<< Пред. стр.

стр. 46
(общее количество: 71)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

из карманов менее обеспеченных слоев населения переходят
к более обеспеченным, т.е. тот, кто владеет облигациями, ста­
новится еще богаче.
Во-вторых, повышение ставок налогов (как средство вып­
латы государственного внутреннего долга или его уменьшения)
может подорвать действие экономических стимулов развития
производства, снизить интерес к вложениям в новые рискован­
ные программы и т.д., а также усилить социальную напряжен­
ность в обществе.
В-третьих, существование внешнего долга предполагает пе­
редачу (при погашении этого долга) части созданного внутри
страны продукта за рубеж.
В-четвертых, рост внешнего долга безусловно снижает меж­
дународный авторитет страны.
В-пятых, когда правительство берет займ на рынке капита­
лов для рефинансирования долга или уплаты процентов по
государственному долгу, это неизбежно приводит к увеличению
ставки процента на капитал. Рост процентной ставки, в свою
очередь, влечет за собой снижение капитализированной стоимо­
сти, сокращение частных плановых инвестиций. В результате
этого последующие поколения могут унаследовать экономику
с уменьшающимся производственным потенциалом и всеми вы­
текающими отсюда отрицательными последствиями.
В-шестых, можно отметить и чисто психологический эф­
фект: с ростом государственного долга усиливается неуверен­
ность населения страны в завтрашнем дне.
Такая точка зрения на бюджетный дефицит и государствен­
ный долг называется «традиционной» и является, в общем-то,
господствующей.
Но есть и другая точка зрения - точка зрения «рикардиан-
ской школы», в соответствии с которой бюджетный дефицит и
государственный долг могут и не повлиять на рост процентных
ставок, уменьшение инвестиций и т.д.
«Нейтральность « бюджетного дефицита и государственно­
го долга является следствием того, что снижение налогов при
неизменном уровне государственных расходов само по себе мо­
жет и не повлиять на рост расходов потребителей.
Это утверждение вытекает из теории поведения потребите­
лей, в соответствии с которой потребители при выборе линии
407
Раздел III. Макроэкономика
поведения учитывают не только текущий интерес, но и инте­
рес будущего, т.е. будущий доход.
Снижение налогов при неизменных государственных рас­
ходах, с точки зрения потребителя, думающего о будущем,
означает, что правительство финансирует данное снижение за
счет роста государственного долга. В свою очередь, рост госу­
дарственного долга подразумевает, что в будущем для его
покрытия необходимо будет увеличивать налоги. Таким обра­
зом, фактически налоги не изменяются, а просто перераспре­
деляются во времени.
Ожидания налогоплательщиков относительно будущего ро­
ста налогов и снижения доходов приведут к тому, что сегодняш­
нее потребление не увеличится, увеличатся лишь сбережения
потребителей как защитная мера по поддержанию в будущем
«привычного» уровня жизни. Прирост частных сбережений
позволит реализовать государственные ценные бумаги, пред­
назначенные для покрытия бюджетного дефицита без увели­
чения нормы процента.
Или иначе - рост частных сбережений будет равен по вели­
чине снижению государственных сбережений, которое явилось
следствием уменьшения налоговых поступлений. Объем сбере­
жений в рамках национальной экономики останется в целом
неизменным, изменится лишь их структура (доля частных и
государственных сбережений в общем объеме национальных
сбережений). Поэтому в данном контексте снижение налогов
не приведет к последствиям, описываемым традиционной точ­
кой зрения. Изложенные рассуждения означают, что финан­
сирование государственных закупок за счет государственного
долга равнозначно их финансированию за счет налогов 1 .


§ 4. Финансовая политика государства

• Сущность финансовой политики
Мероприятия государства по мобилизации финансовых ре­
сурсов, их распределению и использованию на основе финан­
сового законодательства страны называются «финансовой по­
литикой».
1
Эта идея прослеживается в трудах Д. Рикардо. Некоторые экономисты
называют ее «теорией эквивалентности.Д. Рикардо». Отсюда и название-
«рикардианская» точка зрения на проблемы бюджетного дефицита и госу­
дарственного долга.

408
Глава 16. Финансовая система. Финансовая политика государства
Направления финансовой политики зависят от экономиче­
ского состояния страны, решаемых социально-экономических
и иных задач. Кризисное положение экономики предопределяет
финансовую политику, направленную, с одной стороны, на пре­
кращение спада производства и на стимулирование производ­
ства (например, в виде отдельных налоговых льгот производи­
телям), на мобилизацию финансовых ресурсов в целях их
эффективного вложения в определенные отрасли экономики, а
с другой - на сдерживание социальных программ, сокращение
расходов на оборону и т.п. Соответственно, при переходе эко­
номики в другое состояние меняются и направления финансо­
вой политики.
Правильность выбранной финансовой политики, несомнен­
но, зависит от критической оценки складывающейся в стране
экономической ситуации, от соблюдения «золотого правила»
экономической теории - при разработке прогнозов и рекомен­
даций оценивать экономическую ситуацию в стране такой, ка­
кая она есть, а не такой, какой ее хотелось бы видеть. Это тем
более важно, поскольку общей тенденцией развития является
высокая роль государства в регулировании национальной эко­
номики через финансовую систему, а именно - высокие расхо­
ды государства на программы по социальному обеспечению, на
поддержание среднего уровня доходов, на здравоохранение
и т.п.
Финансовая политика складывается из двух взаимосвязан­
ных направлений деятельности государства: в области налого­
обложения и регулирования структуры государственных рас­
ходов с целью воздействия на экономику (фискальная политика)
и в области регулирования бюджета (бюджетная политика).
• Фискальная политика государства
Фискальная политика государства предполагает использо­
вание возможностей правительства взимать налоги и расходо­
вать средства государственного бюджета для регулирования
уровня деловой активности, решения различных социальных
задач.
Основными рычагами фискальной политики государства яв­
ляются изменения налоговых ставок, базы налогообложения,
видов налогов, их количества и размеров государственных
расходов или их направлений в соответствии с конкретными
целями общества. Разработка фискальной политики - преро­
гатива законодательных органов страны, поскольку именно они

409
Раздел III. Макроэкономика
контролируют налогообложение и расходование средств госу­
дарственного бюджета.
В экономической теории существуют различные точки зре­
ния на методы проведения фискальной политики государства.
Сторонники кейнсианского направления традиционно ори­
ентируются на создание эффективного совокупного спроса как
стимула экономического развития. Поэтому они рассматрива­
ют сокращение налогов как основной фактор роста совокупно­
го спроса и, соответственно, роста реального объема производ­
ства. Одновременно в краткосрочном периоде происходит
сокращение поступлений в бюджет, следствием чего является
образование или увеличение бюджетного дефицита.
Сторонники теории «экономики предложения» рассматри­
вают уменьшение налоговых ставок как фактор увеличения со­
вокупного предложения. Они считают, что уменьшение нало­
гового бремени приводит к росту доходов: 1) населения, а
следовательно, к росту сбережений, 2) бизнеса, а следователь­
но, к увеличению прибыльности инвестиций. Таким образом,
сокращение налогов вызывает рост национального производ­
ства и дохода, что, в свою очередь, не только не уменьшает на­
логовые поступления в бюджет и не вызывает бюджетного де­
фицита, но при более низких ставках налогов обеспечивает рост
налоговых поступлений в бюджет за счет расширения налого­
вой базы (в соответствии с «эффектом Лаффера»). Эти причин­
но-следственные связи иллюстрирует рис. 16.3.

Уровень '
AS
1 \ / i
цен




р
г
г
Рг
Р
r
i
AD,

AD,

: : : >
О Qt Q2 Qa в.ВНП

Рис. 16.3. Влияние фискальной политики на совокупное предложение

410
Глава 16. Финансовая система. Финансовая политика государства
Первоначально равновесие в рамках национальной эконо­
мики (совокупный спрос - ADj, совокупное предложение - AS J
достигалось при объеме производства Q, и уровне цен Р г Со­
кращение налоговых ставок с доходов населения привело к ро­
сту совокупного предложения cAD{ до AD 2 . При том же самом
совокупном предложении это привело к росту равновесного
объема ВНП и увеличению уровня цен (соответственно - Q2 и
Р 2 ). Увеличение совокупного спроса при одновременном сни­
жении налоговых ставок с доходов предпринимателей привело
к росту и совокупного предложения с ASX до AS2. Достигнуто
новое равновесие в рамках национальной экономики (совокуп­
ный спрос - AD 2 , совокупное предложение - AS2) при объеме
производства Q3 и уровне цен Рг Следует заметить, что воздей­
ствие налогов на спрос осуществляется быстрее. В краткосроч­
ном периоде снижение налогов однозначно приводит к росту
совокупного спроса и уменьшению налоговых поступлений в
бюджет, хотя в долгосрочном периоде налоговые поступления
могут и увеличиться в результате достигнутого экономическо­
го роста. Иными словами, причинно-следственные связи меж­
ду фискальной политикой и совокупным предложением рассчи­
таны на долгосрочный эффект, а сама цепочка этих связей
велика.

• Кейнсианский подход
Рассмотрим более подробно традиционный (кейнсианский)
подход к макроэкономическим последствиям фискальной по­
литики.
Фискальная политика складывается из так называемой
«дискреционной фискальной политики» и политики автомати­
ческих стабилизаторов.
Под «дискреционной фискальной политикой» понимается со­
знательное регулирование государством уровня налогообложе­
ния и государственных расходов с целью воздействия на реаль­
ный объем национального производства, занятость, инфляцию.
Для анализа этого воздействия воспользуемся рисунком
16.4. Примем некоторые допущения, упрощающие анализ воз­
действия фискальной политики на совокупный спрос, а имен­
но: допустим, что фискальная политика влияет только на со­
вокупный спрос, государственные расходы не влияют на
потребление и инвестиции, чистый экспорт равен нулю.
Начнем с анализа влияния государственных расходов на
совокупный спрос. Вспомним график совокупных расходов
411
Раздел III. Макроэкономика
Совокупные расходы . • • ' ' C + I+ G
< / ''" .*˜˜— с + 1
с
—""" ^^—"




>.
0
Q, Q2 Q3 Q-ВНП

Рис. 16.4. Воздействие государственных расходов на объем национального
производства и изменение макроэкономического равновесия


(потребление + инвестиции, или С + I). Введение в экономи­
ческий анализ государственных расходов (G) сдвигает график
совокупных расходов (С + / ) вверх и вызывает рост валового
национального продукта. Точка макроэкономического равно­
весия смещается вверх по линии в биссектрисе.
Государственные расходы оказывают на совокупный спрос
влияние, аналогичное инвестициям, и, подобно инвестициям,
обладают мультипликативным эффектом. Мультипликатор го­
сударственных расходов показывает, как изменяется объем
ВНП в результате изменения государственных расходов:
К =ABHn/AG,
где G - государственные расходы; Kg - мультипликатор госу­
дарственных расходов.
Мультипликатор государственных расходов количественно
можно выразить и через такие экономические категории, как
предельная склонность к сбережению (MPS) и предельная
склонность к потреблению (МРС):
Kg = 1 / 1 - МРС = 1 / MPS.
Таким образом, ДВНП = AG • Kg.
Рассмотрим теперь влияние налогов на национальное про­
изводство и величину ВНП. Для упрощения анализа предполо­
жим, что государство вводит единовременно выплачиваемый
налог, сумма которого не меняется при любой величине ВНП

412
Глава 16. Финансовая система. Финансовая политика государства
Совокупные расходы
Л


C+I +G
; &+I+G




>
О Q2« Q1 Q.BHII


Рис. 16.5. Влияние налогов на равновесный объем ВНП


(налог постоянной величины). Введение этого налога приведет
к уменьшению располагаемого дохода налогоплательщиков
(дохода после уплаты налога), следовательно, сократятся и их
расходы. Это, в свою очередь, отразится на всей сумме совокуп­
ных расходов: она уменьшится.
При постоянных / и G график совокупных расходов (C + I + G)
сдвинется вниз и вызовет сокращение объема ВНП. Точка мак­
роэкономического равновесия переместится вниз по линии в
45 градусов, что иллюстрирует рис. 16.5.
Противоположная картина будет складываться при сокра­
щении налогов.
Вместе с тем, влияние налогов на объем ВНП имеет специ­
фику по сравнению с воздействием инвестиций и государствен­
ных расходов. Дело в том, что располагаемый доход использу­
ется не только на потребление, но и на сбережения.
Следовательно, снижение располагаемого дохода уменьшает не
только потребление, но и сбережения.
Каким будет при этом уменьшение непосредственно потреб­
ления? Это зависит от предельной склонности к потреблению
(МРС). Для определения сокращения потребления в результа­
те введения налога необходимо умножить сумму налогового
приращения (Т) на МРС или С= Т - МРС. (Аналогично этому
умножение суммы налогового приращения на величину MPS
покажет уменьшение сбережения в рйя^пктяте РШРТТРНИЯ допол­
нительного налога, или S = Т • MPS.

413
Раздел III. Макроэкономика
Действие налогов, подобно инвестициям и государственные
расходам, обладает мультипликативным эффектом. Но муль
типликатор инвестиций меньше мультипликатора государ
ственных расходов и инвестиций, поскольку, например, npi
сокращении налогов потребление увеличивается лишь частич
но (часть располагаемого дохода идет на увеличение сбереже­
ний), тогда как каждая единица прироста государственных
расходов или инвестиций оказывает прямое воздействие на ве­
личину ВНП.
Налоговый мультипликатор равен мультипликатору госу­
дарственных расходов, умноженному на МРС:
Kt = 1 / 1 - МРС • МРС = МРС I MPS.
Таким образом, влияние государственных расходов на на­
циональную экономику осуществляется через совокупный
спрос. При увеличении государственных расходов на закупку
товаров и услуг соответственно возрастает величина совокуп­
ных расходов на рынке, стимулируя тем самым совокупный
спрос и рост объема национального производства, валового
национального продукта. Сокращение государственных рас­
ходов влечет за собой, следовательно, сокращение валового
национального продукта. В свою очередь, введение дополни­
тельных налогов или увеличение ставок уже существующих
приводит к уменьшению располагаемого дохода (дохода пос­
ле уплаты налогов) налогоплательщиков, что отражается на
всей сумме совокупных расходов (они уменьшаются).
Следовательно, можно прогнозировать дискреционную
фискальную политику государства в различные периоды эко­
номического цикла.
В период спада стимулирующая фискальная политика
складывается из: 1) увеличения государственных расходов;
2) снижения налогов; 3) сочетания роста государственных рас­
ходов со снижением налогов (с учетом того, что мультиплика­
ционный эффект увеличения государственных расходов боль­
ше, чем мультипликационный эффект снижения налогов).
Такая фискальная политика приводит фактически к дефи­
цитному финансированию, но обеспечивает сокращение паде­
ния производства.
В условиях инфляции, вызванной избыточным спросом
(инфляционный рост), сдерживающая дискреционная фис­
кальная политика складывается из: 1) уменьшения государ-

414
Глава 16. Финансовая система. Финансовая политика государства
ственных расходов; 2) увеличения налогов; 3) сочетания со­
кращения государственных расходов с растущим налогообло­
жением (с учетом того, что мультипликационный эффект
уменьшения государственных расходов больше, чем мульти­
пликационный эффект роста налогов).
Такая фискальная политика ориентируется на положитель­
ное сальдо бюджета. Конечно, это абстрактная схема поведе­
ния правительства, и механизм фискальной политики далеко
не так прост, поскольку в реальной экономике действуют па­
раллельные и разнонаправленные факторы., Понятно, что
выработка оптимальной фискальной политики - задача архи-
с ложная.
В русле проводимой фискальной политики государства есть
вторая составляющая - автоматическая фискальная политика,
или политика автоматических («встроенных») стабилизаторов.
Под «автоматическими» или «встроенными», стабилизатора­
ми, понимается экономический механизм, который авто­
матически (без вмешательства государства) реагирует на изме­
нение экономической ситуации.
К основным встроенным стабилизаторам относится, во-пер­
вых, изменение налоговых поступлений в различные периоды
экономического цикла. Сумма налогов зависит от величины до­
ходов. Поэтому в период быстрого роста ВНП (в период подъе­
ма) налоговые поступления автоматически возрастают (при
прогрессивной ставке налогообложения, а также за счет рас­
ширения налогооблагаемой базы), что обеспечивает снижение
покупательной способности населения и сдерживание экономи­
ческого роста. И наоборот, в период экономического спада сум­
ма изъятия доходов уменьшается, т.е. происходит постепенное
увеличение покупательной способности, что формирует эффек­
тивный спрос и сдерживает спад. Иными словами, прогрессив­
ное налогообложение в период инфляционного роста приводит
к потере покупательной способности, и наоборот, в период за­
медления экономического -роста обеспечивает минимальную
потерю покупательной способности. И первое, и второе жела­
тельно с точки зрения экономической стабильности.
Кроме того, в период экономического подъема автомати­
ческий рост налоговых поступлений формирует тенденцию
к сокращению или ликвидации бюджетного дефицита и по­
явлению возможного бюджетного профицита, что, в свою
очередь, содействует уменьшению возможной инфляции.
415
Раздел III. Макроэкономика
К встроенным стабилизаторам относится и система посо­
бий по безработице, социальные выплаты, программы по под­
держанию малоимущих слоев населения и т.п., препятствую­
щие резкому сокращению совокупного спроса даже в период
экономического спада. В период подъема выплата различных
пособий уменьшается, что сдерживает совокупный спрос.

§5. Фискальная политика государства и кривые
совокупного спроса (АО) (модель AD-AS), денежного
спроса (МО) (модель MD-MS), IS (модель /S-LM),

<< Пред. стр.

стр. 46
(общее количество: 71)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>