<< Пред. стр.

стр. 45
(общее количество: 71)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

налоговые органы РФ, их права и обязанности, органы налого­
вой полиции и их полномочия и т.д. Принята вторая часть Ко­
декса, где утверждены налоговые ставки, льготы и пр.

397
Раздел Ш. Макроэкономика
• Основные налоги
Остановимся подробнее на анализе основных видов налогов
в РФ.
Подоходные налоги. Практика подоходного налогообложе­
ния различает: валовой доход, вычеты и облагаемый доход.
Валовой доход - это сумма доходов, полученных из различных
источников. Законодательно, практически во всех странах, из
валового дохода разрешает вычесть производственные, транс­
портные, командировочные и рекламные расходы. Кроме того,
к вычетам относятся различные налоговые льготы: необлагае­
мый минимум, суммы пожертвований, льготы, например, для
инвалидов, пенсионеров и т.п. Таким образом, облагаемый до­
ход = валовой доход - вычеты.
В подоходном налогообложении различают подоходный на­
лог с физических лиц и подоходный налог с юридических лиц.
Подоходный налог с физических лиц относится к прямым
налогам с прогрессивной ставкой налогообложения. Прогрес­
сия в личном налогообложении позволяет сглаживать неравен­
ство в доходах в условиях рыночной экономики.
Рис. 16.2 в несколько преувеличенном виде показывает, в
какой мере прогрессивные ставки налога могут повлиять на
уменьшение неравенства в доходах.
Обратите внимание на то, как сужается площадь, отобра­
жающая неравенство в доходах: прогрессия в подоходном
налогообложении перемещает линию неравномерного распре­
деления доходов влево, ближе к линии равномерного распре­
деления доходов (линия под углом в 45°).
Плательщиками подоходного налога с физических лиц в РФ
являются физические лица, как имеющие, так и не имеющие


внп, % Линия равномерного
распределения налогов
До уплаты налогов
После уплаты налогов




О 100% Население

Рис. 16.2. Влияние прогрессивного налога на неравенство в доходах

398
Глава 16. Финансовая система. Финансовая политика государства
постоянного местожительства в РФ (включая граждан иност­
ранных государств).
Объектом налогообложения является совокупный доход, по­
лученный в календарном году: у физических лиц, имеющих по­
стоянное местожительство в РФ, от источников в РФ и за ее
пределами, у физических лиц, не имеющих постоянного мес­
тожительства в РФ, от источников только в РФ.
При налогообложении учитывается весь совокупный доход,
полученный как в денежной (в национальной российской или
иностранной валюте), так и в натуральной форме. При этом
доход в натуральной форме учитывается в составе совокупного
дохода исходя из цен, сложившихся на рынке на соответ­
ствующие товары. В совокупный годовой доход в целях
налогообложения включаются доходы, полученные по месту ос­
новной работы гражданина, на основе трудовых и приравнен­
ных к ним соглашений, на одном предприятии, включая рабо­
ты, выполненные по совместительству, а также по отдельным
гражданско-правовым договорам. При этом учитываются все
выплаты: заработная плата, премии, подарки, вознаграждения,
бесплатное питание, льготные проездные билеты, оплата ком­
мунально-бытовых услуг и т.п.
Подоходный налог с юридических лиц - налог на прибыль
(доход) фирм (предприятий). Уровень ставок по этому прямо­
му налогу, механизм его функционирования в РФ примерно со­
ответствует аналогичным налогам в других странах. Вместе с
тем, система функционирования этого налога отличается ря­
дом особенностей, связанных с российской спецификой.
Плательщиками налога являются все юридические лица, но
также и филиалы фирм, предприятий и организаций, имею­
щие отдельный счет и баланс. ,
Объектом налогообложения является их валовая прибыль,
представляющая собой сумму прибыли от реализации продук­
ции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества и дохо­
дов от внереализационной деятельности, уменьшенных на сум­
му расходов по этим операциям.
В России ставка налога на прибыль предприятий меняется
в зависимости от сферы деятельности. Предприятия и орга­
низации, занимающиеся производственной деятельностью,
платят начиная с 1994 года в федеральный бюджет налог на
прибыль по ставке 1 3 % . В регионах органы государственной
власти могут самостоятельно устанавливать ставку налога на
прибыль, зачисляемого в свои бюджеты, но не более 22% для

399
Раздел III. Макроэкономика
предприятий и организаций и не более 30% для банков и стра­
ховых организаций (всего - 35-42%). Для фирм, занимающих­
ся посреднической деятельностью, эти ставки выше, а по дохо­
дам от казино, видиотек и т.п. ставки могут доходить до 80%
от прибыли.
Другой по значимости вид налога, применяемый в большин­
стве стран с рыночной экономикой, - это налог на добавлен­
ную стоимость (НДС). В среднем ставки этого налога по отдель­
ным странам не превышают 2 5 % .
НДС охватывает практически все виды товаров и услуг, по­
этому при относительно низких ставках пополняет казну луч­
ше других видов налогов. Кроме того, НДС позволяет гибко ба­
лансировать бюджетные расходы и доходы при инфляционном
росте цен, их либерализации.
НДС имеет преимущества как для государства, так и для на­
логоплательщиков: от него труднее уклониться, с ним связано
меньше экономических нарушений, он повышает заинтересо­
ванность в росте доходов, а для налогоплательщиков, кроме
того, предпочтительнее налогообложение расходов, а не дохо­
дов.
Для России этот налог является «новым» налогом, так как
он был введен с 1 января 1992 г., хотя более чем в 40 странах, в
том числе и в 17 европейских, он используется уже более 30 лет.
В чем же суть налога на добавленную стоимость?
НДС представляет собой изъятие в бюджет части прироста
стоимости, созданной в процессе производства товаров, работ
и услуг, и вносится в бюджет по мере их реализации. Налог взи­
мается с разницы между отпускной ценой и издержками про­
изводства до данной стадии движения товаров, т.е. фактичес­
ки на каждой технологической стадии движения товара к
потребителю.
НДС - показательный пример того, как может осуществлять­
ся перераспределение налогового бремени: субъект налога и но­
ситель налога не совпадают. Налогоплательщик по закону
(субъект налога) стремится к тому, чтобы переложить налог либо
«вперед» - на покупателей своих товаров и услуг, повышая цену
этих товаров и услуг в соответствии с размером налога, либо «на­
зад» - на лиц, у которых он сам покупает товары и услуги, упла­
чивая им меньше, т.е. столько, сколько он заплатил бы, если бы
налога не существовало.
Фактически НДС - это налог на потребителей, поскольку в
условиях свободных цен ничто не мешает продавцам товаров
400
Глава 16. Финансовая система. Финансовая политика государства

и услуг компенсировать налоговые потери за счет роста цен.
Фирмы являются здесь лишь своего рода сборщиками налогов.
Еще одной особенностью НДС является то, что это внутрен­
ний налог - при вывозе товаров за границу его величина долж­
на компенсироваться покупателю.
С 01.01.92 до 31.12.92 г. НДС в России взимался по ставке
28% к облагаемому обороту по товарам (работам, услугам), ре­
ализуемым по свободным ценам и тарифам, а также по продук­
ции топливно-энергетического комплекса и услугам производ­
ственно-технического назначения, а по товарам, реализуемым
по государственным регулируемым ценам и тарифам, по став­
ке 21,88% (производная от 28%). Специалисты считали эти
ставки исключительно высокими и предсказывали их сниже­
ние вследствие ценового шока и сокращения производства.
С 1 января 1993 г. ставки были снижены. До 10% была сни­
жена ставка налога на все продовольственные товары и отдель­
ные товары детского ассортимента. Некоторые товары и услуги
НДС не облагаются, например услуги городского пассажир­
ского транспорта, товары, экспортируемые за пределы РФ и т.д.
По остальным товарам, а также по выполняемым работам и
услугам действует ставка НДС в размере 20%.
Акцизы. Новым элементом налоговой системы РФ, наряду
с налогом на добавленную стоимость, являются акцизы. Как и
другие косвенные налоги, акцизы включаются в цену товара и оп­
лачиваются покупателем данного товара. Однако диапазон дей­
ствия акцизов невелик - это в основном избранные товары, по­
этому у потребителя появляется возможность переориентации на
замещающие товары и таким образом «ухода» от уплаты этих на­
логов. В России к подакцизным товарам относятся винно-водоч­
ные изделия, пиво, табачные изделия, легковые автомашины,
ювелирные изделия, меха, изделия из натуральной кожи и т.д.
С помощью акцизов в государственный бюджет изымается
часть стоимости (цены) товара, которая не отражает ни эффек­
тивности его производства, ни потребительских свойств, а яв­
ляется следствием особых условий его производства и реализа­
ции. Если бы эта часть цены не изымалась в бюджет, то
фирмы-изготовители соответствующей продукции получали бы
незаслуженно высокую прибыль. Это относится к легковым ав­
томобилям, табачным и ликеро-водочным изделиям и другим
подакцизным товарам.
Ставки акцизов устанавливаются в процентах по отноше­
нию к свободным отпускным ценам, включающим издержки
401
Раздел III. Макроэкономика
производства, прибыль и сумму акциза. При этом ставки рас­
считаны таким образом, чтобы после изъятия акциза оставша­
яся в цене прибыль обеспечивала нормально работающему пред­
приятию рентабельность 25% и более. С учетом этого ставки
акцизов дифференцированы от 10 до 90%.
Налог на имущество юридических лиц. Плательщиками
налога являются юридические лица, включая банки и кредит­
ные учреждения, филиалы, в том числе с иностранными инве­
стициями.
Объектом налогообложения являются основные средства
(включая долгосрочно арендуемые с правом последующего вы­
купа), нематериальные активы, запасы и затраты в стоимост­
ном выражении, находящиеся на балансе.
Мы живем в сегодняшнем дне и стремимся к уменьшению
налогового бремени. Как этого добиться? Законным способом
является внимательное изучение имеющихся льгот по налого­
обложению.
Российским законодательством установлено множество са­
мых разнообразных льгот для различных категорий населения.
Предусмотрены следующие виды льгот:
- необлагаемый минимум объекта налогообложения (напри­
мер, необлагаемый минимум при подоходном налоге с физиче­
ских лиц);
- изъятие из обложения отдельных элементов объекта на­
логообложения (например, акцизами не облагаются подакциз­
ные товары, экспортируемые за пределы РФ, кроме экспорта в
страны СНГ; или существует целый ряд доходов, которые не
включаются в совокупный годовой доход);
- освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или ка­
тегорий плательщиков (так, существует определенная законом
категория населения, которая освобождена от уплаты налогов
на имущество физических лиц и земельного налога);
- понижение налоговых ставок (например, ставки налога
на прибыль юридических лиц понижаются на 50%, если из об­
щего числа их работников инвалиды составляют не менее 50%)
либо инвалиды и (или) пенсионеры - не менее 70%;
- вычет из налогового оклада, т.е. из налоговых платежей
за расчетный период (так, законом установлены граждане, для
которых определено, что их совокупный годовой доход, полу­
ченный в налогооблагаемом периоде, при расчете подоходного
налога уменьшается на сумму дохода, не превышающего за
каждый полный месяц, в течение которого получен доход,

402
Глава 16. Финансовая система. Финансовая политика государства

трех - или пятикратного установленного законом размера ми­
нимальной месячной оплаты труда);
- целевые налоговые льготы (обычно в пределах суммы на­
логовых поступлений в региональный бюджет) могут предос­
тавляться любому юридическому лицу органами исполнитель­
ной власти субъекта РФ на взаимовыгодной основе;
- налоговый кредит (отсрочки взимания налогов) предостав­
ляется на условиях срочности, платности и возвратности по до­
говору между юридическим лицом и региональным налоговым
органом. Этот кредит носит инвестиционный характер, т.е. при­
зван стимулировать инвестиционные и инновационные затраты;
- прочие налоговые льготы.
Предельный размер ставки по данному налогу не может пре­
вышать 2% . Конкретные же ставки определяются в зависимо­
сти от видов деятельности и устанавливаются органами власти
субъектов федерации. Устанавливать ставку для отдельных
фирм не разрешено. Если субъекты федерации не приняли спе­
циального решения об уровне ставки, то она берется 2 % . Но
практика показывает, что в большинстве территорий ставка
установлена меньше 2% (в Москве - 1,5%).
Как отмечалось выше, разработчики налоговой системы
в России пошли по пути введения большого количества разно­
образных налогов. Так, в соответствии со специальными зако­
нами облагаются налогом доходы кредитных организаций, до­
ходы от страховой деятельности, от эмиссии и продажи ценных
бумаг. Существуют специальные отчисления во внебюджетные
фонды. Особый порядок действует по отчислениям в дорожные
фонды. Существует налог на наследования и дарения и целая
гамма местных налогов (курортный сбор, налог на рекламу,
целевой сбор на содержание милиции и объектов жилищно-со-
циальной сферы, налог на перепродажу автомобилей, различ­
ные регистрационные сборы и т.п.).


§ 3. Бюджетный дефицит и государственный долг
• Дефицит бюджета
Дефицит бюджета и величина государственного долга - это
важнейшие показатели состояния экономики, поэтому данной
проблеме традиционно уделяется большое внимание.
Б ю д ж е т н ы й процесс п р е д п о л а г а е т б а л а н с и р о в а н и е
государственных доходов и расходов. Несбалансированность

403
Раздел III. Макроэкономика
бюджета означает количественное неравенство между дохо­
дами и расходами бюджета. Величина превышения расходов
бюджета над его доходами называется «бюджетным дефи­
цитом».
Следует заметить, что несбалансированный бюджет может
привести и к возникновению профицита, т.е. превышению до­
хода бюджета над его расходами. Однако на практике почти во
всех странах в настоящее время имеет место значительное по
своим масштабам превышение государственных расходов над
доходами. Следствием этого является стремительный рост бюд­
жетных дефицитов.
Причин тому множество (спад общественного производства,
массовый выпуск «пустых» денег, неоправданно возросшие зат­
раты на финансирование ВПК, значительные социальные про­
граммы, крупномасштабный оборот «теневого» капитала, ог­
ромные непроизводительные расходы, потери, приписки,
хищения и т.п.), но важнейшее значение имеет возрастание
роли государства в различных сферах жизни, расширение его
экономических, социальных функций, увеличение военных
расходов, численности госаппарата.
Бюджетный дефицит, несомненно, относится к так называ­
емым «негативным экономическим категориям» типа инфля­
ции, кризиса, безработицы, которые я в л я ю т с я , однако,
неотъемлемыми элементами экономической системы.
Следует заметить, что бездефицитность бюджета еще не оз­
начает «здоровья» экономики. Надо четко представлять, какие
процессы протекают внутри самой финансовой системы, какие
изменения воспроизводственного цикла отражают дефицит
бюджета. Вместе с тем, любое государство стремится если не
покрыть полностью, то частично уменьшить дефицит бюджета.
Существует несколько традиционных способов покрытия
бюджетного дефицита - это государственные займы и ужесто­
чение налогообложения. Но есть и третий способ, предусмат­
ривающий увеличение денежной массы в обращении, - это соб­
ственное производство денег, или «сеньораж». «Сеньораж»
сегодня не принимает форму простого печатания денег, так как
это слишком явно связано с инфляцией. В настоящее время
«сеньораж» реализуется посредством создания резервов ком­
мерческих банков. Предположим, что Казначейству США не­
обходимо 100 млн. долл. на покрытие определенных правитель­
ственных расходов. Оно печатает на эту сумму казначейские
векселя и продает их ФРС, которая покупает их, расплачива-
404
Глава 16. Финансовая система. Финансовая политика государства
ясь за векселя размещением кредита за счет Казначейства.
Казначейство, в свою очередь, выписывает чеки на этот счет.
Получатели чеков вкладывают полученные средства в коммер­
ческие банки. По окончании процесса клиринга чеков оказы­
вается, что создано на 100 млн. долл. новых банковских резер­
вов. Они и становятся основой многократного увеличения
количества денег в обращении.
• Государственный долг
Сумма накопленных за определенный период времени бюд­
жетных дефицитов образует государственный долг. Различа­
ют внешний и внутренний государственный долг.
Внешний государственный долг - это долг иностранным
государствам, организациям и отдельным лицам. Этот долг -
наибольшее бремя для страны, так как необходимо отдавать
ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы опла­
тить проценты по долгу и сам долг.
Внутренний долг - это долг государства своему населению.
В соответствии с законодательством РФ, государственным внут­
ренним долгом РФ являются долговые обязательства прави­
тельства РФ, выраженные в национальной валюте, перед юри­
дическими и физическими лицами. Долговые обязательства
могут иметь форму кредитов, полученных правительством, го­
сударственных займов, осуществленных посредством выпуска
ценных бумаг от имени правительства, других долговых обя­
зательств, гарантированных правительством.
Управление и обслуживание внутреннего и внешнего дол­
гов Российской Федерации возложено на Центральный банк РФ
и Федеральное казначейство при Министерстве финансов Рос­
сийской Федерации. Все затраты по обслуживанию долга осу­
ществляются за счет республиканского бюджета.
Назовем основные государственные долговые обязатель­
ства, которые обеспечиваются Правительством Российской Фе­
дерации:
- государственные краткосрочные облигации (сроком на 3,
6, 12 месяцев);
- государственные долгосрочные облигации (сроком до
30 лет);
- облигации внутреннего государственного валютного займа;
- казначейские векселя и обязательства.
Нарастание внутреннего долга менее опасно для националь­
ной экономики по сравнению с ростом ее внешнего долга. Утеч-
405
Раздел III. Макроэкономика

ки товаров и услуг при погашении внутреннего долга не проис­
ходит, однако возникают определенные изменения в экономи­
ческой жизни, последствия которых могут быть значительны­
ми. Это связано с тем, что погашение государственного
внутреннего долга приводит к перераспределению доходов внут­
ри страны.
Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связа­
ны, так как, во-первых, государственный займ - важнейший
источник покрытия бюджетного дефицита; во-вторых, опреде­
лить, насколько опасен тот или иной размер дефицита бюдже­
та, невозможно без анализа величины государственного долга.
С другой стороны, для оценки величины государственного долга
необходимо исследование роста бюджетного дефицита.
Как государственный долг и его рост влияют на функцио­
нирование национальной экономики? Обычно в государствен­
ном долге видятся две опасности: банкротство нации и опас­
ность переложения налогового бремени на будущие поколения.
По поводу первой «опасности» можно отметить следующее:
никто не может запретить правительству выполнять свои обя­
зательства по обслуживанию государственного долга. Эти фи­
нансовые обязательства складываются из: рефинансирования,
взимания новых налогов (с целью получения достаточных до­
ходов для выплаты процентов по долгу и основной его суммы),
выпуска в обращение новых денег.
Что касается второй «опасности», то специфика внутренне­
го долга такова, что страна как бы должна сама себе. В боль­
шинстве случаев внутренний долг - это только отношения меж­
ду г р а ж д а н а м и страны. Он я в л я е т с я одновременно и
государственным кредитом.
• Макроэкономические последствия бюджетного дефицита
и государственного долга: различные точки зрения на проблему
В современной экономической науке существуют две раз­
личные точки зрения на проблему бюджетного дефицита, го­
сударственного долга и их макроэкономических последствий.
Большинство экономистов считает, что дефицит бюджета и го­
сударственный долг оказывают существенное влияние на раз­
витие экономической системы, а именно - рост бюджетного
дефицита и государственного долга влекут за собой реальные
негативные последствия.
Во-первых, выплата процентов по государственному долгу
увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная

406
Глава 16. Финансовая система. Финансовая политика государства
часть государственных обязательств сконцентрирована в руках
у наиболее состоятельной части населения. Погашение государ­
ственного внутреннего долга приводит к тому, что деньги

<< Пред. стр.

стр. 45
(общее количество: 71)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>