<< Пред. стр.

стр. 7
(общее количество: 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

5. Туловище (живот, грудь, спина, поясница);
6. Голова (лицо, темя, затылок, шея).
На этом заканчивается подготовительный период больного к началу занятий по AT, и врач приступает к выполнению занятий:
Занятие № 1 - расслаблению мышц правой руки.
Врач предлагает больным занять удобную для них позу, например, полулежа в кресле, закрыть глаза и мысленно повторять за ним все то, что он будет говорить.
Врач начинает занятие следующими словами: "Я приступаю к сеансу аутогенной тренировки".
Больные мысленно повторяют за врачом эту фразу в течение 10 секунд. Далее врач продолжает: "Чувствую себя спокойно". Больные медленно в течение 10 секунд повторяют эту фразу. (В дальнейшем врач произносит каждую фразу не менее двух раз, и больные мысленно за врачом повторяют каждую фразу в течение 10 секунд.)
Врач продолжает внушение:
- Мышцы моего правого плеча начинают расслабляться.
- Чувствую себя спокойно.
- Мышцы моего правого плеча продолжают расслабляться.
- Чувствую себя спокойно.
- Мышцы моего правого плеча расслабились полностью.
- Чувствую себя спокойно.
- Мышцы моего правого плеча остаются расслабленными.
- Чувствую себя спокойно.
В дальнейшем слова врача "начинают расслабляться", "продолжают расслабляться", "расслабились", "остаются расслабленными" будут повторяться в такой же последовательности при тренировке каждой части тела. При этом больные мысленно повторяют фразу врача.
Далее проводится тренировка на расслабление мышц правого предплечья:
- Мышцы моего правого предплечья начинают расслабляться.
- Чувствую себя спокойно.
- Мышцы моего правого предплечья продолжают расслабляться.
- Чувствую себя спокойно.
- Мышцы моего правого предплечья расслабились полностью.
- Чувствую себя спокойно.
- Мышцы моего правого плеча и предплечья остаются расслабленными.
- Чувствую себя спокойно.
Далее выполняются упражнения на расслабление мышц правой кисти:
- Мышцы моей правой кисти начинают расслабляться.
- Чувствую себя спокойно.
- Мышцы моей правой кисти продолжают расслабляться.
- Чувствую себя спокойно.
- Мышцы моей правой кисти расслабились полностью.
- Чувствую себя спокойно.
- Мышцы моего правого плеча, правого предплечья и кисти правой руки остаются расслабленными.
- Чувствую себя спокойно.
Затем начинается тренировка, на расслабление пальцев правой руки:
- Мышцы пальцев моей правой руки начинают расслабляться.
- Чувствую себя спокойно.
- Мышцы пальцев моей правой руки продолжают расслабляться.
- Чувствую себя спокойно.
- Мышцы пальцев моей правой руки расслабились полностью.
- Чувствую себя спокойно.
- Мышцы моей правой руки (плеча, предплечья, кисти и пальцев правой руки) остаются расслабленными.
- Чувствую себя спокойно.
Последняя фраза о расслаблении мышц правой руки в целом повторяется врачом несколько раз. Последующие ее повторения произносятся уже без упоминания отдельных частей руки:
- Мышцы моей правой руки остаются расслабленными.
- Чувствую себя спокойно.
Через 30 секунд врач завершает первое занятие:
- Мышцы моей правой руки начинают напрягаться.
- Чувствую себя спокойно.
- Начинаю чувствовать мою правую руку.
- Пальцы моей правой руки начинают сжиматься в кулак.
- Чувствую себя спокойно.
- Я делаю несколько сгибательных и разгибательных движений в правом локтевом суставе.
Больные делают сгибательно-разгибательные движения в правом локтевом суставе:
- Чувствую себя спокойно.
- Сеанс закончен, глаза мои открылись.
Больные открывают глаза.
- Чувствую себя спокойно.
Пауза 30 секунд.
Затем врач дает больным установку на продолжение тренировки, на расслабление мышц правой руки в домашних условиях в течение всей недели. Рекомендуется проводить тренировку по 2-3 раза в день.
Делается акцент на том, что упражнение может считаться выполненным только в том случае, когда больной, давая себе мысленно команду "мышцы моей правой руки расслабились полностью", перестает как бы ощущать свою правую руку, то есть больной должен чувствовать свою руку как бы повисшей в воздухе.
Через неделю врач проводит занятие № 2, направленное на расслабление мышц левой руки.
Перед тем как начать занятие, врач выясняет у больных, удалось ли им добиться дома полного расслабления мышц правой руки. Если кому-либо из больных дома не удалось добиться требуемого эффекта, врач повторяет первое занятие полностью. Если же всем больным в группе удалось дома добиться должного эффекта, врач приступает к следующему занятию:
- Я приступаю ко второму сеансу аутогенной тренировки.
- Чувствую себя спокойно.
- Мышцы моей правой руки расслабились полностью.
- Чувствую себя спокойно.
- Мышцы моей правой руки остаются расслабленными.
- Чувствую себя спокойно.
Далее врач продолжает тренировку на расслабление мышцы левой руки в такой же последовательности, как проводилась тренировка на расслабление мышц правой руки (см. занятие № 1).
Однако после расслабления каждой части левой руки врач повторяет внушение, направленное на сохранение расслабленности: всей правой руки и левого плеча; правой руки, левого плеча и левого предплечья; правой руки, левого плеча, левого предплечья и левой кисти; правой руки и левой руки (плеча, предплечья, кисти, пальцев).
Врач заканчивает сеанс:
- Мышцы моих правой и левой рук остаются расслабленными.
- Чувствую себя спокойно.
Через 30 секунд врач заканчивает занятие № 2:
- Я начинаю вновь чувствовать свои руки.
Заканчивается тренировка так же, как занятие № 1.
После окончания занятия врач дает установку на продолжение в течение всей недели 2-3 раза в день дома самостоятельного расслабления мышц правой и левой рук.
Занятие № 3 направлено на тренировку расслабления мышц правой ноги.
Перед занятием врач, беседуя с больными, выясняет, какие успехи достигнуты ими в домашней обстановке.
Далее врач начинает аутогенную тренировку:
- Я приступаю к сеансу аутогенной тренировки.
- Чувствую себя спокойно.
- Мышцы моих рук расслаблены.
- Чувствую себя спокойно.
- Мышцы моих рук остаются расслабленными.
- Чувствую себя спокойно.
Затем врач приступает к тренировке расслабления мышц правого бедра и мышц правой и левой рук (см. занятия №№ 1 и 2).
Далее врач продолжает тренировать расслабление мышц правой голени, правой стопы и пальцев правой ноги. Кроме того, после последней фразы о сохранении расслабления части правой ноги, перед названием этой части перечисляются все ранее оттренированные части тела.
Врач заканчивает занятие:
- Мышцы моих рук, правой ноги (бедра, голени, стопы и пальцев) остаются расслабленными.
- Чувствую себя спокойно.
Заканчивает врач занятие № 3 так же, как занятие № 1.
После окончания занятия врач дает установку больным на самостоятельную тренировку в течение недели в домашней обстановке.
Занятие № 4 направлено на расслабление мышц левой ноги.
Вступительную беседу врач проводит так же, как и во время предыдущих занятий (см. занятия № 1-3).
Далее врач последовательно расслабляет мышцы левого бедра, голени, стопы и пальцев левой ног, так же, как он расслаблял мышцы правой ноги (см. занятие № 3).
Врач заканчивает занятие:
- Мышцы моих рук, правой ноги, левой ноги (бедра, голени, стопы и пальцев) остаются расслабленными.
- Чувствую себя спокойно.
Врач заканчивает сеанс аутогенной тренировки так же, как и в предыдущих занятиях.
Затем врач дает установку больным на продолжение тренировки в течение недели дома, направленной на расслабление мышц обеих руки, правой и левой ног.
Занятие № 5 направлено на расслабление мышц туловища.
Врач проводит занятие в такой же последовательности. Он тренирует расслабление мышц туловища (живота, груди, спины и поясницы).
Перед занятием прежде всего выясняется, каких успехов добились больные в домашних условиях.
Далее врач приступает к сеансу AT:
- Я приступаю к сеансу аутогенной тренировки.
- Чувствую себя спокойно.
- Мышцы моих рук расслабились.
- Чувствую себя спокойно.
- Мышцы моих рук и ног остаются расслабленными.
Затем врач приступает к тренировке непосредственного расслабления мышц живота, груди, спины и поясницы, в такой же последовательности, как это делалось во время занятия № 3.
Врач заканчивает занятие:
- Мышцы моих рук, ног, туловища (живота, груди, спины и поясницы) остаются расслабленными.
- Чувствую себя спокойно.
Занятие заканчивается так же, как и все предыдущие занятия (см. занятие № 1).
После окончания занятия врач дает установку больным в домашних условиях продолжать тренировку занятия № 5 по несколько раз в день.
Занятие № 6 направлено на расслабление мышц головы (лица, темени, затылка и шеи).
Как и во время предыдущих занятий, перед тренировкой врач выясняет, какие успехи достигнуты больными по тренировке расслабления мышц рук, ног и туловища.
Начало занятия проводится аналогично предыдущим тренировкам:
- Мышцы моих рук, ног и туловища расслабились.
- Чувствую себя спокойно.
- Мышцы моих рук, ног и туловища остаются расслабленными.
- Чувствую себя спокойно.
Затем врач приступает к тренировке последовательного расслабления мышц головы (лица, темени, затылка и шеи).
После последней фразы, направленной на сохранение расслабления каждой части головы, первоначально перечисляются все предыдущие части тела, ранее оттренированные.
Далее врач заканчивает занятие:
- Мышцы моих рук, ног, туловища и головы (лица, темени, затылка и шеи) остаются расслабленными.
- Чувствую себя спокойно.
Занятие заканчивается выведением больных из состояния общей расслабленности всего тела:
- Я начинаю вновь чувствовать свое тело.
- Чувствую себя спокойно.
Далее занятие заканчивается по тому же принципу, что занятие № 1 (см. занятие № 1), и врач дает задание больным дома продолжать тренировку расслабления мышц всего тела.
Этим занятием заканчивается тренировка первого упражнения, направленного на расслабление мышц всего тела.
Далее врач приступает к тренировке второго упражнения, направленного на вызывание чувства тяжести в теле.
Занятие № 7 направлено на вызывание чувства тяжести в правой руке:
- Мышцы всего моего тела расслабились полностью.
- Чувствую себя спокойно.
- Мышцы всего моего тела остаются расслабленными.
- Чувствую себя спокойно.
После этого врач начинает вызывать чувство тяжести в правой руке словами: "Появляется чувство тяжести в моем правом плече, усиливается чувство тяжести; свинцово-тяжелым стало мое правое плечо", в такой последовательности: плечо предплечье, кисть и пальцы правой руки.
Так же, как и в первом упражнении, при тренировке вызывания чувства тяжести в каждой последующей части руки, во время внушения остаются расслабленными и тяжелыми все предыдущие, уже оттренированные части тела.
Тренировки заканчиваются следующим образом:
- Мышцы всего моего тела остаются расслабленными, сохраняется тяжесть в моей правой руке.
- Чувствую себя спокойно.
Занятие завершается выведением больных из состояния расслабления мышц всего тела и устранением тяжести в правой руке:
- Моя правая рука стала легкой, я начинаю чувствовать мое тело.
- Чувствую себя спокойно.
- Мои руки сжимаются в кулак.
Больные начинают сжимать руки в кулак и сгибать их в локтевых суставах, при этом делают несколько сгибательно-разгибательных движений в локтевых суставах:
- Чувствую себя спокойно.
- Сеанс закончен, мои глаза открылись.
- Чувствую себя спокойно.
Врач дает больным задание и прощается с ними.
Занятие № 8, направлено на вызывание чувства тяжести в левой руке. Проводится так же, как и занятие № 7.
Врач заканчивает тренировку:
- Мышцы всего моего тела расслабились полностью, мои правая и левая рука (плечо, предплечье, кисть и пальцы) стали свинцово-тяжелыми.
- Чувствую себя спокойно.
Больные мысленно повторяют фразу:
- Мышцы всего моего тела остаются полностью расслабленными, мои правая и левая рука (плечо, предплечье, кисть и пальцы) остаются свинцово-тяжелыми.
- Чувствую себя спокойно.
Заканчивается занятие, как и занятие № 7, но врач добавляет: "Легкими стали мои руки, я чувствую свое тело" и т.д.
Занятие № 9 направлено на вызывание чувства тяжести в правой ноге. Оно проводится так же, как и все предыдущие занятия, направленные на вызывание тяжести в теле.
Основные фразы врача:
- Мышцы всего моего тела расслабились полностью, свинцово-тяжелыми стали мои руки.
- Мышцы всего моего тела остаются полностью расслабленными, свинцово-тяжелыми остаются мои руки.
- Появляется чувство тяжести; усиливается чувство тяжести; свинцово-тяжелым стало мое правое бедро (голень, стопа и пальцы правой ноги).
Заканчивается занятие так: "Легкими стали мои руки и правая нога", "Я чувствую свое тело" и т.д.
Занятия № 10, 11 и 12 направлены на вызывание чувства тяжести в левой ноге, туловище и голове. Проводятся занятия по той же схеме, что и другие занятия, направленные на вызывание тяжести в теле.
Далее врач продолжает тренировку 3-го упражнения, направленного на вызывание чувства тепла в теле. Этому упражнению посвящается 6 занятий (с 13 по 18).
Занятие № 13 направлено на вызывание чувства тепла в правой руке:
- Мышцы всего моего тела полностью расслабились, тело стало свинцово-тяжелым.
- Чувствую себя спокойно.
Далее врач продолжает занятие:
- Мышцы всего моего тела остаются полностью расслабленными, тело остается свинцово-тяжелым.
- Чувствую себя спокойно.
Далее врач продолжает:
- Я чувствую, как появляется ощущение тепла, усиливается ощущение тепла, становится горячим правое плечо.
Врач заканчивает занятие:
- Мышцы моего тела остаются расслабленными, тело остается свинцово-тяжелым, правое плечо горячим.
- Чувствую себя спокойно.
Окончание занятий врач проводит по общеразработанной схеме.
Занятия № 14, 15, 16, 17, 18 направлены на вызывание чувства тепла в левой руке, правой и левой ногах, туловище и голове. Целесообразно на занятии № 18, когда будет проводиться тренировка, направленная на вызывание тепла в голове, вместо слов "стала горячей" говорить "стала невероятно теплой".
Во всем остальном тренировка проводится по установленной схеме.
Далее врач проводит тренировку 4-го упражнения, нацеленного на овладение ритмом сердечной деятельности.
Это упражнение проводится во время занятия № 19.
Занятие начинается, как обычно, с проверки домашнего задания. Врач расспрашивает больных, как они овладели последними упражнениями.
Затем начинается тренировка:
- Мышцы моего тела расслабились полностью.
- Чувствую себя спокойно.
- Мышцы моего тела остаются расслабленными.
- Чувствую себя спокойно.
- Мышцы моего тела остаются расслабленными и тяжелыми.
- Чувствую себя спокойно.
- Мышцы моего тела остаются расслабленными, тяжелыми, тепло сохраняется во всем теле.
- Чувствую себя спокойно.
Врач просит больного посчитать пульс на левой руке (объясняет как это сделать):
- Я начинаю считать свой пульс.
- Чувствую себя спокойно.
- Я чувствую, как начинает замедляться мой пульс.
Больные продолжают считать свой пульс и мысленно повторяют фразы:
- Чувствую себя спокойно.
- Я чувствую, как ускоряется мой пульс.
Больные чувствуют ускорение пульса, мысленно повторяют фразу и продолжают считать пульс:
- Чувствую себя спокойно.
- Мой пульс начинает биться спокойно и ровно.
Далее врач рекомендует больным прекратить считать пульс и продолжает:
- Исчезло чувство тепла в теле, исчезло чувство тяжести в теле, я начинаю чувствовать свое тело.
- Чувствую себя спокойно.
Окончание занятия проводится по известной схеме.
Прощаясь с больными, врач дает им задание дома продолжать тренировку со счетом пульса.
Занятие № 20 направлено на овладение регуляцией ритма дыхания (упражнение № 5).
Вначале проверяются достижения больных в выполнении ими домашнего задания, и занятие начинается:
- Мышцы всего моего тела расслабились полностью.
- Чувствую себя спокойно.
- Мышцы всего моего тела остаются расслабленными.
- Чувствую себя спокойно.
- Мышцы всего моего тела остаются расслабленными и тяжелыми.
- Чувствую себя спокойно.
- Мышцы всего моего тела остаются расслабленными, тяжелыми, тепло сохраняется в моем теле.
- Чувствую себя спокойно.
- Мышцы всего моего тела остаются расслабленными, тяжелыми, тепло сохраняется в моем теле, сердце мое бьется спокойно, ритмично.
- Чувствую себя спокойно.
- Я дышу ровно и легко.
- Чувствую себя спокойно.
- Дыхание мое становится более глубоким и более редким.
- Чувствую себя спокойно.
Фраза "дыхание мое становится более глубоким и более редким" повторяется до шести раз.
- Я дышу более поверхностно и часто.
- Чувствую себя спокойно.
И эта фраза повторяется врачом до шести раз.
- Я вновь дышу ровно и легко.
- Я перестаю чувствовать тепло в моем теле; исчезло чувство тяжести в теле, я начинаю чувствовать свое тело, сердце мое бьется спокойно, ритмично; дыхание мое остается ровным и свободным.
- Чувствую себя спокойно.
Заканчивается занятие по известной схеме, и больным дается домашнее задание.
Занятие № 21 (упражнение № 6) направлено на вызывание тепла в эпигастральной области.
Занятие врач начинает с проверки степени усвоения домашнего задания:
- Мышцы моего тела расслабились полностью.
- Чувствую себя спокойно.
- Мышцы моего тела остаются расслабленными.
- Чувствую себя спокойно.
- Мышцы моего тела стали тяжелыми.
- Чувствую себя спокойно.
- Мышцы моего тела остаются расслабленными и тяжелыми.
- Чувствую себя спокойно.
- Тепло заполнило все мое тело.
- Чувствую себя спокойно.
- Мышцы моего тела остаются расслабленными, тело тяжелым, тепло сохраняется в моем теле.
- Чувствую себя спокойно.
- Мой пульс бьется спокойно, ровно.
- Чувствую себя спокойно.
- Мышцы моего тела остаются расслабленными, тело тяжелым, тепло сохраняется в моем теле, пульс остается спокойным, ритмичным.
- Чувствую себя спокойно.
- Я начинаю дышать спокойно и ровно.
- Чувствую себя спокойно.
- Мышцы моего тела остаются расслабленными, тело тяжелым, тепло сохраняется в моем теле, пульс остается спокойным, ритмичным, дыхание остается спокойным и ровным.
- Чувствую себя спокойно.
- Тепло появляется в эпигастральной (подложечной) области.
- Чувствую себя спокойно.
- Тепло усиливается в эпигастральной (подложечной) области.
- Чувствую себя спокойно.
- Горячей становится моя эпигастральная (подложечная) область.
- Чувствую себя спокойно.
- Мышцы моего тела остаются расслабленными, тело тяжелым, тепло сохраняется в моем теле, пульс остается спокойным, ритмичным, дыхание остается спокойным и ровным, ощущение горячего сохраняется в эпигастральной (подложечной) области.
- Чувствую себя спокойно.
- Мои руки сжимаются в кулак.
Больные сжимают руки в кулак.
- Мои руки сгибаются и разгибаются в локтевых суставах. Больные делают несколько сгибательно-разгибательных движений в локтевых суставах обеих рук.
- Чувствую себя спокойно.
- Глаза мои открылись, сеанс окончен.
Больные мысленно повторяют фразу и открывают глаза.
- Чувствую себя спокойно.
Врач расспрашивает больных об их самочувствии и дает им задание в домашней обстановке продолжать тренировку упражнения № 6.
Занятие № 22 (упражнение № 7) направлено на вызывание ощущения прохлады в области лба.
Вначале проверяется степень усвоения домашнего задания.
Далее врач приступает к тренировке:
- Мышцы всего моего тела расслабились полностью.
- Чувствую себя спокойно.
- Мышцы моего тела остаются расслабленными.
- Чувствую себя спокойно.
- Мышцы моего тела стали тяжелыми.
- Чувствую себя спокойно.
- Мышцы моего тела остаются расслабленными, тело тяжелым.
- Чувствую себя спокойно.
- Тепло заполнило все мое тело.
- Чувствую себя спокойно.
- Мышцы моего тела остаются расслабленными, тело тяжелым, тепло сохраняется в моем теле.
- Чувствую себя спокойно.
- Мой пульс бьется спокойно, ритмично.
- Чувствую себя спокойно.
- Мышцы моего тела остаются расслабленными, тело тяжелым, тепло сохраняется в моем теле.
Врач заканчивает тренировку:
- Мышцы моего тела остаются расслабленными, тяжелыми, тепло сохраняется в моем теле, пульс остается спокойным, ритмичным, дыхание спокойным и ровным, ощущение горячего сохраняется в моей эпигастральной области, холодным остается мой лоб.
- Чувствую себя спокойно.
Окончание сеанса проводится так же, как предыдущего 21-го занятия.
Занятием № 22 заканчивается курс овладения больными методом аутогенной тренировки. Семь упражнений больной осваивает в течение 22 недель, то есть 4,5 месяца. С нашей точки зрения такое длительное овладение методом аутогенной тренировки является классическим, самым эффективным. Больной посещает врача-психотерапевта один раз в неделю, а в течение недели дома выполняет задание самостоятельно.
Такое длительное освоение того или иного упражнения позволяет больному, помимо усиления его внимания и сосредоточенности к тренировке, развивать процессы саморегуляции и самоуправления отдельными физиологическими процессами.
Многие авторы рекомендуют ускоренные методики для овладения аутогенной тренировкой. С нашей точки зрения допустимо сокращение сроков освоения AT в два либо максимум в четыре раза, то есть в первом случае мы в одно занятие проводим тренировку двух частей тела, во втором врач проводит занятия с больными два раза в неделю. Попытки освоить AT за более короткий период, с нашей точки зрения приводят к дискредитации метода и потере интереса к нему.
Лица, овладевшие в полном объеме методом AT, могут управлять своим организмом. Они могут управлять всеми его функциями, способствуя тем самым быстрейшему выздоровлению; они могут повышать производительность труда, повышать творческие способности и спортивные достижения и т.д.
Врач после овладения больными всеми семью упражнениями разъясняет им влияние AT на физиологические процессы, происходящие в организме.
Так, врач разъясняет больным, что мышечная релаксация, снижение тонуса как поперечно-полосатой, так и гладкой мускулатуры, способствует уменьшению эмоциональной напряженности, общему успокоению больного. Дыхание становится более медленным и поверхностным; частота пульса замедляется, то есть происходит нормализация дыхательной и сердечно-сосудистой деятельности.
При мышечной релаксации у гипертоников артериальное давление нормализуется главным образом за счет систолического давления. Количество кортизона в сыворотке крови в состоянии релаксации несколько уменьшается. По мере нарастания релаксации легкая сонливость переходит в сон. Освоение релаксации способствует устранению агрипнических состояний.
По данным А.М. Свядоща, во время мышечной релаксации чаще наблюдаются изменения ЭЭГ, "указывающие на преобладание тормозного процесса в коре". Автор указывает на то, что в начале релаксации отчетливо выступал альфа-ритм. В дальнейшем, как правило, отмечалось снижение электрической активности головного мозга. Во время релаксации происходит выравнивание лабильности нейронов коры. По мнению А.М. Свядоща, состояние релаксации - это переходное состояние между сном и бодрствованием - гипнотическое фазовое состояние.
При вызывании ощущения тепла, по данным А.М. Свядоща, объем циркулирующей крови увеличивается, что может способствовать усилению, обострению и заживлению воспалительного процесса, что особенно важно при лечении различных воспалительных заболеваний сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта.
При внушении "лоб прохладный" снижается температура кожи (на 0,6-1,2°) и в ней уменьшается кровоток, что можно использовать при внутренних кровотечениях (ювенильное кровотечение) и др.
При внушении "живот (эпигастральная область) теплый" у ряда больных наблюдалось повышение температуры кожи живота более чем на 2°.
По мнению Шульца, в состоянии релаксации можно вызвать гипермнезию, что способствует более продуктивному изучению иностранного языка.
В литературе имеются указания на то, что при релаксации удается эффективно лечить логоневрозы, повышать самовнушаемость человека.
При тренировке тяжести в теле удается активировать внутренние силы организма, способствовать укреплению волевой активности, упорядочению некоторых отрицательных форм поведения, нормализации характерологических особенностей, мобилизации интеллектуальных ресурсов и т.д.
Обобщая все изложенное выше в главе седьмой о терапии неврозов, можно с твердой уверенностью сказать, что наиболее эффективной терапией неврозов является сочетание медикаментозной терапии с психотерапией, где главная роль все же должна принадлежать последней. Что касается психотерапии, то предпочтительной психотерапией для каждого врача в отдельности является та, которая, с его точки зрения, должно быть предпочтительной на основании своего собственного опыта. Описанные выше разнообразные психотерапевтические примеры как фрейдистского направления, так и неофрейдистского толка, гипносуггестивная психотерапия, наркопсихотерапия, рациональная психотерапия, аутогенные тренировки в равной степени могут быть высокоэффективнными при лечении неврозов, если ими пользуются высококвалифицированные специалисты.
В настоящем пособии созданному нами гипноанализу не случайно было уделено больше внимания. Метод создавался многие годы, использовался на огромном количестве больных, при неврозах, неврозоподобных состояниях, в клинике соматических, дермотологических, гинекологических заболеваний. Общая схема поэтапной психотерапии, разработанная нами, использовалась не только в тормозных состояниях коры, но и ее бодрствующих состояниях, и во всех случаях нам удавалось добиваться высокого терапевтического эффекта. Поэтому столь широкое изложение наших собственных психотерапевтических подходов к лечению многих болезней, оказавшихся высокоэффективными, было вполне закономерно, и, мы надеемся, оправданным.
Глава 15. Профилактика неврозов.
Говорить о профилактике неврозов и просто, и сложно.
Просто потому, что причиной их возникновения в большинстве случаев является психотравмирующее воздействие и предупреждение их играет решающую роль в профилактике неврозов.
Сложно потому, что, с одной стороны, не всегда легко выявить ту или иную психотравмирующую ситуацию, часто причиной заболевания является соматический фактор, переходящий в психотравмирующий, с другой стороны, устранение психотравм или адаптация к ним становится трудным, а порой и невозможным мероприятием.
Однако, учитывая, что не только психотравмы, но и другие факторы могут спровоцировать начало невроза, мы считаем необходимым начать описывать его профилактику, начиная с внутриутробного развития ребенка.
Для нормального развития плода мать должна вынашивать ребенка в атмосфере полного спокойствия. Она должна полноценно питаться, ее пища должна быть полноценной, калорийной и насыщенной витаминами. Окружающая обстановка должна быть спокойной, доброжелательной, то есть мать должна быть здоровой, а ее семья благополучной.
Затем большое значение для предупреждения неврозов имеет правильное воспитание ребенка. На эту тему имеется необозримая литература. По мнению А.В. Свядоща (1997). для правильного воспитания ребенка необходимо "развитие у него таких качеств, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, умение преодолевать трудности, преданность высоким общественным идеалам". Но для этого, с нашей точки зрения, необходимо, чтобы у ребенка была хорошая семья, здоровые и благополучные родители, приличное материальное благосостояние. Ребенок не должен быть свидетелем конфликтных отношений в семье; его воспитание не должно проходить в обстановке постоянных запретов, он должен быть свободен, но его свобода должна быть ненавязчиво ограничена. С раннего детства ребенка необходимо приучать к аккуратности, соблюдению правил гигиены, правильному и калорийному питанию, воспитывать трудолюбие, любовь к близким и учебе. Причем все это должны делать родители не на словах, а на собственном примере. Необходимо с детства приучать ребенка к труду, любви к книге. Очень важно как можно с более раннего возраста приобщать ребенка к физкультуре. Спортивное воспитание ребенка является лучшей профилактикой не только неврозов, но и любого другого заболевания.
Ребенок, которому с детства все было дозволено, который был слишком заласкан, вырастает эгоистом, думающим только о себе, пренебрегающим интересами других, становится чрезмерно чувствительным, раздражительным, плаксивым, подвержен частым срывам.
Ни в коем случае нельзя слишком захваливать ребенка, так как это ведет к развитию у него таких отрицательных черт, как тщеславие, высокомерие и чувство превосходства над другими. Такие дети не пользуются авторитетом у своих сверстников, это приводит к замкнутости. При первой же неудаче у таких ребят может наступить тяжелый срыв.
Вредным также является постоянное напоминание ребенку о его даже самых незначительных недостатках, не говоря уже о его неполноценности, никчемности. Нельзя подавлять инициативу и требовать от ребенка беспрекословного послушания. Это может привести к развитию таких черт характера, как неуверенность в себе, мнительность, боязливость, нерешительность, что дает почву для развития невроза с навязчивостями.
Постоянное напоминание ребенку о том, что он лентяй, бездельник, лодырь, никчемный человек, может привести к тому, что он станет крайне неуверенным в себе, робким, застенчивым, не умеющим добиваться чего-либо в жизни. В семье как можно меньше нужно говорить на темы о болезнях, о страданиях людей. Всегда нужно с оптимизмом говорить о сегодняшнем дне и о перспективе, о положительных жизненных установках, о том, что человек должен уметь стойко переносить все невзгоды и что в его организме имеются огромные ресурсы для преодоления любых трудностей.
Весьма существенным для большей устойчивости и выносливости растущего организма является правильное половое воспитание. Родители при гигиеническом уходе за ребенком не должны акцентировать внимание ребенка на прикосновении к его половым органам, дабы не вызвать полового возбуждения. При купании ребенка прикасаться необходимо равномерно к любым частям его тела. К сожалению, многие матери особенно нежно и бережно прикасаются к половым органам мальчиков. Ни в коей мере нельзя, чтобы ребенок ложился в постель к родителям или спал с другими детьми даже в раннем возрасте. Это может в дальнейшем способствовать различным нервно-психическим заболеваниям. Совершенно недопустимым является случай, когда ребенок становится свидетелем половых отношений между родителями.
Необходимо, чтобы сексуальное воспитание ребенка проводилось тактично, по мере роста его интереса к этой проблеме. Интерес к проблеме должен исходить от ребенка, а разъяснения родителей должны быть адекватны уровню интереса последнего, они должны касаться отдельных сторон проблемы, а не проблемы в целом. Не следует замалчивать эту тему; нужно вести себя так, чтобы у ребенка возникло свободное, естественное отношение к ней. Никогда нельзя на ребенка, уличенного в занятиях онанизмом, обрушивать гнев, осуждение и упреки в совершении грязного поступка, это в будущем может способствовать образованию навязчивого страха.
Отрицательное влияние на ребенка оказывают нездоровые отношения в семье между родителями и особенно уход одного из родителей из семьи. Нельзя допускать, чтобы ребенок становился свидетелем ссор между родителями, тем более он не должен привлекаться в качестве арбитра для улаживания отношений между ними. В случаях разрыва отношений между родителями, последние не должны вызывать враждебного чувства к ушедшему родителю, запрещать свидания ребенка с отцом или матерью. И, несмотря на то, что разрыв между родителями является тяжелой драмой для ребенка, необходимо делать все возможное и даже невозможное, чтобы оставивший семью родитель оставался другом ребенка.
Для того чтобы у взрослого человека любая психотравмирующая ситуация, даже очень сильная, не могла вызвать тот или иной нервный срыв, необходимо предусмотреть следующие профилактические шаги. Прежде всего это создание такой социальной среды для каждого индивидуума в отдельности, которая бы способствовала устранению неуверенности в завтрашнем дне, росту уважения, личного достоинства человека, нормализации жилищных условий, бытовых условий, ликвидации источников (травматических, инфекционных), вызывающих те или иные заболевания, способствующие ослаблению организма и ведущие к возникновению неврозов. Если говорить о "неврозах военного времени", то самой лучшей мерой профилактики против них может быть только поддержание прочного мира.
Важными факторами профилактики неврозов является нормализация режима труда и отдыха, достаточный сон. Всякое недосыпание способствует наращиванию общей астенизации организма, снижению работоспособности, возникновению неврозов. Лучшим средством в борьбе со снижением работоспособности, способом поддержания общего тонуса является, с нашей точки зрения, аутогенная тренировка. Сегодня накоплен огромный опыт, свидетельствующий о том, что овладение аутогенной тренировкой увеличивает производительность труда, улучшает общее самочувствие, углубляет ночной сон и повышает жизненный тонус. Мы проводили широко аутогенную тренировку на предприятиях, в среде актеров, спортсменов, в школе. Везде мы добивались высоких результатов в повышении работоспособности, актерского и спортивного мастерства, успеваемости.
Не менее важным фактором в профилактике неврозов является строгое соблюдение здоровым или больным человеком спортивного режима. Мы часто рекомендовали больным с навязчивыми страхами, помимо медикаментозного лечения и психотерапии, также соблюдение того или иного спортивного режима. Чаще всего это был бег трусцой, на втором месте - утренняя зарядка либо сочетание бега с зарядкой; на третьем - плавание. Важность занятий спортом разъяснялась больным во время гипносуггестивной терапии: систематические занятия спортом способствуют повышению мышечного тонуса. В свою очередь, повышение мышечного тонуса способствует повышению тонуса мозговых клеток. И наконец, повышение тонуса мозговых клеток способствует быстрейшему угасанию любых невротических симптомов, в том числе и навязчивых страхов. После окончания курса лечения и устранения навязчивых страхов рекомендации продолжать и после лечения строгое соблюдение спортивного режима основывались на том, что поддержание при помощи физкультуры высокого мышечного тонуса и тонуса мозговых клеток будет препятствовать обострению заболевания при стрессовых состояниях.
Глава 16. Реабилитация и трудовая экспертиза при неврозах.
Вопрос о реабилитации больных неврозами и их трудовой экспертизе, так же как и вопрос о профилактике неврозов, остается до сих пор сложным и весьма спорным.
М.М. Кабанов (1978) под реабилитацией (от английского - ability - способность, умение) объединяет комплекс мероприятий, направленных на восстановление социальных связей личности, нарушенных болезнью (ресоциализация), и приспособление (реадаптация) больного к труду и быту на новом, измененном вследствие болезни уровне.
Проще говоря, под реабилитацией мы понимаем эффективное лечение неврозов и зависящую от него степень восстановления работоспособности.
Исходя из этого, проблемы реабилитации больных неврозами менялись и продолжают меняться в связи с тем, что эффективность лечения этих заболеваний возрастает благодаря применению все более новых, более эффективных методов психотерапевтического воздействия и расширению спектра психофармакологических препаратов.
Трудовая экспертиза неврозов, по нашему мнению, тесно связана с терапией, и невроз необходимо трактовать как динамическую утрату трудоспособности на протяжении всего болезненного процесса.
Под неврозами понимаются функциональные расстройства центральной нервной системы, то есть расстройства, не затрагивающие структурной целостности головного мозга, из этого можно сделать наивный вывод о том, что если нет поломки, то нет и инвалидности. Однако это грубейшее заблуждение. Несмотря на то, что неврозы являются функциональными расстройствами, все же их глубина и течение разные. Невроз неврозу рознь. Между неврозами даже в рамках одной нозологической формы имеются различия по степени нарушения расстроенных, а иногда и утраченных функций.
Рассмотрим особенности реабилитации и трудовой экспертизы неврозов в аспекте качества болезненного состояния, его глубины и продолжительности течения, а также установки больного на свое болезненное состояние, для каждого невроза в отдельности.
Начнем с самого распространенного невроза - неврастении.
Основными симптомами для неврастений являются общая слабость и раздражительность, естественно, что основные трудности этой категории больных связаны со снижением трудоспособности и нарушением взаимоотношений с коллективом. Больные, как правило, обращаются, к врачу только в том случае, когда степень астенизации и раздражительности достигает своего апогея и больные уже не в состоянии контролировать себя в полном объеме. На этом этапе лечебного процесса целесообразно либо госпитализировать больного на 2-3 недели, либо начать лечение больного амбулаторно с освобождением от работы сроком на две недели. Лечение должно быть медикаментозным и психотерапевтическим. Мы рекомендуем гипносуггестивную терапию, нацеленную на общее успокоение больного, повышение уровня его адаптации к болезни и окружающей среде и восстановлению его ночного сна.
При наличии у больных неврастенией навязчивых состояний мы проводим соответствующее психотерапевтическое лечение по специальной модели, предназначенной для этой категории больных.
Наши наблюдения за больными с неврастенией и неврастенией с навязчивостями на протяжении многих лет свидетельствуют о том, что в результате лечения они, как правило, полностью выздоравливали, легко адаптировались к окружающей среде, полностью восстанавливалась их работоспособность и в переводе на инвалидность, даже временную, эти больные не нуждались.
По мнению А.М. Свядоща (1997), больные, страдающие неврастенией, чаще всего нуждаются в освобождении от дополнительных или сверхурочных работ, временном переводе на работы, не связанные с ночной сменой. В освобождении от работы, по мнению автора, нуждаются только те больные неврастенией, работа которых требует высокого напряжения внимания. Лица, совмещающие работу с учебой, нуждаются на определенное время в освобождении от одной из нагрузок, особенно от экзаменов. В отдельных случаях целесообразно рекомендовать академический отпуск. Особое внимание, по мнению А.М. Свядоща, следует уделять водителям транспорта и тем работникам, быстрая утомляемость которых может привести к несчастным случаям.
По данным А.М. Свядоща 90%, а по данным Р.А. Зачепицкого (1966) около 85% больных неврастенией полностью выздоравливают после проведенного лечения и возвращаются на работу по специальности. Иногда, считает А.М. Свядощ, следует после эффективного лечения переводить больных временно на облегченную работу. В редких случаях при неврастении А.М. Свядощ рекомендовал переводить на инвалидность III группы, а в исключительных случаях - на инвалидность II группы.
Вопрос о реабилитации больных истерией и истерией с навязчивостями представляется нам более трудным, чем при неврастении. Обусловлено это прежде всего теми клиническими различиями, которые имеют место между этими заболеваниями и особенностями патоморфоза, которые в большей степени коснулись истерии.
Сегодня значительно реже в клинике и амбулаторных условиях можно увидеть те классические истерические припадки, истерическую дугу, тяжелые и стойко зафиксированные параличи, амавроз и другие расстройства, характеризующие это заболевание в средние века и в период интереса к ним таких корифеев науки, как М. Шарко и П. .Жаннэ, З. Фрейд. Таким образом, клиническая картина этого заболевания видоизменилась. Произошло это не только в связи с изменявшимся социальными и культурными условиями жизни человека, но в большей степени и в связи с возросшими возможностями более эффективного лечебного воздействия на них.
Безусловно, изменение патоморфоза истерии полностью объясняется появившимися новыми психофармакологическими средствами и методами психотерапии. В нашей практике для многих болезненных проявлений истерического характера, таких, как параличи, амавроз, афония, продолжительность их устранения посредством наркопсихотерапии составляла от нескольких часов (описано в книге выше) до нескольких дней. В большинстве своем, нетрудоспособность этих больных ограничивалась сроком их пребывания в стационаре, то есть до одного - полутора месяцев, в зависимости от давности заболевания и глубины истерических расстройств. Вопрос о трудовой экспертизе у наших больных даже не ставился на повестку дня.
По данным А.М. Свядоща, "освобождение от работы больных истерией и их лечение в улучшенных жизненных условиях нередко способствуют тому, что болезненные симптомы приобретают еще большую условную приятность или желательность и в связи с этим еще больше закрепляются". Исходя из этого, по мнению автора, иногда целесообразным оказывается игнорировать жалобы больного и принуждать его к труду. Иногда, по мнению А.М. Свядоща, даже необходимо временно переводить больных с истерией на инвалидность III группы на непродолжительный срок с целью ущемления их материальных интересов. Всегда необходимо помнить о том, что крайне нежелательно связывать развитие того или иного истерического симптома с производственной травмой, в связи с тем что это обстоятельство может усилить часто возникающие именно при истерии рентные установки больного.
А.М. Свядощ все же в качестве исключения отмечал в своей практике редкие случаи, когда грубые и стойко зафиксированные истерические расстройства приводили к признанию больных инвалидами не только II и III группы, а даже и первой.
По данным А.М. Свядоща, около 2/3 больных истерией устойчиво реабилитировались и работали по своей специальности. Проблемы трудовой экспертизы для больных неврозом с навязчивостями, с нашей точки зрения, имеют скрытный и явный характер.
Скрытость их заключается в том, что большинство этих больных (это касается больных в большей степени с клаустрофобией, у которых болезнь сама ограничивает их в перемещении на работу) по собственному желанию увольняются с работы и пытаются самостоятельно найти помощь. Если больные неврозом навязчивых состояний, в том числе и указанные выше, попадают на лечение к опытным специалистам вскоре после начала заболевания, им целесообразно выписывать больничный лист. Если больной лечится в стационарных условиях, он должен освобождаться от работы на время стационарного лечения (но не более чем на 1,5 месяца). Если же больной лечится амбулаторно, то целесообразно ограничить его трудоспособность не более чем на 2 или 3 недели.
Все находящиеся под нашим наблюдением больные с неврозом навязчивых состояний за время лечения полностью реабилитировались, и никогда после этого не возникал вопрос об их трудовой экспертизе.
С нашими взглядами согласны многие неврозологи. По данным А.М. Свядоща, при неврозе навязчивых состояний утрата трудоспособности носит временный характер; ему в редких случаях все же приходилось переводить больных на инвалидность, но, в отдельных случаях работа способствовала смягчению навязчивых состояний.
И наконец, реабилитация, и трудовая экспертиза больных психастенией мало чем отличаются от больных другими формами неврозов. По нашим данным, терапия больных психастенией в отличие от больных неврозом навязчивых состояний носит более продолжительный характер. Эти больные требовали более продолжительного времени пребывания в условиях стационара и проведения им большего количества сеансов гипносуггестивной терапии. После длительной терапии большинство больных психастенией все же возвращалось на свою прежнюю работу. В редких случаях, для исключения переутомления, недосыпания, всех других факторов, ведущих к астенизации организма больного, рекомендовалось изменить условия их труда, и более длительное время проводилось поддерживающее медикаментозное и психотерапевтическое лечение.
В заключение можно с уверенностью сказать, что именно работа для больных неврозами является, наряду с терапией, важнейшим фактором более надежной их реабилитации и сохранения их трудоспособности.
Литература.
Авицена Книга исцеления; Канон врачебной науки. - 980-1037.
Авруцкий Г.Я., Недува А.Л. Лечение психических больных. - М.: Медицина, 1981; 1984.
Александровский Ю.А. Клиническая фармакология транквилизаторов. - М.: Медицина, 1973; 1979.
Архангельский А.Е. Общая психопатология. - С.-Пб.: Образование, 1994.
Архангельский В.Г. К вопросу о навязчивых влечениях // Вопросы социальной и клинической психоневрологии. - Т. III. - С. 179-189, 1955.
Асатиани М.М. Условный рефлекс в приложении к симптомам психоневроза // Психотерапия. - № 4. - 1913.
Асатиани Н.М. Сравнительная характеристика синдрома навязчивых страхов при некоторых неврозах и шизофрении // Невропатология и психиатрия. - № 61. - 1963.
Бамдас Б.С. Астенические состояния. - М.: Медгиз, 1961.
Бахур В.Т. Различные варианты невроза навязчивых состояний // Врачебное дело. - № 6. - 1961.
Белоус В.М. Применение гипноза при лечении бронхиальной астмы // Медицинский архив. - Т. 1. - 1925.
Белоусова М.Т. О синдроме навязчивых состояний // Неврология и психиатрия. - Т. 54. - № 11. - 1954.
Берндейм Г. О гипнотическом внушении и применение его к лечению болезни. - Одесса, 1877.
Бехтерев В.М. Лечебное значение гипноза. - С.-Пб., 1900.
Бехтерев В.М. Гипноз, внушение и психотерапия и их лечебное значение. - С.-Пб., 1911.
Бехтерев В.М., Голант Р.Я. Психоневрозы. Ланг. Частная патология и терапия внутренних болезней. - 1929.
Бехтерев В.М. Избранные произведения. - Л., 1954.
Бинсвагер О. Учебник психотерапии. - С.-Пб., 1906.
Бирман Б.Н. Об изменении раздражительного процесса в коре головного мозга при переходе от сна к бодрствованию. - Труды III. - 1. - 1928.
Бирман Б.Н. Экспериментальный подход к проблеме гипнотизма // Физиологический журнал СССР. - VII. - 1924.
Боткин С.П. Клинические лекции. Т. 2. - М., 1950.
Бруханский Н.М. К учению об эпилепсии и навязчивых идеях // Медицинский журнал. - № 5. - 1923.
Буль П.И. Основы психотерапии. - М.: Медицина, 1974.
Буль С.П. Гипноз и внушение в клинике внутренних болезней. - Л., 1968.
Буль С.П. Основы психотерапии. - Л.: Медицина, 1974.
Бурно М.Е. Психотерапия психастенической психопатии. Руководство по психотерапии, 2-е изд. - Ташкент: Медицина, 1979.
Буртянский Д.Л., Кришталь В.В., Филатов А.Т. Принципы и методы психотерапии и психопрофилактики расстройств мужской потенции. - М.: Медицина, 1978.
Быков К.М. Кора головного мозга и внутренние органы. - М.: Медгиз, 1947.
Быков К.М. Некоторые материалы к учению о неврозах. В сб.: Неврозы. - Петрозаводск, 1956.
Быков К.М., Курцин И.Т. Кортико-висцеральная теория патогенеза язвенной болезни, 2-е изд. - М., 1952.
Быков К.М. Некоторые материалы к учению о неврозах. В сб.: Неврозы. - Петрозаводск, 1956.
Быков К.М., Курцин И.Т. Кортико-висцеральная патология. - Л., 1960.
Вайсман Г.А., Зорохович И.И. Таблица стерилизации медикаментов. - Киев, 1959.
Валентик Ю.В. Предисловие к книге Макарова В.В. Избранные лекции по психотерапии. - М.-Е., 1999.
Вейн A.M., Колосова О.А. Вегетативно-сосудистые пароксизмы. - М., 1971.
Вейн A.M., Родштат И.В. Церебральные механизмы неврозов человека. - В кн.: Материалы 25-го Всесоюзного совещания по проблеме высшей нервной деятельности. - Л., 1977.
Вейн В.М. Бодрствование и сон. - М., 1970.
Виленский О.Г. Стрессы репатриации и их преодоление. - Иерусалим: Лира, 1997.
Виш И.М. Практическая психотерапия. - Воронеж, 1969.
Власов Н.А., Беккер К.П. Заикание. - М.: Медицина, 1983.
Вольперт И.Е. Психотерапия. - Л., 1973.
Выметал О. Некоторые аспекты нозологической концепции неврозов. - 1959.
Вундт Б. Гипнотизм и внушение / Пер. с нем. - 1893.
Газенко О.Г. Предисловие к монографии Тиграняна Стресс и его значение для организма. - М.: Наука, 1988.
Гаккель Л.Б. К вопросу о неврозе навязчивости // Архив биологической науки, ТИО. - В. 1. - 1936.
Гаккель Л.Б. Патофизиологические механизмы и клиника навязчивого синдрома. - М., 1938.
Гаккель Л.Б. Патофизиологические механизмы и клиника синдрома навязчивости - М., 1956.
Ганнушкин П.Б. Психастенический характер // Современная психиатрия. - 13. - 1907.
Ганнушкин П.Б. Клиническая психопатология. - М., 1913.
Ганнушкин П.Б. Избранные труды. - М.: Медицина, 1964.
Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий, их статика, динамика и систематика. - Север, 1933.
Ганнушкин П.Б., Суханов С.А. К изучению о навязчивых идеях // Невропатология и психиатрия. - Кн. № 3. - 1902.
Гервер А.В. К патологии навязчивых состояний // Невропатология и психиатрия. Приложение к т. IV. - 1924.
Гиляровский В.А. Психиатрия. - М, 1935, 1954.
Гиляровский В.А. Старые и новые проблемы психиатрии. - М., 1946.
Гобашвили В.M. Психический спазм (клиника и лечение). - Тбилиси: Изд-во АН Груз ССР, 1961.

<< Пред. стр.

стр. 7
(общее количество: 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>