ОГЛАВЛЕНИЕ


ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИГУ: БУДНИ И ПРАЗДНИКИ


© 1999 г. Е. Караваева

ДЕСАНТ СИБИРСКИХ ДЕКАНОВ В БАВАРИЮ

4-12 июня текущего года группа руководителей юридических учебных заведений, члены Ассоциации юридических институтов и факультетов проводила пятое региональное совещание за рубежом, в ФРГ (в городах Грайсвальд и Пассау) по линии Немецкой службы академических обменов (ДААД). Тема выездного совещания была посвящена актуальным проблемам реформирования юридического образования в России и Германии.
Юридическую общественность Иркутской области представляли О. П. Личичан (директор Юридического института ИГУ) и И. Э. Звечаровский (ректор Иркутского Юридического института Генеральной прокуратуры). Своими впечатлениями о поездке делится директор Юридического института ИГУ О. П. Личичан, с которым состоялся содержательный разговор о проблемах реформирования юридического образования в университетах России и Германии.
- Олег Петрович, кто представлял сибирскую юридическую науку на этом совещании, и какие основные цели преследует участие в подобного рода встречах?
- В январе 1998 года в городе Красноярске была создана Ассоциация юридических учебных заведений, которая объединила в себя юридические факультеты и институты Сибирского региона для выработки и реализации основных принципов государственного юридического образования и защиты интересов учебных заведений правового профиля. Ассоциация объединяет только государственные юридические учебные заведения и правовые школы классического типа, функционирующие либо в составе университетов, либо как ведомственные юридические учебные заведения. Инициаторами такого юридического сообщества стали коллеги-юристы Красноярского госуниверситета, и им сегодня по праву принадлежит лидирующее место в нашей Ассоциации. В составе Ассоциации такие старейшие правовые школы как Юридический институт Томского госуниверситета, юрфаки Омска, Кемерова, Барнаула, Новосибирска, Абакана и др.
Пятое совещание было необычно как по форме, так и по своему содержанию. Прежде всего, серьезный интерес к Ассоциации проявили западные университеты, в первую очередь – Германии. Было сделано предложение о проведении очередного совещания в двух университетах Германии – Грайсвальде (север ФРГ) и Пассау (юго-восток ФРГ, земля Бавария). Необычная форма интеграционных связей сибирских юридических вузов, а также возможность обмена опытом с коллективным субъектом международных отношений вызвало неподдельный интерес со стороны немецких коллег.
Что же касается содержательной стороны совещания, то она была также необычна. Прошло то время, когда российские ученые-юристы, руководители образовательных учреждений с придыханием внимали процесс подготовки кадров юристов в западных университетах. На мой взгляд, абсолютно не верно было бы слепое копирование западных образовательных моделей. Попытка слепого переноса их образовательных стандартов на российскую почву ничего, кроме обезьянничания и вреда, российской правовой школе не принесло и не приносит. Это, кстати, прекрасно понимают наши коллеги-профессора в немецких университетах. Кроме того, в последние 10 лет, российские юридические вузы, получив реальные правовые и экономические возможности самостоятельно определять политику и идеологию подготовки юристов высшей квалификации, получив возможность раскрепостить свой научно-педагогический, учебный и методический потенциал, наработали серьезный арсенал и богатую школу подготовки специалистов в области права мирового уровня.
Поэтому, мне лично, импонировала, та дружелюбная, партнерская атмосфера, которая предполагала симметрию в отношениях российских и немецких коллег по обмену накопленным опытом реформирования юридического образования в России и Германии. Не было нравоучений, попыток насадить свой образец методик преподавания, высокомерия по отношению к сложившимся системам образования. Радовало то, что участники семинара находили и достоинства, и недостатки в трудном, но благородном деле подготовки кадров юристов.
- Олег Петрович, что включала в себя программа совещания, и какие ключевые моменты Вы особенно хотели бы отметить?
-Страна пребывания, конечно же, предопределяла и содержательную сторону нашей поездки. Традиционно организованные немецкие юристы обеспечили максимально насыщенную по содержанию программу. Причем разброс интересов был достаточно значителен: это рабочие семинары в университетах Грайсвальда и Пассау, официальные приемы ректорами немецких вузов, встречи со студентами разных стран, обучающихся в Германии, посещение судебных органов, уголовно-исполнительных учреждений, органов юстиции, местных парламентов, и даже официальный прием нашей делегации в российском консульстве в Мюнхене накануне Дня независимости России. Однако, несмотря на столь явный разброс - главной целью руководителей российских юридических вузов было - обсуждение проблем реформирования юридического образования в России и опыта немецких вузов, а также установление долгосрочных связей между университетами Сибири и Германии по реализации грантов, преподавательских и студенческих стажировок и обучения, а также языковая подготовка студентов и аспирантов обеих стран.
Хочу отметить несколько важных, на мой взгляд, моментов. Прежде всего, у Немецкой службы академических обменов (ДААД), которая была учреждена в1925 году и объединяет сегодня 230 вузов Германии, есть хороший и стабильный опыт сотрудничества с вузами России. Однако до настоящего времени связи ДААД распространялись только на университеты центральной России. Сегодня центр интересов смещается в российские регионы и, как показала наша поездка, особый интерес вызывают научные правовые школы Сибири, которые объединились в Ассоциацию. В этой связи у студентов и преподавателей нашего института имеются реальные возможности по участию в грантовых программах, предусматривающих обучение в юридических вузах Германии.
Следует отметить и еще такую особенность, система преподавания в немецких ВУЗах не так сильно отличается от наших ВУЗов. Учебные формы практически те же: лекции, семинары, самостоятельная подготовка, практика, сдача экзаменов и др. Хотя справедливости ради, нужно отметить существенные расхождения по содержанию этих учебных форм.
И, наконец, что весьма важно в будущей системе наших взаимоотношений – это единоутробность правовых систем и государственных институтов. Российская и немецкая правовые системы имеют один корень – это классическое континентальное право. Поэтому многие правовые институты функционируют по единым принципам. Нам легко говорить и понимать немецкую правовую идеологию.
- Совещание проводилось под тематикой реформирования юридического образования в России и Германии. Понятно, что Россия сегодня переживает этап реформирования высшей школы. Но что же можно реформировать в Германии, тем более в такой консервативной сфере как юриспруденция?
- Несмотря на стабильность немецкой государственности, незыблемость и детальность правовых основ, четкости процедур функционирования государственных институтов и кажущуюся на первый взгляд, классичность юридического образования, проблем в этой сфере человеческой жизнедеятельности, даже в традиционно основательной Германии, хоть отбавляй. Другой вопрос, наши реформы отличаются сроками и темпами реализации. То, что в современной России реформируется за 5 – 10 лет, ФРГ подступается к проблеме и начинает ее только обсуждать без каких-либо практических шагов 20-30 лет. Консерватизм, в добром смысле этого слова, присутствует в любом революционном преобразовании. Это в полной мере касается и юридического образования. И, тем не менее, проблемы есть и в немецкой юридической общественности, а также ученым и профессорам университетов их рано или поздно надо будет решать. Назову лишь несколько актуальных проблем подготовки немецких юристов. Зачисление на немецкие юрфаки производится без традиционных для России вступительных экзаменов. В этой связи количество желающих получить правовое образование значительно превышает число мест в университетах. Немецкие местные правительства и, конечно же, налогоплательщики обеспокоены нерегулируемой системой зачисления, которая тяжким бременем ложится на бюджет земель.
В то же время в современной Германии, особенно в новых восточных землях, ощущается дефицит юридических кадров, который следует восполнять либо за счет создания новых юрфаков в Восточной Германии, либо посредством увеличения количества студентов университетов западной части страны.
Серьезной проблемой юридического образования Германии остаются и сроки подготовки и обучения современных юристов. Дело в том, что немецкое юридическое образование является двухступенчатым. Оно состоит из университетской учебы и практической стажировки. Требования к будущим правоведам настолько велики, что при нормальной учебе, выполнении всех требований и стандартов, "полноценным " юристом человек становится в 29-30 лет. Для сравнения, в России это происходит в 22-23 года.
Очень интересно, что юридическое образование регулируется специальным федеральным Законом о статусе судей. Дело в том, что пригодность к судебной работе является высшим критерием оценки специалиста по праву. Это вершина совершенства юридической профессии. Все остальные: адвокаты, нотариусы, прокуроры, юрисконсульты на порядок ниже судебной службы. Как говорят немецкие юристы: «Выше судьи только Бог».
- Скажите, а дипломы юридических школ России адаптированы в Германии, и насколько они конкурентоспособны?
- В соответствии с международными договорами России и Германии дипломы о высшем юридическом образовании, полученные в СССР, странах СНГ и России расцениваются как правовая возможность сдать государственные экзамены на должность юриста. Эти экзамены проводятся органами юстиции земель Германии и представляют из себя сложную процедуру письменных и устных ответов. Насколько сложен гос. экзамен говорит статистика. Количество «провалившихся» составляет 20-30% от общего числа сдавших. Что же касается лиц, получивших образование в СССР и России, то в министерстве юстиции земли Бавария я услышал такой любопытный факт, попытка наших двух бывших соотечественников получить проходной балл, закончилась полным провалом. Больше таких случаев в практике экзаменационных служб земель не было. Русские юристы предпочитают дополнить свои знания изучением отраслей права Германии, а уже затем претендовать на сдачу экзаменов.
Кстати, очень любопытно, что решение экзаменационной комиссии можно обжаловать в суд, и есть случаи побед испытуемых.
- Олег Петрович, что на ваш взгляд можно позаимствовать из опыта подготовки юристов Германии и реализовать это в Юридическом институте ИГУ?
- Еще раз хочу подчеркнуть мысль о том, что возможно только осторожное и рациональное использование такого опыта. Слепое копирование и экспериментирование чревато неблагоприятными последствиями. Вместе с тем, я бы рискнул обозначить несколько привлекательных для российских правовых школ моментов. Прежде всего, основу немецких университетов составляют профессора. Профессор - это все: научная и педагогическая школа, студенческие и аспирантские коллективы, библиотечные фонды, материальное обеспечение, финансовое благополучие. Все остальное - своего рода сопровождение деятельности профессора. Профессор возведен в ранг небожителя на земле. Его авторитет незыблем. Профессора очень щепетильно относятся к своей свободе и университетской автономии.
Лично мне очень импонировала ситуация о месте, которое занимают университеты в системе городского сообщества, особенно таких небольших городках, как Грайсвальд и Пассау. Это, по сути, градообразующие учреждения и вся городская жизнь концентрируется вокруг этих научных центров. Соответственно и отношение к университетской элите и профессуре особое. Мелочь, но существенная, что номер личного автомобиля ректора университета г. Пассау обозначен цифрами 001, а вот автомобиль бургомистра (мэра) - 002.
Еще один момент, о котором особо хотелось бы сказать. Речь идет о сохранении исторических обычаев, традиций, бережном отношении к своему прошлому и настоящему. Было интересно наблюдать за работой студентов - добровольцев, которые знакомили нас с 553-летней историей университета Грайсвальда. Невозможно передать словами их волнение и трепетное отношение к отцам- основателям университета, имена которых они знают и помнят. Они гордятся своими памятниками и достопримечательностями, иногда просто экзотическими. Например, университет Грайсвальда, один из двух старейших в Германии, вплоть до 1914 г. имел студенческий карцер, в который помещали недисциплинированных студентов.
Кстати, многие бывшие «клиенты» этого заведения впоследствии стали председателями правительств, президентами промышленных кампаний, депутатами, известными политиками и юристами.
И университетская история, благодаря бережному к ней отношению, сохранила эти факты.
В заключение мне хотелось бы особенно отметить то, что, общаясь со своими немецкими коллегами, студентами и простыми людьми, ловишь себя на мысли о созвучности проблем и интересов, независимо от того, где ты живешь - в Сибири или в Германии.
Человеческая жизнь уникальна и неповторима, и, к сожалению, очень кратковременна. Поэтому мы должны использовать ее во благо великого достижения человечества - радости общения друг с другом.

? ? ? ? ?



ОГЛАВЛЕНИЕ