<< Пред. стр.

стр. 3
(общее количество: 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Разрешая подобные дела, суд указывал: исходя из смысла п. 1 ст. 101, пп. 7 п. 1 ст. 21
Налогового кодекса плательщик, независимо от того, в какой форме в отношении него
осуществляется налоговый контроль (выездной или камеральной), имеет право присутствовать
при рассмотрении материалов проверки и представлять свои объяснения и возражения. Данная
позиция изложена в Определении Конституционного Суда РФ от 12 июля 2006 г. N 267-О. По
мнению Конституционного Суда РФ, "как название так и содержание ст. 101 НК РФ
свидетельствуют о том, что ее положения распространяются на производство по делам о
правонарушениях, выявленных в ходе как выездных так и камеральных налоговых проверок.
Следовательно, налоговый орган заблаговременно извещает плательщика о дате и месте
рассмотрения материалов не только выездной, но и камеральной проверки" (см., например,
Постановления ФАС МО от 1 февраля 2007 г. N КА-А40/13300-06-1,2; от 16 января 2007 г. N КА-
А40/13321-06; от 27 июля 2005 г. N КА-А41/6243-05 и пр.).
Согласно ст. 100 Налогового кодекса итоговым документом любой налоговой проверки
является акт. По выездным проверкам инспектор обязан составить также справку. С 1 января 2007
г. Налоговый кодекс четко регламентирует содержание справки и акта налоговой проверки. В
справке обязательно должны быть зафиксированы предмет проверки и сроки ее проведения. Акт
налоговой проверки должен содержать следующие пункты:
- дата акта налоговой проверки (дата подписания акта лицами, проводившими данную
проверку);
- полное и сокращенное наименование либо фамилия, имя, отчество проверяемого лица
(если проводится проверка организации по месту ее филиала или представительства, то помимо
наименования организации указываются полное и сокращенное наименование проверяемого
обособленного подразделения и место его нахождения);
- фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, их должности с указанием
наименования налогового органа, который они представляют;
- дата и номер решения руководителя налогового органа о проведении выездной налоговой
проверки (только при проведении выездной проверки);
- дата представления в налоговый орган налоговой декларации и иных документов (только
при проведении камеральной проверки);
- перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки;
- период, за который проводилась проверка;
- наименование налога, в отношении которого проводилась проверка;
- даты начала и окончания проверки;
- адрес местонахождения организации или места жительства физического лица;
- сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой
проверки;


15
- документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах,
выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых;
- выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных правонарушений со
ссылками на соответствующие статьи Налогового кодекса.
Акт по результатам как выездной, так и камеральной проверки должен быть вручен
налогоплательщику под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его
получения. Если проверяемое лицо уклоняется от получения акта налоговой проверки, этот факт
отражается в акте, который отправляется налогоплательщику заказным письмом по почте.
В течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки проверяемое лицо вправе
представить в налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом либо по его
отдельным положениям в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки.
К сожалению, многие учреждения и организации не представляют возражения полагая, что
это пустая трата времени и что свои права следует отстаивать исключительно в суде.
Действительно, переубедить инспекцию довольно сложно. Но бывает и так, что налоговые органы,
ознакомившись с доводами учреждения, меняют свою точку зрения. Руководитель инспекции (его
заместитель) вправе рассматривать акт проверки, другие документы и материалы лишь по
истечении времени для подачи возражений (п. 1 ст. 101 НК РФ). После этого решение должно
быть вынесено в течение 10 дней.
Если начальник налоговой инспекции проигнорирует возражения учреждения, то можно
смело обращаться в судебные инстанции. В большинстве случаев арбитры поддержат
налогоплательщика. Так, судьи встали на сторону организации, когда выяснили, что вместе с
возражениями представлялись все необходимые документы, а инспекция их не приняла либо не
исследовала (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 27 января 2006 г. по делу N А56-
7008/2005, от 17 февраля 2006 г. по делу N А56-25696/2005; Восточно-Сибирского округа от 17
ноября 2005 г. по делу N А74-1183/05-Ф02-5692/05-С1, от 28 апреля 2005 г. по делу N А19-
21860/04-30-Ф02-1745/05-С1). Как видим, практика показывает, что возражения подавать все-таки
нужно.
Поскольку форма акта разногласий законодательно не определена, он составляется
произвольно. Главное, чтобы были указаны основные реквизиты плательщика и инспекции,
которая проводила проверку. А именно наименование, ИНН, КПП, адрес, время проведения
ревизии. Далее нужно указать те выводы инспекторов, с которыми налогоплательщик не согласен.
Здесь важно помнить следующее. Суть должна быть изложена по возможности на первой
странице протокола. Не стоит писать длинных текстов и перегружать их проводками и
бесконечными ссылками на законодательные нормы (можно ограничиться самыми важными).
Нужно постараться, чтобы все мысли были четко сформулированы. Если в возражении будет
слишком много пространственных рассуждений, то налоговики прочитают в лучшем случае начало
и конец. Ведь на самом деле важно только то, с чем фирма не согласна и чем обосновывает свою
позицию.
Доводы в свою пользу следует подтвердить документально. Так, если проверяющие
посчитали, что учреждение неправомерно приняло к вычету НДС, то стоит приложить копии
счетов-фактур и Книги продаж. Если есть информация об аналогичных делах в суде, то в тексте
возражений она будет к месту. Неплохо описать происшедшую ситуацию, а копию постановления
арбитров приложить к объяснению. Если дела были решены в пользу организаций, инспекторы
лишний раз подумают над тем, налагать на учреждение штраф или нет.
В соответствии с п. 73 ст. 1 Закона N 137-ФЗ ст. 101 Налогового кодекса, регламентирующая
процедуру вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки,
изложена в новой редакции. Процедура вынесения решения по результатам рассмотрения
материалов выездной налоговой проверки претерпела существенные изменения.
Редакция ст. 101 Налогового кодекса, действовавшая до вступления в силу Закона N 137-ФЗ,
содержала правовую неопределенность относительно срока вынесения решения по результатам
рассмотрения налоговой проверки.
Согласно новой редакции п. 1 ст. 101 Налогового кодекса акт налоговой проверки и другие
материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о
налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные
возражения по данному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем
руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно
быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, определенного п. 6 ст. 100 Налогового
кодекса. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Следует отметить, что этот срок применяется теперь как для камеральных, так и для
выездных налоговых проверок.
В соответствии с п. 2 ст. 101 Налогового кодекса руководитель (заместитель руководителя)
налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки


16
лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Данное лицо вправе участвовать в
процессе рассмотрения материалов проверки лично и (или) через своего представителя.
Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя),
извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой
проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за
исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем
руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.
Пунктом 3 ст. 101 Налогового кодекса установлены действия руководителя (заместителя
руководителя) налогового органа, "предваряющие" непосредственное рассмотрение материалов
налоговой проверки.
Так, перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель
(заместитель руководителя) налогового органа должен:
- объявить, кто ведет дело и материалы какой налоговой проверки подлежат рассмотрению;
- установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении. В случае неявки
этих лиц выяснить, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, и
принять решение о рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие указанных лиц
либо об отложении рассмотрения;
- в случае участия представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая
проверка, проверить полномочия этого представителя;
- разъяснить лицам, участвующим в процедуре рассмотрения, их права и обязанности.
В соответствии с новой редакцией п. 4 ст. 101 Налогового кодекса при рассмотрении
материалов налоговой проверки может быть оглашен акт налоговой проверки, а при
необходимости - и иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные
возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных
возражений не лишает это лицо (его представителя) права давать свои объяснения на стадии
рассмотрения материалов налоговой проверки.
При рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются представленные
доказательства. В ходе рассмотрения может быть принято решение о привлечении в случае
необходимости к участию в рассмотрении материалов свидетеля, эксперта, специалиста.
Порядок действий руководителя (заместителя руководителя) налогового органа при
рассмотрении материалов проверки установлен п. 5 ст. 101 Налогового кодекса.
Так, в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель
руководителя) налогового органа устанавливает:
- совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт налоговой проверки,
нарушение законодательства о налогах и сборах;
- образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения;
- имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение налогового
правонарушения;
- обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо
обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового
правонарушения.
Пунктом 6 ст. 101 Налогового кодекса определен правовой режим дополнительных
мероприятий налогового контроля.
В случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения
факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых
руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о
проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового
контроля.
В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются
обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения дополнительных мероприятий,
указываются срок и конкретная форма их проведения.
В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля может проводиться
истребование документов в соответствии со ст. ст. 93 и 93.1 Налогового кодекса, допрос
свидетеля, проведение экспертизы.
Таким образом, Закон N 137-ФЗ установил сроки проведения дополнительных мероприятий
налогового контроля и их содержание.
Редакция Налогового кодекса, действовавшая до вступления в силу Закона N 137-ФЗ, не
предусматривала пресекательных сроков для проведения дополнительных мероприятий
налогового контроля и не определяла их содержание.
В соответствии с п. 7 ст. 101 Налогового кодекса по результатам рассмотрения материалов
налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит
решения двух видов:
1) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

17
2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В п. 8 ст. 101 Налогового кодекса изложены требования к решениям, принимаемым по
результатам налоговых проверок.
Так, в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения
излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового
правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и
иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в
отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов,
решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные
налоговые правонарушения с указанием статей Налогового кодекса, предусматривающих данные
правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к
ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной
недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.
В решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового
правонарушения излагаются обстоятельства, послужившие основанием для такого отказа, а также
указываются размер недоимки, если эта недоимка была выявлена в ходе проверки, и сумма
соответствующих пеней.
Кроме этого, в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового
правонарушения либо в решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение
налогового правонарушения указывается срок, в течение которого лицо, в отношении которого
вынесено решение, вправе обжаловать такое решение, порядок обжалования решения в
вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу), а также наименование
органа, его место нахождения, другие необходимые сведения.
В п. 9 ст. 101 Налогового кодекса установлен правовой механизм вступления в силу решений
руководителя налогового органа, принимаемых по результатам проверки. Указанный правовой
механизм необходимо рассматривать в системной связи с механизмом подачи апелляционной
жалобы на решение руководителя налогового органа, изложенным в ст. 101.2 Налогового кодекса
(в ред. Закона N 137-ФЗ).
Так, решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и
решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения
вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении
которого было вынесено соответствующее решение.
В случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа в порядке,
предусмотренном ст. 101.2 Налогового кодекса, такое решение вступает в силу со дня его
утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части.
Лицо, в отношении которого вынесено соответствующее решение, вправе исполнить
решение полностью или в части до вступления его в силу. При этом подача апелляционной
жалобы не лишает это лицо права исполнить не вступившее в силу решение полностью или в
части.
С 1 января 2007 г. в Налоговом кодексе появилось понятие "обеспечительные меры".
Пунктами 10 - 12 ст. 101 Налогового кодекса определен механизм принятия обеспечительных мер,
направленных на исполнение решения руководителя налогового органа, принимаемого по
результатам проверки.
После вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового
правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение
налогового правонарушения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе
принять обеспечительные меры, направленные на обеспечение возможности исполнения
указанного решения, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может
затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или)
взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении.
Для принятия обеспечительных мер руководитель (заместитель руководителя) налогового
органа выносит решение, вступающее в силу со дня его вынесения и действующее до дня
исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового
правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение
налогового правонарушения либо до дня отмены вынесенного решения вышестоящим налоговым
органом или судом.
Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе отменить
обеспечительные меры и до указанного выше срока.
Обеспечительными мерами могут быть:
1) запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия
налогового органа. Предусмотренный запрет на отчуждение (передачу в залог) производится
последовательно в отношении:


18
- недвижимого имущества, в том числе не участвующего в производстве продукции (работ,
услуг);
- транспортных средств, ценных бумаг, предметов дизайна служебных помещений;
- иного имущества, за исключением готовой продукции, сырья и материалов;
- готовой продукции, сырья и материалов.
2) приостановление операций по счетам в банке в порядке, установленном соответствующей
статьей Налогового кодекса.
Приостановление операций по счетам в банке в порядке принятия обеспечительных мер
может применяться только после наложения запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества
и в случае, если совокупная стоимость такого имущества по данным бухгалтерского учета меньше
общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате на основании решения о
привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об
отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Пункт 11 ст. 101 Налогового кодекса допускает замену обеспечительных мер на иные виды
обеспечения.
Так, по просьбе лица, в отношении которого было вынесено решение о принятии
обеспечительных мер, налоговый орган вправе заменить обеспечительные меры на:
- банковскую гарантию, подтверждающую, что банк обязуется уплатить указанную в решении
о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решении об
отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения сумму
недоимки, а также суммы соответствующих пеней и штрафов в случае неуплаты этих сумм
принципалом в установленный налоговым органом срок;
- залог ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, или залог
иного имущества, оформленный в порядке, предусмотренном ст. 73 Налогового кодекса;
- поручительство третьего лица, оформленное в порядке, предусмотренном ст. 74
Налогового кодекса.
Копия решения о привлечении к ответственности за совершение налогового
правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение
налогового правонарушения, а также копия решения о принятии обеспечительных мер и копия
решения об отмене обеспечительных мер вручаются лицу, в отношении которого вынесено такое
решение, либо его представителю под расписку или передаются иным способом,
свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком соответствующего решения.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой
проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения
налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения
или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового
правонарушения.
Основаниями для отмены указанного решения налогового органа вышестоящим налоговым
органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов
налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию
руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.
Законом N 137-ФЗ внесен ряд поправок в процедуру обжалования актов налоговых органов и
действий или бездействия их должностных лиц. В основном поправки связаны с правовым
режимом апелляционного обжалования решений налоговых органов, принимаемых по
результатам налоговых проверок.
Пунктом 5 ст. 101.2 Налогового кодекса установлено, что решение о привлечении к
ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в
привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть
обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем
налоговом органе. В случае обжалования такого решения в судебном порядке срок для обращения
в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало
известно о вступлении его в силу.
Но это положение применяется к правоотношениям, возникающим с 1 января 2009 г.
В случае обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных
лиц в суд или вышестоящий налоговый орган по заявлению налогоплательщика (плательщика
сборов, налогового агента) исполнение данных актов и действий может быть приостановлено.




19
НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

Прежде чем перейти к рассмотрению основных проблем, с которыми сталкиваются
налогоплательщики, ведущие деятельность, облагаемую НДС, остановимся на общих вопросах
исчисления этого налога.
Объекты налогообложения перечислены в ст. 146 Налогового кодекса. К ним относятся
следующие операции:
- реализация товаров (работ, услуг), в том числе предметов залога, и передача товаров
(результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного
или новации, а также передача имущественных прав;
- передача товаров (работ, услуг) для собственных нужд, расходы на которые не
принимаются к вычету (в том числе и через амортизационные отчисления) при расчете налога на
прибыль;
- выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
- ввоз товаров на таможенную территорию России.
Наиболее распространенным объектам налогообложения по налогу на добавленную
стоимость является реализация товаров (работ, услуг), которая подразумевает под собой
передачу права собственности не только на возмездной, но и на безвозмездной основе. Таким
образом, не всегда НДС начисляется при продаже, налог может быть начислен, например, если
предприятие дарит сотрудникам подарки к праздникам.
Плательщиками НДС в соответствии со ст. 143 Налогового кодекса признаются организации,
индивидуальные предприниматели, лица, признаваемые налогоплательщиками налога на
добавленную стоимость (далее в настоящей главе - налог) в связи с перемещением товаров через
таможенную границу Российской Федерации.
Налоговый кодекс не содержит специальных правил обложения НДС некоммерческих
организаций, в связи с чем на практике возник вопрос, являются ли некоммерческие организации
плательщиками НДС. Официальная позиция, выраженная в Письме УМНС России по г. Москве от
13 января 2003 г. N 24-11/2490, заключается в том, что некоммерческие организации признаются
плательщиками НДС, так как никаких исключений для них ст. 143 Налогового кодекса не делает.
Кроме того, на практике нередко возникал вопрос о том, уплачивают ли физические лица
НДС при сдаче имущества в аренду. По данной проблеме существует две точки зрения.
Официальная позиция налоговых органов заключается в том, что отсутствие статуса
предпринимателя не является основанием для неуплаты НДС, если в действиях лица есть
признаки предпринимательской деятельности. Минфин России придерживается противоположной
точки зрения: арендодатель - физическое лицо, не являющееся предпринимателем, не может
быть плательщиком НДС.
В Письмах МНС России от 23 июня 2003 г. N 03-1-08/1920/16-Ч127 и от 13 мая 2004 г. N 03-1-
08/1191/15@ говорится о том, что если налоговый орган сможет доказать в суде, что деятельность
физического лица содержит признаки предпринимательской деятельности, то услуги по
предоставлению в аренду имущества физическим лицом, подпадающим под определение
индивидуального предпринимателя, установленное ст. 11 Кодекса, признаются объектом
налогообложения НДС независимо от количества объектов, находящихся в собственности у
данного физического лица.
Из анализа ст. ст. 11 и 143 Налогового кодекса следует, что налогоплательщиками НДС
признаются не только индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в установленном
порядке, но и все физические лица, фактически осуществляющие предпринимательскую
деятельность (пусть даже и без соответствующей государственной регистрации).
В связи с этим следует напомнить, что согласно ст. 2 ГК РФ предпринимательской является
самостоятельная, направленная на систематическое получение прибыли от пользования
имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг деятельность. Следует
отметить, что понятие "систематическое" в ГК РФ не определено.
Исходя из сказанного, по мнению налоговых органов, сдача в аренду имущества всеми
физическими лицами подпадает под определение "систематическая предпринимательская
деятельность". В связи с этим получаемые арендаторами доходы должны облагаться не только
НДФЛ, но и НДС.
Представляется, что основная проблема состоит в доказательной базе. Представить
надлежащие доказательства того, что физическое лицо является фактическим
предпринимателем, само по себе затруднительно, а уж доказать, что оно систематически сдает в
аренду недвижимость, будет еще сложнее. Вероятно, этим объясняется отсутствие судебной
практики по рассматриваемому вопросу.
Особо хотелось бы остановиться на вопросах применения налоговых льгот при исчислении и
уплате НДС. Глава 21 Налогового кодекса, посвященная исчислению и уплате НДС, не содержит


20
как такового понятия "налоговые льготы по НДС". Статья 149 Налогового кодекса устанавливает
перечень операций, не подлежащих налогообложению.
Не подлежит налогообложению передача ряда товаров на территории РФ, например
важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники; протезно-ортопедических изделий,
сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним; технических средств, включая
автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для
профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов; очков (за исключением
солнцезащитных), линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных); товаров,
помещенных под таможенный режим магазина беспошлинной торговли и пр.
Не облагается НДС ряд услуг, в частности услуги по содержанию детей в дошкольных
учреждениях, услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего
пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного), ритуальные услуги, услуги в сфере
образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-
производственного или воспитательного процесса, некоторые услуги, оказываемые учреждениями
культуры и искусства услуг в сфере культуры и искусства, услуги аэропортов РФ и пр.
При применении установленных ст. 149 Налогового кодекса налоговых льгот у ряда
налогоплательщиков возник вопрос, имеет ли значение для применения льгот по ст. 149
Налогового кодекса присвоение налогоплательщику соответствующих статистических кодов.
Налоговый кодекс не содержит разъяснений по данному вопросу.
Однако, по мнению налоговых органов, для применения льготы имеет значение присвоение
соответствующих статистических кодов. Подобный вывод изложен в Письме Управления ФНС
России по г. Москве от 6 февраля 2007 г. N 19-11/10261. В данном Письме анализируется
ситуация, связанная с освобождением от обложения НДС услуг, оказываемых в сфере культуры и
искусства.
Разъясняя возможность применения налоговых льгот, УФНС указывает, что "если услуги в
сфере культуры и искусства оказывают организации, имеющие в качестве структурных
подразделений библиотеку, музей, клуб и другое, то освобождение от НДС предоставляется при
наличии у организации раздельного учета операций, облагаемых и не облагаемых НДС, и
соответствующего кода ОКОНХ, а также кода Общероссийского классификатора видов
экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), введенного с 1 января 2003 г. вместо
ОКОНХ на основании Постановления Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст".
Следуя указанной логике, можно сделать вывод, что, не имея соответствующих кодов
статистики, организация лишается права применения налоговой льготы.
Подобная практика представляется порочной, поскольку, имея по существу законное право
на использование налоговых льгот, субъект лишается возможности их использования только на
формальных основаниях.
Поддерживает налогоплательщиков в этом вопросе и арбитражная практика.
Так, в Постановлении ФАС Уральского округа от 23 мая 2007 г. N Ф09-3743/07-С2 по делу N
А76-23819/06 суд признал необоснованной ссылку налогового органа на отсутствие у
налогоплательщика соответствующих кодов ОКОНХ и ОКВЭД как на основание для отказа
плательщику в применении названной льготы. По мнению суда, налоговое законодательство не
связывает право на применение указанной льготы с присвоением организации данных кодов
ОКОНХ и ОКВЭД.
Аналогичные выводы содержат Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 16 января
2006 г. N А79-3814/2005; ФАС Западно-Сибирского округа от 12 апреля 2006 г. N Ф04-
1327/2006(21181-А27-6) по делу N А27-29948/2005-6; ФАС Западно-Сибирского округа от 20 марта
2006 г. N Ф04-1854/2006(20777-А27-40) по делу N А27-27927/2005-2.
Таким образом, по вопросу предоставления налоговых льгот арбитражные суды четко
сформулировали позицию, согласно которой налоговым законодательством не предусмотрено, что
отсутствие соответствующих кодов влечет отказ в предоставлении налоговой льготы.

<< Пред. стр.

стр. 3
(общее количество: 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>