<< Пред. стр.

стр. 51
(общее количество: 71)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


Абрамова МЛ., Александрова Л.С. Финансы, денежное обращение и
кредит / Учебное пособие. - М., 1996.
Белова Л. О соотношении динамики внутренних цен и динамики ва­
лютного курса / / Вопросы экономики. 1993. № 11.
Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе / Пер. с англ. - М.,
1994.
Бокарева Л. Факторы инфляции / / Экономист. 1996. № 2.
Браунинг П. Современные экономические теории - буржуазные кон­
цепции. - М., 1987. Ч. 3. ˜˜

452
Глава 17. Инфляция. Система антиинфляционных мер
Величенков А. Куда идем мы с МВФ / / Российский экономический
журнал. 1996. № 8.
Влияние налоговой политики на инфляционную активность предпри­
ятий / / Экономист. 1996. № 7.
Волков В.Н. Экономика России в 1995 и начале 1996 г. / Деньги и
кредит. 1996. № 3 .
Гэлбрейт Д. Экономические теории и цели общества. - М., 1979.
Гришин А.М., Лисанский А.В., Никитин Г.Г. Прогноз развития эко­
номики в 1996 г. / / Деньги и кредит. 1996. № 2.
Гришин И.В. Под бременем инфляции. - М., 1996.
Денежная политика в условиях инфляции / / Деньги и кредит. 1995.
№6.
Динкевич А.И., Игнацкая МА. Первая половина 90-х: уроки эконо­
мического кризиса в России / / Деньги и кредит. 1996. № 4.
Долан ЭДж., Линдсей П. Макроэкономика / Пер. с англ. В. Лукаше­
вича и др.; под общ ред. Б . Лисовика и др. - СПб., 1994.
Душанич Т Н.,Душанич Й.Б. Экономика переходного периода. - М.,
1996.
Лившиц А. И н ф л я ц и я . Краткий спецкурс. / / Российско-экономиче­
ский журнал. 1992. № 4 - 6 .
Лоуренс Р. Клейн. О переходе к рыночной экономике / / Деньги и кре­
дит. 1996. № 1 .
Лушин С. Особенности российской инфляции / / Проблемы теории и
практики управления. 1993. № 2.
Мэнкью Н.Г. Макроэкономика / Пер. с англ. - М., 1994. Гл. 1 1 .
Никитин СМ. Инфляция и борьба с ней: зарубежный опыт и Рос­
сия. / / Деньги и кредит. 1993. № 5.
Общая теория денег и кредита: Учебник / Под ред. Е.Ф. Жукова. -
М., 1995
Петраков И. и др. Как придать денежной политике инвестиционную
направленность / / Российский экономический журнал. 1996. № 2.
Пугачев В., Пителин А. Анализ вариантов антиинфляционной поли­
тики / / Экономист. 1996. № 5.
Пугачев В., Пителин А. Российская инфляция: трактовка, модели­
рование, методы борьбы / / Вопросы экономики. 1993. № 1 1 .
Рогова О., Мастепанова Д. Денежное обращение: ориентиры и нало­
ги / / Экономист. 1996. № 8.
Сакс Д. Стабилизация российской экономики: концепция и действи­
тельность / / Мировая экономика и международные отношения. 1995.
№2.
Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. -
М., 1968.
Улюкаев А. Российские реформы и создание предпосылок для пере­
хода к экономическому росту / / Вопросы экономики. 1996. № 2.
Усоскин В.М. Денежный мир Милтона Фридмена. - М., 1989.
Фишер С, Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика / Пер с англ. - М.,
1993. Г л . 3 0 , 3 3 .
Экономика России: текущий анализ макроэкономических процессов
/ / Деньги и кредит. 1996. № 10.

453
Раздел III. Макроэкономика
Глава 18. ГОСУДАРСТВО
И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

§ 1. Экономическая политика: истоки формирования

• Тенденции развития рыночной системы
В развитии рыночной экономики следует вычленить не­
сколько важных закономерностей. Одна из них заключается
в том, что структура рыночной системы имеет тенденцию к по­
стоянному усложнению. Время приводит к тому, что во взаи­
модействие вступает все большее число экономических аспек­
тов, явлений, обстоятельств. Порой это связано с немалыми
издержками. Однако доминирующий итог - рост результатив­
ности рыночного механизма. Такой процесс затрагивает все
исторические этапы его формирования и развития: от периода
зарождения простых форм рыночного обмена, становления
рыночной экономики в национально-государственных рамках
до эпохи вызревания сложнейших международных коопераци­
онных форм.
Результатом взаимодействия обстоятельств явился подъем
рыночной системы на совершенно новый качественный уро­
вень. Речь идет о таких явлениях, как промышленный перево­
рот конца XVIII - начала XIX в. и начало бурной экспансии
рынка в этот же период.
Действительно, на данном этапе в истории человечества
произошло глубинное изменение характера социально-эконо­
мического развития. Основой для резкого взлета рыночных
форм проявления экономики явилось внедрение методов мас­
сового производства товаров. Это было обусловлено переходом
на крупное машинное производство. Увеличение серийности
выпуска позволило резко снизить затраты на единицу изде­
лия. Удешевление продукции и повышение доходов (вслед­
ствие роста численности вовлекаемого в промышленное про­
изводство н а с е л е н и я ) п р и в е л и к резкому р а с ш и р е н и ю
рыночного оборота.
Но технический подъем произошел не случайно. Объяс­
нять его лишь процессом накопления знаний у человечества
недостаточно. Научно-технические открытия в значительной
мере всегда обусловлены быстро меняющейся экономической
обстановкой. В период наращивания товарных сделок быстро
повышается конкуренция, соперничество между производи-

454
Глава 18. Государство и экономическая политика
телями. Дополнительным фактором, усложняющим эконо­
мический процесс, стал прирост населения на сравнительно
ограниченной и плотно заселенной территории Европы
в XVIII-XIX вв. Экономическое пространство уплотнилось.
Соперничество, стремление к более быстрому достижению
лучших экономических результатов, сохранению своей про­
изводственной ниши подталкивали многих представителей
делового мира к активному поиску новых технических и тех­
нологических решений.
Экономические процессы XVIII-XIX вв. создали качествен­
но новую основу для другой взаимосвязи социально-экономи­
ческих процессов: между рыночным и государственным меха­
низмами. Развитие хозяйственной системы на определенном
этапе стало нуждаться в усилении поддерживающих и коррек­
тирующих мер государства. Задача последнего была в том, что­
бы помогать рыночному механизму методом обеспечения его
инфраструктурной сферой (системой правовых норм, условия­
ми внешней и внутренней безопасности, устойчивой националь­
ной валютой, системой общественных благ). Такая инфраструк­
тура нужна рыночному механизму для более эффективной его
самореализации.
Эффект от найденных сочетаний социально-экономических
процессов (рынок - промышленная революция, рынок - госу­
дарство) оказался столь высоким, что в первой половине XX в.
динамизм экономики стал чрезмерным. В то же время у хозяй­
ственной системы еще не сложился механизм, который в про­
цессе экспансии мог бы предупреждать о границах, пределах,
необходимых для соблюдения общеэкономического равнове­
сия. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. стал поэто­
му для всей рыночной системы решающим уроком.

• Регулирующая роль государства как закономерное явление
Итогом экономического срыва явился вывод о том, что роль
государственного соучастия необходимо поднять на новый ка­
чественный уровень, найти более эффективный вариант взаи-
мосвзязи двух социально-экономических явлений. С учетом ди­
намики рыночного механизма государственные меры должны
были выйти за рамки нейтрального поведения в роли «ночного
сторожа». Экономика стала нуждаться в более сложном комп­
лексе государственных мер. Возникло явление, получившее
название «экономическая политика».
455
Раздел III. Макроэкономика

В рамках новой стратегии государство резко расширило си­
стему мер инфраструктурного характера. Но главное, что по­
требовало от него новое качественное состояние рыночного про­
изводственного механизма, - это нахождение способов внешней
его коррекции, что не в состоянии сделать изнутри сам рыноч­
ный механизм.
К системе коррекции относятся меры по поддержанию мак­
роэкономического равновесия в условиях дальнейшего роста
рыночной экономики. Само понятие равновесия распространи­
лось не только на экономические, но и на социальные элементы,
что вызвано ростом самосознания граждан в ходе развития эко­
номики. Потребовалось создание обширной системы социаль­
ного страхования: по случаю безработицы, болезни, старости.
Первые пробные шаги в области экономической политики
были сделаны еще в конце XIX в. Пример тому - Германия,
опередившая в этом отношении многие страны. По указанию
О. Бисмарка было принято социальное законодательство, на
основе которого возникла новая (ставшая затем «классиче­
ской») сфера - социальное страхование. В 1883 г. в частности,
законом было введено страхование по болезни, затем (1884 г.) -
по несчастным случаям и, наконец, в 1889 г. - по инвалидности
для промышленных рабочих и их пенсионному обслуживанию.
Первые ростки экономической политики были связаны со
стратегией «точечного воздействия». В ее рамках как относи­
тельно самостоятельные направления практиковались: тамо­
женная, аграрная, промышленная и социальная формы поли­
тики. В начале же XX в. на смену такому дисперсному подходу
пришел вариант комплексный. Экономическая политика при­
обрела более взаимосвязанный, общеэкономический характер.
Серьезной причиной формирования общеэкономической
политики были две мировые войны, с их комплексом политиче­
ских, социальных и экономических проблем. Однако наибольшее
воздействие оказал мировой экономический кризис 30-х годов,
который окончательно рассеял доверие к саморегулирующим
силам рыночной экономики. Вмешательство государства стало
носить не только региональный, но и общеэкономический, а не­
сколько позже - межстрановый, международный характер.
• Экономическая политика как научное понятие
В экономической литературе существуют различные под­
ходы к характеристике понятия «экономическая политика».
Приведем вариант определения (достаточно распространенный
456
Глава 18. Государство и экономическая политика
в мировой экономической литературе), данный известным уче­
ным ФРГ X. Гиршем. Согласно ему, экономическая политика
государства представляет собой совокупность мер, направлен­
ных на то, чтобы упорядочить ход экономических процессов,
оказать на них влияние или непосредственно предопределить
их протекание. Говоря о содержании экономической полити­
ки, надо учитывать несколько принципиальных положений.
1. Экономическая политика испытывает на себе влияние
двух аспектов: изменения хозяйственной ситуации, с одной сто­
роны, и перемены экономического мышления, с другой. Оба мо­
мента взаимосвязаны, но в то же время они обладают относи­
тельной самостоятельностью. В процессе развития общества
экономическое мышление неизбежно меняется, поскольку дру­
гими становятся представления о ценностях. В связи с этим,
даже традиционные задачи нередко принято решать с новых
позиций.
2. Сложившаяся практика показывает: эффект экономичес­
кой политики выше в том случае, когда решения принимают­
ся правительством с ориентацией на имеющиеся в данной стра­
не реалии - политический расклад сил и уровень развития
страны (производственно-технический потенциал, состояние
социальной структуры, институциональный порядок общего­
сударственного и местного управления).
3. Экономическая политика является решающим средством
поддержки политического курса страны.
• Структурные аспекты государственных мер
В системе государственных мер регулирования можно обо­
значить различные стороны, например практическую и науч­
ную. Практический аспект представляет собой совокупность
конкретных мер по реализации государственного регулирова­
ния. В рамках же экономической теории постепенно сложился
самостоятельный раздел, посвященный роли государства и его
взаимодействию с другими субъектами экономики.
Задача научного подхода - систематическое и объективное
исследование мотивов, действий, мер, нацеленных на форми­
рование наиболее эффективного развития национальной эко­
номики. Научный подход включает, например, разработку мо­
делей и прогнозов. Важным научным аспектом экономической
политики является также формирование экономического мыш­
ления в стране, в частности понимания того, что задача госу­
дарства - лишь создание «рамочных условий», в пределах
457
Раздел III. Макроэкономика
которых хозяйственные субъекты должны сами уметь находить
наиболее рациональные решения.
В экономической политике можно выделить также общеэко­
номическую и прикладную формы данных мер. Общеэкономи­
ческий подход к регулированию (поддержание макроэкономи­
ческого равновесия) закладывает исходные основы для
прикладных направлений. К последним относится, например,
регулирование конкретных вопросов по оплате труда государ­
ственных служащих, строительству школ, вузов и т.д.
При использовании институционального и отраслевого кри­
териев классификации принято выделять такие направления,
как аграрное, промышленное, внешнеэкономическое, транс­
портное и социальное. Опираясь на функционально ориенти­
рованный подход, можно обозначить конъюнктурное, струк­
турное, ценовое, валютное, кредитов и финансовое направления
экономической политики.


§ 2. Субъекты (исполнители) экономической политики

В отечественной экономической литературе под понятием
«субъекта экономической политики» обычно понимается само
государство. Такой подход является упрощенным. Субъектов
экономической политики несколько. К ним относятся: государ­
ство, включаемые в его состав региональные, местные инсти­
туциональные образования, а также негосударственные союзы,
объединения, иначе говоря, общество в целом.
В характере образа действий данных субъектов, в их функ­
циональных задачах проявляется различие. Государство наде­
лено экономической и политической властью. Союзы, объеди­
нения могут опираться лишь на свою экономическую силу.
Законодательной власти у них нет.
• Государство как субъект
Функция государства как ведущего субъекта экономической
политики заключается в том, чтобы оно - на основании своей вла­
сти - могло связывать между собой интересы различных групп,
побуждать их проявлять свою активность в сторону определен­
ных единых целей.
Поскольку государство имеет определенную институцио­
нальную структуру, между отдельными его звеньями сущест­
вует своего рода «разделение труда» по выполнению более

458
Глава 18. Государство и экономическая политика
конкретных функций. На уровне законодательной власти про­
исходит обсуждение и принципиальное одобрение основных на­
правлений экономической политики. Отвечает за ее проведе­
ние исполнительная власть - правительство. Оно, в свою
очередь, передает права (и задания) по реализации политики
конкретным институциональным органам.
Характер разделения функций зависит от типа организаци­
онно-политического построения самого государства. Оно, как
известно, может иметь федеральную и централизованную
структуру. В случае наличия федерации принято различать три
вида субъектов экономической политики: федеральный, реги­
ональный и местный.
В условиях западной правовой системы существуют еще
некоторые, близкие к государству структуры, которые также
являются субъектами экономической политики. К ним отно­
сятся институты, имеющие так называемой «общественно-пра­
вовой статус». Самостоятельными учреждениями (как частные
фирмы) они не являются и не входят составной частью в госу­
дарственный управленческий аппарат. Им передаются опреде­
ленные задачи управления, изъятие из сферы деятельности го­
сударственных управленческих структур. Например, к числу
таких институтов в ФРГ относятся региональные управления
по страхованию, Фонд выравнивания бремени, система мест­
ных больничных касс. В Швейцарии такими ведомствами
является агентство по поддержке общественного транспорта,
учреждения по противопожарной безопасности.
Подобные институциональные организации занимают сред­
нее, промежуточное положение в экономике (между государ­
ством и частным сектором). Они созданы в связи с тем, что
частная экономика настроена обычно против чрезмерно прямой
и активной регулирующей роли государства. Данная форма -
компромиссный организационный вариант. В практике регу­
лирования он играет относительно скромную роль.
В условиях России институтов такого правового уровня пока
не существует. Возможно, на более высоком, отработанном
этапе рыночного регулирования отечественная система придет
к данному варианту структуры.
Среди субъектов экономической политики имеются также
институты, имеющие надгосударственный х а р а к т е р . Их
функционирование связано с системой межгосударственных
соглашений. Национальные органы власти передают им
часть своих управленческих функций. Так возникает форма
459
Раздел III. Макроэкономика
над государственной экономической политики. Наиболее яркий
ее пример - деятельность Европейского сообщества.
• Негосударственные субъекты
К негосударственным субъектам экономической политики
относятся различные объединения, выражающие интересы оп­
ределенных слоев и групп. Это прежде всего профсоюзы, союзы
предпринимателей, картели, кооперативы. В части проведения
в жизнь социальных аспектов экономической политики опре­
деленную (правда, достаточно скромную) роль играют также
религиозные и культурные организации. Таким образом, фун­
кция негосударственных субъектов заключается в создании
группового выражения интересов и закрепления его в рамках
экономической политики.
Роль союзов предпринимателей в реализации экономиче­
ской политики почти столь же велика, как и государственного
звена. Основа этой роли - возможность реализации группово­
го давления, нажима. Безусловно, направленность интересов
частных групп может явно не совпадать с целевой ориентаци­
ей государства, ставящего на первый план своей деятельности
благосостояние общества. Не случайно поэтому между союза­
ми и государством нередко возникает открытая борьба за про­
явление своих возможностей власти.
В этой борьбе государство не всегда находится в привиле­
гированном положении. Союзы предпринимателей (частично
профсоюзы) имеют определенные преимущества благодаря
своим умелым действиям в области рекламы, общественных
связей. Они оказывают влияние на систему выборов. Порой
прямо влияют на членов парламента, а иногда сами стремят­
ся к представительству в этом органе государственной влас­
ти. Тем самым создается возможность воздействия на ход эко­
номической политики «изнутри». В рамках парламента
деловые союзы стремятся обычно афишировать свои подходы
в качестве высшей формы проявления интересов всего народ­
ного хозяйства. Это не что иное, как политический метод реа­
лизации частных экономических планов. Принято поэтому
считать, что государству нужно постоянно учитывать всю со­
вокупность групповых интересов, имеющихся в обществе.
Вариант согласования интересов государства и экономиче­
ских союзов, групп заключается в том, что этим объединениям
может делегироваться из рук государства определенный круг
функциональных задач.
460
Глава 18. Государство и экономическая политика
Помимо государственных институтов и экономических со­
юзов, которые непосредственно участвуют в проведении эконо­
мической политики, следует назвать также группы и институ­
ты, которые могут оказывать косвенное влияние на принятие
решений по экономической политике. Речь идет о политиче­
ских организациях, партиях, средствах массовой информации,
влиятельных личностях в экономике, ученых и политиках, об
экспертных советах и, наконец, общественном мнении. Степень
влияния этих субъектов на характер экономической политики
зависит от типа политической системы, ее структуры, стабиль­
ности, обстановки в стране. Данная группа институтов несет,
таким образом, функцию косвенного воздействия на направлен­
ность экономической политики.
Итак, сложившийся опыт экономической политики в раз­
витых странах показывает: понятие «экономическая полити­
ка» шире термина «государственное регулирование». Проводя
экономическую политику, государство выступает инициато­
ром, основным звеном. Однако следует понимать, что государ­
ство в этой роли является как бы дирижером достаточно боль­
шого оркестра. Успех действий по макроэкономическому
регулированию - не в тоталитарной власти государства, а в его
возможности рационально соорганизовать совместные дей­
ствия всех участников проводимой политики. Без кооперации
с ними государство будет выступать в роли дирижера без орке­
стра (см. рис. 18.1).

• Специфика субъектов в российской экономике
В условиях России понимание экономической политики сво­
дится пока к одноплановой ориентации на роль государства.
Отечественная экономическая наука и практика еще не выра­
ботали подход к регулированию как к процессу, в котором каж­
дое звено экономики несет значительную ответственность за
общее дело макроэкономического регулирования.
Причины этого разнообразны. Прежде всего в стране еще
достаточно жива старая традиционная установка: права и
ответственность за воздействие на экономику в целом имеет
только государство. Каждое звено экономики в строго распре­
делительной системе всегда обладало лишь интересом получить
большую часть общего пирога. Остальное в экономике волно­
вало мало. Соответственно этому сложилось и направление эко­

<< Пред. стр.

стр. 51
(общее количество: 71)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>