<< Пред. стр.

стр. 54
(общее количество: 64)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Глава 20. Теория международной торговли и торговая политика

Все множество инструментов, которое есть в распоряжении
государства для регулирования внешнеэкономической деятель-
ности, можно условно разделить на три большие группы:
- таможенные тарифы;
- нетарифные ограничения;
- формы стимулирования экспорта.
Уже из названия явствует, что все они имеют изначально
протекционистскую направленность. Государство увеличива-
ет или уменьшает эту направленность в зависимости от вне-
шних и внутренних обстоятельств, господствующих в тот или
иной период представлений о национальных интересах, и дей-
ствующих международных правил. Это касается и такой важ-
нейшей составной части государственного регулирования внеш-
неэкономической сферы, как тарифное регулирование.
• Таможенные тарифы
К тарифным средствам регулирования внешних связей от-
носятся таможенные пошлины - государственные налоги, взи-
маемые за провоз через границу страны (экспорт-импорт) то-
варов и иных материальных ценностей. Систематизированный
перечень таможенных пошлин есть таможенный тариф. Раз-
личают экспортный и импортный тарифы.
Установление таможенной пошлины означает, что владелец
товара должен уплатить государству определенную долю цены.
На величину импортной пошлины возрастут издержки произ-
водителя, а следовательно, и цена, по которой импортер будет
продавать свой товар.
Очевидно, что увеличение импортных пошлин негативно от-
ражается в первую очередь на потребителях. Не ограничива-
ясь пониманием этого факта на уровне здравого смысла, вос-
пользуемся возможностями анализа ситуации с помощью
кривых спроса и предложения (рис. 20.2).
Точка ? на рис. 20.2 и соответствующие ей цена Р и количе-
ство Q - равновесные цена и количество на внутреннем рынке
на некий товар, при отсутствии внешней торговли. Предполо-
жим, что мировая цена на этот товар ниже внутренней - на на-
шем рисунке ее уровень определяется точкой Рх.
В варианте свободной торговли отечественная цена на данный
товар должна быть не больше мировой. При этом внутренний
спрос при более низкой цене увеличится до Qv а объем предложе-
ния товара местными производителями снизится до Q2. Недоста-
ющее количество (отрезок АС) будет обеспечено за счет импорта.
495
Раздел IV. Международные экономические отношения

При введении импортной пошлины произойдет увеличение
цены до Pv Новая цена равна мировой плюс импортная пошли-
на. Повышение цены приведет к сокращению спроса до Q3, уве-
личению отечественного производства Q4 и сокращению импор-
та (отрезок BL).
Местные производители, таким образом, при введении импор-
тных пошлин могут продавать свой товар по более высокой цене и
увеличивать объем продаж. Потребители сократят покупаемое ко-
личество более дешевого импортного товара и вынуждены будут
увеличить потребление более дорогого местного.
Данная ситуация приводит к менее эффективному исполь-
зованию ресурсов, поскольку возможность продавать товар по
более высокой цене позволяет и производить его с более высо-
кими издержками, т.е. происходит перетягивание ресурсов в
менее эффективные отрасли.
Однако интерес производителей в защитных пошлинах орга-
низационно значительно легче отстоять, чем интерес потребите-
лей. Кроме того, в качестве выигравшей стороны от тарифов высту-
пает государство. На рис. 20.2 заштрихованный прямоугольник -
это объемы поступлений государству от пошлины. Иначе говоря,
увеличение расходов потребителя, подобно ситуации с косвенны-
ми налогами, увеличивает доходы государства.
Однако если за счет высокой пошлины увеличиваются цены
на импортные сырье, материалы, оборудование, используемое
местными производителями, то следствием высоких импорт-
ных пошлин может стать рост издержек у этих производителей,
а далее, по известной схеме, рост цен и сокращение производ-
ства. У государства в данной ситуации убытки от сокращения
Цена *

\


\
Р
В /
Р2
XX >^Ч с


Л
АX
Р,




Количество
Q2 Q4 Q


Рис. 20.2. Экономические последствия введения тарифов

496
Глава 20. Теория международной торговли и торговая политика

налоговых поступлений могут превысить доход от импортной
пошлины.
Итак, с точки зрения целевой направленности или выпол-
няемых функций, можно говорить о протекционистском или
фискальном характере тарифов. Протекционистский характер
тарифов используется тогда, когда государство, поднимая та-
моженную пошлину, поднимает тем самым национальные цены
на импортируемый товар, снижает его конкурентоспособность
и защищает внутренний рынок.
Цель фискальных пошлин - преимущественно обеспечение
государственного бюджета налоговыми поступлениями. Эту
функцию обычно выполняют пошлины на товар, который не
производят в данной стране. Как правило, они бывают не очень
высокими.
По форме обложения различают адвалорные, специфичес-
кие и смешанные пошлины. Адвалорные пошлины взимаются
в процентах от цены товара (например 15% от цены холодиль-
ника), специфические - в виде определенной денежной суммы,
взимаемой с объема, веса или штуки товара (например 15 долл.
с каждой тонны металла). В варианте смешанных пошлин то-
вар одновременно может облагаться и адвалорной, и специфи-
ческой пошлинами.
Как правило, таможенный тариф устанавливается на наци-
ональном уровне, но он может быть единым и для стран, объе-
динившихся в торгово-экономическую группировку. Напри-
мер, страны, входящие в ЕЭС, имеют единую таможенную
территорию с единым внешним таможенным тарифом. Тамо-
женные тарифы включают в себя обычно три вида пошлин: мак-
симальные, минимальные и преференциальные (льготные).
Первые обычно используются в торговле со странами, с кото-
рыми нет торговых соглашений; вторые - в тех случаях, когда
существуют торговые договоры при соглашении о введении ре-
жима наибольшего благоприятствования. Третьи обычно ис-
пользуются при импорте товаров из развивающихся стран.
В рамках ООН (ЮНКТАД) действует общая система преферен-
ций, куда входят преференциальные пошлины развитых стран
для товаров развивающихся стран.
В послевоенный период внешнеторговые отношения стран
регулировались, главным образом, путем взаимного уменьше-
ния таможенных пошлин. Это направление представлялось
главным в регулировании международной торговли. В резуль-
тате за прошедший период удалось снизить уровень таможен-
497
Раздел IV. Международные экономические отношения

ного обложения более чем на 3/4. В настоящее время средний
уровень ставок тарифов развитых стран около 6%, развиваю-
щихся - 30-40% , при этом на отдельные товары пошлины мо-
гут колебаться в значительно более широких пределах. Так,
наиболее высокими они являются почти во всех странах в таких
жестко защищаемых от импорта секторах внутреннего рынка,
как рынки сельскохозяйственной и продовольственной продук-
ции.
• Нетарифные ограничения

Как угрозу либерализации торговли оценивают и нетариф-
ные барьеры. К нетарифным барьерам относятся разнообраз-
ные (насчитывают свыше 2000 различных видов) экономиче-
ские, политические и административные методы прямого или
косвенного ограничения внешнеэкономической деятельности.
Среди них наибольшее распространение имеет квотирование
(контингентирование), т.е. установление определенных квот на
экспорт (импорт) отдельных товаров или товарных групп.
В рамках установленных квот экспорт и импорт осуществля-
ется по лицензиям, которые выдают уполномоченные органы.
Как правило, квотируется импорт товаров и квота выполняет
роль, подобную протекционистской пошлины, т.е. способству-
ет снижению конкуренции на внутреннем рынке.
К нетарифным методам, т.е. разнообразным барьером нета-
моженного характера, можно отнести также государственную
монополию как исключительное право государства на осуще-
ствление определенных видов внешнеэкономической дея-
тельности, национальные налоговые системы, национальные
стандарты, требования о соблюдении сертификатов качества,
о соблюдении определенных санитарно-гигиенических норм
и проч.
Государственное воздействие распространяется и на регу-
лирование ввоза и вывоза капитала. Государство, с одной сто-
роны, должно обеспечить благоприятный инвестиционный
климат с гарантией от национализации иностранной собствен-
ности, с другой - защитить собственные интересы, например,
через установление максимальной доли иностранного капи-
тала в совместных предприятиях, перечни отраслей, доступ-
ных для иностранных инвесторов, участие национальных
кадров в управлении, доступность информации и т.п.


498
Глава 20. Теория международной торговли и торговая политика
• Формы стимулирования экспорта
К особой группе мер, которые использует государство, ре-
гулируя отношение страны с мировым хозяйством, относятся
так называемый «активный протекционизм», или «различные
формы стимулирования экспорта». Среди них можно отметить
так называемые «финансовые методы торговой политики»,
льготное государственное кредитование экспорта (уменьшение
ставок и удлинение сроков кредита), государственное страхо-
вание экспортных кредитов, прямое субсидирование экспорта
и различные налоговые льготы для экспортеров. Используют
также различные формы информационного и организационно-
го содействия экспорту продукции национальных предприя-
тий, обеспечение торгово-экономической информацией, разви-
тие транспортной и информационной инфраструктуры,
организации ярмарок и выставок и т.п.
К формам стимулирования экспорта примыкает такое на-
правление торговой политики, как демпинг - продажа экспор-
тируемых товаров на каких-либо зарубежных рынках по более
дешевым ценам, чем на других (обычно национальных). Хотя
от демпинга и выигрывают потребители, но убытки, которые
несут производители аналогичных товаров, вынуждают госу-
дарства проводить антидемпинговые мероприятия против пред-
намеренного демпинга (например вводить антидемпинговые
пошлины). Применение таких мер было санкционировано ан-
тидемпинговым законодательством, подписанным большин-
ством стран-членов ГАТТ в 1967 г.
Антидемпинговые меры достаточно широко используются
как средство защиты внутреннего рынка от иностранной конку-
ренции. К российским товарам антидемпинговые процедуры
применялись и в период государственной монополии внешней
торговли (до 1988 г.), но особенно широко в период, который в
литературе иногда называют периодом «анархии внешней тор-
говли» (1988-1992 гг.), когда существование госпоставок и кон-
тролируемых цен при ликвидации государственной монополии
на внешнюю торговлю привело к массовой бесконтрольной рас-
продаже на западных рынках товаров по ценам, как правило,
значительно ниже рыночных. В этот период было введено много
антидемпинговых санкций против российских товаров. Боль-
шинство из них продолжает действовать и в настоящее время.
С 1992 г., когда внутренние цены в России значительно при-
близились к мировым, желающих реализовывать российские
товары по демпинговым ценам стало значительно меньше.
499
Раздел IV. Международные экономические отношения

§ 3. Платежный баланс страны

Экономические связи данной страны с другими государства-
ми находят свое обобщающее выражение в платежном балансе
страны. Платежный баланс служит источником информации, рас-
крывающей особенности участия страны в международном обме-
не товарами, услугами и капиталом. Он нужен для того, чтобы
была возможность постоянно наблюдать и оценивать объем и
качество участия страны в мирохозяйственных связях. Не слу-
чайно проблемы платежного баланса, активного или пассивного
сальдо торгового баланса вызывают активный общественный
интерес и сказываются на принятии политических решений.
В платежном балансе государства приводится систематизи-
рованный перечень всех операций с денежными средствами,
которые опосредуют внешнеэкономические связи. В нем отра-
жаются не индивидуальные, а суммарные сделки между данной
страной и другими государствами и подводятся итоги внешне-
экономической деятельности страны. На его основе можно
проводить анализ этой деятельности, давать оценку валютно-
финансовому положению страны, определять, «по средствам»
ли живет та или иная страна с точки зрения ее внешнеэконо-
мических связей.
В условиях плановой экономики документом, обобщаю-
щим внешнеэкономические связи СССР, был сводный валют-
ный план. Отчеты по выполнению этого плана фактически
и выполняли роль платежного баланса страны. Валютный
план был закрытым документом. В условиях перехода России
к рыночной экономике осуществляется перевод ведения бух-
галтерского учета по международным операциям в соответ-
ствии с принятым и в мире стандартами и правилами. С 1992 г.
платежный баланс России публикуется в открытой печати.
Следует отметить, что платежный баланс отражает факти-
ческое состояние платежей. Наряду с ним, составляется рас-
четный баланс, где отражают не только фактические платежи,
но и не оплачиваемые в настоящий момент требования и обяза-
тельства данной страны, независимо от сроков наступления
платежей.
• Структура платежного баланса
Учет платежей по всем внешнеэкономическим операциям
осуществляется в течение определенного периода (месяц,
квартал, год). Он ведется в платежном балансе по принципу
500
Глава 20. Теория международной торговли и торговая политика

двойной бухгалтерии. Денежные средства, поступающие в стра-
ну, скажем, за счет экспорта, приходуются в кредитовых
статьях баланса (со знаком +), покидающие страну, допустим,
использованные на импорт иностранных товаров, - в дебето-
вых (со знаком -) статьях баланса.
Разность между суммарными итогами кредитовых и дебето-
вых статей есть сальдо платежного баланса. Эта разность может
быть положительной, если поступления превышают платежи, и
отрицательной - в противоположном варианте. В последнем слу-
чае страна имеет дефицит платежного баланса.
В России, как и в большинстве стран мира, статьи баланса
группируются по примерной схеме, рекомендованной МВФ.
Платежный баланс состоит из трех больших разделов
(табл.). Это - счет или баланс текущих операций, счет или ба-

Таблица
П л а т е ж н ы й баланс

Кредит Дебит
Раздел Показатели Сальдо
Экспорт Импорт
I. Баланс текущих 1. Торговый баланс
операций 2. Баланс услуг
3. Процентные платежи,
прибыли и дивиденды
4. Трансферные платежи

II. Баланс движения 1. Прямые инвестиции
2. Портфельные
инвестиции
3. Прочие инвестиции,
долгосрочные
4. Прочие инвестиции,
краткосрочные

Чистые ошибки и 1. Ошибки
пропуски 2. Пропуски

III. Баланс 1. Золото
резервных активов 2. Специальные права
заимствования (СДР)
3. Резервная позиция
МВФ
4. Прочие валютные
активы


501
Раздел IV. Международные экономические отношения

ланс операций с капиталом и раздел, отражающий расчеты по
официальным международным резервам.Данное деление как
бы отражает тот факт, что основные каналы мирохозяйствен-
ных связей - это обмен товарами и услугами и движение фи-
нансовых средств. В свою очередь, данные разделы включают
в себя подразделы и отдельные статьи.
• Баланс текущих операций

Первый раздел - баланс текущих операций - фиксирует про-
цесс обмена товарами и услугами, а также односторонние разо-
вые платежи. Начинается баланс с подведения итогов по внеш-
ней торговле - экспорт и импорт товаров. Часть платежного
баланса, отражающая экспорт и импорт товаров, называется
«торговым балансом страны». Торговый баланс - наиболее
часто публикуемая часть платежного баланса, поскольку
информацию о товарных потоках, пересекающих границу
государства в ту или иную сторону, несложно собрать.
Экспорт товаров минус импорт товаров дает сальдо торгово-
го баланса. Оно будет считаться положительным, или актив-
ным, если экспорт превышает импорт, и пассивным, или дефи-
цитным, - в противоположном случае.
Само по себе активное или пассивное сальдо торгового ба-
ланса не может служить основанием для окончательных выво-
дов о состоянии внешней торговли страны. Разумеется, если
экспорт сокращается вследствие падения спроса на товары дан-
ной страны в других странах, это плохой признак. Но если
отрицательное сальдо торгового баланса возникает, допустим,
в случае увеличения импорта инвестиционных товаров и роста
в результате этого внутреннего производства, то в этом случае
отрицательное сальдо не может служить основанием для нега-
тивных оценок состояния экономики. Иначе говоря, актив или
дефицит платежного баланса и различных его разделов можно
оценивать только на основе анализа обстоятельств, к ним при-
водящих.
Так, положительное сальдо торгового баланса России, ко-
торое она имеет в течение ряда последних лет, не может слу-
жить основанием для оптимистической оценки ситуации. Ак-
тивное сальдо действительно сложилось за счет увеличения
экспорта и уменьшения импорта. Ведущее место в структуре
экспорта занимают топливно-энергетические товары - более
50%. Идет процесс постоянного увеличения объема экспорта
продукции топливно-энергетического комплекса, при одновре-
502
Глава 20. Теория международной торговли и торговая политика

менном снижении средних экспортных цен на данную продук-
цию. Аналогична ситуация с природным газом, металлами,
драгоценными камнями.
Кроме торговли товарами, в первом разделе платежного ба-
ланса отражается торговля услугами. То есть наряду с как бы
видимыми товарными статьями отражаются и «невидимые»
статьи.
Причем последние, в силу роста доли услуг в мировом това-
рообороте, приобретают все более важное значение. Доходы и
расходы, проходящие по статье «Услуги», связаны с туризмом,
работой телерадиокоммуникаций, содержанием военных баз,
иностранных представительств, частными некоммерческими
операциями (переводы родственникам, наследства) и т.п. В раз-
деле отражаются платежи и поступления транспортного, стра-
хового характера и другие неторговые платежи, связанные, до-
пустим, с гуманитарной помощью, которую государство
оказывает кому-то или получает от других, безвозмездные суб-
сидии зарубежным странам и прочее.
В данном разделе отражаются процентные платежи, прибы-
ли и дивиденды, получаемые от использования за рубежом на-
ционального денежного капитала, а также оплата труда
резидентов, работающих за границей.
В сумме итог по торговому балансу, обмену услугами, разо-
вым платежам и прочим неторговым операциям дает итог, или
сальдо по текущим счетам, или сальдо баланса текущих опера-
ций. В России баланс международных услуг в 1993 г. сложил-
ся с отрицательным сальдо (-2,8), преимущественно из-за боль-
шого их импорта. Основная доля услуг, которые обусловили
этот дефицит, приходилась на туризм, банковские, финансо-
вые услуги и т.п. В последующие годы резко снизился объем
импорта.
• Баланс движения капиталов
Второй раздел платежного баланса - баланс движения капи-
талов. Он отражает куплю и продажу активов, предоставление
и получение долгосрочных и краткосрочных займов и ссуд. На-

<< Пред. стр.

стр. 54
(общее количество: 64)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>