<< Пред. стр.

стр. 22
(общее количество: 60)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

• эффективным функционированием в соответствии с требованиями МС ISO
серии 9000:2000 и постоянным повышением результативности системы
менеджмента качества;
• лидирующей позицией генерального директора в вопросах качества, четко вы
раженной в приоритетном обеспечении организационной структуры и ресур
сов, необходимых для успешного функционирования системы менеджмента
качества;
• вовлечением всего персонала завода, от руководителей до рабочих, в работу
по обеспечению качества, четко определенной ответственностью и полномо
чиями, постоянным анализом потребностей и степени удовлетворенности
всех членов коллектива;
• непрерывным повышением результативности и эффективности работы за
вода за счет управления деятельностью и соответствующими ресурсами как
процессами и системного подхода к менеджменту взаимосвязанных и взаи
модействующих процессов;
• принятием решений только на основе анализа фактических данных и ин
формации;
• постоянной взаимовыгодной работой с поставщиками сырья и материалов;
• доведением до сведения персонала Политики в области качества.
Генеральный директор ОАО «РЗ ОЦМ»____________ __________
подпись ФИО
«Политика в области качества» ОАО «КамАЗ».
Высокое качество продукции и эффективность труда — основа экономическо
го благополучия всей организации и каждого работающего.
Главная задача открытого акционерного общества «КамАЗ» — выпуск продук
ции, оправдывающей и превосходящей ожидания потребителей.
Мы стремимся к тому, чтобы наши потребители считали ОАО «КамАЗ» луч
шим производителем автомобилей.
Продукция ОАО «КамАЗ» должна быть рентабельна и конкурентоспособна на
рынках России и за рубежом.
Первый руководитель ОАО «КамАЗ» и руководители каждого подразделения
должны быть лидерами в деятельности по обеспечению качества.
Мы должны опережать конкурентов по разработке и постановке на произ
водство новых моделей и обеспечивать лидирующие позиции продукции с мар
кой «КамАЗ».
При распределении ресурсов и планировании деятельности ОАО «КамАЗ»
приоритет отдается обеспечению качества.
Качество изготовления автомобиля, его надежность обеспечивается добросо
вестным квалифицированным трудом каждого работника. Ни один работник не
2.4. Документирование системы менеджмента качества 195

может принимать решения или осуществлять действия, способствующие ухуд
шению качества продукции.
Руководители ОАО «КамАЗ» и его подразделений обеспечивают каждому ра
ботнику условия для повышения квалификации, участия в постоянном улучше
нии продукции и процессов.
Качество сырья, материалов и покупных комплектующих изделий обеспечива
ется на основе сочетания требовательности и активного сотрудничества с постав
щиками по совершенствованию их систем качества и производств и получения от
поставщиков гарантии качества поставляемой продукции.
Открытое акционерное общество «КамАЗ» обеспечивает потребителю возмож
ность как гарантийного, так и послегарантийного технического обслуживания
автомобилей и силовых агрегатов.
Руководство ОАО «КамАЗ» берет на себя ответственность за реализацию По
литики в области качества.
Генеральный директор ОАО «КамАЗ»____________ __________
подпись ФИО
Компания Harley Davidson (США), известная во всем мире как производитель
высококачественных мотоциклов, разработала новую Политику в области каче
ства. По сравнению с прежней, принятой в начале 1990 х годов, она радикально
не изменилась, но стала полнее отражать ориентированность компании на потре
бителей — как внешних, так и внутренних (работников).
Компания Harley Davidson имеет твердые намерения обеспечить внутренних
и внешних потребителей высококачественными продукцией и услугами посредством
непрерывного совершенствования, заключающегося в минимизации отходов и из
менчивости процессов.
Новая политика — часть общей стратегии компании в области качества, кото
рая ориентирована на потребителя и основана на процессном подходе. Включе
ние такого пункта, как «непрерывное совершенствование», в политику согласуется
со стандартом ISO 9001:2000.
Политика в области качества была представлена 3 марта 2003 года всем работни
кам компании. Магнитная и ламинированная карточки, рекламирующие полити
ку, были розданы всему персоналу для того, чтобы они разместили их на своих ра
бочих местах как напоминание о постоянном стремлении компании обеспечить
потребителей высококачественными продукцией и обслуживанием.
Из всех рассмотренных документов наиболее совершенным с методической точ
ки зрения нам представляется документ «Цели в области качества» РИА «Стандар
ты и качество». В нем показана взаимосвязь политики и целей в области качества,
приведены показатели целей, позволяющие организации, ее партнерам и третьей
стороне оценить, насколько успешно организация ведет работу по достижению этих
целей. Это дает возможность всем проверить серьезность намерений руководства
организации в области качества, оценить, не является ли данный документ декла
рацией без серьезных последствий. Такая форма документа соответствует рекомен
дациям МС ISO серии 9000 для каждого вида деятельности в области качества
обеспечивать возможности оценки ее результатов.
Этот же подход характерен и для первой части документа ОАО «РЗ ОЦМ», где
приведены конкретные цели, поддающиеся измерению. В основу второй части
Глава 2. Создание, внедрение и совершенствование системы менеджмента качества...
196

этого документа, отражающей ориентиры Политики в области качества, положе
ны известные 8 принципов менеджмента качества [8] (см. пункт 1.7.2).
Возможности оценки степени реализации политики ОАО «КамАЗ» в области
качества весьма ограниченны, так как обязательства руководства представлены
в общем виде.

2.4.4. Разработка Руководства по качеству
Согласно МС ISO 9001:2000 Руководство по качеству должно содержать следу
ющие сведения.
1. Область применения системы менеджмента качества, включая подробности
и обоснование любых исключений.
2. Документированные процедуры, разработанные для системы менеджмента
качества, или ссылки на них.
3. Описание взаимодействия процессов системы менеджмента качества.
Как видно из приведенного содержания Руководства по качеству (РК), это наи
более общее, полное описание СМК данной организации. Наряду с МВиСПР,
ПвОК и ЦвОК, РК является основным документом СМК, с которым в первую
очередь знакомятся партнеры организации, представители третьей стороны при
деловом сотрудничестве, проведении проверок и в других случаях. Поскольку РК
содержит большой объем информации, которая может меняться с течением вре
мени при развитии организации, этот документ не рекомендуется брошюровать,
а каждый раздел и даже параграф целесообразно начинать с новой страницы. Это
облегчит внесение изменений в данный документ.
Структура Руководства по качеству может иметь следующий вид (табл. 2.6).
Таблица 2.6. Примерная структура Руководства по качеству
№ п/п Наименование Содержание раздела Пп.
раздела ISO 9001:2000
1 2 3 4
1 Введение Общие сведения об организации и ее 4.2.2
продукции; управление Руководством по
качеству
2 Общие Принципы построения и объекты 4.1.
положения управления СМК.
Организационная структура СМК. Раздел 5.
Ответственность и полномочия руководства. Раздел 8
Мониторинг СМК
3 Процедуры Структура документации СМК. 4.2.
Краткое описание или ссылки на Разделы 4, 8.
6 обязательных и другие
документированные процедуры СМК
организации.
Разделы 4–8
Стандарты предприятия, программы и планы
качества, положения о подразделениях
и должностные инструкции
2.4. Документирование системы менеджмента качества 197

1 2 3 4
4 Процессы Основные процессы в СМК и их Разделы 5–8
взаимодействие.
Краткое описание процессов в СМК или
ссылки на документы, их определяющие
(процессы по реализации функций
высшего руководства; менеджмента
ресурсов; жизненного цикла продукции;
измерения, анализа и улучшения)
5 Нормативные Перечень и обозначение документов, на Раздел 2
ссылки которые делаются ссылки в руководстве
по качеству
6 Определения, Термины, определения и используемые Раздел 3
сокращения сокращения
7 Изменения Информация об изменениях Руководства
по качеству

Рассмотрим возможное содержание и оформление РК по разделам, приведен
ным выше (см. табл. 2.6).
Введение.
После общей характеристики организации и ее продукции приводится порядок
разработки, утверждения, хранения, внесения изменений в РК. Часто РК разрабаты
вается отделом качества, обсуждается на Совете по качеству, утверждается генераль
ным директором, хранится в АСУД СМК, печатные экземпляры нумеруются, ре
гистрируются в делопроизводстве, выдаются под роспись согласно листу рассылки.
Необходимость внесения изменений в РК определяется высшим руководством. Все
изменения в РК регистрируются и архивируются в АСУД СМК. Периодическая про
верка РК производится высшим руководством не реже 1 раза в год с регистрацией
этого факта в папке АСУД СМК «Анализ СМК высшим руководством». Руководи
тели подразделений обеспечивают изучение РК персоналом подразделений под рос
пись в листе ознакомления, хранящемся вместе с данным экземпляром РК.
Общие положения.
В основе построения СМК обычно лежат 8 известных принципов менеджмен
та качества (см. пункт 1.7.2). К ним могут добавляться как некоторые общие прин
ципы (например, измеримость и управляемость всех процессов, объектов и ре
сурсов), так и специальные принципы, отражающие особенности организации.
К объектам управления СМК могут относиться вся продукция, ключевые процес
сы, отношения с потребителями и поставщиками либо лишь некоторые из перечис
ленных объектов. Согласно п. 1.2 [1], исключения возможны, если они не повлияют
на способность организации обеспечить качество продукции. Принятые исключения
могут быть вызваны спецификой организации и должны быть обоснованы.
Организационная структура СМК иллюстрируется одной или несколькими схе
мами (примеры их приведены на рис. 2.15, 2.16 [39]) и описывается. В описании
указываются обязанности основных руководителей и исполнителей организации,
обеспечивающих функционирование СМК (генерального директора, заместителя
генерального директора — представителя руководства по качеству, начальника
Глава 2. Создание, внедрение и совершенствование системы менеджмента качества...
198




Рис. 2.15. Организационная структура системы менеджмента качества [39]




Рис. 2.16. Система менеджмента качества и ее взаимодействие с объектами управления
в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001:2000 [39]
2.4. Документирование системы менеджмента качества 199

службы качества, руководителей подразделений, персонала подразделений). Опи
сываются лишь обязанности, связанные с обеспечением качества продукции.
Обязанности руководства организации по обеспечению ключевых процессов
в СМК могут быть проиллюстрированы также матрицей распределения ответ
ственности. Применительно к машиностроительному предприятию такая матрица
может иметь вид, показанный в табл. 2.7.
Таблица 2.7. Матрица распределения ответственности в СМК

Должностные лица




по персоналу и соц. вопросам
Зам. генерального директора




Зам. генерального директора


Зам. генерального директора


Зам. генерального директора


Зам. генерального директора


Зам. генерального директора



Начальники цехов и служб
по экономике и финансам
Генеральный директор




Технический директор




по мат.-техническому
по производству




по маркетингу
по качеству




снабжению
Основные процессы
СМК

9
1 2 3 4 5 6 7 8 10

Процесс менеджмента
У
О У У У У У У У
качества

Процесс менеджмента
У О И И У И
СМК

Процесс планирования
И
У У У О У И
создания продукции

Процесс, связанный
И
И У У У О
с потребителем

Процесс
проектирования И
И У О И У
и разработки продукции

Процесс закупок
О
материалов, И У
комплектующих и пр.

Процесс подготовки
У
И У2 О У У И И
производства

Процесс управления
У
У И У И О У
финансами

У
Процесс производства И У2 О У2 У

Продолжение
Глава 2. Создание, внедрение и совершенствование системы менеджмента качества...
200

Таблица 2.7 (продолжение)

Должностные лица




по персоналу и соц. вопросам
Зам. генерального директора




Зам. генерального директора


Зам. генерального директора


Зам. генерального директора


Зам. генерального директора


Зам. генерального директора


Начальники цехов и служб
по экономике и финансам
Генеральный директор




Технический директор




по мат.-техническому
по производству




по маркетингу
по качеству




снабжению
Основные процессы
СМК

9
1 2 3 4 5 6 7 8 10

Процесс управления
У У2 У О И
человеческими
ресурсами

Процесс измерения
и контроля продукции,
И О У2 У И2 У
управления
устройствами для
измерения

ПРИМЕЧАНИЕ ________________________________________________________
Условные обозначения (см. табл. 2.7): О — ответственность за процесс (владелец
процесса); У — участие в осуществлении процесса; И — информирование о ходе про
цесса; 2 — при необходимости.

Мониторинг СМК может осуществляться либо специальной группой в службе (от
деле) качества, либо с помощью АСУД СМК. В первом случае все владельцы процес
сов СМК должны с разной периодичностью давать этой группе информацию о ходе
процессов, возникновении проблем с обеспечением требований потребителя, качества
продукции. Во втором случае эта информация поступает в специальный подраздел
«Служба качества» АСУД СМК. Эта информация обрабатывается службой качества
и передается заинтересованным лицам, в частности представителю руководства по ка
честву, техническому директору и др. Организация мониторинга процессов СМК —
важное условие обеспечения ее эффективности [1].
Процедуры. В первую очередь приводится общая структура документации
СМК (рис. 2.17). Затем даются общие требования к оформлению и содержанию
основных документов СМК (документированных процедур (ДП), стандартов
предприятия (СТП) и др.), приводится перечень этих документов, действующих
в организации, или их краткое описание.
Необходимо указать правила введения в действие и срок действия каждого до
кумента. Например, ДП «Анализ контракта» относится к каждому конкретному
контракту и вступает в действие либо автоматически на срок заключения кон
тракта, либо по приказу генерального директора. Здесь же необходимо привести
2.4. Документирование системы менеджмента качества 201




Рис. 2.17. Структура документации системы менеджмента качества

<< Пред. стр.

стр. 22
(общее количество: 60)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>