стр. 1
(общее количество: 60)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

БОЛЬШАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕСТОВ
В настоящей книге представлены различные типы тестов, позволяющие практически с полной уверенностью
составить психологический портрет человека, определить его склонности и привычки. Некоторые тесты способ
ствуют составлению общей характеристики человека, его личных и деловых качеств, другие же выявляют отдельные
черты характера (творческие способности, психомоторику и т. д.).
ПРЕДИСЛОВИЕ



В своей повседневной жизни человек постоян телей, тесты, даже если и не претендуют на абсо
но оказывается в состоянии неуверенности в пра лютную достоверность, могут свести к минимуму
вильности своего выбора. Он не уверен, что пра конфликты между людьми и обеспечить относи
вильно выбирает профессию, что безошибочно тельное спокойствие в рамках семьи или рабочего
определяет спутника жизни, даже в более мелких коллектива. Сейчас все чаще работодатели начи
своих предпочтениях быть абсолютно уверенным нают предлагать своим потенциальным сотрудни
он не может. кам тесты в качестве основного способа проверки
Человек далеко не всегда может правильно опи их знаний и особенностей характера с целью обес
сать свое состояние и свои душевные качества, да печения максимально возможного психологиче
и, как правило, не стремится это делать из за от ского комфорта и возможностей для выполнения
сутствия склонности к самокопанию или из за за работы.
ложенных в нем психологических комплексов. Результаты тестов, практически всегда неожи
Доверять мнению окружающих можно также не данные, способны вызвать у людей самые разно
в каждом случае, поскольку взгляд со стороны еще образные эмоции — от приятного удивления до
не гарантирует точности и достоверности наблюде гневного отрицания как результата самого теста,
ния. Спрашиваемый человек может быть негативно так и вообще тестирования в качестве способа изу
настроен по отношению к объекту исследования, чения человеческих способностей. Недавно в Гер
что неизбежно проявится в данной им характе мании было основано общество, членами которого
ристике, либо, в противоположном случае, когда он стали ярые противники всевозможного тестирова
питает к объекту исследования самые лучшие чув ния, уверенные в том, что правду с помощью тако
ства, его отзыв будет затушевывать неприглядные го метода установить все равно не удастся, а полу
стороны личности и выставлять на первый план до ченная информация в какой то мере претендует на
стоинства и положительные характеристики. По разглашение интимных подробностей жизни чело
мочь человеку в сложном деле принятия правильно века. Впрочем, этой точки зрения придерживаются
го решения и объективного определения своих только немногие, в то время как остальные с уве
способностей и задатков предназначены тесты. ренностью вверяют свою личную жизнь и свою
Тесты — относительно недавнее изобретение, карьеру результатам тестирования.
их профессиональная разработка и активное ис Существует несколько основных разновидностей
пользование начались только в XIX в., а первый тестов: профессиональные, личностные и интеллек
всплеск популярности пришелся на время Первой туальные. Кроме того, тесты могут подразделяться
мировой войны. Первоначально употреблявшиеся и в зависимости от способа подачи информации на
исключительно в медицине, позже они значительно вербальные (словесные) и графические (рисунки),
расширили область своего применения и стали ак но чаще всего используется самый обыкновенный
тивно использоваться в педагогике, а позже и в пси опросник, предполагающий наличие нескольких ва
хологии. риантов ответа, один из которых является правиль
Некоторые тесты приобрели настолько боль ным, а остальные полностью или частично не под
шую известность, что их наименования известны падают под эту категорию. Графические тесты, как
людям, даже весьма далеким в сфере своей дея правило, используются при проверке наблюдатель
тельности от психологии (например, тест Айзенка ности и внимания, а также в тестах на исследование
или опросник Юнга). По мнению многих исследова интеллекта.


5
Предисловие


Разноплановости предложенных тестов может торые кажутся непонятными и странными. Наряду
позавидовать даже Большая советская энциклопе с классическими образцами тестирования в дан
дия, поскольку посвящены тесты самым противо ный сборник вошли многие оригинальные тесты,
положным вещам — чертам характера, особенно которым только предстоит завоевать сердца чита
стям человеческой личности, любопытным мелочам телей.
и тонкостям, ускользающим от придирчивого взгля Над некоторыми из предложенных тестов вы
да коллег по работе и домочадцев. В «Большую эн сможете посмеяться, над другими вам придется за
циклопедию психологических тестов» оказались думаться, а часть, хочется верить, станет вашими
включены тесты, позволяющие всесторонне и раз ближайшими спутниками, с которыми вы пойдете
нопланово исследовать характер человека, его при по жизни, вашими своеобразными градусниками,
страстия, остающиеся во многом загадкой для него с помощью которых вы постоянно сможете прове
самого и для окружающих, а также объяснить мно рять свое душевное самочувствие и правильность
гие поступки и психологические особенности, ко избранного пути.
Часть I
ЛИЧНОСТЬ, МОТИВАЦИЯ,
ПОТРЕБНОСТЬ



Глава 1. ПСИХОДИАГНОСТИКА: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ



Психодиагностика задается перечислением трех ным. Все это психодиагност практик должен не
областей психологического знания: предметной только знать, он должен выяснить, как восприни
(областью психологии, изучающей данные явле мает ситуацию обследуемый. Практическая психо
ния), психометрикой (наукой об измерении инди диагностика предполагает также учет мотивации
видуальных различий в диагностируемых перемен клиента на обследование и знание способов ее под
ных) и практикой использования психологического держания, умение оценить состояние обследуемого
знания. в целом, знание и навыки сообщения информации
Практическая психодиагностика предполагает обследуемому о нем самом, чуткость к действиям,
полезные навыки и интуицию, богатый клиниче которые непроизвольно могли бы нанести вред об
ский и житейский опыт. Помимо этого, практиче следуемому, способность представлять информа
ская психодиагностика предполагает свод правил цию для заказчика и многое другое.
применения психодиагностических инструмен
тов, знание этических и профессиональных норм
психодиагностической работы. Так, практик пси
1. КЛАССИФИКАЦИЯ
ходиагност должен понимать и уметь квалифици
ровать условия проведения обследования и учи ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ
тывать их при сопоставлении индивидуальных
ПРОЦЕДУР
данных с нормативами. Например, если при прове
дении обследования какие то элементы обстановки
насторожили обследуемого и ситуация обследова В настоящее время существует несколько доста
ния превратилась для него в ситуацию экспертизы, точно обоснованных классификаций психодиаг
то это обстоятельство может сделать невозможным ностических методик, из них наиболее полной, на
сопоставление индивидуального результата с нор наш взгляд, можно считать классификацию, пред
мами, если последние были получены в ситуации ставленную В. Столиным и др.
доверительного контакта. И наоборот, если нормы Во первых, различают диагностические методы,
получены в ситуации экспертизы, а конкретное об основанные на заданиях, которые предполагают
следование имеет доверительный характер, то соот правильный ответ, либо на заданиях, относительно
несение с нормами также становится некоррект которых правильных ответов не существует. К пер


7
Часть 1. Личность, мотивация, потребность


вому типу относятся многие тесты интеллекта, тес бальных способностей испытуемого, а также обра
ты специальных способностей, некоторых личност щение к его мышлению, воображению, памяти.
ных черт (например, тест Равена, диагностическая Тесты опросники предполагают набор пунктов
процедура определения полезависимости — поле (вопросов, утверждений), относительно которых ис
независимости Уиткина, тест ригидности Лучинса пытуемый выносит суждения (как правило, исполь
и др.). Диагностические методики второй группы зуется двух или трехальтернативный выбор отве
состоят из заданий, которые характеризуются тов). Одна и та же психологическая переменная
лишь частотой (и направленностью) того или ино представляется группой пунктов (не менее 6—7).
го ответа, но не его правильностью. Таково боль Пункты теста опросника могут быть прямыми,
шинство личностных опросников (например, тест апеллирующими непосредственно либо к опыту
16РF Р. Кэттелла). субъекта (например: «Боитесь ли вы темноты?»),
Во вторых, различают вербальные и невербаль либо к мнениям, суждениям испытуемого, в кото
ные психодиагностические методики. рых косвенно проявляются его личный опыт или
Первые так или иначе опосредованы речевой ак переживания (например: «Большинство людей
тивностью обследуемых; составляющие эти мето честны»). Опросники строятся как одномерные
дики задания апеллируют к памяти, воображению, или многомерные, включающие целый ряд психо
системе убеждений в их опосредованной языком логических переменных.
форме. Вторые включают речевую способность ис Открытые опросники не предусматривают
пытуемых только в плане понимания инструкций, стандартизованного ответа испытуемого; стандар
само же выполнение задания опирается на невер тизация обработки достигается путем отнесения
бальные способности — перцептивные, моторные. произвольных ответов к стандартным категориям.
Третье основание, используемое для классифи Шкальные техники предполагают оценку тех
кации психодиагностических инструментов, — или иных объектов (словесных утверждений, изоб
это характеристика того основного методического разительного материала, конкретных лиц и т. п.) по
принципа, который положен в основу данного выраженности в них качества, заданного шкалой
приема. По этому основанию обычно выделяют: (например, «теплый — холодный», «сильный — сла
1) объективные тесты; бый»). Обычно используются трех , пяти и семито
2) стандартизованные самоотчеты: чечные шкалы. Особый вариант шкалирования —
а) тесты опросники; это субъективная классификация, предполагающая
б) открытые опросники, предполагающие по выявление субъективной структуризации объектов
следующий контент анализ; на уровне шкалы наименований.
в) шкальные техники, построенные по типу се Индивидуально ориентированные (идеографи
мантического дифференциала Ч. Осгуда, и ме ческие) техники типа репертуарных решеток могут
тодики классификации; по форме совпадать со школьными опросными ме
г) индивидуально ориентированные техники тодами, напоминать беседу или интервью. Их ос
типа ролевых репертуарных решеток; новное отличие от тест опросников состоит в том,
3) проективные техники; что параметры, которые оцениваются (оси, изме
4) диалогические (интерактивные) техники (бесе рения, конструкты), не задаются извне, а выделя
ды, интервью, диагностические игры); ются на основе индивидуальных ответов данного
5) психофизиологические, аппаратурные методи конкретного испытуемого. Отличие этих методов
ки, предполагающие психологическую интерп от метода интервью состоит в том, что репертуар
ретацию физиологических или аппаратурно за ные решетки позволяют осуществлять применение
регистрированных поведенческих показателей. современного статистического аппарата и делают
Объективные тесты — это те методики, в кото надежными диагностические выводы относитель
рых возможен правильный ответ, т. е. правильное но индивидуальных особенностей субъекта.
выполнение задания. Проективные техники основаны на том, что не
Общим для всей группы методик стандартизо достаточно структурированный материал, высту
ванного самоотчета является использование вер пающий в качестве стимула при соответствующей

8
Глава 1. Психодиагностика: общие положения


организации всего эксперимента в целом порожда выполняться с помощью лаборанта (непсихолога)
ет процессы фантазии, воображения, в которых ра или по программе ЭВМ. Диалогические техники,
скрываются те или иные характеристики субъекта. напротив, характеризуются максимальной степе
В клиническом употреблении проективные техни нью вовлеченности психодиагноста в процесс пси
ки часто строятся на интуиции и теоретической ходиагностики, максимальным влиянием его опыт
подготовке психодиагноста, которые оказываются ности, профессиональных навыков, способностей
необходимыми на этапе интерпретации данных. в сфере общения на результаты психодиагностиче
Исследовательское употребление проективных тех ского обследования. Этими качествами обладают
ник предполагает, как правило, применение кон различные виды бесед, интервью, диагностических
тент аналитических процедур, стандартизирующих игр. Например, патопсихологический эксперимент
обработку данных. как особый психодиагностический метод известен
Диалогические техники учитывают, что психо высокой степенью вовлеченности психодиагноста:
диагност вступает в контакт с обследуемым и дости должен быть создан мотив экспертизы (обследуе
гает наилучших диагностических результатов за мый должен понимать, что на основе его ответов
счет специфических особенностей этого контакта, будет сделано важное для него диагностическое за
релевантных диагностической задаче. Так, довери ключение), результаты отдельных проб интерпре
тельный контакт необходим при диагностике семей тируются в зависимости от того, насколько выра
ных затруднений, характера личностного развития жен этот мотив (по мнению психодиагноста). Не
ребенка и во многих других случаях, в которых диаг менее явно влияние психодиагноста на результаты
ност одновременно выступает в роли консультанта диагностического заключения, выносимого на ос
или психотерапевта. Ситуация диагностического нове беседы с клиентом психологической консуль
патопсихологического обследования диктует по тации. Своими реакциями, ответными репликами,
строение общения по принципу экспертизы. манерой держаться психодиагност может как соз
Диалогические техники могут быть вербальны дать оптимальные условия для получения диагнос
ми (интервью, беседы) и невербальными (напри тически важной информации, так и полностью
мер, игра с ребенком может выступать как невер исказить эту информацию, ее смысл.
бальная диагностическая процедура). Все остальные психодиагностические методы
Различные методические приемы, на основе ко занимают промежуточное положение между двумя
торых строятся те или иные методики, можно рас полюсами, образованными объективными тестами
положить на одной шкале, если за единое основа и диалогическими методами.
ние классификации принять меру вовлеченности Многомерные тесты опросники, предполагаю
в диагностическую процедуру самого психодиаг щие анализ профиля и интерпретацию отдельных
носта и степень его влияния на результат психо шкал в зависимости от значений других и характе
диагностики. ра профиля в целом, требуют клинической опыт
Аппаратурные методики и объективные психо ности психодиагноста и, следовательно, на этапе
логические тесты обладают наименьшей вовле психодиагностического заключения несвободны
ченностью психодиагноста в процедуру психо от влияния личности диагноста. Не менее явно это
диагностики, минимальным влиянием личности влияние и при необходимости кодирования ре
психодиагноста, его опытности как психолога на зультатов обследования, полученных с помощью
результаты диагностического обследования. Почти открытых опросников либо проективных техник.
столь же малой степенью вовлеченности психоди В последнем случае существенное значение имеет
агноста обладают и некоторые формы стандартизо создание психодиагностом атмосферы, раскры
ванных самоотчетов — многие опросники и шкаль вающей способности испытуемого к воображе
ные техники. Можно сказать, что в этих методиках нию, творчеству.
личные качества психолога воплотились на этапе Итак, способности и психические функции ди
разработки методики, сама же процедура обследо агностируются в основном методами, в которых
вания, как и фиксация ее результата, оказывается влияние психодиагноста выражено минимально
рутинной операцией, которая в принципе может (в основном объективными тестами и тестами

9
Часть 1. Личность, мотивация, потребность


опросниками). Личностные черты преимуществен диагностических данных в медицине. Психолог вы
но диагностируются тестами опросниками; ког носит суждение о специфических особенностях
нитивная организация, другие индивидуальные мышления, памяти, личности больного, а врач ста
свойства — преимущественно методиками средне вит медицинский диагноз. Психолог не несет от
го уровня (по степени влияния психодиагноста на ветственности ни за диагноз, ни за то, какое имен
процесс диагностики) — репертуарными решетка но лечение будет проведено больному врачом. По
ми, проективными техниками. той же схеме происходит использование психо
Мотивация, отношение диагностируются преи диагностических данных при психодиагностике по
мущественно проективными техниками. Вес диа запросу суда, комплексной психолого психиатри
логических методик, обладающих максимальной ческой экспертизе, психодиагностике профессио
степенью включенности психодиагноста, особен нальной компетентности работника или профпри
но важен в области диагностики взаимоотно годности по запросу администрации.
шений, общения (таких свойств, актуализация ко 2. Данные используются самим психодиагнос
торых требует воссоздания реальных ситуаций том для постановки психологического диагноза,
общения). хотя вмешательство в ситуацию обследуемого осу
ществляется специалистом другого профиля. Тако
ва, например, ситуация психодиагностики примени
тельно к поиску причин школьной неуспеваемости:
2. ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ диагноз имеет психологический (или психолого пе
дагогический) характер, а работу по его реализации
ЗАДАЧИ
в жизнь проводят учителя, родители, воспитатели.
Если на основе диагноза известное психологу адми
нистративное решение производится автоматиче
Постановка и выбор психодиагностических за
ски, то это все равно не означает, что юридическая
дач в каждой конкретной ситуации предполагает
(и административная) ответственность за это реше
различение ситуации клиента и ситуации экспер
ние лежит на психологе, хотя подобная ситуация,
тизы. В первом случае человек сам обращается за
безусловно, налагает на психолога повышенную мо
помощью к психологу, он охотно идет на сотрудни
ральную ответственность.
чество, старается выполнить инструкции как мож
3. Данные используются самим психодиагнос
но более точно, не имеет сознательных намерений
том для постановки психологического диагноза,
приукрасить себя или фальсифицировать резуль
а последний служит ему основанием (или основани
таты. Во втором — человек знает, что подвергается
ем для действий его коллеги психолога) для разра
экспертизе, старается выдержать экзамен, а для
ботки путей психологического воздействия. Такова
этого вполне осознанно контролирует свое поведе
ситуация психодиагностики в условиях психологи
ние и свои ответы так, чтобы выглядеть в макси
ческой консультации.
мально выигрышном свете, добиться своей цели
4. Диагностические данные используются самим
нередко даже ценой симуляции отклонений и рас
обследуемым в целях саморазвития, коррекции по
стройств.
ведения и т. п. В этой ситуации психолог несет от
Психодиагностические задачи (и ситуации психо
ветственность за корректность данных, за этиче
диагностики в целом) различаются также с точки
ские, деонтологические аспекты диагноза и лишь
зрения того, кто и как будет использовать диагности
частично за то, как этот диагноз будет использован
ческие данные и какова ответственность психодиаг
клиентом.
носта в выборе способов вмешательства в ситуацию
Опираясь на представленную выше классифи
обследуемого. Наиболее характерны такие ситуа
кацию, современные методы психодиагностики
ции.
условно можно разделить на две категории:
1. Данные используются специалистом смежни
1) стандартизованные, измерительные методы,
ком для постановки непсихологического диагноза
включающие объективные тесты и стандарти
или формулирования административного решения.
зованный самоотчет;
Эта ситуация типична для использования психо

10
Глава 1. Психодиагностика: общие положения


2) экспертные, или методы понимания (по тради оказывается в нелепой зависимости от комплекса
ции они часто фигурируют под названием кли случайных и побочных обстоятельств. Опасны не
нических методов). Сюда относятся проектив тесты сами по себе, а их использование без теории
ные и диалоговые методы. и без психометрики, когда стандартная процедура
В основе первой категории методов лежит соб выполняет фактически лишь роль глухого забора,
людение достаточно строгих и сформулированных отгораживающего психодиагноста от реального ис
в явной форме правил. Эти методы обеспечивают пытуемого. В этом случае тест служит источником
диагноз (и на его основе прогноз) лишь с вероят иллюзорного впечатления о возможности осво
ностной точностью, этот диагноз оказывается более бождения психолога от необходимости наблюде
надежным по отношению к группе испытуемых, ния за весьма информативными признаками пове
чем по отношению к отдельному испытуемому. дения испытуемого — его манерами, способами
Экспертные методы в большей степени основа работы над заданиями и т. п.
ны на профессиональном опыте, психологической Знание психометрики предполагает необходи
интуиции самого психодиагноста. Эти методы ока мую пользователю критичность в понимании огра
зываются незаменимыми везде, где не разработа ниченности методик, в понимании тех допущений,
ны (или неизвестны) стандартизованные процеду который сделаны при разработке той или иной
ры. Они часто оказываются более эффективными оценочной шкалы, теста, опросника, системы за
по отношению к психическим явлениям, плохо под дач и т. п.
дающимся объективации (субъективным пережива Специфика психодиагностических процедур по
ниям, личностным смыслам, глубинным слоям опы сравнению с обычными физическими измерения
та), по отношению к чрезвычайно изменчивым ми заключается в том, что здесь сама процедура из
явлениям, для которых трудно создать фиксирован мерения взаимодействует с объектом измерения,
ную операциональную модель (как то: динамика це более того, рождается в этом взаимодействии, за
лей, состояний, настроений, многоплановых отно висит от его характеристики и нарушается, если
шений в группе). Если их применяет эксперт эти характеристики меняются. В физических изме
высокой квалификации, они оказываются более на рениях объект в значительных пределах пассивен
дежным средством в случае индивидуальной диаг и не влияет со своей стороны на физический при
ностики. Кроме того, не следует забывать, что глубо бор. Человек, напротив, всегда активен и может
кий экспертный анализ — необходимый первичный применять такую тактику, которую психодиагност
этап в разработке всякой стандартизованной проце при разработке методики вовсе не предусматри
дуры. По мере стандартизации экспертные методи вал. Диапазон срабатывания теста довольно узок
ки также подлежат количественному обоснованию. и фактически сводится к той популяции, на кото
Достоинства измерительных методов — объек рой происходила эмпирико статистическая разра
тивный характер процедуры, возможность перепро ботка теста, обеспечивающая его надежность, ва
верки — обеспечиваются не автоматически, а благо лидность, репрезентативность тестовых норм.
даря выполнению психометрических требований. Для корректного применения теста на новой по
Это, во первых, репрезентативность, т. е. соответ пуляции или в новых целях (от целей зависит уста
ствие тестовых норм выборки стандартизации те новка испытуемых в ситуации тестирования) поль
стовым нормам той популяции, на которой при зователь должен провести серию предварительных
меняется тест. Во вторых, надежность, точность психометрических экспериментов, направленных
и устойчивость процедуры измерения, ее незави на перепроверку надежности, валидности и репре
симость от варьирующихся случайных факторов. зентативности теста в новых условиях. Перенесе
В третьих, валидность (включая достоверность) — ние теста с одной популяции на другую без про
соответствие методики измеряемому концепту. верки, как минимум, однородности распределения
Если эти требования не выполнены, то использо тестовых баллов (устойчивости тестовых норм)
вание тестов ничуть не менее произвольная про может привести к серьезным диагностическим
цедура, чем стихийное «вчувствование» эксперта ошибкам или к непроизводительным затратам на
в испытуемого. Более того, в этом случае результат бесполезную психодиагностику.

11
Часть 1. Личность, мотивация, потребность


Строгое следование требованиям психометрики передачи лаборанту, не имеющему специаль
ных психологических знаний, или ЭВМ, исполь
особенно необходимо при переносе тестов, разра
зуемой для предъявления заданий и анализа от
ботанных за рубежом. Многие психологи склонны
ветов;
рассматривать в качестве готовых зарубежные ме
в) процедура обработки должна включать статис
тодики, тогда как реальные языковые и социокуль
тически обоснованные методы подсчета и стан
турные различия бывают столь сильны, что полная
дартизации тестового балла (по статистическим
эмпирическая адаптация зарубежной методики по
или критериальным тестовым нормам). Выводы
своему объему не уступает разработке оригиналь
(диагностические суждения) на основе тестово
ной методики. Это прежде всего относится к шка
го балла должны сопровождаться указанием на
лам ценностных ориентаций, к характерологиче
вероятностный уровень статистической досто
ским опросникам и другим личностным тестам.
верности этих выводов;
г) тестовые шкалы должны быть проверены на
репрезентативность, надежность и валидность
в заданной области применения. Другие разра
3. ТРЕБОВАНИЯ
ботчики и квалифицированные пользователи
К ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИМ должны иметь возможность повторить стандар
МЕТОДИКАМ И ИХ тизационные исследования в своей области и раз
ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ работать частные стандарты (нормы);
д) процедуры, основанные на самоотчете, должны
быть снабжены средствами контроля за досто
Распространение практических психологиче верностью, позволяющими автоматически от
ских исследований в различных сферах производ сеивать недостоверные протоколы;
ства, медицины, образования, требующих приме е) головная методическая организация определен
нения психодиагностических методик, остро ного ведомства (области применения) должна
ставит вопрос о нормативной регуляции подобной вести банк данных, собранных по тесту, и произ
практики. водить периодическую коррекцию всех стандар
1. ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ (ТЕСТЫ) долж тов методики.
ны удовлетворять следующим требованиям: 2. ЭКСПЕРТНЫЕ МЕТОДЫ основываются на
а) цели, предмет и область применения методики таких требованиях, как:
должны быть однозначно сформулированы. а) четкое формулирование цели, предмета и облас
Предмет, диагностический конструкт (концепт)
ти применения методик. Дополнение: инструк
должен быть сформулирован в теоретических
ция по применению снабжается указанием на
понятиях и соотнесен на теоретическом уровне
требуемую квалификацию экспертов, их необхо
с системой релевантных концептов. Должна быть
димое количество для получения надежных дан
четко выделена область применения, под кото
ных по методу независимых оценок;
рой подразумеваются особая социальная среда
б) наличие инструкции к проведению, прошедшей

стр. 1
(общее количество: 60)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>