<< Пред. стр.

стр. 12
(общее количество: 60)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

тируют с людьми, однако интересы их поверхност
ны и неустойчивы, им не хватает выдержки и на Шкалы Ответы №вопроса
стойчивости. L Неверно (Н) 5, 11, 24, 47, 53
Высокими оценками по всем шкалам после по F Н 22, 24, 61
строения профиля личности являются оценки, пре Верно (B) 9, 12, 15, 19, 30, 38,
вышающие 70. Низкими оценками считаются 48, 49, 58, 64, 69, 71
оценки ниже 40. К Н 11, 23, 31, 33, 34,
Опрос рекомендуется проводить индивидуаль 36, 40, 41, 43, 51,
но или в группе при наличии у каждого испытуемо 56, 61, 65, 67, 69, 70
го текста опросника и бланка для ответов, в присут 1 (Нs) Н 1, 2, 6, 37, 45
ствии экспериментатора, которому испытуемые В 9, 18, 26, 32, 44, 46,
могут задавать вопросы. 55, 62, 63
2 (D) Н 1, 3, 6, 11, 28, 37,
40, 42, 60, 61, 65
Бланк теста В 9, 13, 11, 18, 22, 25,
36, 44
Ф. И. О. ____________ Возраст _____ Пол _ _
_
3 (Ну) Н 1, 2, 3, 11, 23, 28,
Образование _____________ Дата ________ 29, 31, 33, 35, 37,
(Рядом с номером при ответе «верно» зачеркни 40, 41, 43, 45, 50, 56
те квадратик «В», при ответе «неверно» — квадра В 9, 13, 18, 26, 44, 46,
тик «Н».) 55, 57, 62
4 (Рd) Н 3, 28, 34, 35, 41, 43,
50, 65
В 7, 10, 13, 14, 15, 16,
22, 27, 52, 58, 71
6 (Ра) Н 28, 29, 31, 67
В 5, 8, 10, 15, 30, 39,
63, 64, 66, 68
7 (Рt) Н 2, 3, 42
В 5, 8, 13, 17, 22, 27,
36, 44, 51, 57, 66, 68
8 (Sе) Н 3, 42
В 5, 7, 8, 10, 13, 14,
15, 16, 17, 26, 30,
38, 39, 46, 57, 63,
64, 66
9 (Ма) Н 43
В 4, 7, 8, 21, 29, 34,
38, 39, 54, 57, 60



МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ
СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ (УСК)

Данная экспериментально психологическая мето
дика позволяет сравнительно быстро и эффективно
оценить сформированный у испытуемого уровень

79
Часть 1. Личность, мотивация, потребность


субъективного контроля над разнообразными жиз индивидам, участвующим в этой ситуации. Интер
ненными ситуациями и пригодна для применения налы чаще избегают ситуационных объяснений по
в клинической психодиагностике, при профотборе, ведения, чем экстерналы.
семейной консультации и т. д. Разработана в НИИ Исследования, связывающие интернальность —
им. Бехтерева. экстернальность с межличностными отношения
Впервые подобные методы были апробированы ми, показали, что интерналы более популярны,
в 1960 х гг. в США, наиболее известный — шкала более благожелательны, более уверены в себе, про
локуса контроля Д. Роттера, основанная на двух являют большую терпимость. Существует связь
принципиальных положениях. высокой интернальности с положительной само
1. Люди различаются между собой по тому, как оценкой, с большей согласованностью образов ре
и где они локализуют контроль над значительными ального и идеального Я. У интерналов обнаружена
для себя событиями. Возможны 2 полярных типа более активная, чем у экстерналов, позиция по от
такой локализации: экстернальный и интерналь ношению к своему здоровью: они лучше инфор
ный. В первом случае человек полагает, что проис мированы о своем состоянии, больше заботятся
ходящие с ним события являются результатом дей о своем здоровье и чаще обращаются за профи
ствия внешних сил — случая, других людей и т. д. лактической помощью.
Во втором случае человек интерпретирует значи Экстернальность коррелирует с тревожностью,
мые события как результат своей собственной дея депрессией, психическими заболеваниями.
тельности. Любому человеку свойственна опреде Интерналы предпочитают недирективные мето
ленная позиция на континууме, простирающемся ды психокоррекции; экстерналы субъективно бо
от экстернальному к интернальному типу. лее удовлетворены поведенческими методами.
2. Локус контроль, характерный для индивида, Все это дает основания полагать, что выделе
универсален по отношению к любым типам собы ние личностной характеристики, описывающей,
тий и ситуаций, с которыми ему приходится стал в какой степени человек ощущает себя активным
киваться. субъектом собственной деятельности и в какой —
Один и тот же тип контроля характеризует пове пассивным объектом действия других людей и внеш
дение данной личности и в случае неудач, и в сфере них обстоятельств, обосновано существующими
достижений, причем это в разной степени касается эмпирическими исследованиями и может способ
различных областей социальной жизни. ствовать дальнейшему изучению проблем приклад
Экспериментальные работы установили связь ной психологии личности.
разнообразных форм поведения и параметров лично Описание личности с помощью обобщенных
сти с экстернальностью — интернальностью. Кон трансситуативных характеристик является недос
формное и уступчивое поведение в большей степени таточным. Большинству людей свойственна более
присуще людям с экстернальным локусом. Интер или менее широкая вариабельность особенностей
налы же менее склонны подчиняться давлению дру поведения в зависимости от конкретных социаль
гих, сопротивляются, когда чувствуют, что ими мани ных ситуаций. Особенности субъективного контро
пулируют. Они реагируют сильнее, чем экстерналы, ля, в частности, могут изменяться у человека в зави
на утрату личной свободы. Люди с интервальными симости от того, представляется ему ситуация
локусами контроля лучше работают в одиночестве, сложной или простой, приятной или неприятной
чем под наблюдением или при видеозаписи. Для экс и т. д. Поэтому измерение локуса контроля перс
терналов характерно обратное. пективнее строить не как одномерную характе
Интерналы и экстерналы различаются по спосо ристику, а как многомерный профиль, компоненты
бам интерпретации разных социальных ситуаций, которого привязаны к типам социальных ситуаций
по способам получения информации и по механиз разной степени обобщенности.
мам их объяснения. Интерналы более активно ищут Опросник УСК состоит из 44 пунктов. В отличие
информацию и обычно лучше осведомлены о ситуа от школы Д. Роттер в него включены пункты, изме
ции, чем экстерналы. В одинаковой ситуации ин ряющие экстернальность — интернальность в меж
терналы атрибутируют большую ответственность личностных и семейных отношениях; в него также

80
Глава 2. Психодиагностика: практика


включены пункты, измеряющие УСК в отношении 13. Думаю, что правильный образ жизни может
болезни и здоровья. больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства.
Для увеличения спектра возможных примене 14. Если люди не подходят друг другу, то, как бы
ний опросника он сконструирован в 2 вариантах, они ни старались, наладить семейную жизнь, они
различающихся форматом ответов испытуемых. все равно не смогут.
Вариант А, предназначенный для исследователь 15. То хорошее, что я делаю, обычно бывает по
ских целей, требует ответа по 6 балльной шкале достоинству оценено другими.
(–3, –2, –1, +1, +2, +3), в которой ответ «+3» 16. Дети вырастают такими, какими их воспиты
означает «полностью согласен», «–3» — «совер вают родители.
шенно не согласен с данным пунктом». Вариант Б, 17. Думаю, что случай или судьба не играют важ
предназначенный для психодиагностики, требует ной роли в моей жизни.
ответов по бинарной шкале «согласен — не согла 18. Я стараюсь не планировать далеко вперед,
сен». потому что многое зависит от того, как сложатся
обстоятельства.
19. Мои отметки в школе больше всего зависели
Текст опросника от моих усилий и степени подготовленности.
20. В семейных конфликтах я чаще чувствую ви
1. Продвижение по службе больше зависит от ну за собой, чем за противоположной стороной.
удачного стечения обстоятельств, чем от личных 21. Жизнь людей зависит от стечения обстоя
способностей и усилий. тельств.
2. Большинство разводов происходит от того, что 22. Я предпочитаю такое руководство, при котором
люди не захотели приспособиться друг к другу. можно самостоятельно определять, что и как делать.
3. Болезнь — дело случая; если уж суждено забо 23. Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере
леть, то ничего не поделаешь. не является причиной моих болезней.
4. Люди оказываются одинокими из за того, что 24. Как правило, именно неудачное стечение об
сами не проявляют интереса и дружелюбия к окру стоятельств мешает людям добиться успеха в своем
жающим. деле.
5. Осуществление моих желаний часто зависит 25. В конце концов за плохое управление орга
от везения. низацией ответственны сами люди, которые в ней
6. Бесполезно предпринимать усилия для того, работают.
чтобы завоевать симпатию других людей. 26. Я часто чувствую, что ничего не могу изме
7. Внешние обстоятельства, родители и благо нить в сложившихся отношениях в семье.
состояние влияют на семейное счастье не меньше, 27. Если очень захочу, я смогу расположить к се
чем отношения супругов. бе любого.
8. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что 28. На подрастающее поколение влияет так мно
происходит со мной. го разных обстоятельств, что усилия родителей по
9. Как правило, руководство оказывается более их воспитанию часто оказываются бесполезными.
эффективным, когда полностью контролирует дей 29. То, что со мной случается, — дело моих рук.
ствия подчиненных, а не полагается на их само 30. Трудно бывает понять, почему руководители
стоятельность. поступают так, а не иначе.
10. Мои отметки в школе чаще зависели от слу 31. Человек, который не смог добиться успеха
чайных обстоятельств (например, от настроения в своей работе, скорее всего не проявил достаточно
учителя), чем от моих собственных усилий. усилий.
11. Когда я строю планы, то в общем верю, что 32. Чаще всего я могу добиться от членов моей
смогу их осуществить. семьи того, что я хочу.
12. То, что многим людям кажется удачей или ве 33. В неприятностях и неудачах, происходивших
зением, на самом деле является результатом долгих в моей жизни, чаще были виноваты другие люди,
целенаправленных усилий. чем я сам.

81
Часть 1. Личность, мотивация, потребность


34. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, 1. Ио 3. Ин
если за ним следить и правильно его одевать.
+ –
+ –
35. В сложных обстоятельствах я предпочитаю
2 7
2 1
подождать, пока проблемы разрешатся сами со
4 24
4 3
бой.
36. Успех является результатом упорной работы 20 33
11 5
и мало зависит от случая или везения.
31 38
12 6
37. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого
42 40
бы то ни было, зависит счастье моей семьи. 13 7
38. Мне всегда было трудно понять, почему 44 41
15 8
я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.
16 9
39. Я всегда предпочитаю принять решение
и действовать самостоятельно, а не надеяться на 17 10
4. Ис
помощь других людей или на судьбу. 19 14
40. К сожалению, заслуги человека часто оста
+ –
20 18
ются непризнанными, несмотря на все его стара
2 7
ния. 22 21
16 14
41. В семейной жизни бывают такие ситуации,
25 23
которые невозможно разрешить даже при самом 20 26
27 24
сильном желании.
32 28
42. Способные люди, не сумевшие реализовать 29 26
37 41
своих возможностей, должны винить в этом только
31 29
самих себя.
32 30
43. Многие мои успехи были возможны только
5. Ид
благодаря помощи других людей. 34 33
44. Большинство неудач в моей жизни произо + –
36 35
шло от незнания или лени и мало зависело от везе 19 1
ния или невезения. 37 38
22 9
39 40
Обработку заполненных ответов следует прово 25 10
42 41
дить по приведенным ниже ключам, суммируя от
42 30
веты на пункты в столбцах «+» со своим знаком 44 43
и ответы на пункты в столбцах «–» с обратным
знаком.
6. Им
Как показали исследования, ответы на все пунк
ты опросника имеют достаточный разброс: ни одна 2. Ид + –
из половин шкалы не выбиралась реже, чем в 15 % 4 6
+ –
случаев. Результаты заполнения опросника отдель
12 1 27 38
ным испытуемым преобразуются в стандартную
15 5
систему единиц и могут быть наглядно представ
лены. 27 6
7. Из
Показатели опросника УСК организованы (в со
32 14
ответствии с принципом иерархической структуры + –
36 26
системы регуляции деятельности) таким образом, 13 3
что включают в себя обобщенный показатель инди 37 43 34 23
видуального УСК, инвариантный к частным ситуа
циям деятельности, 2 показателя среднего уровня
общности и ряд ситуационных показателей.

82
Глава 2. Психодиагностика: практика


1. Шкала общей интернальности (Ио). Высокий водственной деятельности, в складывающихся от
показатель по этой шкале соответствует высокому ношениях в коллективе, в своем продвижении и т. д.
уровню субъективного контроля над любыми зна Низкий Ип указывает на то, что испытуемый скло
чимыми ситуациями. Такие люди считают, что нен приписывать более важное значение внешним
большинство важных событий в их жизни было ре обстоятельствам — руководству, товарищам по ра
зультатом их собственных действий, что они могут боте, везению или невезению.
ими управлять, и, таким образом, они чувствуют 6. Шкала интернальности в отношении здо
свою собственную ответственность за эти события ровья и болезни (Из). Высокие показатели Из сви
и за то, как складывается их жизнь в целом. Низкий детельствуют о том, что испытуемый считает себя
показатель по шкале соответствует низкому уров ответственным за свое здоровье: если он болен, то
ню субъективного контроля. Такие испытуемые не обвиняет в этом себя и полагает, что выздоровление
видят связи между своими действиями и значимы во многом зависит от его действий. Человек с низ
ми для них событиями их жизни, не считают себя ким Из считает болезнь результатом случая и наде
способными контролировать их развитие и полага ется, что выздоровление придет в результате дей
ют, что большинство их являются результатом слу ствий других, прежде всего врачей.
чая или действий других людей. Валидность шкал УСК демонстрируется их свя
2. Шкала интернальности в области достижений зями с другими характеристиками личности, изме
(Ид). Высокие показатели по этой шкале соответ ренными при помощи личностного опросника Кэт
ствуют высокому уровню субъективного контроля тела. Человек с низким субъективным контролем
над эмоционально положительными событиями (склонный считать свои успехи и неудачи следстви
и ситуациями. Такие люди считают, что они сами ем обстоятельств) эмоционально неустойчив (фак
добились всего, что было и есть в их жизни, и что тор –С), склонен к неформальному поведению
они способны с успехом добиваться своего в буду (фактор –G), малообщителен (фактор +Q1), у него
щем. Низкие показатели по шкале Ид свидетель плохой самоконтроль (фактор –Q3) и высокая
ствуют о том, что человек приписывает свои успе напряженность (фактор +Q4). Человек с высоким
хи и достижения обстоятельствам — везению, показателем субъективного контроля обладает
счастливой судьбе или помощи других людей. эмоциональной стабильностью (фактор +С), упор
3. Шкала интернальности в области неудач ством, решительностью (+G), общительностью
(Ин). Высокие показатели по этой шкале говорят (фактор –Q2), высоким самоконтролем (фактор
о развитом чувстве субъективного контроля по от +Q5) и сдержанностью (фактор –Q4).
ношению к отрицательным событиям и ситуациям, Интеллект (фактор В) и многие факторы, свя
что проявляется в склонности обвинять самого се занные с экстраверсией — интраверсией, не кор
бя в разнообразных неприятностях и страданиях. релирует ни с Ио, ни с ситуативными характери
Низкие показатели Ин свидетельствуют о том, что стиками субъективного контроля.
испытуемый склонен приписывать ответствен Субъективный контроль над позитивными со
ность за подобные события другим людям или счи бытиями (достижениями, успехами) в большей сте
тать их результатом невезения. пени коррелирует с силой (фактор +С), самоконт
4. Шкала интернальности в области семейных ролем (фактор –Q3), социальной экстраверсией
отношений (Ис). Высокие показатели Ис означают, (факторы +A; –Q2), чем субъективный контроль
что человек считает себя ответственным за собы над негативными событиями (неприятностями, не
тия, происходящие в его семейной жизни. Низкий удачами). Кроме того, люди, не ощущающие ответ
Ис указывает на то, что субъект считает партнеров ственности за неудачи, чаще оказываются более
причиной значимых ситуаций, возникающих в его практичными (фактор –М), чем люди с сильным
семье. контролем в этой области, что нехарактерно для
5. Шкала интернальности в области производ субъективного контроля над позитивными собы
ственных отношений (Ип). Высокий Ип свидетель тиями.
ствует о том, что человек считает свои действия Тест предназначен для индивидуального и груп
важным фактором организации собственной произ пового обследования. Применение опросника УСК

83
Часть 1. Личность, мотивация, потребность


возможно при решении широкого круга социаль Однако проблему потребностей как двигателе
но психологических и медико психологических человеческой деятельности К. Левин разрешает
проблем. Уровень субъективного контроля повы с позиций гештальтпсихологии. Потребность озна
шается в процессе психокоррекционного воздей чает для К. Левина некую внутрипсихологическую
ствия на личность. Поэтому возможно применение динамическую заряженную или напряженную
УСК для оценки эффективности методов психоло систему, стремящуюся к разрядке. В разрядке этой
гической коррекции. напряженности системы и состоит, по К. Левину,
удовлетворение потребности. К. Левин не видел
общественно трудовой обусловленности потреб
ностей, он игнорировал их содержательный харак
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ
тер. Точно так же само понятие «психологическое
«Уровень притязаний» поле» не означало для него реального объективно
и «процесс пресыщения» го окружения, оно являлось феноменальным ми
ром, который по существу есть отражение тех же
Экспериментальное исследование особенно напряженных систем. Раскрытие структуры дина
стей поведения человека в конкретной обстановке мических напряженных систем и их взаимоотно
предложено в школе немецкого психолога Курта шения с психологическим полем и должно, по мне
Левина (1890—1947). нию К. Левина, явиться объяснением волевого
К. Левин считал, что источником человеческого действия. В таком взгляде на природу волевого дей
поведения являются не ассоциации, а потребно ствия с особенной отчетливостью выявились его
сти. Под потребностью К. Левин подразумевал не идеалистические позиции. К. Левин не видел обще
биологические влечения, а психологические обра ственной обусловленности потребности, он не
зования — квазипотребности, которые возникают усмотрел и того, что волевое действие, хотя и связа
в связи с жизненными целями человека. Более то но в своих истоках с потребностями, не вытекает
го, он подчеркивал, что цели и намерения стоят по непосредственно из них, а опосредуется сознанием
своим динамическим свойствам в одном ряду с по человека.
требностями, что именно они (квазипотребности) Несмотря на методологические ошибки, учение
специфичны для человека. К. Левина сыграло положительную роль в истории
В учении К. Левина о потребностях поставлен психологии. Он ввел в психологические исследова
вопрос о связи между потребностью и предметом, ния новые параметры изучения человека: показал
служащим для ее удовлетворения. Он показал, экспериментально, что в качестве предметов ис
что человек всегда существует в определенной следования можно взять потребности и мотивы че
конкретной ситуации (по его терминологии ловеческого поведения. Но особенно велика роль
«в психологическом поле»), где каждая вещь, К. Левина и его школы в разработке эксперимен
предмет выступают не сами по себе, а в отноше тальных приемов исследования в области психоло
нии к потребностям и стремлениям человека. гии личности. Работы К. Левина и его учеников
К. Левин указывал на динамичность этих отноше (Т. Дембо, М. Овсянкиной, А. Карстен, Ф. Хоппе)
ний, на то, что любое человеческое действие ме позволяют экспериментально раскрыть отношения,
няет «соотношение сил и ситуации» и по новому существующие между личностью и средой и внутри
определяет его поведение. самой личности. Сюда относятся проблемы, связан
Поэтому всякое экспериментальное психологи ные с уровнем притязаний и самооценкой лично
ческое исследование требует анализа взаимодей сти. К. Левин считал, что уровень притязаний фор
ствия человека с окружающей действительностью. мируется в процессе конкретной деятельности.
К. Левин подчеркивал, что человек всегда включен В его формировании важнейшую роль играет влия
в окружающую его ситуацию, сама среда должна ние успеха и неуспеха; уровень притязаний являет
рассматриваться в ее отношении к действующему ся важным образованием личности, с ним связана
человеку. Характер этих отношения динамичен самооценка, активность субъекта и сложная струк
и зависит от структуры потребностей. тура его эффективной жизни. Формирование мно

84
Глава 2. Психодиагностика: практика


гих черт характера зависит, по мнению К. Левина, Для проведения опыта необходимо заготовить
карточки размером 12 ? 7 см, на которых четко
от уровня притязаний человека.
обозначить цифры от 1 до 14, и секундомер.
Другая группа экспериментальных работ на
правлена на исследование возможности удержа
Процедура опыта
ния и восстановления побуждения к деятельности.
Карточки раскладываются в 2 ряда. После
К. Левин экспериментально показал, что любое
предъявления инструкции испытуемому предлага
действие, даже длительно и монотонно протекаю
ется выбрать задачу. После выполнения каждой по
щее, возможно, если оно включено в систему по
следующей задачи экспериментатор предлагает
требностей человека.
каждый раз испытуемому: «Теперь берите задачу
какой хотите трудности». Экспериментатор фик
Исследование уровня притязаний сирует время решения задачи и после каждой за
дачи говорит: «Эту задачу вы выполнили в срок.
Цель эксперимента Ставлю вам плюс» или «Вы не уложились во време
Эксперимент направлен на выявление самооцен ни. Ставлю вам минус».
ки и динамики уровня притязаний испытуемого
в экспериментальной ситуации. Он является вари Инструкция
антом методического приема Ф. Хоппе. Испытуемо Перед вами лежат карточки, на обороте кото
му предлагается ряд заданий ( от 14 до 18), отличаю рых написаны задания. Номера на карточках озна
щихся по степени трудности. чают степень сложности заданий. Задания распо
Все задания нанесены на карточки, которые ложены по возрастающей сложности. На решение
расположены перед испытуемым в порядке воз каждой задачи отведено определенное время, кото
растания их номеров. Степень трудности задания рое вам неизвестно. Я слежу за ним с помощью се
соответствует величине порядкового номера кар кундомера. Если вы не уложитесь в отведенное
точки. время, я буду считать, что задание не выполнено.
Исследования, проведенные с помощью этой Задания вы должны выбирать самостоятельно.
методики (Ф. Хоппе, М. Юкнат, М. Неймарк, Т. Бе Таким образом, испытуемому дается право са
жанишвили, Б. Серебряковым), показали, что, как мому выбирать сложность задания. Эксперимента
правило, испытуемые выбирают после успешных тор не может по своему усмотрению увеличивать
решений задания более трудные, и, наоборот, по или уменьшать время, отведенное на выполнение
сле ряда неудачных решений обращаются к зада задания, тем самым произвольно вызывая у испы
ниям более легким. Качество выполнения первого туемого переживание неудачи или удачи.
задания влияет на выбор следующего.
Обработка результатов
Методика Полученные данные заносятся в заранее заго
Экспериментальный материал товленный протокол (см. приложение). Данные
Предлагаемые задания могут быть по своему со эксперимента можно изобразить также в виде кри
держанию весьма различными в зависимости от об вой: на оси абсцисс откладываются порядковые но
разовательного уровня и профессии испытуемых. мера пробы (выбор очередной задачи), на оси орди
Например, школьникам или студентам технических нат — выбранные номера карточек. Знаком («+»)
вузов можно предлагать математические задачи, сту отмечаются успешно выполненные задачи, знаком
дентам гуманитарных факультетов — задачи, тре («–») — неуспешно выполненные.
бующие знаний в области литературы, искусства; за Экспериментатор записывает подробно все
дания могут быть типа головоломок и т. д. Иными высказывания испытуемого, его реакции, а также
словами, содержание заданий должно соответство и свои собственные замечания.
вать общеобразовательному уровню испытуемых. После того как опыт закончен, следует задать
Только при этом условии у них вырабатывается испытуемому вопрос: «Чем вы руководствовались

<< Пред. стр.

стр. 12
(общее количество: 60)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>