<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

вспомнить то, о чем мы прочитали, мы ока-
необходимостью выучивать уроки. Однако
зываемся не в состоянии сделать это. Это
сначала они должны узнать, как развить в
происходит потому, что наши глаза и мыс-
себе умение сосредоточиваться.
ли движутся несогласованно. Мы считаем,
Давайте рассмотрим проблему, с которой
что прочитали все, но на самом деле мы не
сталкивается любой учащийся. Он вни-
прочли ничего. Наша голова по-прежнему
мательно прочитывает и заучивает наизусть
занята другими мыслями.
целую главу, но не может вспомнить ров-
Например, если учащиеся посмотрели
ным счетом ничего, когда ему задают во-
фильм, то на следующий день на занятиях
просы по прочитанному материалу. При-
им трудно сконцентрироваться на учебе, так
чина такого положения дел и проблемы, с
как они продолжают думать об увиденном.
которой сталкивается любой студент, заклю-
Таким образом, к концу занятий их память
чается в том, что тогда, когда мы что-либо
оказывается совершенно пустой, так как они
читаем, в нас протекают два процесса:
не помнят ничего из того, чему их учили.
• Процесс чтения.
В повседневной жизни случается, что
• Процесс мышления.
мимо нас проходит старый знакомый, кото-
Мы читаем глазами, а также обдумываем
рого мы не замечаем. Он останавливается и
прочитанное. Если эти процессы протека-
окликает нас: «Что случилось? Неужели вы
ют несогласованно, то это нарушает концен-
среди женщин. Они замечают, во что одеты
меня не помните?» Тогда мы его замечаем
другие женщины, какие у них прически, ка-
и узнаем.
кие драгоценности, отмечая все с головы до
Бывает так, что наши мысли заняты чем-
ног. Одна моя знакомая побывала на свадь-
то иным, поэтому мы иногда не замечаем и
бе своей родственницы, где присутствова-
не слышим, что происходит рядом с нами.
ла женщина с красивым ожерельем на шее.
Вот почему люди говорят: «Наши глаза сле-
Знакомой понравилось это украшение, она
пы, когда наши мысли блуждают в другом
спросила, не тяжелое ли оно, и поинтересо-
месте».
валась именем изготовившего его ювелира.
Аналогичным образом иногда, после
Она просто глаз не сводила с этого произ-
пяти-шести и более часов занятий, посвя-
ведения искусства.
щенных двум и более предметам, вы обна-
Прошло лет десять, и они встретились по
руживаете, что не помните многое из того,
другому поводу, причем на даме было то же
чем занимались в течение этого времени.
самое ожерелье. Моя знакомая немедленно
Следовательно, чтобы преодолеть это
узнала его. Она помнила, сколько оно ве-
препятствие, следует координировать про-
сит, имя ювелира и день, когда она впервые
цессы чтения и мышления. Лучший способ
увидела его на этой женщине.
укрепить память заключается в развитии
Этот пример я привожу для того, чтобы
концентрации, интереса и способности к
показать, как внимательное изучение спо-
изучению.
собствует сохранению информации в памя-
ти. Все, что наблюдается внимательно, со-
Способность к изучению храняется в памяти.
Аналогичным образом ученик может вни-
Всякий раз, бывая в гостях, мы встречаемся
мательно воспринимать уроки. Предмет, к ко-
с людьми и изучаем их. Подобная привычка
торому относятся с вниманием, оставляет
наблюдать за другими очень распространена
глубокий отпечаток в нашей памяти и дол- Начните с того, что выберите урок или
го сохраняется в ней. Другими словами, он тему, которую вы хотите освоить. Прочти-
дольше удерживается в памяти. те первый абзац текста урока. Окончив чте-
ние, задайте себе ряд вопросов:
Следовательно, возникает вопрос: как раз-
вивать способность к внимательному изуче- • О чем говорится в абзаце?
нию? Как учащийся может применить этот • Кому адресована эта информация?
метод для выучивания каждодневных уроков? • Почему так написано?
Что представляет собой внимательное изу- • Когда это было написано?
чение? Когда мы рассматриваем вещи с раз- Попробуйте самостоятельно ответить на
ных точек зрения, мы называем это изучени- эти вопросы. Аналогичным образом прора-
ем. Например, если вам нравится одеваться, ботайте все остальные абзацы параграфа.
ваше внимание будет немедленно привлече- Чем больше вопросов задавать, тем проч-
но одеждой, которая надета на человеке. нее запомнится материал. Когда мы внима-
В вашей голове возникнут определенные воп- тельно читаем текст, мы заставляем себя
росы, и вы будете рассматривать костюм со думать о том, что в нем написано, наша
всех возможных точек зрения. Вы отметите мысль концентрируется на предмете. Бла-
цвет, модный фасон, качество пошива и т. д. годаря этому впечатление от прочитанного
В результате любопытство заставит вас за- становится все глубже и глубже, потому что
говорить с человеком, и вы зададите вопрос о при изучении текста чтение и мышление
его туалете. В дальнейшем, заметив похожий работают согласно и способствуют сосре-
наряд, его изображение, любую относящуюся доточению внимания.
к нему деталь, вы вспомните о том костюме. Сосредоточенность — основа запомина-
ния. Мы не можем изучать, оставаясь рав-
Если изучение помогает вам запомнить
нодушными. Поэтому косвенно мы разви-
такие вещи, почему бы не распространить
ваем в себе интерес к предмету.
этот метод на уроки?
согласился с этим вариантом. Все сказали
Понимание
то, что поняли. Но нашлась девочка, кото-
Ранее я объяснил, как работает память. рая сказала, что это русское слово, которое
Сначала она узнает, затем впечатление откла- означает «прощай» и «встретимся снова».
дывается в голове и, наконец, поступает в Этим я хочу показать, что мы удерживаем в
хранилище, или память, удерживается в ней, памяти то, что понимаем, и вспоминаем тог-
а потом извлекается из нее. Следовательно, да, когда это необходимо. Вот поэтому вме-
необходимо понимать, что перед тем, как сто «до свидания» говорилось «дус-бискит».
отложиться в памяти, впечатление оформля- Это сохранится в памяти, и когда надо бу-
ет мысль путем узнавания и понимания сути дет вспомнить это слово, оно прозвучит
предмета. Когда мы разбираемся в предме- лишь как «Дус Британиа бискитс». То, что
те, изучая его, в мозгу формируется впечат- запоминается, зависит от понимания.
ление. Поэтому так важно понимать предмет.
Следовательно, мы должны стараться
Если мы понимаем его неправильно, то и
правильно понять все, что нам необходимо
память о нем будет неправильной.
запомнить. Если понимание четкое, то и
Я бывал во многих школах и беседовал с память об этом предмете будет четкой и
учениками о проблемах, с которыми они стал- воспроизвести информацию будет легко.
киваются. Однажды я задал учащимся одной Следовательно, нужно читать урок, абзац
из школ вопрос о том, как они понимают сло- или предложение очень внимательно и пол-
ва «Dus Vidaniya» (русское слово, означа- ностью разобраться в его содержании. Толь-
ющее «до свидания»). Некоторые мальчики ко тогда мы сможем запомнить его правиль-
попросили меня повторить эти слова, пото- но, а это поможет правильно воспроизвес-
му что не могли понять их. Некоторые вос- ти то, что запомнилось.
произвели их как «Dus Vidvan», кому-то по-
Теперь постараемся понять это на приме-
слышалось «Dus Britannia Biscuits». Кто-то
ре. Допустим, я положил в карман карандаш,
а вы думаете, что там лежит ручка. Если
Ряд психологов проводили множество
теперь кто-то спросит вас о том, что я спря-
психологических исследований того, как
тал в карман, вы ответите: «Ручку». Итак,
долго человек способен удерживать в памя-
все, что нужно сохранить в памяти, следует
ти определенные вещи, и они пришли к вы-
предварительно хорошенько понять. Если
воду о существовании трех типов памяти:
вы поймете неправильно, то в голове отло-
• Сенсорная память.
жится неправильная информация, следова-
• Краткосрочная память.
тельно, и то, что будет извлечено из памя-
• Долгосрочная память.
ти, будет неверным.
Сенсорная память удерживается в голо-
ве в течение не более одной секунды.
Краткосрочная память хранит информа-
цию в течение короткого периода.
Повторение
Долгосрочная память сохраняет инфор-
Повторение — искусство, наука и прак- мацию в голове в течение более длительно-
тика памяти. Если мы владеем этим искус- го периода.
ством, то способны извлечь из памяти боль-
Теперь возникает вопрос: как можно пре-
шую информацию.
вратить сенсорную память в долгосрочную?
Ко мне подошла супружеская пара и по-
Ответ таков: если мы будем повторять то,
просила помочь решить проблему их сына.
что запомнили, до того, как забудем, инфор-
Они сказали, что сын интересуется предме-
мация будет сохраняться в голове. Предпо-
том, а также понимает 80 процентов из того,
ложим, что вы читаете в течение двух часов.
что учит. Однако его, проблема заключается
Разбейте час на отрезки длиной по десять ми-
в том, что, когда он начинает писать, он не
нут. Самое время сделать первое повторе-
может вспомнить более 40 процентов вы-
ние — по истечении первых десяти минут.
ученного.
Поэтому повторите все, что вы выучили в
37
течение этих десяти минут, тогда информа- становится повторение выученного. Если не
ция закрепится в памяти. Второе повторе- повторить выученное, то мы полностью за-
ние следует сделать через 24 часа, третье — будем материал по прошествии нескольких
через неделю, а четвертое — 30 дней спус- дней. Очень важно повторить пройденное
тя. Если повторять урок таким образом, ко- через несколько дней.
личество информации, которую мы можем Как правило, во время экзаменов можно
извлечь из памяти, увеличится. Посмотри- заметить, что дети хорошо знают пройден-
те на эту диаграмму. ный материал, однако после того, как экза-
мены закончены, они забывают все, что учи-
ли. Количество материала, который усвоен
или забыт, зависит от ребенка.
Предположим, вы готовились к конт-
рольной работе и запомнили 100 % матери-
ала. Однако через 10 дней, если вы не буде-
те повторять пройденное, удерживаемая в
голове информация уменьшится до 80 % ,
через 20 дней вы будете помнить только
60 % выученного, через 30 дней у вас оста-
нется не более 40%, через 90 дней — 10%,
Поэтому учите уроки так же, как вы еди- а 120 дней спустя вы будете помнить всего
те. Вы принимаете пищу мелкими порция- 5% от выученного для контрольной матери-
ми. Точно так же и уроки следует выучивать ала, а можете и забыть все начисто. Как было
мелкими порциями. объяснено ранее, время удержания инфор-
Человек начинает забывать кое-какие дета- мации в памяти невозможно измерить. Од-
ли того, что он выучил. В этом случае важным нако иногда случается так, что мы хотим
Однако как только мы прекратим процесс
стереть из памяти некоторые события или
повторения, мы начнем забывать выученное,
происшествия, но не можем этого сделать.
точно так же, как и протоптанная в саду тро-
Почему так происходит? Только благодаря
пинка зарастет травой, если по ней переста-
повторению. Мы продолжаем думать об
нут ходить.
одном и том же, и через некоторое время
Повторение само по себе играет великую
его образ в памяти становится глубже. Ког-
роль в улучшении памяти. В заключение я
да с нами происходит что-то неприятное,
хотел бы сказать, что, если вы не будете ре-
нам хочется изгладить это из памяти. Одна-
гулярно повторять пройденное, все, что вы
ко, вновь и вновь вспоминая происшедшее,
выучили, начнет улетучиваться из памяти и
мы вовсе не пытаемся его забыть.
постепенно исчезнет совсем. Следователь-
Я поясню вышеупомянутый факт другим
но, если вы хотите запомнить выученное
примером. Предположим, мы ежедневно
надолго, время от времени обязательно надо
гуляем в нашем саду. В этом случае мы за-
повторять пройденный материал, это очень
метим, как трава в нем вытаптывается. Че-
важно для освежения памяти.
рез несколько дней мы заметим, как в траве
образовалась тропинка. Точно так же, когда
мы начинаем учить что-то новое, мы не по-
Вера, уверенность и воля
нимаем его, но, продолжая изучать предмет
Вера, уверенность и воля также играют
регулярно, постепенно получаем более чет-
важную роль в улучшении нашей памяти.
кую картину урока, а понимание того, что
Мы должны быть уверены в том, что мы за-
учим, увеличивает запоминание урока, и мы
помним все, что хотим запомнить.
четко запоминаем материал. Бороздки в па-
Когда ученик сидит в комнате, где прохо-
мяти становятся все глубже и глубже, зас-
дит экзамен, он может занервничать или ис-
тавляя нас помнить урок. И эти бороздки
пугаться. Из-за волнения во время экзамена
остаются, если мы повторяем пройденное.
ученики могут забыть все, что они учили. сделав ежедневные занятия крикетом при-
Постепенно, взяв себя в руки, они перечи- вычкой. Люди начали назвать его крикетис-
тывают экзаменационные вопросы и осозна- том из-за его характера, который сформи-
ют, что могут начинать писать ответ на каж- ровался привычкой. Затем он начал высту-
дый из них. Почему так происходит? пать на соревнованиях за свой колледж,
Прежде чем начинать действовать, чело- затем — защищать честь штата, и, наконец,
век думает. Когда он повторяет действие, в один прекрасный день он выступил в от-
оно становится привычкой, формируя его борочном турнире, защищая честь страны.
характер. Привычки и характер определяют Мысли, которые приходят человеку в го-
судьбу человека. Итак, если мы хотим из- лову, очень важны. Будущее человека зави-
менить свою судьбу, мы можем сделать это, сит только от того, о чем человек думает.
изменив наши мысли. Вот почему некото- Следовательно, мы должны верить в свою
рые люди говорят, что мы — хозяева своей способность запоминать и доверять своей
судьбы. Итак, судьба зависит от мыслей, памяти. Только в этом случае наша судьба
укоренившихся в нашей голове. Чтобы наша сложится должным образом. В заключение
судьба была такой, как мы того желаем, мы подчеркну, что вера, уверенность и сила
должны иметь веру и уверенность в нашей воли играют очень важную роль в удержа-
памяти, должны воздействовать на нее си- нии информации в памяти.
лой воли.
Давайте разберемся в том, что я сказал,
Система
на конкретном примере.
Жил-был мальчик, которому захотелось Система — еще один четко выделяемый
поиграть в крикет. Он проснулся, надел фактор, способствующий улучшению памя-
спортивную форму и отправился играть. ти. Если вы отправляетесь в библиотеку на
Затем он начал тренироваться каждый день, поимки справочника, вы сначала заглянете
Вы, должно быть, задаете себе вопрос:
в каталог и определите полку и номер, под
что же это за «система», о которой я гово-
которым он хранится.
рю, и какой «системе» надо следовать в про-
Затем вы подойдете к нужной полке и сни-
цессе учебы? Сколько существует систем,
мете с нее нужную вам книгу. Если книги
какая из них лучше и проще, чтобы отдать
не будут расставлены в алфавитном поряд-
ей предпочтение?
ке, если не будет полок и шифров хранения,
Существуют следующие системы:
а книги будут лежать кучей без всякого по-
• Устная.
рядка, то для обнаружения нужной книги
• Повторение.
понадобится затратить значительно больше
• Ассоциативная.
времени и сил. В работе памяти также есть
• Фотографическая (древнее учение
своя система. Когда мы храним что-то в
«Авадхан»).
организованном виде, нам легко воспользо-
ваться тем, что нам требуется. Но, с другой
стороны, если мы не будем хранить инфор-
мацию должным образом, наше состояние
будет подобно библиотеке без полок и шиф-
ров. Извлечение информации из хранилища
не будет происходить быстро. Все будет в
беспорядке. Так бывает тогда, когда выучен-
ное не закладывается в память неправиль-
ным образом, из-за чего невозможно вспом-
нить урок.
Учить уроки следует по определенной си-
стеме. Если делать это должным образом,
вспоминать выученное будет гораздо легче.
Техника повторения
Много раз я сталкивался с учащимися, ко-
торые выучивают урок, читая его один, два,
три раза, а затем повторяя его вновь. Это
называется «повторением». Его можно осу-
ществлять в устной или письменной форме.
Некоторые дети записывают главную ин-
МЕТОДЫ ЗАПОМИНАНИЯ формацию и выучивают ее. Они запомина-
ют важные факты и ответы в процессе пись-
Устная техника ма. Мы называем этот метод «техникой по-
вторения».
Сначала мы разберемся с «устной техни-
кой». Когда мы учим что-либо наизусть, мы
называем это устной техникой. Мы читаем
Ассоциативная техника
урок вновь и вновь до тех пор, пока не за-
учим необходимую информацию, параграф, Система ассоциаций сложилась в нашем
отрывок или его часть. Однако через неко- мозгу еще в детстве. Когда мы были малень-
торое время мы замечаем, что начинаем за- кими, родители указывали нам на птиц и
бывать выученное или путаемся в нем. Если других животных и учили нас считать. Ког-
мы забываем одно слово, мы забываем и весь да мы были маленькими, мы узнавали обе-
ответ. С другой стороны, часто можно на- зьян, но не умели сосчитать их. Поэтому
блюдать, как мы не можем воспроизвести родители связывали число с обезьянкой, а
ответ письменно, но стоит нам вспомнить мы благодаря этому могли освоить счет.
хотя бы одно слово, как нас осеняет и ответ Возможно, в детстве мы порой забывали
всплывает сам собой. о том, что родители просили нас купить в
магазине. Поэтому родители учили нас за- говорил, что человек, который использует
вязывать узелок на уголке носового платка, оба полушария мозга, развивает хорошие
умственные способности. Таким образом,
при этом повторяя про себя: «Сегодня я куп-
человеку следует использовать оба полу-
лю такую-то вещь». Позднее, увидев узелок
шария.
на уголке носового платка, мы вдруг вспо-
минали, что именно нам следует купить. Это
также является одним из видов ассоциаций
для улучшения памяти.


Фотографическая техника (Адвахан)
Фотографическая техника состоит в мак-
симальном использовании утрированных
образов и визуализации, что называется в
результате фотографической памятью.
Создание утрированных образов — при- В фотографической памяти (Авадхан) ис-
ем и способность визуализации чего-то ало- пользуются оба мозговых полушария. Левая
гичного, смешного, непропорционального. часть отвечает за упорядочивание, правая —
за способность человека создавать зритель-
Создание утрированных образов — не
ные образы.
что иное, как способ образного мышления.
При нем не возникает логической связи, но Махариши Патаньяли говорил, что:
появляются смешные, алогичные ассоциа-
ции.
Д-р Сперри, получивший Нобелевскую Это означает, что «Дхарна» помогает раз-
премию за свою работу о человеческом мозге, вивать мыслительные способности. «Визу-
ализация» играет ключевую роль в развитии мысленным взором, то мы способны к боль-
хорошей памяти, что, в свою очередь, по- шей концентрации.
вышает способность человека к сосредото- Концентрация — основа памяти. Благо-
чению. даря концентрации мы можем постигнуть
В далеком прошлом люди использовали предмет и запомнить его, а также без труда
силу концентрации и память, чтобы отвечать извлечь информацию о нем из памяти.
на любые сложные вопросы, которые зада- Если мы будем относиться к чему-либо
вали царь и его придворные. Ответы пора- без должного внимания, его мысленный об-
жали тех, кто их слышал. Такое искусство раз сохранится у нас только в течение очень
называлось «Мнемоникой» во времена древ- короткого периода, по прошествии которо-
них римлян и греков, а происходило это на- го он полностью улетучится из памяти. По-
звание от имени богини Мнемозины. этому сосредоточенность ума является
В Индии это искусство называется Авад- очень важной для твердого запоминания.
хана. Слово «Авадхана» не имеет какого- Наш ум должен четко понять, а затем уже
либо точного значения, но некоторые счи- запомнить информацию любого характера.
тают, что его английский эквивалент —
«Attention» (внимание). Однако такое опре-
Связывайте одну мысль с другой
деление также не является полным. Други-
ми словами, Авадхана —это искусство кон- Вы когда-нибудь замечали, как ваша
центрации. Если разделить это слово на мысль перепрыгивает с одного объекта на
«Ава Дхайяна», то такое сочетание будет другой, с думы об одном на думу о другом?
означать «медитация». Многие из вас ответят: «Нет». Однако, если
Наши предки обнаружили, что наша вы внимательно последите за собой, за-
мысль не фокусируется на чем-то одном; метите, как прыгает ваша мысль. Мысли
однако если мы понимаем то, что видим текут бесконечной, непрерывной чередой.
Наш ум никогда не бывает не занят и не обогнать друг друга и перевезти как
остается праздным. Он постоянно размыш- можно больше пассажиров. В сущности,
ляет о чем-то. Внимательно последите за коммерческие автобусы вечно несутся

<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>