<< Пред. стр.

стр. 60
(общее количество: 64)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

структура. Волновые колебания за длительный период времени носят
закономерный, повторяющийся характер. Известны работы ученого
и в области аграрной экономики и политики. Будучи профессором Мос-
ковской сельскохозяйственной академии, он изучал вопросы развития
кооперации в стране и продовольственного снабжения населения. Во
время разработки первого пятилетнего плана выступал за сбалансиро-
ванное развитие промышленности и сельского хозяйства, против фор-
мирования индустриализации за счет деревни. В 1938 г. был репресси-
рован. Реабилитирован в 1987 г.
Василий Леонтьев (1906-1998 ) - американский экономист, родил-
ся в Петербурге, окончил Ленинградский университет, затем учился в
Берлине, работал экономическим советником в Нанкине. В 1931 г. эмиг-
рировал в США, где преподавал в Гарвардском университете, с 1948 г. -
директор Института экономических исследований. Создал ряд работ по
прогнозированию экономики. Получил всемирную известность как ав-
тор метода экономического анализа «затраты-выпуск». Метод исполь-
зуется при исследовании конкретных процессов замещения одних час-
тей общественного продукта другими по стоимости и в натуре между
отраслями экономики (межотраслевые балансы). С помощью этого ме-
тода исследовал конкретные экономические проблемы: структуру и ди-
намику экономики США, соотношение возможных изменений налогов,
заработной платы, цены, долгосрочные тенденции капиталистического
машинного производства. Основные работы: «Структура американской
экономики 1919-1929 гг.» (1941), «Циклы в структуре американской эко-
номики»(1953), «Затраты-выпуск в экономике» (1966), «Экономические
эссе» (1966).
Саймон Кузнец (1901 -1985) - американский экономист, выходец из
России. Известен как создатель теории строительных циклов, т.е. коле-
баний длительностью 15-20 лет, связанных с периодическим массовым
обновлением жилищ и некоторых производственных помещений. Объяс-
нял эти явления демографическими процессами. Главный труд - «Веко-
вые движения в производстве и ценах» (1930), в котором на базе анали-
за 65 рядов производственных показателей и 35 показателей цен для пяти
стран за период с 1865 по 1920 гг. определил закономерности их долго-
временной динамики, подтверждающие наличие непосредственной свя-
зи между длительной эволюцией производства и цен.

547
Раздел IV. Международные экономические отношения

Вопросы для повторения
1. Что такое «экономический рост» и каковы его типы? Какой тип
экономического роста имеет место в России в настоящее время?
2. Чем был обусловлен экстенсивный тип экономического роста
в СССР?
3. Что такое «темпы экономического роста» и каковы их факторы?
4. Как использование достижений НТП воздействует на факторы эко-
номического роста?
5. Инвестиции и экономический рост: какова их взаимосвязь?
6. Какие основные модели экономического роста Вы знаете? Каковы
их особенности?
7. Каковы причины отрицательных темпов экономического роста
России в настоящее время?
8. Какое значение для экономической политики КПСС имел тезис
о законе преимущественного роста производства средств производства?
Отражал ли он интересы народа?
9. Проанализируйте табл. 22.1. Каковы особенности ресурсов и их
показателей в настоящее время в России и на Западе?
10. Какое место среди факторов экономического роста занимает
человеческий фактор?
11. Существуют ли показатели человеческого фактора экономиче-
ского роста?
12. Можно ли рассматривать информацию как самостоятельный
фактор экономического роста и как его можно оценивать?


Примерный план лекции
1. Экономический рост и его типы. Их сравнительная эффективность.
2. Состояние экономики России в настоящее время и факторы ее ста-
билизации.
3. Модель межотраслевого баланса В. Леонтьева и ее практическое
значение.

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
1. Экономический рост и изменение его факторов в современных усло-
виях.
2. Сущность экономико-математического моделирования экономи-
ческого роста
3. Важнейшие экономико-математические модели экономического
роста и их применение.

Литература

Анчишкин А. Методологические проблемы факторного анализа ди-
намики производства, интенсивных и экстенсивных путей экономиче-
ского роста // Вопросы экономики. 1971. № 6.

548
Глава 23. Проблемы реформирования экономической системы России
Баркалов И.Б. Производственные функции и модели экономическо-
го роста. - М., 1981.
ГеретикШ. Критика буржуазных теорий политэкономии. - М . , 1977.
Денисон Э. Исследование различий в темпах экономического роста. -
М., 1971.
Изюмов А.И., Попов В.В. К вопросу длинных волн в американской
экономике // США: ЭПИ. 1988. № 4.
КендрикД. Тенденции производительности в США. - М., 1967.
Кондратьев НД. Проблемы экономической.динамики. - М., 1989.
Леонтьев В. Будущее мировой экономики. - М., 1979.
Леонтьев В. Анализ эффективности внедрения новой технологии //
В мире науки. 1985. № 8.
Маршалл А. Принципы политической экономии. - М., 1983. Т. 3.
Кн. 66. Гл. 12, 13.
Пестель Э. За пределами роста. - М., 1988.
Трофимова И.Н. Длинные волны интенсификации экономики США
//США: ЭПИ. 1992. № 3.




Глава 23. ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ


§ 1. Незавершенность рыночного реформирования
российской экономики

В многочисленных экономических публикациях Российс-
кая Федерация до сих пор относится к странам с переходной
(транзитивной) экономикой. Как правило, в состав этих стран
включаются бывшие советские, бывшие социалистические
страны Центральной и Восточной Европы, а также КНР и Вьет-
нам. Такое определение показывает, что экономические систе-
мы указанных государств осуществляют переход от механиз-
мов, преимущественно опирающихся на централизованное
управление общественным воспроизводством, к рыночным ме-
ханизмам саморегулирования.
На рубеже 1980-1990-х гг. когда в России такой переход
только начал осуществляться, это определение отражало состо-
яние реконструкции сложившейся экономической системы.
С одной стороны, она уже переставала реагировать на центра-
лизованные управляющие сигналы, а с другой — рыночные сиг-
549
Раздел IV. Международные экономические отношения

налы были еще слишком слабыми и хаотичными. В этих усло-
виях, попытки объяснить происходящие процессы и строить
более-менее достоверные прогнозы, опираясь на классические
экономические теории, было в принципе невозможным. Отсю-
да и возникла потребность в теории, описывающей такие пере-
ходные состояния, которые тогда же получили название эко-
номики переходного периода.
Однако к настоящему времени Российская Федерация, как
и большинство вышеуказанных стран, получила официаль-
ный статус страны с рыночной экономикой. КНР, хотя и счи-
тается страной с нерыночной экономикой, фактически про-
двинулась по пути рыночного реформирования во многих
областях дальше, чем Российская Федерация. Не случайно
Китай присоединился к ВТО в то время, как Россия еще толь-
ко ведет переговоры по этому поводу. Определение китайской
экономики, как нерыночной, скорее отражает конъюнктур-
ные политико-экономические соображения, чем экономичес-
кую реальность.
В настоящее время определение российской экономики как
переходной утрачивает свою актуальность. За последнее деся-
тилетие прошлого века экономическая система России обрела
полный набор рыночных институтов.
Подавляющая часть ВВП производится в негосударствен-
ном секторе экономики. Государство для получения необхо-
димой ему продукции и услуг (средств сбора, переработки,
передачи и хранения информации для нужд государственно-
го управления, военной, для пополнения госрезерва и т.п.)
выступает в роли их покупателя у частного сектора через си-
стему государственных заказов, распределяемых на различ-
ного рода аукционах и тендерах. Движение ресурсов осуществ-
ляется через механизмы купли-продажи. В стране функцио-
нируют открытые для всего населения валютный и фондовый
рынки. Создана двухуровневая банковская система с незави-
симым Центральным банком и сотнями негосударственных.
Ликвидирована монополия внешней торговли, заложены ос-
новы рынка труда и т.д. При этом, эффективность функцио-
нирования экономической системы России оставляет желать
лучшего. Хотя на рубеже XX-XXI вв. в российской экономи-
ке начался подъем, но даже до восстановления уровня, пред-
шествующему началу падения, как показывают государствен-
ная статистика и правительственные прогнозы, еще очень
далеко (см. табл. 1).
550
Глава 23. Проблемы реформирования экономической системы России
Таблица 1
Экономическая динамика Российской Федерации (в % к 1989 г.)
Годы
Показатели 1995 2005
1990 2000 2002 2003 2008
97,0 60,2 64,1 70,2 72,7-73,3 79,2-81,7 93
ВВП
Продукция
промышленности 99,9 49,6 56,8 61,8 63,8-64,3 68,9-71,4 81
Продукция
сельского хозяйства 96,4 64,5 60,4 65,6 67,6 72,4-73,1 81
Реальные распола-
гаемые денежные
доходы населения* 58,6 49,3 56,8 60,0-60,8 67,8-70,0 83,2

*К1991г.
Видимой причиной такого положения дел является низкая
инвестиционная активность в реальном секторе российской эко-
номики. Общий объем инвестиций к 2000 г. в основной капитал
сократился по сравнению с 1990 г. почти в 3,5 раза. При этом после
кратковременного всплеска роста инвестиций в основной капитал
после 1998 г. (105,3% — 1999 г., 117,4% — 2000 г.) вновь началось
замедление не только темпов их роста (108,7% —2001г.и102,6% —
2002 г.), но и сокращение абсолютных размеров прироста инвести-
ций (абсолютный прирост инвестиций в основной капитал в 2001 г.
был более, чем на 40% меньше его величины в 2000 г., а в 2002 г. —
составил лишь треть от 2001 г.). Прогнозируемые среднегодовые
темпы их прироста 8,8% в 2003-2008 гг., как показывают расче-
ты, в принципе не решают задачи обновления основного капитала,
отвечающего требованиям конкурентоспособной экономики.
В результате происходило старение оборудования (см. табл. 2),
что вело к снижению его производительности и падению каче-
ства выпускаемой продукции.

Таблица 2
Возрастная характеристика оборудования в народном хозяйстве
Российской Федерации

Показатели 1990 г. 2000 г.
Средний возраст оборудования, лет 10,8 18,7*
Доля оборудования в возрасте до 5 лет, % 29,4 4,7
Доля оборудования в возрасте до 10 лет, % 57,7 15,3

1998 г. -17,01.
551
Раздел IV. Международные экономические отношения

Ныне средний фактический срок работы оборудования в 2,5
раза выше нормативного.
Сегодня, как отечественные, так и зарубежные эксперты
независимо от принадлежности к той или иной научной эконо-
мической школе видят главную причину сложившейся ситуа-
ции в том, что, несмотря на присутствие в российской эконо-
мической системе всех атрибутов рыночной экономики, их
институциональное оформление далеко не завершено. Эконо-
мическая система России, безусловно, носит рыночный харак-
тер и в этом смысле уже не является переходной. Однако
институты рынка действуют в режиме, не отвечающем совре-
менным требованиям к организации национального хозяйства.
Поэтому российская экономическая система может быть опре-
делена как институционально несовершенная и потому требу-
ющая продолжения своего реформирования. В противном слу-
чае, российская экономика, несомненно, маргинализируется,
что в условиях, глобализации экономической жизни ставит под
вопрос историческую будущность самого российского госу-
дарства.


§ 2. Ориентиры институциональной трансформации

В рамках общего направления трансформации институ-
циональной системы российского общества можно укруп-
ненно выделить четыре основных ориентира такой трансфор-
мации.
Первый ориентир связан с тем фактом, что фундаменталь-
ной основой механизмов деформации является сохранившее-
ся со времен СССР практически тотальное огосударствление
экономической жизни общества. Ныне в не меньшей, а зача-
стую и в большей, степени представители всех уровней власти
(прежде всего исполнительной) имеют возможность по своему
усмотрению вмешиваться в деятельность хозяйствующих
субъектов.
Результатом является, с одной стороны, создание защитных
механизмов, нейтрализующих такое вмешательство либо пу-
тем «откупа», либо включением представителей власти в соб-
ственно предпринимательскую деятельность, либо «переводом»
этой деятельности в зону, недоступную государственному (му-
ниципальному) контролю. С другой стороны, механизмы тако-
го вмешательства начинают выступать в качестве важного фак-

552
Глава 23. Проблемы реформирования экономической системы России
тора (ресурса) самой предпринимательской деятельности. В та-
ких условиях не только деформируется действие рыночных
регуляторов.экономической жизни общества, но и в принципе
невозможна ориентация общественного воспроизводства на
получение сколь-нибудь значимого народнохозяйственного
эффекта, возникновения эффективного, с этой точки зрения,
собственника.
При сохранении подобной системы не принесут результата
пусть радикальные, но локальные решения: амнистия капита-
лов, национализация и т.п. Здесь необходима последователь-
ная работа по разгосударствлению институциональной систе-
мы как целого. К первоочередным направлениям такого под-
хода в данном случае можно отнести:
— достижение предельно допустимой регламентации вме-
шательства представителей органов власти в деятельность хо-
зяйствующих субъектов;
— создание государственной системы защиты хозяйству-
ющих субъектов от неправомерного вмешательства в их дея-
тельность, прежде всего, со стороны представителей органов
власти;
— дальнейшее развитие современной системы правоотноше-
ний собственности, прежде всего в направлении создания ме-
ханизмов, способствующих защите экономических интересов
собственников;
— развитие институтов гражданского общества, обеспечи-
вающих общественный мониторинг взаимодействия органов
(представителей) власти и хозяйствующих субъектов.
Второй ориентир связан с проблемой определения места и
функций институтов государства и нерыночных институтов
гражданского общества в регулировании экономической жиз-
ни. Важно иметь в виду, что здесь в принципе не может быть
оптимальных «на все времена» решений. Те, кто сейчас ставит
задачу «усиления роли государства в экономике» должны за-
думаться о том, каковы предельные параметры этого «усиле-
ния» в настоящий момент, как долго этот «момент» будет длить-
ся и каковы должны быть механизмы «ослабления», когда этот
«момент» закончиться. Фактически речь должна идти о созда-
нии институциональной системы, предусматривающих «вклю-
чение/выключение» тех или иных институтов государства и
нерыночных институтов гражданского общества там, тогда и в
той мере, которые диктуются конкретным состоянием эконо-
мической системы и задачами, которые необходимо решить.
553
Раздел IV. Международные экономические отношения

При этом должны быть предусмотрены механизмы «обмена»,
«передачи» указанных функций между государством и граж-
данским обществом.
Третий ориентир — учет того, что Дж. Стиглиц назвал од-
ним «из важнейших отличий реальных экономик от моделей,
описанных в учебниках, — наличие проблем асимметричной
информации, несовершенного мониторинга и оппортунистичес-
кого поведения». В свою очередь это требует формирования
институтов, обеспечивающих права собственников, в том чис-
ле их эффективное взаимодействие с менеджментом, транспа-
рентность предпринимательской деятельности, ликвидные
финансовые рынки и т.д. Надеяться, что все это может быть
решено исключительно через систему нормативных актов —
иллюзия, такая же, как надежда на самоорганизацию таких
институтов.
Четвертым ориентиром является создание механизмов,
стимулирующих конкуренцию российских производителей,
прежде всего, в борьбе за внутренний рынок без чего вообще
нельзя говорить о какой-либо народнохозяйственной эф-
фективности рыночного механизма саморегулирования.
Сложность задачи усугубляется тем, что с одной стороны рос-
сийская экономика отличается высокой степенью «техноло-
гического» монополизма, доставшегося ей со времен СССР.
Практически 90% предприятий машиностроительного комп-
лекса являлись монополистами того или иного вида продук-
ции, в т.ч. в производстве подшипников уровень монополиза-
ции по одному предприятию составлял 97-98%, по метизам —
более 90% и т. д.
С другой стороны, общеизвестна низкая конкурентоспособ-
ность российской продукции — в первую очередь конечного
потребления — на мировых рынках.
Все это вместе взятое не позволяет немедленно «запустить»
механизм конкуренции в полную силу ни на внутреннем рын-
ке, ни путем открытия внешнего (последнее может быть и в те-
кущих интересах потребителей, но только в относительно крат-
косрочном периоде; в долгосрочном же плане эта ситуация
исключает надежды на создание эффективной экономики).
Следовательно, необходимо искать и создавать механизмы по-
степенно усиливающегося конкурентного давления пусть даже
в квазиконкурентных формах.



554
Глава 23. Проблемы реформирования экономической системы России

§ 3. Роль государства в рыночном преобразовании
российской экономики


Определяя источник названных преобразований неизбеж-
но приходиться делать вывод, что таковым в сложившейся
ситуации может выступить только само государство (в прин-
ципе это в исторических традициях российского реформирова-
ния).
Кстати, можно отметить, что в отношении стран, исповедо-
вавших «советскую модель хозяйствования», в докладе МВФ
«Обзор мировой экономики» (World Economic Outlook, May,
2000), наряду с вполне обоснованным анализом причин неиз-
бежности краха таких систем, вместе с тем, делается вывод:
«Урок стран с переходной экономикой говорит также, что го-
сударству должна принадлежать важная роль в создании усло-
вий, позволяющих рынкам возникнуть, развиться и функцио-
нировать законопослушно, эффективно и конкурентно». Этот
тезис тем более важен для России, так как исторический опыт
самих развитых индустриальных государств однозначно пока-
зывает невозможность выхода из системных кризисов вне ак-
тивного использования механизмов государственной власти
при условии их активной общественной поддержки.
Однако, определяя государство, как источник институцио-
нального реформирования нельзя обойти вниманием проблему
его современного состояния. Последнее определяет тот вывод,
что для России радикальное «оздоровление» самого государства
является исходным и обязательным условием формирования
и реализации вообще какой бы то ни было осмысленной стра-
тегии российского ответа. Данная постановка вытекает из того
факта, что современное российское государство, как представ-
ляется, в принципе не способно реализовать данную функцию.
Речь идет о признаваемой всеми проблеме «разбалансиро-
ванности» государственного механизма на всех его уровнях
(федеральном, субъектов федерации, местном) и во всех разре-
зах (законодательная, исполнительная, судебная системы),
нарушающей его целостность.
Первопричиной сложившейся ситуации является ослабле-
ние всей системы прямых и обратных связей государственного
механизма. Одновременно вследствие целого ряда обстоя-
тельств произошло определенное подчинение звеньев россий-
ского государства частным интересам. Без учета этой ситуации
555
Раздел IV. Международные экономические отношения

представляется методологически ошибочной постановка об уси-
лении роли государства в российской экономической жизни.
Во-первых, невозможно усилить роль слабого государства. Во-

<< Пред. стр.

стр. 60
(общее количество: 64)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>