<< Пред. стр.

стр. 13
(общее количество: 60)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

серьезное отношение к ситуации эксперимента. при выборе задания?»

85
Часть 1. Личность, мотивация, потребность


Выводы Методика
На основании полученных данных можно сде Испытуемому предлагается выполнить такое за
лать выводы об особенностях формирования уров дание, как, например, проводить черточки, рисо
ня притязаний в ситуации эксперимента, о его аде вать кружки. При этом перед испытуемым лежит
кватности, а также об устойчивости самооценки большая стопка чистых листов бумаги.
и уровня притязаний.
Инструкция
Чертите, пожалуйста, черточки вот так, — экс
Приложение периментатор чертит несколько одинаковый чер
точек (IIII) или кружочков (0000). Если испытуемый
Образец протокола спрашивает, сколько же ему надо чертить, экспе
риментатор отвечает совершенно бесстрастным
Экспериментатор: голосом: «Сколько вам захочется, вот перед вами
Испытуемый: лежит бумага».
Дата проведения опыта:
Процедура опыта
А — № выбираемой задачи Исследования, проведенные А. Карстен и И. М. Со
В — выполнение («+» или «–») ловьевым, показали, что вначале испытуемые до
С — высказывание испытуемого вольно аккуратно выполняют предложенное им за
дание; однако спустя короткое время (5—10 мин),
они начинают привносить в задания вариации, т. е.
Таблица 6 незаметно для себя испытуемые меняют содержа
ние задания. Эти вариации носят характер изме
нения внешней структуры задания: черточки или
А B C
кружочки становятся меньше или больше, испы
3 ++
туемые меняют темп работы или чертят в опреде
5 ++
ленном ритме (например, 00 000 00 000). Иногда
8 ++
испытуемые прибегают к сопроводительным дей
9 – Да, я сплоховал
ствиям: они начинают напевать, насвистывать, по
4 ++
стукивать ногами. Эти вариации свидетельствуют
7 ++
о том, что побуждение к выполнению заданного
6 ++
действия начинает иссякать, наступает, как выра
10 – К сожалению, остались только
жается А. Карстен, явление психического пресы
трудные. Взять вторую — слишком
щения.
легкая, попытаюсь 12 ю.
По мнению А. Карстен, подобные явления, т. е.
11
появление вариаций в задании, не только свидетель
12
ствуют о том, что побуждение к выполнению зада
ния начинает иссякать, вариации носят в известной
мере характер профилактических действий.
Экспериментатор тщательно записывает спон
Исследование процесса танные высказывания испытуемого, характер его
пресыщения реакций, мимику, выразительные движения. При
этом он фиксирует время появления новых вариа
Цель эксперимента ций в протоколе.
Проследить, каким образом изменяется дея Спустя некоторое время (обычно 10—15 мин),
тельность испытуемого при длительном выполне когда учащаются вариации и их проявление носит
нии монотонного задания, возникают ли признаки выраженный характер, дается новая инструкция:
психического пресыщения (по А. Карстен). «Это монотонное задание вам было предложено

86
Глава 2. Психодиагностика: практика


для того, чтобы исследовать вашу выдержку. Про шений, который мог бы быть применен в клинико
должайте, если хотите, вашу работу». психологической и психодиагностической работе,
Реакция испытуемых на новую инструкцию раз а также в социально психологической практике.
лична. Некоторые испытуемые сердятся («Что же
вы мне раньше не сказали») и бросают работу.
Процедура отбора шкал ЛД
У других эта инструкция приводит к новому осмы
слению ситуации. «Ну, тогда другое дело», — часто
ЛД сформирован путем репрезентативной вы
слышится в ответ.
борки слов современного русского языка, описы
Такое новое осмысление задания часто приво
вающих черты личности, с последующим изучением
дит к тому, что вариации становятся реже, менее
внутренней факторной структуры, своеобразной
выраженными, а иногда и совсем исчезают.
модели личности, существующей в культуре и раз
После новой инструкции экспериментатор тща
вивающейся у каждого человека в результате усво
тельно записывает реакцию и высказывания испы
ения социального и языкового опыта.
туемого, отмечает, как и раньше, время наступле
Из Толкового словаря русского языка С. И. Оже
ния и характер вариаций.
гова были отобраны 120 слов, обозначающих черты
Время окончания опыта не устанавливается.
личности. Из этого исходного набора отобраны чер
Как правило, испытуемые сами прекращают рабо
ты, в наибольшей степени характеризующие полю
ту: «Не могу больше». Но некоторые иногда сами
сы классических факторов семантического диффе
не склонны прекратить опыт. Дело в том, что неред
ренциала:
ко они меняют для себя смысл задания. Об этом
1) оценки;
свидетельствуют как спонтанное высказывание,
2) силы;
так и самоотчет испытуемых. «Я хотел посмотреть,
3) активности.
кому скорее надоест, вам (т. е. экспериментатору)
Случайным образом исходный набор черт был
или мне», или «Я хотел проверить себя, как долго
разбит на 6 списков по 20 черт. Применялись 3 па
могу заниматься этим скучным делом».
раллельных метода классификации черт внутри
Продолжительность опыта варьируется от 10 мин
каждого из этих списков.
до 1 ч.
1. Оценка испытуемыми (по 100 балльной шкале)
вероятности того, что человек, обладающий свой
Выводы
ствами личности А, обладает свойствами личности
Полученные данные позволяют сделать вывод
В. В результате усреднения вероятностей индиви
о том, как быстро наступает психическое пресыще
дуальных оценок получены обобщенные показатели
ние при выполнении монотонной работы, о характе
представлений о сопряженности черт личности, со
ре вариаций в работе, а также о том, каким образом
ставляющих так называемую имплицитную струк
введение дополнительной инструкции изменяет ха
туру личности, свойственную для всей выборки
рактер деятельности испытуемого.
в целом.
2. Корреляции между самооценками по чертам
личности. Испытуемые заполняли 6 бланков само
ЛИЧНОСТНЫЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ
оценок, каждый из которых был составлен из 20 черт
личности и требовал оценить их наличие у испытуе
Методика личностного дифференциала (ЛД)
мого по 5 балльной шкале.
разработана на базе современного русского языка
3. 120 черт личности оценивались по 3 шкалам
и отражает сформировавшиеся в нашей культуре
(7 балльным), представляющим факторы семанти
представления о структуре личности. Методика ЛД
ческого дифференциала. Оценки усреднялись.
адаптирована сотрудниками психоневрологиче
ского института им. В. М. Бехтерева. Целью ее раз
В ЛД отобрана 21 личностная черта. В несколь
работки являлось создание компактного и валидно
ких случаях исходный список не содержал одного
го инструмента изучения определенных свойств
из членов требуемой антонимичной пары и был до
личности, ее самосознания, межличностных отно


87
Часть 1. Личность, мотивация, потребность


полнен. Шкалы ЛД заполнялись испытуемым с ин ности личности. Положительные (+) значения ука
струкцией оценить самих себя по отобранным чер зывают на высокую активность, общительность,
там личности. импульсивность; отрицательные (–) — на интро
вертированность, определенную пассивность, спо
койные эмоциональные реакции. Во взаимных
Интерпретация факторов ЛД оценках отражается восприятие людьми личност
ных особенностей других.
При применении ЛД для исследования самооце При интерпретации данных, полученных с по
нок велико значение фактора оценки (О). Результа мощью ЛД, всегда следует помнить о том, что в них
ты свидетельствуют об уровне самоуважения. Вы отражаются субъективные, эмоционально смысло
сокие значения этого фактора говорят о том, что вые представления человека о самом себе и других
испытуемый воспринимает себя как личность, людях, его отношения, которые могут лишь частич
склонен осознавать себя как носителя позитивных, но соответствовать реальному положению дел, но
социально желательных характеристик, в опреде часто сами по себе имеют первостепенное значе
ленном смысле удовлетворен собой. ние.
Низкие значения фактора О указывают на кри
тическое отношение человека к самому себе, его
Использование метода ЛД
неудовлетворенность собственным поведением,
уровнем достижений, особенностями личности, на
недостаточный уровень принятия самого себя. ЛД может быть использован во всех тех случаях,
Особо низкие значения этого фактора в самооцен когда необходимо получить информацию о субъек
ках свидетельствуют о возможных невротических тивных аспектах отношений испытуемого к себе
или иных проблемах, связанных с ощущением ма или к другим людям. В этом отношении ЛД сопоста
лой ценности своей личности. вим с 2 категориями психодиагностических мето
При использовании ЛД для измерения взаим дов — с личностными опросниками и социометри
ных оценок фактор О интерпретируется как свиде ческими шкалами. От личностных опросников он
тельство уровня привлекательности, симпатии, ко отличается краткостью и прямотой, направленно
торым обладает один человек в восприятии стью на данные самосознания. Некоторые тради
другого. При этом положительные (+) значения ционные, получаемые с помощью опросников харак
этого фактора соответствует предпочтению, ока теристики личности могут быть получены с помощью
зываемому объекту оценки, отрицательные (–) — ЛД. Уровень самоуважения, доминантности — тре
его отвержению. вожности и экстраверсии — интроверсии являются
Фактор силы (С) в самооценках свидетельствует достаточным показателем в таких клинических зада
о развитии волевых сторон личности, того, как они чах, как диагностика неврозов, пограничных состоя
осознаются самим испытуемым. Его высокие значе ний, дифференциальная диагностика, исследование
ния говорят об уверенности в себе, независимости, динамики состояния в процессе реабилитации,
склонности рассчитывать на собственные силы контроль эффективности психотерапии и т. д.
в трудных ситуациях. Низкие значения свидетель Краткость метода позволяет использовать его не
ствуют о недостаточном самоконтроле, неспособ только самостоятельно, но и в комплексе с иными
ности держаться принятой линии поведения, зави диагностическими процедурами.
симости от внешних обстоятельств и оценок. Особо От социометрических методов ЛД отличается
низкие оценки свидетельствуют и указывают на ас многомерностью характеристик отношений и боль
тенизацию и тревожность. Во взаимных оценках шей их обобщенностью. Как метод получения
фактор (С) выявляет отношения доминирования — взаимных оценок ЛД можно рекомендовать к при
подчинения, как они воспринимаются субъектом менению в 2 областях — в групповой и семейной
оценки. психотерапии.
Фактор активности (А) в самооценках интер В групповой психотерапии ЛД может быть ис
претируется как свидетельство экстравертирован пользован для исследования таких сторон личности

88
Глава 2. Психодиагностика: практика


3. РЕПЕРТУАРНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ
и группового процесса в целом, как повышение
уровня принятия членами группы друг друга, сбли МЕТОДИКИ
жение реальных и ожидаемых оценок, уменьше
ние зависимости от психотерапевта и т. д. В семей
ной психотерапии может оказаться полезной та О ТЕХНИКЕ ПОСТРОЕНИЯ
возможность сопоставления разных точек зрения на РЕПЕРТУАРНЫХ РЕШЕТОК
членов семьи (например, ребенка) между собой, ко
торую представляет ЛД, а также возможность диф Психологи часто считают, что для эффективной
ференцированной оценки эмоциональной привлека теоретической или экспериментальной работы
тельности, статуса доминирования — подчинения достаточно только одной какой то идеи или метода.
и уровня активности членов семьи (например, су При этом они забывают о том, что за каждой конк
пругов). Полезным может оказаться варьирование ретной идеей стоит множество предположений
предметов оценки (например, «каким должен быть и еще больше таких предположений стоит за мето
отец», «идеальная жена», «моя жена думает, что я...») дом. Предположения, положенные в основу созда
с последующим вычислением расстояния между ния метода, могут противоречить допущениям, ле
идеальным и реальным, ожидаемым и реальным жащим в основе идеи. Так, психологи нередко
и т. д. ЛД может помочь в определении действитель используют метод решеток вне контекста породив
ной природы недовольства супружескими взаимоот шей его теории. Этот метод часто рассматривается
ношениями (недостаточной эмоциональной привле как некий способ измерения установок, значений,
кательности, избегания ответственности и т. д.), личности или концептов, получивший статус доро
уяснить роль ребенка в семейном конфликте. гостоящей разновидности семантического диффе
ренциала для богатых исследователей. (Стандарт
ный вариант семантического дифференциала не
Бланк ЛД и ключ требует для каждого случая выполнения методики
многомерной статистической обработки, как напри
Ф. И. О. ______________________________ мер, в случае факторного анализа. Тогда как репер
туарные решетки, как правило, предполагают приме
пол __________________________________
нение таких методов, причем в большинстве случаев
возраст ______________________________
это обработка с помощью ЭВМ.)
Однако психологи, вдумчиво применяющие ме
тод решеток, вынуждены будут признать истин
ность многих допущений теории личных конструк
тов, даже если они незнакомы с этой теорией как
таковой. Ниже мы рассмотрим лишь те ее аспекты, на
которые непосредственно опирается техника репер
туарных решеток, где взаимосвязь теории и практи
ки особенно важна.


Что измеряют решетки?
В основе теории конструктов эксплицитно со
держится идея о том, что каждый человек предста
вляет собой исследователя. Д. Келли резонно пола
гал, что мы стремимся найти смысл во Вселенной,
в самих себе и тех ситуациях, в которые мы попада
ем. Для этого каждый из нас вновь и вновь создает


89
Часть 1. Личность, мотивация, потребность


и перестраивает различные имплицитные теории, Именно биполярность конструктов и делает воз
которые, хорошие ли, плохие ли, и составляют на можным построение репертуарных решеток. Что
шу систему личных конструктов. Сообразуясь получится, если мы попытаемся использовать для
с этой системой, мы живем, предугадываем собы построения решетки понятия? Возьмем, к приме
тия, строим свое поведение, задаем себе и другим ру, понятие «честность». Некоторых своих знако
различные вопросы. Исходя из этой же системы, мых мы можем назвать честными, оставив других
мы оцениваем результаты наших действий и кор за рамками объема данного понятия. Проделаем то
ректируем наши способы интерпретации. Таким же самое с понятием «жестокость». И опять мы на
образом, мы являемся исследователями, выдвигаю зовем жестокими часть своих знакомых, также
щими гипотезы (предположения) на основе собст оставив остальных за рамками объема понятия
венных теорий (собственной системы конструктов). «жестокость». В результате мы сможем судить
Мы подвергаем эти гипотезы экспериментальной лишь о включенности или невключенности в класс
проверке (подстраиваем под них свое поведение, и сделать вывод о количестве людей, попавших
так сказать, активно рискуем, опираясь на них). в первую категорию и попавших или не попавших
Мы можем наглядно увидеть результаты наших во вторую. При этом нам не удастся установить
экспериментов (ощутить последствия нашего пове взаимоотношения между концептами, мы сможем
дения). Мы вносим изменения в нашу теорию (из говорить только об их частичном совпадении.
меняем свое мышление, меняемся сами), и все по Вместе с тем можно использовать простую би
вторяется вновь и вновь. полярную решетку и отнести каждый из данных
Д. Келли разработал технику репертуарных ре элементов к тому либо другому полюсу конструкта,
шеток в качестве метода изучения систем личных или проранжировать элементы от одного полюса
конструктов, как способ влезть в шкуру другого, к другому, или, скажем, оценить их по 7 балльной
увидеть мир его глазами, войти в его положение. шкале. В каждом случае именно мерность, бипо
лярность конструктов дадут нам возможность так
или иначе получить матрицу взаимоотношений
Решетки выявляют конструкты между ними.
Благодаря способности решеток выявлять имен
но взаимоотношения конструктов может быть сня
Д. Келли предлагал несколько определений по
та проблема оценки того, насколько правомерной
нятия «конструкт». Вот одно из них: конструкт —
или неправомерной является система конструктов
это то, «чем два или несколько объектов сходны
данного человека.
между собой и, следовательно, отличны от третьего
Если мы ограничимся работой с однополюсны
объекта или нескольких других объектов». Это
ми понятиями, то нам придется довольствоваться
определение нашло свое непосредственное отра
выводами типа сверхвключение или недовключе
жение в одной из процедур выявления конструктов
ние. Но сказать, что понятия человека влючают
для построения решеток. В другом месте Д. Келли
в себя слишком много или слишком мало, означает
называл конструктом «способ выхода за границы
допустить, что существует истинный уровень
очевидного». В этом определении особо подчерк
включенности объектов в понятие (определяется
нут тот факт, что при порождении новой абстрак
ли он нормативными стандартами или какой то
ции мы получаем возможность замечать новые
системой логики).
«факты», которые не существовали для нас в ста
Работая с решетками, мы можем сравнить при
рой системе абстракций.
желании выявленные в каждом конкретном случае
Во всех своих определениях Д. Келли настойчи
реальные взаимосвязи между конструктами с нор
во подчеркивал биполярность конструктов. Он
мативными стандартами или с любыми другими
считал, что, утверждая что нибудь, мы всегда одно
стандартами, установленными нами. Однако сов
временно что то отрицаем. Этим понятие «конст
сем не обязательно ограничиваться только этим:
рукт» отличается от понятия «концепт».

90
Глава 2. Психодиагностика: практика


мы можем рассматривать систему конструктов че решеток — расширить возможности исследования
индивидуальных систем значений, сообразуясь
ловека саму по себе, перейдя затем к изучению бо
с теми, которыми мы живем. Даже наиболее обще
лее сложных проблем.
принятые конструкты (например, применяемые
в математике или в естествознании) индивидуаль
Диапазон пригодности ны в том плане, что каждый из нас наделяет их
смыслом и делает частью собственной системы
Понятие «решетка» тесно связано с понятием конструктов. «Общепринятые» конструкты приз
«диапазон пригодности». Д. Келли считал, что кон наны всеми, они дают возможность лучше предуга
структ (или подсистема конструктов) всегда работа дывать определенные события и обладают более
ет в контексте и данный человек в данный момент или менее фиксированным значением, как это под
может применить его к ограниченному набору эле черкнуто в следствии общности Д. Келли. Таким
ментов. Это явление можно легко обнаружить в раз образом, ни теория конструктов, ни решетки не на
говорной речи: о мебели мы говорим, что она старин целены исключительно на исследование тех рас
ная или современная, а о числах — что они простые плывчатых конструктов (из области чувств и отно
или составные, однако мы не рассуждаем о старин шений), которые обычно называют личными.
ных и современных числах или о простой и состав
ной мебели. Конечно, бывают случаи расширения
Следствие общности
диапазона пригодности (например, в поэзии), но, как
правило, диапазон пригодности наших конструктов
В той степени, в которой система конструктов
весьма ограничен. Из этого положения о природе
одного человека похожа на систему конструктов
конструирования Д. Келли вывел главное правило
другого, его психология сходна с психологией это
построения решеток: все элементы должны нахо
го другого человека. Следствие общности — проти
диться в пределах диапазона пригодности данного
воположный полюс следствия индивидуальности,
конструкта для человека, заполняющего решетку.
в контексте же целостной теории это следствие на
В противном случае заполнение решетки превратит
поминает нам о том, что решетки эффективны тогда,
ся в абсурдную деятельность. Например, человек де
когда они позволяют проследить все линии связей
лит своих знакомых на привлекательных и неприв
данного конструкта (все способы его импликации).
лекательных. Однако мы не дали ему возможности
На уровне точных взаимосвязей между конструкта
сообщить нам, что для него привлекательный — не
ми процессы какой либо области опыта у 2 людей
привлекательный. Это конструкт, диапазон пригод
могут оказаться весьма сходными, однако, если при
ности которого включает только женщин, и един
нять во внимание способы импликаций этих кон
ственное, что ему остается, — это часть знакомых
структов, обнаружатся радикальные различия. Они
женщин отнести к привлекательным, а остальных
видны и на групповом уровне.
женщин и всех мужчин — к непривлекательным.
Мы вынудили его к этому, так как не оставили ему
возможности выбора. В результате при соотнесении
Следствие социальности
конструкта «привлекательный» с другими конструк
тами решетки мы неизбежно получим искаженное Оно гласит: «В той степени, в которой человек
представление о системе его конструктов. способен воссоздавать способы конструирования,
используемые другим человеком, он способен участ
вовать в социальном процессе, включающем друго
Следствие индивидуальности
го». Важное следствие этого положения заключается
в том, что воссоздание способов конструирования
Это положение указывает просто на то, что лю
другого человека означает не просто понимание этих
ди различаются между собой по способу конструи
способов или подражание им. Если я утверждаю, что

<< Пред. стр.

стр. 13
(общее количество: 60)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>