<< Пред. стр.

стр. 5
(общее количество: 64)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

страны. Это позволяет создавать такие системы управления и
организации производства, которые в условиях Японии дают
38
Глава 2. Общие проблемы экономического развития
большой эффект. Заимствование японского опыта другими
странами не всегда дает ожидаемый результат (например
кружки качества), поскольку в этих странах нет японских
традиций.
В американской экономике государство играет важную роль
в разработке и соблюдении правил экономической игры, обес-
печении НИОКР, свободы предпринимательства, развитии об-
разования, культуры.
Смешанная экономика диктует наиболее эффективное
использование ресурсов, способствует разработке и использо-
ванию совершенных технологий. Важным неэкономическим
аргументом в пользу смешанной экономики выступает ее став-
ка на личную свободу. Предприниматели и рабочие перемеща-
ются из отрасли в отрасль по собственному решению, а не по
правительственным директивам.
Общества с различными историческим и культурным на-
следием, разными обычаями и традициями используют неоди-
наковые подходы и методы эффективного использования соб-
ственных ресурсов.


ВЗГЛЯДЫ ДЖ.С. МИЛЛЯ, К. МАРКСА
Классическая политическая экономия (продолжение). Процесс
развития классической политической экономии завершается трудами
Дж.С. Милля и К. Маркса.
Джон Стюарт Милль (1806-1873) - английский экономист, философ
и общественный деятель. Наиболее известная экономическая работа -
«Основы политической экономии и некоторые приложения их к социаль-
ной философии» (1848), в которой он пытался дать развернутое и систе-
матизированное освещение основных экономических проблем общества.
Долгое время эта книга была незаменимым учебником по основам
экономической теории. Влияние идей Милля до сих пор ощущается на
Западе, особое значение придается его концепции по вопросу о роли
государства в рыночной экономике, об общих функциях правительства,
принципах построения фискальной политики государства.
Карл Генрих Маркс (1818-1883) - основоположник научного социа-
лизма. Родился в Трире в семье адвоката. Учился в Боннском и Берлин-
ском университетах, изучал юриспруденцию, философию. Главный труд -
«Капитал» (первый том вышел в 1867 г., доработка и подготовка к печати
второго и третьего томов осуществлена Ф. Энгельсом, четвертый том
опубликован в 1905 г. после смерти Ф. Энгельса). В «Капитале» раскры-
ты экономические основы капитализма, законы его движения. В первом
томе исследуется процесс накопления капитала: анализируется товар
как экономическая категория, происхождение и функции денег, условия
превращения денег в капитал, рассматривается рабочая сила как особый

39
Раздел I. Основные понятия экономической теории
товар, раскрывается теория прибавочной стоимости и процесс эксплуа-
тации наемного труда, формулируется всеобщий закон капиталистиче-
ского накопления. Второй том посвящен исследованию понятия капита-
ла, его основных форм и составных элементов, раскрывается понятие
основного и оборотного капитала, анализируется процесс простого и рас-
ширенного воспроизводства капитала. В третьем томе раскрывается про-
цесс капиталистического производства. Четвертый том посвящен исто-
1
рии развития экономической теории.

Вопросы для повторения
1. Что такое «экономические ресурсы»?
2. Что такое «материальные потребности»?
3. Что такое «экономические блага»?
4. Какое из нижеперечисленных крылатых выражений характери-
зует проблему определения ценности экономических благ:
а) «экономист - человек, у которого ничего нет, но который может
дать совет, как потерять то, что у вас есть»;
б) «если хочешь сделать человека счастливым, не добавляй ему ве-
щей, а убавляй желания»;
в) «семеро одного не ждут»;
г) «чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей».
5. Что понимается под «ограниченностью ресурсов»?
6. Как вы понимаете проблему выбора?
7. Что такое «вмененные» («альтернативные») издержки?
8. Что показывает точка на кривой производственных возможностей?
9. Как связаны нынешние производственные альтернативы с буду-
щим ростом производства?
10. Как разные экономические системы решают основные проблемы
экономики?
11. Критически проанализируйте следующее утверждение: «Не пра-
вильно, что потребности насытить невозможно. Я получаю все то коли-
чество кофе, которое я хочу выпивать каждое утро за завтраком».
12. Перед вами таблица производственных возможностей выпуска во-
енной продукции и гражданских товаров.

Вид продукта Производственные альтернативы
в
А D Е
С
Автомобили, млн 0 2 4 6 8
Управляемые ракеты, тыс. 30 12 0
27 21


а) Изобразите эти данные о производственных возможностях
графически. Что показывают точки на кривой? Как отражается
1
Вклад К. Маркса и Ф. Энгельса в развитие всемирной экономической
мысли широко освещен в российской экономической литературе. Предлага-
ем Вам самостоятельно ознакомиться и оценить эти работы.
40
Глава 2. Общие проблемы экономического развития
на кривой закон возрастания вмененных издержек? Объясни-
те: если экономика в данный момент находится в точке С, то
каковы будут издержки на производство дополнительного мил-
лиона автомобилей или дополнительной тысячи управляемых
ракет?
б) Обозначьте точку К внутри кривой. Что она показывает?
Обозначьте точку Н вне кривой. Что показывает эта точка? Что
должно произойти, прежде чем экономика сможет достичь уров-
ня производства, который показывает точка Н?
в) На каких конкретных допущениях основывается кривая
производственных возможностей? Что происходит, когда каж-
дое из этих допущений оправдывается?
13. Какова вмененная стоимость учебы в вузе?
14. Выбор положения на кривой производственных возможностей для
настоящего времени служит важнейшим фактором экономического рос-
та. Объясните, почему это так?
15. В последние годы состоялось много забастовок в российской уголь-
ной промышленности. Выскажите свои соображения о том, как это мог-
ло повлиять:
а) на положение кривой производственных возможностей рос-
сийской экономики и б) на место точки по отношению к кривой,
отражающей реальное функционирование экономики Российской
Федерации.
16. На острове с тропическим климатом живут пять человек. Они за-
нимаются сбором кокосов и черепаховых яиц. Каждый день собирают
либо 20 кокосов, либо 10 черепаховых яиц. Начертите линию производ-
ственных возможностей (ЛПВ) экономики этого острова.
17. Альтернативные издержки платного обучения не включают
в себя:
а) зарплату, которую можно было бы получить, работая вме-
сто обучения;
б) расходы на учебную литературу и канцелярские принад-
лежности;
в) расходы на питание;
г) плату за обучение.
18. Если среднемесячная заработная плата работающих в экономике
России в 1995 г. составляла 500 000 руб., а средняя плата за обучение в
коммерческом вузе - 2000 долл. США (при курсе доллара - 5000 руб.),
то во сколько обходилась студенту учеба в платном вузе в этом году:
а) 5000 руб.;
б) 6000 руб.:
в) 10 000 руб.
19. Альтернативные издержки турпохода включают:
а) удовольствие посидеть в выходной перед телевизором;
б) доход, который можно получить за это время;
в) расходы на проезд до пункта сбора и обратно;
г) верно а), б) и в).
20. При производстве 1 кг алюминия было недополучено 10 керами-
ческих ваз. Какой из таблиц производственных возможностей это соот-
ветствует:

41
Раздел I. Основные понятия экономической теории

а в г
Продукт б
Алюминий, кг 57 34 12
65
30 10
10 20
Вазы, шт. 10 20 20 30


Примерный план лекции
1. Объективные условия и противоречия экономического развития.
Безграничные потребности общества. Виды потребностей. Экономиче-
ские ресурсы, их ограниченность. Выбор альтернатив использования
ресурсов.
2. Эффективность использования ограниченных ресурсов. Проблема
занятости ресурсов. Кривая производственных возможностей.
3. Основные экономические проблемы, стоящие перед обществом. Что
производить? Как должны быть произведены товары и услуги? Для кого
произведен продукт?
4. Экономический рост. Незанятость и неполное использование
ресурсов. Изменение количества и качества ресурсов. Современные про-
изводственные альтернативы и будущий рост.
5. Возможные модели экономических систем. Традиционные
системы. Командные системы. Рыночная экономика. Смешанная эконо-
мика.

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
1. Чем обусловлено наличие общих проблем экономического разви-
тия? Ограниченность ресурсов и относительный характер ограниченнос-
ти ресурсов общества. Как понимать безграничность потребностей инди-
вида и общества?
2. Кривая производственных возможностей. Цикличность экономи-
ческого развития и кривая производственных возможностей. Что озна-
чает полное и эффективное использование ресурсов? Кривая производ-
ственных возможностей в экстремальных условиях экономического раз-
вития.
3. Основные экономические проблемы, стоящие перед любым
обществом. Взаимосвязь основных экономических проблем.


Литература
Амбарцумов АЛ., Стерликов Ф.Ф. 1000 терминов и понятий рыноч-
ной экономики: Справочное учебное пособие. - М., 1993.
Борисов Е.Ф., Петров АЛ., Стерликов Ф.Ф. Экономика. Справочник.
Учебное пособие. - М., 1997.
Гуськова М.Ф., Стерликов П.Ф., Стерликов Ф.Ф. Экономика: 100 воп-
росов - 100 ответов. Учебное пособие. - М., 1999.
Доманова А.В., Жак СВ., Стерликов Ф.Ф. Экономика. Компьютер-
ное моделирование. Учебник. - Ростов-на-Дону, 1999.

42
Глава 3. Рыночная организация хозяйства как экономическая система
Камаев В Д. и колл. авт. Практическое пособие к семинарским заня-
тиям по экономической теории. - М., 1998.
Канторович Л.В., Горстка А.В. Оптимальные решения в экономи-
ке.-М.,1972.
Леонтьева Е. Взаимодействие административного аппарата и хозяй-
ственной системы в Японии // МЭиМО. 1989. № 1.
Макконнелл К., Брю С. Экономикс. Принципы, проблемы и полити-
ка. - М . , 1992.
Малышев ПА., Стерликов Ф.Ф. Законы экономической жизни. - М.,
1991.
Маршалл А. Принципы экономической науки. - М., 1993.
Милюков А.И., Сенчагов В.К. Шведская модель: третий путь разви-
тия // ЭКО. 1992. № 2.
Новожилов В.В. Проблемы измерения затрат и результатов при оп-
тимальном планировании. - М., 1972.
НуреевР.М. Основы экономической теории: Микроэкономика: Учеб.
для вузов. - М., 1996.
Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. - М., 1992. Гл. 1, 2.
Самуэльсон П. Экономика. - М., 1992.
Тойнби А.Дж. Постижение истории. - М., 1991.
Фишер С, Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. - М., 1993. Гл. 1-3.
Экономическая школа. - СПб., 1993. Т. 1. Вып. 1.
Экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под общей ред.
профессоров В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. - М., 2000.
Экономическая теория: Учебник / Под ред. В.Д. Камаева. - 6-е изд. -
М., 1999.
Энциклопедия рынка. Многотомный пятиязычный словарь - спра-
вочник. Термины - эквиваленты - дефиниции - регистры. Ред. колл. из-
дания: Б.Г. Дякин, Ф.Ф. Стерликов, Н.Г. Тулупова. Т. 1. - Банки. Стра-
хование. - М., 1994. Т. 2. - Биржи. Финансовая отчетность. - М., 1995.
Т. 3. - Глобальный бизнес. Интеллектуальная и промышленная собствен-
ность. - М., 1996.




Глава 3. РЫНОЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВА
КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

§ 1. Объективные причины возникновения
рыночной организации хозяйства

Эволюция всех известных человеку экономических систем
происходит как следствие поиска способов решения извечной
дилеммы: «ресурсы ограничены - потребности безграничны».
Ограниченность ресурсов относительна, т.е. в каждый данный
момент они недостаточны по сравнению с потребностью
в экономических благах. Ограниченность ресурсов может быть
43
Раздел I. Основные понятия экономической теории

в известной степени преодолена лишь при условии роста про-
изводительности труда, т.е. увеличения выпуска разнообраз-
ных потребительских благ в единицу времени. В свою очередь,
повышение производительности труда возможно, во-первых,
благодаря общественному разделению труда и специализации
ресурсов, во-вторых, на основе расширения эквивалентного и
взаимовыгодного обмена продуктами труда.
• Разделение труда и специализация трудовых функций
Разделение и специализация труда - это относительное
обособление людей для выполнения конкретных видов работ
в узкой отрасли деятельности для более производительного
использования специфических различий, свойственных всем
видам ограниченных ресурсов. Разделение труда, в каких бы
масштабах оно ни осуществлялось, вызывает соответствующее
увеличение производительности труда. Отделение друг от друга
различных профессий и занятий вызывалось именно этим пре-
имуществом.
Преимущества разделения труда были слишком очевидны
и использовались еще в древнейших формах примитивного об-
щинного хозяйства. Результаты разделения труда для хозяй-
ственной жизни в целом легче всего уяснить, если проследить
его в какой-либо конкретной отрасли экономической деятель-
ности людей. Но в любой отрасли прогресс в развитии произво-
дительности труда, прирост количественных и качественных
результатов по изготовлению разнообразных благ явились
прежде всего следствием разделения труда и специализации
различных видов человеческой деятельности.
Разделение труда экономически выгодно даже при отсут-
ствии естественных или приобретенных различий в квалифи-
кации работников и используемых ими ресурсов. Каждый ра-
ботник, специализируясь на какой-либо одной операции, со-
вершенствует технические приемы работы, благодаря чему,
во-первых, возрастает производительность труда, во-вторых,
ускоряется технический прогресс. Упрощение функций
разделенного труда облегчает введение механизации, исклю-
чает дублирование операций и орудий труда, способствует
экономии на масштабах производства.
Результаты разделения и специализации труда тем более
впечатляющи, если они основываются на различиях в способ-
ностях и талантах людей. В этом случае разделение и специа-
лизация работ сами вызывают и усиливают присущие ресур-
44
Глава 3. Рыночная организация хозяйства как экономическая система

сам специфические различия, ускоряя рост производительно-
сти труда и качество выполнения работ.
В условиях разделения труда лишь малая доля потребно-
стей каждого человека может быть удовлетворена продуктом
его собственного труда. Значительно большую их часть он
удовлетворяет обменом производимых продуктов своего труда
на продукты труда других людей, в которых он нуждается.
Именно в этом смысле принято считать разделение труда од-
ной из объективных причин возникновения рынка и присущих
ему отношений обмена.
• Обмен экономических благ. А. Смит,- принцип «невидимой руки»
Разделение труда, как известно, может существовать без
обмена, но отношения обмена не возникли бы без общественного
разделения труда и специализации всех видов ресурсов, обес-
печивая эволюцию экономической системы в в целом. Напри-
мер, традиционная общинная система с ее натуральным хозяй-
ством решала для себя вопросы потребления на примитивном
уровне экономической выживаемости. Ресурсы труда и земли,
а также производимые здесь продукты являются общинной
собственностью и предназначаются исключительно для исполь-
зования (потребления) в рамках общины. Несмотря на то, что
в хозяйстве такого типа существует внутриобщинное разделе-
ние труда, его продукты служат совместному потреблению, а
не обмену. По этой причине нет и не может быть основы для
возникновения рыночных отношений. Если производимые
в рамках общины продукты и даже возможные их излишки не
подлежат обмену или продаже - эволюция экономических от-
ношений, развитие и трансформация их в рыночную систему
практически невозможны.
Закрытая для товарообмена общинная система с ее традици-
ями уравнительного распределения продуктов существует и до
настоящего времени у отдельных народов Азии, тропической
Африки, австралийских аборигенов, малых островных госу-
дарств и проживающих там племен. Сохранение традиционных
общинно-племенных принципов и неразвитость экономических
отношений обмена служит причиной примитивного способа про-
изводства (добычи средств существования), ограниченного по-
требления и сохранения практически первобытного состояния
культуры и развития.
Получить многообразные продукты узкоспециализирован-
ного труда можно лишь путем рыночного обмена. Обменивая
45
Раздел 1. Основные понятия экономической теории

одни продукты на другие, люди наиболее полно удовлетворяют
свои разнообразные потребности. В этом смысле рынок не
является результатом чьей-либо мудрости: он возникает как
процесс обмена продуктами труда людей, способных каждый
по отдельности производить весьма немногое. В результате вы-
полнения работником только одной, частичной трудовой опе-
рации благодаря обмену можно потреблять многообразные про-
дукты труда других людей. В результате усиливаются эконо-
мические взаимосвязи членов общества.
Самые несхожие между собой виды труда и их результаты
оказываются взаимополезны. Различные продукты посред-
ством обмена составляют общую массу, из которой каждый че-
ловек может выбрать себе то, что ему необходимо, предложив
в обмен продукты своего труда. Не будь возможности такого
обмена, каждому человеку приходилось бы выполнять множе-
ство работ для удовлетворения минимальных и лишь самых на-
сущных индивидуальных потребностей. Нетрудно представить,
насколько замедлился бы в этом случае экономический про-
гресс и развитие цивилизации.
Рыночный обмен - это процесс заинтересованного сопостав-
ления затрат труда, воплощенного в товаре: оценка его коли-
чества и качества, признания затрат уместными и полезными,
взаимовыгодными и эквивалентными. В рыночном процессе
обмена любой человек скорее достигнет своей цели, если пред-
ложит продукт своего труда другим людям. По выражению
А. Смита, принцип и смысл подобного обмена выглядит при-
мерно так: «Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что
необходимо тебе».
Именно таким путем люди получают друг от друга максимум
потребительских благ, преодолевая ограниченность ресурсов
разделением труда и обменом своих узкоспециализированных
продуктов. Желаемого результата они достигают вовсе не пото-
му, что благосклонно относятся друг к другу, а потому, что
соблюдают свои интересы и признают права на вознаграждение
труда других участников обмена. В рыночной системе принято
полагаться не на чувства людей, а на их рационализм. И говорить
им следует не о собственных нуждах и потребностях, а лишь об
их выгодах и интересах. Таков принцип рыночных взаимосвязей,
где никто не стремится к тому, чтобы зависеть от благоволения
своих граждан, поскольку через товарообмен на условиях взаим-
ной выгоды каждый работоспособный человек получит столько
продуктов, сколько сам предложит для потребления другим.
46
Глава 3. Рыночная организация хозяйства как экономическая система
Участники рыночного обмена отнюдь не ставят цель содей-
ствовать общественной пользе. Они даже не сознают, что спо-
собны ей содействовать. Участники обмена продуктами соб-
ственного труда имеют в виду лишь свой собственный, индиви-
дуальный интерес, преследуют лишь свою экономическую
выгоду. При этом «невидимая рука» направляет их к цели, ко-
торой они совсем не руководствовались в своих действиях. Пре-
следуя собственные экономические интересы, люди зачастую
более действенно служат интересам общества, чем тогда, когда
сознательно стремятся служить им.
Наблюдая развивающуюся рыночную систему более 200 лет
тому назад, А. Смит отметил важную особенность, которую
можно было бы выразить следующими словами: «Я не слышал,
чтобы сильно преуспевали те люди, которые осуществляют
обмен продуктами своего труда только ради общественной
пользы»1.

<< Пред. стр.

стр. 5
(общее количество: 64)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>