<< Пред. стр.

стр. 3
(общее количество: 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

течением своих мыслей. Когда одна мысль сломя голову. Водители муниципальных
заканчивается, на смену ей немедленно автобусов никогда не лихачат.
приходит другая. Мы не знаем, что про- — Количество транспорта на доро-
изошло в маленький промежуток между гах постоянно увеличивается. По мере
окончанием первой мысли и появлением того как возрастает число машин, уве-
второй. личивается загрязнение воздуха. Населе-
Что же произошло, когда одна мысль за- ние Дели стремительно растет. Вскоре
кончилась, а другая появилась? Возникла начнется нехватка запасов бензина.
связь между одной мыслью и другой. Это В этом году зима не такая холодная, так
называется «Ассоциацией» или «Связью». как атмосфера загрязнена. Атмосфера
Давайте разберемся в этом на примере. нагрета. Из-за загрязнения окружающей
Представьте, что вы едете в автобусе. Вдруг среды появляются заболевания, которые
автобус сбивает велосипедиста, и вы являе- не подлежат лечению. Эти болезни яв-
тесь свидетелем этого происшествия. В ва- ляются непосредственным следствием
шей голове начинают мелькать мысли. Вы загрязнения окружающей среды.
начинаете разговаривать с сидящим рядом На примере приведенного выше разгово-
с вами пассажиром. ра мы видим, что беседа началась со сбито-
— Водитель ездит очень рискованно. го автобусом велосипедиста, затем перешла
Правила не соблюдаются. Водители не на сильное движение, затем на водителей
обращают внимания на идущих по улице маршрутных автобусов, загрязнение окру-
пешеходов. Водители коммерческих ав- жающей среды, бензин, болезни, зиму и так
тобусов в Дели всегда спешат, стремясь далее.
• Земной шар.
Как я уже говорил, мысли возникают одна
за другой. Когда первая мысль промелькнет, • Комиссия Мандала.
• Раджа.
появляется вторая, и так продолжается все-
• Дели.
гда. Голова никогда не бывает свободна от
мыслей. Все мысли связаны друг с другом. Мы можем запомнить этот перечень из
Между первой и второй мыслью всегда су- десяти пунктов с помощью системы, описан-
ществует связь, и в нашем мозгу подобные ной в последней главе, то есть с помощью
цепочки мыслей тянутся непрерывно. Если алогичного, смешного и диспропорциональ-
мы будем связывать одну мысль с другой, ного. Мы применим эту технику на прак-
тике.
тогда все они будут приходить нам в голову
автоматически и будут четкими.
Пример
Россия нанесла удар по Америке и пре-
вратила Америку в Слона, а затем появил-
Применение метода ассоциации ся Шутник, который сел верхом на этого
Ниже дан перечень из десяти пунктов, и слона. Шутник принялся делать солнечную
вам надо будет, внимательно изучив напи- систему. Когда он изобрел Солнечную си-
санное, запомнить его и воспроизвести с стему, он нанес ее на карту. Солнечная си-
помощью «метода ассоциаций»: стема, нарисованная на Карте, преврати-
лась в Глобус — модель земного шара. На
• Россия.
земном шаре создали Комиссию Мандала.
• Америка.
Комиссия Мандала приняла вид человека
• Слон.
и сказала, что Раджа заслужил награду.
• Шутник.
Раджа ответил, что он примет награду в
• Солнечная система.
Дели.
• Карта.
Вы, должно быть, заметили, что мы об-
лекли эти слова в мысли. Первая мысль свя-
зана со второй, вторая — с третьей, напо-
добие цепочки.
Каждая мысль накладывается на другую.
Если мы вспомним одну мысль, то и другие
КАК УЧИТЬ УРОКИ
припомнятся автоматически. Не нужно бу-
дет напрягаться, стараясь вспомнить. Смысл Шаг 1: Сначала прочтите любой из парагра-
восстановится в сознании сам собой. Мы фов.
всего лишь использовали воображение, что- Шаг 2: Разберитесь в том, о чем говорится в
бы запомнить список из десяти слов. этом параграфе.
Теперь мы продвинемся дальше, создавая Шаг 3: Затем рассмотрите прочитанное с
мысленные образы того, что мы себе пред- разных точек зрения, задаваясь вопроса-
ставили. Это очень просто, достаточно вос- ми: о чем в нем говорится, где и когда,
становить придуманную нами картинку. почему и как происходит действие, а так-
Мысленно вообразите эти вещи. Все они же кто его выполняет.
оставят отпечаток в вашей голове. Отпеча- Шаг 4: Найдите главную мысль параграфа и
ток, оставляемый в мозгу, будет глубоким. запишите ее на листе бумаги.
Он всегда будет приходить вам на ум, когда Шаг 5: Мысленно представьте себе главную
бы вы ни пожелали вспомнить его. Все бу- идею параграфа с помощью смешных ас-
дет четко и ясно. Нужно только связать одну социаций и метода визуализации.
мысль с другой так, чтобы было забавно, а Шаг 6: Сразу же после выполнения шага 5
также мысленно представить себе это. Вы повторите выученное.
всегда сможете без усилий вспомнить эти Шаг 7: Повторите выученное на следующий
мысли. день.
Шаги 6, 7 и 8 нужны для закрепления вы-
Шаг 8: Повторите выученное через неделю.
ученного. Для закрепления выученный
Шаг 9: Повторите выученное еще раз через
материал следует повторить по проше-
месяц.
ствии некоторого времени.
Шаги 7, 8 и 9 называются закреплением.
Повторение играет важную роль в созда-
нии более глубокого и более длительно
хранящегося в памяти впечатления.
Мы применили все факторы, исполь-
зуемые при запоминании. В приводимом
ниже анализе четко указываются все эти
факторы.


Анализ шагов
Шаг 1: Концентрируйте внимание в процес-
се чтения.
Шаг 2: Обдумывайте то, что вы прочитали.
Шаг 3: Рассмотрите прочитанное с разных
точек зрения и разберитесь в смысле про-
читанного.
Шаг 4: Воспользуйтесь фотографической
памятью.
Шаг 5: Сразу же повторите выученное,
прежде чем информация улетучится из
памяти.
Для создания забавных ассоциаций сле-
дует помнить четыре правила.
Они должны быть:
• Диспропорциональными.
• Динамичными.
• Утрированными.
• Подменяющими другое.
АССОЦИАТИВНЫЙ МЕТОД
ЗАПОМИНАНИЯ
Практическое применение
Ассоциация — основа тренировки па-
метода ассоциаций
мяти. Для того чтобы запомнить любую
(1) Как выучить т е к с т . Текст лучше
новую информацию, ее необходимо связать
всего выучивать, разбив его на отдельные
с чем-то, что вы уже знаете или о чем вы
мысли и связав их с помощью метода ассо-
помните.
циаций.
Для того чтобы запомнить любой новый
Сначала напишите весь текст полностью.
объем информации, ее следует связать по-
Прочтите его и выделите в нем самое основ-
средством забавных или алогичных связей
ное. Затем выпишите ключевые слова. Про-
с тем, что вы уже знаете или помните.
чтите слова, которые, по вашему мнению, по-
Проще вспомнить или мысленно предста-
могут вам восстановить весь текст по памяти.
вить себе бейсбольную биту, которая летит
Выберите слово, которое легче всего
по воздуху и разбивает лампу, чем биту, ко-
представить в виде мысленного образа. Пе-
торая лежит себе спокойно рядом с лампой.
речень ключевых слов поможет вам вспом-
Важно помнить, что необходимо на доли
нить весь текст. Таким образом, это связано
секунды представить забавные картинки в
с методом ассоциаций.
своем воображении.
образом, и вы будете поражены тем, как воз-
(2) Как дословно запомнить речь или
растет скорость, с которой вы читаете.
с т а т ь ю . Если вы запомните главные мыс-
(5) Как запоминать шутки. Система
ли, остальное воспроизведется само собой.
ключевых слов оказывается весьма полез-
Обычно для того, чтобы запомнить стихо-
ной, когда ее применяют в сочетании с ме-
творение или прозаический текст, необхо-
тодом ассоциаций, то есть при простом вы-
димо выучить их слово в слово. При этом
боре ключевого слова анекдота. Благодаря
очень полезными окажутся метод ассоциа-
этому ключевому слову вы вспомните весь
ций и ключевые слова.
анекдот.
Запомните последовательность главных
(6) Как запоминать слово в слово.
мыслей. Воспользуйтесь методом ассоциа-
Иногда нам приходится выучивать что-то
ций и ключевыми словами, мысленно четко
наизусть слово в слово, например стихо-
представьте себе все, о чем идет речь, а сло-
творения. В таких случаях также можно
ва подберутся сами.
пользоваться теми же ключевыми словами
(3) Как запомнить реплики в пьесе.
и последовательно-ассоциативным методом.
Установите ассоциацию между последним
Учащиеся заучивают подобные вещи по-
словом, произносимым вашим партнером,
средством зазубривания. Зубрежка — не-
с первым словом вашей реплики.
правильный метод учения. У нее множество
(4) Как запоминать прочитанное.
недостатков.
При чтении устанавливайте осмысленные
ассоциации для каждой мысли. Если прибе-
Недостатки зубрежки:
гать к этому методу достаточно часто, это
• Зубрежка — это заучивание без по-
заметно повысит скорость, с которой вы
нимания. Иногда учащиеся затвер-
читаете. Нет нужды запоминать абсолютно
живают информацию, не разбираясь в
все. Запомните только то, что вам кажется
ней. Они не понимают, что они учат.
необходимым. Попробуйте поступить таким
Следовательно, стоит им забыть одно Шаг 5: Затем восстановите в памяти весь
слово, как все остальное также оказы- отрывок.
вается забытым. Вы увидите, что все, что вы хотели вы-
• Зубрежка — это механическое заучи- учить, зафиксировалось в вашей памяти. Од-
вание. Вы учите, но, в сущности, вы не нако помните, что очень важную роль игра-
понимаете того, что заучиваете. Весь ет повторение выученного. Закрепление
процесс протекает механически. В ре- выученного должно проходить так, как
зультате в мозгу ничего не откладыва- объяснялось выше. Если вы выучите что-то
ется. с помощью вышеуказанного метода, вы обя-
По-прежнему остается вопрос о том, как мы зательно почувствуете, что сделали это лег-
осуществляем заучивание «слово в слово». ко. В том случае, если вы забудете какое-то
Объяснение дается здесь. Чтобы правильно слово, все восстановится само собой благо-
понять, изучите приводимые ниже шаги. даря другим словам.
Шаг 1: Внимательно и вдумчиво прочтите
текст.
Шаг 2: Подчеркните важные слова в тексте,
Анализ вышеуказанных шагов
которые наилучшим образом отражают
смысл текста. Шаг 1: Читать текст следует сосредоточен-
Шаг 3: Затем, подчеркнув слова, задайте но, разбираясь в прочитанном. Нужно по-
себе вопросы: почему в нем говорится то, нимать то, о чем вы читаете.
что сказано, кто это говорит и где, к кому Шаг 2: Вы должны отметить главные поло-
слова обращены, как они сказаны, — и от- жения урока или абзаца, подчеркивая сло-
ветьте на них. ва.
Шаг 4: Трижды прочтите подчеркнутые сло- Шаг 3: Поразмышляйте над выделенны-
ва и обратите на них особое внимание. ми словами или предложениями, задавая
вопросы самому себе. Это позволяет Однако когда вы начинаете задать вопро-
прочнее запечатлеть выученное в памяти. сы самим себе, вы задумываетесь над тем,
Шаг 4: Разберитесь в смысле выученного. что читаете. Это заставляет нас думать и
Шаг 5: Тщательно повторите выученное, не отвечать на вопросы. А теперь разберемся
дав ему улетучиться из памяти. в характере вопросов, который помогает нам
Применяйте этот принцип шаг за шагом. понять и запомнить то, о чем идет речь.
Возьмите параграф, ответ или запись, а за- Вопрос направлен на получение инфор-
тем следуйте указаниям. мации. Сократите задаваемый вопрос до
более простых форм — что, где, кто, когда,
почему и как. Эти ключевые вопросы помо-
Вопросы самому себе
гут вам лучше разобраться в смысле прочи-
Когда во время чтения вы задаете вопро- танного.
сы самим себе, вы ухватываете суть того, Теперь вы познакомились с вопросами са-
что вы читаете. В то же время вы должны мому себе и тем, как понимать суть предме-
при этом думать о том, что читаете. Таким та посредством метода постановки вопро-
образом, начинается согласование чтения и сов. Далее вам следует научиться, как свя-
мышления. Когда процесс чтения и мышле- зывать основную мысль с новой.
ния развивается синхронно, вы способны
понимать прочитанное, удерживать снятую
информацию в памяти и воспроизводить ее.
Иногда бывает, что вы читаете отрывок,
но совсем не понимаете того, что в нем на-
писано. Такое чтение подобно механическо-
му процессу. Что-то происходит без ваше-
го ведома.
на пяти органах чувств. В йоге мы называ-
ем это пратайяхара, что означает переклю-
чение органов чувств с внешнего мира на
внутренний мир самого человека.
Когда мысль сосредоточена на центре
тела или на «я», к нему устремляется кровь
и энергия. В таком состоянии расслаблен-
УМСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА
ности происходит избавление от напряже-
ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ
ний, сознание становится чище, мысли —
В Индии ее называют йога нидра, что более яркими.
означает сон психики. Это состояние погра- Ежедневно мы получаем ощущения с по-
ничное между сном и бодрствованием, ког- мощью наших пяти органов чувств, а то, что
да сознание внутреннего «я» вступает в кон- сохраняется в нашей голове, называется па-
такт с подсознательным и находящимся за мятью. Когда мозг и органы чувств работа-
пределами сознания. Наши древние мудре- ют скоординированно, тогда все, что мы
цы имели обыкновение спать в состоянии ощущаем, прочно отпечатывается в нашей
йога нидра, чтобы восстанавливать энергию памяти, то есть наша память становится
и релаксировать. острее.
Йога нидра приносит состояние глубо- Для того чтобы память стала острой, не-
кого расслабления. Это упражнение на глу- обходимо находиться в расслабленном со-
бокое расслабление очень полезно для па- стоянии, расслабиться как физически, так и
мяти. внутренне. С этой целью следует выполнять
Память и сновидения связаны с подсоз- Савасану.
нательной деятельностью рассудка. Физиче- Лягте на спину. Слегка разведите ноги, ла-
ский центр тела становится сосредоточенным дони должны лежать на полу. Можно также
сесть в позу Сукхасана, как показано на ил-
люстрации.
Теперь закройте глаза.
Сделайте глубокий вдох и ненадолго за-
держите дыхание, затем медленно выдохни-
те набранный воздух.
Вновь сделайте глубокий вдох и задержи-
те воздух в себе, а затем сделайте медлен-
ный выдох.
Снова сделайте глубокий вдох и некото-
рое время задержите набранный воздух в
себе, а затем сделайте медленный выдох.
Теперь вы можете почувствовать, как по-
степенно расслабляется ваше тело.
С каждым дыханием вы будете чувствовать
себя все более и более расслабленными.
Теперь, когда тело расслабилось, скон-
центрируйтесь на дыхании.
Медленно ослабляйте дыхание.
Не выдыхайте воздух с усилием.
Дышите свободно.
Вы можете ощутить, как вы расслабились
еще больше.
Постарайтесь расслабиться еще больше.
И еще больше.
Обратите внимание на пятку и мысленно
Теперь надо успокоить мысли.
прикажите ей: «РАССЛАБИТЬСЯ».
Пусть мысли успокоятся.
Обратите внимание на колено и мыслен-
Пусть голова отдохнет.
но прикажите ему: «РАССЛАБИТЬСЯ».
Расслабьте голову еще больше.
Обратите внимание на бедро и мысленно
Убедитесь, что ни одна часть вашего тела
прикажите ему: «РАССЛАБИТЬСЯ».
не шевелится.
Обратите внимание на область тазобед-
Теперь сконцентрируемся на различных
ренного сустава и мысленно прикажите ей:
частях тела.
«РАССЛАБИТЬСЯ».
Делать это следует очень непринужденно.
Теперь проделайте то же самое и для ле-
Не принуждайте мысль к сосредоточен-
вой ноги.
ности.
Обратите внимание на пальцы левой
Обратите внимание на пальцы правой
ноги и мысленно прикажите им: «РАССЛА-
ноги и мысленно прикажите им: «РАССЛА-
БИТЬСЯ».
БИТЬСЯ».
Обратите внимание на второй палец и мыс-
Обратите внимание на второй палец и мыс-
ленно прикажите ему: «РАССЛАБИТЬСЯ».
ленно прикажите ему: «РАССЛАБИТЬСЯ».
Обратите внимание на третий палец и
Обратите внимание на третий палец и мыс-
мысленно прикажите ему: «РАССЛА-
ленно прикажите ему: «РАССЛАБИТЬСЯ».
БИТЬСЯ».
Обратите внимание на четвертый палец
Обратите внимание на четвертый палец
и мысленно прикажите ему: «РАССЛА-
и мысленно прикажите ему: «РАССЛА-
БИТЬСЯ».
БИТЬСЯ».
Обратите внимание на правую ногу и мыс-
Обратите внимание на подошву левой
ленно прикажите ей: «РАССЛАБИТЬСЯ».
ноги и мысленно прикажите ей: «РАССЛА-
Обратите внимание на пальцы ноги и мыс-
БИТЬСЯ».
ленно прикажите им: «РАССЛАБИТЬСЯ».
Обратите внимание на пальцы ноги и Далее сосредоточьтесь на своей правой
мысленно прикажите им: «РАССЛА- ладони и мысленно прикажите ей: «РАС-
БИТЬСЯ». СЛАБИТЬСЯ».
Обратите внимание на пятку и мысленно Затем перенесите внимание на запястье
прикажите ей: «РАССЛАБИТЬСЯ». правой руки и мысленно прикажите ему:
Обратите внимание на колено и мыслен- «РАССЛАБИТЬСЯ».
но прикажите ему: «РАССЛАБИТЬСЯ». Затем перенесите внимание на правый ло-
Обратите внимание на бедро и мысленно коть и мысленно прикажите ему: «РАССЛА-
прикажите ему: «РАССЛАБИТЬСЯ». БИТЬСЯ».
Обратите внимание на область тазобед- Затем сосредоточьтесь на правом пред-
ренного сустава и мысленно прикажите ей: плечье и мысленно прикажите ему: «РАС-
«РАССЛАБИТЬСЯ». СЛАБИТЬСЯ».
Теперь скажите себе, что обе ваши ноги Теперь сосредоточьтесь на правом плече
расслаблены. и мысленно прикажите ему: «РАССЛА-
Теперь перенесите внимание на правую БИТЬСЯ».
руку и дайте ее пальцам расслабиться. Далее повторите это упражнение также
Отдайте приказ расслабиться каждому для левой руки.
пальцу в отдельности. Сосредоточьте внимание на левой руке.
Сосредоточьтесь на среднем пальце и от- Расслабьте ее пальцы, отдавая приказ
дайте ему приказ: «РАССЛАБИТЬСЯ». расслабиться каждому пальцу в отдельно-
Сосредоточьтесь на указательном пальце сти. Сосредоточьтесь на указательном
и отдайте ему приказ: «РАССЛАБИТЬСЯ». пальце и отдайте ему приказ: «РАССЛА-
Сосредоточьтесь на мизинце и большом БИТЬСЯ».
пальце и отдайте им приказ: «РАССЛА- Сосредоточьтесь на среднем пальце и от-
БИТЬСЯ». дайте ему приказ: «РАССЛАБИТЬСЯ».
Сконцентрируйтесь на талии и мыслен-
Сосредоточьтесь на безымянном паль-
но прикажите ей: «РАССЛАБИТЬСЯ».
це и отдайте ему приказ: «РАССЛАБИТЬ-
Сконцентрируйте внимание на подбород-
СЯ».
ке и мысленно прикажите ему: «РАССЛА-
Сосредоточьтесь на мизинце и большом
БИТЬСЯ».
пальце и отдайте им приказ: «РАССЛА-
Сосредоточьтесь на шее и мысленно при-
БИТЬСЯ».
кажите ей: «РАССЛАБИТЬСЯ».
Далее сосредоточьтесь на своей левой ла-
Сосредоточьтесь на губах и мысленно
дони и мысленно прикажите ей: «РАССЛА-
прикажите им: «РАССЛАБИТЬСЯ».
БИТЬСЯ».
Сосредоточьтесь на ушах и мысленно
Затем перенесите внимание на запястье
прикажите им: «РАССЛАБИТЬСЯ».
левой руки и мысленно прикажите ему:
Сосредоточьтесь на глазах и мысленно
«РАССЛАБИТЬСЯ».
прикажите им: «РАССЛАБИТЬСЯ».
Затем перенесите внимание на левый ло-
Сосредоточьтесь на лбе и мысленно при-
коть и мысленно прикажите ему: «РАССЛА-
кажите ему: «РАССЛАБИТЬСЯ».

<< Пред. стр.

стр. 3
(общее количество: 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>