<< Пред. стр.

стр. 43
(общее количество: 71)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

5. Механизм денежно-кредитной политики государства. Инструмен­
ты и специфика их использования в различных странах.

379
Раздел III. Макроэкономика

ЛИТЕРАТУРА
Антонов Н.Г., Пессель МА. Денежное обращение, кредит и б а н к и . -
М., 1995.
Акулова Г.Н. Международные валютно-финансовые организации и
страны. - М., 1988.
Б а н к и и банковские операции / Под ред. Жукова Е.Ф. - М., 1997.
Б а н к и на развивающихся рынках: В 2-х т . - М., 1994.
Банковская система России. - М., 1995.
Банковский портфель 1. - М., 1994.
Банковское дело /Под ред. Колесникова В.И., Кроливецкой Л . П . -
М., 1995.
Бор М.З., Пятенко В.В. Менеджмент банков: организация, страте­
гия, планирование. - М., 1997.
Букато В.И., Львов Ю.И. Банки и банковские операции в России /
Под ред. Лалидуса М.Х. - М., 1996.
Бухвальд Б. Техника банковского дела. - М., 1995.
Василишен Э.Н. Регулирование деятельности коммерческого банка. -
М., 1995.
Волынский B.C. Кредит в условиях современного капитализма. - М.,
1991.
Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. - М.,
1999.
Долан Э. и др. Деньги, банковское дело и кредитно-денежная полити­
ка. - М. - СПб., 1994.
Долан ЭД. Макроэкономика. - СПб., 1994.
Жуков Е.Ф. Банки и банковские операции. - М, 1997.
Зайдель X., Теммен Р. Основы учения об экономике / Пер. с нем. -
М., 1994.
Камаев ВД. и коллектив авторов. Учебник по основам экономичес­
кой теории. - М., 1999.
Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег / П е р . с
англ. - М . , 1978.
Лэйард Р. Макроэкономика: Курс лекций для российских читателей
/ П е р . с англ. - М., 1994.
Матук Жан. Финансовые системы Франции и других стран. - М.,
1994.
М е ж д у н а р о д н ы е в а л ю т н о - ф и н а н с о в ы е о т н о ш е н и я / Под ред.
Л.Н.Красавиной. - М . , 1998.
Матук Жан. Финансовые системы Франции и других стран. - М.,
1994.
Носкова ИЛ. Международные валютно-кредитные отношения. - М.,
1995.
Нуреев P.M. Деньги, банки и денежно-кредитная политика. - М.,
1995.
Общая теория денег и кредита: Учебник / Под ред. Е.Ф. Жукова -
М., 1995.
Поляков В.П., Московкина Л А. Структура и функции Центральных
банков: зарубежный опыт. - М., 1996.
Рузавин Г.И., Мартынов В.Т. Курс рыночной экономики. - М., 1994.

380
Глава 16. Финансовая система. Финансовая политика государства
СинкиДж.Ф. Управление финансами в коммерческих банках /Пер. с
англ., под ред. Ливаты Р.Я., Пинскера Б.С. - М., 1994.
Усоскин В.М. Денежный мир Милтона Фридмена. - М., 1989.
Фишер С. и др. Экономика. - М., 1994.
Финансы. Денежное обращение. Кредит / Под ред. Л.А. Дробози-
н о й . - М . , 1999.
Фридмен М. Если бы деньги заговорили... - М., 1999.
Харрис Л. Денежные теории. - М., 1990.
Ширинская Е.Б. Операции коммерческих банков. - М., 1996.



Глава 16. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА
И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

§ 1 .Сущность и функции финансов

• Основные понятия финансов
Финансы - это система экономических отношений, которые
возникают между государством, юридическими и физически­
ми лицами, между отдельными государствами по поводу фор­
мирования, распределения и использования фондов денежных
средств. Иными словами, денежные отношения, реализация
которых происходит через особые фонды, - это финансовые
отношения.
Таким образом, финансы - неотъемлемая часть денежных
отношений. Однако не всякие денежные отношения являются
финансовыми отношениями. Финансы отличаются от денег как
по содержанию, так и по выполняемым функциям.
Финансы - экономический инструмент распределения и пе­
рераспределения валового внутреннего продукта, орудие кон­
троля за образованием и использованием фондов денежных
средств.
Сущность финансов проявляется в их функциях: распреде­
лительной, контрольной, стимулирующей, фискальной.
Распределительная функция финансов заключается в обеспе­
чении субъектов хозяйствования необходимыми финансовыми ре­
сурсами, которые используются в форме денежных фондов целе­
вого назначения. Посредством налогов в государственном бюджете
концентрируются средства, направляемые затем на решение на­
роднохозяйственных проблем, как производственных, так и со­
циальных, финансирование крупных межотраслевых, комплек­
сных целевых программ - научно-технических, экономических

381
Раздел III. Макроэкономика

и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть при­
были предприятий, фирм, доходов граждан, направляя ее на раз­
витие производственной и социальной инфраструктуры, на инве­
стиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными
сроками окупаемости затрат.
Финансы, связанные с движением стоимости общественно­
го продукта, выраженного в денежной форме, обладают свой­
ством количественно (через финансовые ресурсы и фонды) ото­
бражать воспроизводственный процесс в целом и различные его
фазы. Это позволяет систематически контролировать склады­
вающиеся в обществе экономические пропорции, что отражает
другую функцию финансов - контрольную.
Стимулирующая функция финансов проявляется в следу­
ющем: маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафа­
ми, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя
другие налоги, государство создает условия для ускоренного
развития определенных отраслей и производств, способствует
решению актуальных для общества проблем. С помощью нало­
гов, льгот, санкций государство может стимулировать техни­
ческий прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные
вложения в расширение производства.
Выполнение финансами фискальной функции связано с тем,
что с помощью налогов достигается изъятие части доходов пред­
приятий и граждан для содержания государственного аппара­
та, обороны страны и той части непроизводственной сферы,
которая либо вообще не имеет собственных источников дохо­
дов (библиотеки, архивы), либо обладает недостаточными ис­
точниками доходов для обеспечения должного уровня разви­
тия (фундаментальная наука, театры, музеи).
• Понятие финансовой системы государства и ее структура
Совокупность финансовых отношений национальной эконо­
мики образует финансовую систему государства. С точки зре­
ния социально-экономических отношений, она складывается
из централизованных, децентрализованных финансов и финан­
сов домохозяйств.
Централизованные финансы - это государственная бюджет­
ная система, государственный кредит, специальные внебюд­
жетные фонды, фонды имущественного и личного страхования.
Они используются в качестве инструмента регулирования на­
циональной экономики в целом, решения целого ряда важней­
ших экономических и социальных задач.

382
Глава 16. Финансовая система. Финансовая политика государства
Децентрализованные финансы - финансы фирм и предпри­
ятий различных форм собственности. Это финансовые отноше­
ния между юридическими лицами, юридическими лицами и
государством, юридическими и физическими лицами. В своей
стимулирующей функции они используются для регулирова­
ния экономических и социальных отношений в рамках отдель­
ных хозяйственных субъектов. Финансы фирм, предприятий
и отраслей народного хозяйства составляют основу финансов.
Здесь формируется подавляющая часть финансовых ресурсов.
От состояния финансов предприятий различных форм собствен­
ности во многом зависит общее финансовое положение страны.
В условиях рыночных отношений предприятия осуществ­
ляют свою деятельность на основе коммерческого расчета, при
котором доходы должны соответствовать расходам, а главным
источником производственного и социального развития коллек­
тивов является прибыль. За счет прибыли формируются про­
изводственные и социальные фонды, средства для инвестиро­
вания. Используются, в том числе, и ресурсы финансового
рынка.
Финансы домохозяйств - это личные финансы, т.е. финан­
совые отношения между физическими лицами, совместно про­
живающими и ведущими общее хозяйство. (В отличие от се­
мьи, домохозяйство может включать, кроме родственников,
также людей, которые полностью или частично вносят свою
долю в бюджет домохозяйства, а также состоять и из одного
человека, обеспечивающего себя материально.)
Каждый элемент финансовой системы особым образом вли­
яет на производство, имеет свои, присущие ему функции. Так,
с помощью централизованных финансов мобилизуются ресур­
сы в основной централизованный фонд государства и происхо­
дит их распределение и перераспределение между отраслями
национального хозяйства, экономическими регионами, отдель­
ными группами населения. Внебюджетные фонды в рамках
централизованных финансов имеют строго целевое назначение:
крупнейший социальный Пенсионный фонд РФ мобилизует
средства на выплату пенсий гражданам страны. Фонды имуще­
ственного и личного страхования предназначены для возмеще­
ния ущерба, нанесенного стихийными бедствиями предприя­
тиям и населению, а также для выплаты застрахованному лицу
или его семье материального обеспечения при наступлении
страхового случая. Государственный кредит как элемент цент­
рализованных финансов представляет собой форму кредитных

383
Раздел III. Макроэкономика

отношений между государством и юридическими и физически­
ми лицами, при которых государство выступает, главным об­
разом, в качестве заемщика средств.
Финансы фирм обслуживают производство. При их участии
создается ВНП, распределяемый внутри фирм и отраслей на­
родного хозяйства.
Финансы домохозяйства являются материальной основой
их жизни, так как предполагают контроль за предстоящими
доходами и расходами в рамках отдельной экономической
ячейки общества.
Таким образом, каждое звено финансовой системы представ­
ляет собой определенную сферу финансовых отношений, а фи­
нансовая система в целом - совокупность различных сфер фи­
нансовых отношений, в процессе которых образуются и
используются фонды денежных средств.
С точки зрения макроэкономического анализа и роли госу­
дарства в развитии национальной экономики, особое значение
имеют государственные финансы. Принципом их построения,
характерным для финансовых систем современных развитых
стран, является фискальный федерализм, при котором осуще­
ствляется четкое разграничение функций между различными
уровнями системы. В соответствии с данным принципом в уни­
тарных государствах местные бюджеты не входят в государ­
ственный бюджет, в федеративных государствах местные бюд­
жеты не входят в бюджеты членов федерации, а последние не
включаются в государственный федеральный бюджет.
В результате проведенных реформ в области финансов госу­
дарственные финансы РФ также строятся в соответствии с
принципом фискального федерализма.
• Бюджетная система РФ
Рассмотрим государственную бюджетную систему России в
рамках централизованных финансов.
Бюджетное устройство представляет собой организацион­
ные принципы построения бюджетной системы, ее структуру,
взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов. Бюджетное устрой­
ство определяется государственным устройством - в унитарных
государствах это два уровня: государственный и местные бюд­
жеты, в федеральных - 3 звена: федеральный бюджет, бюдже­
ты членов федерации и местные бюджеты. Бюджеты нижесто­
ящих органов самоуправления не входят своими доходами и
расходами в бюджеты вышестоящих уровней.

384
Глава 16. Финансовая система. Финансовая политика государства
В соответствии с Федеральным законом «Об основах бюд­
жетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» бюджет­
ная система нашей страны представляет собой совокупность
бюджетов трех уровней - федерального, субъектов Федерации
и административно-территориальных образований. Бюджетная
система РФ основывается на экономических отношениях и
принципах единства, полноты, реальности, гласности и само­
стоятельности трех бюджетов.
В бюджетную систему Российской Федерации (консолиди­
рованный бюджет) в качестве самостоятельных частей вклю­
чаются:
- Федеральный бюджет;
- 21 бюджет субъектов федерации; 55 краевых и областных
бюджета, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга;
10 окружных бюджетов автономных округов и бюджет Еврей­
ской автономной области;
- около 29 тысяч местных бюджетов (городских, районных,
сельских).
Все эти бюджеты функционируют автономно, каждый из
них имеет законодательно определенный источник доходов и
направления расходования средств. Так, правительство полно­
стью независимо в целях, касающихся нации в целом: расхо­
дах на оборону, космос. Местные органы власти финансируют
развитие школ, охрану общественного порядка и т.п.
Ведущим звеном государственной бюджетной системы яв­
ляется государственный (федеральный) бюджет - основной фи­
нансовый план формирования и использования централизован­
ного денежного фонда государства. Именно с его помощью
государство осуществляет в основном территориальное и ме­
жотраслевое распределение и перераспределение валового на­
ционального продукта (до 40% национального дохода).
Основными доходами государственного бюджета выступа­
ют налоги и неналоговые платежи. За государственным бюд­
жетом в РФ (так же, как и в странах с развитой рыночной эко­
номикой) закреплены главные налоги - налог на прибыль
юридических лиц, акцизы, НДС, таможенные пошлины. К на­
логовым доходам государственного бюджета относятся также
штрафы и пени, уплаченные за нарушение налогового законо­
дательства. К неналоговым доходам относятся как обязатель­
ные платежи: доходы от использования имущества, находяще­
гося в федеральной собственности, доходы от продажи
принадлежащего государству имущества, доходы от реализа-

385
Раздел III. Макроэкономика

ции государственных запасов, доходы от внешнеэкономичес­
кой деятельности, - так и штрафы, взимание которых не свя­
зано с налоговым законодательством, доходы от продажи кон­
фискованных товаров и т.п.
В соответствии с Конституцией и законами РФ доходная
часть территориальных бюджетов должна состоять из закреп­
ленных и регулирующих доходов, дотаций и субвенций, кре­
дитных ресурсов.
Закрепленные доходы поступают полностью в соответству­
ющие бюджеты (налогом субъекта Федерации является налог
на имущество предприятий; местные налоги; налог на имуще­
ство физических лиц; земельный налог и т.п.).
Регулирующие доходы - средства, передаваемые из выше­
стоящего бюджета в нижестоящий, сверх закрепленных до­
ходов для покрытия его расходов, исходя из размеров процен­
тных отчислений.
Дотации - твердые суммы, передаваемые вышестоящими
бюджетами нижестоящим для пополнения доходов и миними­
зации дефицита бюджета.
Субвенции представляют собой средства строго целевого на­
значения, также передаваемые в нижестоящие бюджеты.
Кредитные ресурсы - средства, передаваемые на возмезд­
ной основе под проценты или без них.
Функции по составлению и исполнению бюджетов закреп­
лены за органами исполнительной власти. Рассмотрением и ут­
верждением бюджета занимаются законодательные органы
власти. В соответствии с законами правительство Российской
Федерации принимает постановление о разработке бюджетной
системы на предстоящий финансовый год (в России это кален­
дарный год). Далее организуется работа по составлению проек­
та бюджета: прогнозируется социально-экономическое разви­
тие, прорабатываются и согласовываются основные показатели
развития.
• Государственный бюджет Российской Федерации,
его расходы и доходы
Главным звеном российской бюджетной системы является
Федеральный бюджет Российской Федерации. В нем аккуму­
лируется основная часть ресурсов бюджетной системы страны.
Централизация средств в Федеральном бюджете дает возмож­
ность маневрировать ресурсами, направлять их на определяю­
щие участки экономического и социального развития, осуще-
386
Глава 16. Финансовая система. Финансовая политика государства

ствлять единую социально -экономическую политику в стра­
не.
При переходе к рынку средства государственного бюджета
должны направляться прежде всего на финансирование струк­
турной перестройки экономики, решение целевых программ,
социальную защиту наименее обеспеченных слоев населения.
Учитывая ситуацию, сложившуюся в настоящее время в на­
шей стране, следует отметить задачи, которые выполняет рос­
сийский бюджет на данном этапе развития экономики:
- преодоление последствий финансового кризиса, поддер­
жание уровня жизни населения и обеспечение функциониро­
вания реального сектора экономики;
- прекращение спада экономики и обеспечение экономичес­
кого роста;
- стабилизация кредитно- денежной системы и курса рубля;
- снижение налоговой нагрузки, создание льготных усло­
вий для производственного инвестирования, повышения уров­
ня собираемости налогов;
- осуществление реструктуризации государственного дол­
га РФ;
- минимизация государственных заимствований Российс­
кой Федерации на финансовых рынках и сокращение дефици­
та государственного бюджета;
- снижение неплатежей, сокращение ненадежных форм рас­
четов, в том числе с использованием бартера;
- полномасштабный переход на казначейскую систему ис­
полнения федерального бюджета, переход на эту систему ис­
полнения бюджетов субъектов Российской Федерации, местных
бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
- полное исполнение государством своих обязательств.
Бюджет Российской Федерации как основной финансовый
план государства основывается на показателях прогноза соци­
ально-экономического развития страны на очередной год. Об­
щие показатели и структура доходов и расходов связываются с
объемом общественного производства и определяются налого­
вой системой и экономической политикой государства.
Государственный бюджет взаимосвязан с финансовыми пла­
нами предприятий и организаций, денежными доходами и рас­
ходами населения.
Доходы Федерального бюджета формируются за счет:
- налога на прибыль (доход) предприятий и организаций - по
установленным ставкам в соответствии с законодательством РФ;

387
Раздел III. Макроэкономика

- подоходного налога с физических лиц;
- налога на игорный бизнес;
- НДС на товары, производимые на территории РФ;
- НДС на товары, ввозимые на территорию РФ;
- акцизов на нефть, природный газ, легковые автомобили,
бензин автомобильный, спирт этиловый;
- лицензионных и регистрационных сборов;
- налога на покупку иностранных денежных знаков и пла­
тежных документов, выраженных в иностранной валюте;
- единого налога на вмененный доход для определенных ви­
дов деятельности;
- налога на операции с ценными бумагами;
- платежей за пользование недрами;
- платежей за пользование лесным фондом;
- платы за пользование водными объектами;
- земельного налога и арендной платы за земли городов,
поселков и земли сельскохозяйственного назначения в частях,
аккумулируемых в федеральном бюджете для финансирования
централизованных мероприятий;
- платы за нормативные и сверхнормативные выбросы и
сбросы вредных веществ;
- таможенных пошлин и таможенных сборов и иных тамо­
женных платежей, доходов от внешнеэкономической деятель­
ности;
- государственной пошлины;
- дивидендов по акциям, находящимся в федеральной соб­
ственности;
- прибыли Центрального Банка РФ;
- консульского сбора, взимаемого на территории РФ;
- прочих налогов, сборов, пошлин и других платежей.
Налоговые доходы составят 84% Федерального бюджета, не­
налоговые доходы - 7%, доходы целевых бюджетных фондов -
9%.
Неналоговые доходы складываются из доходов от внешне­
экономической деятельности, а также доходов от имущества,

<< Пред. стр.

стр. 43
(общее количество: 71)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>