<< Пред. стр.

стр. 3
(общее количество: 71)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ВЗГЛЯДЫ У. ПЕГГИ, П. БУАГИЛЬБЕРА, А. СМИТА,
Д. РИКАРДО, Т. МАЛЬТУСА, Ж. СЕЯ

Классическая политическая экономия - ведущее направление раз­
вития экономической мысли середины XVIII - начала XIX века. В основе -
учение о трудовой теории стоимости. Главный принцип - «laissezfaire», т.е.
экономисты-теоретики данного направления обосновывали необходи­
мость невмешательства государства в развитие рыночной экономики и
решение проблем свободного частного предпринимательства. «Невиди­
мая рука рынка» обеспечивает оптимальное распределение ресурсов.
Человек рассматривается только как «экономический человек», как субъект
рынка, который стремится к собственной выгоде. У истоков классической
политической экономии стоят У. Петти и П. Буагильбер.
Уильям Петти (1623-1687) - английский экономист, положивший на­
чало трудовой теории стоимости, в основе которой лежит учение
о «естественной цене». «Естественная цена« определяет внутреннюю сто­
имость товара, отличную от рыночной цены. Главные труды У. Петти: «Трак­
тат о налогах и сборах» (1662), «Политическая арифметика» (1683),
«Несколько слов по поводу денег» (1682). У. Петти пытался решить воп­
рос о происхождении прибавочной стоимости. Экономическое развитие
общества ставил в зависимость от объективных законов, хотя и отожде­
ствлял экономические законы с законами природы.
Пьер Буагильбер (1646-1714) - основатель французской школы
классической политической экономии. Независимо от У. Петти дал обо­
снование трудовой теории стоимости, согласно которой «истинная сто­
имость» товара определяется затратами труда. В «Трактате о природе
богатства» (1707) вскрыл причины упадка и застоя экономики Франции:
основная причина - нищета крестьян (нет рынка сбыта). В понятие
«богатство» включал не только деньги, но и все многообразие благ.
Основу классической политической экономия заложили А. Смит,
Д. Рикардо, Т. Мальтус, Ж.Б. Сей.
Адам Смит (1723-1790) - шотландский экономист и философ. В глав­
ном своем сочинении «Исследование о природе и причинах богатства»
(1776) последовательно развил трудовую теорию стоимости, показав, что
стоимость товара определяется затратами труда на его производство.

20
Глава 1. Что и как изучает современная экономическая наука
Причем, развивая трудовую теорию стоимости, А. Смит отмечал, что
стоимость определяется доходами, т.е. источниками доходов, к которым
А. Смит относил заработную плату, прибыль, ренту. Это определение
носит название «догма Смита» и лежит в основе теории факторов произ­
водства. А. Смит рассмотрел основные принципы построения экономи­
ческой системы, отметив, что продукты материального производства -
это основа богатства нации. Условием богатства нации является принцип
«laissez faire» - принцип полного невмешательства государства в
экономику страны. К заслугам А. Смита относится и сформулированные
им «идеальные» принципы налогообложения, актуальные и сегодня.
А. Смит впервые определил двоякую задачу экономической теории:
проведение абстрактного анализа объективной экономической реально­
сти («позитивная сторона») и подготовка рекомендаций для реализации
экономической политики фирмы, государства («нормативная сторона»).
Давид Рикардо (1772-1823) - английский экономист. Труды
Д. Рикардо, прежде всего «Начала политической экономии и налогового
обложения» (1817), представляют собой вершину английской политиче­
ской экономии, где наиболее последовательно изложена трудовая теория
стоимости. Заложил основы методологии экономических исследований:
система политической экономии представлена как единство, подчинен­
ное закону стоимости, признание объективности экономических законов,
выявление закономерностей на основе абстрактного метода. Д. Рикар­
до выдвинул теорию сравнительных издержек производства, согласно
которой международное разделение труда и международный товарный
обмен должен базироваться на сравнительных преимуществах той или
иной страны в производстве определенного набора товаров.
Мальтус Томас Роберт (1766-1834) - английский экономист,
священник. В 1788 г. окончил Джезус-колледж Кембриджского универси­
тета, получил богословскую степень, работал профессором кафедры
современной истории и политической экономии в колледже Ост-Индской
компании, где исполнял также обязанности священника. Основные тру­
ды - «Опыт о законе народонаселения» (1798), «Принципы политической
экономии» (1820). По мнению Мальтуса, бедственное положение трудя­
щихся и безработица определяются действием «естественного закона
народонаселения». Отвергая трудовую теорию стоимости Д. Рикардо,
Мальтус определял стоимость издержками производства, рассматривая
прибыль как номинальную надбавку к стоимости, а источник прибыли видел
в продаже товаров выше их стоимости.
Жан Батист Сей (1767-1832) - французский экономист. Главный
труд - «Полный курс практической политической экономии» (1803). Цен­
тральное место в учении Ж.Б. Сея занимает формулировка «закона
рынка»: обмен продукта на продукт автоматически ведет к равновесию
между куплей-продажей. Источником богатства страны является деятель­
ность предпринимателей и рабочих, следовательно, труд, капитал,
земля - равноправные факторы производства. Соответственно трем рав­
ноправным факторам производства формируются три вида доходов:
заработная плата, процент, рента. Разрабатывая теорию стоимости,
Ж.Б. Сей отмечал, что стоимость товара зависит от его полезности,
издержек на производство данного товара, спроса (прямая зависимость)
и предложения (обратная зависимость).

21
Раздел I. Основные понятия экономической теории
Вопросы, для повторения
1. Зачем нужна экономическая наука обществу? Разве инженерные
науки не дают точные ответы на все или большинство конкретных воп­
росов, связанных с решением практических задач (при сооружении
домика на дачном участке вы руководствуетесь знанием строительного
дела, а не экономики)?
2. В чем сущность различий в определении предмета в экономике и
политической экономии Маркса, на основе положений которой пытались
строить коммунизм?
3. Каково место экономической теории среди других наук об обще­
стве? Как провести грань между ними?
4. Как понимать термин «экономический человек»?
5. Каковы основные инструменты экономической науки и методы
их использования?
6. Что и каким образом измеряют в экономике? Зачем нужны эти из­
мерения?
7. Какова роль человека в рыночной и централизованно-командной
экономике?
8. Назовите нескольких лауреатов премии «В память Нобеля». Чем
они прославились?
9. Никто не отрицает значимость использования экономической те­
ории во время формирования рыночной экономики в России. Почему же
так много разногласий между отечественными экономистами?
10. Можно ли полагать, что погоня за прибылью - это проявление
чистого эгоизма и вредит обществу, его нравственности?
11. Как вы относитесь к развитию небюджетных высших учебных
заведений? Чем они отличаются от государственных, кроме платы за обу­
чение?
12. Что такое «правила игры» в народном хозяйстве и целесообраз­
но ли их соблюдать рыночным агентам?
13. Прав ли Дж. Гэлбрейт: «Наилучшая экономическая система -
это та, которая максимально обеспечивает людей в том, в чем они боль­
ше всего нуждаются» (*Экономические теории и цели общества»)?
Примерный план лекции
1. Экономическая наука и ее предмет. Место экономической науки
среди наук об обществе.
2. Экономическая система и ее составные элементы.
3. Методология экономической науки.
4. Основные инструменты экономических исследований.
5. Основные вехи развития экономической науки.
Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
1. Предмет экономической науки. Чем он отличается от предметов
других наук об обществе?
2. Что такое методология исследований и зачем она нужна?
3. Основные направления развития экономической науки в совре­
менных условиях.

22
Глава 2. Общие проблемы экономического развития
ЛИТЕРАТУРА
Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе / Пер. с англ. - М.,
1995.
Брагинский СВ., Певзнер ЯЛ. Политическая экономия: дискуссион­
ные проблемы, пути обновления. - М., 1991.
ГэлбрейтДж. Экономические теории и цели общества / Пер. с англ. -
М., 1976.
Добрынин А. Еще раз о предмете исследования экономической тео­
рии / / РЭЖ. 1993. № 6.
Карлсон Р. Что знают экономисты / / США. 1994. № 5.
Любимов Л., Яровая Е. Механизм общественного саморазвития: ци­
вилизованный подход на примере США / / МЭиМО. 1993. № 2.
Макконнелл К., Брю С. Экономикс: Принципы, проблемы и полити­
ка / Пер. с англ. - М., 1992.
Микросистемный подход сегодня / / МЭиМО. 1991. № 1 1 .
Мировое хозяйство и советская экономика: шансы и иллюзии. - М.,
1990.
Певзнер Я.К. Маркс и современная социалистическая идея / /
МЭиМО. 1993. № 8.
Самуэлъсон П., Нордхаус В. Экономикс. (Реферат): 12-е изд. / Пер. с
англ.: Под ред. Камаева В.Д. / / Эконом, науки. 1989. № 1-12.
Учебник по основам экономической теории / Под ред. Камаева В.Д. -
М., 1994.
Хайек Ф. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма / Пер. с
англ. - М., 1992.
Хаусман Д. Экономическая методология в двух словах / / МЭиМО.
1994. № 3.
Цивилизационный процесс и социальные итоги развития США / Отв.
ред. Любимов Л.Л. - М., 1993.



Глава 2. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

§ 1. Объективные условия и противоречия
экономического развития

Конечной целью функционирования любой экономической
системы является удовлетворение потребностей общества и
индивидов. Именно на это направлен процесс производства,
неразрывно связанный с потреблением товаров и услуг, рас­
ходованием имеющихся в распоряжении общества ресурсов
для их производства.

23
Раздел I. Основные понятия экономической теории
С расходованием ресурсов для удовлетворения потребностей
связаны все проблемы экономического развития. И все реше­
ния этих проблем базируются на двух фундаментальных
экономических аксиомах. Первая аксиома - потребности
общества (индивидов и институтов) безграничны, полностью
неутолимы. Вторая аксиома - ресурсы общества, необходимые
для производства товаров и услуг, ограничены или редки.
Отмеченное противоречие разрешается путем выбора. Не
случайно одно из определений экономики как общественной
науки гласит: экономика описывает и анализирует выбор
из ограниченных ресурсов для максимального удовлетворения
потребностей.
• Безграничные потребности общества
Потребность - это нужда в чем-либо необходимом для под­
держания жизнедеятельности, развития личности и общества
в целом. Товары и услуги, в которых испытывают потребности
люди, исчисляются миллионами, и их круг непрерывно расши­
ряется. Экономисты изучают потребности, т.е. желания потре­
бителей приобрести и использовать товары и услуги, доставля­
ющие им удовольствие или удовлетворение.
Историю экономической цивилизации можно представить
как процесс формирования и реализации потребностей. В про­
цессе удовлетворения потребностей формируются новые в коли­
чественном и качественном отношении потребности, их струк­
тура изменяется, приоритеты смещаются, развивается
взаимозаменяемость. Непрерывное возрастание, или возвыше­
ние, потребностей подтверждается экономической эволюцией
человечества. Полагают, что в течение каждых десяти лет
количество видов потребительских товаров и услуг увеличива­
ется более чем в два раза. Эта историческая закономерность дав­
но обоснована и может быть названа «законом возвышения
потребностей». Человек прошел все этапы - от примитивного
потребления ресурсов природы до рационального использования
природных, человеческих и произведенных человеком ресурсов.
• Виды потребностей
Потребности подразделяются на первичные, удовлетворя­
ющие жизненно важные нужды человека (одежда, питание,
жилье), и вторичные, к которым относятся все остальные (на­
пример потребности досуга: кино, театр, спорт). Широкий
спектр продуктов, предназначенных для удовлетворения
24
Глава 2. Общие проблемы экономического развития
потребностей, иногда подразделяют на предметы первой необ­
ходимости и предметы роскоши. Нет большой необходимости
доказывать условность такого деления. То, что является
предметом первой необходимости для одного человека, может
оказаться предметом роскоши для другого, и наоборот, то, что
еще недавно считалось предметом роскоши, теперь является
самым обычным предметом первой необходимости. К матери­
альным потребностям относятся и услуги, которые наравне
с товарами удовлетворяют наши потребности (ремонт автомо­
биля, стрижка волос, консультации юриста и т.п.) Многие
изделия и покупаются ради услуг: автомобиль, стиральная
машина и др.
В состав материальных включаются также потребности
предприятий, правительственных учреждений и обществен­
ных организаций. Всем предприятиям необходимы здания,
сооружения, оборудование, транспортные средства, складские
помещения и многое другое для производственных целей.
Обществу, для удовлетворения коллективных потребностей
граждан страны, необходимы железные дороги, шоссе, шко­
лы, больницы, военная техника.
Средства, с помощью которых удовлетворяются потребно­
сти, называются благами. Одни блага имеются в распоряже­
нии общества в неограниченном количестве (например воздух),
другие - в ограниченном. Последние называют экономиче­
скими благами.
• Экономические ресурсы, их ограниченность
Факторы производства - это ресурсы, используемые для про­
изводства экономических благ. Под экономическими ресурса­
ми понимаются все природные, людские и произведенные чело­
веком ресурсы, которые могут использоваться для производства
товаров и услуг, т.е. благ.
Все разнообразие ресурсов можно классифицировать в со­
ответствии с различными подходами. Ресурсы подразделяются
на следующие виды:
1) материальные ресурсы - земля, или сырьевые материа­
лы, и капитал;
2) людские ресурсы - труд и предпринимательская спо­
собность.
К понятию «земля» относятся все естественные ресурсы:
пахотные земли, леса, месторождения полезных ископаемых,
водные ресурсы (ресурсы рек, морей и океанов).
25
Раздел I. Основные понятия экономической теории
Понятие «капитал, или инвестиционные ресурсы» охваты­
вает все произведенные средства, используемые в производстве
товаров и услуг, и доставку их конечному потребителю (здания,
оборудование и т.п.). Процесс использования капитальных
товаров (машин, оборудования, стройматериалов и т.п.) для
расширения или совершенствования производства называют
«инвестированием».
Термином «труд» обозначают все физические и умствен­
ные способности людей, применяемые в производстве товаров
и услуг.
Под «предпринимательской способностью» или, проще,
предприимчивостью, понимается особый вид человеческих
ресурсов, заключающийся в способности наиболее эффектив­
но использовать все факторы производства.
Все экономические ресурсы, факторы производства, обла­
дают одним общим свойством: они имеются в ограниченном
количестве. Эта ограниченность относительна и означает, что
ресурсов, как правило, меньше, чем необходимо для удовлет­
ворения всех потребностей при данном уровне экономического
развития. Ограничены разнообразные пахотные земли, и
полезные ископаемые, и капитальные товары, и рабочая сила
(рабочее время). Вследствие ограниченности ресурсов объем
производства ограничен. Общественное производство не способ­
но произвести весь объем товаров и услуг, который общество
хотело бы получить. Ограниченность ресурсов относительна и
потому, что исторически определенный уровень научно-
технического прогресса (НТП) определяет границы исполь­
зования того или иного ресурса, например глубину переработки
нефти.


• Выбор альтернатив использования ресурсов
Поскольку наши потребности безграничны, а наши ресур­
сы ограничены, мы не в состоянии удовлетворить все потреб­
ности. Приходится решать, какие товары и услуги необходимо
производить, а от каких в определенных условиях следует
отказаться.
Обществу приходится выбирать - производить пушки или
масло или производить и пушки, и масло в определенной про­
порции. При этом возникает проблема рационального ведения
общественного хозяйства. Эта проблема выбора всегда была и
будет.

26
Глава 2. Общие проблемы экономического развития
§ 2. Эффективность использования
ограниченных ресурсов

Проблема эффективности - основная проблема экономиче­
ской теории, которая исследует пути наилучшего использова­
ния или применения ограниченных ресурсов с тем, чтобы
достичь наибольшего или максимально возможного удовлетво­
рения безграничных потребностей общества (цель производ­
ства). Таким образом, экономическая наука - это наука об
эффективном использовании ресурсов. Таково одно из ее
определений.
Экономическая эффективность характеризует связь между
количеством единиц ограниченных ресурсов, которые приме­
няются в процессе производства, и получаемым в результате
этого процесса количеством какого-либо продукта, т.е. охва­
тывает проблему «затраты-выпуск». Большее количество про­
дуктов, получаемых от данного объема затрат, означает повы­
шение эффективности. Меньший объем продукта от данного
количества затрат указывает на снижение эффективности.
• Проблема занятости ресурсов
Любое общество, каждый экономический агент стремятся
эффективно использовать ресурсы. Они стараются получить
максимальное количество товаров и услуг, произведенных из
ограниченных ресурсов. Чтобы добиться этой цели, общество
должно полностью использовать (полностью занять) свои ре­
сурсы и таким образом обеспечить получение наиболее воз­
можного объема производства.
Полная занятость обеспечивается использованием всех при­
годных для этого ресурсов. Экономика должна обеспечить ра­
ботой всех желающих и способных трудиться, использовать
все пахотные земли, все факторы производства. Поскольку
использоваться должны только пригодные для этого ресур­
сы, следует иметь в виду те ограничения, которые наклады­
вают общественная практика и обычаи на признание ресур­
сов пригодными для применения: законодательство или обы­
чаи могут определять возрастные границы применения труда
молодежи и престарелых; для сохранения плодородия земель
их необходимо выводить из оборота (оставлять под паром).
Наиболее возможный объем производства обеспечивается
эффективным распределением ресурсов по отдельным направ­
лениям, с тем чтобы они вносили наибольший вклад в общий
27
Раздел I. Основные понятия экономической теории
объем продукции. Очевидно, нецелесообразно направлять
в сельское хозяйство боевого генерала, а кукурузой засевать
земли от океана до океана. Каждый ресурс должен использо­
ваться по назначению и в адекватных условиях.
Применение наилучших из имеющихся технологий также
необходимое условие получения полного объема производства.
Сегодня мы не должны выплавлять сталь в мартеновских печах,
как не должны собирать урожай вручную. В то же время в силу
косности ряда руководителей промышленности СССР удельный
вес мартеновской стали у нас существенно выше, чем в индуст­
риально развитых странах мира. Да и ручных работ предоста­
точно.
• Кривая производственных возможностей национального хозяйства
Ограниченность ресурсов диктует необходимость выбора
оптимума производственных ценностей и самого процесса про­
изводства, базируясь на принципах комбинации, замещения
факторов с учетом эффекта масштаба производства и закона па­
дающей производительности.
Воспользуемся для иллюстрации примером П. Самуэльсона.
Допустим, необходимо произвести только два товара: пушки и
масло, представляющие альтернативу гражданского и военно­
го производства. Если абсолютно все ресурсы общества израс­
ходовать на производство масла, то можно получить его
максимальное количество - 5 млн. кг; используя тот же ре­
сурсно-технологический максимум, можно получить 15 тыс.
пушек.
Однако общество может и должно производить и то, и дру­
гое одновременно. Для этого необходимо снизить производ­
ство и масла, и пушек до уровня, ниже максимального. Объе­
мы производства масла и пушек не только альтернативны, но
и взаимозаменяемы в рамках ограниченных ресурсов.
З н а ч е н и я а л ь т е р н а т и в н ы х возможностей приведены
в табл. 2.1.
Иллюстрация этой ситуации представлена на графике про­
изводственных возможностей национального хозяйства
(рис. 2.1), где по горизонтали отложено количество масла, по
вертикали - количество пушек. Зафиксировав цифры таблицы
на графике и соединив их, получим кривую производственных
возможностей.
Рассмотренный случай показывает, что экономика полной
занятости всегда альтернативна, т.е. она должна выбирать
28
Глава 2. Общие проблемы экономического развития
Таблица 2.1
Альтернативные возможности
производства масла и пушек

Пушки
Возможности Масло
15

<< Пред. стр.

стр. 3
(общее количество: 71)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>