<< Пред. стр.

стр. 50
(общее количество: 64)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

456
Глава 18. Несовершенства рынка и необходимость его регулироваия

довательно, оказывает отрицательное воздействие на экономи-
ческий рост и уровень жизни населения.
Экономическая политика нашего Правительства состоит в
последовательном снижении налоговых ставок и ликвидации
некоторых налогов, взимание которых не диктуется объектив-
ной необходимостью. Аналогичная налоговая политика прово-
дится в ряде развитых в экономическом отношении стран. Вме-
сте с тем, следует иметь в виду, что величина налогового пресса
является в настоящее время одним из важнейших показателей
развития экономики и совершенства хозяйственного механиз-
ма страны. Учитывая значительные недостатки в системе на-
логового обложения Парламент Российской Федерации посто-
янно ее совершенствует.

• Кредитная система. Кредит
Из всех инструментов государственного регулирования кре-
дит имеет наиболее глубокую историю. Истоки кредита возник-
ли задолго до возникновения государства. Возникновение кре-
дита как элемента денежного обращения восходит к седой
старине, к древней истории человечества. На первых порах кре-
дит выступал как инструмент регулирования финансовых от-
ношений в рамках экономических связей между двумя ры-
ночными субъектами. С возникновением и развитием го-
сударства, усилением его роли как регулятора экономики кар-
динально расширяется и усиливается использование кредита
как инструмента регулирования в национальных масштабах.
Возрастание роли кредита особенно проявилось после амери-
канской Великой Депрессии. Если налоговая система охваты-
вает все стороны национальной экономики, то кредитная сис-
тема воздействует прежде всего на денежную систему, на
денежное обращение. Возрастание роли кредита продолжает-
ся и в наши дни в связи с процессом глобализации, речь о кото-
рой пойдет в заключительной главе учебника.
Характерной особенностью кредита как инструмента госу-
дарственного регулирования является многогранность направ-
лений непосредственного воздействия и поистине общенацио-
нальные масштабы воздействия на экономику. Выделим
наиболее значимые каналы и объекты воздействия.
Во-первых, использование кредита позволяет государству и
всей денежно-кредитной системе мобилизовывать временно
свободные денежные средства и направлять их на развитие на-
457
Раздел III. Макроэкономика

ционального хозяйства, в те его области, которые могут давать
наибольшую прибыль и соответственно повышать эффектив-
ность производства. В конечном счете рациональное использо-
вание кредита имеет своим резуььтатом повышение темпов и
качества экономического роста.
Во-вторых, кредит может быть инструментом отношений
между двумя финансовыми субъектами и что особенно важно
инструментом регулирования в руках государства. Обязательно
отметим, что государство косвенно регламентирует посредством
соответствующего законодательства функционирование кредита
и в отношениях между двумя субъектами. В данном случае госу-
дарство, используя кредит, осуществляет контроль за деятельно-
стью финансово кредитных учреждений.
В-третьих, жесткий контроль позволяет государству обес-
печивать значительную экономию денежных средств. В Россий-
ской Федерации создан специальный государственный орган
для этой цели, функцией которого является осуществление
контроля за кредитными отношениями.
Особо важная роль принадлежит кредиту как инструменту
государства в обеспечении научно-технического прогресса.
В той связи вспомним промышленный переворот, положивший
начало машинному производству. Не будет преувеличением
утверждение, что кредит, ускорив концентрацию и централи-
зацию производства, положил начало крупной машинной ин-
дустрии.

• Бюджет
Как один из регуляторов экономики бюджет обеспечивает
государству решать следующие вопросы регулирования: рас-
пределение и перераспределение национального дохода (час-
тично национально богатства), доходов и расходов государства.
Важно отметить, что регулирование охватывает не только до-
ходную и расходную части бюджета в целом, но и их структу-
ры. Финансовым источником регулирования, изменения соот-
ношения между доходной и расходной частью бюджета
выступают налоги, таможенные пошлины и другие платежи,
поступаемые в бюджет в соответствии с бюджетным законода-
тельством.
Помимо распределительной и перераспределительной фун-
кций бюджет выполняет и контрольную функцию, сигнализи-
руя государству о ходе и результатах регулирования. Конт-
458
Глава 18. Несовершенства рынка и необходимость его регулирована
рольная функция позволяет государству и его органам осуще-
ствлять контроль исполнения бюджета, как по объему, так и
во времени.
Бюджет, как государственный регулятор экономики суще-
ственно отличается от других регуляторов. Отличия состоят в
том, что практически все параметры этого регулятора являют-
ся неизменными, как минимум в течение года, в то время как
параметры других регуляторов претерпевают изменения дос-
таточно часто. Представляется, что данное обстоятельство сле-
дует отнести к достоинствам бюджета как регулятора экономи-
ки. Таким образом, бюджет — не только регулятор, но и
своеобразный контролер качества регулирования экономики.
В отечественной и международной практике бюджетом при-
нято называть финансовые планы некоторых некоммерческих
организаций и структур, в том числе международных. К ним,
например, относятся Организация Объединенных Наций, Ев-
ропейский союз, в России — Пенсионный фонд, Фонд социаль-
ного страхования и др. Разработку финансовых планов фирмы
называют бюджетированием.

• Операции на открытом рынке
В современных условиях во всех странах с развитой банков-
ской системой в качестве регулятора денежного обращения
выступает совокупность финансовых операций, получившая
название «операции на открытом рынке». Суть дела состоит в
том, что воздействие на денежную массу и соответственно на
функционирование экономики осуществляется посредством
купли продажи государственных ценных бумаг предпринима-
телям и населению. Детально операции рассмотрены в главе,
посвященной денежно-кредитным операциям, проводимым
Центральным банком страны.


Вопросы для повторения
1. Какими причинами определяется необходимость и возможность
государственного регулирования экономики?
2. Что такое экономическая политика?
3. Какие элементы народного хозяйства больше всего нуждаются в
регулировании?
4. Из каких элементов состоит система целей экономической поли-
тики?

459
Раздел III. Макроэкономика
5. Как можно распределить приоритеты целей экономической поли-
тики?
6. Может ли быть идеальная экономическая политика?
7. Основные инструменты экономической политики.
8. Прямые и косвенные способы государственного регулирования.
9. Различия между системами государственного регулирования Рос-
сийской Федерации и США.
10. Органы государственного регулирования Российской Федерации
и США.


Примерный план лекции
1. Государство и экономическая политика.
2. Экономическая политика и ее субъекты.
3. Цели экономической политики.
4. Инструменты экономической политики.
5. Основные направления экономической политики России в настоя-
щее время.


Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях
1. Закономерность усиления роли государства в регулировании эко-
номики в современных условиях.
2. Экономическая политика и ее субъекты.
3. Система целей экономической политики.
4. Эффективность использования инструментов экономической по-
литики.
5. Особенности государственного регулирования российской эконо-
мики в настоящее время.


Литература
Американское государство накануне XXI века. Стратегия и тактика
в экономике — М.: Наука, 1990.
Барр Р. Политическая экономия — М. Международные отношения.
1965. в двух томах.
Блауге М. Экономическая мысль в ретроспективе. — М., 1994.
Гэлбрейт Дж. Экономические теории и цели общества / Пер. с англ. —
М., 1976.
Долин Э.Дж. Деньги, банки и денежно кредитная политика / Пер. с
англ.-СПб., 1994.
Кейнс Д. Общая теория занятости, процента и денег / Пер. с англ. —
М., 1978.
Курс экономической теории. / Под ред. М.И. Чепурина и Е.А. Кисе-
левой. — Киров, 2000.

460
Глава 18. Несовершенства рынка и необходимость его регулироваия
Львов Д.С. Экономика развития — М., 2000.
Макконнелл К., Брюс С. Экономикс. Принципы, проблемы и полити-
ка.
Мищенко В.В. Государственное регулирование экономики. — М.,
2002.
Механизм регулирования экономики Германии: как он функциони-
рует и чему учит. — М., 1995.
Ойкен В. Основные принципы экономической политики. — М., 1995.
Самуэлъсон П. Экономика. Пер. с англ. — М., 1998.
Соколинский В.М. Государство и экономика. — М., 1997.
Эрхард Л. Благосостояние для всех. Пер. с нем. — М., 1991
Шамхалов Ф. Государство и экономика. — М., 2000.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ОТНОШЕНИЯ

Глава 19. МЕЖДУНАРОДНЫЕ АСПЕКТЫ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

§ 1. Интернационализация экономики как основа
формирования всемирного хозяйства
• Мирохозяйственные связи и положение России
Международные экономические отношения являются одной
из наиболее динамично развивающихся сфер экономической
жизни. Экономические связи между государствами имеют мно-
говековую историю. На протяжении столетий они существова-
ли преимущественно как внешнеторговые, решая проблему
обеспечения населения товарами, которые национальная эко-
номика производила неэффективно или не производила вовсе.
В ходе эволюции внешнеэкономические связи переросли вне-
шнюю торговлю и превратились в сложную совокупность меж-
дународных экономических отношений - мировое хозяйство.
Происходящие в нем процессы затрагивают интересы всех го-
сударств мира.
Одна из важнейших задач для России в экономической
сфере - необходимость определить свое, соответствующее ее
масштабам и потенциалу место в мировом хозяйстве. Будучи
составной частью советской экономики, российская была ори-
ентирована на участие в международном разделении труда пре-
имущественно среди стран-членов СЭВ. Особенностью этой
интеграционной группировки было планово-централизованное
регулирование внешнеэкономических связей. Это позволяло
ограждать национальные экономики от «бурь мирового рынка»,
но одновременно ограждало от необходимости объективно оце-
нивать конкурентоспособность производимой продукции.
Закономерное следствие таких «тепличных» условий - отста-
вание от мировых интеграционных процессов, слабая встроен-
462
Глава 19. Международные аспекты экономического развития
ность в систему международного разделения труда, междуна-
родную торговлю и международные валютно-финансовые
отношения.
Перенос ориентиров во внешнеэкономической сфере от за-
дач, диктуемых государственным планом, к требованиям и зап-
росам мирового рынка, при тяжелейшем кризисе на рынке
внутреннем - задача необычайно сложная. Решать ее при-
ходится в условиях развала прежних внешнеэкономических
связей. Но необходимость нахождения путей активного взаи-
модействия с мировым хозяйством сомнения не вызывает.
Наши трудности лишний раз подчеркивают необходимость вни-
мательно изучать мировой опыт. Тем более, что путь от эконо-
мики замкнутой к экономике открытой пришлось в разное
время пройти многим странам мира, включая и те, которые в
настоящее время являются лидерами мирового экономическо-
го развития.
• Мировое сообщество: различия составляющих его государств
Мировое сообщество включает в себя более 160 националь-
ных, формально независимых и самостоятельных экономиче-
ских субъектов. Все страны имеют свою историко-географиче-
скую, национальную, религиозную и социально-политическую
специфику, которая в самых разнообразных формах прелом-
ляется в социально-экономических особенностях развития дан-
ной страны.
Одной из закономерностей мирового хозяйства была и
остается неравномерность экономического развития. Вслед-
ствие чего существует большая дифференциация стран по
уровню социально-экономического развития. Одни из стран
принято относить к центру, а другие - к периферии мирового
хозяйства. Соответственно различна степень экономического
и политического влияния данных стран на процессы, проис-
ходящие в мировом хозяйстве. Классификация стран миро-
вого сообщества производится на основе различных критери-
ев. До недавнего времени в нашей литературе мировое
сообщество делилось на мир социализма, мир капитализма и
третий мир. Конфронтационное по сути деление поддержива-
лось и тезисом об основном содержании эпохи - как периоде
перехода от капитализма к социализму. Отказ от идеологи-
зированной дифференциации мира, от «борьбы двух систем»
не снимает проблему разнородности стран мирового сообще-
ства.
463
Раздел IV. Международные экономические отношения

При самом общем подходе к классификации стран мирово-
го сообщества можно выделить три группы государств в соот-
ветствии со спецификой хозяйственных систем: страны с раз-
витой, развивающейся рыночной экономикой и страны с
нерыночной экономикой; три группы по степени развитости
(низко-, средне-, высокоразвитые); новые индустриальные стра-
ны (НИС) Юго-Восточной Азии и Латинской Америки; высо-
кодоходные нефтеэкспортирующие (Саудовская Аравия,
Кувейт и др.); наименее развитые страны (НРС), в том числе
наиболее бедные страны мира (Чад, Бангладеш, Эфиопия);
различные региональные союзы и интеграционные группи-
ровки.
Последние десятилетия XX в. характеризуются углублени-
ем социально-экономической дифференциации стран мирово-
го сообщества, прежде всего по уровню развития. В относитель-
но небольшой группе новых индустриальных стран (НИС)
продолжается экономический рост и их сближение с уровнем
развития промышленно развитых стран. В наименее развитых
странах (НРС) Африки, Азии, Латинской Америки увеличи-
вается отставание даже от средних показателей для развиваю-
щихся стран в целом. Среднедушевой размер ВНП в странах
НРС (а их, по нынешней классификации ООН, свыше 40 стран
с населением более 400 млн человек) в 4 раза меньше, чем по
развивающемуся миру, и в 50 раз меньше в сравнении с разви-
тым. И все это разнообразие стягивается в единство силовым
полем взаимной экономической зависимости.
При этом взаимозависимость не снимает межстрановые про-
тиворечия. Они проявляются в отношениях между региональ-
ными группировками стран, например азиатского, европей-
ского и американского регионов, и в отношениях между
промышленно развитыми странами, например соперничество
США, западноевропейских стран и Японии. Противостояние
интересов присутствует и в отношениях между развитыми стра-
нами и развивающимися. Последние считают, порой не без
основания, что они во взаимодействии с развитыми странами
остаются объектом эксплуатации и выкачивания сверхпри-
былей.
• Автаркия или взаимозависимость?
Закономерно возникает вопрос: «Стоит ли национальное хо-
зяйство ориентировать на режим открытой экономики, т.е. на
ситуацию, когда страна зависит от мировой торговли, а экспорт
464
Глава 19. Международные аспекты экономического развития
и импорт составляют значительную долю национального дохо-
да, или быть экономике закрытой, когда внешнеэкономические
связи не оказывают существенного влияния на ее состояние?»
Отвечая на этот вопрос, можно указать, что мир знаком с ситу-
ациями, когда обострение межстрановых противоречий приво-
дит порой к политическому размежеванию. Как следствие, для
поддержания национально-экономической безопасности, лож-
но понятых национально-государственных интересов страна
попадает в тупик экономической изоляции. Неоднократно
предпринимавшиеся в прошлом (например в условиях тота-
литарных режимов) попытки жить независимо от мирового со-
общества к успеху не приводили. В современных условиях,
когда взаимная зависимость усилена углубляющейся интер-
национализацией хозяйственных связей, всеохватывающим
характером научно-технической революции, принципиально
новой ролью средств информации и коммуникаций, невозмож-
но эффективное функционирование экономики в условиях
автаркии - национальной экономической самообеспеченнос-
ти. В этих условиях тенденции к изоляционизму, к нацио-
нальной или групповой автаркии, какими бы благородными
политическими лозунгами ни прикрывались, бесперспек-
тивны.
Показателями, характеризующими степень вовлеченно-
сти страны в мирохозяйственные связи, ее роль в мировом
хозяйстве, могут служить такие, как экспортная квота -
отношение стоимости экспорта к стоимости валового внут-
реннего продукта (ВВП), объем экспорта на душу населения,
структура экспорта и импорта, объем внешнего долга по от-
ношению к ВВП, объем зарубежных инвестиций и т.п. На
их основе можно судить не только о степени «открытости»
экономики, но и о уровне экономического развития страны.
• Глобализация мировой экономики
Мирохозяйственные связи берут свое начало в мировой
торговле, которая прошла путь от единичных внешнеторговых
сделок до долгосрочного крупномасштабного торгово-экономиче-
ского сотрудничества, когда поставки осуществляются в рамках
производственной кооперации, осуществляемой международны-
ми корпорациями. Внешнеторговый обмен товарами - важней-
шая составная часть мировых экономических отношений.
Вместе с тем, бурный рост мирохозяйственных связей при-
ходится на период, когда возрастает мобильность факторов
465
Раздел IV. Международные экономические отношения
производства - капитал перерастает национальные границы,
усиливается миграция рабочей силы, ускоряются процессы
формирования международного разделения труда. Это свиде-
тельствует о том, что интернационализация хозяйственных
связей во многом обусловлена логикой развития производи-
тельных сил, которые, перерастая национальные рамки, объек-
тивно подводят вначале к необходимости интернационализа-
ции производства, а затем ведут к глобализации мировой
экономики, когда размываются границы между внутренними
и внешними факторами экономического роста, а само произ-
водство начинает выступать как «единый мировой конвеер» -
международное производство, создающее международный про-
дукт. Национальные экономики, оставаясь вполне самостоя-
тельными экономическими субъектами, во все большей степени
унифицируют формы и правила международного взаимодей-
ствия в сфере экономики. Причем, подобная унификация про-
является во взаимодействии всех субъектов мирового хозяй-
ства, к числу которых относятся:
- национальные хозяйства;
- региональные объединения и союзы государств;
- международные торговые, финансовые и др. организации;
- международные и транснациональные корпорации.
• Международное разделение труда
Объективной основой формирования мирового хозяйства яв-
ляется общественное разделение труда. Мировое хозяйство офор-
милось как целостная система на рубеже XIX и XX вв. История
его становления неотделима от истории промышленной револю-
ции. До машинной стадии международное разделение труда ба-
зировалось на своей естественной основе - различиях в природ-
но-климатических условиях стран, в их географическом
положении, ресурсах и энергетических источниках. Начиная с
машинной стадии, зависимость специализации и кооперирова-
ния от естественной основы значительно уменьшается. Для ста-
дии индустриального роста характерна зависимость специали-
зации от развития собственно технологического фактора.
С индустриальной стадии начинается процесс постепенно-
го перемещения центра тяжести мирохозяйственных связей
из сферы обращения в сферу производства. И как следствие,
в настоящее время трудно найти крупную отрасль националь-
ного хозяйства, которая не зависела бы от международных ус-
ловий производства. Сфера международного разделения труда
466
Глава 19. Международные аспекты экономического развития
непосредственно охватывает все структурные составляющие
общественного разделения труда. Международный обмен опо-
средствует общее разделение труда между крупными сферами
экономики (промышленность, сельское хозяйство), частное -
между областями этих сфер и единичное, углубляя предмет-
ную, технологическую и подетальную специализацию. Разде-

<< Пред. стр.

стр. 50
(общее количество: 64)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>