<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

есть их соответствие и приемлимость для иных сторон личности
и организма человека в целом. Вспомнив, о чем идет речь,
Виктор, как бы мимоходом сказал, что самое приятное -- это
ощущение праздничности, с которым он просыпается утром в
понедельник. Такое своеобразное переживание в самом начале
недели окрашивает все последующие рабочие дни. Что
безусловно лучше, чем чувство тяжести и придавленности.
Таков был его ответ в моем вольном пересказе.

Если снова вернуться к записи беседы с Виктором, то можно
обнаружить ряд интересных особенностей. Рассказывая о своих
переживаниях в первый день рабочей недели, он употребляет
слова, указывающие на характер и специфику ощущений. Так
Виктор говорит о "тяжести", "валится из рук",
"подавленность", "устаю", "катком по мне". В ответ на фразу
психолога он бросает выражение "мрак сплошной". Все эти
слова буквально описывают особенности образа представления и
действие последнего на эмоциональную сферу. Достаточно
немного внимания к форме высказываний человека и его
внутренние процессы предстанут перед вами без покрывал
видимости, как бы обнаженными.

На консультацию пришла женщина по поводу сильных приступов
беспокойства и тревоги. Она обращалась уже к нескольким
специалистам, но результат каждый раз оказывался лишь
временным. Буквально в течение недели все возвращалось на
свои места. Именно на эту периодичность я и обратил
внимание. Женщина приходила на консультацию два раза в
неделю во вторник и пятницу. Ее поведение на первой встрече
разительно отличалось от второй. Во вторник она жаловалась
на свое состояние, выглядела больной, кашляла. В пятницу это
был совсем другой человек -- бодрый, веселый,
жизнерадостный, совершенно здоровый, без каких-либо
признаков беспокойства и тревоги. Она благодарила за
оказанную помощь и выражала надежду, что в этот раз ее
изменения необратимы.

Если бы я не знал, что женщина уже безуспешно обращалась к
нескольким специалистам, возможно мы бы расстались после
второй встречи. Но отсутствие результатов работы людей,
которые были мне известны как хорошие профессионалы и
разительный контраст между ее состоянием на одной и другой
встречах, подтолкнули к продолжению наших консультаций.
Когда на следующей неделе все повторилось -- угнетенное
состояние во вторник и жизнерадостное в пятницу -- стала
очевидной цикличность изменений. Мы обратились к анализу ее
способа кодирования времени.

Жннщина пользовалась шаблоном школьного дневника, сортируя
дни недельного цикла. Однако шаблон оказался довольно
своеобразно трансформирован. Понедельник и вторник содержали
в себе всего одну строчку. Зато среда занимала все
оставшееся место и включала полтора десятка строк. Остальные
дни недели были как в обычном дневнике -- с равным
количеством строчек.

Мне стало интересно и захотелось узнать причины столь
кординальной трансформации. Я стал расспрашивать об
особенностях ее жизни. Оказалось, что женщина почти
два десятка лет проработала диспетчером, а режим труда на
данном производстве существенно отличался от обычного
восьмичасового рабочего дня. В понедельник и вторник она
работала по двенадцать часов -- с восьми утра и до восьми
вечера. Вставала утром, завтракала и уходила на работу.
Возвращалась вечером, ужинала и ложилась спать. В эти два
дня никаких других дел она не затевала и все откладывала на
среду, которая была выходным. Естественно, за два дня
накапливалось множество разных забот и проблем. Они-то и
требовали каждая свою отдельную строку. Остальные дни
протекали в обычном восьмичасовом режиме работы.

Когда все это нам открылось, то мы оба подивились и
порадовались изумительным способностям нашей психики к
изменениям в соответствии с условиями жизни. Сложности
возникли после того, как моя собеседница переехала в новую
квартиру и сменила место работы. На новом месте был обычный
режим труда -- ежедневно по восемь часов. И тут-то у нее
появилась тревога, ощущение сильнейшего дискомфорта,
затрудненность дыхания и кашель... Понятно, что все это
беспокоило мою посетительницу лишь в первые два дня недели.

Интересно, как она описывала свое состояние. Женщина
говорила о "стесненности", "задавленности",
"придавленности", "привязанности", "зажатости" и так далее.
Естественно, будешь стесненным, когда у тебя всего одна
строка-позиция на весь день, а дел множество. Еще раз
отметим: человек намного чаще, чем об этом принято думать,
без обиняков, говорит о накатившихся переживаниях,
раскравает перед нами свой внутренний мир. Важно уметь
слушать! Ведь каждому дан слух, почему же не каждый слышит?
Изменение образа-шаблона, которое я помог ей осуществить
было в общем-то простым. Мы добавили к понедельнику и
вторнику еще по несколько строк. Среду "трогать" не стали,
поскольку встретили "возражение" со стороны какой-то части
ее личности. "Возражение" выразилось в ощущении легкого
дискомфорта и своеобразной потере пространственной
ориентации, как только мы стали убавлять строки у третьего
дня недели. Пришлось "наростить" дневник сверху, чтобы
нашлось место для новых строк у первых двух дней недели. Эти
манупуляции с образом-представлением позволили снять все ее
жалобы.

Особо хотелось бы остановиться на затрудненности дыхания и
кашле. Женщина считала их проявлением какого-то заболевания
и по этому поводу обращалась к врачам. Насколько я понял с
ее слов, диагноз так и не был поставлен. Лечение протекало
по нескольким направлениям, но безрезультатно. После
изменения образа-шаблона недели и затрудненность дыхания, и
кашель перестали беспокоить. Прошло уже около полгода с тех
встреч, но ни то, ни другое ни разу о себе не заявили.

Опыт показывает, что очень часто работа с психологическими
проблемами человека ведет к изменениюм состояния его
здоровья. Широко известно, что значительная часть болезней
человека относится к разряду психосоматическим. Принято
считать, будто глубинная причина этих болезней кроется в
перенесенных психологических травмах, внутренних и внешних
конфликтах, застойных эмоциональных состояниях, разрушающих
наше тело. Описанный выше случай раскрывает еще один
источник возможных психосоматических заболеваний. Выражаясь
очень обобщенно, у женщины было несоответствие между
закрепившимся способом отражения жизненной ситуации и
реальным положением дел. Другими словами, ее карта (образ)
мира не соответствовала действительному миру (территории) с
его требованиями к человеку, что и порождало все проблемы
вплоть до телесных нарушений. Получается очень интересный
вывод, что сформировавшиеся в определенных условиях жизни
познавательные механизмы психического отражения адекватные
этим условиям в изменившейся ситуации могут стать причиной
психологического неблагополучия человека, а затем и его
заболеваний.

В подавляющем числе случаев наша психика осуществляет
необходимые изменения приспособительного характера без
какого-либо вмешательства со стороны. Иначе человеческий род
давно бы вымер. В экспериментах, консультативной практике,
да и просто в жизни часто приходиться сталкиваться с
явлением саморегуляции нашего внутреннего мира. В контексте
темы можно привести следующий занимательный пример.

В одном из наших исследований участвовала девушка в роли
испытуемой. Она использовала шаблон школьного дневника как
способ ориентации в недельном временном цикле. Девушка
училась на вечернем отделении университета и днем работала.
Студенты-вечерники учатся четыре дня в неделю. Кроме субботы
и воскресенья у них есть еще один свободный от учебы день.
Этим днем может быть любой из пяти рабочих. Изложенные
сведения помогают понять особенности трансформации ее
образа-представления недели, выявленные в ходе эксперимента.

Страничка школьного дневника имела следующий вид. Четыре из
пяти рабочих дней были посередине разделены на верхнюю и
нижнюю половины. Каждая из половин содержала по нескольку
строк. Только четверг не имел средней полосы. Именно он и
был днем свободным от занятий. В четверг она ходила только
на работу. Остальные дни с утра девушка работала, а вечером
шла в университет на занятия. Получалось, что эти дни
распадались как бы на два больших, относительно
самостоятельных дела. Данная ситуация и фиксировалась в
образе. Через год девушка уже училась на следующем курсе и
свободной от занятий была среда. Именно последняя и
оказалась днем без разделяющей полосы.В свою очередь,
четверг, наоборот, приобрел подобную линию деления. Еще через
год образ опять изменился, причем согласно прежней
закономерности. Свободным стал вторник. Соответственно, этот
день был без разделяющей полосы. Ну, а среда вновь обрела
две половинки.

Образы, превратившиеся в результате процесса обобщения в
шаблон, могут регулировать течение человеческой жизни в
продолжение довольно длительных промежутков времени. Я
случайно встретил бывшую испытуемую почти через два
года после окончания учебы. Расспросил, как она живет, где
работает, чем увлекается. Оказалось, что два раза в неделю,
по вечерам, она ходит на курсы художественной вышивки и за
время после университета успела трижды закончить различные
курсы. Еще два вечера девушка посвящает походам в театр,
кино или встречам с друзьями. Один вечер проходит в кругу
семьи. При этом она днем, естественно, работает. Вот так
сложившийся образ недели задает ритм жизни.

***

3. КОГДА НАЧИНАТЬ НОВУЮ ЖИЗНЬ?

***

Кто не слышал выражения -- "с понедельника начинаю новую
жизнь". У большинства моих знакомых попытка это
сделать заканчивалась "возвращением на круги своя". Правда,
некоторым подобная игра очень нравится и они после очередной
неудачи снова с надеждой ждут нового понедельника. Если
проходит третий, четвертый, десятый понедельник, а дело так
и не сдвинулось, я начинаю вспоминать Фрейда с его теорией
механизмов психологической защиты. А мой знакомый нашел
точное название подобной защиты -- лень. Можно, конечно,
поспорить: лень -- это скорее нравственная, чем
психологическая категория. Но, с другой стороны, лень ведь
тоже опирается на какие-то психологические механизмы,
обеспечивающие ее "безбедное" существование у отдельных
представителей человеческого рода. Лень -- большущая обжора.
Она питается временем, временем нашей жизни. И чем больше
съест, тем ленивее становится человек.

Но наш разговор не о лени, а на иную тему. Лично я встречал
несколько человек, которые действительно начинали новое дело
именно с понедельника. Причем подобные начинания имели
успешное продолжение. Всегда интересно узнать, как "устроен"
человек, добивающийся результатов, которому сопутствует удача,
кто умеет достигать поставленных целей. Он что-то делает
иначе, чем тот, кто привычно проигрывает. Что же это такое?
Вот вопрос, заставляющий часами бродить по лабиринтам
неизвестного. Зато какое наслаждение, когда в конце концов
удается понять психологический механизм удачливости.
Хочется сразу оговориться, обычно подобные механизмы носят
КОНТЕКСТУАЛЬНЫЙ характер. Что это означает?
Контекстуальность имеет две стороны. Во-первых,
психологический механизм гармонично вписывается в общую
структуру субъективного опыта человека, усиливая его
способности и возможности. Во-вторых, данный способ думать,
чувствовать, действовать, переживать приносит успех в
некоторой конкретной жизненной ситуации. У другого человека,
обладающего иной структурой внутреннего опыта, или в иных
внешних условиях действия этот же механизм не будет
приводить к успешному результату.

Иногда удается обнаружить и описать психологический механизм,
работающий вне контекста или обладающий очень широким
контекстом, т.е. приводящий к успеху во множестве
различных ситуаций. Люди удачливые часто обладают такими
генерализованными (обобщенными) механизмами, и в этом одно из
их отличий.

Умение принять решение и немедленно действовать в
соответствии с ним -- важнейшая предпосылка успеха. У каждого
есть опыт "откладывания на потом" хороших, важных, а порой и
срочных дел. Мы здесь говорим о недельном цикле, поэтому и
остановимся на анализе психологических механизмов выделенной
способности на примере образа-шаблона недели.

C молодым человеком я познакомился на нашем семинаре,
посвященном субмодальностям (одно из направлений в
нейро-лингвистическом программировании). Его звали Игорь.
Игорь активно работал во время занятий, часто добиваясь
неординарных результатов. Мы его запомнили и пригласили на
следующий семинар. Два дня Игоря не было слышно, а на третий
он стал очень активным, как и раньше. Третий день был
понедельником. Я отнес эту пассивность на счет выходных, но
уже тогда подумал, что надо бы поинтересоваться его
недельным шаблоном. Третий раз мы с Игорем встретились во
время десятидневного коммуникативного тренинга. Работать в
полную силу он начал на шестой день занятий. И этот день был
понедельником.

Сразу после тренинга я спросил у Игоря, что ему мешало
включиться в работу раньше. Он ответил, что его отвлекали
мысли о прочих делах и обязанностях, не связанные с
занятиями. В ответ на просьбу назвать, какое число будет в
среду через неделю, Игорь поднял глаза вверх и через
полминуты дал ответ. Я попросил его назвать число месяца в
следующий вторник и одновременно обратить внимание на образ,
возникающий перед внутренним взором. Этим образом оказался
школьный дневник.

Недельный шаблон Игоря имел интересную особенностью: место
понедельника занимал линованный белый листочек. Последний не
был чем-то наклеенным сверху, а представлял собой часть
страницы дневника. Основная особенность данной части
состояла в том, что она белая. Иные дни недели не имели
этого качества, хотя некоторые обладали различными цветовыми
оттенками.

Традиционно существует определяемая культурой
интерпретация цвета. Белый считается цветом начала. Он
содержит в себе все остальные цвета радуги. Это можно
обнаружить, пропустив пучок белого света через
соответствующую призму. Белый -- развилка семи дорог. То же
значение имеет белый наряд невесты, начало для нее новой
жизни. Кстати, в Японии цвет траура -- белый. Японцы тем
самым выражают свое убеждение, что для умершего начался
новый этап бытия. Этот же цвет содержит в себе избыточный
запас энергии, так необходимый для любых начинаний. Недаром
говорят: "раскалиться добела".

Мы пригласили Игоря в качестве испытуемого в наше исследование
способов ориентации человека во времени своей жизни. Довольно
долгая совместная работа в рамках этого направления позволила
выявить много интересного, о чем я и собираюсь здесь рассказать.
Речь далее идет об образе-шаблоне школьного дневника. Для
простоты изложения я буду опускать, где возможно, слово
"образ" и говорить о днях недели.

Понедельник у Игоря выполнял роль инстанции по выявлению
новых начинаний в жизни. Если ничего нового он в этот день
не делал, то листочек так и оставался белым. Но если Игорь
брался за что-то новое, то понедельник окрашивался в какой-
либо цвет. Причем последний мог быть любым. Вероятно, цвет
зависел от характера дела, за которое он принимался.

Другая интересная особенность. Как только оказывалось выявленным
новое занятие, о чем свидетельствовало появление окрашенности
понедельника, так сразу во всех остальных днях недели
происходили определенные трансформации. А именно: одна из строк
в каждом из оставшихся пяти дней окрашивалась в соответствующий
понедельнику цвет, обозначая тем самым, что этим делом он будет
заниматься до конца недели. И внутри каждого дня как бы
"резервируется" необходимое время.

Если же Игорь решался на два начинания сразу, то первый день
недели становился двухцветным. Эти же цвета появлялись в
палитре остальных дней со вторника по субботу.
Соответственно, три начинания делали понедельник трехцветным,
с последующим изменением всей недельной гаммы. Возможно,
данная закономерность прослеживалась бы и дальше, но мы это
экспериментально не проверяли.

Еще один штрих описанного психологического механизма. Если
новым делом Игорь начинал заниматься в любой другой день
недели, исключая понедельник, то никаких трансформаций
образа-шаблона не происходило. Субъективно реализация
начинания переживалась как большая трудность. Все время
что-то отвлекало, не давая сосредоточиться на новом занятии.
Однако, лишь только дело доходило до понедельника, все
кардинально менялось. Он быстро продвигался вперед,
испытывая при этом позитивные эмоции.

Мы подробно описали один случай, однако выделенный
психологический механизм не является ни широко
распространенным, ни уникальным. Есть варианты,
содержательно напоминающие вышерассмотренный. Например, у
одной девушки белым цветом была окрашена пятница, а не понедельник.
На семинаре нам встретился мужчина, который белой
видел вторую половину среды. Правомерно предположить,
что любой день недели или его часть могут иметь
соответствующий оттенок и выступать в роли промежутка времени
наиболее благоприятного для начинания новых дел. Еще раз
напомним, что во всех случаях мы ведем речь об образе-
представлении недельного цикла. Наш разговор касается
шаблона школьного дневника.

Чтобы у читателя не сложилось превратное представление, что
именно белый цвет определяет способность активно начинать
новые дела, приведем еще один вариант соответствующего
механизма. Вероятно, все слышали выражение "начать с
чистого листа". Обычно оно воспринимается как метафора. Но у
некоторых людей эта фраза является довольно точным описанием
соответствующего психологического механизма. Однажды,
отдыхая на турбазе, я познакомился с молодым человеком,
обладавшим своеобразной субъективной организацией способа
сортировки времени. Для ориентации в недельном цикле он
пользовался образом-представлением школьного дневника.
Понедельник отличался от остальных дней одной особенностью.
Первый день недели представлял из себя чистый лист, тогда
как все остальные дни оказались разлинованы. Парня легко было
соблазнить в поход за грибами или на рыбалку именно по
понедельникам. В остальные дни простого предложения чем-то
заняться явно не хватало и приходилось прибегать к
дополнительным мотивирующим аргументам.

Можно задать вопрос: а сколь долго человек будет заниматься
новым делом? На сколько хватит его "запала"? Знание
особенностей строения образа-шаблона позволяет сделать
достаточно достоверный прогноз. Так, молодой человек с
турбазы уже во вторник терял всякий интерес к начинаниям
предыдущего дня. Сколько я ни пытался найти у него механизм
передачи эстафеты начинаний понедельника другим дням
недели, мне так и не удалось это сделать. В случае с Игорем,
приведенным выше, такой механизм существовал. Речь идет
о кодировании цветом. Уже упоминалось, что вслед за
изменением цвета понедельника соответственно менялся цвет
одной строки в каждом из остальных дней недели. Игорь мог
систематически заниматься вновь начатым в течение
недели. Но для следующего понедельника это дело было уже не
новым, и его цветовая гамма растворялась в глубине белого.
Постепенно терялся интерес к осуществлению намерений и зачастую
они просто забывались.

Возникает резонный вопрос: "Но ведь были же дела, которыми
Игорь занимался больше, чем одна неделя?" Конечно, некоторые
занятия длятся месяцы и годы, однако они реализуются
посредством иных психологических механизмов. Последние
связаны с работой других уровней ориентации человека во
времени своей жизни. Мы вернемся к этой проблеме,
когда обратимся к анализу соответствующих сторон
психического.

***

4. РИСУНОК ВОСКРЕСЕНЬЯ

***

Существуют ли у детей дошкольного возраста представления о
недельном цикле? Как отличают маленькие дети один день
недели от другого? На поставленные вопросы оказалось не
так-то просто найти ответ. Все упирается в особенности
психического развития ребенка. То, что легко дается
взрослому, бывает порой почти недоступно ребенку. По этой
причине многие методы изучения представлений взрослых не
применимы в случае работы с детьми.

Так, у малышей первых двух-трех лет жизни представления,
как таковые, не сформировались. В данном возрасте очень легко
отвлечь ребенка от любого занятия. Иной раз достаточно
развернуть его лицом к другому предмету или игрушке и
ребенок тут же забывает, чем был только что занят. Взрослые
успешно пользуются данным приемом, отвлекая от одних занятий
и обращая внимание на другие. Кстати, таким "невинным"
способом осуществляется регуляция психического развития
ребенка, выстраивается ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ его внутренней жизни.

<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>