<< Пред. стр.

стр. 55
(общее количество: 71)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

вариант предполагает использование налогоплательщиком си­
стем льгот или определенной степени условности нормативных
предписаний (реальная жизнь, как известно, всегда сложнее
любого предписания, выполненного в виде определенной обоб­
щенной схемы).
Подводя итог характеристике финансового механизма, от­
метим, что высокая степень встроенной гибкости финансовой
системы считается желательной для экономики. Встроенные
финансовые стабилизаторы обладают тем позитивным момен­
том, что делают не столь необходимым точный диагноз и про­
гноз конъюнктурного положения. Вместе с тем достоинства
встроенных стабилизаторов не должны приводить к переоцен­
ке их возможностей. Данные стабилизаторы, как правило,
смягчают конъюнктурные колебания, но не могут им полнос­
тью помешать.
• Кредитный механизм экономической политики
В процессе экономического регулирования государство ши­
роко использует денежно-кредитные меры. Как и финансовый
механизм, они имеют двойственный аспект выражения. С одной
487
Раздел III. Макроэкономика

стороны, это составная часть всего комплекса экономической
политики. Одновременно кредитное регулирование выступает
своего рода инструментом государственного вмешательства в
экономику.
По своему содержанию кредитная политика - совокупность
мероприятий Центрального банка в области денежного обра­
щения и кредита по воздействию на макроэкономический про­
цесс. Цель данных мер выступает как частное преломление об­
щей государственной линии, нацеленной на обеспечение
равновесного и устойчивого развития экономики.
Субъектом кредитной политики является Центральный
банк (ЦБ). Согласно закону, он выполняет целевые установки
правительства, но в то же время не является, как правило, пра­
вительственным институтом. ЦБ имеет определенную степень
самостоятельности. Такие права даны ему на основе принципа
разделения власти. Как показывает опыт западных стран, дан­
ный институт, обладающий относительной самостоятельно­
стью, не является безропотным исполнителем воли государства.
В условиях сложной экономической ситуации правительство
не может требовать от кредитного центра решения своих
финансовых проблем за счет выпуска дополнительного коли­
чества денежной массы.
Совокупность задач ЦБ в деле реализации экономической
политики содержит два направления. Первое - обеспечение
национальной экономики полноценной валютной системой.
Устойчивая валюта - важнейший элемент инфраструктуры
рынка. Второе направление связано с тем, что Центральному
банку предписана функция влияния на кредитную деятель­
ность частных деловых (коммерческих) банков в интересах мак­
роэкономической политики. В сфере кредитно-денежного
обращения государство проводит свою политику, используя,
таким образом, кооперацию с данным соучастником регулиро­
вания. Образуется своего рода тандем: «государство - централь­
ный банк». Практика показывает высокую действенность дан­
ного сотрудничества.
Сделаем сравнение: в производственной сфере государство
не имеет столь действенного рычага влияния. И это не случайно.
Данный сектор должен иметь высокую степень свободы и неза­
висимости, что требуется самой рыночной природой. Государ­
ство ориентируется при этом на косвенные пути воздействия -
через кредитно-денежное обращение, являющееся своего рода
кровеносной системой экономики.

488
Глава 18. Государство и экономическая политика
• Инструменты
Оперируя в сфере денежно-кредитного обращения, ЦБ ис­
пользует целый ряд инструментов. Большинство из них имеет
косвенный характер воздействия. В этом - аналогия общим
принципам действия государства в экономике. Однако некото­
рые операции кредитного центра также могут осуществляться
более прямым образом (схожий пример - субсидии государ­
ства).
В целом структуру принимаемых ЦБ мер можно предста­
вить следующей схемой (рис. 18.6).
Метод ограничения динамики кредитования заключается
в том, что в некоторых странах (в Англии, Франции, Швейца­
рии, Нидерландах) ЦБ обладает правом ограничивать степень
роста кредитных вложений деловых банков в небанковском сек­
торе. С этой целью вводится процентная норма расширения кре­
дитных операций за определенный отрезок времени. Если усло­
вия не выполняются, ЦБ применяет санкции: банки могут быть
обязаны выплатить штрафные проценты или (как это принято в
Швейцарии) перевести на беспроцентный счет ЦБ сумму, рав­
ную размеру превышенного кредита.
Учетная (дисконтная) политика относится к давно исполь­
зуемым методам регулирования. ЦБ выступает в роли креди-


Кредитная политика




Прямые методы Косвенные методы

1 '
1

- Учетная (дисконт­
Ограничения
ная) политика
динамики
- Операции на
кредитования
открытом рынке
\
- Политика мини­
мальных резервов
- Добровольные
соглашения


Рис. 18.6. Кредитная политика Центрального банка

489
Раздел III. Макроэкономика
тора по отношению к деловым банкам. Средства предоставля­
ются при условии переучета векселей банков и под залог их
ценных бумаг. Такие полученные в центральном кредитном
звене средства называются «редисконтными», или «ломбард­
ными», кредитами. На основании закона ЦБ имеет право ма­
нипулировать ставкой процента, по которой он выдает банкам
кредиты. Возможность установления «цены» кредита выступа­
ет как метод влияния на кредитную систему.
Прибегая к такому виду регулирования, как «операции на
открытом рынке», ЦБ осуществляет куплю и продажу ценных
бумаг (например, на бирже). За счет их продажи банк по сути
изымает избыточные балансовые резервы коммерческих банков.
В макроэкономическом плане это означает изъятие из оборота
определенной массы денежных средств. Покупка Центральным
банком ценных бумаг способствует образованию у коммерческих
банков дополнительных балансовых резервов. Денежная масса
в обращении возрастает. В итоге расширяются возможности для
кредитных операций деловых банков.
Политика минимальных резервов обеспечивает обязатель­
ное хранение определенных денежных сумм деловых банков на
счетах ЦБ. Этим самым банки получают определенный элемент
страховки со стороны ЦБ при выполнении своих обязательств.
Впервые этот метод был введен в экономике США в 1933 г.
Совокупность регулирующих мер дополняется системой так
называемых «добровольных соглашений», заключаемых меж­
ду ЦБ и деловыми банками. Такие договоры особенно удобны в
том случае, когда ЦБ должен принимать оперативные решения,
действовать быстро и без особого бюрократизма.
• Проблемы практической реализации кредитной политики
Наибольшая эффективность регулирующего действия ЦБ
проявляется тогда, когда используется вся совокупность эко­
номических инструментов, причем в целесообразной последо­
вательности. Осуществляя воздействие на макроэкономическое
регулирование, ЦБ должен учитывать как взаимосвязи нацио­
нального хозяйства в рамках мировой экономики (по валютной
линии), так и взаимозависимость звеньев национального хозяй­
ства. Речь идет, в частности, о следующих проблемных ситуа­
циях.
1. Учетная политика оказывает влияние не только на банки,
но и на другие секторы экономики. Негативное воздействие про-

490
Глава 18. Государство и экономическая политика
центных колебаний проявляется по отношению к тем сферам
народного хозяйства, которые обременены долгами. К ним от­
носятся: государственный сектор, капиталоемкие производства
(АЭС, ГЭС), железнодорожный транспорт, домовладения, фер­
мерское хозяйство.
2. Процентная политика приводит к растущему ценовому
эффекту. Субъекты экономики стремятся уйти из-под влияния
растущей учетной ставки путем переложения своих издержек
на плечи клиентов (повышая, соответственно, цену своих
бумаг). В итоге создается дополнительная трудность для поли­
тики государства в области сдерживания инфляции.
В рамках российской экономики, переживающей в настоя­
щее время существенные проблемы с инфляцией, такой побоч­
ный эффект особенно болезнен. Частный сектор стремится воз­
ложить на покупателя всю дополнительную нагрузку, которая
падает на него в результате регулирующих мер. Возможность
такой финансовой изворотливости в России выше, поскольку
степень насыщенности рынка, конкуренции слабее, чем это
имеет место в развитых странах Запада.
3. Административное предписание уровня процента «сверху»
не является рыночно-ориентированным действием. Ослабление
рыночных основ экономики приводит к нежелательным послед­
ствиям. Например, итогом может быть усиление элементов те­
невой экономики.
Проведение экономического регулирования с помощью фи­
нансового или кредитного механизма выдвигает перед эконо­
мистами важный вопрос: в какой ситуации является более
оптимальным тот или иной вариант? Другая проблема в следу­
ющем: какое соотношение финансовых и кредитных мер разум­
но практиковать в экономике?
Преобладание в ходе регулирования финансовых мер при­
нято называть «кейнсианским» вариантом проведения эконо­
мической политики. Больший упор на кредитно-денежный
механизм получил в экономической науке название «монета­
ризма». Практика реализации экономической политики в за­
падных странах показала, что наиболее рациональным явля­
ется сочетание обоих направлений регулирования. Однако в его
рамках всегда прослеживается попеременное колебание в сто­
рону усиления одного или другого метода в зависимости от
состояния экономической ситуации.


491
Раздел III. Макроэкономика
Вопросы для повторения
1. Какова эволюция взаимного влияния государства и рынка? Чем
оно обусловлено? Имеет ли данная эволюция равномерный характер?
2. Какие закономерности в развитии современной рыночной эконо­
мики следует, по-вашему, учитывать для более точного понимания воз­
можностей государственного регулирования?
3. Когда сформировалось понятие «государственная экономическая
политика»? Чем это было вызвано? Отличается ли практическая сторо­
на экономической политики от научной?
4. Что Вы можете сказать по поводу мнения немецкого экономиста
В. Ойкена: «Больше или меньше государственности - такая постановка
вопроса проходит мимо проблемы. Речь идет не о количественной, а о
качественной проблеме. Сколь нетерпимо в эпоху промышленности, со­
временной техники крупных городов и скоплений людских масс пускать
на самотек формирование экономического порядка, столь и само госу­
дарство не способно руководить экономическим процессом».
(Подсказка для ответа: процесс производства может и должен регу­
лироваться самонастраивающимся экономическим механизмом. Государ­
ство же должно присматривать за созданием этого механизма, а далее -
за его исправностью).
5. Почему система целей экономической политики имеет достаточно
сложную структуру?
6. Российское общество объективно подвергается в условиях рыноч­
ной экономики все большей стратификации, т.е. образуется все больше
социальных слоев и групп населения. Ведет ли этот процесс к усложне­
нию структуры целей? Является ли это фактором, усиливающим эффек­
тивность экономической политики или, наоборот, ослабляющим?
7. Правительства стран с развитой рыночной экономикой в своих про­
граммах выдвигают обычно не достижение главной цели (благосостоя­
ния общества), а выполнение подчиненных задач. В программах же пра­
вительств социалистических стран отмечалась преимущественно главная
цель. Попытайтесь объяснить данное различие.
8. Одна из важнейших задач государства - создание инфраструкту­
ры. Какие аспекты инфраструктуры Вы считаете важными для функци­
онирования рынка? Ограничиваете ли Вы понятие инфраструктуры лишь
материальными компонентами?
9. Что является основой понимания экономических приоритетов? Ка­
ков механизм их определения? Должен ли приоритет определяться об­
щественным интересом или личным?
10. Как бы Вы ответили на риторический вопрос, который ставит в
своей книге В. Ойкен: «Действительно ли возможно разработать прин­
ципы экономической политики, которые были бы чем-то иным, нежели
идеологией, связанной с определенными интересами?»
11. Человеческое общество в своем развитии испробовало различ­
ные варианты своего институционального устройства. Однако экономи­
ческая политика реализуется, как правило, в любом случае. В чем, по-
вашему мнению, заключается специфика проведения экономической
политики в капиталистической, социалистической, фашистской эконо­
мике? В чем сходство и в чем различия?

492
12. По словам немецкого экономиста В. Ойкена, экономическая по­
литика в разных странах до 1914 г. имела определенное единообразие,
которое позже исчезло. Каждая страна стала активно проводить в жизнь
различные концепции регулирования, реализовывать свои эксперимен­
ты. Отличительным признаком явился упор на импровизацию. В боль­
шинстве случаев эксперименты заранее не продумывались в деталях. Но
какое бы реальное влияние ни оказывал каждый эксперимент, позитив­
ное их значение заключалось в том, что они позволили накопить обшир­
ный опыт претворения в жизнь экономической политики. Каково Ваше
мнение по этому поводу?
13. Считаете ли Вы, что возможна идеальная экономическая поли­
тика?
14. Какова объективная основа деления методов государственного ре­
гулирования на прямые и косвенные? В связи с чем государство стремится
использовать, как правило, оба варианта?
15. В чем эффективность косвенных методов регулирования? Поче­
му они более согласованы с природой рыночной экономики?
16. Поясните логику деления государственных мер на администра­
тивные, экономические и институциональные.
17. Какие явления в экономической действительности предопреде­
ляют возможность и целесообразность введения понятия «институцио­
нальные методы»? В развитии экономической теории в США сложилось
направление «институционализм», использующее в истолковании эко­
номических процессов различного рода социальные, психологические,
правовые, этические, технические и другие явления, в том числе и обы­
чаи (см.: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия. - М.,
1975. Т. 2. С. 28). Существует ли, по Вашему мнению, связь между поня­
тиями «институциональные методы» и «институционализм»?
18. Что включает в себя понятие «финансовое хозяйство» ? В чем его от­
личие от понятия «финансы», «финансоваясистема», «финансоваянаука»?
19. Американский экономист Р. Масгрейв в качестве функций фи­
нансового хозяйства называет аллокацию, перераспределение, стабили­
зацию. В отечественной экономической литературе принято называть рас­
пределительную и контрольную функцию финансов (см.: Финансы / Под
ред. В.М. Родионовой. - М., 1993. С. 21-25). Прокомментируйте это раз­
личие, изложите содержание функций.
20. В чем исходное противоречие самого бюджета как финансового
институционального явления?
21. Почему система субсидий (субвенций) противоречит рыночному
механизму?
22. Какой компонент государственных финансов (расходы или дохо­
ды) имеет более сильный регулирующий эффект? Как Вы можете это
объяснить?
23. Почему налоговые доходы являются преимущественной формой
поступления средств в бюджет по сравнению с неналоговыми?
24. Перечислите принципы налоговой системы.
25. Какие виды классификаций налогов Вы знаете?
26. Должен ли подоходный налог иметь прогрессивную или регрес­
сивную шкалу? Какой шкалой обладает в настоящее время подоходный
налог в России?

493
Раздел III. Макроэкономика
27. Почему столь противоречивой является современная ситуация с
налоговой системой в России? Каковы, по Вашему мнению, причины
трудностей формирования налоговой системы в России?
28. Центральный банк (ЦБ) выполняет значительную роль в деле под­
держания основ рыночной экономической системы. В чем конкретно это
проявляется?
29. Какие факторы предопределяют степень развития регулирующей
роли ЦБ?
30. Какие методы ЦБ являются в большей степени рыночно ориенти­
рованными, а какие - нет? Какие операции носят более жесткий харак­
тер, а какие - более мягкий?
31. Каковы эффективные качества учетной политики, с одной сторо­
ны, и недостатки, с другой?
32. Какие проблемные ситуации, связанные с кредитным регулиро­
ванием, Вы можете назвать?
33. Как Вы оцениваете такой метод кредитно-денежного регулиро­
вания в России, как валютный коридор? Каковы его плюсы и минусы?
34. На какой инструментарий преимущественно ориентируется эко­
номическая политика кейнсианского направления? На что делают осо­
бый упор неолибералы (неоконсерваторы)? Каковы Ваши доводы при
ответе на эти вопросы?
35. Какие обстоятельства определяют периодическую смену моделей
регулирования?
36. В чем особенность взаимодействия финансовой и монетарной
политики в России?
37. Государство оперирует совокупностью прямых и косвенных ме­
тодов регулирования. Такой же подход использует и относительно само­
стоятельно действующий ЦБ. Попробуйте провести сравнение косвенных
и прямых вариантов воздействия, предпринимаемых, с одной стороны,
государством, а с другой - Центральным банком.
38. Американский экономист Л.Л. Мэлэйбр в книге «Что такое
новейшая экономика» (1989) отмечает, что неспособность какой-либо
из существующих школ экономической науки предложить стратегию
развития, позволяющую избавиться от спадов и инфляции, вовсе не оз­
начает, что следует отказаться от дальнейших попыток разгадать сек­
рет самодвижения рыночной экономики. В конце концов, несмотря на
неудачи, экономика США проделала большой путь и несомненно имеет
значительный потенциал для дальнейшего роста.
Можете ли Вы найти определенные аналогии при рассмотрении фор­
мирования курса отечественной экономической политики?

Примерный план лекции
1. Экономическая политика государства как результат развития
рыночной системы.
2. Субъекты экономической политики.
3. Цели государственного регулирования экономики.
4. Инструменты реализации экономической политики.

494
Глава 18. Государство и экономическая политика
Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
1. Факторы, обуславливающие усиление и ослабление роли государ­
ства в экономике на различных этапах рыночного развития.
2. Проблема взаимодействия целевых ориентиров у различных
субъектов экономической политики.
3. Проблема решения целевых конфликтов при реализации мер
государственного регулирования.
4. Финансовый и кредитно-денежный механизмы реализации эконо­
мической политики. Проблемы совместимости «кеинсианского» и «мо­
нетаристского» инструментария.


ЛИТЕРАТУРА

Аманжаев Т.Г. Роль государства при переходе к рыночной экономи­
ке / / Вестник Московского Университета. Серия 6. «Экономика». 1996.
№2.
Андрианов А. Государственное регулирование и механизмы саморе­
гуляции в рыночной экономике. Мировой опыт и Россия / / Вопросы эко­
номики. 1996. № 9 (Экономист. 1996. № 5).
Аткинсон Э., Стиглиц Дж. Лекции по экономической теории госу­
дарственного сектора / Пер. с англ. - М., 1995.
Всемирная история экономической мысли. Том 5. Теоретические и
практические концепции развитых стран Запада. - М., 1994.
Государство в меняющемся мире / / Вопросы экономики. 1997. № 7.
ГэлбрейтДж. Экономические теории и цели общества / Пер. с англ. -
М., 1976.
Долин ЭДж. Деньги, банки и денежно-кредитная политика / Пер. с
англ.-СПб., 1994.
Долан ЭДж. Макроэкономика / Пер. с англ. - СПб., 1994.
Илларионов А. Бремя государства / / Вопросы экономики. 1996. № 9.
Инфляция и денежный порядок / / Политэконом. Российско-герман­
ский журнал по экономической теории и практике. 1996. № 2.
Кац И. Роль и задачи государственного регулирования экономики / /
Экономист. 1996. № 9.
Кейнс Д. Общая теория занятости, процента и денег / Пер. с англ.
В кн.: Дж.М.Кейнс. Избранные произведения. - М., 1993.
Кейнсианская система. В кн.: Блауг М. Экономическая мысль в рет­
роспективе / Пер. с англ. - М., 1994.
Копейкин М. Государство и институциональные реформы в России / /
Проблемы теории и практики управления. 1996. № 4.
Курс экономической теории / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселе­
вой - Киров, 1997. Гл. 15, 17, 19, 20.
Ламперт X. Социальная рыночная экономика. Германский путь, /
Пер. с нем. - М., 1994.
Макконнелл К., Брю С. Экономикс: Принципы, проблемы и полити­
к а . - М . , 1992.

495
Раздел III. Макроэкономика

<< Пред. стр.

стр. 55
(общее количество: 71)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>