ОГЛАВЛЕНИЕ

ВОПРОСЫ УГОЛОВНОГО ПРАВА И КРИМИНОЛОГИИ

© 2002 г. С.А. Капитонов

ОБРАТНЫЕ СВЯЗИ В УПРАВЛЕНИИ ВНУТРЕННИМИ ДЕЛАМИ

Обратная связь является важнейшим компонентом системы управления внутренними делами (особой областью правопорядка). Выделение ситуационных систем в качестве комплексных характеристик такого управления, открывает новые возможности уточнения ее сущности, а так же форм ее проявления. Уточнение представлений о других компонентах системы управления внутренними делами, также дает новые основания для обращения к рассмотрению сущности обратных связей в рамках данной статьи.
Приведение соображений, относительно существа затрагиваемой проблемы хотелось бы предварить оговоркой о том, что в теории организации и управления имеются ориентиры, которыми целесообразно руководствоваться при рассмотрении сущности обратной связи именно в управлении внутренними делами. К этому подталкивают уже полученные результаты. Но это – лишь одна из причин. Другая причина заключается в том, что именно избранные ориентиры позволят обеспечить вполне воспринимаемое обоснование выводов, которые последуют в дальнейшем.
Пожалуй, первым на приемлемом и ныне уровне описал обратную связь А.А. Богданов. В своих исследованиях он обозначил ее как «цепную связь – объединение, посредством общих звеньев». Характеризуя обратную связь, А.А. Богданов уточнил, что она возможна, когда активность в комплексе превышает сопротивление. Данное задолго до появления кибернетики, определение такой связи позволяет составить очень точное представление об ее сущности. Более точная и емкая общая характеристика обратной связи вряд ли необходима. Ее значение для теории управления внутренними делами, в частности, заключается в том, что она вполне охватывает сложную природу взаимосвязей, объективно проявляющихся в зависимом от определенных условий поведении людей, включенных в процесс управления внутренними делами. Именно поэтому особенно значимы в этой характеристике упоминания об активностях и сопротивлениях, как о понятиях, позволяющих наблюдать в полной мере диалектику обратной связи во всем ее многообразии. В том числе, и в области управления внутренними делами.
Основной отличительной чертой подхода А.А. Богданова к определению сущности обратной связи является строгая в научном смысле образность.
Он определил обратную связь именно как связь цепную, связь через общее звено цепи. Образ общего звена цепи – некой, выражающей взаимодействие элементов комплекса, объективно существующей связи, позволяет обнаружить и объяснить сущность обратной связи в любой системе управления.
В управлении внутренними делами это связь определенного поведения и определенных условий, способная проявляться в конкретной ситуации. Да, такую связь можно рассматривать как проявление сущности обратной связи в системе управления внутренними делами. Вопрос лишь в том, какие условия способны формировать социально значимое поведение людей в конкретной ситуации, и насколько тесно связаны между собою эти условия и поведение.
Попытка получить ответ на этот вопрос выявила невозможность прямого восприятия кибернетической (количественной) категории «обратная связь» для описания и объяснения процессов управления, происходящего в социальных системах. Возникла проблема ее адаптации к материи управления в социальных сферах. Убедительным примером успешной попытки решения возникшей проблемы являются результаты, полученные В.А. Бокаревым. Он определил обратную связь, как «сложную форму причинной зависимости; одно из проявлений высшего типа причинно-следственной связи - связи взаимозависимости или взаимодействия, в котором каждый элемент структуры и все процессы одновременно выступают и как причина и как следствие. Система с обратной связью и ее целесообразное поведение относятся как структура и функция одного и того же объекта.».
Таким образом, характеристика обратной связи в системах социального управления обогатилась такими чертами, как целесообразное поведение системы и связь ее структуры и функций. Причем связь, способная проявляться специфически.
Говоря иными словами, в управлении внутренними делами любой объект – система поведет себя настолько целесообразно, насколько цель управления соответствует его объективным свойствам. И поведение этой системы будет настолько предсказуемо, насколько прочно окажутся связанными между собою определенные условия и инициированная ими модель социально значимого поведения. Разумеется, это уточнение в особенности касается условий, способных поддаваться целенаправленной коррекции.
Применительно к управлению внутренними делами, обратная связь способна проявляться как связь поведения гражданина и неких условий в определенной ситуации. Условия, формирующие такое поведение, могут выявляться и корректироваться милиционером сознательно именно для того, чтобы вероятность такого поведения уменьшалась или увеличивалась в аналогичных ситуациях впредь.
Кроме того, в управлении внутренними делами обратная связь способна проявляться и как связь поведения милиционера-подчиненного и неких условий в определенной ситуации. Условия, формирующие такое поведение, могут выявляться и корректироваться милиционером-начальником сознательно именно для того, чтобы вероятность такого поведения увеличивалась или уменьшалась в аналогичных ситуациях впредь.
То, что адекватно отражать обратные связи в системах управления внутренними делами возможно лишь при помощи информации – очевидно. Более того, исследователи материи социального управления, в том числе, и управления, осуществляемого в сфере правопорядка, напрямую отождествляют ее с информационным отражением взаимодействия субъекта и объекта управления, либо с каналами движения управленческой информации.
Правда, такое отождествление допустимо лишь в том случае, если речь идет именно об информации.
Существующие, в частности, в предлагаемых для изучения учебных изданиях, определения информации можно свести к особым свойствам человеческого мозга, позволяющим отражать внешний мир и добавлять знания о нем, а так же сведения характеризующие участников, процессы и результаты управляющего воздействия.
Тем не менее, уточним, что информация, сопровождающая деятельность сотрудников органов внутренних дел, должна позволять классифицировать разрешаемую ситуацию, избирать способ ее разрешения, наблюдать оформлять надлежащим образом полученный результат вмешательства.
Такова общая схема разрешения ситуаций, возникающих на любом (внешнем и внутреннем) контуре управления внутренними делами, независимо от уровня органов внутренних дел, в их общей, официальной иерархии. Как представляется, в зависимости от уровня разрешения ситуации, речь может идти лишь о характере способов обеспечения ожидаемого поведения.
Иными словами, в соответствии со своей сущностью, информация должна снимать неопределенность, предоставляя конкретные ориентиры для сотрудника органов внутренних дел при определении характера разрешаемой ситуации, избрании способа ее разрешения, и оформлении результата собственных действий.
В связи с этим, применительно к деятельности органов внутренних дел, информацию можно определить как совокупность сведений, отражающих связи между управляющим воздействием и его социально значимыми последствиями, а также – между целенаправленно изменяемыми условиями и формой ожидаемого социально значимого поведения.
Отождествление же обратных связей с формальными операциями, осуществляемыми с любыми данными, таких связей не отражающими, неприемлемо категорически, поскольку противоречит не только сущности информации, но и сущности обратных связей. Игнорирование этого обстоятельства способно подменить информационное выражение обратных связей в системах управления внутренними делами пустыми операциями с отвлеченными цифрами.
Обратные связи в управлении внутренними делами лишь настолько тождественны их информационному обеспечению, насколько информация, выражающая их, тождественна сущности того, что посредством нее отображается. Необходимость соответствия именно этому условию позволяет определить обратную связь как некую систему массивов и каналов информации, при помощи которых возможно оказывать управляющее воздействие и наблюдать его последствия.
Упрощенно, процесс управления «внутренними делами» можно представить следующим образом:
Вначале, на основе систематизированной информации об управляющих параметрах, необходимо получить знания о том, от каких условий в данной, ситуации зависит вероятность проявления конкретной модели социально значимого поведения.
Кроме того, также на основе систематизации сведений о прошлом опыте, одновременно с этим, можно получать знания и о том, какие методы управления могут выступать в роли усилительного свойства в управлении внутренними делами
Затем выяснить, существуют ли способы целенаправленной коррекции этих условий.
После чего, попытаться скорректировать эти условия так, чтобы вероятность нежелательного поведения в данной ситуации стала минимальной, а желательного поведения – максимальной. Итогом всего процесса будут наблюдение и учет полученного результата.
Последовательная реализация перечисленных составляющих процесса управления внутренними делами, позволит в итоге:
Конкретизировать представление о том, какие социальные заказы способны реально выполнять органы внутренних дел;
Классифицировать эти заказы;
Систематизировать способы (инструментарий и технологию) выполнения социальных заказов органами внутренних дел;
Определить, на основе обобщения передового опыта органов внутренних дел, модели деятельности специалистов в конкретных ситуациях.
Последовательное получение перечисленных результатов позволит, как представляется, вполне реализовать потенциал органов внутренних дел, а, кроме того, на качественно ином уровне использовать возможности вычислительной техники, обеспечивающей их деятельность.
В результате анализа прошлого опыта конкретных органов внутренних дел, обобщенного относительно конкретных ситуаций, появится возможность получения ответов на следующие вопросы:
Управляема ли данная конкретная ситуация, разрешаемая органами внутренних дел, и в каких пределах?
Какой сотрудник (служба, подразделение, орган) способен управляющее воздействие оказать?
Какие силы и средства необходимы для оказания управляющего воздействия в данной ситуации?
Какова наиболее рациональная технология оказания управляющего воздействия в данной ситуации?
Каковы конкретные признаки того, что ситуация изменена желаемым образом с помощью оказанного управляющего воздействия?
Одновременно с этим, неизбежно выявятся убедительные практические подтверждения преимуществ организации социально значимого поведения людей не столько посредством официальной регламентации их волевого начала, сколько посредством формирования внутренней установки человека на выбор определенной модели социально значимого поведения под влиянием определенных, целенаправленно скорректированных условий.
В существующем ныне варианте, выражающая обратные связи в управлении внутренними делами, аналитическая работа, проводимая службами и подразделениями милиции, позволяет получать лишь часть характеристик правопорядка. Получаемые его характеристики не вполне отражают, ни истинных условий их формирования, ни роли «милиции» в их оптимизации.
Обратные связи в системе управления внутренними делами определяются и характером существующих в ней межконтурных связей. И впрямь: вначале следует выяснить, от каких условий может зависеть поведение «гражданина», и уж затем, исходя из этого, создавать «условия, формирующие поведение милиционера».
Иначе говоря, обратные связи должны помогать субъекту управления внутренними делами всякий раз, при возникновении необходимости, отвечать на вопрос о том, возможно ли на основании обобщения прошлого опыта получить рекомендации для, разрешаемой в настоящее время, ситуации.
Большие резервы оптимизации объемов информации, выражающей обратную связь в управлении внутренними делами, кроются, по нашему мнению, в обобщении опыта получения информации об аналогичных обстоятельствах и ситуациях, встречающихся в их повседневной деятельности.
Разработка алгоритма получения информации об аналогичной обстановке и аналогичном объекте (точка снятия, последовательность получения, минимальная порция, вариации отражения данной ситуации, и ее аналогов), а также схемы увязывания получаемых сведений в единую цепочку, особенно значима в случаях, когда они отражают не все происходящие события и обстоятельства, а лишь часть из них; например, при осмотрах мест происшествия. Увязать такую информацию в единое целое и позволит обобщенный прошлый опыт. С его помощью можно систематизировать всю уже имеющуюся информацию об обстоятельствах ранее совершенных и уже раскрытых преступлений с тем, чтобы впредь легче было восстанавливать события совершенного преступления на основе фрагментов информации об обстоятельствах и применения аналогий, полученных на основе обобщения прошлой практики.
Таким же образом, возможно, классифицировать и любое поведение человека, отклоняющегося от определенных нормативных предписаний.
Обобщение аналогий позволит практике вооружиться ориентирующими информационными моделями ситуаций, необходимыми при оценке полноты, всесторонности и истинности информации, получаемой из субъективных источников.
Правда, для этой цели такую информационную модель необходимо будет дополнять тестами, позволяющими выявлять состояние лица, выступающего в роли источника субъективной информации, а также другими атрибутивными составляющими.
Профессиональная работа с информацией предполагает возможность получения на ее основе стабильного результата деятельности сотрудника, осуществляющего свою служебную деятельность. Информационное обеспечение должно, в связи с этим, представлять собою систему - единое целое, обеспечивающее нужный итог.
В литературе, рекомендованной для изучения, к элементам такой системы относят:
источник получения информации;
каналы связи и передачи информации;
средства хранения и обработки информации.
Представляется, что такая система должна содержать рекомендации по формам и способам применения накопленной информации, а также по формам и способам ее поиска, обработки, хранения, передачи.
Иными словами, подобная система должна подсказывать, когда и какую информацию возможно получить в данной ситуации, каким образом оформить ее получение, как ее хранить, как и при каких обстоятельствах использовать и куда передавать с тем, чтобы обеспечить максимально возможный эффект служебной деятельности.
Процесс распоряжения информацией является частью процесса управления. Хорошо сконструированная на основе прошлого опыта система информации должна предполагать возможность подсказки сотрудникам органов внутренних дел рациональных форм их деятельности в конкретных ситуациях.
Подобным образом организованные системы информации сопровождающей деятельность сотрудников органов внутренних дел позволят:
избегать псевдотворчества при поиске способа действий в конкретной ситуации;
применять оптимальные способы документального оформления служебной деятельности;
отделить истинно творческие операции от технических действий;
применять единообразную технологию информационного обеспечения профессиональной деятельности;
эффективно накапливать и применять знания о прошлом опыте
Сущность принципа организации обратных связей в системах управления внутренними делами можно проиллюстрировать на условном примере.
Вначале следует выявить «определенную модель социально значимого поведения», вероятность которой следует уменьшить. Допустим, это будет статистически подтвержденная повышенная вероятность дорожно-транспортных происшествий в определенной точке города.
После чего есть смысл «сравнить ее характеристики с характеристиками внешне аналогичных по своим основным признакам точек», в которых вероятность дорожно-транспортных происшествий ничтожна.
Такое сравнение следует «продолжать вплоть до выявления расхождений», которые обязательно существуют между этими двумя точками.
Кроме того, целесообразно, в сравнении с первой точкой (повышенная вероятность ДТП), «пронаблюдать вначале точку, внешне отличающуюся от нее по определенным характеристикам, но сходную с нею в основном признаке» – повышенной вероятности ДТП.
И такое сравнение следует продолжать, наоборот, до выявления сходных характеристик.
Затем останется «пронаблюдать точку, отличную от исходной по всем основным параметрам», не исключая и степень вероятности ДТП. Если этот этап наблюдения не выявит сходства этих точек ни по одному из совпадавших и не совпадавших при прежних сравнениях параметров, можно с уверенностью предположить, что в результате таких сравнений будут выявлены управляющие параметры – конкретные условия, наличие которых увеличивает (уменьшает) вероятность дорожно-транспортных происшествий в этих точках.
Затем останется «выявить в городе все точки, характеризующиеся наличием условий, совокупность которых повышает вероятность» ДТП, и, не ожидая пока эта связь подтвердится, скорректировать эти условия. Это как раз и будет конкретная попытка создать меню для «нашего ранее упоминавшегося официанта».
Пример намеренно упрощен, но автору с группой других исследователей удалось получить подтверждающие этот пример результаты, при изучении «точек, в которых повышена вероятность совершения грабежей» в одном из районов города Тюмени, в результате исследования информации об этом за десять лет подряд.
Особенно интересно было то, что в случаях выявления и привлечения грабителя к ответственности, «освободившуюся точку» занимал другой «джентльмен удачи», вовсе не знакомый со своим «предшественником».
Кстати, аналогичные результаты были опубликованы М. Куссоном, в уже упоминавшейся нами работе. Это выяснилось уже после того, как наши результаты были получены.
«Единицей наблюдения» в таких исследованиях, а в перспективе, создания обслуживающих повседневную практику баз данных, объективно «выступает конкретная ситуация».
И характеризующим ситуацию, а так же и ее аналоги, совокупным признаком является «изоморфизм социально значимого поведения», обусловленного ею.
Иначе говоря, в результате такого сравнения, устанавливается «строго очерченная совокупность свойств, по отношению к которым, данные множества (ситуации) тождественны».
Одним из обязательных требований осуществления управляющего воздействия на систему «внутренние дела» является доступность условия для управляющего воздействия.
Оно позволяет наблюдать и эмпирически подтвердить, что управляющее воздействие способно предсказуемо влиять на свойства элемента системы «внутренние дела, подвергнутого целенаправленному воздействию.
На основании организованных таким образом обратных связей, поле профессиональной деятельности милиционера любого уровня может быть представлено в виде совокупности ситуаций, требующих разрешения, выявленных и систематизированных на основании обобщения прошлого опыта, а так же соответствующей ей совокупности способов разрешения каждого типа ситуаций, выявленной и систематизированной так же на основании прошлого опыта.
Представляется, что одной из главных перспектив совершенствования информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел, может выступить реализация возможности осуществления в автоматическом режиме:
классификации ситуации, требующей вмешательства;
избрания способа разрешения возникшей ситуации;
оценки вида результата управляющего воздействия.
Следует подчеркнуть, что аналитическая работа, проводимая органами внутренних дел, вполне отвечает своему предназначению лишь тогда, когда ее результатом является ответ на три вопроса:
во-первых, находится ли ситуация, нуждающаяся в разрешении, в пределах функциональных возможностей органов внутренних дел;
во-вторых, каковы формы реализации функциональных возможностей органов внутренних дел, приемлемые для разрешения данной ситуации, в частности, какова наиболее эффективная из них;
в-третьих, что и каким образом следует скорректировать, чтобы впредь вероятность возникновения аналогичных ситуаций во всех ее проявлениях была бы минимальной.
Для получения ответа на вопрос о том, отвечает ли своему предназначению аналитическая работа, проводимая органами внутренних дел, необходимо также знать:
каким предполагается социально значимое поведение людей в обеспечиваемой данным подразделением (службой, сотрудником) сфере;
какие условия и обстоятельства способны это поведение формировать;
поддаются ли эти условия и обстоятельства коррекции со стороны органов внутренних дел;
имеется ли необходимость в такой коррекции;
каким образом следует оформить оказание корректирующего воздействия.
Для того чтобы выделить условия и обстоятельства, имеющие значение для управления внутренними делами в конкретной ситуации, достаточно обратиться к прошлому опыту, систематизировать и единообразно описать его.
На основе обращения к прошлому опыту, в принципе возможно выявление приемов оказания целенаправленного воздействия на определенные условия и обстоятельства с целью формирования желаемой модели поведения в конкретной ситуации.
В связи с этим, в новом свете предстанет проблема документального сопровождения деятельности правоохранительных органов и, в частности, оперативных и следственных подразделений. На основе прошлого опыта будет возможно оптимизировать:
а) объем и структуру процессуальных документов;
б) процесс фиксации собранных доказательств;
в) перечень документов, включенных в конкретные материалы проверок и расследований.
В более отдаленной перспективе на основания обобщения прошлого опыта станет возможно с гораздо большей точностью оценивать информацию, содержащуюся в устных показаниях.
Кроме того, можно будет достаточно четко определить и критерии эффективности деятельности правоохранительных органов. Она может варьироваться от непринятия конкретных мер в типичной и разрешаемой, с точки зрения прошлого опыта, ситуации, до нахождения решения при обстоятельствах, не имеющих аналогов в прошлом.
Разумеется, в результате обобщения прошлого опыта неизбежно будут выявлены ситуации, в которых условия и обстоятельства, формирующие противоправное поведение, объективно не поддаются целенаправленной коррекции вообще или на данном этапе развития общества. Выделение и классификация таких ситуаций избавит правоохранительные органы от необоснованных упреков, часто высказываемых в их адрес.
Выявление всех условий и обстоятельств, способных сформировать противоправное поведение, во всех ситуациях вряд ли возможно. Однако вполне возможно достижение такого результата для данного, конкретного типа ситуаций. Это позволит предметно судить об эффективности деятельности правоохранительных органов и пределах их возможностей.
Представляется, что такой подход к организации обратных связей в управлении внутренними делами, способен открыть новые перспективы и в раскрытии уже совершенных преступлений. И, прежде всего, в результате получения статистически обоснованных моделей поведения правонарушителя не только во время совершения преступления, но и накануне, а также после его совершения.
Увязывая эти стадии поведения правонарушителя между собою, а также с теми условиями и обстоятельствами, в которых оно формируется, можно в принципе так научиться их корректировать, что под их влиянием поведение правонарушителя будет приобретать определенную форму, которую можно рассматривать как основание для реагирования на него со стороны правоохранительных органов.
Подобным же образом возможна организация доказательственного обеспечения в процессе реализации оперативных материалов и расследование конкретных уголовных дел.
Представляется, что попытка осуществления предлагаемого подхода к организации обратных связей в управлении внутренними делами позволит отчетливее увидеть истинные возможности правоохранительных органов, а также вскрыть проблемы обеспечения эффективности их деятельности с тем, чтобы предметно и конкретно их разрешать.
Организованное подобным образом обеспечение обратной связи в управлении внутренними делами в процессе аналитической работы органов внутренних дел позволит:
во-первых, четче формировать задачи для каждого специалиста;
во-вторых, эффективнее использовать силы и средства ОВД;
в-третьих, накапливать и систематизировать опыт разрешения конкретных ситуаций, возникающих в деятельности ОВД;
в-четвертых, обозначить пределы возможности каждого сотрудника (службы, подразделения) в разрешении конкретных ситуаций;
в-пятых, точнее оценивать эффективность деятельности органов внутренних дел.
Причем, возможным результатом такого подхода будет приведение в соответствие характера порученной работы индивидуальным возможностям каждого сотрудника органов внутренних дел.
В итоге, можно станет более конкретно обозначить поле деятельности каждой службы ОВД и открыть новые возможности взаимодействия между ними.
Гарантией качества, управленческих решений, принимаемых органами внутренних дел, может явиться массив информации, полученный на основе обобщения и систематизации прошлого опыта, о том:
какова, в сравнении с ранее встречающимися, ситуация осуществления управляющего воздействия;
какие условия и обстоятельства способны предопределить поведение людей в данной ситуации;
поддаются ли, и в каких пределах коррекции силами органов внутренних дел условия и обстоятельства, создающие данную ситуацию;
каковы формы и способы коррекции этих условий и обстоятельств;
существуют ли варианты форм и способов такой коррекции силами органов внутренних дел;
имеются ли признаки правильности или неправильности (с точки зрения обеспечения желаемого поведения людей, включенных в управленческие отношения в данной ситуации), избрания способов и форм коррекции условий и обстоятельств, формирующих ее;
имеются ли признаки, свидетельствующие о неразрешимости данной ситуации усилиями органов внутренних дел.
Создание постоянно пополняемого ориентирующего массива информации по каждому из направлений деятельности органов внутренних дел, отражающего к тому же региональные особенности, в которых они действуют, позволит обозначить пределы возможностей органов внутренних дел и повысить эффективность принятия ими решений в конкретных ситуациях.
Итогом такой работы вполне могут стать востребованные практикой правила организации базы данных, руководствуясь которыми, можно будет не только классифицировать практически любую, возникшую на практике, ситуацию, но и найти способ ее разрешения.
Правда, здесь надо иметь в виду два обстоятельства: - во- первых, в системе «правопорядок» связи между элементами носят характер корреляции ; - во вторых, общих закономерностей тут не будет. Эти закономерности будут, скорее всего, иметь локальный характер.
И впрямь, «нельзя создать теорию выигрыша в рулетку» вообще. Но можно попытаться сделать это для конкретного стола, круга и крупье.
Категория «ситуационная система» способна объективно играть роль масштаба при накоплении исходных данных для формирования базового массива информации.
Массив такой информации в идеале может представлять собою совокупность типичных, выявленных на основе обобщения прошлого опыта ситуаций, и совокупности способов их разрешения, выявленной тем же способом.
На внешнем контуре «внутренних дел» – это вполне может стать формированием базы данных по признаку изоморфизма поведения «гражданина» в «типичной ситуации», а на внутреннем – по признаку изоморфизма поведения « милиционера» в типичной ситуации.
Организованная в соответствии с приведенной теоретической схемой, аналитическая работа, проводимая милицией, позволит выявить «истинные связи, существующие между контурами системы» «внутренние дела», а так же определить истинные возможности «милиции» по оптимизации ее характеристик.
Таким образом, всякое управление в системе «внутренние дела» может осуществляться только посредством целенаправленной коррекции условий, способных предсказуемо влиять на ситуационно проявляющиеся модели социально значимого поведения. Эти связи нельзя «придумывать», – их можно только выявлять, причем с максимальным учетом региональных особенностей. В связи с этим, обратной связью может являться лишь система информации, способная адекватно выразить суть управления внутренними делами.
Характеристика правопорядка, получаемая на основе распространенных нынче на практике методов, не может являться полной», даже, несмотря на то, что в этом направлении получены заслуживающие всякого уважения результаты.
Более того, такая характеристика способна искажать представления о способах его оптимизации и роли милиции в реализации этих способов. Фактически, применение таких методов позволяет исследовать лишь внутренний контур системы.
В связи с этим, и есть смысл говорить об уточнении информационных характеристик «внутренних дел», при помощи которого можно избежать отмеченных недостатков нынешней аналитической работы.
Систематическое накопление сведений об уже проявившихся таких связях (накопление прошлого опыта) позволит (при наличии определенным образом организованной базы данных) вполне уверенно предсказывать вероятность определенного системного качества в зависимости от характера оказанного на один из элементов системы «правопорядок» воздействия.
Тем самым, точнее будет проявляться и характер взаимодействия прочих элементов системы «внутренние дела», влияя в итоге и на проявление ее «системного качества» (в нашем исследовании – это ситуационно обусловленное социально значимое поведение).
Уточнение перечня характеристик правопорядка позволит с большей точностью оценивать меру его управляемости.
Именно такой характер организации обратных связей предопределяется и выводами исследований сущности субъекта и объекта управления системы «внутренние дела».
Субъект управления, с помощью подобной организации обратной связи в системе «внутренние дела», получит возможность «более точно оценивать, - разрешаема ли в принципе возникшая ситуация».
Он так же получит возможность с большей точностью оказывать «воздействие именно на то условие, коррекция которого обеспечила бы максимальную вероятность наиболее предпочтительного для общества поведения» в данной ситуации.
Он так же получит возможность провести эту коррекцию, опираясь на обобщенный прошлый опыт, оптимальным способом.
Поиск изоморфизма в сфере управления правопорядком ведется и сейчас. Например, в качестве вариантов такового предлагаются: способ совершения преступления, наличие прежней судимости, и т.д. Однако ожидать от таких поисков результатов, устраивающих теорию и практику, вряд ли стоит. И в основном, потому, что такие признаки не охватывают истинных связей элементов, существующих в системе внутренние дела.
.Способ выявления условий, снижающих вероятность совершения конкретного преступления или правонарушения, един - сравнение ситуаций.
При накоплении определенного объема сведений, концентрация определенных условий на определенной территории будет способной послужить определенным сигналом для органов внутренних дел.
Но: это не призыв ставить милиционера повсюду, где есть высокая вероятность противозаконного посягательства на социально значимое благо.
Более перспективным, во всех отношениях, представляется выявление условий, увеличивающих вероятность противоправного поведения (доступность чужого имущества), а затем их устранение или коррекция с тем, чтобы они повышали «цену» совершения правонарушений, уменьшая тем самым вероятность их совершения.
Объект управления с помощью организованных таким образом обратных связей в управлении внутренними делами будет отчетливо наблюдаться как ситуационно проявляющаяся система.
Его можно будет классифицировать и как совокупность условий, формирующих конкретную модель социально значимого поведения.
Объект управления может быть представлен, в связи с этим, совокупностью ситуаций, систематизированных по своему характеру и сопоставленных с характером способов их разрешения.
В сущности, организация обратных связей, - это их выявление и систематизация в виде конечной совокупности ситуаций и соответствующей ей конечной совокупности способов разрешения каждой ситуации.
Представляется, что эффективность организованной таким образом обратной связи повысится, если будут обеспечены:
«единый язык описания ситуаций и способов их разрешения»;
«единый алгоритм строения ситуаций и способов их разрешения»;
«ситуационный изоморфизм поведения» (как гражданина, так и милиционера), положенный в основу классификации ситуаций и способов их разрешения;
«постоянное пополнение массива ситуаций» и способов их разрешения.
«критерии пополнения общего массива» новыми ситуациями и новыми способами их разрешения, а так же критерии классификации разрешаемых ситуаций и выбора способа разрешения конкретной ситуации.



ОГЛАВЛЕНИЕ