<< Пред. стр.

стр. 61
(общее количество: 64)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

вторых, это будет означать, лишь усиление превалирования
частных интересов, над интересами общества, еще большее под-
чинение последних первым.
Вместе с тем, укрепляя государство, обеспечивая его роль и
место в экономической системе, адекватные современным ры-
ночным механизмам, необходимо помнить, что во всяком госу-
дарстве генетически заложена «склонность» к патернализму,
несовместимому с действием механизмов саморегулирования.
Поэтому необходимо с самого начала развивать соответствую-
щие компенсационные механизмы, нейтрализующие тенден-
ции огосударствления. В свою очередь это означает развитие
институтов политической демократии и прежде всего институ-
тов гражданского общества.
В (западно-) европейской и северо-американских цивили-
зациях эти институты образуют важнейшую органическую
часть механизма саморегулирования экономической жизни об-
щества. Именно через них в значительной степени осуществ-
ляется общественный контроль за государством, за его ролью
и местом в экономической жизни, в том числе через передачу
его регулирующих функций нерыночным институтом граждан-
ского общества, реализуются отношения общественного при-
своения, ограничение экспансии частных, своекорыстных ин-
тересов. На этот факт обращал внимание еще И.Т. Посошков,
отмечавший, что «иноземцы такие же люди, что и мы, да они
гражданским уставом тверды и в мастерстве добры, а когда и у
нас гражданский устав будет тверд, то могут наши художники
(имеются в виду мастера — Д-С.) и превышать их». Поэтому не
удивительно то внимание, которое уделяется развитию этих
институтов в странах, преодолевающих негативные послед-
ствия «социалистической» организации общественного произ-
водства.
Российская цивилизация во многом была лишена тех исто-
рических корней, которые формировали современное граждан-
ское общество в (западно-) европейской цивилизации. Прежде
всего, речь идет об имеющем глубокие исторические корни по-
давлении индивидуальной гражданской активности. В совет-
ский период тотального огосударствления экономической, да
и всей общественной и индивидуальной жизни были разруше-
ны и те институты гражданского общества, которые формиро-
556
Глава 23. Проблемы реформирования экономической системы России

вались на всем протяжении истории России, отражая ее циви-
лизационную специфику, взамен которых активно насажда-
лись институты, имеющие во многом квазиобщественный ха-
рактер. Отсутствие в этой связи сколь-нибудь развитых
демократических традиций, породили в свою очередь низкий
уровень правовой культуры, а подавленность в течение длитель-
ного времени рыночного способа экономического оборота, от-
чуждение от такого оборота основной массы населения не мог-
ли не наложить соответствующий отпечаток на его
экономическое мышление и поведение.
В этих условиях формирование развитой институциональ-
ной системы гражданского общества в значительной степени
становится задачей государственной политики. Нужно иметь
в виду, что сами эти институты возникают, как результат из-
менений в мышлении и поведении их субъектов — людей. По-
этому нельзя отождествлять политику формирования инсти-
туциональной системы гражданского общества, с системой
государственных мероприятий, направленных на создание раз-
личного рода негосударственных (общественных) структур.
Такого рода «политика» может лишь привести к возникнове-
нию квазигражданских отношений. Скорее задача государства
здесь должна заключаться в создании той социально-экономи-
ческой и политической «атмосферы», при которой устраняют-
ся препоны (административные, экономические, социальные
и т.д.) для реализации индивидуальной общественной актив-
ности граждан, создания ими материальной (экономической)
базы для такой активности. В частности, речь должна идти о
последовательном проведении политики разгосударствления
общественной, в том числе экономической, жизни общества.
Важным инструментом поощрения становления гражданс-
ки активной личности является эффективно действующая су-
дебная система. В этой связи представляется оправданным то
последовательное внимание, которое уделяется созданию такой
системы на протяжении 2001-2002 гг. Президентом РФ. 1
Обеспечение реальной независимости суда при насыщении
судебной системы высококвалифицированными и граждански
ответственными кадрами, с одной стороны, — абсолютно-необ-
ходимое условие становления гражданского общества. С дру-
гой, — такая система сможет служить неким заменителем
гражданского общества в тот период, когда институциональ-
1
См. послания Президента РФ Федеральному собранию РФ в 2001 и
2002 гг.

557
Раздел IV. Международные экономические отношения
ная система последнего только создается. «Именно союз сво-
боды и закона, создающий преграду как для превышения
власти, так и для необузданности народных волнений, обеспе-
чивает собственности надлежащую безопасность, приводит в
действие талант и труд, содействует расширению и надежнос-
ти кредита, обращению и росту капитала, это он формирует и
воспитывает национальный характер и приводит в движение
1
все силы общества во всем разнообразии его элементов». По-
этому любые формы неправового вмешательства в функциони-
рование судебной системы следует рассматривать, как тяжкое
правонарушение, влекущее для должностных лиц (независи-
мо от их статуса) безусловное отстранение от должности (ли-
шение полномочий).
Следует содействовать восстановлению исторической пре-
емственности в развитии институтов гражданского общества,
что позволит опереться на цивилизационные основы россий-
ского общества и тем самым обеспечит их (институтов) устой-
чивость.
Одновременно государство должно содействовать движению
социально-экономической активности в направлении, адекват-
ным задачам реализации стратегии российского ответа. Пос-
леднее предполагает разрыв с практикой определения направ-
лений экономической политики узким кругом «посвященных»,
вовлечение государством в формирование современной эконо-
мической системы широких слоев общественности в лице, как
некоммерческих, так и предпринимательских структур, дей-
ствующих, прежде всего, в сфере научно-технических иннова-
ций.


§ 4. Экономическое реформирование и цивилизационная
специфика российского общества

Определяя национальную экономику в качестве большой
целостной органической системы, вряд ли можно оспорить по-
ложение, что сама эта экономика есть лишь одна из подсистем
социума2. Коль скоро это — так, то и на функционирование со-
циума, распространяются те же общие правила (закономерно-
сти) как и на всякую подобную систему. В частности, социум
1
Питт-Младший У. Доклад парламенту о финансах 17 февраля 1792 г.
Цит. По Жорес Ж. Социалистическая история французской революции. М.:
Прогресс, 1981. Т. IV. С.342-343.
2
Имеется в виду национально-государственный масштаб.
558
Глава 23. Проблемы реформирования экономической системы России
не сможет устойчиво поддерживать свою целостность без на-
личия механизмов обратных связей, то есть без механизма са-
морегулирования. А это в свою очередь означает, что движе-
ние народного хозяйства подчинено действию этого механизма
саморегулирования, в котором интегрируются «сигналы», по-
ступающие от всех подсистем, составляющих целостность дан-
ного социума. Иначе говоря, реальное движение агентов эко-
номической жизни общество определяется интегративным
действием всей совокупности институтов, образующих целос-
тность данного социума.
Закономерности движения общественного хозяйства испы-
тывают сильнейшее влияние со стороны социокультурных,
природных и т.п. факторов. Это обусловлено именно тем, что
отличает одно общество, один народ от другого в процессе их
исторического развития, порождает специфическую культуру,
в том числе и культуру (традиции, обычаи и т.п.) экономичес-
кой жизни. Именно поэтому в различных цивилизационных
условиях взаимовлияние (взаимодействие) различных инсти-
туциональных структур может происходить различным обра-
зом, отражая присущие каждой цивилизации ценностные ори-
ентиры.
Соответственно рассматривать закономерности экономичес-
кой жизни общества, абстрагируясь от этого факта, возможно
лишь на первом этапе политико-экономического исследования.
Однако, оставаясь только на этом в высшей степени абстракт-
ном уровне исследования, невозможно выявить реальные за-
кономерности движения экономической жизни данного соци-
ума.
Именно подобный подход к исследованию закономерностей
экономической жизни составлял одну из характерных черт рос-
сийской политико-экономической мысли не только теоретиков,
но и практиков хозяйственной деятельности.

Еще Директор Департамента финансов, обер-прокурор Сената
А.Н. Бутовский, ставший первым российским автором учебника поли-
тической экономии, написанном на русском языке, вышедшем в 1847 г.,
отмечал, что «законы экономические, в сущности везде одинаковые, про-
являются различно и ведут к различным результатам» в соответствии с
«временем, местом и народом». «Если применить теорию (политическую
экономию —Д.С.) к объяснению различных сторон жизни Англии, то еще
мало будет брошено света на те же вопросы относительно Франции или
России, и еще менее относительно Египта или Китая. ...Деятельность
народная, в каждом из этих государств, находится под влиянием обстоя-
тельств совершенно несходных, климата, местоположения, государствен-

559
Раздел IV. Международные экономические отношения
ного устройства, обычаев и вообще образованности. Неудивительно, что
и в ее проявлениях, при всей одинаковости побуждений и средств, есть
большое несходство, особенно в направлении и результатах».
Делая вывод из указанной теоретической предпосылки известнейший
российский предприниматель, банкир и благотворитель В.А. Кокорев
(1817-1889 гг.), писал, что «пора государственной мысли перестать
блуждать вне своей земли, пора прекратить поиски экономических ос-
нов за пределами отечества и засорять насильственными пересадками их
родную почву; пора, давно пора возвратиться домой и познать в своих
людях свою силу, без искреннего родства с которой никогда не будет со-
гласования экономических мероприятий с потребностями народной жиз-
ни; пора твердо убедиться в том, что только это спасительное согласова-
ние есть верный путь к спокойному и правильному движению от силы к
силе, тогда как путь розни и разлада с жизнью (т.е. нынешний путь) тя-
нет в обратную сторону от бессилия к бессилию, низводя прямо в бездну
непоправимого экономического расстройства. И мы дошли, наконец, до
той глубины этой бездны, где уже редеет дыхание, не освежаемое чис-
тым воздухом».
Можно выделить в этой связи позицию такого яркого государствен-
ного и общественного деятеля России, как СЮ. Витте, считавшего, что
«до тех пор, покуда русская жизнь не выработает своей национальной
экономии, основанной на индивидуальных особенностях русского грун-
та, до тех пор мы будем находиться в процессе шатания между различ-
ными модными учениями, увлекаясь поочередно то одним, то другим; до
тех пор мы будем слышать из одних и тех же уст и читать на столбцах
одних и тех же органов логически несовместимые экономические сужде-
ния и проекты; до тех пор, что создано вчера, будет считаться дурным
завтра, и будем создавать сегодня то, что уничтожено вчера; и понятно,
что до тех пор мы не будем жить правильною экономической жизнью, а
будем идти на буксире заграничных веяний и всяких спекуляций насчет
народного благосостояния». В этой же связи он критиковал «космополи-
тизм» классической политической экономии, которая — по его мне-
нию — напрямую связывая индивидуума и человечество, «упускает из
виду, что между отдельным человеком и человечеством существует еще
особая экономическая единица — нация. Эта единица представляет со-
бою нечто органически целое, связанное верою, отдельностью террито-
рии, кровью, языком, литературою и народным творчеством, нравами и
обычаями, государственными началами и учреждениями, инстинктом са-
мосохранения, стремлением к независимости и прогрессу и проч. Един-
ства эти не выдуманы людскою фантазией или капризом, а сложены ис-
торически, самою природой и законами общежития». Опираясь на такую
методологическую позицию СЮ. Витте, в частности, считал, что формы
проявления того же закона спроса и предложения неизбежно видоизме-
няются «сообразно различным особенностям общественной организации»
и потому политическая экономия лишь тогда «реалистична» (научна),
когда она признает относительность «организации народного хозяйства,
которая должна сообразовываться со временем, местом и всеми соци-
альными условиями данного общества».1

1
Там же. С. 138.
560
Глава 23. Проблемы реформирования экономической системы России
В.Н. Коковцев, бывший Министр финансов в период с 1904-1914 гг.,
также считал, что при проведении экономических реформ «должно со-
блюдать историческую преемственность и сообразовываться с особыми
условиями русской жизни».
Продолжается эта линия и в работах современных российских иссле-
дователей. «Характер собственности, рыночные институты, мотивы по-
ведения, отмечает Л.И. Абалкин, не могут при всей своей общности не
различаться в англосаксонских и романских странах, в Юго-Восточной
Азии и мусульманском мире, в Индии, Китае и России».
Современная институциональная теория также разделяет подобные
подходы. Так, Г. Мюрдаль, считает методологически неоправданным
абстрагирование от таких «неэкономических» факторов, как «взгляды,
правовые и другие институты, обычаи, жизненный уровень и в широком
смысле — культура».1
Выступая на семинаре « Новые пути развития »(12-13 сентября 2002 г.,
Рио-де Жанейро, Бразилия), организованном Национальным Банком со-
циального и экономического развития (BNDES) в связи с 50-летием бан-
ка профессор Гарвардского Университета Дани Родрик (Dani Rodrik)
отмечал: «Наиболее новые примеры успешного экономического разви-
тия — это страны Китай, Индия, Вьетнам, которые приняли самостоя-
тельные пути развития экономики. Ни одна из указанных стран не по-
зволила поддаться соблазну увлечь себя путями развития, реко-
мендуемыми МВФ. В противоположность этому страны, которые разви-
вались, следуя рекомендациям МВФ, находятся сейчас или прошли не-
давно состояние экономического кризиса, экономической нестабильнос-
ти. К таким странам можно отнести Турцию, Россию, Бразилию,
Мексику, Аргентину. Невозможно применять единую модель развития
для частных случаев. Рецепты МВФ не могут приниматься без учета сво-
еобразия каждой страны. В противном случае вместо разрешения кризи-
са можно получить его углубление. «Вашингтонское соглашение» не яв-
ляется наилучшим инструментом для осуществления развития бедных
стран. Мир сейчас должен развиваться не слепо следуя согласованным
рекомендациям — необходим экспериментаторский подход».
Другой вопрос, что в реальной экономической политике этот важней-
ший аспект зачастую игнорируется. «Для того, чтобы сделать правиль-
ные выводы, — отмечал руководитель боннского Института экономики
М. Мигель, — необходимо учитывать и множество внеэкономических
факторов и прежде всего человека: его опыт, страхи и надежды, его куль-
турные и религиозные устои, его национальные и региональные особен-
ности. В теории эта необходимость не оспаривается. Специалисты посто-
янно указывали на значение внеэкономических факторов. Однако на
практике они остаются вне поля зрения. И это не случайно. Ведь внеэко-
номические факторы трудно выразить в цифрах и от того нелегко пред-
ставить».
Тем не менее, именно учет этих «неэкономических» факторов при
выборе мероприятий по противодействию мировому валютно-финансо-
вому кризису 1998 г. по мнению премьер министра Малайзии М. Моха-
мада и позволил защитить национальные экономические интересы. В вы-
1
Мюрдаль Г. Современные проблемы «Третьего мира» (Драма Азии. Ис-
следование нищеты народов). Сокр. пер. с англ. М.: «Прогресс». 1972. С. 95.
1 9 . Камаев. Учебн. 561
Раздел IV. Международные экономические отношения
ступлении на Всемирном экономическом форуме (1999 г.) он отметил:
«Когда я высказываю мнение, что у новых индустриальных стран Азии
есть общие ценности, которые помогли им продвинуться на пути надеж-
ного экономического роста, это часто воспринимается как нахальство или
даже как опасная новая форма азиатской культурной агрессии. Многие
западники, похоже, считают, что лишь их ценности и этические прин-
ципы повсеместно принимаются — или должны приниматься — всеми
цивилизованными мужчинами и женщинами мира... Почему многие ев-
ропейцы понимают, что азиатская музыка может развиваться своим соб-
ственным путем, а не вслед за «Битлз», Азнавуром или Моцартом, но
столь многие не воспринимают никакой азиатской формы управления
государством, если она не скопирована с европейской?»
На необходимость преодоления подобного игнорирования указывает
Д. Норт, отмечая, что «мы, живущие в современном западном мире, счи-
таем, что жизнь и экономические процессы подчиняются писаным зако-
нам и правам собственности. Однако даже в самых развитых экономиках
формальные правила составляют небольшую (хотя и очень важную) часть
той совокупности ограничений, которые формируют стоящие перед нами
ситуации выбора... Наше поведение в огромной степени определяется
неписаными кодексами, нормами и условностями».
Косвенным признанием правомерности такой постановки является
и тот факт, что в докладе Главного счетного управления США «Помощь
зарубежным странам: международные усилия по оказанию содействия
реформам в России принесли смешанные результаты» (ноябрь, 2000),
подготовленном для Комитета по банкам и финансам Палаты представи-
телей Конгресса США, делается вывод, что западная помощь будет эф-
фективна, если она будет концентрироваться на направлениях, отража-
ющих опыт и приоритеты самой России даже, если они отличаются от
западных норм.

В силу целого ряда исторических причин, в западно-евро-
пейской цивилизации и, соответственно, в порожденной ею се-
веро-американской экономическая сфера жизнедеятельности
социума, порождаемые ею ценности стали превалирующими
(определяющими) для всех остальных сторон его жизни. Кста-
ти, видимо, подтверждением этого тезиса может служить то,
что становление экономической науки, как особой отрасли на-
учного знания, соответственно, представления о рыночном ме-
ханизме саморегулирования, как самодостаточном, марксист-
ское учение об определении всех сторон жизни общества
способом организации его общественного воспроизводства свя-
заны именно, с (западно-) европейской цивилизацией. Вместе
с тем, даже в рамках этой цивилизации, более того внутри од-
ного и того же государственно-организованного социума, вхо-
дящего в эту цивилизацию, можно наблюдать существенные
региональные различия в функционировании казалось бы еди-
ной экономической системы и соответственно различные эко-
562
Глава 23. Проблемы реформирования экономической системы России

номические результаты этого функционирования: например
Юг и Север Италии. Можно вспомнить об экономических про-
блемах интеграции бывшей ГДР в единую экономическую сис-
тему Германии, объясняемых не только разнотипностью этих
систем, уровнями технологического и экономического разви-
тия, но и в значительной части социально-культурными, соци-
ально-психологическими факторами. Последние порождают то,
что современный институционализм определяет как нефор-
мальные правила экономической жизни, являющиеся для ее
агентов зачастую гораздо более важными, чем правила, фор-
мализованные в законодательстве и иных нормативных доку-
ментах.
Тем не менее, как отмечает B.C. Степин, в России «рефор-
мы 90-х годов ориентировались на копирование западных мо-
делей в экономике, политике и образе жизни. Они имели подра-
жательный характер (игнорировались реальные исторические
достижения страны и особенности национальных традиций) и
исходили из экономико-центристского мышления, почти фа-
талистической веры в то, что рыночная экономика автомати-
чески решит социокультурные и духовные проблемы».
Исторический опыт, как России, так и других государств,
неоднократно демонстрировал: надежды на то, что «овладение»
рычагами государственной власти позволит проводить любую
политику независимо от отношения к ней общества, как мини-
мум, глубоко антинаучны. Экономические преобразования,
пусть и лежащие в русле объективно необходимых перемен, но
проводимые, в том числе без учета, например, категории нрав-
ственности в ее специфическом для данном обществе понима-
нии, лишь усиливают неизбежные при внедрении всего нового
реакции отторжения.
В частности, отмечаемая многими исследователями неадек-
ватность реакции российских хозяйствующих субъектов и на-
селения в целом на те или иные рыночные сигналы, видимо по-
рождена не только квазирыночным характером сложившейся
экономической системы, но и тем обстоятельством, что поли-
тико-экономическая природа российского общества, «не впи-
сывается» в стандарты теорий, построенных на опыте функци-
онирования систем, имеющих иную цивилизационную основу
и потому подчиняющихся иным политико-экономическим за-
кономерностям .
Можно в этой связи вспомнить известное, наверное, с пет-
ровских времен российское отношение к важнейшей категории
563
19*
Раздел IV. Международные экономические отношения

рыночной системы — сбережению, произносимое с абсолютной
уверенностью в своем — российском — превосходстве: «Да, что
мы — немцы — беречь каждую копейку?» (при этом «немцы»
были собирательным названием именно западноевропейцев).1
Не случайно в России в ответ на призывы освоить немецкий,
шведский, китайский и т.д. опыт экономического строитель-
ства прижилось возражение: «Где мы возьмем столько немцев,
шведов, китайцев и т.д.?».
В свою очередь это означает методологическую неоправдан-
ность «прямого» использования экономических теорий, опи-
сывающих закономерности функционирования экономических
систем, имеющих иное цивилизационное основание.

«Тот факт, — отмечает В. А. Ядов, — что анализ социально-трансфор-
мационных процессов в разных регионах мира указывает на существен-
ные цивилизационные различия, подтверждает убедительность аргумен-
тов в пользу своеобразия российских трансформаций и в историческом
прошлом и в предстоящем будущем. ...Наиболее убедительный истори-
ческий аргумент в пользу национально-культурного своеобразия транс-
формаций демонстрируют Япония, тихоокеанские «тигры» и Китай.
Япония сделала опорой своего экономического чуда традиционный кор-
поративизм. Китай осуществляет свои реформы при сохранении мощной
«пирамидальной» основы общественного устройства... Мы разом отбро-
сили и то и другое.., т.е. резко копировали западную модель цивилиза-
ции, основой которой выступало гражданское общество и самодостаточ-

<< Пред. стр.

стр. 61
(общее количество: 64)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>