стр. 1
(общее количество: 71)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

УЧЕБНИК
ДЛЯ ВУЗОВ




ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
Под редакцией
доктора экономических наук,
профессора
В.Д. КАМАЕВА


Рекомендовано Министерством образования Россий­
ской Федерации в качестве учебника для студентов
высших учебных заведений



8-е издание, переработанное
и дополненное




Москва
ВЛАДОС
ИМПЭ им. А.С. Грибоедова
ББК 65я73
Э40
Авторы:
В.Д. КАМАЕВ, д-р экон. наук,
науч. ред. и рук. авт. коллектива
М.А. АБРАМОВА, канд. экон. наук;
Л.С. АЛЕКСАНДРОВА, канд. экон. наук;
М.З. ИЛЬЧИКОВ, д-р экон. наук;
П.П. ПИЛИПЕНКО, канд. техн. наук;
В.В. РАДАЕВ, д-р экон. наук;
В.Г. РОДИОНОВА, канд. экон. наук;
Б.Т. Р Я Б У Ш К И Н , д-р экон. наук;
В.М. СОКОЛИНСКИЙ, д-р экон. наук;
Ф.Ф. СТЕР ЛИКОВ, д-р экон. наук;
Л.Г. ТАРАНКОВА, канд. экон. наук;
С В . ТАРАСЕНКО, канд. экон. наук;
Г.Г. ЧИБРИКОВ, д-р экон. наук

Авторский коллектив удостоен премии Правительства
Российской Федерации 2001 года в области науки и техники
(Постановление П р а в и т е л ь с т в а Российской Ф е д е р а ц и и
от 21 марта 2002 г. № 175, г. Москва).

Авторский коллектив удостоен гранта на открытом кон­
курсе «Гуманитарное образование в высшей школе», прове­
денном Госкомитетом Российской Федерации по высшему
образованию и международным фондом «Культурная ини­
циатива» (Фонд Сороса).

Экономическая т е о р и я : Учеб. д л я студ. в ы с ш . учеб.
Э40 з а в е д е н и й / П о д р е д . В . Д . К а м а е в а . — 8-е и з д . ,
перераб. и доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
2002. — 640 с : ил.
ISBN 5-691-00945-1.
В учебнике изложен расширенный курс дисциплины «Эко­
номика» в соответствии с федеральным стандартом и пример­
ной программой, утвержденной Министерством образования
Российской Федерации.
В книге приведено значительное количество графиков, поз­
воляющих углубить изложение материала; имеются глоссарий,
список лауреатов премии в память Альфреда Нобеля.
Учебник рассчитан на студентов вузов, деловых людей и са­
мостоятельно изучающих экономическую теорию.
ББК 65я73
© Коллектив авторов, 2002
© «Гуманитарный издательский
центр ВЛАДОС», 2002
© Серийное оформление обложки.
«Гуманитарный издательский
ISBN 5-691-00945-1 центр ВЛАДОС», 2002
КРАТКОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ


Предисловие 4

РАЗДЕЛ I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 7
ГЛАВА 1. Что и к а к изучает современная экономическая наука 7
ГЛАВА 2. Общие проблемы экономического развития 23
ГЛАВА 3. Рыночная организация хозяйства как экономическая
система 43
ГЛАВА 4. Теория предельной полезности 67

РАЗДЕЛ II. МИКРОЭКОНОМИКА 90
ГЛАВА 5. Спрос и предложение 90
ГЛАВА 6. Основы теории потребительского поведения 111
ГЛАВА 7. Издержки производства 137
ГЛАВА 8. Ценообразование на факторы производства
при совершенной конкуренции 157
ГЛАВА 9. Рыночная структура при несовершенной конкуренции .. 184
ГЛАВА 10. Доходы и их распределение 214
ГЛАВА 1 1 . Предпринимательство. Предприятие.
Типы предприятий 230

РАЗДЕЛ III. МАКРОЭКОНОМИКА 261
ГЛАВА 12. Система национальных счетов 261
ГЛАВА 13. Макроэкономическое равновесие 281
ГЛАВА 14. Деньги, кредит, банки. Денежно-кредитная система
государства 307
ГЛАВА 15. Денежно-кредитная политика государства. Монетаризм 351
ГЛАВА 16. Финансовая система. Финансовая политика государства 381
ГЛАВА 17. И н ф л я ц и я . Система антиинфляционных мер 429
ГЛАВА 18. Государство и экономическая политика 454

РАЗДЕЛ IV. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ОТНОШЕНИЯ 497
ГЛАВА 19. Международные аспекты экономического развития 497
ГЛАВА 20. Теория международной торговли и торговая политика .. 521
ГЛАВА 2 1 . Международная валютная система и валютный курс 543
ГЛАВА 22. Экономический рост 563
ГЛАВА 2 3 . Основы переходной экономики 584

Лауреаты премии «В память Альфреда Нобеля» 615
Сведения об авторах 618
Федеральный компонент Государственного образовательного
стандарта высшего профессионального образования 622
Подробное оглавление 625

3
ПРЕДИСЛОВИЕ




Авторский коллектив, учитывая опыт преподавания курса
теоретической экономики в высших учебных заведениях
страны, в том числе и на базе указанного учебника, используя
исследования отечественных ученых-экономистов, а также
развитие экономических реформ в России за период после
выхода указанного учебника, подготовил новой вариант учеб­
ника, новое издание с учетом изменений российской действи­
тельности. По мнению авторов настоящего учебника, учет
российской действительности - это не только привлечение
отечественного материала в качестве иллюстраций к теорети­
ческим положениям, но и рассмотрение типично российских
ситуаций в национальном хозяйстве. Одновременно это и учет
стиля изложения материала, к которому привыкли студенты
российских высших учебных заведений и самостоятельно изу­
чающие экономическую теорию.
При написании учебника авторский коллектив руковод­
ствовался следующими важнейшими методологическими и ме­
тодическими положениями.
1. Содержание учебника должно полностью соответство­
вать Федеральному стандарту, утвержденному Министерством
образования. Поскольку пока еще не существует утвержден­
ной Министерством примерной программы курса экономиче­
ской теории для неэкономических вузов, авторы сочли
целесообразным расширить границы материала сравнительно
с наиболее распространенными в стране отечественными учеб­
никами для неэкономических вузов.
Дополнительный материал может быть использован сту­
дентами при подготовке докладов, рефератов, а также препо­
давателями.
2. Что касается содержания учебника, авторы исходили из
того, что программа по экономической теории для неэкономи-
4
Предисловие

ческих вузов должна по содержанию отличаться от соответству­
ющей программы для экономических вузов и факультетов.
Главное отличие состоит не в объеме учебного материала, не в
количестве предлагаемых тем и проблем, а в отборе рассматри­
ваемых проблем, в глубине и широте рассмотрения вопросов, в
методике изложения тех или иных вопросов экономической
теории и хозяйственной практики. Если в учебнике для эконо­
мических вузов должны быть рассмотрены все без исключения
проблемы теоретической экономики, то для неэкономических
вузов данный курс выступает как основа воспитания экономи­
ческого мышления, понимания экономической политики госу­
дарства, деятельности предприятия, фирмы, где предстоит
трудиться выпускнику вуза. Этот курс - основа для изучения
прикладных экономических дисциплин: финансов, бухгалтер­
ского учета, налогообложения и других.
3. При изложении материала в учебнике, учитывая ограни­
ченную математическую подготовку студентов неэкономичес­
ких вузов, их логическое мышление, умение воспринимать гра­
фические построения, предельно кратко даются многие графи­
ческие построения и теоретические построения и поэтому
подробно раскрываются экономические процессы, отображен­
ные ранее различными графиками, и приводится значительный
материал по теории, уделяется особое внимание формированию
рыночного хозяйства в России.
4. Учебник написан на основе произведений выдающихся
представителей различных школ мировой экономической
науки. Авторы использовали многие учебники и учебные посо­
бия на русском, английском и немецком языках. В тексте
читатель найдет изложение позиций различных экономических
школ и направлений.
5. Общие положения методологии изложены в первом раз­
деле учебника. Здесь же обратим внимание читателя на то,
что, во-первых, за основу выбран цивилизационный подход
исследования развития производства; во-вторых, в рамках
классического и неоклассического направлений существует
значительное число различных теорий и школ. При анализе
экономической действительности необходимо варьировать те­
ориями и школами, что ни в коей мере не исключает подлин­
ного научного подхода в исследовании конкретных процес­
сов, явлений и ситуаций экономической жизни.
6. О структуре учебника. Авторы полагают, что изучение
макроэкономики должно следовать за изучением микроэконо-
5
Предисловие
мики. Главный аргумент - изучение таких важнейших вопро­
сов макроэкономики, как совокупный спрос и совокупное пред­
ложение, невозможны без предварительного ознакомления с
ними на уровне микроэкономики. Аналогичное замечание мож­
но высказать относительно многих других проблем макроэко­
номики.
Седьмое издание учебника, переработанное и дополненное,
написано коллективом авторов, в составе которого профессора
и преподаватели Института международного права и эконо­
мики им. А.С. Грибоедова, Московского государственного уни­
верситета им. М.В. Ломоносова, Московского государственно­
го технического университета им. Н.Э. Баумана, Финансовой
академии при правительстве Российской Федерации, Москов­
ского государственного института электроники и математики,
Комитета по статистике СНГ.
В заключение отметим, что не представляется целесообраз­
ным указывать авторов отдельных глав, ибо все члены автор­
ского коллектива выступают с единых теоретических позиций.
Раздел I ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ТЕОРИИ


Глава 1 . ЧТО И КАК ИЗУЧАЕТ СОВРЕМЕННАЯ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА

§ 1. «Экономикс» и традиционная политическая экономия

Данный учебный курс изложен в соответствии с Федераль­
ным стандартом Министерства образования РФ, т.е. минимумом
по экономическим знаниям для студентов неэкономических ву­
зов по дисциплине «Экономическая теория». За рубежом и
в России этот курс часто принято называть «экономике».
В российских высших учебных заведениях курс «эконо­
мике» фактически пришел на смену учебному курсу, кото­
рый преподавался в вузах с середины 30-х годов многие десятки
лет в единстве с другими «общественными науками» и назы­
вался «политической экономией».
Переход к изучению «экономике» - это не смена названия
учебной дисциплины, но смена парадигмы в преподавании
экономической теории, переход к преподаванию на основе
кардинально иного подхода, иного видения экономических от­
ношений в обществе.
«Экономикс» в качестве учебного курса был введен по пред­
ложению А. Маршалла в Кембриджском университете в 1902 г.
как более широкий по сравнению с курсом политической эко­
номии.
• Современная экономическая теория и экономическая теория Маркса
Современная экономическая теория по объекту исследова­
ния, по методологии, по проблемам изучения, по практическим
выводам принципиально отличается от марксистско-ленинской
политической экономии.
Почему последняя перестала удовлетворять как ученых,
так и практиков? Чем вызван растущий интерес к «экономике»,
7
Раздел I. Основные понятия экономической теории

который сегодня изучают в вузах, институтах повышения
квалификации, в различных центрах переподготовки препода­
вателей экономических наук? Почему в многочисленных
научно-исследовательских институтах изучение экономики
России и зарубежных стран проводится на основе методологии
«экономике»?
На наш взгляд, ответ состоит в различиях между «эконо­
мике» и традиционной политической экономией. Главное от­
личие состоит в следующем. «Экономикс» исходит из ограни­
ченности ресурсов и беспредельности потребностей человека и
общества. Тем самым во главу угла ставится человек с его по­
требностями. Традиционная политическая экономия во главу
угла ставит так называемые «объективные экономические за­
коны», которые и выступают предметом ее изучения.
Политическая экономия Маркса, особенно в ее интерпрета­
ции в СССР, претендовала на то, что только выдвинутые ею эко­
номические законы носят объективный характер, являются
действительно научными, подлинными. Их объективность
трактовалась как независимость от воли и сознания людей.
Точно так же и вся экономическая система (речь шла о неры­
ночной) выступала как некая внешняя сила по отношению к
членам общества и обществу в целом. Отсюда можно сделать
вывод, что результатом экономического анализа в рамках ука­
занного подхода должна быть жесткая детерминированность
хозяйственного поведения субъектов в производстве и потреб­
лении благ.
Политическая экономия Маркса признает, что экономиче­
ские законы действуют как тенденции, что есть результат воз­
действия факторов, каждый из которых неоднозначен. Строго
говоря, это вытекает из того, что экономические процессы ве­
роятностны, стохастичны. Поэтому функционирование неры­
ночной экономической системы жестко определенно, а рыноч­
ной — вероятностно.

• Новый подход

Сформулируем основные положения иного, современного
подхода к этой проблеме. В экономической системе в целом и в
экономических законах не может быть жесткой, однозначно де­
терминированной модели ее функционирования. Но не в силу
разнонаправленности действий факторов системы, а совсем
по другой причине. Важнейшие элементы экономической

8
Глава 1. Что и к а к изучает современная экономическая наука

системы и одновременно действующие лица - индивиды,
субъекты, люди, ради которых, в конечном счете, функциони­
руют и развиваются национальные хозяйства рыночного типа.
Потребности субъектов никогда не были и не будут постоянны­
ми и однозначными. Они изменяются постоянно во времени в
функции многих переменных (цены, доходы, мода, спектр то­
варов и услуг, имеющихся на рынке, желания людей и т.п.).
Рациональное поведение экономических агентов не «абстракт­
ный рационализм», а обеспечение максимизации полезности
при данных средствах в результате покупок.
Известно, что полезности бесконечно разнообразны и бес­
конечно изменчивы. Это означает, что факторы экономической
системы представляют собой случайные функции, свойства ко­
торых описываются вероятностными характеристиками. Не
вдаваясь в сугубо математические тонкости, можно отметить,
что экономическая система в целом, ее движение носит веро­
ятностный, стохастический характер. В качестве аналогии из
области физики можно указать на электрон, место нахождения
которого на орбите невозможно указать абсолютно точно, но
можно указать степень вероятности нахождения его в той или
иной точке. Поведение экономической системы в целом - слу­
чайная функция Х(т) от действия параметра t ˜ гТ. Из этого
следует, что прогнозировать ее развитие, особенно на длитель­
ный период, с точностью до тонны стали, как это пытался
делать Госплан, ни теоретически, ни тем более практически
невозможно, да в этом нет и никогда не было реальной необхо­
димости.
Следовательно, можно лишь с той или иной степенью точ­
ности прогнозировать вероятность тренда экономического раз­
вития.
Традиционная политическая экономия основывается на
трудовой теории стоимости. Считается, что в основе стоимости
лежат общественно-необходимые затраты, величина и меха­
низм распределения которых во многом неясны, во всяком слу­
чае из экономического учения Маркса.
Это положение имеет, как минимум, два важнейших след­
ствия: а) хозяйственный механизм общества неизбежно будет
носить так называемый «затратный характер»: чем выше зат­
раты, тем больше стоимость и цена (старшее поколение помнит,
что мы долго пытались преодолеть затратный характер хозяй­
ственного механизма, «забыв» о затратной сущности трудовой
теории стоимости, лежащей в его основе), б) стоимость крайне

9
Раздел I. Основные понятия экономической теории
слабо зависит от соотношения спроса на данный товар или
услугу и предложения. В противовес этому подходу «эконо­
мике» исходит из маржиналистской теории, по которой
стоимость определяется предельной полезностью.
Важнейшее отличие современной экономической теории от
марксистско-ленинской политической экономии состоит в ином
предмете экономической науки. Предметом экономической
теории Маркса и Ленина являются экономические законы,
управляющие производством, распределением, обменом и
потреблением на различных ступенях развития производства.
Предметом современной экономической теории является пове­
дение, деятельность человека, субъекта с целью максимизации
прибыли в условиях ограниченности ресурсов и безграничности
потребностей. Отсюда различия в средствах (инструментах)
исследования, его методах и целях, о которых шла речь выше.
Конечно, современная экономическая наука несравненно
более трудна для изучения, чем традиционная политическая
экономия. Но это не аргумент для создания эклектичных учеб­
ников и учебных пособий «переходного типа».
Высшим критерием истинности любой теории во всех без
исключения областях знания является практика. В экономи­
ческой области это практика более эффективного хозяйствова­
ния, дающая возможность сделать жизнь людей богаче мате­
риально и духовно, обеспечить более высокие темпы обществен­
ного прогресса. В настоящее время истинность современной
экономической теории испытывается в ходе экономической
реформы в России и других государствах, ставших на путь фор­
мирования смешанной регулируемой рыночной экономики.
Экономическая реформа - это переход от административно-
командной экономики с жестким централизованным планиро­
ванием «всего и вся» к рыночной организации общественного
хозяйства при определенном воздействии государства на
экономику.

• Выбор пути
Так как экономическая реформа представляет собой пере­
ход от социалистического пути развития к рыночному, необ­
ходимо ответить на два принципиальных вопроса. Во-первых,
что представляет собой социалистический путь экономического
развития? И во-вторых, каков характер этого перехода?
В экономическом аспекте социалистический путь разви­
тия многие экономисты совершенно справедливо считают

10
Глава 1. Что и как изучает современная экономическая наука
тупиковым. За 70 лет в нашей стране и в соответствующие
периоды развития в других социалистических странах так и
не проявились провозглашенные преимущества государствен­
ной собственности на средства производства сравнительно с ча­
стнокапиталистической. Государственные п р е д п р и я т и я
машиностроения, металлургии, топливно-энергетической и

стр. 1
(общее количество: 71)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>