<< Пред. стр.

стр. 5
(общее количество: 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

мальчика связано с переутомлением к концу недели занятий. Однако
специальное тестирование не подтвердило эту гипотезу. Утомление,
конечно, присутствовало, но не настолько, чтобы определять
наблюдаемое поведение. Каждый из нас на своем опыте замечал,
наверное, как к моменту окончания рабочей или учебной недели
развивается субъективное переживание усталости. Это вполне
естественная реакция, но в данном случае не она определяла
поведение. Наблюдение за ребенком, а затем беседы с его
родителями выявили интересную особенность. Мальчик до школы
ходил в детский сад, распорядок жизни в котором предполагал, что
один из дней недели посвящен спорту. Нетрудно догадаться, о
каком дне идет речь. Именно в пятницу дети занимались
гимнастикой, бегали, прыгали, соревновались друг с другом почти
все свободное от еды и сна время. В итоге сформировался
устойчивый стереотип двигательной активности.

Мы перепроверили выдвинутое предположение о наличии
стереотипа у ребенка. Для этого первокласснику предложили
поучаствовать в уже упоминавшейся игре-тесте. Он садился на
один из семи стульев, соответствующих тому или иному дню
недели. Затем демонстрировал, как сидит этот день, как он ходит,
бегает, прыгает и т.д. Мальчик быстро включился в игру и
воссоздал двигательный рисунок всей недели, еще раз наглядно
подтвердив, что пятница -- самый "непоседливый" день в структуре
его образа рассматриваемого временного цикла.

Описанная игра интересна своей двусторонней направленностью. С
одной стороны, она позволяет определить степень выраженности
интересующего нас качества, с другой -- игровая
процедура дает возможность менять характеристики данного
качества. Вернувшись вновь к игре, мы вместе с мальчиком нашли
менее динамичный двигательный образ дня. Он изобразил "тихую",
"послушную", "внимательную" и т.п. пятницу. Работа-игра
с новым образом, наполнение его положительным эмоциональным
содержанием позволили снизить уровень двигательной активности
ребенка на уроках к чему, собственно, мы и стремились.

Важно отметить, что на перемене и после уроков первоклассник
демонстрировал прежний, то есть достаточно высокий уровень
активности, но во время урока был спокоен и внимателен к
объяснениям учителя. Это показывает,что у ребенка появился
выбор, и поведение стало более гибким, адаптирующимся к
требованиям ситуации.

В заключение хотелось бы привести историю, которая
описана в книге В.С. Лобзин, М.М. Решетников "Аутогенная
тренировка" (11, с.229-233).

За помощью обратился мужчина 37 лет. Его супруга при малейших
размолвках "начинает молчать", иногда по 2-3 дня не обращаясь к
мужу и не отвечая на его вопросы. В таких ситуациях у мужчины
появляется трудно сдерживаемый приступ ярости ("боюсь сам за
себя", "готов убить жену"). Несколько раз во время ссор бил
посуду, сквернословил, чего раньше с ним не случалось. На жену
руки не поднимал, но опасается, что это может произойти. Вне
конфликтных ситуаций отношения в семье характеризует как
хорошие, жену любит, боится ее потерять. Во время сеанса
психотерапии был использован метод ретроспективной визуализации
в состоянии гетерогенного расслабления. В результате мужчине
удалось вспомнить значимое психотравмирующее событие раннего
детства. Он вспомнил, что у его сестры (сестра старше брата на
10 лет) была подруга, которая ("кажется") ему нравилась. В
последующем с помощью сестры хронология событий была точно
востановлена и оказалось, что ко времени описываемой ситуации
мужчине было не более 3 лет. И не "кажется", а действительно
он испытывал детскую привязанность к подруге сестры, которой
было 13 лет. Девочка игнорировала попытки малыша обратить на
себя внимание и он очень огорчался по этому поводу.
Привязанность к "подруге" была столь велика, что даже после
переезда в другой город (который произошел когда мальчику еще не
исполнилось 3 лет), по рассказу сестры, он часто ее вспоминал и
очень грустил.

Сходство ситуации, выявленной в ходе психотерапии, и ситуации
нынешней, которая и явилась причиной обращения мужчины за
помощью к специалистам, очевидна. Невнимание, а вернее --
игнорирование со стороны объекта эмоциональной привязанности, а
затем лишение этого объекта вызвали аффективные переживания,
которые в усиленном виде проявились в эмоционально значимой
ситуации через 30 с лишним лет.

Довольно часто события человеческой жизни цепляются друг за
друга, переплетаются и в итоге кажутся неким монолитом,
нерасчлененным целым. Обычно подобные сцепления не мешают
нам жить, а иной раз и помогают достичь успеха в разных
сферах бытия. Но иногда эти "глыбы" преграждают людям путь к
заветной цели, ограничивают свободу выбора, заставляют идти
по коридору кажущейся необходимости. Вот тогда-то бывает
важно найти следы незаметных сращений, швы, скрепляющие
фрагменты мнимой целостности. Ибо знание причин наших
душевных порывов освобождает нас от необходимости всегда им
следовать.


(C) А. А. Карелин stmsu@mail.ru, 2000
(C) Психология – Вся Россия, 2000

<< Пред. стр.

стр. 5
(общее количество: 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ