<< Пред. стр.

стр. 57
(общее количество: 64)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

валюты. Однако конвертируемость не есть чисто техническая ка-
тегория, определяющая возможности обмена валюты. Она отра-
жает специфику системы экономическихотношений, возникаю-
щих между национальным и мировым хозяйством.
Для условий слаборазвитой или находящейся в кризисе на-
циональной экономики последствиями введения конвертируе-
мости реально могут стать расстройство внутреннего денежно-
го обращения, усиление товарного дефицита и инфляции, рост
ажиотажного спроса на иностранную валюту и рост внешней
задолженности, подрыв позиций отечественных производите-
лей, социальное расслоение, напряженность и т.д.
Не менее значительно мог бы выглядеть перечень выгод от
устранения валютных ограничений. Но в данном случае важно
подчеркнуть, что коль скоро Россия ориентирована в своем дви-
жении на интеграцию в мировую экономику, переход к кон-
вертируемости рубля был неизбежен. Очевидно, что получение
страной выгод от конвертируемости рубля предполагает продол-
жение работы, как минимум, на двух направлениях. Одно из них
предполагает реформирование непосредственно сферы валютных
отношений, совершенствование валютного регулирования в
стране и во внешнеэкономической деятельности. Второе связа-
но со всем комплексом общеэкономических условий и прежде
всего созданием современной структуры экономики, достиже-
нием такого уровня производства, при котором производимые
товары стали бы конкурентоспособными на мировом рынке.


§ 4. Межгосударственные структуры
в валютно-финансовой сфере

Для международных валютных отношений современного эта-
па характерно сочетание нестабильности, высокой степени нео-
пределенности процессов и одновременно углубление координа-
ции экономической политики государств в этой области.
522
Глава 21. Международная валютная система и валютный курс
Координация действий в валютно-финансовой сфере проис-
ходит как на уровне правительств, так и в рамках межгосудар-
ственных валютно-финансовых организаций. Наиболее значи-
мую роль в сфере валютного регулирования играют ежегодные
экономические совещания «семерки» ведущих стран Запада,
Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк
реконструкции и развития (МБРР), Организация экономиче-
ского сотрудничества и развития (ОЭСР), Международная
ассоциация развития (МФК) и др.
• Международный валютный фонд
Важнейшее место в системе институциональных структур ре-
гулирования международных валютных отношений принадле-
жит МВФ, который согласно своему уставу регулирует валют-
ные курсы и платежные балансы стран-членов, контролирует
систему многосторонних платежей и внешнюю задолженность
развивающихся стран, предоставляет кредиты странам-членам
для решения их валютно-финансовых проблем.
В период существования фиксированных валютных кур-
сов деятельность МВФ была направлена на поддержание ва-
лютных паритетов, предотвращение неоправданного манипу-
лирования валютными курсами. С переходом к плавающим
курсам валют был пересмотрен устав МВФ (1978 г.), и хотя
необходимость поддержания паритетов отпала, сфера дея-
тельности МВФ отнюдь не сократилась. Так, было предусмот-
рено усиление контрольных функций МВФ как основы меж-
государственного валютного регулирования, расширение
инструментариев воздействия на несбалансированные меж-
дународные расчеты и «необоснованные» курсовые соотно-
шения.
Важным направлением деятельности МВФ является креди-
тование стран для урегулирования платежных балансов и внеш-
ней задолженности. Следует отметить, что МВФ связывает пре-
доставление кредитов странам-членам с условием проведения
теми определенных изменений в экономической политике. Та-
кие изменения в виде программ финансово-экономической ста-
билизации сроком от 1 года до 3 лет согласовываются с фондом
и рассматриваются как своего рода международное свидетель-
ство платежеспособности страны. Кредитные ресурсы предос-
тавляются стране в зависимости от хода выполнения такой про-
граммы. Такие программы являются условием получения
кредитов для стран Восточной Европы и России.
523
Раздел IV. Международные экономические отношения
С 1970 г. МВФ выпускает международные платежные и ре-
зервные средства - специальные права заимствования (СДР).
СДР не существует в виде наличных знаков, а существует толь-
ко в виде кредитных записей на специальных счетах в МВФ и
используется в расчетах между Центральными банками стран-
членов фонда. Стоимость СДР рассчитывается на основе так на-
зываемой «валютной корзины». При создании СДР ими пред-
полагалось постепенно вытеснить «долларовый стандарт» из
международных расчетов. Однако данная цель не достигнута.
Доля СДР в международных ликвидных резервах крайне мала -
меньше 2%.
• Европейская валютная интеграция

Нестабильность мировой валютной системы приводит к по-
пыткам согласования валютного регулирования на региональ-
ных уровнях. Так, в 1979 г. государствами, входящими в Евро-
пейское экономическое сообщество, с целью стабилизации
валютных курсов была создана Европейская валютная систе-
ма (ЕВС) и европейская валютная единица ЭКЮ, получившая
определенный статус в платежных операциях между фирмами
в рамках «Общего рынка».
Успех ЕВС стимулировал переход с начала 90-х годов к но-
вому этапу интеграции - созданию экономического и валютно-
го союза (ЭВС).
В сфере валютных отношений создание ЭВС предполагает:
- полную интеграцию финансовых рынков;
- полную либерализацию движения капиталов;
- полную конвертируемость всех валют и в конечном итоге
замену национальных валют единой валютой.
С 1 января 1999 г. 11 стран Европейского союза начали вво-
дить единую валюту -«евро». В течение первых 3-х лет она бу-
дет существовать в безналичной форме, затем в обращении по-
явятся соответствующие банкноты, и денежные единицы таких
стран, как Германия, Франция, Италия, Голландия, Бельгия,
Люксембург, Испания, Португалия, Ирландия, Австрия и Фин-
ляндия отойдут в историю. Анализируя данное событие, его
оценку обычно дают с двух сторон. Одна - это перспектива осоз-
нания корпоративного «евро-интереса» перечисленными стра-
нами и возможностей их координированных действий, а затем
и функционирования как единого хозяйственного комплекса.
Другой важный момент связан с возможным изменением роли
доллара в мировом хозяйственном обороте.
524
Глава 21. Международная валютная система и валютный курс
Как уже отмечалось, современный мировой денежный по-
рядок построен на доминирующей роли доллара США на меж-
дународной арене. Именно в американской валюте формирует-
ся в настоящее время до 60% валютных резервов государств,
до 70% мировой торговли, до 80% операций на валютных рын-
ках. Появление «евро» рано или поздно приведет к переоценке
доллара. Предполагаемая борьба между двумя валютами кос-
нется и интересов России. Теоретически Россия может выиг-
рать от борьбы «доллар-евро». Однако практическая реализа-
ция такой возможности зависит и от того, насколько разумную
политику будет проводить ЦБ России.
• Мировой банк
Наряду с МВФ, в регулировании международных валютно-
финансовых отношений важную роль играет другое учрежде-
ние из семьи Бреттон-Вудских институтов - Международный
банк реконструкции и развития (МБРР), который вместе с дву-
мя своими филиалами: Международной финансовой корпора-
цией (МФК) и Международной ассоциацией развития (MAP) -
входит в структуру Мирового банка.
Членами МБРР могут быть страны-члены МВФ. Основная
часть займов МБРР - это долгосрочные кредиты, направлен-
ные на реализацию проектов и программ, способствующих
структурной перестройке стран-заемщиков. В разработке таких
программ принимает участие мощный аппарат МБРР, состоя-
щий из специалистов - исследователей и практиков. МБРР
стал, по сути, центром выработки стратегии развития для раз-
вивающихся стран, что придает ему особую значимость для
стран восточноевропейского региона и России.
Специфика филиалов МБРР - MAP и МФК - заключается
в том, что МФК финансирует прежде всего частный сектор в раз-
вивающихся странах, MAP предоставляет льготные, зачастую
беспроцентные кредиты наименее развитым странам.
• Организация экономического сотрудничества и развития
Среди межправительственных организаций, активно со-
трудничающих в валютно-финансовой сфере, следует отметить
Организацию экономического сотрудничества и развития
(ОЭСР). В нее входят все промышленно развитые страны. ОЭСР
призвана выявлять тенденции в экономическом развитии
стран-членов, влияние внутренних действий в сфере экономи-
ки на платежные балансы других стран. В рамках ОЭСР, на
525
Раздел IV. Международные экономические отношения
основе вырабатываемых ею весьма авторитетных в мире про-
гнозов, даются рекомендации по проведению макроэкономиче-
ской политики, способствующей взаимному приспособлению
национальных экономик с учетом тенденций развития миро-
вого хозяйства.
• Банк международных расчетов
Важное место в международной валютно-финансовой сфе-
ре занимает Банк международных расчетов (БМР), располо-
женный в Базеле (Швейцария). Не будучи международной фи-
нансовой организацией, чей устав предусматривал бы правила
членства и выполняемые функции, он играет ведущую роль в
международном регулировании банковской деятельности.
БМР объединяет центральные банки практически всех евро-
пейских государств, Канады, Австралии, Японии и группу
коммерческих банков США. Более 70 центральных банков
хранят свои резервные валютные средства на счетах БМР.
Разработанные в его комитетах и структурах правила государ-
ственного регулирования и надзора за банковской деятельно-
стью стали с 1992 г. обязательными для всех коммерческих
банков стран-членов ОЭСР. Это оценивается как первая попыт-
ка унификации национальных правил банковского регулиро-
вания.
В последние годы практически все перечисленные между-
народные экономические организации в той или иной мере за-
нимаются проблемами содействия в валютно-финансовой сфе-
ре восточноевропейским странам и государствам бывшего
СССР. Для координации этой помощи в 1990 г. был создан
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), чья
деятельность должна быть направлена на финансирование раз-
личного рода программ и проектов, связанных с процессами
реформирования стран Центральной и Восточной Европы,
способствовать ускорению адаптации этих стран в мировое хо-
зяйство.
Созданные мировым сообществом механизмы координации
в области валюты и финансов, основанные на противоречивом
сочетании рыночных сил с межгосударственным регулирова-
нием, продемонстрировали за время своего существования
способность к компромиссному решению возникающих конф-
ликтов, способность к адаптации. Однако проблема совершен-
ствования мировой валютной системы, ее основных механиз-
мов постоянно стоит на повестке дня.
526
Глава 21. Международная валютная система и валютный курс
Вопросы для повторения

1. Что такое «валютная система»?
2. Что такое «внешний валютный рынок» и кто является участни-
ком операций на внешних валютных рынках?
3. Чем характеризуется золотой стандарт и в чем специфика валют-
ных курсов, установленных на основе золотого паритета?
4. Сравните свободно колеблющиеся и фиксированные валютные
курсы. В чем особенности каждого из них?
5. В чем суть теории паритета покупательной способности?
6. Дайте характеристику основным инструментам валютной поли-
тики.
7. Поясните влияние девальвации и ревальвации валюты на нацио-
нальную экономику.
8. В чем суть Европейской валютной системы? Какова цель ее созда-
ния?
9. Дайте краткую характеристику наиболее значительным валютно-
финансовым организациям, их роли в регулировании валютных отно-
шений.
10. Может ли Центральный банк России приостановить обесценение
рубля? Если нет, то почему? Если да, то каким образом?
11. Используя экономическую модель анализа спроса и предложения,
покажите влияние на равновесный обменный курс валюты следующих
процессов:
а) рост спроса на импорт;
б) валютные интервенции на внешнем рынке;
в) изменение реальных норм процента.
12. Каким образом понижение и повышение стоимости валюты могут
сказаться на следующих субъектах:
а) потребителях;
б) отраслях, работающих на импортном сырье и оборудовании;
в) отраслях, экспортирующих свою продукцию;
г) отраслях, конкурирующих на внутреннем рынке с импортны-
ми товарами.
13. Какими методами мог быть отрегулирован дефицит платежного
баланса в условиях господства:
а) золотого стандарта;
б) фиксированных курсов валют;
в) плавающих валютных курсов.
14. Какими причинами объясняется взаимодействие России с Меж-
дународным валютным фондом (МВФ) при решении вопросов финансо-
вой стабилизации в стране?


Примерный план лекции
1. Свободная торговля и протекционизм. Обоснование эффективнос-
ти свободной торговли А. Смитом и Д. Рикардо. Факторы производства и
их влияние на структуру международных торговых потоков.

527
Раздел IV. Международные экономические отношения
2. Торговая политика - теория и практика применения. Инструмен-
ты регулирования международной торговли. Таможенные пошлины.
Нетарифные ограничения. Формы стимулирования экспорта.
3. Международное регулирование внешней торговли. Место и роль
Генерального соглашения по тарифам и торговле - Всемирной торговой
организации (ГАТТ/ВТО) в регулировании международной торговли.
Проблемы присоединения России к ГАТТ/ВТО.
4. Платежный баланс и его структура. Основные статьи платежного
баланса, их характеристики и взаимосвязь. Дефицитные и активные тор-
говые балансы. Методы регулирования платежных балансов.

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
1. Классическая теория международной торговли и ее современные
модификации.
2. Инструменты торговой политики: история их использования, со-
временное состояние, аргументы за и против.
3. Основные статьи платежного баланса страны, их взаимосвязь.



Глава 22. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

§ 1. Исходные положения теории экономического роста
• Понятие «экономический рост»
Параметры экономического роста, их динамика широко
используются для характеристики развития национальных
хозяйств, в государственном регулировании экономики. Насе-
ление оценивает деятельность высших хозяйственных и поли-
тических органов той или иной страны (например парламента,
Президента, Правительства Российской Федерации), прежде
всего на основе рассмотрения показателей динамики экономи-
ческого роста, динамики уровня жизни. Экономический рост,
его темпы, качество и другие показатели зависят не только от
ресурсов национального хозяйства, но в значительной степени
от внешнеэкономических и внешнеполитических факторов.
Так, неоднократное повышение цен на нефть на мировых рын-
ках существенно сказалось на изменении приоритетов научно-
технического прогресса, на динамике экономических показа-
телей мирового промышленного производства1.
1
Повышение цен на нефть, общее удорожание энергоресурсов побудило
фирмы и государство США обеспечить повышение степени использования
топливно-энергетических ресурсов за счет разработки и внедрения новых
энергосберегающих технологий, что отрицательно сказалось на динамике
капиталоотдачи.

528
Глава 22. Экономический рост
Под «экономическим ростом» принято понимать увеличе-
ние объемов созданных за определенный период товаров и ус-
луг. Проблемы экономического роста занимают важное место
в ежегодных посланиях Президента России. Экономический
рост принято измерять относительно предшествующего пери-
ода в процентах или в абсолютных величинах. В случае одно-
продуктового производства может иметь место измерение в фи-
зических единицах. Конечной целью экономического роста
является потребление, рост благосостояния. Их показатели
рассмотрены выше. В нашей стране длительное время
значительная часть ресурсов в ущерб интересам народа
направлялась на потребности армии, военно-промышленного
комплекса и неоправданные «великие стройки коммунизма»,
что нанесло неустранимый ущерб отечественной экономике.
Вместе с тем, прирост продукции военно-промышленного ком-
плекса составлял весомую часть прироста национального про-
изводства.

• Типы роста
Мировая экономическая история знает два основных типа
экономического роста. Во-первых, это экстенсивный тип. Его
суть состоит в том, что увеличение национального продукта
осуществляется за счет привлечения дополнительных фак-
торов производства. Во-вторых, интенсивный экономичес-
кий рост, который осуществляется за счет применения бо-
лее совершенных факторов производства и технологии, т.е.
за счет НТП. Результатом интенсификации может явиться
не только увеличение объема продукции, но и повышение ее
качества. Сегодня растет значимость информационного про-
изводства.
Экономическая история не знает интенсивного или экстен-
сивного типа экономического роста в чистом виде. Всегда име-
ет место преимущественно интенсивный или экстенсивный эко-
номический рост. Отнесение экономического роста к тому или
иному типу осуществляется в зависимости от величины удель-
ного веса прироста производства, полученного за счет каче-
ственного или количественного изменения его факторов. В 60-
70-х гг. прирост национального дохода СССР лишь на 20-30%
обеспечивался за счет интенсивных факторов. Соответствую-
щий показатель для развитых в промышленном отношении
стран составлял более 50% .
1 8 . Камаев. Учебн, 529
Раздел IV. Международные экономические отношения
• Проблемы темпов
Возможна и другая классификация экономического рос-
та: по величине его темпов. Какие темпы выгоднее? На пер-
вый взгляд, ответ прост: лучше иметь высокие темпы. В этом
случае общество получит больше продукции и у него будет
больше возможностей удовлетворить свои потребности. Но при
ответе на этот вопрос следует учитывать два момента. Во-пер-
вых, качество продукции. Едва ли можно радоваться, если уве-
личение выпуска, скажем, цветных телевизоров достигнуто
за счет аппаратов, которые затем в актах пожарной инспек-
ции фигурируют как причина пожара. Во-вторых, важна
структура прироста производства. Если в нем преобладают
капитальные товары и соответственно удельный вес товаров
для населения незначителен, то в этом мало хорошего для
народа. В прежние годы в нашей стране в приросте продук-
ции был велик удельный вес военной техники. Поэтому, хотя
объем производства увеличивался, жизненный уровень наро-
да снижался или рос незначительно. Разрядка международ-
ной напряженности позволяет решить проблему демилитари-
зации экономики, улучшения жизни людей1.
Рассмотрим вариант нулевых темпов экономического рос-
та. На относительно небольшое время он не грозит большими
отрицательными последствиями, так как может осуществлять-
ся за счет снижения материалоемкости, повышения фондоот-
дачи и производительности труда. Возможен и другой вариант,
когда в результате снижения расходов на милитаризацию уда-
ется уменьшить выпуск продукции военного назначения.
Что касается низких темпов падения производства, что име-
ло место в России в длительное время, то это - свидетельство
кризисных процессов в национальной экономике страны. Па-
дение темпов экономического роста в нашей стране, начавшее-
ся в 60-х годах, объясняется рядом обстоятельств. Во-первых,
высоким удельным весом производства средств производства и

Х
В «традиционной» политической экономии, исходя из известного поло-
жения В.И. Ленина, длительное время утверждалось действие закона пре-
имущественного роста производства средств производства. Это означает, что
в национальном доходе или ВНП должен постоянно возрастать удельный вес
капитальных товаров, что явно неприемлемо для экономического развития
общества. Отметим, что анализ схем воспроизводства Маркса не подтверж-
дает этого тезиса. Такое явление может иметь место лишь при снижении тех-
нического уровня производства. Этот закон выполнял лишь идеологическую
функцию - оправдывал милитаризацию экономики.

530
Глава 22. Экономический рост

огромным количеством производимой военной техники, на лик-
видацию которой сегодня приходится затрачивать большие
средства. Во-вторых, ухудшением показателя фондоотдачи,
т.е. съема продукции с единицы производственных фондов.
В-третьих, так как львиная доля продукции направлялась на
военные нужды, то во все возрастающих размерах не хватало
продукции машиностроения для обновления действующего
производства, которое старело морально и физически, теряло
свою производительность и другие необходимые свойства.
В-четвертых, этот процесс резко усилился, темпы стали отри-
цательными в 90-х годах в связи с развалом СССР и разрывом
десятилетиями налаженных хозяйственных связей между

<< Пред. стр.

стр. 57
(общее количество: 64)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>