<< Пред. стр.

стр. 3
(общее количество: 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

II этап. Рабочая программа по методу KI, но с изменениями выхода и демонстрации феномена (не в СК-П, а на постэффекте).
III этап. 1. Выход из СК-2а. 2. Демонстрация феномена. В качестве примера выполнения феномена. Автоматическое выполнение 50 отжиманий" (что на 15 отжиманий больше уровня тренированности).
I этап. Словесная формула: "Я - Дмитрии К... Я - сильный... Мне 20 лет... Я - чемпион мира по дзюдо... Я отжимаюсь 1000 раз... У меня очень сильные руки... Я очень легкий ... Я не ощущаю своего тела совершенно...Я в ФРГ, в зале, сдаю зачет по автоматическим отжиманиям... Пауза...' (для полного перевоплощения). Выполняю разминку, отжимаюсь в состоянии абсолютного автоматизма 50 раз.^. Полное самоощущение, что это делает кто-то другой... абсолютный автоматизм...". После разминки: Сейчас я сосчитаю до 5, открою глаза и полностью выйду из состояния, но при этом в течение 1 мин. у меня возникнет ощущение огромной энергии и легкости, и я смогу на полном автоматизме всего тела легко, без каких-либо болевых ощущений или утомления, выполнить 50 отжиманий... Я не буду ощущать своего тела и так же, как на разминке, на полном автоматизме выполню эти 50 отжиманий... После их выполнения я буду чувствовать себя хорошо... Настроение будет отличное... А сейчас я считаю до 5 и выхожу из состояния, чтобы через 1 мин. выполнить отжимания на полном автоматизме... Считаю: 1,2,3,4,5, глаза открываются... .
III этап. Словесная формула: "Глаза открылись, готовлюсь через 1 мин. к 50 автоматическим отжиманиям... Итак, отжимаюсь 50 раз- Тела и работы не ощущаю совершенно... Полный автоматизм...Организм отжимается сам... "
После демонстрации: Самочувствие и настроение отличные...". Метод KIV оценивается как хороший, при его применении удается достичь глубоких изменений в психическом и физиологическом состояниях, обеспечивающих выполнение феномена.
Перечислим главные теоретические принципы метода KIV.
1. Вход в СК-2а. 2. Цель-задача. 3. Полное перевоплощение за счет создания центрального - и вспомогательного образов. 4. Идеомоторнообразная разминка в заданной ситуации. 5. Задание о способе выхода из состояния. 6. Принцип заданности физиологического и психического самоощущений, сопровождающих выполнение феномена. 7. Идея постэффекта в самоощущении и настроении.
Метод Кандыбы V (KIV) состоит из 4 этапов:
I этап. 1. Самовнушение цели в бодрствующем состоянии, 2. Проговаривание про себя словесных формул всей программы и последовательности работы. 3. Самовнушение цели в бодрствующем состоянии.
II этап. 1. Вход в СК-1. 2. Самовнушение цели в СК-1. 3. Самовнушение полного текста рабочей программы. 4. Самовнушение цели.
III этап. Углубление СК-1 до СК-2а.
IVэтап. 1.Рабочая программа по методу KIV. В качестве примера выполнения феномена по ^ методу KV приведем программу демонстрации феномена Автоматическое выполнение 200 отжиманий (на 30% больше уровня тренированности).
I этап. Проговаривание текста рабочей программы по методу KIV в будущем времени.
Словесная формула: "Итак, цель - отжаться 200 раз полностью автоматически... "
II этап. "Словесная формула: Вхожу в СК-1". "Цель - отжаться 200 раз полностью автоматически... " . Далее - самовнушение текста рабочей программы по методу KIV.
Исследования показали, что метод KV менее эффективен метода KIV.
Для достижения возможности выполнения таких феноменов используют следующие методы (варианты, способы) влияния на человека через его ЭА: 1) прямое внушение; 2) косвенное внушение;
о) самовнушение; 4) етеро-СК; 5) ауто-СК; 6) кодирование в особых состояниях - шущении, образов, эмоций, вербальных программ и автоматической работы, гетеро- и аутовнуенных кодов в прямой или опосредованной сихической саморегуляции на базе эффективно закрепленного остэффекта; 7) методы влияния воздействием на биологически активные точки и зоны (в том числе и словом); 8) фармакологические методы; 9) природные (физические) методы; 10 физиотерапевтические методы; 11) энергетические методы (в том числе миллиметровыми электромагнитными волнами (типа 5-7 мм); 12) биологические (дыхание др.) методы; 13) различные комбинации из приведенных выше методов, сочетание формы и т.д.; 14) психотерапевтические методы имаготерапия, заочная психотерапия, коллективно-групповая психотерапия, либропсихотерапия, психо- химио- и биострессовые воздействия, наркопсихотерапия и многие другие).
Программы достигаемых феноменов составляются по приведенному ниже образцу, на примере феномена Повышение физических возможностей организма.
1. "Я вхожу в состояние ... Мое тело спокойно и расслаблено...
Дыхание ровное и спокойное... Покой... Тепло... Сознание ясное... Все мышцы полностью расслаблены... ". 2. "Я углубляю свое состояние..."(по тибетской методике). 3. "Физические возможности моего организма резко повышаются... Я смогу спокойно, автоматически отжаться "200" раз... Мои организм легко и экономно выполнит эту задачу... 4. "Пауза..." 5. "Усиливается ощущение рук... Усиливаемся ощущение тепла и энергии в руках и груди... Я профессиональный чемпион мира по боксу... У меня очень сильные и выносливые мышцы рук... Мои организм очень экономно выполнит отжимания... Мой организм выполнит отжимания абсолютно автоматически... Мышцы рук болеть совсем не будут.. мое тело очень легкое, оно практически ничего не весит... Пауза...". 6. "Итак, мой организм полностью подготовился для абсолютно экономного выполнения отжиманий... Я узнаю об окончательной готовности организма по моменту, когда автоматически открою глаза... И тогда я, не выходя из глубокого состояния, смогу видеть, слышать, разговаривать и продемонстрировать феномен легкого автоматического отжимания... Я легко, автоматически -отожмусь "200" раз и совершенно не устану... После демонстрации феномена я автоматически выйду из состояния с хорошим самочувствием и хорошим настроением...". "Пауза...". 7. Демонстрирую феномен, а затем через 2 мин. автоматически выйду из состояния...".
А теперь рассмотрим психологические механизмы ввода информации - внушение (суггестию).
Закон внушения вместе с законом отражения является одним из основных законов Проявленного. Материя при переходе в проявленное состояние начинает свое существование в мире форм с установления взаимодействия со всеми объектами своей Вселенной. Частным случаем этого общего закона является взаимодействие человека со Вселенной оказывает влияние на любого человека, так и любой человек влияет на каждый атом Вселенной. Таким образом, каждый человек постоянно находится под прямым или косвенным воздействием других объектов и субъектов, т.е. он постоянно подвержен "внушению", как бы "загипнотизирован" реальностью, взаимодействует с ней в силу своего объективного существования и происхождения.
В обычной обстановке на человека сильнее воздействуют внешняя и внутренняя среда и в меньшей степени - Космос. Но в измененных по специальной психотехнике состояниях мозга, отключившись от влияния близкой среды, можно хорошо прочувствовать "космическое внушение" . В нашей Вселенной только человек может освободиться от Закона всемирного внушения, для чего ему необходимо СК.
Упрощая некоторые положения, можно сказать, что человек испытывает внушения со стороны окружающей среды ( леса, море, небо, погода, обстоятельства жизни, люди, друзья, врачи), окружающих предметов (камни, телевизор, утюг, потолок, ковер, обувь), собственных мыслей, настроения и т.д.
С учетом тематики нашей книги рассмотрим коротко некоторые закономерности внушающего воздействия одного человека на другого.
Наиболее эффективным является внушение через бессознательное. В этом случае сознание обучающего и ученика переводится в особый режим работы по специальной психотехнике. В случаях, когда ученик или группа слушателей не владеют необходимой психотехникой, следует при помощи специальных приемов
психического воздействия добиться у них заторможенного, максимально суженного сознания. Такое сознание достигается в СК, просоночных состояниях и др. Наличие суженного сознания отмечается у астеников, у некоторых глубоко религиозных и суеверных людей, у лиц, ослабленных соматическими заболеваниями и др., а также у лиц, находящихся в удобной, располагающей ко сну позе, особенно, если усилить эффект взыванием чувства глубокого внутреннего покоя и умиротворения, приятной тяжести и тепла во всем теле, спокойного дыхания, сопровождаемого мерным звуком, утомлением глаза и т.д. Способствует сужению сознания и утомление, наступающее в вечернее время, а также пасмурная или дождливая погода, слабая освещенность (полумрак или свет синей лампы).
Технической основой внушения является умело выстроенная игра на развитом воображении и чувстве веры ученика, поэтому внушаемость выше у тех, кто живо и активно включается в предлагаемую игру и старательно разыгрывает предлагаемую роль. Благодаря эмоциональной поддержке воображение разыгрывается настолько, что легко удается внушить установку на любой психофизиологический сдвиг в работе организма отдельного ученика или целой группы учеников. От развитости воображения зависят достоверность и качество внушения, особенно, если оно обеспечено устойчивым вниманием, достаточно хорошо работающей памятью и необходимым некритическим уровнем разума.
Внушение эффективнее, когда оно имеет эмоционально-смысловую насыщенность и сопровождается
соответствующей мимикой, жестами и интонацией. Причем "ключевые" слова внушающий должен произносить четче, резче, напряженнее, эмоционально насыщеннее и обязательно в повелительной форме. Классическим примером эффективного внушения может служить манера магов в древности произносить
проклятия или заклинания.
Непрямое внушение с отставным эффектом сильнее прямого, если внушаемые представления или действия не встречают сопротивления или даже поддерживаются и усиливаются учеником, благодаря его опыту. Поэтому косвенное внушение с отставным эффектом, к тому же потенцированное по ходу ожидания результата подтверждающими воздействиями, очень эффективно. Так, например, если ученик знает, что при помощи магнита можно снять боль в коленном суставе, то внушение типа "сейчас я прикладываю к колену лечебный магнит и через 2 мин. он снимает боль" срабатывает лучше, чем внушение: сейчас я сосчитаю до 5 и боль в колене пройдет". Таким образом, надо снижать порог противодействия, используя психологические приемы, незаметно включающие в игру с целенаправленным сценарием личность конкретного ученика (его взгляды, опыт и мироощущение), как бы подыгрывая ему.
Внушаемость выше у лиц в возрасте 8-15 лет, особенно у девочек, причем внушающее воздействие будет сильнее, если оно усилено уже имеющимися представлениями. При этом следует отметить, что внушаемость будет повышена к тем представлениям, которые приятны или желательны для данного ученика. И, кроме того, чем полезнее и более ожидаема внушаемая информация, тем авторитетнее для ученика личность обучающего.
Усиливает внушаемость вера в могущество тех или иных воздействий или вера в могущество лица, осуществляющего эти воздействия. Поэтому предварительная демонстрация таких явлений значительно усиливает веру в ожидаемое чудо. Повышают степень вербального внушения и соответствующие прикосновения к ученику - пожатия, поглаживания, легкий массаж и др. Последовательная, Целенаправленная многократность воздействии также способствует внушаемости.
Действенности внушения служит придание внушаемой информации оттенка сугубой фактичности. И подлинности, для чего постоянно делаются ссылки на авторитеты, печать, телевидение, приводятся яркие, убедительные факты, сообщаются фамилии, адреса и т.д.
Замечено, что внушаемость повышается в состоянии эмоционального возбуждения и страстного ожидания чуда. Чем выше вера и доверие, тем сильнее внушаемость. Внушение через чувства сильнее, чем через разум.
Внушение намного эффективнее, когда воздействие оказывают не на одного человека, а на большую массу людей. Причем, если аудитория собралась не в первый раз и эмоционально возбуждена, то внушение более действенно. Таким образом, внушаемость в группе повышается и чем больше группа, тем лучше, так как начинают работать взаимовнушаемость и подражание, особенно если в группу внедрены "специальные" люди. В большой массе людей происходит психологическое заражение, причем признаки внушаемых ощущений ярче, когда однородные ожидания достигают крайнего напряжения. При коллективном внушении внушаемость отдельного человека иногда больше зависит от реакции коллектива на оказываемые воздействия, чем от его собственных психологических способностей. Общность однородных переживаний большинства'' Людей в аудитории обладает сильным дополнительным внушающим зарядом, причем психическое заражение усиливается, если оно переплетается с подражанием, особенно когда аудитория сама становится участником опытов. Сила внушения в этом случае увеличивается за счет естественного проявления различных телесных явлений - пульсации сосудов в височных областях, сердцебиения, ощущения жжения в кистях рук, тепла, магнитного поля и т.д., особенно если внушающий указывает на эти "признаки", как подтверждающие цель внушения.
Повышает внушаемость аудитории специально подстроенный "неумный вопрос-сомнение" и убедительный "умный ответ" с фактической демонстрацией 100% доказательства, а также привнесение в психотехнику внушения элементов тайны, чуда. Так, иногда сообщение о мистических, чудесных фактах биографии и
родословной внушающего лица усиливают его воздействие на аудиторию. Правильное построение информации, позволяющее лучше, полнее ее усваивать, повышает ее внушающий эффект.
Часто успех внушения во многом зависит от профессиональной подготовки, личности и поведения внушающего лица, а также от присутствия в аудитории доброжелательных эмоциональных зрителей, поэтому при необходимости надо осуществлять перестройку подсознательных установок зрителей с целью повышения их готовности и желания к восприятию внушаемой информации, так как предварительная установка имеет огромное значение для достижения успеха. Таким образом, от внушающего лица требуется понимание аудитории, ее особенностей, необходимо хорошо ощущать контакт, отлично владеть техникой внушения, быть уверенным во всем - в голосе, манерах, жестах, движении, действиях и т.д., а также умение быть и выглядеть искренним, но при этом соблюдая определенную "дистанцию".
Необходимо заметить, что внушаемость можно потенцировать специальными внушениями с постэффектом. Часто ее удается усилить намеренным подавлением психологического сопротивления аудитории;
эта техника является психоэнергетической и относится к разделу высшей психотехники, так как построена не на законе внушения.
При индивидуальном внушении для повышения эффективности можно изучить ощущения, которые испытывает ученик, и вызывать в дальнейшем их у него специально, причем внушение будет сильнее,
если целенаправленно изменять сознание, активизируя бессознательное. Это достигается настойчивым взыванием повторяющихся представлений иллюзорного феномена, в результате чего возникает обострение чувствительности и памяти, что повышает силу внушаемых представлений.
Повышению внушаемости способствуют мечтательность, установка на последующий рассказ о происходящем, а также пассивный тип воображения, так как в этом случае все противоречащие желаниям доводы разума тормозятся или полностью устраняются эмоциями. Усиливает внушение использование психотехники и приемов успешного образования условных рефлексов.
Особое внимание хочется обратить на существование особого сверхвнушаемого состояния, иногда называемого"очарованием". Возникает оно иногда при специальном настрое на ожидаемый суггестивный сеанс или при неожиданном воздействии, или когда сознание и внимание человека чем-то сильно заторможены или сужены, например, внимательным чтением книги, т.е. когда имеется предварительная устойчивая концентрация сознания, резко снижающая порог критического восприятия информации. У человека в состоянии сверхвнушаемости могут временами наблюдаться провалы сознания, когда он действует автоматически, не понимая что делает, и не помня о некоторых своих действиях. Сверхвнушаемого состояния можно достичь у большинства людей. Это подтверждают факты поведения людей в так называемых эффективных состояниях - во
время стихийных бедствий, катастроф, в моменты религиозного
экстаза, сильного гнева, страха и др. Глубокие СК, когда внутренние вибрации синхронны с внешними, когда тело занимающегося ощущается как вся наша Вселенная, создают возможность психофизического самовоспитания самосовершенствования и самоуглубления. Это возможно прежде всего за счет постсостояний, которые вызываются самопрограммированной суггестией в глубоком СК.
Ниже приведен примерный текст самоприказов на развитие глубины и качества СК с использованием постсуггестивного эффекта.
"Я непосредственно, четко ощущаю свою высшую природу... Я частица Универсального психического поля нашей Вселенной... Я и Вселенная едины... Я - Вселенная... Я это чувствую... Я это ощущаю все четче и четче... С каждым днем, с каждым самостоятельным занятием я все быстрее и четче достигаю этого состояния... Быстрее и четче. Достаточно мне захотеть войти в это состояние... закрыть глаза, как я автоматически, мгновенно окажусь в этом состоянии. Глубина и качество моего "рабочего фона" с каждым днем повышаются... Я постоянно, даже после выхода из состояния, продолжаю хорошо ощущать всю видимую и невидимую Вселенную... Я хорошо вижу и чувствую все... сзади... сбоку... спереди... Порог моего восприятия и чувствительности резко снижается... Я четко чувствую и хорошо понимаю все тело моей Вселенной... Я чувствую... различаю и понимаю... все... всегда... в любой обстановке... при любых обстоятельствах...
Отныне я могу получать любую информацию... любую информацию из любого участка моего тела Вселенной... Я могу видеть... чувствовать...понимать все, что захочу... так как этот процесс идет во мне постоянно... "
Итак с каждой тренировкой я все больше и больше проникаюсь постоянным ощущением всего своего тела - Вселенной... Я постоянно нахожусь в определенной степени "рабочем" состоянии, а при желании могу мгновенно повысить свою чувствительность и Знание в миллиарды раз... Ко мне все более определенно приходит Знание...Вселенная мыслит через меня... Я бесконечно счастлив... бесконечно счастлив... Я полностью и навсегда умиротворен и счастлив... Во Вселенной нет больше тайн от меня, я познал все... до конца... Я бесконечно умиротворен и счастлив..." (Далее следует внимательно слушать Анахата-Надам).
Самовнушаемый текст такого содержания помогает занимающемуся даже после выхода из СК продолжать чувствовать окружающую среду, причем по мере тренировок и дополнительных конкретных самоприказов резко снижается порог восприятия по всем рецепторам, в том числе по главному - психоэнергетическому
(психоэнергетические центры, зоны и биологически активные точки - БАТ).
Поступающая из Космоса психоэнергетическая информация, которую тренирующийся начинает ощущать и понимать, приводит к заметным изменениям структуры и качества мозга.
Самовнушенный эффект можно использовать в любых целях, например, для достижения успеха в спорте, на производстве, для развития творческих способностей, памяти и воображения, для излечения от любых заболеваний, искоренения нежелательных привычек и т.д.
Рассмотрим технику развития воображения.
Для улучшения способности формировать зрительное представление следует освоить методику вхождения в СК на глубину, позволяющую работать с заданной программой - в данном случае воображением.
Развитое воображение (зрительное, вкусовое, болевое, слуховое, температурное, обонятельное, электромагнитное,психоэнергетическое, вестибулярное, идеомоторное и др.) является обязательным условием достижения СК.
Наши исследования показали, что воображение - это необходимый компонент всех мировых методик психоэнергетической саморегуляции. Отсутствие достаточно развитого воображения у большинства людей мешает им познать все остальные тайны развития своего "Я". Поэтому только глубокое понимание роли воображения может помочь ученику в успешном продвижении по пути духовного развития.
В процессе развития воображения мы выделяем два этапа:
1) работу с закрытыми глазами; 2) работу с открытыми глазами. На втором этапе требуется более глубокое самопогружение.
На первом этапе следует выполнять следующие задачи в предлагаемой ниже последовательности.
1. Вызывать ощущение видения (образно представить) полной луны (золотой горошины) между бровями с закрытыми, а затем с открытыми глазами.
2. При дыхательном цикле на вдохе в области солнечного сплетения образно представить (вообразить) увеличивающуюся в размерах красную фигуру человека; при задержке дыхания - фигуру человека на фоне голубого неба; при выдохе - белую человеческую фигуру в области переносицы (лучше, если это будет фигура преподавателя). При этом важна волевая заданность длительности видения (концентрации внимания).
3. Вызывание образных представлений. В этом пункте необходимо определить значения понятии представление" и "воображение", так как обучающийся и учитель должны вкладывать в эти понятия
одинаковый смысл. Под представлением мы понимаем мысленный образ, возникший на основе информации, поступившей в мозг от реально существующих предметов или явлений. Например, "увидеть" карандаш.
Если же мысленно "увидеть" тот же карандаш, но изогнутым в форме восьмерки (а наш мозг и фантазия и не на такое способны), то этот образ будет уже плодом воображения. Следовательно, под "воображением" понимается психический процесс, при котором мысленные образы воссоздаются в таком виде, в каком они не могут существовать в реальной жизни и быть восприняты с помощью наших органов чувств (зрения, слуха, обоняния, терморецепторов, биологически активных точек и т.д.).
Предположим, например, что по нашей методике нужно вызвать ощущение согревания. Можно с помощью представления "увидеть" себя в парной бане, а можно с помощью воображения увидеть себя там, где никогда не был - в Африке, под жгучими лучами солнца, на раскаленном песке в пустыне. Следует отметить, что "тепло" (или любое другое ощущение), вызванное СК, будет испытано тем отчетливее, чем точнее и ярче окажется его мысленный образ - представляемый или воображаемый. Мысленные образы, как представляемые, так и воображаемые, могут реализовываться любым органом чувств. Они могут быть зрительными и осязательными, как в приведенном примере с "теплом"; могут быть также слуховыми, вкусовыми, обонятельными и, конечно, проприоцептивными, т.е. связанными с мышечно-суставным состоянием, играющим в физической культуре ведущую роль.
При использовании психотехники по Д.В.Кандыбе для достижения указанных выше состояний необходимо:
А. Умение максимально ярко, но не напрягаясь психически, мысленно представлять или воображать содержание конкретной формулы программы.
Например, при формуле: "Мои руки расслабляются и теплеют..." одновременно с каждым словом должен возникать соответствующий мысленный образ, т.е. произнося про себя слова: "Мои руки...", занимающийся должен сразу же мысленно представить и ощутить именно свои (а не какие-то иные) руки со всеми их особенностями; одновременно со словом "расслабляются..." у него должен возникнуть предельно отчетливый (а не тускло-неопределенный) проприоцептивный" образ расслабленных мышц; одновременно со словом теплеют... должен возникнуть предельно яркий мысленный образ того фактора, который вызывает тепло (баня, солнце и т.д.), и такой же яркий мысленный образ-ощущение реально очень теплых своих рук.
Б. Умение фиксировать свое сосредоточенное, но не напряженное внимание на избранном объекте (образе). Так, если мысленно проговаривается: "Мое лицо...", то в этот момент ничего, кроме своего лица, не должно находиться на мысленном экране спокойного сосредоточенного внимания занимающегося. На первых этапах внимание нередко отвлекается от образа, на котором оно должно удерживаться. К этому следует относиться спокойно!, как к временной трудности в процессе обучения по прилагаемой методике и, не раздражаясь, возвращать фокус ненапряженного! внимания на прежнее место.
Относительно приведенных выше рекомендаций следует учесть три замечания:
а) безразлично, на чем останавливается пассивное внимание в первую очередь - на слове, а затем на подключающемся к нему мысленном образе, или сначала в сознании возникает мысленный образ, который потом фиксируется соответствующим словом. В процессе психического самовоздействия и воздействия слово и образ всегда действуют однонаправлено и взаимно подкрепляют друг друга;
б) контроль и работу в СК с образами осуществляет спокойное сознание-внимание; в) необходимо ознакомиться с литературными источниками о воображении человека, так как мы не имеем возможности рассматривать этот вопрос подробно, а знать его обучаемому необходимо на уровне последних работ, в том числе и зарубежных.
4. Вызывание определенных цветовых представлений ("видение" заданного цвета). После освоения этого этапа ученик может переходить к следующему.
5. Визуализация конкретных предметов. Лишь немногие могут легко вызывать у себя четкое "видение" . конкретных объектов. Большинство представляют себе такие объекты либо "в общем", либо в виде отдельных частей, деталей. Но если условия тренировки соблюдать строго, то быстро приходит "научение" - умение "видеть" заданные себе конкретные предметы достаточно уверенно и ясно. Детали этой психотехники широко известны, поэтому не будем на них останавливаться.
6. Умение выработать образный эквивалент абстрактным понятиям ("свобода" , "счастье" , "истина", "пространство", "время", "жизнь" и т.д. с видением сопровождающего эти понятия непроизвольного
потока представлений и образов.
7. Проекция визуальных образов на себя в любой воображаемой ситуации.
8. Вызывание образов других людей.
9. Ответ "бессознательного". Погрузившись в СК, обучающийся обращается к себе с вопросами: "Кто я такой? " "Каково моё предназначение на этой земле? " и т.д. На такие вопросы подсознание отвечает, потоком образов, помогающие" обучаемому увидеть себя "со стороны в разнообразных, в том числе и тревожащих или психотравмируюших, ситуациях. Все эти быстро меняющиеся картины удивительным образом формируются в представление истины" и дают понимание истинного смысла реальной жизни и своего места в ней".
10. Создание своей"идеальной личности - образа и пребывание в этом образе до полного "внедрения" в него.
11. Развитие воображения через развитие памяти.
12. Развитие воображения на этом этапе по методу Д.В.Кандыбы требует от ученика практического искусства добиться "свечения" любого данного учителем предмета. Методика развития воображения на этом этапе сходна с тибетской и различается только качеством рабочего фона .
13. Дальнейшее развитие воображения возможно лишь при посвящении ученика лично преподавателем в особые "секреты" духовного совершенствования. Практика на этом этапе позволяетвдохнуть жизнь в заданный преподавателем объект, после чего объект на время осуществления над ним специальных упражнений, широко известных и распространенных в мировой духовной и особенно религиозной практике, приобретает свойства субъекта.
Работа с полученным таким образом "субъектом" требует обязательного руководства со стороны преподавателя.
14. Выработка умения создавать "субъекты" без опоры на вспомогательную психотехнику и реальные объекты (типа книилкхоров). Субъекты создаются с уровнем плотности, позволяющим их видеть посторонним (окружающим). А теперь рассмотрим методику развития памяти. Развитие памяти по методу Д.В.Кандыбы заключается в следующем. Ученику разъясняются психофизиологические процессы памяти с точки зрения современных представлений. Затем преподаватель, погружая ученика в глубокое СК, кодирует его мозг на резкое улучшение памяти. Далее ученик систематически по нашей методике, психотехнику которой мы описали ранее, занимается самостоятельно, используя приведенный ниже код-программу:
У меня сильная, цепкая память... Моя память никогда мне не изменяет... Моя память улучшается с каждым занятием... Все, что я вижу, слышу или ощущаю, хорошо, быстро и прочно запечатлевается в моей памяти. Я становлюсь хорошим наблюдателем - подмечаю все быстро и четко... Моя наблюдательность растет и улучшается с каждым занятием... У меня отличная наблюдательность...Я отлично помню все, что вижу и слышу... Моя память сохраняет все... Я легко все заучиваю и запоминаю... Я легко и быстро могу вспомнить все, что когда-либо видел или слышал... Я легко вспоминаю все, прежде заученное... У меня сильная, цепкая память и становится все лучше и лучше с каждой тренировкой... ".
Для развития памяти необходимо выполнять следующие упражнения в указанной посдежовательности:
1. Вспомнить, войдя в СК, во всех подробностях вчерашний день, неделю, месяц, год, жизнь.
2. Взять интересную Книгу. Прочесть сосредоточенно предложение (маленький абзац, большой абзац, страницу, несколько страниц, главу, всю книгу), затем войти в СК и вспомнить все полностью. (Помните! Слова сами входят в память) Советуем начинать это упражнение с малого и прибавлять Понемногу.
3. Записать в строку несколько цифр на листе бумаги. Запомнить путем образного создания "картины" (визуализация листа с цифрами). Эту "картину" держать в памяти, закрыв глаза, затем открыв глаза. Можно уточнить, взглянув - еще раз на реальный листок, и далее четко визуализировать листок. Затем, перевернув листок, считывать их в обратном порядке.
По мере тренировки следует повышать количество цифр на одной картине.
4. Войти в глубокое СК (CK-IY или любое другое) с открытыми глазами и выполнить феномен "мгновенного запоминания", начиная с 2-3 предложений текста (можно газетного). Затем увеличивать количество запоминаемого текста одним взглядом, доводя объем текста до одной страницы, затем нескольких страниц и.т.д.
В качестве примера использования СК в качестве "рабочего фона" рассмотрим запоминание школьниками нового учебного материала. Уроки в школе по методу Д.В.Кандыбы проводятся следующим образом.
В течение первой недели ученики осваивают под руководством преподавателя новый "рабочий фон". Изучается теория и практика нового метода в доступном объеме и на доступном для конкретных детей понятийном языке. Осваивается способность самостоятельно входить и выходить из "рабочего состояния". Одновременно преподаватель проводит 15-20 пятиминутных кодирующих тренировок, целью которых является введение учеников в глубокое СК. При этом решаются две задачи: 1) углубление способности
учеников входить в новый рабочий фон; 2) психокоррекция и выработка у учеников положительных установок, облегчающих процесс обучения.
Ученикам прививаются любовь к занятиям по новой методике, усидчивость, умение сосредоточиться, развиваются их воображение и память, исправляются общими и конкретные (индивидуальные) плохие
привычки. В Течение Второй недели учеников вводят в глубокое СК, проводят по три урока в день продолжительностью по 30 мин. каждый и два совмещенных урока по 45 мин. каждый по психофизической
культуре плюс самостоятельная работа дома.
На трех уроках в СК ученика вводится с помощью магнитофона учебная программа для запоминания, составленная особым образом, на творческое усмотрение каждого преподавателя.
Два совмещенных урока по Психофизический культуре должны обеспечить высокий уровень здоровья учеников. Программа этих уроков составляется лично преподавателем в зависимости от его творческого подхода.
Домашние задания преследуют цель выработать Навыки и умение самостоятельно работать с учебным материалом и над своим личным развитием. Часть этой работы выполняется в школьных и внешкольных
учреждениях с целью максимально более раннего раскрытия творческих способностей ученика с последующей специализацией и определенной направленностью интересов. В течение третьей недели закрепляются творческое и практическое осмысление усвоенного учебного материала. В неделе пять "рабочих" дней. В пятницу проводятся контрольные уроки. Оценки никогда не ставятся, так как оценка - это уровень профессиональной пригодности преподавателя, и в том случае, если преподаватель не может обучать как минимум на "хорошо" по собственной программе всех без исключения учеников, то ему нельзя работать в школе.
В течение четвертой недели опять выполняется "ввод" ученикам учебного материала, как и на второй неделе, и т.д. на продолжении всего учебного года, который заканчивается переводными экзаменами в присутствии руководства школы и родителей учеников.
Метод Д.В.Кандыбы с использованием современных технических средств позволяет успешно осваивать за один месяц принятую в большинстве - стран в настоящее время годовую школьную учебную программу.
Хорошие результаты дает применение метода и при освоении любых других учебных программ, в том числе и требующих психофизических усилий, например в спорте, в армии, в производственном обучении и т.д.
А теперь рассмотрим методику развития саморегуляции через развитие способности к анестезии.
При работе с конкретным феноменом СК всегда специфично. Специализация направлена всегда на перевоплощение в "рабочий образ", поэтому наше состояние всегда несколько различно (специфично), т.е. оно окрашено и задано программой-феноменом.
На более простых этапах (в рамках нашей начальной школы) этот отдельный элемент нашей психотехники встречается в практике и маготерапевтов и артистов-профессионалов. Мы имеем в виду элемент нашей психотехники - "внедрение" или "перевоплощение" в заданный программой образ на фоне СК.
В психотехнике, которую необходимо выполнять в процессе достижения феномена "вызывание анестезии", очень важен как раз этот момент.
Кроме изложенных ранее основополагающих теоретических установок, в этом случае важную роль играют и следующие теоретические положения. Образ включает в себя динамический облик человека. Наблюдается также определенное единство личности и "образа", в связи с чем систематическое целенаправленное влияние на динамику образа человека оказывает и сильное влияние на его личность, как это происходит в СК.
Обучающемуся надо развивать способность к творческому воспроизведению специально заданного ему "рабочего образа", в рассматриваемом случае - человека, который не испытывает чувства боли. Это чувство просто отсутствует. Есть небольшое остаточное после СК-1 ощущение, которое по мере тренировок исчезает совсем. И тогда СК становится преобразованным и готовым для использования его в феноменах вызывания анестезии.
Желательно приобщить обучающегося к искусству создания художественных сценических образов и не только в воображении, но и в действительности. Ему необходимо позаниматься в хорошей драматической студии, развить в себе навыки новых способов поведения, ощущения себя человеком, который достоверно обладает какими-либо конкретными способностями. Ему следует научиться "входить в роль" предельно достоверно с физиологической трансформацией, а СК лишь усилит эти процессы в организме, и тогда феномен при необходимой физиологической подготовке становится реальностью.
Итак, программа развития способности вызывать анестезию выполняется только под руководством преподавателя в следующей последовательности:
1. Анестезия наружной стороны кисти.
2. Анестезия стоп, спины, живота, любой точки тела, горла, головы.
3. Изменение биомеханических свойств тканей спины, стоп, живота, головы, горла, любой точки тела.
Используя методику Д.В.Кандыбы, приведем пример подготовки ученика к хирургической операции без наркоза и без контроля преподавателем.
Используются следующие тексты самоприказов:
До операции: "Тело становится неподвижным и целиком нечувствительным... до заживления раны после операции... Моя кожа, мышцы и внутренности нечувствительны... Я не ощущаю ни боли, ни прикосновения... Полная потеря болевой чувствительности... Я абсолютно готов к операции... Тела у меня нет...".
Во время операции: "С каждым счетом до 10 я становлюсь все более неподвижным... полностью перестаю чувствовать что-либо... Я ничего не чувствую... и не буду чувствовать... Операция идет успешно...
Самочувствие и настроение отличные... Тела нет... Ничего не чувствую...".
После операции: "Операция прошла успешно... Рана быстро заживает... затягивается... Чувствительность возвращается, кроме раны... Рану по-прежнему совсем не чувствую... Рана быстро
заживает... затягивается... Я быстро выздоравливаю... С каждой минутой чувствую себя лучше и лучше... Самочувствие отличное...настроение отличное... ".
В случае, если операцию надо выполнить самому себе, то чувство полной неподвижности не внушается...
АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА
В 1932 году немецкий психиатр Йоган Шульц предложил авторский метод саморегуляции, который он назвал аутогенной тренировкой. В основу своего метода Шульц положил свои наблюдения над людьми, которые впадали в трансовые состояния. Кое-что Шульц заимствовал у йогов, а также из работ Вогта, Куэ, Джекобсона. Шульц считал (а большинство "специалистов" и до сихпор считают), что все трансовые состояния сводятся к явлению, которое английский хирург Брэйд в 1843 г. назвал гипнозом. То есть Шульц считал, что в основе всего многообразия трансовых состояний лежат следующие факторы: 1) мышечная релаксация; 2) чувство психологического покоя и сонливости; 3) искусство внушения или самовнушения и 4) развитое воображение. Поэтому Шульц создал свой метод, объединив рекомендации многих предшественников. Метод Шульца со временем стал классическим, широко распространился по всему миру. В настоящее время существует около двухсот модификаций метода Шульца, но все они, все до одного, уступают той, которую предложил сам автор.
Приведем чуть подробнее методику аутогенной тренировки по Шульцу.
Врач объясняет пациенту в предварительной беседе физиологические основы метода и эффект, ожидаемый от выполнения того или иного упражнения. Разъясняется, что расслабление мышц будет пациентом субъективно ощущаться как чувство тяжести, а следующее за расслаблением мышц - расширение сосудов - приведет к возникновению Чувства приятного тепла. Пациенту рекомендуется расслабить пояс и воротник и сесть или лечь в положение, удобное для сна. И закрыть глаза. Стараться Не реагировать на какие-либо помехи, Которые по Мере тренированности мешать не будут совсем. Положение тела должно исключать какое-либо мышечное напряжение. Наиболее удобными для занятий Шульц считал одну из следующих поз:
1. Положение сиди. Занимающийся садится На стул в позе кучepa - голова слегка опущена вперед, кисти и предплечья лежат свободно на поверхности бедер ладонями вниз.
2. Положение полусидя. Занимающийся сиди в удобном кресле, облокотившись и откинув голову назад - На мягкую спинку кресла. Все тело расслаблено, ноги свободно расставлены или слегка вытянуты.
3. Положение лежа. Тренирующийся ложится удобно на спину.
Голова - на низкой подушке. Руки слегка согнуты в локтях и мягко лежат ладонями вниз вдоль туловища.
Заняв удобную позу, тренирующийся начинает вызывать в себе аутогенный трассовый фон в следующей последовательности:
1. Вызывание ощущения тяжести. Тренирующийся мысленно повторяет несколько раз формулу: "Моя правая рука очень тяжелая (у левши - левая). Добившись ощущения тяжести в правой руке, тренирующийся вызывает это ощущение л другой руке, затем в обеих руках одновременно, В обеих ногах, затем в обеих руках и ногах Одновременно, затем во всем Теле.
2. Вызывание ощущения тепла, Добившись четкого ощущения тяжести, повторяю! несколько раз следующую формулу: Моя правая (левая) рука теплая". Далее ощущение тепла вызывается в той же последовательности, что и ощущение тяжести.
3. Овладение ритмом сердечной деятельности. Мысленно повторяется несколько раз формула: "Сердце бьется спокойно и ровно".
4. Овладение ритмом дыхания. Формула "Дышу совершено спокойно".
5. Вызывание ощущения тепла В районе солнечного сплетения.
Формула: "Мое солнечное Сплетение теплое, Совсем теплое ".
6. Вызывание прохлады в области лба. Формула: "Мой лоб приятно прохладен".
Вся тренировка начинается и заканчивается формулой: "Я совершенно спокоен". Эта формула постоянно произносится в каждом упражнении. В конце сеанса, чтобы вывести себя из состояния покоя и мышечного расслабления, рекомендуется сделать резкие разгибательные движения руками, сопровождая эти движения резким выдохом, и затем широко открыть глаза.
Каждое из шести упражнений осваивается до 2 недель, по 3-4 раза В день, по 2-6 минут, с врачом и самостоятельно. Шульц старался индивидуальные занятия сочетать с групповыми по 30-70 человек в группе.
Первые шесть упражнений Шульц называл низшей ступенью тренировки, а затем занимающийся осваивал высшую ступень;
1. Воспитание устойчивого внимания. Тренирующийся при закрытых глазах отводит глазные яблоки Вверх и как бы смотрит в одну точку, расположенную чуть выше междубровья.
2. Развитие способности к визуализации представлении. Тренирующийся вызывает На Мысленном экране представление Какого-либо однотонного цвета или конкретного образа какого-либо предмета. Длительность этого упражнения 30-60 минут и рекомендуется его делать только после шести месяцев занятий аутогенной тренировкой.
3. Вызывание состояния интенсивного погружения. Тренирующийся задается темой (например, "счастье") и добивается грезоподобного состояния, когда на мысленном экране возникают (как во сне) зрительные образы, отражающие заданную тему.
4. Вызывание состояния глубокого погружения. Тренирующийся учится вести внутренний диалога расщепляя,, сознание на "Я" и "наблюдателя Я" . Н этом диалоге "наблюдатель" задается вопросом, а Я отвечает потоком мысленных картин (в аутотренинге это называется ответ бессознательного").
После Шульца многие ученые, не понимая роль воображения в саморегуляции (из-за отсутствия личного глубокого трансового опыта) неправильно усовершенствовали его метод, выбросив главное - постепенное достижение способности к визуализации, а резко сократив время занятий, осваивали только первую степень. Поэтому сокращенная аутогенная тренировка, будучи лишенной своего главного секрета - развитого воображения, стала малоэффективной и так и не нашла в мировой практике широкого применения ни в медицине, ни в спорте, ни на производстве.
Именно длительность обучения (не менее 8 месяцев) и малоэффективность аутогенной тренировки заставила нас в свое время (60-80 годы) искать и найти ошибку Шульца. Оказалось надо вызывать не тяжесть и тепло, а легкость, невесомость и повышенную управляемость (через кодирование), то есть не тормозные режимы, а мобилизационно - кодированные (СК), о чем мы в 1984 году написали в своей книге: Управляемый медитативный аутотренинг". И хотя исследования русских ученых Ал.Панова, Г.С.Беляева, В.С.Лобзина, И.А-Копыловой показали, что при освоении первой стадии аутогенной тренировки в коре головного мозга преобладают тормозные процессы, а при тренировках во второй стадии " ЭЭГ - процессы свидетельствуют о состоянии бодрствования с активной корковой деятельностью", ни русские, ни тем более иностранные ученые должных выводов не сделали, слишком велик был авторитет Шульца, трудно было предположить, что он грубо ошибся, что надо сделать все наоборот. А время освоения аутогенной тренировки оказывается может занимать пару минут. История мировой науки в области саморегуляции еще раз показала, что в науке авторитетов не должно быть, могут быть лишь симпатии, так как любой крупный ученый должен уметь доказать все, что угодно, в том числе и совершенно обратное тому, что он только что доказал. Если этого нет, то нет и крупного ученого, так как большие истины всегда содержат в себе два абсолютно противоположных утверждения (концепция "инь-ян").
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящей книге авторы рассмотрели с современных научных позиции физиологический механизм действия слова на человека. Поэтому эта книга будет полезна не только специалистам. Авторы специально излагали материал в форме доступной даже совсем не подготовленному читателю, именно этим объясняется не всегда достаточно строгая узкомедицинская терминология. Еще раз хотим подчеркнуть - книга рассчитана на массового читателя.

www.koob.ru


<< Пред. стр.

стр. 3
(общее количество: 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ