<< Пред. стр.

стр. 58
(общее количество: 60)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Цель управления и оптимизации затрат на качество — сокращение общих за
трат организации, а не затрат, связанных непосредственно с качеством, так как
иногда требуется увеличить затраты на качество.
5.12. Экономика качества 541

Управление затратами на качество должно производиться на всех этапах жиз
ненного цикла продукции. Японские фирмы накопили большой положительный
опыт такой деятельности.
В фирме Toyota выделяют следующие этапы деятельности в области обеспечения
качества: планирование выпуска изделий, конструирование изделия, подготовка про
изводства, производство, производственный контроль, реализация и обслуживание,
проверка качества в эксплуатации. При этом гарантией качества на перечисленных
этапах являются определенные обязанности и действия каждого подразделения
(табл. 5.27).
В итоге они имеют почти в 2 раза более эффективную экономическую страте
гию затрат на качество. Это позволяет товаропроизводителям, применяющим та
кой подход, снижать себестоимость производства своей продукции и получать
серьезные преимущества в конкуренции.
Таким образом, современная стратегия предприятия в области затрат на каче
ство может быть проиллюстрирована графиками, приведенными на рис. 5.32.




Рис. 5.32. Экономическая интерпретация стратегии управления затратами на качество

В связи с приведенными выше (см. рис. 5.32) зависимостями можно так охаракте
ризовать направленность стратегии в области затрат на качество ведущих фирм. Уве
личивая затраты на предупреждение отклонений (профилактику дефектов), по
степенно снижая затраты на инспектирование и оценку (проверку) качества,
необходимо добиваться снижения затрат из за внутренних и внешних отказов так,
чтобы общие затраты фирмы, связанные с качеством продукции, уменьшались.
Таблица 5.27. Деятельность подразделений фирмы Toyota по управлению
производственными затратами
Функциональные Исполняющие Операции по регулированию Значимость
мероприятия подразделения издержек
+
Планирование Планирование 1. Определение объема целевых затрат
продукции в масштабе всей на основе планирования новой
корпорации продукции и планирования прибыли,
а затем распределение этих целевых
затрат на составляющие
Продолжение
Глава 5. Современные системы менеджмента качества и методы повышения...
542

Таблица 5.27 (продоложение)
Функциональные Исполняющие Операции по регулированию Значимость
мероприятия подразделения издержек
Отдел 2. Выработка целевого объема +
капиталовложений
планирования
продукции
Отдел 3. Распределение целевых затрат 0
инженерного между различными
обеспечения конструкторскими подразделениями
Бухгалтерский 4. Распределение целевого объема 0
отдел капиталовложений между
планирующими подразделениями
Конструирование Отдел 1. Определение затрат на основе +
продукции прототипа
планирования
продукции
Инженерные 2. Оценка возможностей достижения +
подразделения целевых затрат
3. Принятие необходимых мер для +
уменьшения разницы между
целевыми затратами и затратами,
определенными по прототипу

Подготовка Отдел 1. Определение затрат, учитывая +
производства планирования подготовку линий, и плана
продукции капиталовложений
Инженерные 2. Оценка возможностей достижения +
подразделения целевых затрат
3. Принятие мер для уменьшения +
отклонений от целевых затрат
Инженерное 4. Определение объема 0
капиталовложений в оборудование
обеспечение
производства
Отдел 5. Оценка производственных 0
контроля планов, условий производства
продукции и принятие решений относительно
изготовления или запуска частей
Снабжение Отдел 1. Оценка планов поставки и 0
снабжения условий закупки
2. Установление контроля за ценами 0
поставщиков (сравнение целевого
и реального снижения затрат, анализ
и принятие необходимых мер)
3. Оценка возможностей уменьшения +
цен поставщиков, оказание помощи
поставщикам в осуществлении мер по
снижению затрат
5.12. Экономика качества 543

Функциональные Исполняющие Операции по регулированию Значимость
мероприятия подразделения издержек
Производство Исполняющие Осуществление управления
и контроль подразделения. затратами через:
Бухгалтерские
отделы
А. Планирование финансовых затрат 0
(производственный отдел
и администрация)
Б. Снижение затрат 0
в первоначальных проектах
(по каждому типу изделий
и по каждому стоимостному фактору)
В. Работа среди персонала по +
проведению мероприятий,
направленных на снижение затрат
Сбыт и Исполняющие 1. Определение действительных 0
обслуживание подразделения. затрат на новую продукцию путем
Бухгалтерские всесторонней оценки
отделы
2. Участие в анализе 0
и обслуживании проверок на
функциональных совещаниях по
управлению затратами
и совещаниях различных комитетов

ПРИМЕЧАНИЕ ________________________________________________________
Условные обозначения в таблице: + — действия, имеющие решающее значение; 0 —
действия, имеющие определенное влияние, но которое в дальнейшем может быть
нейтрализовано.

Из описанного выше (см. табл. 5.27) видно, что все этапы деятельности фирмы
включают в себя элементы управления затратами.

5.12.5. Оценка потерь от низкого качества продукции (услуг)
и эффективности проектов его улучшения
Для анализа потерь от низкого качества, разработки проекта по его улучшению
и оценки эффективности этого проекта целесообразно привлекать рабочую груп
пу, организованную для решения какой либо задачи, связанной с недостаточным
качеством. В такую группу необходимо включать различных специалистов, связан
ных с решаемой задачей. Это могут быть разработчик конструкции или процесса,
производственник (технолог, мастер и т. п.), экономист или бухгалтер, специалист
в области управления качеством. Последний обычно назначается руководителем
группы. Если решается проблема, связанная с эксплуатацией продукции, в группу
могут включаться специалисты отдела продаж и отдела маркетинга. Все члены
группы должны владеть инструментами менеджмента качества, поэтому целесооб
разно их предварительное обучение вопросам менеджмента качества.
Последовательность действий группы и методы решения названных выше за
дач рассмотрим на примере [114].
Глава 5. Современные системы менеджмента качества и методы повышения...
544

Перед рабочей группой поставлена задача изучить претензии потребителей
к качеству продукции и предложить экономически обоснованную программу
улучшения ее качества. Действия группы включали следующие этапы (шаги).
Шаг 1. Вначале была выполнена классификация претензий по типам и часто
те. Было установлено, что наиболее часто поступают жалобы на то, что не вклю
чается питание компьютера.
Шаг 2. В результате «мозгового штурма», предпринятого рабочей группой в по
исках возможных причин этой неисправности, была построена причинно след
ственная диаграмма, показанная на рис. 5.33.




Рис. 5.33. Анализ причин низкого качества продукции (отсутствие питания ПК)

Шаг 3. Расчет стоимости единичного проявления дефекта с помощью рабочей
карты (табл. 5.28).
Создавая рабочую карту для расчета потерь от дефектов, необходимо сделать ее
максимально простой. Прежде всего, в нее следует включать только основные опера
ции или задачи, необходимые для выявления и разрешения возникшей проблемы.
Значения продолжительности выполнения каждой задачи в колонке «Среднее вре
мя выполнения задачи» должны указываться с точностью до сотых долей часа. Эти
значения могут быть оценены известными инженерными методами или по опросу
исполнителей, участвующих в проведении корректирующих действий.
Если выполнением данной задачи занято больше одного работника, то значение,
представленное в колонке «Стоимость элемента затрат», следует умножить на число
исполнителей. Величины в колонке «Стоимость элемента затрат» вычисляют, умно
жая данные в колонке «Среднее время выполнения задачи» на величины, представ
ленные в колонке «Стоимость человеко ч работы». В колонке «Материальные затра
ты» указывают сумму всех реальных расходов, например стоимость оборудования
и запасных частей, непредвиденные командировочные расходы и др.
Решая вопрос, к какой категории затрат отнести стоимость задачи, просто опре
деляют, где был обнаружен дефект, потребовавший исправления. Если дефект ука
зан потребителем, то все соответствующие расходы относят в колонку «Внешние
потери от дефекта». Каждая задача может создавать издержки только одной опре
деленной категории — внешние или внутренние.
В колонке «Стоимость человеко ч работы» представлены средневзвешенные зна
чения часовой заработной платы по рассматриваемому подразделению, включая
Таблица 5.28. Расчет стоимости проявления одного дефекта
Задачи Среднее Стоимость Стоимость Материальные Внешние Внутренние Суммарные
время человеко-ч элемента затраты, $ потери от потери от потери от
выполнения работы, $ затрат, $ дефекта, $ дефекта, $ дефекта, $
задачи, ч
1. Сотрудник отдела 0,1 35 3,5 — 3,5 — 3,5
обслуживания
принимает по телефону
и записывает
5.12. Экономика качества




информацию
о возникшем дефекте
2. Передача 0,1 35 3,5 — 3,5 — 3,5
информации в отдел
качества
3. Отдел качества 1,5 50 75 — 75 — 75
исследует проблему
3.1. Отдел качества 0,5 50 25 — 25 — 25
проводит разрушающие
испытания образца со
склада
3.2. Стоимость деталей, — — — 43,63 43,63 — 43,63
разрушенных при
испытаниях
4. Доработка 2,25 50 112,5 — — 112,50 112,5
технологии
5. Извещение 0,75 50 37,5 43,63 37,5 — 37,5
потребителя 43,63 43,63
о проведенных
доработках и поставка
ему нового изделия
Итого 344,26
545
Глава 5. Современные системы менеджмента качества и методы повышения...
546

премиальные выплаты. Эти данные могут быть получены из финансового отдела.
Если подобная полная информация отсутствует, то данные в этой колонке рас
считывают просто путем деления суммарной почасовой заработной платы, начис
ленной данному подразделению, на число работающих в нем сотрудников.
Полезно при вычислении издержек, связанных с дефектами, производить ко
дирование типов дефектов. В данном примере для обозначения рассмотренного
типа дефектов применен код EF — NP1. Подобное кодирование позволяет исполь
зовать компьютерную обработку данных о затратах на качество для выявления
наблюдаемых в них трендов.
Шаг 4. Вычисление суммарных потерь от дефектов данного вида за определен
ный период времени.
В рассматриваемом примере отдел рекламаций зафиксировал 48 случаев от
сутствия питания ПК в течение года.
Соответственно суммарные внешние издержки компании от дефектов рассмат
риваемого типа составили 344,26 ? 48 = $16 524,48. Таким образом, проблема, ра
нее казавшаяся незначительной и допустимой, в результате анализа затрат, свя
занных с качеством, была признана заслуживающей внимания.
Шаг 5. Ранжирование проблем, связанных с издержками от дефектов, с исполь
зованием схемы Парето.
Теперь описанная выше процедура может быть применена к различным возни
кающим проблемам или типам дефектов, при этом должны быть определены ве
личины внутренних и внешних потерь от дефектов каждого типа и частоты их
возникновения.
Карта анализа и ранжирования по величине годовых потерь от дефектов разного
типа с использованием схемы Парето может иметь вид, представленный в табл. 5.29.
Заметим, что наиболее часто возникающие дефекты не всегда приносят наибольшие
издержки. Например, устранение дефектов типа «Отсутствие питания», выбранных
для исследования командой, способно дать наибольший экономический эффект.
Шаг 6. Изучение причинно следственной диаграммы и разработка проекта
плана работ по предупреждению дефектов.
Теперь можно приступать к разработке плана предупредительных мероприятий
по устранению глубинных корней дефектов рассматриваемого типа. Для этого сле
дует изучить составленную ранее «скелетную» диаграмму и составить план при
влечения необходимых ресурсов для устранения возможных причин дефектов.
Используя данные по дефектам типа «отсутствие питания» и связанным с ними
претензиям, затраты на удовлетворение которых ежегодно составляют $16 524,48,
и соответствующую им причинно следственную диаграмму (см. рис. 5.33), можно
подсчитать стоимость мероприятий по их предупреждению. Результаты соответ
ствующего расчета приведены в табл. 5.30.
Таким образом, анализ затрат, связанных с качеством, позволяет устанавливать
приоритеты в решении стоящих перед компанией проблем качества. Естественно,
что при этом должны учитываться такие факторы, как критичность дефектов, их
сложность, трудоемкость и длительность работ по их предупреждению. В любом
случае, прежде чем тратить время и деньги на решение тех или иных проблем, важ
но располагать данными о связанных с ними затратах и издержках чтобы иметь
возможность оценить финансовые последствия принимаемых решений.
Шаг 7. Постановка задач по снижению числа дефектов в результате преду
преждающих мероприятий.
1
Этот код соответствует претензии потребителя в связи с возникновением дефекта «Отсутствие
питания» (External Failure — No Power Up).
5.12. Экономика качества 547

На этом этапе необходимо оценить эффективность запланированных мероприя
тий. Можно поставить задачу 100% ного устранения дефектов. Для этого должна
быть уверенность в том, что с помощью предупреждающих мероприятий устране
ны все причины возникновения дефекта. В данном случае команда поставила зада
чу добиться 50% ного снижения частоты дефектов рассматриваемого типа, то есть
уменьшить их число в год с 48 до 24.
Шаг 8. Расчет прибыли на инвестированный капитал (ROI) и сроков окупае
мости инвестиций.
Такие расчеты для каждого типа дефектов должны проводиться по схеме, пред
ставленной на рис. 5.34.
Таблица 5.29. Расчет потерь от дефектов продукции
Описание проблемы Типы дефектов Годовые издержки Число дефектов в год
Отсутствие питания EF 16 524,48 48
Простой компьютера IF 11 838,11 20
EF 9333,58 36
Задержка выполнения
заказа
Неполнота документации IF 6423,15 121

Таблица 5.30. Расчет расходов на предупреждение дефекта
Описание Предлагаемые Трудоемкость, Требуемая Суммарная
возможных причин действия по человеко-ч почасовая стоимость,
дефекта устранению оплата $
причин дефекта исполнителей, $
Отсутствие методик Разработать 3 50 150
методику
Отсутствие Организовать 40 35 1400
сертифицированных обучение
операторов и их операторов и их
недостаточная сертификацию
подготовленность
Отсутствие Калибровать 2 35 70
калиброванного оборудование
оборудования
Отсутствие Изготовить 4,4 50 220
испытательного испытательный
стенда стенд
Отсутствие Подыскать 2 35 70
сертифицированных поставщиков,
поставщиков сертифицированных
на соответствие
требованиям
стандартов ISO
Конструктивные Нет — — —
недостатки ПК
Суммарные требуе- 1910
мые инвестиции
Глава 5. Современные системы менеджмента качества и методы повышения...
548




Рис. 5.34. Расчет коэффициента и срока окупаемости расходов на устранение дефекта

Из схемы видно, что затраченные $1910 окупятся менее чем за 3 месяца при
условии уменьшения числа дефектов на 50 %.
Такие же расчеты необходимо выполнить и относительно других проблем в об
ласти качества, существующих на предприятии. Оценки величины прибыли на вло
женный капитал и сроков окупаемости затрат помогут выбрать те проблемы, кото
рые разрешатся в самые короткие сроки и дадут наибольшую окупаемость затрат.
Кроме того, эти оценки могут помочь командам убедить руководство в эффектив
ности соответствующих инвестиций в устранение тех или иных проблем.
Результаты расчетов предлагаются руководству, которое принимает решение
о финансировании тех или иных проектов по улучшению качества. После реали
зации проекта необходимо оценить его эффективность. Простейшим методом та
кой оценки является подсчет выявленных дефектов. Если эффективность ока
жется ниже расчетной, следует вернуться к причинно следственной диаграмме
(см. рис. 5.33) и доработать ее. На этой основе следует повторить шаги 3–8 и пред
ложить новый проект улучшения качества.
Достоинствами описанной методики является то, что она не требует высокой
точности расчета расходов и новой системы их учета. Исходные данные можно
установить и при наличии на предприятии традиционной системы бухгалтерско
5.12. Экономика качества 549

го учета расходов. К решению описанных задач могут быть привлечены рабочие
группы, созданные на предприятии для совершенствования процессов или реше
ния проблем качества.

5.12.6. Оптимизация уровня качества и затрат на него
Оптимизация уровня качества может производиться с позиции потребителя и про
изводителя. В роли критерия оптимальности могут использоваться экономические
категории (затраты, прибыль, доходы и т. п.), технические характеристики (эксплуа
тационные свойства, в том числе безопасность), социальные преимущества продук
ции (услуг) — престижность, удобство, экологичность и т. д. Наиболее распростра
ненными и удобными для оптимизации являются экономические характеристики
процессов производства и потребления.
Теоретическая модель оптимизации уровня качества с точки зрения произво
дителя по экономическим критериям показана на рис. 5.35 [92].




Рис. 5.35. Схема определения оптимального уровня качества для производства

Каждому уровню качества соответствует определенный объем затрат на его
обеспечение. Зависимость этих затрат от изменения уровня качества, устанавли
ваемого проектом, показывает кривая I. График изменения рыночной стоимости
продукции в зависимости от уровня качества проекта, построенный в тех же ко
ординатах, имеет характер кривой II. «Ценность» продукта данного уровня каче
ства для рынка характеризует рыночная стоимость, которая и определяет доходы
компании от его реализации.
Изменение уровня качества от точки 2 к точке 1 вызывает соответствующее
уменьшение затрат на обеспечение качества на величину А, но приводит к сниже
нию рыночной стоимости изделия на величину В, которая больше А. Изменение
уровня качества от точки 2 к точке 3 вызывает увеличение расходов на обеспече
ние качества на величину С, которая значительно больше соответствующего уве
личения рыночной стоимости, выражающегося величиной D.
В обоих случаях фирма не получает максимально возможной прибыли. Более
того, из графика видно, что стремление к слишком высокому качеству проекта вы
зывает непомерное увеличение затрат, которые не могут быть оправданны, так как
будут превосходить рыночную стоимость изделия данного уровня качества, и ком
пания будет терпеть убытки.
Глава 5. Современные системы менеджмента качества и методы повышения...
550

Таким образом, уровень качества 2 можно считать оптимальным для произво
дителя при данной состоянии производства и спроса на рынке.
С точки зрения потребителя оптимальным можно считать тот уровень каче
ства продукции, при котором его расходы на продукцию и ее эксплуатацию за все
время ее использования будут минимальны. При этом данная продукция должна
быть конкурентоспособна и по своим потребительским свойствам.
Начиная с 1960 х годов эксплуатационные расходы при использовании слож
ной продукции длительного использования стали соизмеримы со стоимостью
продукции, а затем начали превышать ее в 1,9–4,8 раза. В США ежегодные эксплу
атационные издержки электронных приборов и устройств в конце 1970 х годов
составляли 40–60 % их покупной цены, поэтому покупатели (государство, фир
мы, отдельные потребители) отдают предпочтение той продукции, которая обеспе
чивает суммарные минимальные расходы на ее приобретение, обслуживание
и ремонт за весь срок эксплуатации. Таблица 5.31 иллюстрирует процедуру вы

<< Пред. стр.

стр. 58
(общее количество: 60)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>