<< Пред. стр.

стр. 8
(общее количество: 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

(дневная, вечерняя, очная, заочная, экстернат) значения не имеет. Однако при оплате
налогоплательщиком обучения в образовательных учреждениях своих детей или подопечных
(либо бывших подопечных) такой вычет предоставляется только в том случае, если дети или
подопечные (либо бывшие подопечные) налогоплательщика обучаются на дневной, то есть очной
форме.
Социальный налоговый вычет предоставляется за весь период обучения в учебном
заведении, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке в процессе
обучения.
Если фактические расходы на обучение у налогоплательщика оказались больше
установленного предельного размера данного вычета, то сумма превышения таких расходов на
следующий налоговый период не переносится.
В ст. 219 Налогового кодекса не определено понятие "обучение". Сегодня платное обучение
предлагают не только школы и вузы, но и огромное множество различных курсов, начиная с курсов
иностранного языка и заканчивая курсами будущих родителей. В ст. 219 Налогового кодекса не
установлено, при оплате каких именно видов обучения предоставляется социальный налоговый
вычет, имеется лишь указание на то, что это обучение в образовательных учреждениях, которые
имеют соответствующую лицензию или иной документ, подтверждающий статус учебного
заведения.
Статус образовательного учреждения подтверждается имеющейся у него лицензией или
иным документом (например, заверенной в установленном порядке выпиской из устава
образовательного учреждения). В связи с этим правомерен вопрос, каким образом должен
подтверждаться налогоплательщиками статус того или иного образовательного учреждения в
целях получения социального налогового вычета по расходам на обучение? Кроме того,
правомерен вопрос о том, следует ли налогоплательщикам представлять копии упомянутых
документов, поскольку учебные заведения не обязаны выдавать их обучающимся.
Ответы на представленные вопросы содержатся в Письме ФНС России от 31 августа 2006 г.
N САЭ-6-04/876@ "Об отдельных вопросах предоставления социальных налоговых вычетов". В
случаях, когда ссылка на реквизиты лицензии или иного подтверждающего статус учебного
заведения документа содержится в самом договоре на обучение, заключенном
налогоплательщиком с учебным заведением, представлять копии таких документов в налоговый
орган необязательно. Если у налоговых органов имеются основания для проверки наличия у
образовательного учреждения лицензии (или иного подтверждающего статус учебного заведения
документа), то они могут направить запрос в данное образовательное учреждение либо в
соответствующий лицензирующий орган.
В настоящее время немало налогоплательщиков сами учатся или отправляют своих детей
учиться в зарубежные учебные заведения - это может быть как общее или профессиональное
образование, так и изучение иностранных языков. Предоставляется ли в этом случае социальный
налоговый вычет?
Социальный налоговый вычет по расходам на обучение предоставляется
налогоплательщикам независимо от того, где территориально расположено образовательное
учреждение - на территории Российской Федерации или за рубежом. Однако следует иметь в виду
требование о наличии у образовательного учреждения лицензии либо о подтверждении его
статуса иным документом. Поэтому статус иностранного образовательного учреждения должен
быть подтвержден соответствующими документами, предусмотренными законодательством этого
иностранного государства.
Поскольку государственным языком в Российской Федерации является русский язык, ко всем
подтверждающим документам, а также к договору с иностранным учебным заведением должен
прилагаться перевод на русский язык.
Социальный вычет можно получить и на лечение. Он может быть предоставлен
налогоплательщику только в том случае, если он сам обратится с этой целью в налоговую
инспекцию: представит налоговую декларацию, напишет заявление на предоставление вычета и
на возврат суммы НДФЛ, удержанного с него работодателем (и иными налоговыми агентами), а
также приложит необходимые документы.

48
Вычет можно получить на оплату услуг по лечению, предоставляемых медицинскими
учреждениями Российской Федерации, включенных в Перечень медицинских услуг, утвержденный
Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 201. В этот Перечень включены услуги
по диагностике и лечению при оказании населению скорой медицинской помощи, услуги по
диагностике, профилактике, лечению и медицинской реабилитации при оказании населению
амбулаторно-поликлинической медицинской помощи (в том числе в дневных стационарах и
врачами общей (семейной) практики), включая проведение медицинской экспертизы и пр.
Кроме того, вычет можно получить на приобретение за счет собственных средств
налогоплательщика назначенных лечащим врачом медикаментов, включенных в Перечень
лекарственных средств.
Важным моментом при решении налоговыми органами вопроса о предоставлении вычетов
по пп. 3 п. 1 ст. 219 Налогового кодекса является то, на кого оформлены документы.
Дело в том, что вычет по расходам на лечение предоставляется налогоплательщику не
только в случае, если услуги оказывались лично ему, но и в случае, если данный
налогоплательщик оплачивал услуги по лечению:
- супруга или супруги;
- своих родителей;
- своих детей в возрасте до 18 лет.
Однако, если пациентом является не сам налогоплательщик, могут возникнуть проблемы с
получением данного вычета. Ведь, как мы уже упоминали, налогоплательщик обязан представить
документы, подтверждающие его фактические расходы на лечение или приобретение
медикаментов.
Поэтому все документы - договор на оказание платных медицинских услуг, справка
установленной формы, платежные документы и т.д. - должны быть выписаны именно на то лицо,
которое будет претендовать на получение вычета. Таким образом, совпадение пациента и
заказчика услуги будет наблюдаться только в том случае, если человек оплачивает свое
собственное лечение. А вот в случае, если человек, претендующий на вычет, оплачивает услуги
по лечению своих супруга(и), родителей или детей, заказчик услуги (плательщик) и пациент
являются разными лицами.
Для того чтобы подтвердить произведенные расходы, налогоплательщик должен
представить в налоговые органы документы, свидетельствующие о целевом расходовании
средств и о сумме произведенных расходов, исходя из величины которых ему может быть
предоставлен социальный налоговый вычет.
При оплате медицинских услуг пациенту или заказчику услуг обязаны были выдать
соответствующий платежный документ - кассовый чек, квитанцию к приходному кассовому ордеру
и т.д., подтверждающий факт уплаты денежных средств за оказанные медицинские услуги.
Однако помимо платежных документов медицинская организация обязана также выдать
специальную справку об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы РФ.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 219 Налогового кодекса вычеты предоставляются только в том случае,
если лечение производилось в медицинских учреждениях Российской Федерации, имеющих
соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности. Однако брать копию
лицензии и предъявлять ее в налоговую инспекцию вместе с декларацией и иными документами
не нужно. Как разъяснила ФНС России в уже упоминавшемся Письме от 31 августа 2006 г. N САЭ-
6-04/876@, в случае, если у налогового органа будут основания для проверки наличия у
медицинской организации лицензии, налоговому инспектору нужно будет самостоятельно
направить запрос в данное медицинское учреждение либо в соответствующий лицензирующий
орган. А вот в договоре на оказание медицинских услуг или в справке об оказанных услугах по
лечению обязательно должны приводиться реквизиты лицензии медицинской организации.
На практике медицинские услуги могут оказывать не только медицинские организации, но и
врачи, занимающиеся частной медицинской практикой. Например, в настоящее время очень много
частнопрактикующих стоматологов. В связи с этим возникает вопрос: можно ли предъявлять к
вычету расходы на оплату услуг частнопрактикующих врачей? Ведь, как мы уже отмечали,
буквально в пп. 3 п. 1 ст. 219 Налогового кодекса речь идет только о тех случаях, когда лечение
производилось в медицинских учреждениях, имеющих соответствующие лицензии на
осуществление медицинской деятельности.
Ответ на этот вопрос дал Конституционный Суд РФ в Определении от 14 декабря 2004 г. N
447-О. По мнению судей, положения пп. 3 п. 1 ст. 219 Налогового кодекса в их конституционно-
правовом истолковании не могут служить основанием для отказа в предоставлении
налогоплательщику социального налогового вычета в сумме, уплаченной им в налоговом периоде
за услуги по лечению, предоставленные физическими лицами, имеющими лицензию на
осуществление медицинской деятельности и занимающимися частной медицинской практикой.
Таким образом, в целях применения налогового вычета под медицинскими учреждениями РФ
следует понимать не только находящиеся на ее территории медицинские организации (в том

49
числе их обособленные подразделения) различных форм собственности, но и индивидуальных
предпринимателей, имеющих соответствующие лицензии, выданные в установленном порядке. Об
этом, кстати, писала и ФНС России в п. 2.1 уже упоминавшегося нами Письма от 31 августа 2006 г.
N САЭ-6-04/876@.
Индивидуальный предприниматель, оказывающий медицинские услуги, обязан оформлять
те же документы, что и медицинская организация, в том числе и выдавать справки об оплате
медицинских услуг для представления в налоговые органы Российской Федерации. Об этом, в
частности, сказано в Письме ФНС России от 13 июня 2006 г. N 04-2-03/124@ "О социальном
налоговом вычете".




50
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение
Использование письменных разъяснений налоговых органов
Налоговые санкции. Способы уменьшения суммы штрафа
Налоговый контроль и производство по делу о налоговом правонарушении
Налог на добавленную стоимость
Налог на прибыль
Налог на доходы физических лиц




51

<< Пред. стр.

стр. 8
(общее количество: 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ