<< Пред. стр.

стр. 7
(общее количество: 64)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

цен - это процесс взаимодействия производителей и покупа-
телей товаров, предложения и спроса. Цена представляет
собой денежное выражение стоимости любого товара, ресурса
или услуги. Она уравновешивает их предложение и спрос, дик-
тует количество и качество, уровень затрат при выпуске и тех-
нологии собственно выпуска. Если на рынке количество ка-
кого-либо товара превышает спрос на него, то цена снижает-
ся, нормируя предложение. Высокие цены служат сигналом
недостаточного предложения, и производство недостающих
товаров увеличивается до того момента, когда наступит рав-
новесие спроса и предложения. Излишек тех или иных това-
ров на рынке вынуждает их собственников снижать цены, что-
бы продать, а снижение цен - непререкаемое свидетельство
того, что выпуск этих товаров следует сократить. Такой меха-
низм ценового равновесия спроса и предложения способен
регулировать все рынки, определять цену потребительских
товаров, капитальных ресурсов, земли и недвижимости. Даже
различные виды человеческого труда, интеллекта, знаний,
образования и квалификации имеют свою цену, именуемую
«заработной платой». Рынок земли, недвижимости и капита-
лов - это сфера рынков экономических ресурсов, факторов
производства. Каждый вид ресурса имеет свою цену и при
наличии спроса и использования их в производстве приносит'
их владельцам доходы в виде ренты на землю, арендной платы
от недвижимости, процентов (прибыли) на капитал. «Монар-
хом» здесь являются деньги: они выступают в форме доходов
и опосредуют движение товарных потоков в виде потребитель-
ских благ и производственных ресурсов; наконец, именно
деньги в ценовой форме обеспечивают сбалансированность
всех экономических потоков. Ведь в этих потоках все имеет
цену и соизмеряется в деньгах. Движение цен, их повышение
или снижение - это уникальный способ коммуникации. Он без
каких-либо затрат, издержек и необычайно быстро распро-
страняет информацию, важнейшие сведения, необходимые
для людей в мире экономики. Оперативная, обширная и в то
же время компактная информация, содержащаяся в ценах,
свидетельствует о дефицитности или переполненности рынков
57
Раздел I. Основные понятия экономической теории

товаров и ресурсов. Уровень рыночных цен содержит более чем
полную информацию об издержках производства любого
товара или ресурса, об их качестве и количестве, о технологиях
выпуска и перспективах на будущее.
Именно рыночные цены выступают или вознаграждением
за трудовые усилия или успехи в предпринимательстве, или
беспощадным наказанием за неудачный выбор или просчет
в экономических решениях. Цена зачастую оказывается един-
ственным арбитром и свидетелем убытков и банкротства. Не-
зависимо от того, нравится это кому-то или вызывает много
отрицательных эмоций, но цены, деньги и определяемые ими
доходы выступают наиболее сильной и безальтернативной
мотивацией человеческого поведения в мире экономики.
• Рыночная конкуренция
Как и ценообразование, конкуренция является «собира-
тельным», многосложным процессом регулирования потоков
товаров, денег и доходов. В этой связи ее чаще всего отожде-
ствляют с борьбой «фурий частного интереса». Основанием для
суждений такого рода служит то, что в данной формуле вопло-
щена мотивация экономического поведения людей в рыночной
системе. Однако это далеко не полная характеристика конку-
ренции. «Рынок» и «конкуренция» в значительной степени
синонимы: одно без другого не существует. Более того, содер-
жание конкуренции раскрывается в понятиях «конкурентно-
го» и «неконкурентного» рынков. Конкуренция или конкурен-
тный рынок - это невозможность влияния на уровень цены ни
одним из многочисленных участников рыночного процесса: по-
пытка повысить цену завершается невозможностью продать
товары, а искусственное снижение цен приносит убытки и зат-
рудняет возмещение издержек. На конкурентном рынке ни
один покупатель или продавец не способен повлиять на спрос и
предложение таким образом, чтобы, изменяя количество това-
ров, повышать их цену и собственные доходы. Масштабность,
массовость и насыщенность рыночных потоков такова, что
любой его участник представляет по существу мизерную долю
любого товара или дохода, так что влиять на цены или на
количественные параметры потоков практически невозможно.
В этом смысле конкуренция выступает своеобразным регу-
лирующим механизмом рынка. Препятствий для вступления
в этот процесс или выхода из него не существует. Они опре-
деляются чисто экономическими факторами конкурентно-
58
Глава 3. Рыночная организация хозяйства как экономическая система
способности: наличием (или отсутствием) возможностей для
снижения издержек производства, применением более совер-
шенных технологий, улучшением качества работ, продуктов,
услуг.
В этом смысле справедливо классическое утверждение
о том, что только рыночная конкуренция может быть процес-
сом открытия новых возможностей, которые без обращения к
ней оставались бы неиспользованными в экономике. Только
этот процесс позволяет открыть новые и более дешевые това-
ры и способы их производства, более прогрессивные техноло-
гии и способы обслуживания. В конкурентном процессе успех
может быть обеспечен лишь тому его участнику, кто сумеет
обнаружить едва обозначенные контуры новых технологий
производства, потребность в новых продуктах, использует не
замеченную другими разницу между нынешними ценами фак-
торов производства и будущими ценами товаров, которые мо-
гут быть произведены с их помощью. Участники конкуренции
постоянно решают своеобразную дилемму: либо приложить
огромные усилия, чтобы «вписаться» в виражи прогресса и
опередить тех, кто добился успехов, либо смириться с поте-
рей доходов. В этом одна из причин неприязни людей к рын-
ку и конкуренции.
Действительно, этот процесс содержит и разрушительный
импульс, поражая прежде всего неэффективные, не способные
к соревнованию виды экономической деятельности. Тем са-
мым создается своеобразное экономическое принуждение, так
как необходимо постоянно поддерживать высокую деловую
активность, искать новые возможности роста и совершенство-
вания.
• Парадокс конкуренции. Неконкурентный рынок. Монополия
Своеобразным парадоксом экономического противостояния
выступает возможность перерождения конкуренции в свою про-
тивоположность - монополию. Успех в конкурентном проти-
востоянии, экономические прибыли, технические новшества и
растущие масштабы выпуска при снижающихся издержках -
вот главные слагаемые монопольного захвата ведущих позиций
в отрасли и на рынках сбыта. Внешним проявлением неконку:
рентной ситуации выступает первоначально расширение мас-
штабов, а затем контроль объема предложения с помощью ры-
ночных цен, принудительно устанавливаемых в интересах мо-
нополиста.
59
Раздел I. Основные понятия экономической теории

Неконкурентные рынки формируются также в форме так на-
зываемых «естественных монополий». Это относится к рынкам
уникальных сырьевых ресурсов, собственность которых моно-
полизирована в руках государства или частных владельцев.
Рынками естественных монополий выступают также такие
отрасли, как коммунальное хозяйство, энергетические систе-
мы, отрасли связи и т.п., где конкуренция нецелесообразна и
цены устанавливаются по принципу «социальной целесообраз-
ности».
Все виды неконкурентных рынков, монополий или тенден-
ции к монополизации выступают объектом особого - антимо-
нопольного - регулирования со стороны государства, что будет
рассмотрено в соответствующей главе.


§ 5. Несовершенства рыночной организации
и функции государства

Представленная в данной главе модель рыночной организа-
ции хозяйства лишь первое приближение к пониманию того,
как функционируют его важнейшие механизмы. Более того,
в реальной действительности даже тех стран, где эта модель
традиционна и функционирует несколько столетий, она не счи-
тается идеальной. Любое описание рыночной организации
служит своеобразным эталоном, к которому должна стремиться
реальная экономика, идеология которой не ограничивает прав
экономической свободы и инициативы людей, выбора ими сфе-
ры приложения труда в соответствии с вознаграждением.
Главным мотивом экономического поведения людей в ми-
ре экономики был и остается личный доход. В этом смысле
рыночная организация хозяйства оказалась наиболее приспо-
собленной для сочетания личных и общественных экономиче-
ских интересов.
* Однако она способна функционировать лишь при наличии
определенных условий, создаваемых государством. К ним от-
носятся:
- законодательное определение прав собственности на эко-
номические ресурсы и механизмов их осуществления;
- защита свободы индивидуального выбора людьми той или
иной сферы приложения труда, знаний, опыта, интеллектуаль-
ной и иных форм собственности в сферах, разрешенных зако-
ном;
60
Глава 3. Рыночная организация хозяйства как экономическая система
- гарантия приоритетов личных интересов и экономичес-
кой мотивации законного получения доходов в соответствии
с результатами хозяйственной деятельности;
- использование конкурентного механизма цен, прибылей
и убытков, ограничение монопольных тенденций как в государ-
ственном, так и в негосударственном секторах экономики;
- осуществление социальной политики защиты населения
с низкими доходами;
- поддержание стабильности, эффективного и устойчивого
роста хозяйственных единиц как в государственном, так и
в негосударственном секторах экономики.
Вмешательство государства в экономику необходимо также
в тех случаях, когда по различным причинам рыночная кон-
куренция и свободное ценообразование неуместны, не достига-
ют цели или не дают удовлетворительного решения существу-
ющих проблем. Примером могут служить сферы совокупного
социального или муниципального потребления (общественный
транспорт, охрана общественного порядка, оборона, обслужи-
вание таких крупных инфраструктурных систем, как энерге-
тика, водоснабжение, связь и т.д.).


§ 6. Выбор экономической организации:
критерий эффективности

Существует ли критерий, с помощью которого можно было
бы осуществлять выбор обществом экономической организа-
ции, совершенствовать и повышать ее эффективность?
Ответ на этот вопрос имеет свою длительную историю.
Так, более 270 лет назад российский автор И.Т. Посошков
в своей «Книге о скудости и богатстве» (1724 г.) пытался
обосновать необходимость совершенствования отечественной
экономики. Обозначенные И.Т. Посошковым идеи во многом
предвосхитили содержание российских реформ Петра Пер-
вого.
Спустя более полувека, в 1776 г., был опубликован главный
труд А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства
народов», который также посвящен идее поиска более совер-
шенной и богатой экономической системы в период первона-
чального накопления капитала в Англии.
Поиск эффективной организации экономики и сегодня не
утратил своей актуальности. Он затрагивает страны не только
61
Раздел I. Основные понятия экономической теории
с реформируемой, но и развитой, вполне преуспевающей в
данный момент экономикой. Ряд выдающихся современных
исследователей, ищущих ответ на вопрос об эффективности
экономической системы, представляет, например, Нобелевский
лауреат 1991 г. Роналд Коуз с его идеей трансакционных из-
держек.
• Критерий выбора - уровень трансакционных издержек
Поиск критериев выбора обществом экономической органи-
зации связан с определением уровня или оценкой обществен-
ных издержек, требующихся для создания и функционирова-
ния ее структур. Издержки, которые несет общество при выбо-
ре экономической системы, организационных форм, размеров
и типов предприятий и фирм, Р. Коуз называет «трансакцион-
ными». Уровень этих издержек у фирм различного типа неоди-
наков. В любой экономической организации с развитыми то-
варными взаимосвязями фирмы вынуждены расходовать сред-
ства на поиск и обработку информации о ценах и технологиях,
на заключение контрактов и их юридическое оформление, на
контроль за их исполнением и т.д. Эти издержки могут быть
скрыты от стороннего наблюдателя, но участники экономичес-
кого процесса вынуждены считаться с ними, так как размеры
подобных издержек нередко способны превысить экономичес-
кий эффект от них и заблокировать возможность осуществления
взаимосвязей в целом. Это относится как к частным фирмам,
работающим на принципах самоуправления, так и к государ-
ственному сектору и регулированию фирмами, не имеющими
хозяйственной и коммерческой самостоятельности.
Функционирование органов государственного регулирования
экономикой, в особенности если оно всеобъемлюще, обходится
обществу чрезвычайно дорого. Подтверждением этому служит
государственное регулирование командно-административной
экономикой, где изначально была недопустима хозяйственная
самостоятельность фирм и их самоуправление.
Длительное время считалось, что государственное управле-
ние экономикой обходится обществу почти «даром» и не тре-
бует каких-либо существенных издержек. Но координация
экономики из единого центра оказалась исключительно доро-
гостоящей, и цена возрастала одновременно с ростом масшта-
бов системы хозяйствования. В конечном итоге оказалось, что
подобными методами вообще невозможно решать важнейшие
сугубо экономические задачи.
62
Глава 3. Рыночная организация хозяйства как экономическая система
В настоящее время нет достаточно точных данных для
сопоставления трансакционных издержек самоуправляемых
фирм и идентичных фирм, деятельность которых регулирова-
лась из единого центра. Задача подобного подсчета, анализа и
сопоставления еще никогда не ставилась ни в одной стране.
Начавшиеся исследования показывают, что дороговизна
функций государственного регулирования даже в странах
с развитой рыночной организацией ставит под сомнение пра-
вомерность чрезмерных надежд на экономическую эффектив-
ность такого регулирования.
В будущих экономических моделях право на существова-
ние могут получить лишь такие организационные формы и
структуры, которые по уровню трансакционных издержек
окажутся дешевле, потребуют меньше затрат для получения
одного и того же результата. Сопоставление результата с зат-
ратами может дать представление об эффективности экономи-
ческой организации любого масштаба. Сравнительная оцен-
ка трансакционных издержек позволила бы искать способы
их сокращения. Как отмечает Р.Коуз, только дороговизна
организации и функций координации способна устранить
конкурентный ценовой механизм самоуправления, если он
окажется дороже. И наоборот, в той мере, в какой государ-
ственное регулирование хозяйственной деятельности фирм по-
зволяет экономить трансакционные издержки, рыночные ме-
ханизмы саморегулирования должны вытесняться или огра-
ничиваться.


ВЗГЛЯДЫ У. ДЖЕВОНСА, К. МЕНГЕРА, О. БЁМ-БАВЕРКА,
Л. ВАЛЬРАСА, В. ПАРЕТО, ДЖ.Б. КЛАРКА, А. МАРШАЛЛА

Неоклассическое направление экономической мысли (У. Дже-
вонс, К. Менгер, О. Бём-Баверк, Л. Вальрас, В. Парето, Дж.Б. Кларк,
А. Маршалл - 70-е гг. XIX в. - 30-е гг. XX в.).
Основоположники и сторонники неокласссического направления
в экономической науке выступали за свободу частного предприниматель-
ства. Они выдвигали на первый план исследование микроэкономических
проблем. По их мнению, только стихийный рынок способен установить
«правильные» цены на товары и услуги, а через цены - «здоровые»
пропорции производства. Считали, что буржуазное государство должно
гарантировать неприкосновенность частной собственности и прибылей,
обеспечивать устойчивость денег, соблюдение «правил конкуренции».
Вмешательство государства может вызвать нарушение равновесия,
снижение экономической эффективности.

63
Раздел I. Основные понятия экономической теории

ТРАДИЦИИ РОССИЙСКОЙ РЫНОЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ХОЗЯЙСТВА: ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗРУШЕНИЕ
Полнокровная рыночная организация хозяйства в России была подго-
товлена экономическими реформами второй половины XIX в. К числу важ-
нейших из них относится аграрная реформа 1861 г. П.А. Столыпина. По-
зднее последовали реформы в промышленности; преобразовался рос-
сийский транспорт; были проведены жесткие протекционистские меры в
области внешней торговли. Экономические преобразования завершила
знаменитая денежная реформа царского министра финансов СЮ. Витте
в 1895—1897 гг. Она была последним аккордом и «общим знаменателем»
проведенных преобразований в российской экономике.
Так, основу денежной реформы составляло существовавшее тогда
законодательство, по которому Банк мог выпустить лишь 600 млн руб.
кредитных билетов с 50% золотым содержанием. Вся превышающая этот
уровень эмиссия должна была обеспечиваться золотом на 100%. Столь
жесткая эмиссионная политика превратила российский рубль в одну
из самых весомых валют мира. Золотой запас государства в то время
превысил наличную бумажную массу денег на 21%.
В России сформировался рынок со всеми классически присущими
ему признаками равновесной системы: он не дробился на автономные
сегменты, был целостным, свободным по ценообразованию и конкурен-
тным. Саморегулирование рынка было прямым следствием отсутствия
монополизма, в том числе и со стороны государства. Обмен носил экви-
валентный характер, цены возмещали издержки, а издержки соответство-
вали конечному результату, обеспечивая устойчивые доходы хозяйствам.
Денежная система поддерживала классическое равновесие спроса и
предложения с понижательной тенденцией в ценообразовании.
С начала 1900 г. и до первой мировой войны производительность
в сельском хозяйстве повысилась на 34%, в промышленности - на 62%,
на транспорте - на 51%, в строительстве - на 49%, в торговле - на 41%.
В целом национальный доход России вырос на 39%.1
Российский экономический бум вместе с рыночной системой начала
разрушать инфляция военного времени (1914 г.). Методы противодей-
ствия инфляционной стихии еще не были известны, и распад рынка ока-
зался столь же классическим, как и его формирование. Эквивалентный
обмен сменился государственным внеэкономическим принуждением,
непременным следствием которого стало появление «черного» рынка.
Жесткое государственное ценообразование, впервые проявившееся
как продовольственная разверстка на поставку продукции государству
в натуральном объеме по ценам «в обрез», не только не остановило
инфляцию, но разрушило производство и финансы царской системы,
созданной министром Витте. Несколько позже, когда российское
Временное правительство ввело еще и монополию на хлебную торгов-
лю, рыночная система распалась.
В советский период попытка возродить российскую рыночную
систему относится к эпохе нэпа. Крупномасштабное преобразование
1
См.: Либерман Я. Денежные аспекты экономической политики. // Воп-
росы экономики. 1989. № 6. С. 35.
64
Глава 3. Рыночная организация хозяйства как экономическая система
финансов и денежного обращения, отмена продразверстки и развитие
свободной торговли оказались единственно уместными мерами ленин-
ского правительства, которые остановили инфляцию и необычайно
быстро восстановили равновесную рыночную систему. Экономический
рост, который последовал за этими мерами, был впечатляющим свиде-
тельством первой и единственной в советский период попытки возро-
дить экономическую славу России. Нэповская модель возрожденного
рынка слишком очевидно подтверждала правомерность экономическо-
го выбора для советской хозяйственной системы. Однако, как известно,
к началу 30-х годов был сделан совсем иной выбор: военный коммунизм,
постепенно трансформируемый в командно-административную систе-
му. Вытеснение рынка, отмирание денег, дефляционное ценообразова-
ние сталинского правительства скрывали репрессии и экономическое
принуждение. Коммунистическое распределение и обмен строились на
принудительных ценах и безналичном обращении в производственно-
инвестиционном секторе обобществленной экономики. Преобладание
безналичного денежного обращения позволяло жестко ограничивать
эмиссию и демонстрировать мнимое отсутствие инфляции и экономи-
ческий рост.
Поддерживать видимость экономического благополучия приходилось
за счет нарастающего бюджетного дефицита и стагфляции вплоть до
начала 60-х годов, когда Н.С. Хрущев вынужден был согласиться на про-
ведение конфискационной денежной реформы в 1961 г. На непродолжи-
тельное время бюджетный дефицит исчез, но неподдающаяся никаким
мерам стагфляция потребовала новых реформ в 1964-1965 гг. с рест-
рикционными мерами финансовых платежей в бюджет и расширением
денежного стимулирования труда. При уже разбухшем инвестиционном
секторе премирование труда еще больше обнажило узость потребитель-
ского рынка. Для сокращения дефицитов был взят курс на развитие
добывающей промышленности, экспорт ее продукции и импорт потре-
бительских товаров, а также предприняты попытки заимствования
технологий экономически развитых стран мира.
Советские передовые рубежи по добыче нефти и газа, выплавке
стали и выпуску тракторов оказались новым камуфляжем ресурсного
расточительства, выдаваемого пропагандой за расцвет развитого
социализма. Уже в начале 70-х годов кредитная экспансия поглощала
90% прироста национального дохода, а в 80-х годах денежное обраще-
ние практически вышло из-под контроля, так как эмиссия сравняла тем-
пы инфляции и темпы экономического прироста реального продукта.
Тотальный кризис пришелся на начало 90-х годов и отмечен новыми
попытками возродить российскую рыночную систему хозяйствования.

Вопросы для повторения
1. Как связана проблема ограниченности ресурсов с возникновением
и эволюцией рыночной системы хозяйствования? Распространяется ли
проблема ограниченности ресурсов на российскую экономику?
2. Кто автор и в какой работе содержится идея принципа «невиди-
мой руки», направляющей экономические интересы участников процесса
обмена товаров?

65
3. Камаев. Учебн.
Раздел I. Основные понятия экономической теории

<< Пред. стр.

стр. 7
(общее количество: 64)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>