<< Пред. стр.

стр. 59
(общее количество: 60)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

бора подрядчиков (поставщиков) на основании этого критерия.
Таблица 5.31. Пример выбора продукции на основе суммарных затрат
на ее приобретение и эксплуатацию
Элементы затрат Стоимость изделий конкури-
рующих фирм, тыс. долл.
А Б В
Первоначальная цена 42 60 47
Затраты на ремонт на протяжении срока службы — — —
Стоимость труда 129 116 84
Стоимость запчастей 40 30 20
Канцелярские работы 12 18 18
Эксплуатационные издержки (стоимость энергии, материалов) 235 225 245
Издержки хранения 60 45 30
Затраты на подготовку обслуживающего персонала 8 8 8
Потери от простоев 80 100 70
Суммарные затраты на протяжении всего срока эксплуатации 606 602 516

Такой подход требует от производителя уже на стадии разработки проекта про
дукции оценивать ее надежность, необходимое число ремонтов, запасных частей,
сервисных центров, квалификацию их сотрудников и т. п.
Зависимость суммарной цены потребления Цп как суммы затрат Зп на приобре
тение и Зэ на эксплуатацию продукции от ее качества показана на рис. 5.36 [113].




Рис. 5.36. Цена потребления как функция уровня качества
5.12. Экономика качества 551

Оптимальный для потребителя уровень качества Кl соответствует минималь
ному значению Цп. Справа от значения Кl скорость роста Цп(К) значительно мень
ше, чем скорость роста Зп(К), то есть справедливо неравенство:

.

Важной характеристикой качества продукции является ее полезность (потре
бительская стоимость) П, мерой которой служит рыночная цена продукции. Для
изготовителя оптимальным является уровень качества продукции, соответству
ющий максимальной разности П(К) и З(К), где З(К) — суммарные затраты на
качество продукции за весь срок ее использования (рис. 5.37 [113]). На рисунке
оптимальный уровень качества изготовителя соответствует точке К2.




Рис. 5.37. График зависимости трех функций уровня качества (К): полезности П(К);
затрат З(К); разности ?Э(К) = П(К) – З(К)

Оптимальный для потребителя уровень качества Коп обычно несколько выше,
чем уровень качества, оптимальный по экономическим соображениям для изго
товителя Кои, что обусловлено приведенной выше зависимостью (рис. 5.38).




Рис. 5.38. Уровни качества, оптимальные для изготовителя (Кои) и для потребителя (Коп)

Здесь Кои соответствует максимальной разности П(К) и Зп(К), а Коп соответствует
максимальной разности П(К) и Цп(К). Это соотношение Коп и Кои (Коп > Кои) являет
ся стимулом постоянного повышения качества продукции для изготовителей.
Теоретическая модель изменения затрат в зависимости от уровня качества из
готовления представлена на рис. 5.39 [92]. Эта модель построена на основе про
стых логических рассуждений. При отсутствии всякого контроля или при неболь
шом объеме контроля дефектные изделия составляют большой процент и потери
Глава 5. Современные системы менеджмента качества и методы повышения...
552

от брака очень велики. Увеличение затрат на контроль качества приводит к сниже
нию процента дефектов и потерь от брака. При полном отсутствии дефектов потери
от брака равны нулю, но при этом затраты на контроль качества асимптотически при
ближаются к бесконечности. Улучшение качества изготовления достигается путем
увеличения числа мероприятий, направленных на преодоление ситуаций, приводя
щих к появлению брака, что вызывает рост превентивных затрат, который первона
чально сопровождается медленным снижением затрат на оценку качества в связи
с ослаблением контроля. График суммарных затрат на обеспечение качества пред
ставляет собой результирующую кривую U образной формы.
Задача оптимизации затрат на качество изготовления эквивалентна задаче мак
симизации прибылей.




Рис. 5.39. Схема оптимизации затрат на качество для изготовителя: 1 — превентивные
затраты; 2 — затраты на оценку качества; 3 — потери от брака; 4 — суммарные затраты

Касательная к кривой суммарных затрат, проведенная параллельно оси абс
цисс (см. рис. 5.39), показывает область минимальных затрат, а перпендикуляр,
опущенный из точки касания, соответствует оптимальному уровню качества из
готовления, который может быть обеспечен при минимальных затратах.
Вправо и влево от точки минимальных затрат существует некоторая «область
безразличия», которая считается оптимальной с точки зрения величины затрат
(рис. 5.40) [92]. В этой области потери от брака составляют примерно 50 % общих
затрат на обеспечение качества, а превентивные затраты — около 10 %.




Рис. 5.40. Оценка качества продукции на предприятии в зависимости от уровня суммарных
затрат на его обеспечение
5.12. Экономика качества 553

Влево от «области безразличия» расположена «область мер улучшения каче
ства» или «превентивных проектов». Она характеризуется объемом потерь от бра
ка, превышающим 70 % общих затрат, и размером превентивных затрат менее
10 %. Справа от «области безразличия» лежит «область совершенства». В этой
области величина потерь от брака не превышает 40%, а затраты на оценку каче
ства составляют более половины общих затрат.
Дж. Джуран дает следующие рекомендации для принятия решений в зависи
мости от того, в какую область на графике попадает точка кривой, характеризую
щая в настоящий момент положение дел в фирме (см. рис. 5.40). Если в левую
область, то необходимо принимать решительные меры, искать пути «прорывов»,
вкладывать средства в «превентивные проекты». Для «области безразличия»
стратегия двоякая: либо искать путь наиболее прибыльного вложения капитала
в улучшение качества, либо (если он пока не найден) ужесточать контроль. Для
«области совершенства» стратегия сводится к следующему: необходимо проана
лизировать величину затрат на обнаружение дефектов, ослабить контроль, перей
ти на менее жесткие стандарты, искать пути усовершенствования продукции, не
увеличивающие затраты.
Для более углубленного анализа статей расходов их распределяют не толь
ко по категориям, но и по этапам производственного цикла и строят матрицу
распределения затрат на обеспечение качества. Подобная матрица приведена
в табл. 5.32 [92].
Таблица 5.32. Матрица распределения затрат на обеспечение качества по этапам
производственного цикла и видам затрат
Этапы произ- Затраты
водственной Превентивные Па оценку каче- На брак (потери от брака)
деятельности ства
Проектирование 1. Проведение оце- 1. Контроль опыт- 1. Внесение изменений в кон-
нок проекта. ных образцов. струкцию.
2. Контроль черте- 2. Испытание 2. Переработки, гарантийные
жей с целью оценки ремонты, незапланированные
конструкций расходы на приобретение
дополнительных элементов,
стоимость впустую потра-
ченного труда из-за недостат-
ков конструкции
Приобретение 1. Проведение иссле- 1. Выбор постав- 1. Проведение оценки, рас-
щиков.
материалов, по- дований возможно- пределения дефектной про-
луфабрикатов стей поставщиков дукции, корректирующих
2. Проведение
и компонентов выпускать качест- мероприятий, приобретение
входного контроля
венную продукцию. дополнительных партий из-
и испытаний.
делий из-за дефектов в по-
2. Оценка и контроль 3. Контроль и ис-
купных изделиях.
технических требо- пытание первого
ваний, указываемых 2. Переделки, гарантийные
образца.
в заказах на по- ремонты, стоимость впустую
4. Проведение ква-
ставку. потраченного труда из-за
лификационных
дефектов в приобретенных
3. Планирование испытаний покуп-
материалах
входного контроля ных изделий
и испытаний

Продолжение
Глава 5. Современные системы менеджмента качества и методы повышения...
554

Таблица 5.32 (продолжение)
Этапы произ- Затраты
водственной Превентивные Па оценку каче- На брак (потери от брака)
деятельности ства
Производство 1. Проведение иссле- 1. Технический 1. Проведение оценки и рас-
дований возможно- контроль и испы- пределения дефектной про-
тания.
стей технологиче- дукции, корректирующих
ских процессов мероприятий, возникающих
2. Измерения па-
и производственного раметров и харак- из-за использования в произ-
оборудования. водстве материалов, не соот-
теристик режимов
ветствующих установленным
2. Контроль качества процессов.
требованиям.
инструмента. 3. Проведение кон-
2. Переделки, гарантийные
3. Проведение про- троля в процессе
ремонты, стоимость впустую
филактических ре- упаковки и транс-
потраченного труда из-за
монтов. портировки.
ошибок рабочих, плохого
4. Планирование 4. Оценка условий
качества инструмента, обору-
межоперационного хранения на
дования и неверно состав-
контроля. складе.
ленных инструкций.
5. Проектирование 5. Калибровка
3. Переработка документации
средств контроля. и поддержание
из-за неверно составленных
в исправном со-
6. Разработка учеб- планов, процедур и маршру-
стоянии контроль-
ных программ. тов технологических
но-измерительного
7. Проведение оце- процессов
оборудования.
нок эффективности
системы управления 6. Испытание про-
дукции на воздей-
качеством и руко-
ствие на окружаю-
водство ею.
щую среду
8. Осуществление
взаимосвязи с орга-
нами технического
контроля заказчика

Наиболее эффективный путь сокращения общих затрат на обеспечение каче
ства изготовления состоит в увеличении затрат первой категорий (превентив
ных), что одновременно приводит к уменьшению затрат на контроль, потерь от
брака и нередко дает дополнительную экономию.
В практике зарубежных компаний нередки случаи, когда $1, вложенный в со
вершенствование системы технического контроля, превращается в $9, получен
ных в результате снижения потерь от брака, а $1, инвестированный в мероприя
тия по профилактике брака, дает снижение потерь от брака на $15.
В компаниях с хорошо налаженной системой управления качеством затраты
на обеспечение качества могут составлять лишь 2 % стоимости реализованной
продукции. Расходуются эти средства исключительно на превентивные меропри
ятия и операции по проверке качества. Особенно это характерно для японских
предприятий.
При нерациональном распределении расходов по группам затрат их общая
величина может достигать значительных сумм. Западными экспертами установ
лено, что меньшие затраты на предотвращение дефектов (например, 5 %) ука
зывают на недостаточность предупреждающих мер, что в большинстве случаев
Литература 555

является причиной большей доли затрат на дефекты — 50 % [106]. Становится
ясно, что затраты на качество снижаются при проведении мероприятий в области
предотвращения дефектов.
Среди желательных пропорций затрат на качество для обеспечения их опти
мальной величины и ее снижения некоторые специалисты приводят следующие
усредненные рекомендации: на предупреждение дефектов следует выделять 50 %
от общих затрат на качество, на испытания и контроль (оценку) — 40 % и на
устранение дефектов — 10 % [115, 116]. Таким образом, изменение затрат должно
идти по наиболее характерным направлениям: увеличение расходов на проведе
ние предупредительных мероприятий, а также снижение затрат на дефекты.
По оценке японских экспертов, увеличение затрат на предупреждение дефектов
с 1 до 7 % ведет к общему снижению расходов: на контроль качества — с 34 до 28 %;
на устранение заводского брака и на переделки — с 35 до 20 %; на ремонт после
окончания процесса производства — с 30 до 20 %. В результате экономия расходов,
связанных с низким качеством изделий, может составить около 20 % [115].

Литература
1. Фейгенбаум А. Контроль качества продукции. — М.: Экономика. 1986.
2. Аванесов Е. К., Швец В. Е. Самооценка организационного процесса компании и СМК //
Методы менеджмента качества. — 2005. — № 1.
3. Управление организацией. По материалам 58 го Конгресса ASQ // Европейское ка
чество. Дайджест. — 2004. — № 4.
4. Пшенников В. В. Продвижение ТРМ: перед новым рубежом // Методы менеджмента
качества. — 2003. — № 12.
5. Кеннеди Р., Мацца Л. Взаимодействие «5S» и ТРМ в системе ТРМЗ // Методы ме
неджмента качества. — 2004. — №. 3.
6. Пшенников В. В. (мл.). ТРМ в Германии // Методы менеджмента качества. — 2003. —
№ 3.
7. Воронин Г. Станки, инструмент и качество // Стандарты и качество. — 2005. — № 1.
8. Искандерян Р. А. ТРМ на российском предприятии // Методы менеджмента качества. —
2003. — № 7.
9. Total Productive Maintenance: New Implementation Program in Fabrication and
Assembly Industries / Ed. By Kunio Shirose. — Tokyo — Atlanta: J1PM, 2000.
10. Богданова М. В. В бюрократической системе внедрить ТРМ невозможно // Методы
менеджмента качества. — 2004. — № 1.
11. Пшенников В. В. Качество через ТРМ, или О предельной эффективности промыш
ленного оборудования // Методы менеджмента качества. — 2001. — № 10.
12. Самсонова О. А., Кареева Ю. Б. Повышение квалификации персонала в системе ТРМ //
Методы менеджмента качества. — 2004. — № 11.
13. Богданова М. В. Отдельные улучшения в рамках ТРМ // Методы менеджмента ка
чества. — 2004. — № 3.
14. Богданова М. В. Создание системы планового обслуживания // Методы менеджмен
та качества. — 2004. — № 2.
15. Управление новым продуктом в системе ТРМ // Методы менеджмента качества. —
2005. — № 1.
16. Экономное производство // Методы менеджмента качества. — 2004. — № 1.
17. Фомичев С. К., Скрябина Н. И., Уразмина О. Ю. Бережливое управление потоком
создания ценности // Методы менеджмента качества. — 2004. — № 7.
Глава 5. Современные системы менеджмента качества и методы повышения...
556

18. Вумек Д., Джонс Д. Т. Бережливое производство / Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес
Букс, 2004.
19. Levinson W. A., Rerick R. A. Lean Enterprise: A Synergistic Approach to Minimizing
Waste. — ASQ Quality Press, 2002.
20. Знаки вместо слов // Методы менеджмента качества. — 2003. — № 11.
21. Лапидус В. А., Серов М. Е. Совместимы ли стандартизация и творчество? // Методы
менеджмента качества. — 2003. — № 3.
22. Tapping D., Lnyster T., Shuker T. Value Stream Management: Eight Steps to Planning,
Mapping and Sustaining Lean Improvements. — N.Y.: Productivity Press, 2002.
23. Как лучше использовать показатели в методологии «Шесть сигм» // Методы менедж
мента качества. — 2004. — № 11.
24. Хэрри М. «Шесть сигм»: стратегия прорыва в рентабельности. Возможность движе
ния по пути к бездефектной работе // Методы менеджмента качества. – 2000. — № 6.
25. Адлер Ю. П., Шпер В. Л. «Шесть сигм»: еще одна дорога, ведущая к храму // Методы
менеджмента качества. — 2000. — № 10.
26. What is six sigma? The Roadmap to Customer Impact. — www.ge.com/sixsigma/
sixsigma.pdf.
27. Две точки зрения на «Шесть сигм» // Методы менеджмента качества. — 2001. — № 12.
28. Панде П., Холп Л. Что такое «Шесть сигм»? Революционный метод управления ка
чеством / Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.
29. Солонин И. С. Математическая статистика в технологии машиностроения. — М., «Ма
шиностроение», 1972.
30. Рабинович С. Г. Погрешности измерений. — Л.: Энергия, 1978.
31. Кане М. М. Основы научных исследований в технологии машиностроения. — Мн.:
Вышэйшая школа, 1987.
32. Пустыльник Е. И. Статистические методы анализа и обработки наблюдений. — М.:
Наука, 1968.
33. Свешников А. А. Прикладные методы теорий случайных функций. — М.: Наука, 1968.
34. Бендат Дж., Пирсол А. Прикладной анализ случайных данных / Пер. с англ. — М.:
Мир, 1989.
35. Гнеденко Б. В., Беляев Ю. К., Соловьев А. Д. Математические методы в теории надеж
ности. — М.:Наука, 1965.
36. Ящерицин П. И., Махаринский Е. И. Планирование эксперимента в машиностроении. —
Мн.: Вышэйшая школа, 1985.
37. Моисеев Н. Н., Иванилов Ю. П., Столярова Е. М. Методы оптимизации. — М.: Наука, 1978.
38. Hoskins J., Stuart B., Taylor J. Statistical Process Control. — Motorola, 1991.
39. Pyzdek Th. What is Block Belt? — www.qulitydigest.com/feboo/html/sixsigma.html.
40. Кумэ Х. Статистические методы повышения качества / Пер. с англ. — М.: Финансы
и статистика, 1990.
41. Six sigma Quality (Annual Report 1999: Letter to Share Owners) — www.ge.com/
annual199/letter/lettr three.html.
42. What is six Sigma? The roadmap to Customer Impact — www.ge.com/sixsigma/SixSigma.pdf.
43. George M. L. Lean Six Sigma for Service. How to Use Lean Speed & Six Sigma Quality to
Improve Services and Transaction. — N.Y.: McGrow Hill Co., 2003.
44. George M. L. Lean Six Sigma: Combiling Six Sigma Quality with Lean Speed. — ASQ
Quality Press, 2002.
Литература 557

45. Фомичев С. К., Скрябина Н. И., Уразлина О. Ю. Концепция «Шесть сигм» и «Береж
ливое управление»: звездный союз // Методы менеджмента качества. — 2004. — № 6.
46. Растимешин В. Е., Куприянова Т. М. С чего начинается качество на рабочем месте //
Методы менеджмента качества. — 2003. — № 5.
47. Растимешин В. Е., Куприянова Т. М. Система «Упорядочение»: рациональное разме
щение предметов // Методы менеджмента качества. — 2003. — № 6.
48. Растимешин В. Е., Куприянова Т. М. Как навести порядок в офисе // Методы менед
жмента качества. — 2003. — № 7.
49. Растимешин В. Е., Куприянова Т. М. Как приступить к внедрению системы «Упоря
дочение» // Методы менеджмента качества. — 2003. — № 8.
50. Osada Е. The «5S»’s Five Keys toa Total Quality Environment/Asian Productivity
Organisation. — Tokyo, 1991.
51. Пять шагов к снижению затрат // Методы менеджмента качества. — 2003. — № 9.
52. Исикава К. Японские методы управления качеством / Сокр. пер. с англ./ Науч. ред. и
авт. предисл. А. В. Гличев. — М.: Экономика, 1998.
53. Ватт К. Практическое внедрение принципа «5S». Американский взгляд на россий
ские возможности // Методы менеджмента качества. — 2003. — № 12.
54. Упорядочение: «Открытое пространство» // Методы менеджмента качества. —
2005. — № 2.
55. Дерябин П. М. Почему нужно внедрять систему «Упорядочение» // Методы менед
жмента качества. — 2004. — № 2.
56. Глудкин О. П. и др. Всеобщее управление качеством: Учебник для вузов. — М.: Радио
и связь, 1999.
57. Camp R. C. Benchmarking: The Search for Industry, Best Practices that Lead to Superior
Performance. — ASQ Quality Press, 1989.
58. Хэрри М., Шредер P. 6 SIGMA. — M.: ЭКСМО, 2003.
59. Андерсен Б. Бизнес процессы. Инструменты совершенствования / Пер. с англ. / Науч.
ред. Ю. П. Адлер. — М.: РИА «Стандарты и качество», 2003.
60. Голубева Т. Г., Елисеев О. Н. Бенчмаркинг как эффективный инструмент управления
организацией // Качество. Инновации. Образование. — 2002. — № 1.
61. Данилов И., Михайлова С., Данилова Т. Бенчмаркинг — эффективный инструмент
повышения конкурентоспособности // Стандарты и качество. — 2005. — № 1.
62. Герасимов Б. И., Злобина Н. В., Спиридонов С. П. Управление качеством: Учеб. посо
бие. — М.: Кнорус, 2005.
63. Пилтер Т. Бенчмаркинг как средство повышения конкурентоспособности // Евро
пейское качество. Дайджест. — 2004.
64. Джордж С., Ваймерскирх А. Всеобщее управление качеством. Стратегии и техноло
гии, применяемые сегодня в самых успешных компаниях. — С. Пб: Victory, 2002.
65. Конференция Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM) по программе
Learning Edge // Европейское качество. — 2002г. — № 2.
66. Только «обучающаяся организация» имеет перспективы выхода из кризиса // Сер
тификация. — 1998. — № 4.
67. Петров Ю. Д. Организация нормирования и оплаты труда на железнодорожном
транспорте. — М.: Транспорт, 1998.
68. Михайлова М. Р. Бенчмаркинг — универсальный инструмент управления качеством //
Методы менеджмента качества. — 2003. — № 5.
Глава 5. Современные системы менеджмента качества и методы повышения...
558

69. Кане М. М. Методы повышения эффективности инженерного творчества. — Мн.:
БГПА, 1998.
70. Сати М. П. Содержание и стадии принятия управленческих решений. —
www.marketingmix.ru/mang/4/index.html.
71. Пшенников В. В. Показатели для гармоничной компании // Методы менеджмента
качества. — 2002. — № 6.
72. Крюков И., Шадрина А. Сбалансированная система показателей в интегрированной
системе качества // Стандарты и качество. — 2004. — № 6.
73. Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. — М.: ЗАО «Олимп–
Бизнес», 2004.
74. Малышев О. В. Чтобы процесс пошел…// Стандарты и качество. — 2003. — № 9.
75. Копанева И. Н. Автоматизированное моделирование и мониторинг качества процесса
производства. — Все о качестве. Отечественные разработки. — Вып. 22 — М.: Трек, 2002.
76. Адлер Ю. П., Щепетова С Е. Методология ABC ABB ABM // Стандарты и качество. —
2002. — № 5.
77. Кокинг Г., Страттон А., Хелбинг Д. Учебник по методологии функционального уче
та затрат. Activity based costing — М.: ВИП Анатех, 2000.
78. Хаммер М., Чампи Дж. Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе /
Пер. с англ. — СПб.: Изд во С. Петербургского университета, 1997.
79. Мазур И. И., Шапиро В. Д. Управление качеством / Под ред. И. И. Мазура. — М.:
Высшая школа, 2005.
80. Davenport T. H. Business Innovation. Reengineering Work through information Technoligy. —
Boston, Harvard Business School Press, 1993.
81. Шермульский В. Все на аутсорсинг // Эксперт. — 1999. — № 26.
82. Аронов И. З. Аутсорсинг: «за» и «против» // Методы менеджмента качества. —

<< Пред. стр.

стр. 59
(общее количество: 60)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>