<< Пред. стр.

стр. 53
(общее количество: 71)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Цель стабильности уровня цен и устойчивости националь­
ной валюты считается достигнутой в том случае, если норма
инфляции составляет 1-2% в год. Такой уровень получил в за­
падной печати образное обозначение - «ползучая инфляция».
Полностью застывший уровень цен экономика обеспечить не
может: постоянно меняются объемы спроса, предложения, со­
отношение между ними. Масса факторов воздействует также
на уровень издержек при производстве товаров и услуг. Наибо­
лее активное влияние среди них имеет фактор НТП.
Уровень роста цен, превышающий указанную норму, ведет
к потере устойчивости национальной валюты. Это, в конечном
счете, ставит под вопрос и существование всей системы рынка.
Устойчивый процесс денежного обращения играет роль крове­
носной системы для экономики. Поэтому данная конкретная
470
Глава 18. Государство и экономическая политика
цель экономической политики является важнейшим ориенти­
ром в действиях государства.
Выполнение трех перечисленных выше целей обеспечивает до­
стижение в рамках национальной экономики макроэкономиче­
ского равновесия. Однако прослеживается закономерность: чем
более высоким уровнем развития обладает экономика страны, тем
более открытой она становится к внешней сфере (безусловно, на
эту зависимость влияют и дополнительные факторы).
При активной экспансии во внешнюю сферу положение на­
циональных экономик во многом зависит от достижения балан­
са, т.е. устойчивого состояния в системе внешнеэкономических
связей. В связи с этим и выделяется самостоятельная конкрет­
ная цель - обеспечение внешнеэкономического равновесия.
Задача данной целевой установки, как отмечается в запад­
ной экономической литературе, - снять преграды, стоящие на
пути свободного межстранового, встречного перемещения
потоков-товаров и услуг, с одной стороны, и денег, капитала, с
другой. Свобода международной торговли, движения факторов
производства - естественное условие для успешного существо­
вания и роста рыночных структур. Однако каждая страна дол­
жна при этом стремиться к определенному равновесию в своей
зарубежной экспансии. Если в живом мире в процессе простран­
ственной экспансии большую роль играет соперничество от­
дельных видов, то и рыночная система, сделав себя (в целях
экспансии) открытой, должна быть готовой выдерживать кон­
куренцию и не давать оттеснить себя на периферию мирового
рынка. Задача экономической политики при. этом - подстра­
ховка национальной экономики в международном экономиче­
ском соперничестве.
Многие экономисты в пределах указанной конкретно-целе­
вой группы называют также справедливое распределение
доходов. Этот ориентир имеет не только экономическое, но
и социально-политическое значение. Сложность постановки и
реализации данной задачи состоит в том, что у многих полити­
ков и экономистов проявляются немалые различия в ее пони­
мании. Поэтому обозначение конкретного уровня такой цели
достаточно проблематично.
В последнее время все активнее подчеркивается необходи­
мость сосредоточить внимание разработчиков экономической
политики на проблеме защиты природного комплекса. Ряд ав­
торов убежден в необходимости считать эту цель составным
элементом конкретно-целевой группы.
471
Раздел III. Макроэкономика
Итак, экономическая политика содержит обилие целей,
между которыми существует иерархическая соподчиненность.
В современной теории эту систему целей принято обозначать
также понятием «пирамида целей».
Приведем ее графическое изображение (рис. 18.2).




Основная цель
Обще­
ственное
Цели, не благосос­
поддающиеся тояние
операционному
Общественно-
решению
Группа главных
политические цели
) целей
Сво- Правовой Безопас-
бода порядок ность

Цели экономической
политики
Экономический
Стабильность
рост
/Стабиль­ Внешне­ Группа
Структурные
Цели, ность при­
экономи­ цели
нацио­ ческая
поддающиеся
кладных
нальной стабиль­
операционно­
эконо­ ность задач
ев
му решению О. ев
>.
мики О, >Я
>> Ф
К ев
>• кш
а, «
о. S
о. >>
к
Ста- к
о>
а и
И
к
, Ста- биль- о
>>
и
Иолная биль- ность о. ее
о, g
n
К
3 о,
заня- ность платеж- и Е" щ
К«
тость Й >> о К Р.
«
цен ного
>> к
|2
?к а №
баланса ?§- Р< ев
V
3
о g ?•
•&
О d< х
о (1ч
« оа
S >• К
Цели экономической политики,
^ о*
выходящие за пределы этой классификации

Рис. 18.2. Пирамида целей


• Группа целей экономической политики в России
Применительно к условиям России, последовательность
выполнения целей указанной группы может заметно от­
личаться от очередности, характерной для западных стран.
472
Глава 18. Государство и экономическая политика
К тому же и в составе целей может быть определенная специ­
фика, вызванная недостаточной зрелостью рыночных отноше­
ний, трудностями переходного этапа.
В настоящее время наиболее сложная ситуация, как видит
ее правительство, связана с финансовой стабилизацией, с со­
кращением темпов инфляции. Идущая вплотную вслед за этим
цель - создание стимулов для начала экономического ожив­
ления - предполагает предварительное оживление инвестици­
онной активности. Проблема безработицы в текущем периоде
пока не столь опасна, поэтому она еще не выдвигается на пер­
вый план в иерархии целей. Относительно спокойное состоя­
ние с проблемой внешне-экономического равновесия не побуж­
дает правительство активизировать меры в этой сфере. Из-за
нехватки финансовых ресурсов цель по охране природного
комплекса пока отодвинута на дальний план.
• Конфликты целей и методы их решения
Разрабатывая концепцию целей, государство должно исхо­
дить из необходимости выработки логически обоснованной, не­
противоречивой системы. Рис. 18.2. внешне такую структуру
и представляет: основная цель, которая связана с благосостоя­
нием и не дает возможности конкретного цифрового обозначе­
ния, расчленяется на определенный ряд конкретных заданий.
Однако в ходе практического осуществления экономической
политики создать гармоническую систему из совокупности
данных конкретных подходов достаточно трудно. Это связано
с двумя обстоятельствами.
Во-первых, сама формулировка конкретной цели содержит
определенный элемент сложности. В обществе всегда сущест­
вуют различные представления о целях. Именно в этом - осно­
ва конфликтной ситуации. Ее разрешение предполагает по­
литические меры государства. Если говорить о конфликте
подробнее, то он, как отмечает экономическая наука, имеет три
исходные причины:
- различие в представлениях об общественно-экономиче­
ском порядке;
- взаимозависимость всех участников экономического про­
цесса;
- относительная ограниченность ресурсов.
Во-вторых, практическое регулирование показывает, что
выполнение одной цели способно затормозить выполнение
другой или даже вообще сделать его невозможным. Однако

473
Раздел III. Макроэкономика
следует понимать, что экономический процесс осуществляет­
ся лишь в борьбе противоречий. Такова закономерность всей
жизни вообще: она во многом строится на базе конфликтов
целей.
Формируя комбинацию ряда конкретных целей для их
практического осуществления, экономисты обозначили ее как
«магический многоугольник целей» (рис. 18.3).
Данный стилистический образ показывает взаимосвязь
целевых установок, с одной стороны, и невозможность одновре­
менного их достижения, с другой. Уместно в связи с этим вспом­
нить А. Эйнштейна, который говорил, что наше время харак­
теризуется совершенными средствами и беспорядочными
целями.
• Примеры целевых конфликтов
1. Достижение полной занятости и обеспечение стабиль­
ности цен. Чем выше степень занятости трудоспособного насе­
ления, тем выше уровень оплаты совокупной рабочей силы и
соответственно выше масштабы совокупного спроса. В резуль­
тате неизбежно повышаются цены. Производство продукции и
услуг при этом тоже возрастает, однако на стадии экокомиче-
ского роста (когда и происходит увеличение занятости) темп


Экономический
рост
Поддержание
полной
занятости




Стабиль­
ность
средств
Внешне­
и
экономическое
националь­
равновесие
ной валюты



Рис. 18.3. «Магический многоугольник целей» экономической политики
474
Глава 18. Государство и экономическая политика
роста заработной платы может вполне опережать прирост про­
изводительности. Связано это с тем, что на этапе роста профсо­
юзы усиливают давление в ходе тарифных переговоров на со­
юзы работодателей, требуя повышения процентной ставки
ежемесячного прироста оплаты труда. Союзы предпринимате­
лей, отказывая таким требованиям в периоды спада, рецессии,
идут в данный момент на уступки. Они исходят из того, что це­
лесообразно уступать, соглашаться с падением нормы прибы­
ли, но выигрывать при этом за счет повышения ее массы.
Нацеливая экономическую политику на увеличение заня­
тости, непременно надо знать цену этих действий - усиление
инфляционных тенденций. Делая выбор в решении (какой из
двух целей целесообразнее отдать предпочтение), следует рас­
считать, невыполнение какой задачи представляет собой боль­
шую социально-экономическую опасность. Наиболее разумный
вариант при выполнении противоречивых целей (как пока­
зывает опыт развитых стран) - использование метода посто­
янного и мягкого волнообразного маневрирования. В этом
проявляется оперативная реакция на комплексы факторов,
действующих с разных сторон. Попеременное частичное выпол­
нение каждой из противостоящих целей - наиболее рациональ­
ный ключ решения задач в экономике, имеющей определенный
уровень равновесного состояния.
2. Высокая степень занятости и внешнеэкономическое рав­
новесие. Как уже было отмечено, рост занятости ведет к повы­
шению оплаты труда и, следовательно, к инфляции. Для раз­
витой, активно вовлеченной в мировое хозяйство экономики
страны эта взаимосвязь между ростом занятости и усилением
инфляции приводит к дополнительным проблемам.
Как известно, от уровня ценности национальной валюты
(т.е. ее курса) зависит соотношение международных расчетов,
отражаемых в платежном балансе. Если ценность националь­
ной валюты падает, т.е. снижается ее курс, то оплата труда
работников данной страны в международном сравнении по­
нижается. Труд в рамках международных сравнительных
характеристик становится дешевле. В итоге страна начинает
выигрывать от экспорта своей продукции, поскольку при тех
же затратах труда ее международная цена становится ниже,
конкурентоспособнее. Однако одновременно страна начинает
терять в области импорта. Продукция, произведенная за рубе­
жом, в странах, чья валюта стала дороже национальной, ста­
новится слишком дорогой для данной страны.

475
Раздел III. Макроэкономика
В результате растущий экспорт (по физическому объему -
благодаря своей дешевизне) не дает должного притока иност­
ранной валюты для оплаты подорожавшего импорта.
Вариант решения данного конфликта целей часто осуществ­
ляется следующим образом. Обеспечивая политику занятости,
государство принимает меры по модернизации производствен­
ного комплекса, в частности за счет проведения структурной,
региональной и научной политики. Эти меры позволяют повы­
шать экспортный потенциал страны, что осуществляется
не путем удешевления свой валюты, а за счет более солидного
научно-технического уровня своего производства. Это сохраня­
ет выгодное соотношение расчетов в платежном балансе.
3. Экономический рост и сохранение окружающей среды.
Обе цели стоят, безусловно, в противоречии. Не случайно по­
этому родилась теория нулевого роста. Поддержание даже
невысокого, но стабильного экономического роста неизбежно
сопровождается постоянным потреблением ресурсов природы:
воды, воздуха, природных ископаемых. Достижения в стабиль­
ном росте экономики, как правило, непоправимо уменьшают
возможности природного комплекса на противостояние (чуж­
дой для него) производственной системы.
Каков выход? Он просматривается в двух аспектах: после
достижения определенного, достаточно разумного уровня бла­
госостояния задачу темпов экономического роста требуется
решать с предельной осторожностью. Надо исходить из пра­
вила: все блага человеческое общество получить все равно
никогда не сможет. Само понятие «благо» весьма относитель­
но и субъективно.
Человечеству надо учиться ценить в полную меру то, чем
оно уже обладает. Следует также помнить основы психологии,
на базе которых строятся потребности людей: удовлетворение
механически растущего объема потребностей порождает про­
грессию в нарастании новой волны запросов. Учитывая расту­
щую проблему перенаселения планеты и оскудения сил при­
родного комплекса земли в его борьбе с противостоящей
производственной системой, задачу экономического роста нуж­
но решать предельно взвешенно и осторожно.
Особенно важна данная проблема для России, в которой на­
селение привыкло жить в условиях обилия природных богатств
и крайне небрежного отношения к произведенным благам и
ресурсам. Примеры энергичного отопления зимой много­
квартирных домов при распахнутых дверях и порой полностью

476
Глава 18. Государство и экономическая политика
разбитых стеклах на лестничных
площадках - поразительные и удру­
чающие примеры для приезжающих
в Россию представителей из разви­
тых стран рыночной экономики,
привыкших к предельной бережли­
вости.
Второй аспект решения пробле­
мы роста заключается в активном ис­
пользовании экономической дина­
мики для создания новых, менее
вредоносных для природы техноло­
гий. Важна также структурная пере­
ориентация на расширение тех видов
производства, которые связаны с
выпуском технического оборудова­ Рис. 18.4. Достижение
ния по очистке окружающей среды. равновесия в реализации
целей требует сложной
Соотношение ряда других целей
комбинации шагов!
может иметь нейтральный характер.
Например, в таком соотношении
находятся: сохранение стабильности цен и охрана окружающей
среды, справедливое распределение доходов и внешнеэкономи­
ческое равновесие. Одновременное решение таких целей не вы­
зывает особых трудностей.
Наконец, отметим наиболее удачные варианты решения це­
левой проблемы. Это происходит тогда, когда выбранные ори­
ентиры взаимно обусловливают друг друга: выполнение одной
цели помогает достижению другой. И это может осуществлять­
ся одновременно. Как пример назовем параллельное увеличе­
ние занятости и темпов экономического роста.
Все сказанное приводит к выводу: формируя модель эконо­
мической политики, необходимо поддерживать определенное
равновесие в соотношении целевых установок (рис. 18.4).

§ 4. Инструменты экономической политики государства

• Система регулирования экономики
Реализация экономической политики возможна лишь
при использовании совокупности мер, инструментов, образу­
ющих механизм государственного воздействия на экономику.
Для умения рационального их применения требуется знание

477
Раздел III. Макроэкономика

структуры данных мер. В зависимости от выбранных критери­
ев существует несколько вариантов их классификации. В част­
ности, по способу функционирования различаются методы
прямого и косвенного влияния на экономику.
Методы прямого воздействия предполагают такое регули­
рование со стороны государства, при котором субъекты эконо­
мики вынуждены приходить к решениям, основанным не на
самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях
государства.
В качестве примера назовем налоговое законодательство,
юридические правила в области амортизационных отчислений,
бюджетные процедуры по государственным инвестициям. Пря­
мые методы часто имеют высокую степень эффекта из-за опе­
ративного достижения экономического результата. Однако
у них есть серьезный недостаток - создание помех рыночному
процессу.
Методы косвенного воздействия проявляются в том, что
государство не влияет прямо на принимаемые субъектами эко­
номики решения. Оно создает лишь предпосылки к тому, чтобы
при самостоятельном выборе экономических решений субъек­
ты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям эко­
номической политики.
Преимущества данных методов воздействия на экономику
заключаются в том, что они не нарушают рыночной ситуации,
не вводят неожиданный дисбаланс в состояние динамического
равновесия. Недостатком же является определенный времен­
ной лаг, наблюдаемый между принятием государством мер, их
восприятием экономикой и полученными изменениями в хо­
зяйственных результатах.
Обратимся теперь к еще одной, весьма важной классифика­

<< Пред. стр.

стр. 53
(общее количество: 71)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>