения формирования в стране
рыночной экономики, подобное решение выбора целей пред-
453
Раздел III. Макроэкономика

ставляется приемлемым. По мнению ряда экономистов целе-
сообразно перейти к использованию одного показателя. Для
России, страны прошедшей период значительного падение про-
изводства и снижения жизненного уровня населения, завер-
шающей формирование рыночной экономики такой целью
является повышение жизненного уровня населения, сниже-
ния удельного веса граждан, доход которых ниже прожиточ-
ного минимума. В начале нового тысячелетия около 40% насе-
ления страны не обеспечивали себе достойного существования.
Генеральным средством реализации этой генеральной цели
выступает государственное регулирование экономики.
Выделим его основные методы и способы государственного
регулирования. Во-первых, это административные методы ре-
гулирования посредством государственного законодательства,
которое распространяется на все элементы национальной эко-
номики и использование объектов частной собственности (го-
сударственные предприятия) для регулирования всей экономи-
ки. К подобным отраслям относятся электроэнергетика,
железнодорожные, водные и воздушные пути сообщения, до-
быча нефти и газа, производство электроэнергии и т. д. Так как
функционирование указанных отраслей определяет развитие
всех отраслей, экономический рост страны в целом, то воздей-
ствуя на них государство осуществляет регулирование всего на-
ционального хозяйства. Описанное выше государственное ре-
гулирование является прямым вмешательством государства в
экономику.
Во-вторых, помимо прямого вмешательства государства в
экономику широкое распространение получило косвенное воз-
действие государств в экономику. Косвенное вмешательство
предполагает использование экономических инструментов ре-
гулирования. К ним прежде всего относятся кредитно-денеж-
ная политика, и налоговая политика, которые подробно рас-
смотрены в других главах учебника.
Необходимо отметить, что не только рынок, но и вместе с
ним государственное вмешательство в функционирование на-
циональной экономики представляют собой великие достиже-
ния в развитии общества. Именно они обеспечили сначала пе-
реход к машинной технике, а затем и к постмашинной технике,
в которой главенствующая роль принадлежит информацион-
ной технике.
Рассмотрим принципиальную схему воздействия государ-
ства на экономику в современных условиях, т. е. в условиях
454
Глава 18. Несовершенства рынка и необходимость его регулироваия

когда на первый план среди факторов производства вышла ин-
форматика.




способы: прямые и косвенные
инструменты: налоги
бюджет
кредит
рефинансирование
обязательные резервы банков
золотовалютные резервы
минимальная оплата труда
субсидии и субвенции
операции на открытом рынке
курс национальной валюты
таможенные пошлины
разгосударствление


Рис. 18.1. Принципиальная схема воздействия государства
на экономику

Наиболее существенной чертой этой схемы является то, что
с времен Великой депрессии в Соединенных Штатах Америки
1929—1933 гг. кардинально возросло значение экономических
составляющих в совокупности инструментов государственно-
го регулирования экономики при безусловном возрастании
роли государственного регулирования в обеспечении макроэко-
номического равновесия и в экономическом росте. Теоретичес-
кой основой по сути новой экономики и новой экономической
455
Раздел III. Макроэкономика

политики послужило кейнсианство, о котором речь шла в пре-
дыдущих, главах учебника. Вспомним, что главное в кейнси-
анстве — это кардинально новая роль государства в функцио-
нировании национального хозяйства. Поэтому и в пред-
лагаемой схеме инструменты регулирования являются оруди-
ями государства, его вмешательства в экономику.

• Инструменты государственного регулирования


Рассмотрим наиболее эффективные инструменты государ-
ственного регулирования и их функции.

Q Налоговая система
Сравнительно с другими инструментами налоги являются
наиболее сильными средствами воздействия на экономическое
развитие. Здесь наиболее важными являются два момента. Пер-
вый момент - это объем аккумуляции денежных средств за
счет налогоплательщиков и использование их для содержания
государственных и правоохранительных органов, вооруженных
сил, пенсионеров, инвалидов, ликвидации последствий стихий-
ных бедствий и т. п. Второй момент — величина налоговых
ставок по различным налогам. От величины налоговых ставок
непосредственно зависит абсолютная величина собираемого на-
лога и соответственно степень воздействия на темпы экономи-
ческого роста. В современных условиях воздействие на эконо-
мический рост это, прежде всего, использование налоговых
средств на научно-технический прогресс и следовательно, улуч-
шение экономических показателей выпускаемой продукции,
что во многих случаях эквивалентно увеличению объема вы-
пуска. В связи с этим необходимо вспомнить кривую А. Лаф-
фера, которая показывает границы увеличения налоговых ста-
вок. И, наконец, от объема собираемых налогов во многом
зависит уровень пенсионного обеспечения, качество здравоох-
ранения, образования и т. д. Роль налогов в экономике проти-
воречива. С одной стороны, уменьшение налоговых ставок бла-
готворно сказывается на темпах и качестве экономического
роста, на жизненном уровне населения посредством совершен-
ствования пенсионного обеспечения. С другой стороны, каж-
дый налог представляет собой больший или меньший вычет из
доходов предпринимателей и населения, повышение цен и сле-

<< Пред. стр.

стр. 49
(общее количество: 64)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>