стр. 1
(общее количество: 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ББК 88.3
К20
All you wanted to know about
INCREASING MEMORY TOWER
Mahesh Kapadia
ОГЛАВЛЕНИЕ
NEW DAWN
An imprint of Sterling Publishers (P) Ltd., New Delhi-110020
Reprint 2001,2002,2003
ПРЕДИСЛОВИЕ 5
Все права защищены.
ВВЕДЕНИЕ 7
Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то
ни было форме без письменного разрешения правообладателей.
ЧТО ТАКОЕ ПАМЯТЬ? 9
КАКОВ МЕХАНИЗМ ПАМЯТИ? 11
ПОЧЕМУ МЫ ЗАБЫВАЕМ? 16
Махеш Кападайя КАЧЕСТВА ПАМЯТИ 23
К20 Улучшение памяти / Пер. с англ. — СПб.: «Изда-
МЕТОДЫ ЗАПОМИНАНИЯ 46
тельство «ДИЛЯ», 2004. — 9 6 с.
КАК УЧИТЬ УРОКИ 57
Серия: «Все, ч т о вы хотели бы з н а т ь о...»
АССОЦИАТИВНЫЙ МЕТОД ЗАПОМИНАНИЯ 60
ISBN 5-88503-146-0
УМСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ
Эта книга посвящена искусству и методам чтения и запо-
ПАМЯТИ 68
минания, которые способны помочь человеку добиться его
жизненных целей. УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ 79
Книга поможет учащимся преодолеть все преграды в про-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
цессе выучивания уроков и извлечения максимальной пользы
из выученного.


© Mahesh Kapadia, Ph. 2002
© Sterling Publishers Private Limited, 2000
Reprint 2001, 2002, 2003
© "ДИЛЯ", 2004
ISBN 5-88503-146-0 © Перевод «Издательство «ДИЛЯ», 2004


www.natahaus.ru
ПРЕДИСЛОВИЕ
Приношу благодарность всем,
сочувственно отнесшимся к моему Мы ни дня не проводим без чтения — чи-
труду, и моей жене, Рамни Кападайя, таем газеты, художественную литературу,
помогавшей мне при подготовке журналы, учебники и т. д. Когда мы читаем,
этого издания. нам кажется, что мы запоминаем каждое
слово, однако проходит время, и выясняет-
ся, что в нашей памяти удержалось совсем
немногое из того, что мы прочитали. У каж-
дого человека в памяти хранится множество
воспоминаний. Они могут быть из детства
или же относиться к какому-либо другому
периоду жизни. С течением времени мно-
гие из них стираются. Иногда учащиеся не
могут удержать в памяти выученный мате-
риал. Эта книга поможет учащимся преодо-
леть все преграды в процессе выучивания
уроков и извлечь максимальную пользу из
выученного.
Эта книга посвящена искусству и мето-
дам чтения и запоминания, которые способ-
ны помочь человеку добиться его жизнен-
ных целей.

* Желающие получить бесплатную кон-
ВВЕДЕНИЕ
сультацию могут посетить сайт:
http://www.mrwindia.com или обратиться Искусство сохранения в памяти основа-
по адресу электронной почты: но на древнеиндийском учении, называемом
mrw@vsnl.com. «Авадхан». Древние индийцы обнаружили,
что человеческая мысль перепрыгивает с
одного предмета на другой.
Если управлять мыслью и развивать спо-
собность сосредоточиваться, человек полу-
чит возможность концентрироваться на кон-
кретном предмете. Это позволит достигнуть
более глубокого уровня мышления, то есть
уровня медитации. Отсюда и название
«Авадхан» — один из видов медитации.
Аналогичной системой пользовались
древние греки и римляне, которые называ-
ли ее «мнемоникой», в честь богини Мне-
мозины. Многие зарубежные специалисты
и психологи называют эту систему фотогра-
фической (зрительной) памятью.
В настоящее время учащиеся и люди са-
мых разнообразных профессий, множество
интернациональных компаний в разных
уголках мира проводят тренинги по данной
проблеме. Махеш Кападайя широко извес-
тен в области проблемы удержания инфор-
мации в памяти. Он разработал разные виды
ЧТО ТАКОЕ ПАМЯТЬ?
методик для различных групп людей в со-
Чтобы выучить или понять что-либо, важ-
ответствии с их потребностями, представ-
но знать, о чем идет речь. Если мы способ-
лениями о жизни и кругозором.
ны понять, что к чему, то мы можем пра-
вильно воспользоваться вещью. Допустим,
вы планируете научиться ездить на мотоцик-
ле или машине. При этом вам необходимо
иметь элементарные познания о том, как они
устроены. Только в этом случае вы сумеете
овладеть этими транспортными средствами.
Прежде всего нам нужно разобраться в
том, что представляет собой память. Как она
работает, играя важную роль в наших успе-
хах, в успешном построении карьеры? Ка-
ков ее механизм, что требуется для того,
чтобы эффективно пользоваться ею?
В «Руководстве по йоге Патаньяли» Ма-
хариши Патаньяли написал в одной из шлок
«Самадхи Паад»: «Anubhutha Vishaya, Sama
Pramosh Smriti», что означает: «Памятью на-
зывается удержание в уме познанного пред-
мета».
В повседневной жизни мы познаем мно-
жество вещей посредством наших пяти ор-
ганов чувств, то есть осязания, вкуса, обо-
КАКОВ МЕХАНИЗМ ПАМЯТИ?
няния, зрения и слуха. С чем бы мы ни стол-
кнулись, удержав его в наших пяти органах Для того чтобы узнать, что такое память,
чувств, называется Памятью. следует понять, как она работает. Только в
этом случае можно объяснить, почему лишь
немногие люди обладают хорошей памятью.
Следовательно, понимание механизма запо-
минания имеет первостепенное значение.
Работа памяти состоит из четырех этапов:
• Она распознает вещь.
• В нее откладывается впечатление.
• Она сохраняет впечатление.
• Она вспоминает то, что в ней сохра-
нено.
Важно четко разобраться в сущности этих
этапов, каждого в отдельности. Выше го-
ворилось о пяти органах чувств и том, как
они позволяют нам формировать представ-
ление, которое остается в нашем уме. Мы
называем это «Памятью». Когда мы рас-
познаем какую-то вещь с помощью одно-
го или двух органов чувств, работающих
совместно, впечатление о ней сохраняет-
ся в форме воспоминания. Это впечатле-
ние хранится в уме, и мы можем вызвать
его из памяти.
Вот пример. Предположим, в гостях мы
встречаемся с новым для нас человеком, ко-
торый либо сам представляется нам, либо
его нам представляют. Мы смотрим на это-
го человека глазами и слышим, как произ-
носится его имя, следовательно, мы узнаем
этого человека с помощью двух органов
Кнопка «Воспроизведение»=Ощущение
чувств. Впечатление о нем сохраняется в
(Тактильное ощущение, ощущение вкуса,
форме воспоминания, которое хранится в
обонятельное, зрительное, слуховое ощуще-
голове — хранилище памяти. И через неко-
ния.)
торое время, вновь встречаясь с этим чело-
Магнитофон=Организм
веком, мы обязательно сразу же вспомним
Кнопка «Запись»=Ум
его имя, то есть узнаем его еще раз. Вот так
(Сосредоточьте мысль на одном ощуще-
работает наша память.
нии или на всех ощущениях.)
Память —как записывающее устройство,
Кнопка «Быстрая перемотка вперед»
которое может записывать все, что мы хо-
«Перемотка назад»=Воля
тим записать. А теперь давайте посмотрим
Питание=Жизненная энергия
на рисунок этого «магнитофона».
Допустим, мы хотим записать некоторые • Дыхательные упражнения для устране-
песни на магнитофон или фильм на видеокас- ния блокировки жизненной энергии.
сету и при этом нажимаем только кнопку • Упражнения на релаксацию, упражне-
«Воспроизведение», а кнопку «Запись» ос- ния для органов чувств.
тавляем не утопленной. В этом случае нам • Упражнения на создание мысленных
не удастся записать песню или фильм. Точно образов также способствуют трениров-
так же происходит с нашими органами чувств ке ума.
и мозгом. Если они не работают в унисон,
запоминание может не произойти.
Итак, первый шаг к хорошей памяти —
«концентрация ума».
Однако в некоторых случаях внимание ос-
тается рассеянным. Как вы думаете, почему?
Причин рассеянности очень много. Воз-
можно, э т о происходит из-за:
• Испытываемой боли или заболевания
организма.
• Неполадок в системе кровообращения.
• Блокировки жизненной энергии.
• Слабого развития органов чувств.
• Слабого интеллекта и рассудка.
Можно порекомендовать некоторые
упражнения:
• Простые позы для тела и улучшения
кровообращения.
интерес, запоминание происходит без каких-
либо усилий. В других случаях происходит
быстрое забывание информации.
Закрепление: Постоянное обращение к
прошлым событиям укрепляет нашу память
о них. Поэтому для того, чтобы не забывать,
следует регулярно возвращаться к этим со-
бытиям, освежая память о них. Человече-
ПОЧЕМУ МЫ ЗАБЫВАЕМ? ская память жадно впитывает в себя новые
образы и впечатления. Повторение с целью
Люди задаются вопросом о причинах сво-
закрепления помогает обновлять память о
ей забывчивости, когда хотят вспомнить ка-
прошлых событиях. Если человек не будет
кие-либо вещи. Как правило, забывчивость
вновь и вновь возвращаться к мысленному
связана с четырьмя причинами:
повторению определенных событий, их об-
• Мотивацией.
раз в памяти начнет стираться и память о
• Закреплением.
них улетучивается.
• Помехами.
Помехи: Иногда, когда мы собираемся
• Подавлением.
приступить к своим повседневным делам,
Мотивация: Мотивация имеет большое
что-то отвлекает нас от них. Например, мы
значение в процессе удержания чего-либо в
входим в комнату, чтобы сделать там нечто
памяти. Мотивацией для запоминания опре-
важное, но в это время кто-то окликает нас,
деленных вещей является интерес. Это са-
и мы переносим все внимание на этого че-
мый могущественный фактор, если мы хо-
ловека. Закончив с ним разговор, мы не мо-
тим запомнить определенные вещи. Только
жем вспомнить своего первоначального на-
в тех случаях, когда наше внимание при-
мерения. Это и есть помеха, из-за которой
влекает нечто, представляющее для нас
наша память не в состоянии вспомнить то, жженый сахар, мед, сушеный имбирь, зеле-
о чем мы до этого думали. ные стручковые овощи, миндаль, грецкие
Подавление: В нашей памяти есть своего орехи, бананы, яблоки и свежие фрукты.
рода рычаг, который позволяет нам забыть Продукты, которые следует исключить из
то, что мы хотим предать забвению. Иног- рациона:
да, когда люди сталкиваются с большим ко- Блюда, сильно приправленные специями,
личеством проблем, в их памяти образовы- жгучие карри, чатни, мясо, рыба, перчики-
ваются рубцы. Такие люди волевым усили- чилли, кислые продукты, тамаринд, горчи-
ем подавляют все мысли об этих событиях ца, все виды растительного масла, асафети-
и постепенно стирают память о них. да, соль, кислый творог и несвежая пища.
Вредное воздействие на мозг оказывают
Питание также оказывает влияние на па-
мять. В «Упанишадах» сказано, что: сигареты, алкоголь, соль, пищевые красите-
«Ahara Suddhau-Sattva-Suddhau, Sattva — ли и кофеин.
Suddau. Эти продукты следует исключить, пото-
Dhruva Smirtiah, Smirtilabhe — Sarva му что они блокируют кровообращение и
granthi nam Vipra — Mokshah.» энергию в теле и мысли.
Это означает, что очищение sattva, то есть Некоторые современные ученые устано-
внутренней природы мысли и тела, являет- вили, что мозг нуждается в витаминах клас-
ся следствием соблюдения чистоты в пита- са В, и минеральных веществах — калии,
нии. Память становится твердой, когда и магнии, железе и т. д. Однако их следует
мысли, и тело чисты. применять по предписанию врача.
Организм нуждается в энергии, которую
Продукты, которые следует употреблять
мы получаем с пищей. В нем идет процесс
в пищу:
создания клеток, и качество клеток зависит
Пшеница, рис, ячмень, молоко, хлеб, ко-
от того, чем мы питаемся.
ровье молоко, гхи, сахар, сливочное масло,
Шлоки и очищенная с а т т в а способству- дыхание замедляется, когда мы испытыва-
ют укреплению памяти. Очищенная саттва ем чувство счастья или печали или же узна-
подразумевает очищение тела и мысли. ем какую-нибудь печальную новость.
Существует множество физических уп- Итак, осознанно выполняя дыхательные
ражнений и поз, направленных непосред- упражнения, мы снабжаем организм макси-
ственно на улучшение работы мозга. Они мальным количеством кислорода. При этом
позволяют избавиться от всего, что блоки- из него удаляется двуокись углерода и дру-
рует тело и мысль. гие загрязнения. Благодаря подобным дыха-
Когда тело здорово, а наши органы чувств тельным упражнениям наш мозг получает
и мозг способны на чуткие реакции и кон- способность к большей концентрации. Такая
центрацию, клетки организма тоже ведут концентрация является основной памяти.
себя очень активно. Поэтому что бы мы ни Упражнения на развитие пяти органов
пожелали запомнить, будет запоминаться чувств очищают наше зрение, слух, вкус,
без усилий. осязание и обоняние. Через эти органы
С этой целью необходимо выполнять оп- чувств мозг получает информацию и удер-
ределенные физические упражнения и уп- живает ее в себе. Когда наши органы чувств
ражнения йоги, утром и/или вечером. находятся начеку, мы получаем достовер-
Дыхательные упражнения необходимо ную информацию, поэтому достоверными
выполнять ежедневно, так как дыхание вли- будут и наши воспоминания, и воспроизве-
яет на мозг. Мы бессознательно каждый день дение этой информации. Следовательно, для
выполняем такие упражнения. Когда мы улучшения памяти необходимо выполнять
читаем увлекательную книгу, наш мозг по- и определенные упражнения на развитие
глощен ее содержанием. Если мы закроем органов чувств.
глаза, то почувствуем, что наше дыхание Существуют и определенные упражнения
участилось. Аналогичным образом наше на визуализацию. Способность создавать
мысленные образы связана с интеллектом.
Эти упражнения развивают интеллект, а так-
же фотографическую память. Фотографи-
ческая память — это умение максимально
использовать мысленные образы. Следова-
тельно, упражнения на визуализацию полез-
ны для памяти.
КАЧЕСТВА ПАМЯТИ
Важную роль играет и ежедневная меди-
Часто можно встретить людей, облада-
тация, так как она позволяет развивать кон-
ющих хорошей памятью, и тех, у кого па-
центрацию внимания.
мять плохая.
Многие жалуются: «У меня плохая па-
мять. Я очень быстро все забываю». Обыч-
но подобное происходит тогда, когда мы
очень стараемся запомнить что-нибудь; од-
нако, когда мы не прилагаем усилий, запо-
минание происходит весьма легко. Почему
так происходит? Главная причина этого —
интерес. Если мы интересуемся предметом,
мы запоминаем каждое сказанное о нем сло-
во, тогда как отсутствие заинтересованнос-
ти в предмете препятствует запоминанию
обширной информации. Следовательно, ин-
терес является первым главнейшим факто-
ром и причиной, позволяющей сохранять
информацию в голове. Интерес связан с Во время одного из моих мастер-классов
другими факторами, которые обеспечи- я спросил у учеников, интересующихся кри-
вают наличие хорошей, цепкой памяти. кетом, когда Сунил Гаваскар в последний раз
Эти факторы проиллюстрированы на диа- выиграл 100 очков. Кто был на подаче, ког-
грамме. да он набрал свою сотню, сколько ему пона-
добилось ударов.
Поднялся один молодой человек и отве-
тил на все мои вопросы, сообщив дополни-
тельную информацию о том, кто комменти-
ровал матч и что именно говорил коммен-
татор. Он очень хотел поделиться своими
сведениями о крикете. Однако когда я спро-
сил, что он вчера проходил в школе, его па-
мять оказалась пуста. Так получилось пото-
му, что его совершенно не интересовало то,
чему его учили на занятиях. В то же время,
Если мы проявляем интерес к предмету, сильно интересуясь крикетом, он вспомнил
нам легче сосредоточиться на нем. Мы мо- сотню, заработанную Сунилом Гаваскаром
жем проанализировать его с разных точек несколько лет назад.
зрения, можем наблюдать и понимать его. Итак, совершенно очевидно, что в том
Только в этом случае мы вырабатываем в случае, когда мы испытываем интерес к
себе веру и уверенность и следуем систе- предмету, мы помним о нем дольше, чем о
ме. Следовательно, «интерес» —решающий том, что нас не интересует.
фактор, который играет важную роль в сфе- Следует также заметить, что если ученик
ре памяти. может вспомнить удары, выполненные
Сунилом Гаваскаром, он также способен за-
Концентрация
помнить и свои уроки. Его память в поряд-
Лучший способ добиться успехов в лю-
ке, дело заключается лишь в отсутствии за-
бой области — сосредоточиться на этой кон-
интересованности в предмете.
кретной области. Полная концентрация на
Тогда возникает вопрос: каким образом
том, что вы делаете, всегда приводит к ус-
можно развить интерес к предмету? Наибо-
пеху. Однако если работать, не концентри-
лее простой способ развития интереса за-
руясь на том, что вы делаете, без интереса,
ключается в изучении предмета, который
то ваши усилия не принесут вам удовле-
человека не интересует, например мате-
творения и результаты будут посредствен-
матики. Предположим, что вы изучаете ма-
ными.
тематику и вам этот предмет не нравится,
но вам обязательно нужно овладеть им. Замечено, что игроки, которые старают-
Главная задача заключается в том, чтобы ся и концентрируются на игре, оказывают-
сформировать заинтересованность. Прежде ся хорошими игроками.
всего следует взять уже решенные приме- Аналогичным образом есть учащиеся, ко-
ры и постараться понять, как их решают. Ре- торые умеют всецело сосредоточиваться на
шите простенькие задачи, а затем перейди- выполнении своей работы. Сами того не по-
те к сложным. дозревая, они блестяще пользуются имею-
щимися у них идеями и представлениями.
Со временем вы почувствуете, что у вас
Это происходит благодаря тому, что их вни-
появляется интерес к математике. Следова-
мание поглощено тем, о чем они пишут.
тельно, важно понимать, что для того, что-
Художник набрасывает на холст новую
бы выучить предмет, необходимо интересо-
краску. Он создает на полотне новое изо-
ваться им. Если есть интерес, другие факто-
бражение. Его мысли воплощаются в красоч-
ры приложатся.
ное изображение на картине. Работая кистью,
трацию внимания и наша мысль начинает
он максимально концентрируется на каждом
перепрыгивать на другие предметы. Мы про-
штрихе. Секретом успеха художника яв-
должаем читать, но в памяти ничего не от-
ляется его способность сосредоточиваться
кладывается. Наши глаза пробегают по
на работе.
строчкам, но мысль витает где-то в другом
Как я отмечал выше, эта книга адресова-
месте. Мозг занят мыслями о другом. Сле-
на учащимся и посвящена тому, как они
довательно, закончив чтение и пытаясь
могут преодолеть трудности, связанные с

стр. 1
(общее количество: 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>