<< Пред. стр.

стр. 7
(общее количество: 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

позволяет отнести одни и те же затраты к разным группам расходов. Право выбора в таких
случаях законодательство оставляет за налогоплательщиком. Это неоднократно признавали как
сами инспекторы (Письмо УФНС России по г. Москве от 4 марта 2005 г. N 20-12/14619б), так и
арбитражные судьи (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 2 мая 2006 г. N А33-
21067/05-Ф02-1877/06-С1). Следовательно, налогоплательщик, изготовивший или приобретший
рекламную конструкцию, вправе сам решить, в какой именно группе расходов учесть ее стоимость.
Кроме того, чтобы не доводить дело до суда, можно критически подойти к оформлению
документов.
Ведь именно на основании того, что конкретно в них написано, во многих случаях и зависит,
соответствует ли имущество признакам основного средства, и если да, то в течение какого срока
вы будете его списывать. Во-первых, может быть занижен срок службы оборудования. В
Классификации основных средств упомянут только один вид имущества, под который может
подпасть рекламная установка. Это "электрифицированная рекламная конструкция", которая
входит в пятую группу Классификации. Если оборудование не подходит под это определение, то
срок его службы можно установить на основании информации, указанной в технической
документации. Либо на основании рекомендаций организации-изготовителя (п. 5 ст. 258 НК РФ).
Соответственно, если в документации прописан соответствующий срок службы имущества, в
течение этого срока и можно амортизировать его стоимость. Кроме того, этот срок может и не
превысить 12 месяцев. В этом случае имущество и вовсе не будет считаться амортизируемым.
Во-вторых, имущество может быть разбито на несколько частей. Если рекламная
конструкция состоит из нескольких частей с существенно различающимися сроками службы, то
каждую из этих частей можно учесть как самостоятельный инвентарный объект (п. 6 ПБУ 6/01). Не
исключено, что стоимость хотя бы одного из этих объектов составит не более 10 000 руб. А значит,
для целей налогового учета такое имущество не будет являться основным средством.
Вывески и указатели, которые не содержат рекламной информации, к рекламному
оборудованию отнести нельзя. Кроме того, не являются рекламными вывески и стенды со
сведениями, которые фирма обязана сообщать потребителям по закону.
Вопрос о том, каким образом нужно учитывать оборудование, содержащее такую
информацию, тоже неоднозначен.
Информационные вывески, стоимость которых превышает 10 000 руб., а срок полезного
использования - более 12 месяцев, налоговые органы считают основными средствами, требуют,
чтобы их стоимость налогоплательщики списывали через амортизацию.
Однако с этим можно поспорить. Так, судьи Федерального арбитражного суда Поволжского
округа в Постановлении от 9 июня 2005 г. N А55-9804/04-43 отказались признать основным
средством вывеску с наименованием компании. При этом они обратили внимание сотрудников
налоговой инспекции на то, что основными средствами в п. 1 ст. 257 Налогового кодекса названа
"часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации
товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией". Объяснить, каким
из вышеуказанных "средств труда" является фасадная вывеска, налоговые инспекторы не смогли.
Все это привело судей к выводу о том, что вывеска с названием фирмы не является
основным средством. А значит, фирма не должна списывать ее стоимость через амортизационные
отчисления.
Налогоплательщики, которые производят или продают товары (оказывают услуги,
выполняют работы) для граждан, могут учесть затраты на вывески в прочих расходах на

41
производство и реализацию. Для этого в п. 1 ст. 264 Налогового кодекса предусмотрен пп. 20. В
нем поименованы расходы "на публикацию и иное раскрытие" информации, доводить которую до
общественности требует закон.
Такой информацией, в частности, является фирменное наименование и адрес продавца (или
изготовителя), а также сведения о режиме его работы. Указывать эти сведения продавцы и
изготовители обязаны именно на вывесках. Причем размещать вывески они должны не только в
местах своей постоянной работы, но и в любых временных помещениях, при торговле на
ярмарках, с лотков и т.п.
Таким образом, учесть затраты на информационные вывески при налогообложении прибыли
розничные предприятия могут в полной сумме - в периоде, в котором они возникли (ст. 272 НК РФ).
Компании, деятельность которых не связана с розницей, размещать сведения о себе на
вывесках по закону не обязаны. Однако, по мнению судей, эта практика является
"общераспространенной" и "соответствует сложившимся на территории России обычаям делового
оборота" (Постановление ФАС Поволжского округа от 9 июня 2005 г. N А55-9804/04-43). Такое
предназначение вывесок позволяет учесть затраты на них в составе "других" прочих расходов,
связанных с производством и реализацией (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Естественно, при условии,
что они соответствуют всем требованиям, установленным в п. 1 ст. 252 Налогового кодекса. То
есть являются обоснованными, документально подтвержденными и связанными с деятельностью,
направленной на получение дохода.
Мы рассмотрели далеко не все виды споров, связанных с признанием обоснованности тех
или иных расходов. На практике этих споров гораздо больше. Налоговые органы проявляют
большую изобретательность в формулировании и обосновании своих претензий. Однако
налогоплательщику следует знать, что во многих ситуациях у него есть реальная возможность
отстоять свою правоту в суде.




42
НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) существовал на протяжении всего развития
отечественной налоговой системы. И, как ни странно, на практике он вызывает не меньше
вопросов, чем исчисление НДС или налога на прибыль. Разве что налоговые последствия могут
оказаться не столь значительными для бюджета.
Плательщиками НДФЛ являются физические лица - налоговые резиденты и налоговые
нерезиденты. Причем первые платят налог с доходов, полученных от источников как в России, так
и за ее пределами, а вторые - только с доходов, полученных от источников в России (ст. 209 НК
РФ).
Достаточно часто на практике возникает вопрос с налогообложением доходов иностранных
сотрудников, которых все чаще привлекают российские организации. Порядок удержания НДФЛ с
заработной платы сотрудника-иностранца зависит от трех обстоятельств. Во-первых, от того,
является ли иностранец налоговым резидентом. Во-вторых, является ли местом его работы
территория РФ или территория иностранного государства. В-третьих, имеется ли договор об
устранении двойного налогообложения между Россией и тем государством, гражданином которого
является сотрудник-иностранец.
К налоговым резидентам относятся физические лица, которые фактически находятся на
территории РФ не менее 183 дней в течение 12 месяцев, следующих подряд (п. 2 ст. 207 НК РФ).
Период нахождения иностранца в России не прерывается на период его выезда за пределы РФ
для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения. При подсчете 183 календарных
дней другие периоды нахождения за пределами РФ независимо от цели выезда (выполнение
трудовых обязанностей или семейные обстоятельства) не учитываются (Письмо Минфина России
от 15 июня 2007 г. N 03-04-06-01/189).
Подсчет необходимого срока начинается со дня, следующего за днем въезда иностранца на
территорию России (ст. 6.1 НК РФ). Следовательно, день въезда иностранца в страну при
подсчете не учитывается, а день отъезда за пределы РФ включается в количество дней
фактического нахождения в России (Письма УФНС России по г. Москве от 31 января 2007 г. N 28-
11/008420 и от 11 июля 2006 г. N 28-11/60721).
Если по итогам 2006 г. работник имел статус налогового резидента, то этот статус
сохраняется и в течение января 2007 г. Ведь организация должна учитывать любой непрерывный
12-месячный период, в том числе начавшийся в одном налоговом периоде (календарном году) и
продолжающийся в другом (Письмо Минфина России от 19 марта 2007 г. N 03-04-06-01/74).
Статус иностранного сотрудника следует определять на дату выплаты дохода, то есть на
последний день месяца, за который сотруднику начислен доход (Письмо Минфина России от 16
марта 2007 г. N 03-04-07-01/30).
Если в течение налогового периода (например, за шесть месяцев) число дней пребывания
сотрудника в России достигло 183, статус налогового резидента такого сотрудника по итогам
данного налогового периода измениться уже не может (Письма Минфина России от 29 марта 2007
г. N 03-04-06-01/94 и N 03-04-06-01/95). Поэтому проверка статуса в дальнейшем не имеет смысла.
Если по итогам года физическое лицо будет признано налоговым резидентом РФ, то на начало
следующего налогового периода указанный сотрудник также будет признаваться налоговым
резидентом РФ (Письмо Минфина России от 18 июня 2007 г. N 03-04-06-01/191).
Доходы налоговых резидентов в виде оплаты труда облагаются по ставке 13 процентов, а
доходы лиц, не имеющих такого статуса, - по ставке 30 процентов без применения налоговых
вычетов (ст. 224 НК РФ). По истечении 183 календарных дней начинает действовать налоговая
ставка 13 процентов.
Письмом Минфина России от 30 июня 2005 г. N 03-05-01-04/225 разъяснено, что доходы
иностранных граждан, нанимаемых организацией для выполнения трудовых обязанностей на
территории Российской Федерации, подлежат налогообложению по ставке 30 процентов. При этом
в случае изменения их налогового статуса необходимо произвести перерасчет сумм налога на
доходы физических лиц по таким доходам с начала календарного года по ставке 13 процентов.
Для применения налоговой ставки 13 процентов для иностранных граждан требуется наличие
заключенного с ними трудового договора сроком более чем на 183 дня.
Суммы налога, которые были излишне удержаны налоговым агентом в период применения
ставки 30 процентов, могут быть:
- зачтены в счет будущих платежей по НДФЛ;
- возвращены иностранному работнику.
Налоговым кодексом не установлен перечень документов, подтверждающих фактическое
нахождение иностранных лиц на территории РФ. По мнению специалистов финансового
ведомства, время нахождения иностранного работника на территории России может
подтверждаться:


43
- отметками пропускного контроля в заграничном паспорте о днях въезда в Россию и выезда
из нее (Письмо Минфина России от 16 мая 2006 г. N 04-2-05/3);
- справкой с прежнего места работы, содержащей сведения из табелей учета рабочего
времени, справкой о проживании из гостиницы (Письмо Минфина России от 25 августа 2006 г. N
03-05-01-04/251).
Если отметки в загранпаспорте отсутствуют, то в качестве доказательства нахождения на
территории РФ иностранец может предъявить любые другие документы, подтверждающие
фактическое количество дней пребывания в РФ. Если сотрудник не подал заявление о зачете или
возврате НДФЛ, то излишне удержанную сумму налога организация возвращать не обязана (см.
Постановления ФАС Северо-Западного округа от 7 декабря 2004 г. по делу N А66-5941/2004 и от
15 декабря 2003 г. по делу N А44-2016/03-С3).
Часто организации заключают с иностранными гражданами долгосрочный трудовой договор,
срок действия которого превышает 183 календарных дня. В этом случае возникает вопрос: можно
ли на основании личного заявления о предполагаемом сроке нахождения на территории РФ
признать сотрудника налоговым агентом и удерживать НДФЛ по ставке 13 процентов? Ведь тогда
не нужно будет делать перерасчет суммы удержанного налога, а можно сразу рассчитать его
правильно.
По мнению специалистов Минфина России, налоговый статус физического лица
определяется в соответствии с фактическим временем нахождения на территории РФ,
подтвержденным документально. Определение налогового статуса исходя из предполагаемого
срока нахождения на территории России Налоговым кодексом не предусмотрено (Письма от 25
июня 2007 г. N 03-04-06-01/200 и от 13 июня 2007 г. N 03-04-06-01/185).
Исключением из этого правила являются граждане Республики Беларусь. Они признаются
налоговыми резидентами РФ с даты вступления в силу трудового договора, который
предусматривает выполнение работы на территории России не менее 183 календарных дней в
течение 12 следующих подряд месяцев (Письма ФНС России от 26 октября 2005 г. N ВЕ-6-
26/902@, УФНС России по г. Москве от 30 ноября 2006 г. N 18-11/3/104917). Стандартные
налоговые вычеты предоставляются в том же порядке, что и российским гражданам.
Как уже сказано, при расчете НДФЛ имеет значение, где работает иностранец - на
территории РФ или на территории зарубежного государства. В первом случае считается, что он
получает доходы от источников в России (пп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ), а во втором - от источников,
находящихся за пределами РФ (пп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ).
Доходы, полученные от российских источников, облагаются НДФЛ как у налоговых
резидентов, так и у тех лиц, которые не имеют подобного статуса. Доходы от источников,
находящихся за пределами РФ, подлежат обложению, только если они выплачиваются резиденту
РФ.
Объектом налогообложения является доход. Причем облагаемый доход лица может быть
уменьшен на существующие налоговые вычеты. Это своеобразный аналог налоговых льгот.
Вычеты представляют собой определенный процент необлагаемой суммы. Глава 23 Налогового
кодекса предусматривает наличие стандартных, социальных, профессиональных и
имущественных налоговых вычетов.
Стандартный вычет предоставляется каждому плательщику в размере 400 руб. до того
месяца, пока его доход нарастающим итогом не превысил 20 000 руб. Есть, правда, стандартные
вычеты и в большей сумме для определенных категорий лиц, в частности участников войн, лиц,
участвующих в ликвидации последствий на чернобыльской АЭС и пр. (ст. 218 НК РФ). Социальные
вычеты предоставляются налогоплательщику в случае, если он осуществлял благотворительную
деятельность, а также обучался или лечился в медицинских учреждениях. Профессиональный
вычет предоставляется предпринимателям и предполагает возможность уменьшения полученного
ими дохода на расходы по перечню, аналогичному гл. 25 Налогового кодекса. Кроме того, этот
вычет предоставляется лицам, создающим произведения литературы, искусства и пр.
Имущественные налоговые вычеты предоставляются лицам, продавшим имущество, а также
приобретшим квартиру, дом, комнату.
В настоящее время все больше покупателей жилья обращаются за имущественным
налоговым вычетом.
Имущественный вычет - это сумма, которая уменьшает налогооблагаемый доход покупателя
или строителя собственного жилья. Право на получение такого вычета предусмотрено в пп. 2 п. 1
ст. 220 Налогового кодекса.
Вычет могут получить только плательщики налога на доходы физических лиц. Это означает,
что на льготу не имеют права малолетние дети, студенты, пенсионеры и неработающие инвалиды,
на которых оформлено жилье. Пенсии и стипендии налогом на доходы физических лиц не
облагаются (п. п. 2 и 11 ст. 217 НК РФ). Если школьник, студент или пенсионер работают и
получают зарплату, они могут претендовать на получение имущественного вычета.


44
Среди индивидуальных предпринимателей право на вычет имеют только те, кто платит
обычные налоги. Бизнесмены, применяющие "упрощенку" или "вмененку", в бюджет перечисляют
не НДФЛ, а единый налог. Следовательно, получить квартирный вычет они не вправе (Письмо
ФНС России от 28 февраля 2006 г. N 04-2-03/45@).
Уменьшить можно только доход, облагаемый по ставке 13 процентов, поэтому не стоит
рассчитывать на имущественный вычет при получении дивидендов, выигрышей, материальной
выгоды.
Есть и еще одно ограничение. Налоговики могут отказать в получении льготы, если квартира
приобретена у взаимозависимых лиц. Статья 20 Налогового кодекса относит к таковым граждан,
отношения между которыми могут повлиять на условия или экономические последствия их
деятельности. Например, родители, дети, супруги, опекуны, начальники, подчиненные. Однако
инспекторы едва ли сочтут взаимозависимыми даже эту категорию граждан, если цена на дом
(квартиру и т.п.) соответствует рыночной (Письмо ФНС России от 21 сентября 2005 г. N 04-2-
02/378@).
Не до конца разрешен вопрос, связанный с получением имущественного вычета при покупке
комнаты. С 1 января 2007 г. имущественный вычет полагается покупателям комнат. Но в
Федеральном законе N 144-ФЗ не уточнено, будут ли новые правила распространяться на
комнаты, приобретенные до 2007 г.
Размер вычета ограничен. Он не может быть больше 1 000 000 руб. Так, если строительство
дома обошлось покупателю в 3 000 000 руб., его облагаемый доход можно уменьшить на 1 000 000
руб. А если комната куплена за 600 000 руб., это и будет сумма вычета.
Воспользоваться имущественным вычетом можно только 1 раз (пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ).
Если работник приобрел квартиру за 900 000 руб. и воспользовался правом на имущественный
вычет, при покупке второй квартиры он не может использовать оставшуюся сумму в размере 100
000 руб. То есть речь идет о вычете по одному объекту.
Однако из этого правила есть исключение. Работники, которым имущественный вычет был
предоставлен полностью до 2001 г. на основании Закона РФ от 7 декабря 1991 г. N 1998-1 "О
подоходном налоге с физических лиц", могут получить льготу во второй раз на основании пп. 2 п. 1
ст. 220 Налогового кодекса. Причем в полном объеме (до 1 000 000 руб.). Потому что речь идет о
льготах, которые предоставляются на основании разных нормативных правовых актов (Письма
МНС России от 22 марта 2002 г. N СА-6-04/341 и Минфина России от 18 мая 2001 г. N 04-04-
06/257).
Зачастую налогоплательщики приобретают жилье в долевую или совместную собственность.
В этом случае общая сумма вычета, ограниченная 1 000 000 руб., распределяется между ними в
соответствии с долей каждого. Эту долю указывают в свидетельстве о праве собственности на
дом, квартиру или комнату. Если такой информации в документе нет, участники распределяют
доли по своему усмотрению, оформив письменное соглашение.
Налоговый кодекс гласит: имущественный вычет равен сумме, которая фактически
израсходована на новое строительство или покупку на территории России жилого дома, квартиры,
комнаты либо доли в них.
В этот перечень не входят земельные участки, дачи и садовые домики. Как отличить дом от
дачи?
В свидетельстве о праве собственности на недвижимость наряду с названием объекта
указывают его назначение. Это может быть жилое или нежилое здание, производственное,
складское, торговое помещение, дача, садовый домик. На имущественный вычет могут
претендовать только владельцы жилого дома или жилого здания. Дачникам и садоводам данная
льгота не полагается даже в том случае, если дачей является капитальное строение со всеми
удобствами, в котором будет постоянно жить семья работника. Чтобы получить право на вычет,
ему придется зарегистрировать строение как жилой дом.
Налоговый кодекс ограничивает не только величину затрат на покупку жилья, но и их
перечень. Так, в квартирный вычет можно включить расходы:
- на разработку проектно-сметной документации;
- на приобретение жилого дома (в том числе не оконченного строительством), квартиры,
комнаты или доли в них;
- на приобретение строительных и отделочных материалов;
- на работы по строительству (достройке дома) и отделке;
- на подключение к сетям электро-, водо-, газоснабжения и канализации или создание их
автономных источников.
Включить в вычет стоимость отделочных работ и материалов можно только в том случае,
если договором купли-продажи (долевого участия в строительстве) предусмотрена сдача объекта
без отделки. Если такого условия нет, получить льготу на ремонтные работы и материалы не
удастся.


45
Получить вычет можно в налоговом органе или по месту работы. При получении вычета в
ИФНС следует представить налоговую декларацию. Налоговая инспекция в течение трех месяцев
проверит декларацию и документы (п. 2 ст. 88 НК РФ). Чиновники обязаны вернуть налог в течение
месяца (п. 6 ст. 78 НК РФ). Таким образом, максимальный срок с момента обращения в ИФНС до
получения денег составляет четыре месяца.
Если инспекция не уложится в эти рамки, помимо самого налога ей придется заплатить и
пени за каждый день просрочки. Согласно п. 10 ст. 78 Налогового кодекса пени рассчитывают по
ставке рефинансирования ЦБ РФ, которая действовала в тот период.
Как видим, в этом случае вычет приходится ждать долго. Зато для людей, имеющих
несколько источников дохода (например, совместителей), это весьма удобно. Ведь вычет они
могут получить только на одном рабочем месте. А с других заработков налог на доходы придется
платить в полном объеме.
Получение вычета по месту работы позволяет существенно ускорить получение льготы,
поскольку за вычетом можно обратиться в любой момент, а не ждать окончания года. Кроме того,
новоселу не нужно заполнять многостраничную декларацию о доходах.
Однако избежать визита в налоговую инспекцию все равно не удастся. Чтобы получить
вычет на фирме, в бухгалтерию надо принести уведомление от налоговиков. Его форма
утверждена Приказом ФНС России от 7 декабря 2004 г. N САЭ-3-04/147@. В этом случае на
проверку документов чиновникам отводится 30 календарных дней (п. 3 ст. 220 НК РФ).
Особо стоит остановиться на социальных налоговых вычетах. На основании ст. 210
Налогового кодекса социальные налоговые вычеты, как и иные виды налоговых вычетов,
предоставляются физическим лицам только в отношении тех полученных в налоговом периоде (в
календарном году) от источников в Российской Федерации доходов, которые облагаются по
налоговой ставке 13 процентов. Воспользоваться правом на получение таких вычетов могут только
налогоплательщики, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации, поскольку в
отношении всех доходов, получаемых от источников в Российской Федерации нерезидентами
Российской Федерации, установлена налоговая ставка в размере 30 процентов (п. 3 ст. 224 НК
РФ).
По существу социальные налоговые вычеты отражают произведенные плательщиками
НДФЛ в течение конкретного налогового периода расходы на различные социальные цели, а
именно: на благотворительные цели, на обучение, на лечение и приобретение медикаментов. При
этом каждый из перечисленных видов расходов может учитываться наряду с другими видами
таких расходов в целях уменьшения налоговых обязательств по НДФЛ.
Социальные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщикам только на основании
их письменного заявления, которое подается вместе с налоговой декларацией по форме 3-НДФЛ
по окончании соответствующего налогового периода. Форма заявления о предоставлении
указанных вычетов нормативными документами не установлена, поэтому оно составляется в
произвольной форме. К декларации необходимо наряду с заявлением о предоставлении
социальных налоговых вычетов приложить соответствующие подтверждающие документы.
Конкретный срок подачи декларации по форме 3-НДФЛ для физических лиц, которые
представляют ее только в целях получения социальных налоговых вычетов, не установлен.
Однако следует учитывать, что заявление о возврате суммы удержанного (уплаченного) налога на
доходы, согласно п. 7 ст. 78 Налогового кодекса, может быть подано только в течение трех лет со
дня удержания (уплаты) указанной суммы НДФЛ.
Если в истекшем налоговом периоде доходы налогоплательщику выплачивались только
налоговыми агентами, то причитающаяся к уплате сумма НДФЛ с этих доходов должна быть
удержана и перечислена в соответствующий бюджет налоговыми агентами, которые являются
источниками выплаты этих доходов. В таком случае получение налогоплательщиком социальных
налоговых вычетов означает возврат ему из бюджета удержанных налоговыми агентами сумм
НДФЛ. Следовательно, налогоплательщику необходимо одновременно с заявлением о
предоставлении социальных налоговых вычетов подать и заявление о возврате (частичном или
полном) удержанных в данном налоговом периоде сумм налога. Оба этих заявления могут быть
написаны на одном бланке. При этом возможность получения указанных вычетов у своего
работодателя (налогового агента) в порядке, аналогичном получению имущественного налогового
вычета в связи с приобретением или строительством жилья, ст. 219 Налогового кодекса не
предусмотрена.
Сумма налогов, излишне удержанная с выплат, произведенных налоговыми агентами, или
уплаченная непосредственно самим налогоплательщиком, согласно п. 6 ст. 78 Налогового
кодекса, подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного
месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Вместе с тем ст. 88 Налогового
кодекса предусмотрено, что в отношении представленной налоговой декларации и
подтверждающих документов налоговым органом проводится камеральная налоговая проверка в
течение трех месяцев. Поэтому срок, указанный в п. 6 ст. 78 Налогового кодекса, начинает

46
исчисляться не ранее, чем с момента завершения этой проверки. Таким образом, реальный срок
возврата излишне удержанных (уплаченных) сумм НДФЛ составляет четыре месяца со дня подачи
декларации и заявления о возврате налога.
Кроме того, следует иметь в виду, что если у налогоплательщика по каким-то причинам
имеется недоплата по НДФЛ или задолженность по пеням, начисленным по этому налогу, то
сумма излишне удержанного (уплаченного) налога направляется на зачет этих задолженностей и
только в части превышения указанных сумм возвращается налогоплательщику.
На основании п. 9 ст. 78 Налогового кодекса налоговый орган обязан сообщить в письменной
форме налогоплательщику о принятом решении о возврате сумм излишне удержанного
(уплаченного) налога или решении об отказе в осуществлении такого возврата в течение пяти
дней со дня принятия соответствующего решения. Указанное сообщение передается физическому
лицу или его уполномоченному представителю лично под расписку или путем направления
письменного уведомления с подтверждением факта и даты его получения.
Плательщики НДФЛ вправе воспользоваться социальным налоговым вычетом в части
расходов на благотворительные цели в порядке, предусмотренном пп. 1 п. 1 ст. 219 Налогового
кодекса. Такой вычет предоставляется в сумме доходов, перечисленных налогоплательщиком на
благотворительные цели в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования,
здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемым из
средств соответствующих бюджетов, а также физкультурно-спортивным организациям,
образовательным и дошкольным учреждениям на нужды физического воспитания граждан и
содержание спортивных команд, а также в сумме пожертвований, перечисляемых (уплачиваемых)
налогоплательщиком религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности.
Социальный налоговый вычет в части расходов на благотворительные цели
предоставляется в размере фактически произведенных расходов, однако размер такого вычета не
может превышать 25 процентов суммы дохода, полученного в налоговом периоде, в котором
произведены расходы на благотворительные цели.
Здесь следует обратить внимание на то, что суммы, направленные на благотворительность
и на пожертвования религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности,
для целей предоставления социального налогового вычета могут быть произведены только в
денежной форме.
Не могут быть приняты к вычету расходы на приобретение какого-либо имущества,
впоследствии передаваемого указанным организациям.
Не принимаются к вычету расходы на оказание благотворительной помощи конкретным
физическим лицам, поскольку получателем денежной помощи могут быть только юридические
лица, указанные в пп. 1 п. 1 ст. 219 Налогового кодекса. При этом перечисления (пожертвования)
благотворительным организациям, фондам и другим организациям, не поименованным в пп. 1 п. 1
ст. 219 Налогового кодекса, к вычету также не принимаются.
Для получения социального налогового вычета в части расходов на благотворительные цели
и на пожертвования религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности к
налоговой декларации прилагаются следующие документы:
- заявление о предоставлении вычета;
- документы, подтверждающие участие налогоплательщика в благотворительной
деятельности;
- платежные документы, подтверждающие размер произведенных налогоплательщиком на
благотворительные цели расходов.
Подпунктом 2 п. 1 ст. 219 Налогового кодекса предусмотрено право налогоплательщика на
получение социального налогового вычета в сумме фактически произведенных в календарном
году расходов на свое обучение в образовательных учреждениях - в размере фактически
произведенных расходов на обучение, но не более 50 000 руб., а также в сумме, уплаченной
налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет,
налогоплательщиком-опекуном (налогоплательщиком-попечителем) за обучение своих
подопечных в возрасте до 18 лет на дневной форме обучения в образовательных учреждениях, - в
размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 50 000 руб. на каждого
ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекунов или попечителей).
Таким образом, при оплате родителями обучения своего ребенка социальный налоговый
вычет может предоставляться либо одному из родителей на всю сумму таких расходов в пределах
50 000 руб., либо обоим родителям - в сумме расходов, понесенных каждым из них, причем
указанный предельный размер данного вычета установлен также и в отношении общей суммы
расходов обоих родителей.
Кроме того, право на получение социального налогового вычета на обучение
распространяется на налогоплательщиков, осуществлявших обязанности опекуна или попечителя
над гражданами, бывшими их подопечными, после прекращения опеки или попечительства в


47
случаях оплаты налогоплательщиками обучения указанных граждан в возрасте до 24 лет на
дневной форме обучения в образовательных учреждениях.
Здесь следует обратить внимание на то, что социальный налоговый вычет на обучение
предоставляется налогоплательщикам полностью и за весь налоговый период, в котором их
обучающиеся дети или опекаемые достигли 24-летнего возраста.
Вместе с тем в случаях платы налогоплательщиком за обучение своей супруги(а), брата,
сестры, племянников и т.п. у налогоплательщика не возникает права на уменьшение налоговой
базы по НДФЛ в связи с такими расходами на обучение.
Кроме того, если налогоплательщик оплачивает свое обучение в образовательных
учреждениях, то для получения данного социального налогового вычета форма обучения

<< Пред. стр.

стр. 7
(общее количество: 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>