<< Пред. стр.

стр. 52
(общее количество: 71)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

номического мышления: успеть получить свое.
461
Раздел Ш. Макроэкономика


РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА
ЭФФЕКТЫ СИСТЕМЫ «ПРОБЕЛЫ» СИСТЕМЫ
• Максимум производства • Сбои в рыночном равновесии
благ при минимуме затрат • Социальная дифференциация
ресурсов • Неполная занятость
• Максимальный выбор благ • Криминальность как издержки
• Свобода в принятии свободы
экономических решений
• Свобода развития личности


ЩТРЕБНОСТЬ
ПОДДЕРЖКА
г-ивл&яШ
И ВЛИЯНИЕ


ГОСУДАРСТВО

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ
Гарантии прав личности Правовая система
Система внутренней и внешней безопасности




ИНСТРУМЕНТЫ
СУБЪЕКТЫ ЦЕЛИ
• Экономический рост
>Государство и его
институты • Полная занятость
1
Профсоюзы • Стабильность уровня ' Бюджетно-
цен, устойчивость финансовый
' Союзы предпринима­
валюты механизм
телей
• Внешнеэкономиче­
»Картели, кооперативы
ское равновесие


РЕШЕНИЯ «ПРОБЕЛЫ» > Денежно-
1
• Оперативный анализ Невозможность кредитный
интересов одновременного механизм
1
решения противоре­
Разработка системы
чивых целей
общественных
Запаздывание реше­
компромиссов
ний из-за бюджетных
> Гибкое маневрирова­
ограничений
ние методами


Рис. 18.1. Система целей общества

Кроме того, российская общественно-экономическая систе­
ма пока не обладает должной степенью структурного многооб­
разия. Например, в стране уже имеются независимо действую­
щие профессиональные союзы. Но их роль в экономической
462
Глава 18. Государство и экономическая политика
политике пока скромна. Организованных по отраслевому прин­
ципу союзов предпринимателей практически нет. Это не слу­
чайно. Еще не сформировался в должном масштабе слой пред­
принимателей. Его постепенный количественный рост создаст
предпосылку для вызревания групповых деловых интересов и
воздействия на макроэкономическую стратегию.
Наиболее активно действующими субъектами являются в
настоящее время такие государственные институты, как Ми­
нистерство финансов,другие экономические министерства,
Центральный банк России. Специфической особенностью
российской обстановки является то, что все большую роль на­
чинают играть политические группы влияния. Характерная
черта данного фактора в том, что партии выступают, как пра­
вило, не с позиции согласования, компромисса, а наоборот -
с позиции противостояния. Внешне это реализуется, в частно­
сти, в практическом соперничестве двух ветвей власти в Рос­
сии - между парламентом и правительством.
В западных странах экономические установки различных
партий также дифференцированы. Как правило, многие партии
в основном поддерживают один из вариантов выбранной обще­
ственно-экономической модели. Дискуссия идет лишь по кон­
кретным деталям социально-экономической стратегии. Напри­
мер, могут обсуждаться степень рациональности действующей
налоговой системы, характер и структура социальных расхо­
дов, возможности решения проблем безработицы, регионов
и т.д. Это связано с тем, что общество, предоставившее пар­
тиям права на представительство в парламенте, имеет доста­
точно монолитную природу. Оно в основном миновало этап
резких групповых противостояний. Сделан вывод о том, что
наиболее разумный вариант управления макроэкономикой -
система договоров, взаимных уступок и высокой ответст­
венности каждого субъекта за результаты экономического раз­
вития.
Экономическая политика в России проводится в настоящее
время преимущественно в рамках концепции, выработанной
правительством, несмотря на то, что среди многочисленных
партий существует множество совершенно иных рекомендаций
по проведению экономического регулирования. Важной при­
чиной этого является полное противопоставление позиций мно­
гих партий и движений друг другу. Парламент не может реаль­
но влиять в должной степени на правительственные круги,
поскольку в его рамках вместо компромиссного согласования
463
Раздел III. Макроэкономика
политических и экономических позиций идет дальнейшее их
размежевание и противостояние.
Сложившиеся в последние годы в России деловые объеди­
нения (пока представляющие в основном не предпринимателей,
а директорский корпус) пытаются воздействовать на экономи­
ческие решения государства через поддержку определенных
партийных групп и их представителей. Другой вариант влия­
ния (значительно более активно развернувшийся в настоящее
время) - система лоббизма. Этим методом представители ком­
плексов отраслей, определенных структур получают возмож­
ность оказывать нажим на представителей исполнительной
власти.
Наконец, существует и третий, нелигитимный метод. Он
связан с широко развернувшейся системой подкупа и корруп­
ции. Такие методы проявляются периодически и в развитых
западных странах. Однако вследствие общественного контро­
ля они относительно редки. Для условий России этот вариант
не следует оставлять без учета из-за реальности его значения.

§ 3. Система целей макроэкономического регулирования.
Конфликты целей

• Социально-экономические цели
Экономическая политика представляет собой процесс реа­
лизации определенных целей. Жизнь показывает, что в ходе
развития общества необходимо решать одновременно множе­
ство целей. Для их полного понимания, обозначения и правиль­
ного выполнения требуется четко представлять всю структуру
задач общества.
Наиболее удачная структурная картина выглядит следую­
щим образом. На глобальном, высшем уровне следует обозна­
чить основную цель экономики. Она заключается в стремлении
достичь максимального благосостояния всего общества.
Интересно отметить, что в экономической теории понятие
«благосостояние» активно разрабатывалось экономистами
США и Англии, где возник даже специальный научный тер­
мин - «экономика благоденствия». В качестве ведущей цели
это понятие было определено и в рамках прежней, нерыночной
советской экономики.
Однако практика показала, насколько сложным в теорети­
ческом плане является это понятие. Причина в том, что, гово-

464
Глава 18. Государство и экономическая политика
ря о благосостоянии, трудно конкретно, количественно сфор­
мулировать эту цель. Она в значительной степени имеет отно­
сительный характер. В реальной экономической политике цель
благосостояния в своем прямом варианте даже не называется.
Кроме основной цели, существует совокупность задач как
бы второго уровня. Их можно условно назвать подгруппой глав­
ных целей. Данную подгруппу и совокупность прикладных це­
лей часто называют «функциями государства».
Отметим параллельно важную методическую деталь. Соотно­
шение разных целей находится в диалектической взаимосвязи.
Достижение нижестоящей цели есть средство для выполнения
цели более высокого уровня. Так, цель экономического роста мож­
но представить как задачу, имеющую более высокий (по сравне­
нию с достижением полной занятости) уровень. В таком случае
меры по устранению безработицы следует рассматривать как сред­
ство обеспечения экономического роста.
К главным целям принято относить: 1) свободное развитие об­
щества; 2) правовой порядок; 3) внешнюю и внутреннюю безопас­
ность. Выполнение данных целей обеспечивает наиболее общие,
принципиальные условия существования рыночной системы.
Понимание важности подгруппы главных целей со време­
нем менялось. Первая, ставшая «классической» их классифи­
кация была дана А. Смитом. Опираясь на работы Ф. Бэкона
и В. Петти, он выдвинул следующий перечень целей: 1) обес­
печение безопасности по отношению к внешней сфере; 2) соз­
дание правового порядка; 3) обеспечение государством ин­
фраструктуры. В последующем экономисты развили эту
классификацию, сделав ее гораздо обширнее. Интересно отме­
тить, что на первое место выдвигают теперь цель, связанную со
свободным развитием общества.
Проблема достижения цели «свободное развитие общества»
связана прежде всего с пониманием данной категории. В отно­
шении ее трактовки существуют различные подходы. И здесь
многое зависит от интересов отдельных групп и слоев общества.
Определить объективное содержание такой категории достаточ­
но трудно.
Видна, например, интересная зависимость между понима­
нием «свободы» как философской, социальной категории, с од­
ной стороны, и как экономического термина, с другой. Зави­
симость такова: чем ценнее признается свобода отдельного
человека в обществе, тем более значимой воспринимается
экономическая свобода в государстве.
465
Раздел III. Макроэкономика
В условиях России понятие «экономической свободы» пока
существенно отличается от сложившегося в странах с развитой
рыночной экономикой. В основном это связано с общественно-
политическими традициями, представлениями, частично - с
менталитетом (общественной психологией) населения. Россия
всегда отличалась высокой степенью государственной центра­
лизации.
Цель, связанная с обеспечением правового порядка, дос­
таточно сложна. У разных субъектов представление о право­
вой обоснованности того или иного экономического решения
может быть весьма дифференцированным. Это также связано
с наличием разных интересов. Правовая обоснованность
видится, как правило, тогда, когда экономическая политика
выполняет интерес данного субъекта. В связи с этим страте­
гия регулирования должна направляться таким образом,
чтобы принимаемые меры по возможности соответствовали
представлениям о законности разных общественных групп.
Этого можно достичь лишь в форме признаваемого всеми ком­
промисса.
Гораздо сложнее достигать консенсуса в оценке законности
в рамках экономической политики России. Дифференциация
общественных взглядов слишком велика. Например, цели, ре­
ализуемые правительством в области поддержания финансовой
стабильности (в частности по линии сдерживания социальных
расходов), характеризуются рядом политических партий как
преступные шаги. Меры по перестройке структуры промыш­
ленности и сокращению доли отраслей ВПК обозначаются как
предательство российского народа.
В плане практической реализации цель по созданию право­
вого порядка предусматривает прежде всего обеспечение с по­
мощью законов права на собственность (и ее защиты) и права
на систему хозяйственных договоров (с необходимой системой
государственного контроля). Уместно при этом вспомнить сло­
ва А. Смита, что торговля и производственная деятельность
редко могут расцветать в государстве, в котором не существует
определенной степени доверия к правовой надежности, кото­
рую должно обеспечить государство.
Выполнение цели по обеспечению внешней и внутренней бе­
зопасности предусматривает создание системы соответствую­
щих институтов по поддержанию общественного порядка внут­
ри страны и наличие профессионально подготовленной армии.
По этому поводу у А.Смита сказано, что лишь такая армия,
466
Глава 18. Государство и экономическая политика
которую может подготовить только богатая и цивилизованная
нация, в состоянии защитить страну от нападения бедных и сла­
боразвитых народов.
• Антимонопольное регулирование
В группе главных целей содержится еще одна задача, на вы­
полнение которой направлена деятельность государства и об­
щественных организаций. Речь идет об антимонопольном ре­
гулировании. В мировой экономической литературе данная
целевая ориентация особенно выпукло не обозначается. Это
связано с тем, что в хозяйственной практике развитых стран
данная проблема в течение XX в. в основном успешно решает­
ся. Прежде всего - путем правовых барьеров. Именно поэтому
антимонопольное регулирование выступает, по сути, одним из
составных элементов задачи обеспечения правового порядка в
стране.
В мировой экономической теории и практике вопрос о соот­
ношении потенциалов участвующих в рыночном процессе фирм
рассматривается не столько в конкретно-прикладном, сколько
в общеэкономическом смысле. Сдерживающий контроль госу­
дарства над естественным стремлением динамично развиваю­
щихся фирм к чрезмерной экспансии, к монополизму понима­
ется обществом как необходимость сохранения и поддержания
в национальной экономике максимальной конкуренции, цено­
вого равновесия на рынке.
Активизация государства в данной сфере началась в конце
XIX в., в тот период, когда развитие рыночной экономики при­
вело к формированию очень крупных и мощных компаний. Их
естественное желание проявилось в том, что они стали реши­
тельно наступать на мелкие и средние слои предпринимателей.
Допущение такого явления могло привести к монополизации
национальной экономики, сворачиванию конкуренции, паде­
нию качества благ, снижению их ассортимента, к росту потре­
бительских цен. В итоге проигрывал бы совокупный потреби­
тель.
Начало организованного противодействия государства было
положено законом Шермана, принятым в США в 1890 г. Ис­
пользуя законодательные рычаги, государство контролирует
динамику потребительских цен в каждой развитой стране. При
возникновении опасных тенденций (излишне динамичного
роста цен) государственные ведомства срочно проводят рас­
следования, выявляя конкретных виновников (ими обычно
467
Раздел III. Макроэкономика

являются фирмы, сумевшие захватить чрезмерно активные
позиции на одном из рынков).
Политика поддержки конкуренции со временем приобрета­
ла новые тенденции своего развития. С нарастанием волны меж­
дународного соперничества (во второй половине XX в.) пози­
ция государства натолкнулась на определенные сложности.
Противостояние зарубежной экспансии на внутреннем рынке,
попытки расширить свои позиции в других странах потребова­
ли от государства поддержки своего крупного бизнеса. Однако
общие правовые условия этого делать не позволяют. В итоге
дело решается компромиссом: в особо напряженных случаях
государство допускает «исключения из правил» - некоторым
крупным компания, которые представляют, как правило, гор­
дость национальной экономики, дается разрешение на объеди­
нение.
Другая особенность современной антимонопольной практи­
ки заключается в том, что государство в большей степени ори­
ентируется сегодня на то, чтобы косвенными мерами обеспечить
наличие в своей стране наиболее оптимального соотношения
фирм разного масштаба. Практика доказала, что на мировой
арене выигрывает больше та страна, которая сумела обеспечить
наиболее разумную институционально-производственную
структуру.
Борьба с монополистическими тенденциями для переходной
экономики России является одной из насущных потребностей.
Есть несколько факторов, которые предопределяют сложность
такой задачи. Прежде всего сказывается то обстоятельство, что
российская экономика, в значительной степени ориентировав­
шаяся прежде на цели ВПК, была по своей природе изначаль­
но чрезмерно централизованна. Представители управляющих
структур, руководители предприятий, само население - все
привыкли к традиционно завышенной степени монополизации.
Кроме того, в стране до сих пор не сложилось еще должного
понимания важности и ценности такого явления, как конку­
ренция. Идея о том, что результативность работы всей эко­
номики в значительной степени зависит от разумно сформиро­
ванного соотношения разномасштабных производств, до сих
пор, к сожалению, не нашла должного понимания в стране.
Именно этим можно объяснить тот факт, что действенность
осуществляемых российским государством мер по антимонопо­
листическому регулированию пока остается далекой от совер­
шенства.

468
Глава 18. Государство и экономическая политика
й Система прикладных экономических целей
Формулировка основной цели экономической политики
(рост благосостояния) и указание на группу главных целей не
дает точных и однозначных экономических ориентиров для
конкретной выработки стратегии развития страны. Именно
поэтому в конкретной практике требуется введение системы
более частных, масштабно четко определяемых целевых уста­
новок.
Практика экономической политики в странах с развитой ры­
ночной экономикой выработала стандартную группу показате­
лей, совокупность которых достаточно реально выражает ито­
говую цель регулирования. Безусловно, в отдельных странах
или в определенные отрезки времени состав такой совокупнос­
ти может несколько изменяться - по количеству намечаемых
целей, по иерархической их расстановке. Однако в принципе
он имеет устойчивое ядро.
В экономической литературе отмечают обычно четыре при­
кладные задачи (своего рода конкретно-целевую группу):
- экономический рост;
- полная занятость;
- стабильность уровня цен и устойчивость национальной
валюты;
- внешнеэкономическое равновесие.
В сложившейся системе экономических взглядов в запад­
ных странах цель экономического роста считается обычно
ведущей конкретной целью. Ее реализация планируется в рам­
ках абсолютного и относительного возрастания ВНП.
Среди экономистов имеются значительные расхождения по
вопросу о целесообразном уровне экономического роста и ме­
тодах его обеспечения. На страницах печати выступают как сто­
ронники активного экономического роста, так и приверженцы
спокойного устойчивого равновесного состояния. Не случайно
поэтому использование многих уточняющих определений
категории роста: «равновесный», «соразмерный», «постоян­
ный», «оптимальный», «максимальный». Существует даже
подход, согласно которому рост рекомендуется делать «нуле­
вым» - ради сохранения окружающей среды и более длитель­
ной возможности использования сырьевых природных резер­
вов. Однако в четкой количественной оценке такой вариант
является сложно определяемым.
В целом наибольшая важность показателя экономического
роста в том, что он может отражать рост реального ВНП и

469
Раздел III. Макроэкономика
прогресс в области производительности труда. Его же слабость
в следующем: он не показывает социальное неравенство в рас­
пределении продукта и негативные последствия экономической
динамики для природной среды.
Совместимой с целью экономического роста является дру­
гая цель - обеспечение полной занятости. Она предполагает
достижение максимально возможного в долгосрочном плане
стабильного использования трудоспособного населения. В бо­
лее конкретном аспекте это предполагает борьбу с безработи­
цей, создание новых рабочих мест. Данные меры в развитых
странах принято называть «политикой по обеспечению заня­
тости».
Полная занятость обеспечивает оптимальный экономиче­
ский рост, поскольку именно на основе полного использования
находящегося в распоряжении производственного потенциала
можно достичь максимально возможного увеличения масшта­
бов производства. Однако, как бы ни был важен экономический
рост, надо исходить из реалий: избавиться полностью от опре­
деленных форм безработицы (фрикционной, сезонной) обще­
ство не в состоянии. Определенная доля лиц, не имеющих
работу, всегда существует в рыночной экономике. Принято счи­
тать, что состояние полной занятости достигается уже тогда,
когда степень безработицы (отношение численности не имею­
щих работы к численности трудоспособного населения) состав­
ляет от 1,5% до 4 % . Совершенно очевидно, что превышение
данной нормы является опасным социальным моментом. Кон­
кретный допустимый уровень в немалой степени зависит от
социально-политической обстановки в той или иной стране.

<< Пред. стр.

стр. 52
(общее количество: 71)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>