<< Пред. стр.

стр. 59
(общее количество: 71)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Раздел IV. Международные экономические отношения
Для иллюстрации используем условный пример. Рикардо
для простоты брал две страны: Англию и Португалию - и два
товара: вино и сукно. Издержки производства он условно из­
мерял рабочим временем:

Продукт Португалия Англия

1 ед. вина 1 раб. день 3 раб. дня
1 ед. сукна 2 раб. дня 4 раб. дня

В данном примере производство в Португалии абсолютно
более эффективно, чем в Англии. Опираясь на логику здравого
смысла, можно утверждать, что, если производство в данной
стране более эффективно, товары более дешевы, нет резона
покупать более дорогие товары в стране, где их производство
обходится дороже.
Но следуя принципу Рикардо, мы должны сравнивать не
абсолютный, а относительный эффект. В Португалии издержки
на производство сукна составят 2:1 затрат на производство вина,
в Англии - 4:3, т.е. относительно меньше. С вином ситуация
противоположная. Эффективность производства вина в Порту­
галии в сравнении с производством сукна выше, чем в Англии
(1/2 < 3/4). Следовательно, Португалии, из соображений эффек­
тивности национальной экономики, выгоднее сосредоточить
труд и капитал в виноделии, заменив производство сукна на его
импорт из Англии. Англии по тем же соображениям выгоднее
специализироваться на производстве сукна.
Если между этими странами начнется торговля, то относи­
тельно дешевое сукно из Англии, скорее всего, разорит его про­
изводителей в Португалии. Но специализация Португалии на
производстве вина, а Англии на производстве сукна принесет
пользу обеим странам. Выиграет от такой специализации и на­
селение. Тот же дневной заработок позволит купить больше де­
шевого импортного сукна португальцам и больше дешевого пор­
тугальского вина англичанам. Иначе говоря, произойдет
увеличение потребления, то есть реальной заработной платы.
Принцип справедлив не только для двух товаров и двух
стран, но и для любого их количества. Разумеется, он абстрак­
тен, игнорирует инфляцию и безработицу. Но при всей своей
упрощенности он не только дает возможность оценить сравни­
тельную эффективность производства в странах, но и позволя­
ет предсказывать направления торговли и международной
524
Глава 20. Теория международной торговли и торговая политика
специализации. В примере Рикардо не учтены изменения ни в
производительности национального труда, ни в каких-либо дру­
гих качественных характеристиках экспортных отраслей.
Польза, получаемая странами, вызвана установлением, благо­
даря специализации, более эффективной отраслевой структу­
ры производства.

• Политика торговых ограничений: возможные последствия
Для лучшего понимания выгод структурной перестройки
предположим, что правительство Португалии прислушалось
к аргументам сторонников протекционистских мер и решило
защищать португальское текстильное производство от конку­
ренции с английским. Такая защита может иметь незапрети­
тельный характер, когда с помощью таможенных пошлин,
налогов и других мер будет искусственно завышена цена
английского сукна. Повысится цена и на местный аналогичный
товар. Произойдет выравнивание рентабельности обоих наци­
ональных отраслей. Не будет стимула к межотраслевому пере­
ливу капитала и рабочей силы в более производительную
отрасль - виноделие. Произойдет, по сути, консервация сло­
жившейся экономической структуры, искусственное поддержа­
ние более отсталой отрасли.
Еще более негативные последствия могут иметь запрети­
тельные тарифы с полным ограничением свободы торговли. На­
ходясь под «зонтиком» государственной защиты, производи­
тели могут повысить цены так, что производство текстиля
станет выгоднее виноделия. И тогда перелив капитала и рабо­
чей силы может происходить в менее производительную
отрасль в ущерб более производительной.
Хотя ситуация в этих рассуждениях очень упрощена, но этот
путь, ведущий к «экономике абсурда», не есть абсолютно абст­
рактная схема. К сожалению, наша собственная страна дает
пример национальной экономики, которая отторгает новую тех­
нологию, растрачивает свои ресурсы на поддержание отсталых
отраслей и искусственно уменьшает ресурсы для структурных
преобразований. Данные рассуждения не исключают возмож­
ности защищать внутренний рынок от экспансии импортеров,
тем более, если речь идет о стране, переживающей, подобно
России, долговременный экономический кризис. Однако оправ­
дано это лишь при условии реальной модернизации производ­
ства, повышения его конкурентноспособности.
525
Раздел ГУ. Международные экономические отношения
• Внешняя торговля и кривая производственных возможностей

Принцип сравнительных преимуществ можно проиллюст­
рировать с помощью кривой производственных возможностей.
Ограничимся двумя странами - А и Б, производящими два
товара: вино и ткань. В силу различия в ресурсах и уровнях тех­
нологий, относительные издержки будут разными в этих стра­
нах. Следовательно, страны обладают сравнительным преиму­
ществом в производстве того или иного товара. Допустим
также, что издержки неизменны и тогда «кривые» могут быть
представлены в виде прямых.
В стране А соотношение издержек 1:1, т.е. за каждую еди­
ницу вина, от которого она откажется в пользу производства
ткани, можно получить одну единицу ткани.
Эту ситуацию отражает линия AD на рис. 20.1. В условиях
закрытой экономики при отсутствии торговли страна будет про­
изводить оба продукта в объеме, которому соответствует точка
С на линии AD.
В стране Б ситуация будет иной. Соотношение издержек бу­
дет складываться, допустим, 1:2, т.е. каждая единица ткани
может быть трансформирована в 2 единицы вина. Эта ситуа­
ция представлена линией AD на рис. 20.1, б. Точка С на линии
AD также соответствует объему производства при отсутствии
внешней торговли.




Экспорт




Ткань




Рис. 20.1. Графическая интерпретация теории сравнительного
преимущества:
а - для страны А, б - для страны Б

526
Глава 20. Теория международной торговли и торговая политика

Сравнительные преимущества в нашем примере у страны А
в производстве ткани (1/1 < 1/2). Иначе говоря, для дополни­
тельного производства единицы ткани в стране А приходится
жертвовать производством единицы вина. У страны Б сравни­
тельное преимущество в производстве вина (1/2 < 1/1), т.е. уве­
личение производства вина будет стоить всего лишь 1/2 едини­
цы ткани.
После установления торговых отношений встает вопрос
о том, на основе каких меновых пропорций будет происходить
обмен. Выводы Рикардо о преимуществах международной спе­
циализации явились отправной точкой для дальнейшего иссле­
дования этих проблем в трудах А. Маршалла и Дж. Милля. Так,
Милль показал, что меновые пропорции, установившиеся меж­
ду различными соотношениями издержек производства (т.е. на
основе которых будет идти между ними торговля), зависят от
объема мирового предложения и спроса на каждый из этих
видов товара.
Предположим, в нашем примере условия торговли устано­
вятся где-то в промежутке между соотношениями издержек про­
изводства, существующих в каждой из стран, т.е. в пределах
между 1:1 и 1:2. Допустим, 1:1,5. Если будет расти спрос на
ткань, соотношение будет ближе к верхнему пределу - 1 , 8 . Стра­
на А, извлекая выгоду из увеличения спроса, постарается полу­
чить как можно больше вина за единицу ткани. Если спрос растет
на вино, пропорция обмена будет ближе к нижнему пределу, до­
пустим, 1,2. Страна Б, в свою очередь, постарается, пользуясь
спросом, отдать как можно меньше вина за единицу ткани.
Итак, специализироваться страны будут на производстве
тех товаров, по которым они обладают сравнительным преиму­
ществом, перейдя от самообеспечения к использованию экс­
порта и импорта продукции. Страна А будет специализиро­
ваться на производстве ткани и импортировать вино. Линия
AD (см. рис. 20.1, а) представляет кривую ее новых производ­
ственных возможностей, новое равновесие в точке С. В стране
Б (см. рис. 2 0 . 1 , б) после установления внешней торговли
ситуация также характеризуется новой линией AD и новой
точкой равновесия С. Графики наглядно иллюстрируют, что
специализация способствовала увеличению потребления
в каждой стране и увеличению мирового производства обоих
товаров.
Допущения, сделанные при доказательстве выгод специа­
лизаций: два товара, две страны, неизменные издержки - могут
527
Раздел IV. Международные экономические отношения
быть сняты. Доказательства усложняются, но конечный вывод
остается неизменным. Это вывод о выгодности международно­
го обмена, о возможности увеличения потребления в стране по
сравнению с ситуацией, когда страна полагается только на свое
внутреннее производство. Иначе говоря, производственный
потенциал страны может быть увеличен не только за счет со­
вершенствования внутренних факторов, но и за счет использо­
вания внешних. Международная специализация и внешняя
торговля увеличивают количество капитала, потребительских
товаров, находящихся в распоряжении общества. Иными сло­
вами, при определенных условиях международные экономичес­
кие связи могут приводить к тем же последствиям, что и рост
внутреннего экономического потенциала.
В экономической теории обоснование преимуществ между­
народной специализации не ограничилось классической схемой
Рикардо. В XX в. закономерности международной специали­
зации исследовались в трудах Е. Хекшера, Б. Олина, Дж. Кей-
нса, Р. Харрода, В. Леонтьева, П. Самуэльсона, М. Познера и
др. Дальнейшее углубление понимания закономерностей меж­
дународной специализации привело к созданию на основе ана­
лиза сравнительных издержек многофакторных моделей, где,
наряду с движением товаров, учитывалась и возможность
свободного межстранового движения факторов производства
(природных ресурсов, труда, капитала, предпринимательских
способностей, технологии, информации и др.). В проводимых
исследованиях выявлены закономерности не только межотрас­
левой, но и внутриотраслевой межрегиональной специализа­
ции, причины специализации стран на материале-, капитало-,
трудо-, наукоемких товарах. Определены особенности влияния
на специализацию прогресса науки и технических знаний, а
также темпов и характера технологических изменений.


§ 2. Инструменты торговой политики

Внешнеэкономическая политика - это деятельность, регу­
лирующая экономические отношения страны с другими госу­
дарствами. Ей принадлежит значительная роль в обеспечении
эффективного использования внешнего фактора в националь­
ной экономике. По мере эволюции международных экономи­
ческих отношений сформировался обширный инструментарий
внешнеэкономической политики.

528
Глава 20. Теория международной торговли и торговая политика
Государственное регулирование внешнеэкономических свя­
зей может быть односторонним, когда инструменты внешнеэко­
номического регулирования используются той или иной стра­
ной в одностороннем порядке, без согласования с торговыми
партнерами; двусторонним, когда государственному регулиро­
ванию предшествует согласование со страной партнером; а так­
же многосторонним, когда торговая политика регулируется
многосторонними соглашениями.
Развитие инструментов регулирования внешнеэкономичес­
ких связей шло как на национальном, так и на межгосудар­
ственном уровне. Международная координация в этой сфере
предполагает установление международных режимов, т.е. вы­
работку договоренностей, определяющих нормы, правила и
процедуры, которых обязуются придерживаться договариваю­
щиеся стороны при решении каких-либо проблем. Между­
народные режимы, содержащие общепринятые стандарты и
правила, в свою очередь, могут оказывать влияние на нацио­
нальное регулирование. Их можно использовать как ориентир
при реформировании национальной экономики, ее законов и
норм. Это особенно актуально для России, в которой происхо­
дит болезненный процесс приспособления к универсальной си­
стеме прав и обязанностей, сложившихся в мировом хозяйстве.
• Государственная торговая политика и ГАТТ/ВТО
В сфере торгового обмена международные режимы и много­
сторонние соглашения вырабатывались прежде всего в рамках
Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) - между­
народной организации, действовавшей на базе многостороннего
договора, фиксирующего принципы и правила мировой торговли.
С июля 1990 г. Советский Союз имел в ГАТТ статус наблю­
дателя. Россия унаследовала от СССР этот статус и в июне
1993 г. подала заявку на присоединение к этой организации на
правах полноправного члена. Однако можно уже сейчас ска­
зать, что путь к присоединению будет нелегким. Необходимо
обеспечить регламентацию условий доступа иностранных то­
варов на российский рынок, привести свое законодательство в
экономической области в соответствии с нормами ГАТТ и т.п.
С 1 января 1995 г. на базе ГАТТ создана Всемирная торговая
организация (ВТО), для членов которой обязательным являет­
ся соблюдение всех договоренностей, достигнутых в рамках
ГАТТ в 1947-1993 гг. В настоящее время идут консультации
о вступлении России в ВТО.
529
Раздел IV. Международные экономические отношения
Все множество инструментов, которое есть в распоряжении
государства для регулирования внешнеэкономической деятель­
ности, можно условно разделить на три большие группы:
- таможенные тарифы;
- нетарифные ограничения;
- формы стимулирования экспорта.
Уже из названия явствует, что все они имеют изначально
протекционистскую направленность. Государство увеличива­
ет или уменьшает эту направленность в зависимости от вне­
шних и внутренних обстоятельств, господствующих в тот или
иной период представлений о национальных интересах, и дей­
ствующих международных правил. Это касается и такой важ­
нейшей составной части государственного регулирования внеш­
неэкономической сферы, как тарифное регулирование.
• Таможенные тарифы
К тарифным средствам регулирования внешних связей от­
носятся таможенные пошлины - государственные налоги, взи­
маемые за провоз через границу страны (экспорт-импорт) то­
варов и иных материальных ценностей. Систематизированный
перечень таможенных пошлин есть таможенный тариф. Раз­
личают экспортный и импортный тарифы.
Установление таможенной пошлины означает, что владелец
товара должен уплатить государству определенную долю цены.
На величину импортной пошлины возрастут издержки произ­
водителя, а следовательно, и цена, по которой импортер будет
продавать свой товар.
Очевидно, что увеличение импортных пошлин негативно от­
ражается в первую очередь на потребителях. Не ограничива­
ясь пониманием этого факта на уровне здравого смысла, вос­
пользуемся возможностями анализа ситуации с помощью
кривых спроса и предложения (рис. 20.2).
Точка Е на рис. 20.2 и соответствующие ей цена Р и количе­
ство Q - равновесные цена и количество на внутреннем рынке
на некий товар, при отсутствии внешней торговли. Предполо­
жим, что мировая цена на этот товар ниже внутренней - на на­
шем рисунке ее уровень определяется точкой Рг
В варианте свободной торговли отечественная цена на данный
товар должна быть не больше мировой. При этом внутренний
спрос при более низкой цене увеличится до Qv а объем предложе­
ния товара местными производителями снизится до Q2. Недоста­
ющее количество (отрезок АС) будет обеспечено за счет импорта.

530
Глава 20. Теория международной торговли и торговая политика
При введении импортной пошлины произойдет увеличение
цены до Рх. Новая цена равна мировой плюс импортная пошли­
на. Повышение цены приведет к сокращению спроса до Q3, уве­
личению отечественного производства Qt и сокращению импор­
та (отрезок BL).
Местные производители, таким образом, при введении импор­
тных пошлин могут продавать свой товар по более высокой цене и
увеличивать объем продаж. Потребители сократят покупаемое ко­
личество более дешевого импортного товара и вынуждены будут
увеличить потребление более дорогого местного.
Данная ситуация приводит к менее эффективному исполь­
зованию ресурсов, поскольку возможность продавать товар по
более высокой цене позволяет и производить его с более высо­
кими издержками, т.е. происходит перетягивание ресурсов в
менее эффективные отрасли.
Однако интерес производителей в защитных пошлинах орга­
низационно значительно легче отстоять, чем интерес потреби­
телей. Кроме того, в качестве выигравшей стороны от тарифов
выступает государство. На рис. 20.2 заштрихованный прямоу­
гольник - это объемы поступлений государству от пошлины.
Иначе говоря, увеличение расходов потребителя, подобно
ситуации с косвенными налогами, увеличивает доходы государ­
ства.
Однако если за счет высокой пошлины увеличиваются цены
на импортные сырье, материалы, оборудование, используемое
местными производителями, то следствием высоких импорт­
ных пошлин может стать рост издержек у этих производителей,

Цена




Р


ym\j
Р
2

*1




Количество
Q2 Q4 Q Q3 Qj


Рис. 20.2. Экономические последствия введения тарифов

531
Раздел IV. Международные экономические отношения
а далее, по известной схеме, рост цен и сокращение производ­
ства. У государства в данной ситуации убытки от сокращения
налоговых поступлений могут превысить доход от импортной
пошлины.
Итак, с точки зрения целевой направленности или выпол­
няемых функций, можно говорить о протекционистском или
фискальном характере тарифов. Протекционистский характер
тарифов используется тогда, когда государство, поднимая та­
моженную пошлину, поднимает тем самым национальные цены
на импортируемый товар, снижает его конкурентоспособность
и защищает внутренний рынок.
Цель фискальных пошлин - преимущественно обеспечение
государственного бюджета налоговыми поступлениями. Эту
функцию обычно выполняют пошлины на товар, который не
производят в данной стране. Как правило, они бывают не очень
высокими.
По форме обложения различают адвалорные, специфичес­
кие и смешанные пошлины. Адвалорные пошлины взимаются
в процентах от цены товара (например 15% от цены холодиль­
ника), специфические - в виде определенной денежной суммы,
взимаемой с объема, веса или штуки товара (например 15 долл.
с каждой тонны металла). В варианте смешанных пошлин то­
вар одновременно может облагаться и адвалорной, и специфи­
ческой пошлинами.
Как правило, таможенный тариф устанавливается на наци­
ональном уровне, но он может быть единым и для стран, объе­
динившихся в торгово-экономическую группировку. Напри­
мер, страны, входящие в ЕЭС, имеют единую таможенную
территорию с единым внешним таможенным тарифом. Тамо­
женные тарифы включают в себя обычно три вида пошлин:
максимальные, минимальные и преференциальные (льготные).
Первые обычно используются в торговле со странами, с кото­
рыми нет торговых соглашений; вторые - в тех случаях, когда
существуют торговые договоры при соглашении о введении ре­
жима наибольшего благоприятствования. Третьи обычно ис­
пользуются при импорте товаров из развивающихся стран. В
рамках ООН (ЮНКТАД) действует общая система преферен­
ций, куда входят преференциальные пошлины развитых стран
для товаров развивающихся стран.
В послевоенный период внешнеторговые отношения стран
регулировались, главным образом, путем взаимного уменьше­
ния таможенных пошлин. Это направление представлялось
532
Глава 20. Теория международной торговли и торговая политика
главным в регулировании международной торговли. В резуль­
тате за прошедший период удалось снизить уровень таможен­
ного обложения более чем на 3/4. В настоящее время средний
уровень ставок тарифов развитых стран около 6%, развиваю­

<< Пред. стр.

стр. 59
(общее количество: 71)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>