<< Пред. стр.

стр. 42
(общее количество: 71)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Глава 15. Денежно-кредитная политика государства
Рассмотрим теперь влияние денежной массы на нацио­
нальную экономику еще с одной стороны, применяя монетари­
стские подходы к изучаемой проблеме. Для этого выразим ко­
личество денег в обращении через количество товаров и услуг,
которые можно приобрести на эти деньги, т.е. через их покупа­
тельную способность, зависящую от уровня цен.
Количество товаров и услуг, которое можно купить на де­
нежную массу, находящуюся в обращении, выражается как
М I Р, где М - масса денег в обращении, Р - средний уровень
цен, и называется «реальными денежными остатками» (real
money balances), или «запасами денежных средств в реальном
выражении».
Из схемы кругооборота товаров и услуг в рамках националь­
ной экономики следует, что ВНП характеризует также общий
объем доходов в рамках национальной экономики, т.е. если рас­
сматривать ВНП (Y) как общий доход, то в уравнении количе­
ственной теории денег V будет скоростью обращения денег по
отношению к доходу и покажет среднегодовое количество вла­
дельцев, в состав дохода которых вошла одна и та же денежная
единица. Если допустить, что величина V постоянна и обозна­
чить ее через коэффициент 1/k, то, используя уравнение коли­
чественной теории денег, получим М / Р = hY, т.е. предложе­
ние запасов реальных денежных средств пропорционально
доходу.
Введем дополнительное условие, а именно - равенство спро­
са на реальные денежные остатки (М/ P)d и их предложения
(М / Р), тогда (М / P)d = kY, т.е. спрос на запасы реальных де­
нежных средств также пропорционален доходу. Таким образом,
рост общего дохода приводит к росту спроса на реальные де­
нежные остатки (запас денег в реальном выражении), иначе
говоря, рост общего дохода в рамках национальной экономики
стимулирует хранение богатства в виде денег.


§3. Особенности современной денежно-кредитной
политики России
• Исходные положения
Направления и конкретные тактические цели монетарной по­
литики государства определяются состоянием национальной
экономики в целом. Поэтому денежно-кредитная политика
современной России не может быть, естественно, «калькой»

371
Раздел III. Макроэкономика
монетарной политики США, Англии, Германии и других стран,
хотя Россия и использует международный опыт ее проведения
как в странах с развитой рыночной экономикой, так и в стра­
нах, осуществляющих переход к ней.
Сегодня трудно сказать, какая теоретическая концепция ле­
жит в основе денежно-кредитной политики России.
В начале периода перехода к рынку несколько раз в нашей
стране принималась программа преодоления кризисных явле­
ний и формирования рыночной экономики, разработанная под
руководством Е.Т. Гайдара, взгляды которого во многом совпа­
дают с монетаристским подходом регулирования экономики.
Основными целями «российских монетаристов» являлись сни­
жение инфляции и создание рыночной экономики с минималь­
ным вмешательством государства. Механизм решения этих
проблем ориентирован на финансирование бюджета за счет не­
инфляционных источников, сокращение льгот, проведения
платной приватизации, отказ от немедленного денежного со­
юза с государствами СНГ. Но положения монетаристской кон­
цепции были реализованы лишь частично. И связано это все-
таки со спецификой российской экономики в переходный к
рынку период (например катастрофический рост неплатежей
при ужесточении монетарной политики, отсутствие развитого
финансового рынка). Однако в теории монетаризма, несомнен­
но, есть положения, которые соответствуют некоторым явле­
ниям, наблюдающимся в нашей экономике. Поэтому рецепты
монетаристов являются для России полезными, как, впрочем,
и отдельные положения кейнсианства (например заложенные
в современном кейнсианстве основы социально ориентирован­
ной экономики или активная роль государства в регулирова­
нии национальной экономики.)
Необходимо искать компромиссные решения, увязывать
противоречивые тенденции, использовать любые разумные и
эффективные меры для решения сложных для российской эко­
номики проблем.

• Макроэкономические цели денежно-кредитной политики
В соответствии с Федеральным законом «О Центральном
банке Российской Федерации (Банке России)» (ст. 4) основные
направления современной единой денежно-кредитной полити­
ки России разрабатывает Банк России во взаимодействии с Пра­
вительством Российской Федерации.

372
Глава 15. Денежно-кредитная политика государства
В основе формирования денежно-кредитной политики Рос­
сии 90-х годов лежала задача достижения следующих макро­
экономических целей:
- финансовая стабилизация и закрепление достигнутых ре­
зультатов в этом направлении;
- снижение темпов инфляции;
- создание условий для адаптации экономических агентов
к складывающейся ситуации в экономике;
- снижение реальных процентных ставок в экономике;
- укрепление курса национальной валюты;
- обеспечение устойчивости платежного баланса страны;
- достижение и закрепление тенденции неинфляционного
экономического роста;
- отказ от использования механизма эмиссионной поддерж­
ки отдельных предприятий и отраслей.
• Политика Банка России в области денежно-кредитного
регулирования
Основной задачей денежно-кредитной политики Банка Рос­
сии является удержание достигнутой внутренней и внешней
стабильности рубля как необходимого условия для восстанов­
ления неинфляционного роста экономики.
Необходимыми условиями выполнения данной задачи яв­
ляются:
- жесткий контроль за темпами денежной эмиссии;
- проведение политики контроля за колебаниями валютно­
го курса;
- дальнейшее развитие и совершенствование действия ры­
ночных механизмов рефинансирования банков;
- активное использование таких инструментов денежно-
кредитной политики, как процентные ставки по операциям
Банка России и механизм формирования обязательных резер­
вов кредитными организациями;
- реализация мер со стороны Банка России, направленных
на повышение надежности российской банковской системы.
Первостепенным условием является контроль за темпами де­
нежной экспансии, поскольку именно они в значительной сте­
пени определяют движение цен в среднесрочной перспективе.
Для выполнения поставленных задач Банк России исполь­
зует традиционные рыночные методы денежно-кредитного
регулирования, применяемыми в зарубежной банковской прак­
тике.

373
Раздел III. Макроэкономика
Рефинансирование банков. Банк России осуществляет кре­
дитование банков на рыночных принципах. Банк России пре­
доставляет кредиты банкам в пределах общего объема выдава­
емых кредитов, определенного в соответствии с принятыми
ориентирами единой государственной денежно-кредитной по­
литики.
До середины июня 1998 года Банк России предоставлял бан­
кам, выполняющим его требования, два вида кредитов: лом­
бардные кредиты под залог государственных ценных бумаг и
однодневные расчетные кредиты «овернайт». После событий
17 августа 1998 года Совет директоров Банка России оператив­
но принимал решения о внесении изменений в действующий
механизм кредитования банков с целью сокращения рефинан­
сирования банков.
В течение сентября - ноября 1998 года Банк России для
поддержания ликвидности, повышения финансовой устойчи­
вости, проведения мероприятий по финансовому оздоровле­
нию принимал решения о предоставлении кредитов банкам 9
регионов России, а также отдельным социально значимым
банкам на сумму порядка 8,0 млрд. рублей сроком до 1 года.
Рефинансирование банков в 1999г. являлось основным ин­
струментом предоставления дополнительной ликвидности бан­
ковской системе. По мере нормализации ситуации в банковском
секторе Банк России предполагает прекратить предоставление
указанных кредитов.
В 2000 г. наиболее остро стала проблема избыточной лик­
видности в банковском секторе. При этом основная задача со­
стоит не в изъятии временно свободных денежных средств, а их
использование в реальном секторе экономики. Расширению
кредитования реального сектора препятствуют в первую оче­
редь высокие риски (в конце года ставки по кредитам конеч­
ным заемщикам в среднем были в 2-3 раза выше ставок на меж­
банковском кредитном рынке, определяющем стоимость
ресурсов для самих банков).
Депозитные операции. В целях оперативного регулирова­
ния ликвидности банковской системы, нейтрализации излиш­
ней ликвидности и снижения тем самым давления на валют­
ный рынок в 1998-2000 гг. Банк России активно проводит
депозитные операции через систему « Рейтере-Дилинг».
Банк России будет и в дальнейшем использовать депозит­
ные операции как инструмент оперативного изъятия ликвид­
ности банковской системы в случае возникновения ее избытка

374
Глава 16. Финансовая система. Финансовая политика государства
для повышения сбалансированности спроса и предложения в
различных секторах финансового рынка.
Процентная политика по операциям Банка России. Среди
методов регулирования денежно-кредитного рынка, применя­
емых Центральным банком, особое место принадлежит учет­
ной ставке (ставке рефинансирования). Исходя из учетной
ставки определяются ставки, взимаемые коммерческими бан­
ками по ссудам, предоставляемым клиентам, и размеры про­
центов, выплачиваемых вкладчикам по депозитам и другим
счетам. Повышение с целью снижения инфляции учетного
процента, проведение так называемой политики «дорогих де­
нег» затрудняет для коммерческих банков возможность полу­
чить ссуду в Центральном банке и одновременно повышает
цену денег, предоставляемых в кредит коммерческими бан­
ками. В результате стимулируется сокращение кредитных
вложений в экономику, и, следовательно, тормозится дальней­
ший рост производства. Снижение учетной ставки, т.е. поли­
тика «дешевых денег», наоборот, стимулирует расширение
кредитных операций и ускорение темпов экономического раз­
вития.
В соответствии с жестким курсом денежно-кредитной по­
литики Правительства России размер учетной ставки по цент­
рализованным кредитам коммерческим банкам в начале и се­
редине 90-х гг. систематически повышался. Если в мае 1991 г.
она составляла 6 - 8 % , то с 22 декабря 1991 г. - 20%; с 10 апре­
ля 1992 г. - 50%; с 1 июля 1992 г. - 80%; с 30 марта 1993 г. -
100%; со 2 июня 1993 г. - 110%; с 22 июня 1993 г. - 120%;
с 29 июня 1993 г. - 140%; с 15 июля 1993 г. - 170%; с 23 сен­
тября 1993 г. - 180%; с 15 октября 1993 г. - 210%; с 29 апреля
1994 г. - 205%.
В последние годы ЦБ РФ проводил учетную политику с це­
лью подавить инфляцию путем изменения уровня официаль­
ной учетной процентной ставки. Повышая уровень учетной
ставки, ЦБ РФ проводит политику кредитной рестрикции, по­
буждая кредитные учреждения сократить заимствования. Это
ведет к сокращению кредитных операций и в итоге - к повы­
шению процентных ставок. Если ЦБ РФ снижает учетную став­
ку, то он тем самым поощряет кредитную экспансию. Нагляд­
ным примером подобной практики служит проведение Банком
России политики кредитной рестрикции в 1992-1993 (учетная
ставка резко возрастала), а в 1994 г., в связи с изменившийся
экономической ситуацией в стране, ЦБ РФ начал постепенно

375
Раздел III. Макроэкономика
проводить политику кредитной экспансии и снизил учетную
ставку с 210% (январь 1994 г.) до 42 % годовых (10.02.97).
Однако анализ фактических данных показал, что в этот пе­
риод рекстрикционная политика ЦБ РФ была абсолютно ото­
рвана от реалий рынка и коммерческие банки практически не
учитывали ее при разработке и проведении собственной кредит­
ной политики. В результате в 1996 г. Банк России был вынуж­
ден резко снизить уровень учетной ставки с 160% до 4 8 % , пе­
рейдя к проведению политики кредитной экспансии.
В 1997-1998 годах Банк России определил в качестве зада­
чи в области процентной политики постепенное снижение про­
центных ставок в экономике до уровня, стимулирующего
неинфляционный рост спроса на заемные ресурсы. В то же вре­
мя с октября 1997 года по август 1998 года процентная полити­
ка Банка России испытывала на себе влияние внешних усло­
вий. Приоритетным направлением процентной политики Банка
России стало поддержание стабильного курса национальной ва­
люты и недопущение системного банковского кризиса.
С целью защиты внутренней финансовой системы и поддер­
жания рынка рублевых активов Банк России вынужден был
корректировать процентные ставки по собственным кредитным
и депозитным операциям. В частности, повышение ставки ре­
финансирования было произведено в начале февраля 1998 года
(с 28% до 42%), в последней декаде мая (с 30% до 50%, а затем
до 150%), в конце июня (с 60% до 80%). В течение 1998 г. Банк
России пять раз пересматривал уровень ставок рефинансиро­
вания. В 1999-2000 гг., в связи с относительной экономической
стабилизацией, Центральный банк проводит политику на
снижение ставки рефинансирования: в январе 2000 г. - с 55%
до 4 5 % , а в марте - до 38% и 3 3 % , в ноябре - до 2 5 % .
Минимальные, или обязательные, резервные требования
Центрального банка - важный инструмент регулирования мак­
роэкономических пропорций путем воздействия на объем сво­
бодных ресурсов банков.
Проблема резервирования средств всегда была одной из са­
мых острых в дискуссиях на финансовые темы. Банки резко
протестовали против того, чтобы значительная часть привле­
каемых ими денег оседала в ЦБ, приводя следующие аргумен­
ты: высокие нормативы обязательных резервов снижают дохо­
ды кредитных учреждений, а значит и их ликвидность.
В свою очередь, Банк России неоднократно заявлял, что
при высоком уровне инфляции и других проявлениях неста-
376
Глава 15. Денежно-кредитная политика государства

бильности финансового рынка, когда деньги выгоднее исполь­
зовать на спекулятивных операциях, резервные требования
всегда будут высокими. И снизят их только при появлении
предпосылок для кредитования предприятий реального сек­
тора экономики. К общим методам денежно-кредитного регу­
лирования, активно используемым в зарубежной банковской
практике, относятся и операции Центрального банка на от­
крытом рынке. Операции на открытом рынке являются одним
из главных инструментов, используемых ФРС США в осуще­
ствлении национальной денежно-кредитной политики. В опе­
рациях на открытом рынке ФРС США широко используются
перекупочные соглашения как метод гарантированного фи­
нансирования. Заключая с коммерческими банками переку­
почные соглашения, ФРС обязуется купить у них ценные бу­
маги с условием, чтобы через определенное время они
совершили обратную сделку, т.е. выкупили ценные бумаги
с фиксированной или плавающей скидкой к цене. В России
операции на открытом рынке еще не нашли широкого приме­
нения. Кроме того, в условиях, когда источником финансиро­
вания бюджетного дефицита являются кредиты Банка России
и государственный долг не оформлен ценными бумагами, опе­
рации на открытом рынке неэффективны.
Несмотря на временный кризис рынка государственных
ценных бумаг (ГКООФЗ), Банк России не исключает из круга
используемых инструментов денежно-кредитной политики та­
кой инструмент регулирования ликвидности банковской сис­
темы, как операции на открытом рынке. В условиях сжатия
финансовых рынков и обострения проблемы ликвидности бан­
ков Банк России в сентябре 1998 года разработал положение
о введении в обращение облигаций Банка России (ОБР) и на­
чал операции с ними, в том числе Банк России предоставил бан­
кам возможность использования указанных ценных бумаг в ка­
честве залога под ломбардные, внутридневные кредиты и
кредиты «overnight», а также возможность проведения с ними
сделок РЕПО.


ВЗГЛЯДЫ М. ФРИДМЕНА, Ф. ХАЙЕКА, П. САМУЭЛЬСОНА

Развитие неоклассического направления в XX веке. (М. Фрид-
мен, Ф. Хайек). Господство идей государственного регулирования рыноч­
ной экономики в середине XX в. сменилось в 70-е годы возрождением
традиций неоклассического направления, связанным с появлением

377
Раздел III. Макроэкономика
теории монетаризма. Специфика монетаризма по сравнению с тради­
ционными неоклассическими идеями состоит в том, что монетаризм осо­
бое значение придает сфере денежного обращения: деньги - главная дви­
жущая сила рыночной экономики. Наиболее известный теоретик
монетаризма - М. Фридмен.
Милтон Фридмен (1912) - американский экономист, профессор
Миннесотского и Чикагского университетов, советник президента Р. Ник­
сона по экономическим вопросам. Основные работы: «Капитализм и сво­
бода» (1962), «Доллар и дефицит» (1968), «Деньги и экономическое рав­
новесие» (1973), «Становление денежной системы в США, 1867-1960».
В этих работах излагаются основные положения теории монетаризма.
Основывается на теоретическом положении о рынке как саморегулиру­
ющейся системе и количественной теории денег. Отстаивает положение
об ограниченном прямом воздействии государства на макроэкономиче­
ские процессы, отводя первостепенную роль денежно-кредитной поли­
тике. Для стимулирования деловой активности необходимо поддержи­
вать устойчивый (но низкий, не вызывающий инфляцию) темп роста
массы денег в обращении. Предлагается поддерживать темп прироста
денежной массы на уровне 3-5% в год. В противном случае нарушается
механизм частного предпринимательства, нарастает инфляция. Таким
образом, приоритет отдается регулируемому росту денежной массы, а не
стимулированию экономического роста и занятости.
Фридрих Август Хайек (1899-1992) - английский экономист, воз­
главлял Австрийский институт экономических исследований, профес­
сор Чикагского университета. К важнейшим открытиям Ф. Хайека мож­
но о т н е с т и : определение границ познания и принципиальных
возможностей целенаправленного воздействия на общественные яв­
ления, выяснение природы товарно-денежных отношений, форм и мас­
штабов государственного регулирования экономики, исследование
проблем взаимодействия хозяйственных, социальных и политических
институтов. В отличие от многих современных экономистов, он пытался
решать конкретные вопросы в контексте более общих теоретических,
методологических и нравственных проблем, проявляя большую эру­
дицию и склонность к философскому обоснованию своих идей.
Неоклассический синтез. (50-60-е гг.) Пол Антони Самуэльсон
(1915) - американский экономист, профессор экономики Массачуссет-
ского технологического университета. В разное время совмещал пре­
подавательскую деятельность с работой в различных государствен­
ных учреждениях (в 1961 -1968 гг. - советник Белого дома по вопросам
экономики), член Американской академии искусств, Американской
экономической ассоциации, Международной экономической ассоци­
ации, Американского эконометрического общества. Автор одного из
наиболее распространенных учебников «Экономикс». Теоретические
взгляды П. Самуэльсона базируются на соединении различных школ и
направлений экономической мысли на основе так называемого «нео­
классического синтеза». Стержневая концепция неоклассического
синтеза - синтез микроэкономических идей классиков и макроэконо­
мического анализа кеинсианства. Исходит из того, что в современных
экономических традиционных теориях господствуют два течения: нео­
классическое и кейнсианское направление. У каждого есть слабые и

378
Глава 15. Денежно-кредитная политика государства
сильные стороны. С точки зрения теории неоклассического синтеза,
основная задача экономической теории - поиск оптимального соче­
тания рыночного регулирования с государственным воздействием на
экономику, использование в период глубокого спада бюджетных ры­
чагов, в условиях подъема - кредитно-денежных.


Вопросы для повторения
1. «Долларизация» российской экономики: причины и последствия
для экономического развития страны.
2. Назовите основные цели денежно-кредитной политики государ­
ства.
3. Чем определяется спрос на деньги?
4. Какие процессы происходят в реальной экономике, если наруша­
ется равновесие на денежном рынке?
5. Как норма процента влияет на уровень инвестиционного спроса?
6. Опишите цепочку причинно-следственных связей между измене­
ниями в денежно-кредитной политике и изменением номинального объе­
ма ВНП:
а) с точки зрения кейнсианского подхода к данному вопросу;
б) с точки зрения монетаризма.
7. Сформулируйте «монетарное правило» М. Фридмена.
8. Чем обусловлена специфика денежно-кредитной политики госу­
дарства в России?

Примерный план лекции
1. Современные теории денег и денежно-кредитная политика госу­
дарства.
2. Понятие денежного рынка. Специфика спроса и предложения
денег. Графическое отображение спроса и предложения денег.
3. Денежно-кредитная политика государства: концептуальный
аспект.
4. Инструменты денежно-кредитного регулирования экономики и
особенности их использования в России.
5. Специфика современной денежно-кредитной политики России.

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
1. Кейнсианство и монетаризм: истоки противоречий.
2. Уравнение обмена и спрос на деньги.
3. Графическое отображение денежного рынка и определение равно­
весной «цены денег» при изменении спроса на деньги и их предложения
под влиянием денежно-кредитной политики государства.
4. Факторы, влияющие на спрос и предложение денег.

<< Пред. стр.

стр. 42
(общее количество: 71)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>