<< Пред. стр.

стр. 28
(общее количество: 60)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Допускается оценка точности технологического процесса по трем показателям:
наихудшему показателю точности одного из параметров из общей совокупности;
показателю точности одного из параметров, в наибольшей степени влияющего на
эксплуатационные характеристики изделия в целом; усредненному показателю
точности, определяемому отношением суммы показателей точности:



к их количеству n:


. (3.16)
Глава 3. Оценка системы менеджмента качества
252

Контроль точности проводится, как правило, по параметрам, оказывающим
решающее влияние на функциональные показатели продукции в целом и опре
деляющим нормальный ход технологического процесса.
Контроль точности технологических процессов при использовании предель
ных средств контроля — калибров, шаблонов и др. — должен проводиться по ко
личеству дефектных изделий в выборке.

3.1.4. Управление несоответствующей продукцией
В процессе контроля качества продукции на всех этапах ее изготовления может
быть выявлена продукция, не соответствующая требованиям нормативно техни
ческой документации (НТД). Стандарт ISO 9001:2000 рекомендует, чтобы такая
продукция «была идентифицирована и управлялась с целью предотвращения не
преднамеренного использования или поставки. Средства управления, соответству
ющая ответственность и полномочия для работы с несоответствующей продукци
ей должны быть определены в документированной процедуре». Рекомендации по
управлению несоответствующей продукцией и содержанию документированной
процедуры, регламентирующей эти вопросы, приведены в [10].
Основными действиями по управлению несоответствующей продукцией (НП)
являются:
• выявление НП;
• отделение, идентификация и регистрация;
• оценка и анализ несоответствий, принятие решений о действиях с несоот
ветствующей продукцией;
• проведение возможных действий с несоответствующей продукцией:
¦ коррекция (доработка) или ремонт несоответствующей продукции и ее
повторный контроль и испытания;
¦ оформление возможных разрешений на отклонения и/или отступления,
снижение градации, замену и согласование их с потребителем;
¦ утилизация или использование не по прямому назначению продукции,
имеющей неустранимые несоответствия;
¦ возврат НП поставщику (для покупной продукции, предназначенной для
использования в качестве заготовок или комплектующих);
• управление НП, поставленной покупателю;
• сбор и анализ данных о НП и выявленных несоответствиях1.
Деятельность по управлению несоответствующей продукцией должна быть
описана в документированной процедуре, которая является одной из 6 процедур,
подлежащих обязательному документированию в соответствии с требованиями
MC ISO 9001:2000.
Документированная процедура должна регламентировать организацию и по
рядок действий с несоответствующей продукцией, порядок ведения, обработки,
использования и хранения записей о характере несоответствий и последующих
предпринятых действиях, методику и порядок сбора и анализа данных о несоот
1
Анализ несоответствий не предусмотрен стандартом ISO 9001:2000, но рекомендуется стан
дартом ISO 9004:2000.
3.1. Контроль качества в машиностроении 253

ветствующей продукции и выявленных несоответствиях, а также ответственность
и полномочия персонала организации при действиях с несоответствующей про
дукцией.
Классификация НП и несоответствий.
НП желательно классифицировать для удобства ее учета, анализа и т. п. Такая
классификация возможна по следующим признакам: по происхождению продук
ции (произведена на предприятии или покупная), месту выявления (до или после
поставки покупателю), этапу производства, причинам возникновения, значимос
ти для предприятия и потребителя и др.
По этапу производства НП может быть выявлена при получении заготовок, ме
ханической обработке, термической обработке, сборке, испытаниях, после транс
портировки или хранения. По этапам жизненного цикла НП может быть отнесена
к этапам изготовления, поставки, гарантийного обслуживания, последующей экс
плуатации, утилизации.
По значимости с точки зрения потребителя и предприятия НП делится на ис
правимую и неисправимую. Исправимой с точки зрения потребителя считается та
НП, которая может быть использована в определенных условиях. С точки зрения
предприятия продукция относится к исправимой, если исправление несоответ
ствий технически возможно и экономически целесообразно. Если хотя бы одно
из этих условий не соблюдается, продукция относится к неисправимой. Решение
об отнесении НП к той или иной категории принимают представители потреби
теля или предприятия. На предприятии в этой оценке могут участвовать проек
тировщики продукции, технологи и экономисты. Документ, предписывающий
действия с выявленной партией НП, подписывается руководителем подразделе
ния (цеха), где произведена эта продукция, и утверждается техническим дирек
тором предприятия.
Причинами возникновения несоответствующей продукции, в соответствии
с которыми она может классифицироваться, являются:
• ошибка при проектировании;
• недоработка технологии;
• ошибка исполнителя;
• ненадлежащее состояние технологического оборудования и т. п.
Несоответствующая продукция является следствием возникновения несоот
ветствий, то есть невыполнения требований.
Организация должна постоянно отслеживать возникающие несоответствия
и проводить работу как по их устранению, так и по устранению причин их по
явления.
Для обеспечения должного уровня работ по анализу несоответствий их целе
сообразно классифицировать. Классификация несоответствий может осуществ
ляться по различным признакам, например по весомости, причинам возникнове
ния, месту выявления и т. п.
Классификация несоответствующей продукции и несоответствий может быть
проведена по одному или нескольким признакам. Признаки и их сочетание выби
раются организацией самостоятельно и определяются задачей (задачами), для ре
шения которой (которых) будет использоваться эта классификация.
Глава 3. Оценка системы менеджмента качества
254

В отечественной практике классификация несоответствий проводится прак
тически повсеместно. Классификаторы несоответствий (дефектов) имеют мно
гие организации, которые периодически их актуализируют. В классификаторах
несоответствий (дефектов), как правило, указывают и причины их возникнове
ния, а также их цифровые или буквенные коды.
Порядок проведения работ с НП.
Выявление НП производится при входном контроле закупаемой продукции
и на всех этапах производства. При обнаружении НП каждый работник пред
приятия должен либо предпринять действия по управлению НП (если имеет на
это полномочия), либо сообщить о выявлении НП лицам, имеющим такие пол
номочия. К последним относят обычно линейных менеджеров (руководителей
процессов или подразделений) и контролеров. Действия при обнаружении НП
заключаются обычно в приостановке производства, отладке процесса, отделе
нии НП от годной, идентификации и регистрации НП, принятии решения о ха
рактере несоответствий, проведении работ с НП.
Отделение несоответствующей продукции является обязательным действием
для предотвращения ее первоначально предполагаемого или непреднамеренного
использования.
Отделение производится путем изъятия продукции из производственного пото
ка и/или с рабочего места с последующим помещением ее в специально отведенное
и обозначенное место для несоответствующей продукции. Условия в этих местах
не должны допускать порчу или ухудшение состояния продукции. Хранение несо
ответствующей продукции непосредственно на рабочих местах не допускается.
Специально отведенные места для временного хранения несоответствующей
продукции могут быть организованы по разному, что определяет сама организа
ция, исходя из специфики продукции и возможностей организации. Это могут
быть просто огражденные места, специальная тара, отдельные помещения (изо
ляторы) и т. п. Главная задача — не допустить смешения и перепутывания годной
продукции с несоответствующей.
Если несоответствующую продукцию невозможно или нецелесообразно изъять,
ее необходимо идентифицировать с целью обеспечения ее дальнейшей прослежи
ваемости и известить об этом ответственных лиц, уполномоченных принимать ре
шения о действиях с этой продукцией. При этом необходимо предусмотреть форму
устных или письменных сообщений о выявлении несоответствующей продукции
и порядок их подачи. Идентифицированы должны быть все единицы или партии
несоответствующей продукции. Несоответствующая продукция идентифицирует
ся способом, позволяющим избежать ее перепутывания с годной продукцией. Ме
тоды и средства идентификации могут быть самыми различными в зависимости от
специфики производственных процессов и выпускаемой продукции. Это может
быть крепление к изделиям различного рода этикеток, карточек, ярлыков или их
маркировка, в том числе различными цветами.
Регистрация несоответствующей продукции осуществляется с целью докумен
тирования, учета и анализа ее возникновения. Она производится в соответствии
с установленным в организации порядком и по установленной (установленным)
форме (формам). Наиболее удобной и приемлемой формой является регистрация
несоответствующей продукции в журнале или введение записей в компьютер. Воз
можно также оформление (заполнение) различных специальных бланков, в том
числе актов о несоответствии или о браке (в случае выявления неисправимого не
соответствия).
3.1. Контроль качества в машиностроении 255

Акт о браке служит основанием для списания несоответствующей продукции,
учета и анализа несоответствий, определения потерь от брака. Для учета актов
о браке рекомендуется их нумеровать при изготовлении и выдавать ответствен
ным специалистам под роспись в журнале выдачи бланков. Целесообразно также ве
дение журнала регистрации заполненных актов о браке с целью их учета и контроля
над дальнейшим прохождением.
При регистрации НП указываются вид и описание несоответствия; документ,
устанавливающий требования, несоответствия которым выявлены; место, про
цесс, дата и время обнаружения несоответствия; документ, отражающий резуль
таты контроля НП (акт, протокол и др.); данные о методике контроля и персона
ле, выявившем НП.
Оценка и анализ несоответствий проводятся с целью выработки решений о даль
нейших действиях с несоответствующей продукцией. Указанные действия про
водятся уполномоченным на то персоналом в соответствии с документированной
процедурой системы. Выработанные решения могут оформляться (или нет) до
кументально, что также должно быть указано в документированной процедуре.
В зависимости от характера несоответствия форма документа, если он оформля
ется, может быть различной.
Проведение действий с несоответствующей продукцией является ответствен
ным этапом работ по управлению несоответствующей продукцией.
Возможными действиями с несоответствующей продукцией, имеющей испра
вимые несоответствия, могут быть:
• коррекция (доработка);
• переделка и ремонт.
Коррекцией несоответствующей продукции является исправление несоответ
ствий. При возможности коррекция несоответствующей продукции производит
ся по технологическому процессу изготовления продукции (детали, узла). При
невозможности коррекции по технологическому процессу на изготовление про
дукции (детали, узла) принимается решение об устранении несоответствия пере
делкой или ремонтом.
Переделка или ремонт несоответствующей продукции осуществляется про
изводственным персоналом в соответствии со специальной технологией или
методом ремонта. Допускается выполнение ремонта универсальным спосо
бом без наличия специальной технической документации силами квалифи
цированного производственного персонала, имеющего специальную подго
товку и навыки.
Повторный контроль и испытания переделанной или отремонтированной про
дукции осуществляется для подтверждения соответствия продукции установлен
ным требованиям.
Повторный контроль и испытания осуществляются в полном объеме работ, вы
полняемых при проведении первичного контроля и испытаний. Документы, от
ражающие результаты повторного контроля и испытаний, рекомендуется иден
тифицировать надписью или штампом «Повторный контроль (испытания)» или
аналогичной надписью в соответствии с терминами, принятыми для применения
в организации.
Если продукция подвергалась коррекции, то она обязательно должна быть под
вергнута повторному контролю на той стадии, после которой производилась кор
рекция.
Глава 3. Оценка системы менеджмента качества
256

При отрицательных результатах контроля продукция направляется либо на по
вторную коррекцию (ремонт), либо переводится в несоответствующую продук
цию с неустранимыми несоответствиями.
Блок схема проведения работ с несоответствующей продукцией, имеющей ис
правимые несоответствия, приведена в табл. 3.1. Блок схема использования не
соответствующей продукции, имеющей неисправимые несоответствия, приведе
на в табл. 3.2.
Таблица 3.1. Блок схема проведения работ с несоответствующей продукцией,
имеющей исправимые несоответствия
3.1. Контроль качества в машиностроении 257

Таблица 3.2. Блок схема использования несоответствующей продукции,
имеющей неисправимые несоответствия




Возможными действиями с несоответствующей продукцией, имеющей неис
правимые несоответствия, могут быть:
• оформление возможных разрешений на отклонение и/или отступление;
• снижение градации;
• списание и утилизация;
• замена, возврат поставщику покупной продукции.
Оформление возможных разрешений на отклонения и/или отступления, сни
жение градации, списание и замену производится производственным персоналом,
ответственным за выпуск продукции.
Уровень согласования таких разрешений зависит от места в производственном
процессе и значения выявленного несоответствия. Если несоответствие не влияет
на параметры готовой продукции, а изменяет лишь технико экономические пока
затели технологического процесса, то разрешение согласовывается лишь с руко
водством и специалистами цеха (участка). Если несоответствие влияет на качество
готовой продукции (детали, узла, машины), то разрешение согласовывается также
с проектировщиками продукции, а в случае выполнения индивидуального контрак
та — и с потребителем.
Глава 3. Оценка системы менеджмента качества
258

Порядок проведения вышеуказанных работ должен осуществляться в соответ
ствии с документированной процедурой, в которой должны быть также регламен
тированы необходимые для оформления документы, в том числе карта откло
нений, карта согласования, карта разрешений или другие, принятые практикой
организации.
В случае, когда несоответствия выявлены после поставки или начала исполь
зования продукции потребителем, организация должна предпринять действия,
адекватные последствиям (или потенциальным последствиям) несоответствия.
В случае, когда несоответствия выявлены после поставки продукции потреби
телю в гарантийный период хранения или эксплуатации (использования), орга
низация должна обеспечить по согласованию с потребителем ее коррекцию или
замену.
Сбор и анализ данных о НП и несоответствиях
Целесообразно регистрировать все несоответствия, то есть независимо от того,
привели они к неисправимому браку или были исправлены по ходу технологичес
кого процесса. Это позволяет получить более полную информацию о процессах
производства и более эффективно управлять ими. Записи о несоответствиях долж
ны вести руководители процессов в виде журналов, актов, решений о действиях
с НП и других документов. Эти записи должны периодически обсуждаться вла
дельцем процесса, руководителями процесса, подразделения, службы качества, пред
приятия, и по ним должны предприниматься корректирующие действия для ис
ключения повторения несоответствий.
Перед анализом несоответствия могут классифицироваться по различным при
знакам, в том числе по весомости. Весомость несоответствий характеризуется
затратами на их устранение, с помощью коэффициента весомости [9], диаграммы
Парето и других методов. Обобщение данных о выявленных несоответствиях,
вызванных ими потерях, принятых мерах по их устранению и предупреждению,
их эффективности входит в обязанность службы качества организации. Эта инфор
мация должна постоянно изучаться высшим руководством организации, так как
она характеризует эффективность СМК организации.
Распределение работ по управлению несоответствующей продукцией
Работа по управлению несоответствующей продукцией проводится персона
лом организации, осуществляющим контроль и приемку продукции, и персона
лом, участвующим в выпуске продукции на всех этапах ее жизненного цикла.
Высшему руководству необходимо наделить специалистов организации полно
мочиями и ответственностью сообщать о несоответствиях на любой стадии произ
водства для обеспечения своевременного обнаружения и устранения несоответ
ствий, а также определить полномочия по реагированию на несоответствия с целью
поддержания соответствия процессов и продукции требованиям. Кроме того, выс
шее руководство анализирует обобщенные по организации данные о причинах
и последствиях выявленных несоответствий, принимает меры по их предотвраще
нию, выходящие за рамки компетенции руководителей процессов и подразделе
ний. Это могут быть мероприятия по совершенствованию организации производ
ства, оплаты труда, обновлению оборудования, улучшению мотивации персонала,
привлечению инвестиций и др.
3.1. Контроль качества в машиностроении 259

Персонал организации, осуществляющий контроль и приемку продукции, вы
полняет следующие функции по управлению несоответствующей продукцией:
• выявляет несоответствующую продукцию;
• отделяет несоответствующую продукцию;
• регистрирует и идентифицирует несоответствующую продукцию;
• участвует в оценке и анализе несоответствий;
• участвует в принятии решений о возможных переделках или ремонте;
• осуществляет повторный контроль и испытания переделанной или отремон
тированной продукции;
• согласовывает возможность принятия разрешений на отклонения и/или от
ступления, снижение градации и замену;
• санкционирует поставку продукции по согласованным разрешениям на от
клонения и/или отступления, снижение градации и замену;
• принимает решение об окончательной браковке продукции, ее замене и изо
ляции;
• участвует в списании, утилизации и/или принятии решений о повторном
использовании продукции;
• контролирует выполнение мер по предотвращению появления повторных
несоответствий.
Персонал организации, участвующий в выпуске продукции на всех этапах ее
жизненного цикла, выполняет следующие функции по управлению несоответ
ствующей продукцией:
• выявляет несоответствующую продукцию;
• отделяет несоответствующую продукцию;
• сообщает заинтересованным лицам о выявлении несоответствующей про
дукции;
• участвует в регистрации и идентификации несоответствующей продукции;
• участвует в принятии решений о возможных переделках или ремонте;
• осуществляет проведение необходимых переделок и ремонта продукции;
• предоставляет переделанную и/или отремонтированную продукцию на по
вторный контроль и испытания;
• вырабатывает предложения и осуществляет оформление возможных реше
ний об отклонениях и/или отступлениях, снижении градации и замене;
• осуществляет санкционированную поставку продукции по согласованным раз
решениям на отклонения и/или отступления, снижение градации и замену;
• выполняет работы, предусмотренные в случае окончательной браковки про
дукции, в том числе ее отделение;
• осуществляет списание, утилизацию, замену окончательно забракованной
продукции;
• на основании принятых решений выполняет работы по повторному исполь
зованию продукции;
• осуществляет выполнение мер по предотвращению появления повторных
несоответствий.
Глава 3. Оценка системы менеджмента качества
260

3.2. Оценка результативности системы менеджмента
качества (СМК)

3.2.1. Общие положения
Согласно стандарту ISO 9000:2000 результативность — это «степень реализации за
планированной деятельности и достижения запланированных результатов», поэто
му при оценке результативности системы менеджмента качества следует установить:
• степень реализации запланированной деятельности;
• степень достижения запланированных результатов в области качества.
Первая оценка дает представление о степени выполнения положений СМК орга
низации и степени реализации документов по планированию и осуществлению
процессов жизненного цикла продукции. Анализ этой оценки производится на ос
нове определения степени достижения установленных выходов процессов, а также
степени выполнения требований стандарта ISO 9001:2000 (в том числе п. 7.1) и ха
рактеристик процессов. Вторая оценка характеризует степень достижения постав
ленных целей в области качества на различных уровнях организации, в том числе
в подразделениях (см. пункт 3.4.1 [11]).
Значения выходов технологических процессов регламентируются стандар
тами, техническими условиями, документацией на продукцию, контрактом.
Выходы бизнес процессов управления регламентируются планами качества
организации и подразделений, положениями о подразделениях. Характерис
тики технологических процессов регламентируются в технологической доку
ментации, планах качества, бизнес процессов управления — в планах качества
подразделений, положениях о подразделениях.
В качестве характеристик процессов могут использоваться стоимостные, тех
нические показатели и показатели сроков (см. пункт 2.3.3).
Примеры характеристик основных процессов машиностроительного предприя
тия, связанных с управлением качеством, при оценке важнейших элементов СМК
приведены в табл. 3.3.
Таблица 3.3. Характеристики основных процессов машиностроительного
предприятия при оценке результативности СМК
Критерии оценки СМК Характеристики процессов Подразделение,
представляющее
информацию
1 2 3
Удовлетворенность Степень удовлетворенности Отдел маркетинга (ОМ)
потребителя (качество, потребителей
сроки, соблюдение
условий контракта,
освоение новых видов
продукции)
Отзывы о качестве продукции ОМ
и услуг
Сроки выполнения заказов ОМ
Доля заказов, уложившихся ОМ
в установленные сроки выполнения
3.2. Оценка результативности системы менеджмента качества (СМК) 261

1 2 3
Проценты рекламаций и возврата ОМ
продукции
Доля продукции с отклонениями Отдел технического
контроля (ОТК)
Процент продукции с повышен- Отдел главного
ными требованиями к качеству технолога (ОГТ)
Качество основных Отклонения от планового выхода ОТК
технологий и продукции годного продукта по заводу
в целом и по цехам
Доля продукции, произведенной ОГТ
с отклонением от технологии
Доля продукции, произведенной ОГТ
с использованием прогрессивных
технологических процессов1
Объем забракованной продукции ОТК
с учетом возврата от потребителей
Доля исправных средств Метрологический центр
(МЦ)
измерения, контроля,

<< Пред. стр.

стр. 28
(общее количество: 60)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>